Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православие и благотворительность Из истории благотворительности в России


Информационный Канал Subscribe.Ru

Из истории благотворительности в России

Е.А. Вечерина, кандидат исторических наук

журнал "Некоммерческие организации в России", № 2, 2001

 

 

 

Благотворительность в современной России — явление молодое. Оно еще не имеет опыта, традиций Богатые преуспевающие люди только учатся «благо творить». Это именно новые русские, ибо со старыми русскими купцами, предпринимателями и промышленниками их мало что связывает. Более 80 лет прошло с тех пор, как распалась связь времен. Сведения о многовековых традициях страны, которую называли «благо­ творительная Россия», пылятся в библиотеках.

 А ведь когда-то в России практически не было ни одного состоятельного человека, который не был бы благотворителем. Меценатство русских купцов стало общеизвестным фактом. Вклад некоторых благотворителей в дело повышения благосостояния России поистине грандиозен. Стали нарицательными имена таких русских благотворителей, как Демидов, Шереметев, братья Бахрушины, Хлудов, Третьяков, Мамонтов и многие-многие другие.

 

Но речь ни в коей мере не идет только о богатых. Чувство сострадания к ближнему всегда отличало россиян. За последние годы, когда перед страной во всей своей неприглядной красе встала проблема нищенства, бездомных детей и неухоженных инвалидов, рука дающего не оскудела. Везде находят­ся сердобольные люди, готовые поделиться последним. Пред­ставляется, что россияне просто истосковались по сострада­нию. Причем истосковались не столько просящие, сколько дающие. Их толкает на это то же, что толкало их предков: жалость, любовь, желание поделиться тем, что есть.

Так что наступила пора возрождать благотворительность в России. Почва уже есть, она ухожена заботой многих поколе­ний наших предков. Открывая новую рубрику, мы надеемся, что опыт прошлых лет и веков осветит историческую память наших современников и поможет возродить незаслуженно забытое.

 

Начало

Творить благо, делать добро привыкли на Руси издревле. Помочь слабому, накормить голодного, подать просящему — эти неписаные правила знали еще вос­точные славяне. Те немногочисленные сведения, которые дошли до нас о ран­них, дохристианских временах, позво­ляют судить о том, что наши предки были людьми добродушными, откры­тыми, «злые и лукавые» встречалась среди славян довольно редко. По свиде­тельству современников-чужеземцев, славяне своей нравственностью произ­водили на них выгодное впечатление.

 

Два качества русского человека на­ходят свои корни в далекой древности. Это гостеприимство и гуманное отно­шение к пленникам. Воинственность никогда не была господствующей чер­той славянского народного характера. Странников, пишет С. М. Соловьев, усердно провожали с одного места на другое, не давали терпеть никакой нуж­ды. Гостеприимство, как справедливо считают летописцы, явилось первооб­разом благотворительности, сострада­ния. Конечно, причины гостеприимства славян можно объяснять тем, что они чаще других народов подвергались на­падениям, изгнанию, враждебным стол­кновениям с противником. Но мало ли мы знаем других народов, у которых подобные обстоятельства порождали отнюдь не гостеприимство, а озлоблен­ность и недоверие. Возможно, есть и другие причины, нам неведомые и ухо­дящие в такую глубь веков, откуда их очень трудно извлечь.

Что касается обхождения с пленни­ками, то свирепость и жестокость в борьбе с врагами имела место и у сла­вян. И это понятно и оправдано време­нем.

 

Однако если пленникам сохраняли жизнь, то их не заставляли рабствовать целый век, как это делали другие наро­ды. Назначался определенный срок, после которого пленные могли запла­тить откуп и вернуться на родину либо остаться жить «между славянами в ка­честве людей вольных и друзей».

 

Существуют письменные свидетель­ства, дающие представление об отно­шении славян к своим сородичам, по­павшим в плен. Учитывая условия эпо­хи, можно сказать, что эти свидетель­ства уникальны. Речь идет о договорах князя Олега и князя Игоря с греками, заключенных после их успешной борь­бы с Византийскими императорами. В обоих договорах отдельно выделены ста­тьи о выкупе пленных. В договоре 911г. говорится, в частности, что «если в ка­кой-нибудь стране будут держать русско­го или греческого невольника и случится в той стране кто-нибудь из русских или из греков, то последний обязан выку­пить невольника и возвратить его на родину, за что получит искупную цену или общую цену невольника; военноп­ленные также возвращаются на роди­ну, пленивший получает общую цену невольника». Во втором договоре, зак­люченным князем Игорем в 945 году, раскрывается финансовая сторона дела: «Если русские приведут пленников-хри­стиан, то за юношу или девицу добрую платят по 10 золотников, за человека средних лет — 8, за старика или дитя — 5; своих пленников выкупают русские за 10 золотников».

Приведенные сведения дают вполне определенную характеристику народу, умеющему не только сострадать, но и реально помогать тем, кто попал в беду. И это в воинственные, жестокие и во многом дикие времена.

Сказанное дает право допустить, что еще до принятия христианства в харак­тере русского народа существовала та человеколюбивая направленность, ко­торая с крещением Руси смогла развить­ся в полной мере. То есть христианские заповеди нашли на Руси определенный душевный отклик.

Крещение Руси не было и не могло быть безболезненным, ибо все, что ка­сается нравов и традиций, особенно ре­лигиозных, очень глубоко укореняется в общественном сознании. Однако в Кие­ве, где Великий князь Владимир начал крещение народа, явного противодей­ствия населения не наблюдалось. Причи­нами столь мирного хода крещения является и то, что среди жителей Киева было уже много христиан, и то, что у язычников не существовало сословия жрецов, которое могло поднять свою паству на борьбу с христианством. Но все-таки главным было то, что язычество не являлось единой объединительной религией: оно дробилось на множество суеверий и предрассудков. В этом плане язычество не имело никаких шансов ус­тоять перед христианством.

О Великом князе Владимире, про­званном Святым, в летописях много противоречивых данных. Его представ­ляют, с одной стороны, как языческо­го идолопоклонника, чрезмерно склон­ного к чувственным наслаждениям и очень неразборчивого в средствах. Лето­писец, в частности, называет Владими­ра «вторым Соломоном в женолюбии». Но, с другой стороны, Владимир пред­стает добрым и последовательным хрис­тианином, святым, славным своею щед­ростью и любовью к народу. Н.И. Кос­томаров высказывает мысль, что лето­писец намеренно хотел показать Вла­димира-язычника, как жестокого и кро­вожадного князя, с тем чтобы бо­лее выпукло ощущалось его чудесное превращение после принятия христиан­ства. Но как бы то ни было, достоверно известно, что Владимир принял хрис­тианство в 988 году в одном из гречес­ких городов на юго-западном берегу Крыма. Затем в Киеве он крестил своих сыновей и народ.

Для самого Владимира христианское вероучение стало откровением. Летопись сообщает об этом следующее: Владимир любил слова книжные, и услыхав од­нажды, как читали в Евангелии «Бла­женны милосивии, яко тии помилова­нии будут»; и потом: «Продайте име­ния ваши и дадите нищим»; далее: «Не скрываете себе сокровищ на земле, идеже тля тлит и татье подкапывают, но скрывайте себе сокровища на небесах, идеже ни тля тлит, ни татье крадут»; и, слыша псалом: «Блажен муж, милуя и дая» — услыхав это, Владимир велел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, брать кушанье и пи­тье, и деньги из казны. Но этого мало; он сказал: «Дряхлые и больные не мо­гут доходить до моего дворца» — и ве­лел сделать телеги, куда клали хлеб, масло, рыбу, овощ разный, мед в боч­ках, квас и возили по городу, спраши­вая: «Где больные и нищие, которые не могут ходить?» Таким и раздавали.

 

В 996 году, то есть вскоре после при­нятия христианства, Владимир издал церковный устав, по которому попече­ние и надзор за общественным призре­нием возлагались на духовенство. Часть средств, находившихся в распоряжении церквей и монастырей, шла на призре­ние находившим здесь пристанище бед­ным, увечным и странникам. Кроме того, Владимир учредил училища как для обучения детей знати, так и для детей со средним достатком и «убогих людей». Были учреждены также бога­дельни и странноприимные дома. В годы княжения Владимира больные в Киеве и других городах пользовались врачеб­ным уходом.

Известно и то, что Владимир Свя­той был очень щедр на милостыню. Так, празднуя освещение церкви Преображе­ния, Владимир велел сварить «триста варь меду», созвал бояр, посадников, старшин из разных городов и раздал бедным 300 гривен (одна гривна равня­лась фунту серебра).

 

После смерти Владимира Святого всех Великих русских князей вольно или невольно сравнивали с их великим пред­ком. Сравнивали, помимо всего проче­го, и по тому, как они заботились о са­мых низших слоях общества. Так, по поводу Ярослава Мудрого, сына Вла­димира Святого, в летописи сказано: «Яко и отец его христолюбив».

 

09.02. 2006г - опубликован мой первый сайт. Заходите, (критика приветствуется). Сайт находиться по адресу: www.miloserd.ru 

Мы можем передать Ваши требы (записки) online «о здравии» и за «упокой» в Православную Церковь св. Иоанна Предтечи (Чесменской).

Просьба писать имена в каждой требе  не более 4 человек.

 

Пишите мне по адресу: nk@miloserd.ru

Козловцеву Николаю.

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.blago
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное