Сегодня небольшое лирическое отступление. Мама прислала несколько
«картинок» из жизни «домашнего детского дома».
Серёжа
Мы учили ноты. Сережа написал в тетрадке «соль»
вместо «фа». Я исправила.
Он потупился и вытер кулачком глаза. Когда он вышел
к доске, он снова ошибся, и после моего
исправления сел, ни на кого не глядя, и уже двумя
кулачками вытер глаза. Мы стали выводить в тетрадках скрипичный ключ.
Не получалось у большинства детей, но никто не плакал от неудач. Только
Серёжа тихонько вытирал щеки кулачками Я все больше терялась:
как быть? Это ведь дети, недавно выхваченные из сиротского омута,
мало ли, кто и как расстреливал их психику, Что делать? Взяла его руку
в свою: «Серёжа, чуть-чуть подтянем петельку, и будет совсем правильно.
Ты молодец.» Все старались, пыхтели, выводили скрипичный ключ.
Сережа тоже.
Урок окончился. Сережа подбежал с тетрадкой: «Как?» Смотрю
еще нужно
подправить, но уже лучше. Вдруг внутри что-то подтолкнуло меня: «Отлично,
Сережа, ставлю тебе 5», и добавляю: «А петельку ты потом чуть- чуть подтяни,
хорошо?» Он смотрит на «5», хватает тетрадку и несется на кухню к маме,
он весь разбрызгивается во все стороны от счастья:
у него «5»!
Я наоборот, сомневаюсь, не переборщила ли с поощрением, не передала ли «пряников»?
На следующем уроке Сережа первым кладет тетрадь на проверку. Сделано очень
старательно, с маленькой неточностью. Я снова ставлю ему «5». Он, торжествуя,
хлопает ладошкой по столу. У других ребят тоже есть «5», они тоже радуются,
но в течение урока я больше наблюдаю за Сережей: не спрячется ли он при
неудачах за спины со своими кулачками у щек, как раньше?
Смотрю стал смелее.
Слушает внимательно, в глазах нет настороженности. При ошибках сердится, но спешит
исправить.
На очередной урок домашняя работа была сделана Сережей безукоризненно,
а во время сольного пения он совершенно точно повторил ритмическое
упражнение. После моей похвалы он вдруг выпалил с горящими глазами:
«Знаете, у меня все внутри дрожало, когда я пел,
так страшно было!»
Я сделала вид, что это признание не удивило меня, спокойно ответила:
«Зато как классно получилось! Вот, что значит постарался.»
Он радостно кивнул. А у меня вдруг тоже все внутри задрожало. Наверное,
как у него. Господи, дивно сотворил Ты внутренности мои! И что
это в них дрожит от счастья?
Часы
Когда я вошла в учебную комнату, все дети сидели на местах;
перед ними были раскрыты тетрадки с домашней работой. Максим
деловито посмотрел на часы и спросил: «Урок уже начался?»
«Да.» Он неожиданно объявил: «Урок начался
в 14:04.»
Я удивилась, но тут же отвлеклась проверкой тетрадей.
Дети с нетерпением ждали своих оценок, так как выполнили домашнюю
работу с большим усердием. После проверки Максим снова торжественно
объявил: «14:16». Это снова удивило меня, но одновременно
и подстегнуло не засиживаться на одном задании, а поскорее двигаться
дальше, напрягать детей посильнее.
Каждый раз, когда мы переходили к новому упражнению, Максим сверял
момент с часами и объявлял: «14:36», «14:48»…
Мелькнула догадка: а не пытается ли он обратить мое внимание на свои
часы? Но выяснить было некогда, потому что своими объявлениями Максим
подстегивал меня переключать внимание детей, чтобы не устали, подталкивал
искать двигательные упражнения. И мы вставали, хлопали, топали, смеялись…
Наконец, урок окончился. Максим в последний раз объявил: «Урок
окончен. 15:21». И снова кто-то из детей отвлек меня, и я не спросила,
зачем он это делал. А Максим смотрел на меня так торжественно и загадочно…
Лишь на кухне за чашкой кофе и тихой беседой с мамой детишек, я наконец узнала,
что недавно у Максима был день рожденья и ему подарили часы. Ох, я! Мальчишку
по швам распирала радость, он намекал-намекал, так празднично поглядывал на меня,
а я… Тоже мне, педагог со стажем… Господи! Какая же это Твоя звонкая
радость дети!
Вы читаете эту рассылку? Вам нравится?
Тогда посоветуйте вашим друзьям подписаться на нее.
У вас есть чем поделиться? Присылайте мысли:
orlenko@infinet.net