Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мысли о прочитанном

  Все выпуски  

Мысли о прочитанном


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мысли об увиденном (лирическое отступление)

В прошлом выпуске я заметил досадную деталь: картинки не всегда загружаются (они лежат на народ.ру). Пока я определюсь с хостингом для картинок и вообще для рассылки, посмотрите www.vangoghgallery.com.

Винсент Ван Гог (продолжение)

[ перейти к первой части ]
Как музыка, эти картины для меня были о таком невыразимом, бессловесном, и в то же время так тонко и точно они выражали это невыразимое. Странно — как это человек, живший сто двадцать лет назад, сумел нарисовать это так, что я увидел — вспомнил — и комок в горле: это ведь мои чувства нарисованы.

То, что я знаю из его биографии и писем, вызывает очень сильные ассоциации с князем Мышкиным Достоевского (вы ведь читали "Идиота"?) — то же острое ощущение красоты и острое ощущение боли, та же незащищенность и одиночество.
Звездная ночь
Сеятель
Сеятель — очень важная для Ван Гога тема. Солнце и Сеятель. На одной из картин о Сеятеле лица его не видно совсем, слишком яркое Солнце; а Солнце образует нимб над головой Сеятеля. Ван Гог — этот Сеятель, это видно и в болезненной картине о поле с воронами, и в золотой, безмятежной, солнечной Жатве (одна из последних картин). Солнце — Христос. Вот картина о воскрешении Лазаря: в пещеру заглядывает Солнце, и Лазарь с лицом Винсента оживает.
О "сеятелях" Ван Гога. У него не один, а несколько вариантов Сеятеля — символичные, выпуклые. Я удивился, какое ослепительно яркое солнце за спиной у сеятеля — лица его не разглядеть.
Мне подумалось о том, что тот, кто сеет Слово, прославляет не себя, а Того, кто дает жизнь зерну. Тому, Кто дает рост и урожай.

Сам автор видел себя сеятелем — его труд должен был доносить до людей весть любви и радости. Вы ведь знаете, что Винcент был сыном пастора, и сам стал было проповедником, но по каким-то причинам оставил церковное служение. Об отношениях с отцом у него есть интересная картина: большая раскрытая Библия и рядом — какой-то французский роман. Я не знаю, как это объяснить, но в той картине нет вызова — скорее, созерцание, взгляд как бы со стороны на путь — свой и своего отца.

[ прoдолжение следует ]

Мысли о прочитанном

Быть иль не быть (в исполнении Давида)


Прочитанное: 1-я Царств 26 1 Пришли Зифеи к Саулу в Гиву и сказали: вот, Давид скрывается у нас на холме Гахила, что направо от Иесимона.
2 И встал Саул и спустился в пустыню Зиф, и с ним три тысячи отборных мужей Израильских, чтоб искать Давида в пустыне Зиф.
3 И расположился Саул на холме Гахила, что направо от Иесимона, при дороге; Давид же находился в пустыне и видел, что Саул шел за ним в пустыню;
4 и послал Давид соглядатаев и узнал, что Саул действительно пришел.
5 И встал Давид, и пошел к месту, на котором Саул расположился станом, и увидел Давид место, где спал Саул и Авенир, сын Ниров, военачальник его. Саул же спал в шатре, а народ расположился вокруг него.

6 И обратился Давид и сказал Ахимелеху Хеттеянину и Авессе, сыну Саруину, брату Иоава, говоря: кто пойдет со мною к Саулу в стан? И отвечал Авесса: я пойду с тобою.
7 И пришел Давид с Авессою к людям [Сауловым] ночью; и вот, Саул лежит, спит в шатре, и копье его воткнуто в землю у изголовья его; Авенир же и народ лежат вокруг него.
8 Авесса сказал Давиду: предал Бог ныне врага твоего в руки твои; итак позволь, я пригвожду его копьем к земле одним ударом и не повторю [удара].
9 Но Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?
10 И сказал Давид: жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня;
11 а возьми его копье, которое у изголовья его, и сосуд с водою, и пойдем к себе.
12 И взял Давид копье и сосуд с водою у изголовья Саула, и пошли они к себе; и никто не видел, и никто не знал, и никто не проснулся, но все спали, ибо сон от Господа напал на них.

13 И перешел Давид на другую сторону и стал на вершине горы вдали; большое расстояние [было] между ними.
14 И воззвал Давид к народу и Авениру, сыну Нирову, говоря: отвечай, Авенир. И отвечал Авенир и сказал: кто ты, что кричишь и [беспокоишь] царя?
15 И сказал Давид Авениру: не муж ли ты, и кто равен тебе в Израиле? Для чего же ты не бережешь господина твоего, царя? ибо приходил некто из народа, чтобы погубить царя, господина твоего.
16 Нехорошо ты это делаешь; жив Господь! вы достойны смерти за то, что не бережете господина вашего, помазанника Господня. Посмотри, где копье царя и сосуд с водою, что [были] у изголовья его?
17 И узнал Саул голос Давида и сказал: твой ли это голос, сын мой Давид? И сказал Давид: мой голос, господин мой, царь.
18 И сказал [еще]: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей?
19 И ныне пусть выслушает господин мой, царь, слова раба своего: если Господь возбудил тебя против меня, то да будет это от тебя благовонною жертвою; если же − сыны человеческие, то прокляты они пред Господом, ибо они изгнали меня ныне, чтобы не принадлежать мне к наследию Господа, говоря: ступай, служи богам чужим'.
20 Да не прольется же кровь моя на землю пред лицем Господа; ибо царь Израилев вышел искать одну блоху, как гоняются за куропаткою по горам.

21 И сказал Саул: согрешил я; возвратись, сын мой Давид, ибо я не буду больше делать тебе зла, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих; безумно поступал я и очень много погрешал.
22 И отвечал Давид и сказал: вот копье царя; пусть один из отроков придет и возьмет его;
23 и да воздаст Господь каждому по правде его и по истине его, так как Господь предавал тебя в руки [мои], но я не захотел поднять руки моей на помазанника Господня;
24 и пусть, как драгоценна была жизнь твоя ныне в глазах моих, так ценится моя жизнь в очах Господа, и да избавит меня от всякой беды!
Мысли:

В спорах о том, есть ли у человека возможность влиять на события, или все определяется Господом, спорщики часто упускают эту ассиметрию, которая хорошо подмечена здесь: Давид видит себя активным действующим лицом ("как драгоценна была жизнь твоя ныне в глазах моих..."), но по отношению к себе он не признает никакого влияния других людей или обстоятельств − только Господь определяет, как сложится его жизнь: "... так ценится моя жизнь в очах Господа".

Сразу скажу, что здесь нет логики. Когда мы размышляем о простых вещах − о квантовой механике, или приготовлении супа, или о строительстве жилых домов, − то с логикой должно быть все в порядке, она как раз уместна. А когда речь идет о причинах любить − они вне логики, о вере − она не зависит от логики, о надежде − она надеется часто вопреки логике.

Но отсутствие логики в действиях и мотивах − само по себе никакое не благо. О ней я заговорил только для того, чтобы подчеркнуть, что Давид руководствуется чем-то другим.

Давид живет в мире, где правит Господь. Он − соработник Божий, активно, от себя, осуществляющий Его замысел. И, поскольку Господь Вседержитель правит миром Давида, кого ему бояться, на какие обстоятельства оглядываться (кроме Самого Господа)?

Иеремия 17:5-8
Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.
Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование − Господь.
Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод.

Так ли сильно мое положение отличается от Давида? Посмотрим:

Живу ли я в мире, где правит Господь?
(Луки 12:6,7) Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены.

Причастен ли я к осуществлению Его замысла?
(1-е Коринфянам 3:9) Ибо мы соработники у Бога.

Можно не бояться?
(Римлянам 8:28) Любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.

Когда-то для меня было большим открытием, что Христианство − не в не-делании (это нельзя, то нельзя), а в делании (теперь я могу делать то, чего без Бога никак не мог!). Сеычас я яснее вижу: нужно действовать, и ожидать действий от Господа (но не от обстоятельств).


Володя Орленко

Aрхив рассылки находится по адресу http://subscribe.ru/archive/religion.biblethoughts/

Вы читаете эту рассылку? Вам нравится?
Тогда посоветуйте вашим друзьям подписаться на нее.
Форма для подписки: http://subscribe.ru/catalog/religion.biblethoughts

У вас есть чем поделиться? Присылайте мысли прямо на мой e-mail: orlenko@infinet.net


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное