Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

Богословие и жизнь Об уникальности христианства


Много лет назад в Иудее жил проповедник-реформатор Иисус из Назарета. Он учил людей добру, любви и прочим общечеловеческим ценностям, будучи проповедником некого рода толстовства, опередившим свое время. К тому же, он симпатизировал угнетенным классам и людям из стигматизированных прослоек общества, что наделило его особой популярностью. К сожалению, он вызвал резко негативную реакцию местных религиозных элит и был казнен по политическому обвинению.

Его ученики столкнулись с необходимостью обоснования провала своей религиозной группы. Они не хотели принять реальность обрушившейся на них неудачи, и поэтому в их среде возникла легенда о воскресении учителя, основанная на свидетельствах его ближайших сподвижников, якобы бывших очевидцами этого события. В самый короткий период биография Иисуса из Назарета стала обрастать фольклорными подробностями, вроде рождения от девственницы, и рассказами о якобы совершенных им чудесах. Эти истории заимствовались из пласта типичных сказаний о героях и божествах, свойственных народному фольклору многих культур, что можно проиллюстрировать параллелями в мифах Египта, Малой Азии, Греции, Рима, Индии и скандинавских народов.

Вершиной мифологизации образа Иисуса из Назарета стало его обожествление. Жителям античного мира казалось логичным применить к Иисусу тот же сценарий, что и в отношении множества богов и героев - страдавших, умиравших и воскресавших.

История Иисуса, рассмотренная в широком религиоведческом контексте, уже вовсе не кажется оригинальной. Мы без труда можем найти в ней отголоски вполне типичных литературных сюжетов, волновавших умы читателей на протяжении тысячелетий. Подобно слушателям древних ближневосточных мифов, мы удивляемся чудесам, совершенным Иисусом, и размышляем над мудростью, содержащейся в его притчах. Подобно зрителям древнегреческих трагедий мы сопереживаем  преданному и невинно страдавшему герою. Мы проникаемся симпатией к человеку, который делал людям только добро, а взамен получил от них лишь зло и ненависть. Мы радуемся тому, что восторжествовала справедливость, и наш герой был воскрешен высшими силами.

Несомненно, история Иисуса из Назарета является одним из шедевров человеческой мысли, и ее сюжет навсегда занял своей место в сокровищнице человеческой культуры, наряду с Илиадой Гомера,  поэзией Байрона и речами Авраама Линкольна. Тем не менее, мы не должны списывать со счета и тот факт, что культ Иисуса был лишь одним из многих религиозных культов античного мира, похожих друг на друга даже в деталях и тесно переплетенных между собой. Мы без труда обнаруживаем в жизнеописаниях Митры, Диониса, Осириса, Таммуза, Адониса те же черты, что мы видим в евангельском повествовании. И хотя христианство впитало и творчески переработало эти религиозные системы, лишь странной превратностью судьбы  можно объяснить тот факт, что сегодня на том месте, которое заняло христианство, не оказался митраизм или дионисийский культ.

Продолжение


В избранное