Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

Богословие и жизнь Одержимость бесами, экзорцизм и психиатрия


Богословие и жизнь Одержимость бесами, экзорцизм и психиатрия от 2012-01-20 для 8442 подписчиков.

Последние публикации сайта "Богословие и жизнь"

Одержимость бесами, экзорцизм и психиатрия
Очень часто душевнобольные испытывают ощущения внешнего воздействия, вторжения в свой рассудок некой внешней силы. Объяснение этого нового для них состояния больные обычно ищут, используя привычные им представления о мире. Неудивительно, что с древнейших времен симптомы острого психоза воспринимались людьми как результат действия злобного духа, вселявшегося в человека и причинявшего ему страдания.

Дилемма с субботой у адвентистов Самоа
Местные адвентисты теперь решили соблюдать не субботу, вместе с адвентистами Австралии и Новой Зеландии, а воскресенье.

«Молитва на иных языках» и синдром Кандинского-Клерамбо
В действительности, феномен пятидесятнического «говорения на иных языках» является не чем иным, как широко известным в психиатрии синдромом психического автоматизма, более известным как синдром Кандинского-Клерамбо. У разных больных этот феномен проявляется по-разному...

Дэвид Вилкерсон и слуховые галлюцинации
Слуховые галлюцинации чаще всего являются одним из первых признаков развивающегося психоза. Однако больной, испытывающий на себе влияние другого характерного симптома – бредовых идей, чаще всего совсем не склонен трактовать слуховые галлюцинации как проявление болезни.  Весьма характерным является случай, когда больной дает галлюцинациям религиозную трактовку, воспринимая их как голос Бога или нашептывания бесов

По поводу одной фальшивки
Вряд ли  среди адвентистов найдется хоть один человек, который еще не успел познакомиться с секретным планом Ватикана по евенгелизации адвентистов. Позвольте напомнить вам текст этого адвентисткого шедевра




Одержимость бесами, экзорцизм и психиатрия

Очень часто душевнобольные испытывают ощущения внешнего воздействия, вторжения в свой рассудок некой внешней силы. Объяснение этого нового для них состояния больные обычно ищут, используя привычные им представления о мире. Неудивительно, что с древнейших времен симптомы острого психоза воспринимались людьми как результат действия злобного духа, вселявшегося в человека и причинявшего ему страдания. Этих «злобных духов» пытались «изгонять», прибегая к длительным молитвам или замысловатым обрядам. Так как истинная причина состояния «бесноватого» состояла в эндогенном заболевании шизофренического спектра, и только ничтожный процент слишком впечатлительных «бесноватых» лишь внушил себе «одержимость», экзорцизм редко приносил успех. Тем не менее, люди верили в эффективность этой процедуры, особенно если ее должен осуществить авторитетный религиозный лидер.

Прошли столетия, пока психиатрия не выделилась в отдельную область медицины, пока не были изучены психические заболевания и не были предложены достаточно эффективные методы их лечения. Видя успехи современной психиатрии, практически все христианские церкви, за редким исключением, заняли некую половинчатую позицию – они не оспаривают эндогенную природу психических расстройств, но продолжают настаивать, что «одержимость бесами» действительно возможна на практике. Нужно ли объяснять, что при таком подходе верующий человек, заметив у себя первые признаки психического расстройства, даже не подумает обратиться к врачу, а будет твердо уверен в том, что подвергся нападкам нечистого духа. При этом его психоз будет усугубляться, пока не приобретет острую, крайне опасную для здоровья форму.

Почему же церковь не хочет изменить свой подход к мнимой «одержимости» и продолжает поддерживать это древнее суеверие? На это несколько причин:

 

  1. Если «одержимость бесами» лишь результат сложного психоза, то кого тогда изгонял Христос? Понятно, что Христос, исцеляя людей, не сопровождал Свои действия пространными медицинскими комментариями, объясняя природу исцеляемого заболевания, но в отношении бесноватых евангелия высказываются вполне однозначно. Если Христос просто лечил людей от психозов, то кто тогда вошел в стадо свиней, покинув бесноватого?

    Те, кто настаивают на буквальном толковании подобных эпизодов, придерживаются фундаменталистского подхода, который отводит авторам евангелий роль лишь некого рода «секретарей» Бога, и не допускает даже мысли, что они были самостоятельными интерпретаторами описываемых в евангелиях событий, а значит - просто не могли дать им иной трактовки, кроме той, что была приемлема для современного им общества.

    Церковный фундаментализм всегда был строг в отношении деталей и весьма немилосерден по отношению к человеку, его проблемам и немощам. Самые негуманные вещи, вроде рабства в Америке или телесных наказаний в царской России всегда находили у фундаменталистов железное обоснование библейскими цитатами, и лишь серьезная социальная подоплека заставляла фундаменталистов отнести свою еще недавно непоколебимую аргументацию в хранилище древностей. В нашем же случае, когда овеянное веками суеверие приносит вред самой незащищенной прослойке населения – клиентам психиатрических услуг, вряд ли  можно ожидать здесь какого-то прогресса.

  2. Церковная история изобилует примерами контактов святых и подвижников с бесами и эпизодов экзорцизма. Если церковь примет однозначную трактовку «одержимости» как симптомов психоза, она будет вынуждена пересмотреть свое отношение к этим церковным деятелям. В итоге получится, что изрядная доля святых и подвижников нуждалась в помощи психиатра, а их чудеса экзорцизма были не более чем жестокой игрой с больными людьми. Поэтому, заботясь о собственной репутации, церковь всегда будет держать место для экзорцистов, какой бы вред они не приносили больным людям.

  3. На сегодняшний день экзорцизм, который, как раньше казалось, давно уже ушел в прошлое вместе с «охотами на ведьм» и монастырскими тюрьмами, переживает второе рождение. К этой стародавней практике вновь проявил интерес Ватикан, в Троице-Сергиеву Лавру «бесноватых» возят на «отчитку» автобусами. Кое-где грешат экзорцизмом баптисты. И конечно же, экзорцизм расцвел пышным цветом у пятидесятников и харизматов – там, где у верующего наибольшая вероятность в будущем стать клиентом психиатрических услуг. Причиной этому служит не только общий фон невежества, который подстраивает под себя церковь, но и амбиции священнослужителей.

    Чтобы стать авторитетным церковным лидером, пользующимся заслуженным уважением у верующих, нужно в первую очередь быть хорошим человеком. Это крайне простое условие на самом деле является самым трудновыполнимым. Гораздо проще объявить себя церковным чудотворцем, имеющим власть изгонять бесов, и заняться устройством жестоких спектаклей с участием тяжело больных людей.

    Как правило, такой служитель быстро обрастает мантией легенд, которые с восторженным придыханием пересказывают верующие: «Психиатры от этого человека отказались, крест на нем поставили, а батюшка Василий/ Апостол Джонсон/ пастор Такой-то всего один раз над ним помолился, и бес из него сразу же ушел». При этом в реальной жизни все происходит с точностью наоборот – психиатры не отказываются от своих пациентов, более того, врач психиатр должен наблюдать пациента в течении многих месяцев после выписки из стационара, чтобы предотвратить рецидив болезни и помочь больному после выздоровления пережить неминуемую в подобных случаях депрессию. Действия же экзорцистов по определению не предполагают такой длительности. После того, как экзорцист «изгоняет беса» он нисколько не заботится о том, что будет с его подопечным дальше (в некоторых случаях, уже на следующий день). Ему это и не нужно, так как необходимую ему порцию славы он уже получил.

Если наш Спаситель в своем земном служении особое место уделял исцелению психически больных людей – больных, которым медицина того времени не могла помочь, то Его современные последователи, живущие во времена использования нейролептиков, явно не преуспели, следуя здесь Его примеру. Даже само отношение церковных людей к клиентам психиатрических услуг мало отличается от того, что больные могут встретить и за пределами церкви. Хотя число людей, страдающих психическими расстройствами, составляет в нашем обществе значительный процент, только увеличивающийся со временем, в глазах большинства людей они являются чем-то средним между Лектором Ганнибалом из фильма «Молчание ягнят» и персонажами комедийных фильмов. Представления о психиатрической помощи основываются на страшных фильмах, книжках викторианской эпохи, а также на разнообразных слухах и домыслах.

 

Позвольте теперь подвести некоторый итог нашему разговору.

  1. «Одержимость бесами» является проявлением острого психоза. Состояние «одержимых» на фоне других бредовых состояний не представляет собой чего-то особенного и соответствует симптомам галлюцинаторно-параноидных расстройств.
  2. Те, кто настаивают на реальности «одержимости» и предлагает вместо единственно эффективного в таком случае медикаментозного лечения нелепое церковное колдовство под названием «экзорцизм», занимаются ни чем иным, как явным вредительством.
  3. Если кто-то из наших близких, друзей и членов церкви считает, что «одержим бесом», мы не должны потворствовать развитию его психоза, поддерживая его бредовую идею. Если есть возможность, в этом случае нужно оказать человеку помощь при госпитализации в психиатрический стационар.

Комлев Алексей

http://theologian.msk.ru/life/450-oderzhimost-besami-ekzorcizm-i-psihiatriya.html


В избранное