Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

Богословие и жизнь Алден Томсон. Библия без цензуры


Здравствуйте, дорогие подписчики!

В этом выпуске я хотел бы поделиться с вами интересной новостью. Недавно в издательстве «Эксмо» вышла книга Алдена Томсона «Библия без цензуры». Оригинальное название книги «Кто боится ветхозаветного Бога?». Цель этой книги – помочь верующим правильно понять  те фрагменты  Ветхого Завета, которые их обычно отталкивают.

Я думаю, многие из вас знакомы с чувством некоторого недоумения, возникающие у христианина,  который, прочитав в Новом Завете о любви Бога к людям, о крестной смерти Иисуса Христа, о Его учении, встречает в Ветхом Завете рассказы о разного рода кровопролитии, происходившем с одобрения Бога.  У некоторых даже  возникает мысль, что Бог Нового Завета и Бог Ветхого Завета – разные Боги, первый из которых добрый, а второй злой.  К слову сказать, именно эту мысль во времена ранней церкви развил еретик Маркион, приобретя множество последователей.

В любом случае, этот внутренний диссонанс, возникающий при чтении Ветхого Завета, может очень повредить вере человека, наглухо закрыв от него большую часть Библии. Для тех верующих, которые хотят решить эту проблему, книга Томсона станет настоящей находкой.

С рассказа об этой проблеме Томсон и начинает свою книгу.  Проблему непопулярности ВЗ у верующих он описывает очень правдиво, ничего не скрывая и не приукрашивая. Чтобы лучше ее обозначить он вводит два термина – «возвышенный» и «смиренный» путь изучения ВЗ.  «Возвышенный» путь  требует  изображения героев ВЗ и их жизни исключительно в положительном свете, так, чтобы они полностью соответствовали требованиям христианской морали нашего времени,  и создает целый ряд проблем, когда Библия представляет этих людей и их действия совсем иначе. В этом случае многие просто предпочитают закрыть глаза на эти тексты.  «Смиренный» путь – это путь не позволяющий закрывать глаза.

Следующая проблема, о которой много говорит Томсон – это вопрос интерпретации Ветхого Завета в Новом. Для многих христиан становится большой трудностью  то, что ветхозаветные тексты, приводимые новозаветными авторами, в своей собственном  контексте имеют совершенно иное значение. Например, «дева» у Метфея и Исаий, «из Египта воззвал я сына моего» и т.д.

В следующих главах Томсон последовательно говорит о тех факторах, которые нужно учесть для правильного понимания ветхозаветных текстов. А именно, о «частичном откровении» Бога, подъемах и падениях Израильского народа, роли сатаны в ветхом завете (о нем там, как вы знаете, почти не говорится), разных именах Бога в разных фрагментах ВЗ  и т.д.  Нужно отметить, что сам Томсон, который в книги постоянно упоминает  о своей принадлежности к консервативным христианам,  пишет о многих вещах, о которых у консерваторов и библейских фундаменталистов говорить не принято. Например, о том, что израильтяне как минимум до времен Давида вполне признавали бытие других божеств, кроме собственного Бога.

Дальше речь идет о ветхозаветных законах.  Томсон совершенно правильно обратил внимание на эту тему.  В ВЗ много «странных» законов, вроде запрета варить козленка в молоке его матери  (у вас никогда не возникало желания согрешить подобным образом? Сварить  козленка в козьем молоке? У меня, например, нет). Что делать с этими странными законами? Для этого нужно разобраться в том, как они появились. Об этом подробно говорится в 4-ой главе книги.

В следующей главе идет речь об уступках культуре ближайшего окружения израильтян.  Пожалуй, это самая важная глава в книги, так как в ней автор предлагает порассуждать на тему  волнующего многих христиан вопроса: «Как жить в мире, будучи не от мира?».

В 6 и 7 главе Томсон решил выбрать «худшую» и «лучшую» историю ВЗ. На роль худшей он избрал историю из кн. Судей 19-21, ту самую, в которой идет речь о войне израильтян с колен Вениаминовым.  Тем не менее, именно эти главы дают нам возможность очень много узнать о жизни Израиля того времени, его вере и его отношению с Богом.

«Лучшая» история по мнению Томсона – это мессианские пророчества ВЗ. Но здесь автор, в отличие от большинства консерваторов, готовых радостно перечислить множество пророчеств ВЗ о скором пришествии Иисуса, хочет сказать совсем иное: Если ВЗ так много говорит об Иисусе, как считают наши фундаменталисты, то почему никто не распознал исполнение этих пророчеств во время жизни Иисуса, хотя Священное Писание изучалась очень подробно?  Иными словами, в этой главе книги идет рассказ о тех текстах ВЗ, которые рассматриваются новозаветными авторами как пророчества об Иисусе, хотя в контексте к нему не относятся.

Последняя глава книги посвящена Псалмам. А именно, псалмам, вроде Пс. 136: «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс.136:8,9) Что полезного может извлечь для себя христианин из столь кровожадных текстов?  На самом деле, очень многое.

Лично мне книга Томсона понравилась своей честностью.  Хотя он настроен и консервативно, его целью стоит помочь  читателю обрести духовные богатства, заключенные даже в самых мрачных текстах, а не обелить их. То, что прямо говорится в Библии, автор не искажает, как это любят делать многие «апологеты» (вроде того, что дети, насмехавшиеся над Илией, были не детьми а взрослыми, глупыми как дети).

Читая эту книгу, я получил большое удовольствие и не жалею о потраченном на чтение времени.

Книга имеет объем в 230 стр. Формат небольшой. Тираж только 4000 экз., хотя может быть будут допечатки. Если судить по Яндекс Маркету, цена книги колеблется от 120 до 170 руб.  Хотя я сам заказывал книгу в интернет-магазине, насколько я знаю, в некоторых городах книга свободно продается в большинстве книжных супермаркетов.


В избранное