Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

3.1015 Толкование Гал. 3: 11-26


Изучаем Библию вместе Выпуск 229 от 2007-10-22 для 8262 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам через форму на нашем сайте
Приглашаем вас также подписаться на наш дискуссионный лист
Рассылки Subscribe.Ru
Наедине с Библией

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Примите извинения за то, что рассылка очень долго не выходила. Теперь она будет выходить гораздо чаще.

==================
Содержание выпуска:
==================

3.1015 Толкование Гал. 3: 11-26
3.1016 Евангелие Мира ессеев
3.1017 О крещении детей
3.1018 Толкование Втор. 28:63
3.1019 К какой расе принадлежали первые люди?
3.1020 Наше мнение о даре языков

===================
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

 

3.1015 Рубен (rv_tg@???.ru) спрашивает: «Мир Вам! Пожалуйста, если можно, Ваш комментарий Гал.3:11 12. Как Вы понимаете Гал.3-17,24,25,26. Спасибо»

Отвечает Алексей Комлев:

Мир Вам, Рубен!

На мой взгляд, идея, высказанная Павлом в этих стихах, предполагает вполне однозначное толкование, но восприятие богословия Павла имеет свои особенности, о которых я хотел бы рассказать. При понимании его посланий важно знать, что традиционное для современного христианства их прочтение (что в полной мере относится к протестантской экзегезе) родилось в полемике с пелагианством. Пелагианство – самая популярная, самая  живучая и самая унылая ересь за всю историю христианства. К сожалению, многие христиане из разных конфессий (в большинстве из которых пелагианство не одобряется) являются пелагианами по своему образу мышления, сами того не замечая.

В чем суть этой ереси? Её основатель, Морган Пелагий, живший в 4-5 вв., считал, что грех Адама был его и только его личной проблемой. Бог, дав людям закон, не стал бы, по мнению Пелагия,  ставить перед людьми изначально недостижимых целей. Поэтому люди вполне могут жить безгрешной жизнью, совершенствуясь и достигая святости своими силами. Здесь им в качестве примера дается безгрешная жизнь Христа.

В принципе, эти положения не кажутся такими уж крамольными, и действительно,  церковь не сразу увидела всю опасность пелагианства. Но на самом деле оно подрывают саму суть нашей веры. Ведь, фактически, пелагианство учит тому, как жить без Бога!

Особая заслуга в борьбе с этим учением принадлежит Августину Блаженному и Иерониму Стридонскому. Еще раз этот вопрос всерьез поднимался в полемике Мартина Лютера и Эразма Роттердамского. Естественно, для противостояния пелагианству использовались главным образом тексты Павла.

Но об этом ли писал Павел? Традиционно многие полагают, что иудаизм времен Павла был сродни пелагианству. То есть, иудей видел путь к спасению только через совершение добрых дел и воздержание от совершения греха. Но это не так. Сам факт рождения иудеем и совершения обрезания давал право рассчитывать на спасение. Бог Сам заключил завет с Народом Израильским. Человек не нужно было добиваться того, чтобы его включили в завет, Бог Сам выступал инициатором этого. Соблюдение же закона было лишь ответом человека на заключенный с ним завет, а не средством спасения. Ведь человек, становясь гражданином какой-либо страны, в любом случае начинает исполнять ее законы, а не наоборот, стремится стать гражданином страны через следование ее правовым нормам.

Таким образом, иудаизм времен Павла имел свою вполне разумную и удобную схему спасения. Проблема была не в том, что она была неполноценной, как считают многие (то есть, требовала соблюдения закона, как условия спасения), а в том, что Христос в эту схему не вписывался.

 Именно об этом и говорит Павел в послании к Галатам. Само написание этого столь эмоционального послания вызвано появлением в Галатии проповедников иудействующих христиан, которые, хотя и принимали Христа, но спасение видели лишь в использовании ветхозаветной схемы – вступления в Завет с Богом через обрезание.

В тех текстах, которые Вы просили прокомментировать, это отчетливо видно.

«А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.» (Гал.3:11,12)

В предыдущих текстах Павел упоминает о преимуществах христианства, например, о Духе, данном христианам и о чудесах, совершавшихся между ними (3:4). Павел указывает, что дух был дарован им через «наставление в вере» (3:5). Обрезание к таким результатам не приводило.

В тексте 3:17 Павел явно говорит о том, что тот, теперь уже Ветхий, Завет был указанием на Христа, и закон, оформленный Моисеем, не вел к его отмене. В текстах 3:24-26 говорится о том, что и закон служил той же цели - быть начальной стадией пути ко Христу. То есть быть детоводителем (по-гречески: педагогом) ко Христу.

------------------------

3.1016 Nina (nina69@???.ru) спрашивает: «Каково отношение у ортодоксальной церкви к евангелию мира от ессеев? Прокомментируйте этот текст, пожалуйста, он производит сильное впечатление.»

Отвечает Алексей Комлев:

Здравствуйте, Нина!

Этот текст является подделкой. Он не принадлежит ессеям, и был написан, если мне не изменяет память, в середине 19 века. То есть, еще до того, как была обнаружена древняя библиотека в Кумране, на основании текстов которой можно сделать выводы о вере ессеев.

-------------------

3. 1017 Сергей (sb1972@???.ru) спрашивает: «Мы с женой хотим покрестить нашего ребенка. С какого возраста новорожденного это можно сделать?»

Отвечает Алексей Комлев:

Мир Вам, Сергей!

Насколько мне известно, в Православной Церкви можно крестить самых маленьких детей – которым всего несколько дней отроду. В большинстве протестантских церквей крещение принимают в более позднем возрасте – ближе к совершеннолетию. Мы сами принадлежим к протестантской Церкви АСД и придерживаемся мнения, что крещение следует отложить до того момента, когда ребенок сам осознает необходимость крещения и будет понимать все последствия этого шага. Ведь крестясь, человек вступает в завет с Богом, или, говоря более понятным языком, заключает договор. Правильно ли, если договор за тебя заключают другие (родители), а обязательства по этому договору должен нести именно ты?

Я думаю, все видят, что благодаря тому, что детей крестят в младенчестве, значение крещения для многих обесценилось. Многие, особенно из старшего поколения, даже не могут вспомнить, крещены они или нет. Родители, крестя детей, часто лишь соблюдают некую традицию, вроде запуска кошки в новый дом при новоселье. При этом, сами родители могут не верить в Бога и не настаивать на том, чтобы ребенок был верующим. Крестные выступают чем-то вроде свидетелей на свадьбе, хотя по правилам крестные должны брать на себя ответственность за воспитание ребенка в христианском духе и далее на протяжении жизни следить за его духовным развитием.

Попытки найти в Библии доказательства того, что изначально крещение принимали и дети, необоснованны и строятся  скорее на допущениях, чем на очевидных свидетельствах. Например, часто упоминается текст из Деяний Апостолов, где говорится о новообращенной христианке Лидии: «Когда же крестилась она и домашние ее…» (Деян.16:15), считая, что в числе домашних обязательно должны быть дети. Но здесь не принимается в расчет то, что Лидия вряд ли была замужем, так как в таком случае торговлей занималась бы не она, а ее муж.

А вот история церкви свидетельствует о том, что изначально крещение принимали именно в сознательном возрасте. В древности новорожденных детей не крестили, а только совершали над ними молитву и некий обряд с использованием соли (об этом чуть ниже). Далее перед крещением человек проходил процедуру «оглашения» - обучения христианскому учению и наставлению в вере. Судя по дошедшим до нас «огласительным беседам», написанных многими Отцами Церкви, обучение оглашаемых было очень и очень серьезным, пожалуй, даже более обширным, чем можно получить в церкви в наши дни. Оглашаемые до крещения не могли участвовать в литургии, принимать причастие. Естественно, крещение для такого человека становилось чрезвычайно радостным моментом в его жизни. До сих пор сохранилось выражение «кричать как оглашенные».

Но как получилось, что церковь начала крестить новорожденных детей? Часто, слушая защитников крещения в зрелом возрасте, можно предположить, что обычай крещения детей ввели какие-то затесавшиеся в церковные ряды злодеи, чтобы исказить библейский порядок крещения. На самом же деле, сторонниками крещения детей были люди, которых никак нельзя упрекнуть в каком-либо церковном штрейкбрехерстве. Например, мученик Киприан Карфагенский. Почему же достойнейшие люди своего времени пришли к столь странному убеждению – в необходимости крестить детей?

После крещения человек начинает новую жизнь. Все прежнее остается позади, и вода крещения смывает все грехи прежней жизни. Таким образом, человек выходит из баптистерия практически без грехов – прежние грехи прощены и забыты, а новых еще не успел совершить. Когда, исходя из житейской логики, лучше всего оказаться в таком состоянии? Правильно, перед смертью.

Поэтому в ранней церкви как-то сама собой сложилась практика откладывать крещение до последних дней жизни. Императора Константина Великого, сделавшего Рим христианским, крестил на смертном одре арианский епископ Евсевий Никомидийский. Также перед самой смертью крестились и его потомки. Крещение перед смертью не казалось ошибочным не только простым христианам, но и служителям церкви. Вот что пишет об этом Августин Блаженный -  в своей «Исповеди» он вспоминает, как тяжело заболел в детстве, и его мать (Св. Моника) думая, что сын умирает, решила крестить его. Но когда ребенку стало лучше, крещение отложили:

«Я слышал еще мальчиком о вечной жизни, обещанной нам через уничижение Господа нашего, нисшедшего к гордости нашей. Я был ознаменован Его крестным знамением и осолен Его солью по выходе из чрева матери моей, много на Тебя уповавшей. Ты видел, Господи, когда я был еще мальчиком, то однажды я так расхворался от внезапных схваток в животе, что был почти при смерти; Ты видел. Боже мой, ибо уже тогда был Ты хранителем моим, с каким душевным порывом и с какой верой требовал я от благочестивой матери моей и от общей нашей матери Церкви, чтобы меня окрестили во имя Христа Твоего, моего Бога и Господа. И моя мать по плоти, с верой в Тебя бережно вынашивавшая в чистом сердце своем вечное спасение мое, в смятении торопилась омыть меня и приобщить к Святым Твоим Таинствам, Господи Иисусе, ради отпущения грехов моих, как вдруг я выздоровел. Таким образом, очищение мое отложили, как будто необходимо было, чтобы, оставшись жить, я еще больше вывалялся в грязи; по-видимому, грязь преступлений, совершенных после этого омовения, вменялась в большую и более страшную вину». (Исповедь. I, 11).

Естественно, такой подход ко крещению искажал его истинную суть. Вместо радостного возрождения к новой жизни, акта веры (а значит, и доверия) Богу, оно воспринималось лишь как некая чистка кармы, которую стремятся отложить на более поздний момент, чтобы почистить ею как можно больше грехов. Естественно, ни о какой вере здесь говорить нельзя, наоборот, откладывая крещения на последние дни жизни, человек демонстрировал сомнения в способности Бога возродить грешного человека к праведной жизни.

Против предсмертного крещения выступали многие Отцы Церкви. Одним из самых известных творений, посвященных этой теме, является проповедь, произнесенная Василием Великим: «Беседа побудительная к принятию святого крещения». В ней Василий Великий убеждает свою паству не бояться крещения и указывает на преимущества, даруемые крещением.

«Если бы золото раздавал я в церкви, не сказал бы ты мне: завтра приду, завтра дашь; но, прося поспешить раздачей, потребовал бы теперь же, и негодовал бы на замедление. Но когда Великодаровитый предлагает тебе не доброцветность вещества, но душевную чистоту, придумываешь предлоги и вычисляешь причины, между тем как надлежало спешить к дару.»

Начиная с банальных последствий, вроде того, что человек может просто перехитрить самого себя, и не успеть креститься, и Василий перечисляет все последствия сознательного ухода от крещения:

«Да и кто тебе твердо назначил предел жизни? Кто определил срок твоей старости? Кто у тебя достоверным поручителем за будущее? Не видишь ли, что смерть похищает и детей, увлекает и приходящих в возраст? Не один срок положен жизни. Для чего ждешь, чтобы крещение было для тебя даром горячки, когда не в состоянии уже будешь произнести спасительных слов, а может быть, нельзя тебе будет и выслушать их ясно; потому что болезнь поселится в самой голове; когда не станет у тебя сил ни воздеть руки к небу, ни стать на ноги, ни согнуть колена для поклонения, ни научиться с пользою, ни исповедание проговорить твердо, ни с Богом сочетаться, ни от врага отречься, ни даже, может быть, с сознанием следовать за порядком тайноводства, так что и присутствующие останутся в сомнении, ощутил ли ты благодать или бесчувствен к совершаемому; если даже и с сознанием приимешь благодать, то будешь иметь у себя талант, однако же не принесешь на него прибыли?»

Но самое главное, Василий честно говорит о причинах, побуждающих людей медлить с крещением:

«Эта медленность не иное что выражает, как следующее: "Пусть сначала царствует во мне грех, после будет когда-нибудь царствовать и Господь". Сначала уды мои представлю оружия неправды греху, а потом, со временем, представлю их и оружия правды Богови (Рим. 6, 13). Так и Каин приносил жертвы; что было лучшего, то - в услаждение себе самому, а что похуже, то - сотворившему и даровавшему Богу. Пока способен ты к трудам - проводишь юность свою в грехах; а как скоро члены ослабели, тогда приносишь их в дар Богу, когда уже ни на что нельзя употребить их и по необходимости надо оставлять в бездействии, потому что сила утрачена от долговременного истощения. Целомудрие в старости - уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию. Мертвого не увенчают; не тот праведник, кто не в силах делать зло. Пока есть у тебя силы, преодолевай грех разумом; ибо вот добродетель - уклоняться от зла и делать добро.»

Естественно, жители Кесари Каппадокийской, где проповедовал Василий, слыша такие слова, не питали иллюзий по поводу мнимых выгод предсмертного крещения. Но кафедра Василия на раздираемом ересями и церковными раздорами Востоке была скорее исключением из общих правил. Требовалось какое-то решение, которое бы изменило ситуацию самым коренным образом повсеместно. И как часто бывает, чтобы уйти от одной крайности, церковь ушла в другую. Своеобразным ответом на крещение в старческом возрасте стало крещение детей. Посмотрите, как аргументирует возможность крещения детей  Киприан Карфагенский, завершая свое письмо к Фиду:

«…Впрочем, если бы и могло что-нибудь служить препятствием к получению благодати, так это тяжкие грехи, да и те могли бы препятствовать более возрастным, пожилым старцам. Притом же если и величайшим грешникам, много грешившим прежде против Бога, когда они потом уверуют, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется прощение и благодать; то тем более не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, воспринял заразу древней смерти через само рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные, а чужие грехи, И потому, возлюбленнейший брат, на Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление.»

Таким образом, единственной причиной крещения младенцев была необходимость противостоять ошибочной практике крещения старцев. Сегодня о предсмертном крещении уже забыли, но крещение младенцев, возникшее в качестве ответа на эту практику, осталось. Но стоит ли сегодня крестить детей?

Я думаю все согласятся с тем, что крещение младенца не останется в его памяти, и никак не изменит его образ жизни, желания и систему ценностей, так как у младенца все это еще совсем не развито. Такое крещение не принесет ему пользы. Вреда от того, что ребенок не получит крещения, не может быть в принципе. Со стороны сторонников крещения детей иногда можно услышать утверждения, что некрещеных детей ожидает худшая участь, чем детей крещеных, если с ребенком что-то случится. Ничего, кроме собственного «Я так думаю…» в поддержку такого утверждения, они сказать не могут.

На основании того, что говорится в Библии, мы можем с уверенностью сказать, что умершие младенцы получают спасение. Человек при рождении наследует греховную природу Адама  и поэтому нуждается в умершем за него безгрешном Спасителе, Который взял на себя расплату за людскую греховность. Но в Писании сказано, что помимо этой греховности есть и «Свет, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир». То есть, в сознании ребенка уже изначально заложено некоторое понятие о Боге, как о чем-то светлом, добром и любящем, способном защитить и спасти тебя. Такого знания о Боге вполне достаточно, чтобы  жить в вечности с Ним в числе спасенных. Не зря Иисус, наставляя своих учеников, предлагал им брать пример с ребенка, говоря: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф.18:3). И поэтому, если младенец умирает, то в его сознании нет ничего, могло бы воспрепятствовать его вхождению в Царство Небесное.

 В мире, где мы живем, все продается и покупается, благоденствие одних достигается за счет бедствий других, успеха достигает тот, кто в чем-то сильней остальных, поэтому у людей складываются стереотипы,  мешающие понять, каков Бог на самом деле. У ребенка таких стереотипов нет. Лишь позже, под влиянием окружения, неверующих родителей, школы, навязывающей секулярное мышление, ребенок забывает о Боге или начинает представлять Его таким, каким Его представляют большинство – неким привилегированным существом, которое ставит нам оценки за наше поведение.

Спасение человека в принципе не зависит от того, крещен он или нет, так как крещение есть лишь внешнее выражение желания человека быть спасенным. Тот кто понимает необходимость крещения, и, имея возможность креститься, не совершает его, допускает большой грех, но какой грех может ложиться на ребенка, который не может даже самостоятельно заботиться о себе?

Поэтому я посоветовал бы Вам повременить с крещением ребенка. Крестившись в сознательном возрасте, Ваш ребенок получит несоизмеримо больше Божьих благословений.

--------------------------

3.1018 Николай (mclee@???.ru) спрашивает: «Здравствуйте! Не могли бы вы объяснить значение текста Второзаконие 28:63? И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею.»

Отвечает Виктор Белоусов:

Мир вам, Николай!

В Псалме 96:2 мы читаем:
"правда и суд - основание престола Его".
Характер Бога несет две характеристики - правду и суд. Если будет желание, посмотрите по всей Библии, насколько часто эта "пара" характеристик употребляется в плане Бога и праведных людей.

Так вот - суд над злом и грехом также является делом Божьим. Этот стих говорит о том, что если народ Божий перестанет жить праведно и начнет жить в полном моральном разложении, то он исчезнет.

Этот принцип еще описан в Иер.18:7-10

"Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хот ел облагодетельствовать его. "

Благословений,
Виктор

-------------------  

3. 1019 Юрий (maxcimus73@???.ru) пишет: «Первые люди были белыми, откуда появились афроамериканцы, японцы, индусы и другие, спасибо.»

Отвечает Виктор Белоусов:

#Мир вам, Юрий!

В Библии не сказано, что первые люди были белыми. Если вы обратите внимание, когда Библию читают японцы - они видят и рисуют Адама и Еву "японцами". Есть даже некоторые религиозные течения, которые считают Иисуса Христа - афроамериканцем.

Фенотипические различия между расами образовались при длительном проживании на различных территориях и адаптации к их условиям.
В Библейской хронологии разделение на 3 основные расы связывают с послепотопным периодом, когда 3-е сыновей Ноя: Сим, Хам и Иафет ( Быт 10 глава) и их потомки отправились жить по всей территории Земли. Несколько позже началось интенсивное движение материков от единого "куска" земли (вот откуда люди взялись на территориях Южной и Северной Америки) - это ссылка из Библии на данный временной отрезок - Быт.10:25 , 1Пар.1:19 .

Исследования по дальнейшему делению на ныне существующие народности от детей Ноя можно посмотреть по этой ссылке:  http://nauka.bible.com.ua/keys/key07.htm

Благословений!
Виктор

---------------

3.1020 Дмитрий спрашивает: (dima-martynec@???.ru)«Почему вы считаете молитву на языках не от Бога?»

Отвечает Алексей Комлев:

# Молитва на языках – отличительная черта церквей пятидесятников и харизматов. Происходит молитва на языках следующим образом - люди начинают молиться, произнося непонятные слова и звуки, значения которых они сами не понимают. Точнее, молящийся на языках образом человек отдает себе отчет в том, что обращается к Богу, и естественно, желает сказать что-то хорошее, как и полагается в молитве.

Почему мы считаем, что такая молитва не от Бога? Потому что мы не видим целесообразности такой молитвы. Все на свете имеет какую-либо цель, причину, мотив. Тем более, ясная цель есть у всего, что Господь дал человеку в помощь на его пути ко спасению. А зачем нужна молитва на языках? Чем она лучше обычной молитвы?

Понятно, что когда речь идет о даре языков, все вспоминают Пятидесятницу  и эпизод в Деяниях, где апостолы заговорили на родных языках паломников, прибывших в Иерусалим. Но ведь апостолы говорили на настоящих языках, и были понятны слушающим их иностранцам. А какая польза может быть от молитвы на «ангельских языках»? Бессвязные звуки не несут никакой информации, и тем более, не воспринимаются как чудо. Пожалуй, единственная польза от такого «дара языков» лишь в том, что молящиеся на языках чувствуют себя обладателями апостольского дара и получают от этого некоторое удовлетворение.

Но я не согласен и с тем, что «дар языков», который исходит не от Бога, должен в таком случае исходить от сатаны. Конечно, если посмотреть на молитву на языках со стороны, и в самом деле складывается впечатление, что с людьми творится что-то недоброе. Но на самом деле пятидесятнический «дар языков» не больше, чем плод человеческой эмоциональности.

Думаю, многие замечали, что если долго общаться с кавказцами, то через какое-то время начинаешь замечать за собой, что и сам говоришь с легким акцентом и с характерной интонацией. То же самое происходит и когда человек посещает богослужения пятидесятников, с той лишь разницей, что кавказский акцент никому не нужен, а молитва на языках воспринимается как большое благословение для верующего. Схожее явление наблюдается еще у маленьких детей, которые любят бормотать всякую чепуху, получая удовольствие от произношения непривычно звучащих слов. Только обычно родители их отдергивают, стесняясь такого поведения своих детей, а у пятидесятников все радуются, когда видят, что неофит заговорил на языках.

Справедливости ради, нужно сказать, что в свое время подобные явления происходили в церкви города Коринфа, но Павел, посвятив этой теме большой фрагмент своего послания, помог общине избавиться от ложных проявлений языков. Об этом я писал вот здесь: http://www.bible.com.ua/answers/r/35/3787

Возможно, на начальном этапе христианской жизни присутствие в жизни новообращенного такого явления действительно воспринимается как свидетельство Божьего благорасположения. Но когда человек становится как христианин старше, он подсознательно начинает чувствовать, что его «дар языков» липовый. Настоящей ценностью является любовь к ближнему и способность отодвинуть себя на второй план:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. (1Кор.13:1)

Это дается далеко не всем , в отличие от повального дара языков, так как, чтобы получить подлинные ценности, нужно многим пожертвовать в своей мирской жизни. Но признаться себе в том, что этот «дар» человек развил в себе сам, насилуя свою психику, мало кто может – это будет бунт против церкви, которая дает человеку благотворную социальную среду, в которой тот нуждается.

Но я все же уверен, что если пятидесятник осознает, что его «дар языков» был не больше, чем самообманом, его не будет ждать сильное разочарование. Ведь вера во Христа никак не связана с наличием и отсутствием какого-либо дара.

-----------------------


Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам - vasily@biblestudy.ru


Мы уверены - Вам понравятся эти рассылки:
Утренние размышления о вере

Подписавшись на эту рассылку, Вы будете утром каждого дня получать короткую проповедь, которая настроит Вас на благочестивые размышления в течение всего дня.

Просто о Христианстве

Интересные материалы по христианскому богословию и истории церкви.


В избранное