Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

3.988 О славянском язычестве и христианстве


Изучаем Библию вместе Выпуск 245 от 2007-05-29 для 8311 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам через форму на нашем сайте
Приглашаем вас также подписаться на наш дискуссионный лист
Рассылки Subscribe.Ru
Наедине с Библией

==================
Содержание выпуска:
===================


3.988 О славянском язычестве и христианстве
3.989 Строительство Вавилонской башни
3.990 О внешнем виде христиан
3.991 Какая книга в Библии самая главная?
3.992 Предсказывала ли Церковь АСД дату Второго Пришествия?
3.993 «День Господень» в Отк. 1:10
3.994 Что Библия говорит о магии и колдовстве
3.995 К какой конфессии принадлежат авторы рассылки?


===================
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

3.988 M M (v-m-a@???.ru ) пишет: «Здравствуйте! Тору чтят евреи, почто славяне должны поклонятся богу евреев? А евреи есть иудеи и вера их отлична от веры православной. Быть может евреям принадлежит первенство идеи единобожия? А все остальные её заимствовали? Я не против веры как таковой и терпим к вере других, но хотел бы понять, христианство на Руси это что? Так исторически сложилось и славяне продолжают верить в бога евреев по традиции или древние боги славян умерли? Может я излагаю не связано, но это сложный вопрос. Очень хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу. Заранее спасибо!»

Отвечает Алексей Комлев:

# Мир Вам!

Да, Вы правы в постановке вопроса. У Бога нет и не может быть национальностей, и, соответственно, у каждой нации не может быть индивидуальных божеств. Но у каждой нации может быть свое понимание Бога, Его природы и характера. Именно этим пониманием, кстати, и обуславливается историческая судьба народа. То есть, если люди поклоняются священным животным, то они не смогут намного превзойти в своем развитии объект своего поклонения. Именно примитивной религией и вызвана отсталость многих африканских народов.

Вера в многобожие тоже сдерживает развитие общества. В таких религиозных системах каждый бог выполняет какие-то четко разграниченные функции – служит покровителем ремесел, знаний, повелевает силами природы. Но чтобы с этим богом можно было установить связь, нужно иметь какое-то представление о его характере, и в соответствии с ним выбрать правильный подход к этому богу. Значит, каждый бог в политеистической религии к тому же должен олицетворять какие-то черты характера. Так как в нашем мире помимо добродетелей есть и пороки, то часть богов становится добрыми, часть злыми, часть приобретает сложный характер. То есть, такие боги ничем не лучше простых людей. Их пример не побуждает человека становиться лучше. В итоге языческая мифология неминуемо обрастает подробностями из жизни божеств, которые не вызывают к ним ни любви, ни уважения. Такая вера не может принести пользы верующему.

Можно возразить, что в Древней Греции и Риме, общество которых было самыми развитыми для своего времени, также существовал политеизм. Но вера во многих богов была скорее традицией, уделом темных масс. Самые же передовые люди откровенно смеялись над нелепостями жизни олимпийского пантеона. Например, когда к философу Антисфену с учениками подошли жрецы храма Кибелы (матери богов) и предложили сделать пожертвование богине, философ ничего им не дал и сказал в ответ: «Пусть ее содержат ее дети!». Людей, склонных задумываться о смысле своего существования, привлекал платонизм с его идей высшего существа – фактически, идеей единобожия. Не случайно Отцы христианской Церкви с уважением отзывались о «божественном Платоне».

Поэтому религии, исповедующие Единого Бога так популярны. Они могут дать людям несравненно больше, чем религии политеистические. То, что корни христианства уходят в национальную религию древних евреев, не должно нас смущать. Не должно смущать потому, что Бог иудаизма и христианства действительно существует, независимо от того, кто в Него верит. Тот кто хочет убедиться в Его существовании, может легко вступить с Ним в контакт – просто обратиться к Нему и получить ответ.

Но у наших далеких предков была иная религия – славянское язычество с верой в Перуна, Велеса, Даждьбога и т.д. Мы не должны следовать их религии по одной простой причине – исповедуемых ею богов не существует. И это ни для кого не секрет. Когда я спросил одного своего знакомого, считающего себя язычником, действительно ли он верит в существование этих богов, он замялся и признался, что не может в это всерьез поверить. Вера в славянских богов возможна в качестве какой-то своеобразной, необычной идеи, но зачем она тогда нужна? Какой в ней смысл? Если бы славянские боги действительно существовали, то разве бы они позволили полностью уничтожить их культ, порушить всех их идолов, стереть с лица земли их святилища? Таких богов людям нужно самим защищать, так как сами они постоять за себя не могут.

Оставленный в одиночестве, преданный и распятый Иисус воскрес на третий день. Его последователями стали миллионы людей по всему миру. Славянские боги, чьи идолы были повержены князем Владимиром, были вскоре забыты, и уверяю вас, про них бы никто не вспомнил, если бы в нашей стране не было периода повального безбожия. Наше общество никак не может выйти из атеистического кризиса. Потребность в духовности в нем есть, а пути её удовлетворения в христианстве оно утратило. В поисках духовности люди мечутся из стороны в сторону, утоляя жажду мутной водой бессмысленных верований, не зная, что есть вода чистая и прозрачная.

В ряду современных заменителей христианства славянское язычество занимает особое положение. Дело в том, что у славянских народов дохристианской Руси не было письменности. Во всяком случае, никто еще не доказал обратного. Значит, полных и достоверных сведений о древней религии славян до нас не дошло. Некоторые обрывки можно найти у более поздних христианских писателей, а также попытаться сделать сомнительные реконструкции на основе полузабытого фольклора. Но, так или иначе, древняя религия славян утрачена полностью.

Но сегодня на книжных полках полно языческих книг. Многие из них претендуют на то, чтобы называться подлинными писаниями древней религии. Например «Велесова книга». Многие относятся к этим вещам всерьез. В действительности же все эти книги были написаны 5-10 лет назад, «Велесову книгу» сочинили несколько раньше – в начале 20 века. Но как бы то ни было, все современное славянское язычество лишь плод богатой фантазии и развитого воображения наших современников.

По моему мнению, религиозное чувство человека есть одно из самых важных частей человеческой натуры. И легкомысленно отдать его в руки выдумщиков, сочиняющих книги о славянских богах, будет большой ошибкой.

 ------------------------------ 

 

3.989 Зардак (zardak7@???.ru) пишет: «Здравствуйте, Алексей! Читая Тору, убеждаюсь, что произнося некоторые устоявшиеся фразы или выдержки из этой Книги, люди очень часто не знают вообще смысла тех отрывков, которые легли в их основу.  Например, эпизод с вавилонской башней. Я еще с раннего детства помню рассказы, что, мол, люди хотели построить такую башню, чтобы достать до Бога. Но в самой Библии сказано "они хотели сделать себе имя". Скажите, пожалуйста, как вы интерпретируете мне эту фразу, и как вы считаете, за что, собственно, Бог их наказал? Дело тут в гордыне или в чём? Кстати заметим, что обычно, наказывая кого-то, Бог как-то сообщает провинившемуся, за что наказывает, или до наказания, или во время, или после, или, по крайней мере, - об этом упомянуто в тексте для читающего.  И ещё, если можно, спрошу вас о вашем личном понимании фразы "дружба с миром", (которая ведет ко вражде с Богом).»

Отвечает Алексей Комлев:

# Мир Вам!

Согласен с Вами. Я тоже слышал различные истолкования этого эпизода: что люди хотели с помощью башни забраться на небо и сразиться с Богом; что с помощью башни они хотели сделать подпорку для небесного свода, чтобы он не обрушился и не вызвал второй потом; что с помощью высокой башни люди хотели создать средство спасения от воды будущего потопа, надеясь, что она не достанет до её вершины…

Вариантов можно предложить множество, но они не послужат решением проблемы. Суть же её в том, что история Всемирного Столпотворения – это миф. Под словом «миф» нужно понимать не сказку или неправдоподобную историю, а способ образной передачи действительности. Начало книги Бытие особенно богато такими мифами – достаточно вспомнить историю грехопадения человека, произошедшую из-за какого-то змея, который был хитрее других тварей. Весь смысл мифа о Вавилонской башне нам тяжело понять, так как мы, во-первых, уже не обладаем мифологическим мышлением, а во-вторых, не знаем историческую ситуацию времен появления этого мифа.

Из самого текста Библии мы можем сделать следующие выводы:

История строительства Вавилонской башни тесно связана с религией Вавилона, для которой было характерно строить башни-зиккураты. Естественно, данный текст провозглашает превосходство веры в истинного Бога над религиозной системой Вавилона. Строительство башня было одним из проявлений вавилонского культа.

В основе истории лежит конфликтная ситуация между Богом и людьми. Вы верно заметили, что текст не содержит её нравственной оценки. Значит, смешение языков не было наказанием. Просто Бог исполнил Свою волю, восстановил Свои права, имея на это полное право.

Смешение языков стало результатом строительства башни. Ответственность за нарушение единства человеческого общества, его деления на отдельные нации лежит на строителях башни.

Теперь о значении фразы «дружба с миром». Автор послания Иакова и его адресаты принадлежали к немногочисленной христианской группе. Общество последователей Иисуса воспринимало себя как единое целое. Те, кто не принадлежал к их числу, относились к «миру». Мир был настроен против молодого христианства – в нем был распят Иисус, христиане подвергались периодическим гонениям со стороны религиозной и гражданской власти.

Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. (Иоан.15:19)

Мир нес в себе пороки и дух чуждый христианской нравственности:

Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. (Иоан.7:7)

Дружба с миром естественно воспринимается как вражда против Бога, так как мир враждебен Богу.  В целом Иаков следует проповеди Иисуса.

Эти слова не утратили актуальности и в наши дни. Деление на бездуховный мир и церковь, пытающуюся жить в согласии с Богом, существует и сейчас. И если человек хочет принадлежать к тому или другому, то он должен жить по его законам.

Важно понимать, что «мир» - это специфическая категория христианского богословия, причем христианства Палестинского. Павел им не пользуется. Хотя в греческом везде стоит одно и то же слово «космос», в русском в старой орфографии слова с одинаковым звучанием «мир» писали по-разному: «мир» в значении земли, пространства, «мiр» в значении бездуховного общества (писалось через иту), «мvро» - благовония (писалось через ижицу).

-----------------------

 

3.990 Ирина пишет «Здравствуйте! У меня к вам такой вопрос. Мои родственники почти все верующие Христиане. Они не смотрят телевизор не слушают песни как Рэп, Хип-Хоп (ну, насчёт музыки я могу понять) Одеваются они хорошо со вкусом, НО носят только юбки не выше колен и платья. не красятся ... ни лицо ни волосы даже если вся голова в седых волосах. Скажите, пожалуйста, что и где в Библии сказано насчёт одежды и насчет красится и так же насчёт телевизора. И какую музыку можно слушать. Для меня это важно... после покаяния я не хочу грешить дальше, поэтому помогите, ответьте на эти вопросы. Если можно то укажите мне где и что находиться в Библии. И ваше мнение для меня тоже важно. С уважением, Ирина.»

Отвечает Алексей Комлев:

# Мир Вам, Ирина!

В Библии довольно много текстов, в которых содержатся некоторые рекомендации, каким должен быть внешний вид христианки. Например: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» (1Пет.3:3,4) Я думаю, при самостоятельном изучении Библии Вы найдете много текстов, которые помогут Вам сформировать собственный христианский подход к одежде и макияжу.

Но при этом важно учесть, что Библия не является неким сборником запретов и дозволений, и Вы не сможете найти в ней точного описания наряда верующей женщины. В этом принципиальное отличие христианского подхода от подхода мусульман, которые руководствуются в жизни Шариатом, где четко регламентированы различные стороны жизни человека. Библия содержит основополагающие принципы, в соответствии с которыми можно решить любой жизненный вопрос. И главным принципом, в соответствии с которым Вы должны подходить к своему внешнему виду, должна быть любовь к ближнему.

Иными словами, будучи христианкой, вы не будете одевать излишне откровенную одежду, чтобы не пробуждать в окружающих мужчинах греховные страсти. Вы не станете носить слишком дорогую одежду там, где вас окружают бедные люди, и своей роскошью вы напомните им об их бедности и огорчите их этим. Вы не станете поддерживать глупую моду или краситься лишь потому, что это делают все, так как христианину важно, как его воспринимает Бог, а не другие люди. Поэтому в какой-то мере одежда может служить проповедью, свидетельством того, что Вы отличаетесь от мира. То есть, важно не то, как Вы выглядите, а то, к каким результатам это приводит.

Но, стремясь выглядеть по-христиански, важно не переусердствовать. К сожалению, часто вопрос внешнего вида становится выражением не христианской любви к ближнему, а явлений прямо противоположного характера. Нередки случаи, когда люди осуждают других за мелочи (если девушка пришла в церковь в джинсах, а не в юбке до пят) и любуются собой, не понимая, что у девушки в джинсах может быть горячее стремление к Богу, которое в глазах Бога намного дороже эгоизма, облеченного в благопристойный вид.

Поэтому ищите прежде правды Божией, и Ваша собственная вера подскажет Вам все остальное. Я думаю, многие вопросы отпадут сами собой.

Если по телевизору будут показывать нечто интересное и полезное, что сейчас случается крайне редко, то ничего греховного в просмотре телевизора не будет. Если по телевидению будут показывать нечто бездуховное и скверное, то у Вас самом собой отпадет желание это смотреть. То же самое и с музыкой.

Здесь важно избежать самообмана. Если нет веры, которой мы спасаемся, то смысла во внешнем благочестии не будет. Будет вера, не будет и тянуть к бездуховному. Если Вы чувствуете, что музыка или телепрограмма несет что-то, противное тому, что желает видеть в нашей жизни Бог, то Вы это сами почувствуете.

-----------------------------

3.991 Татьяна (Piranchik@???.ru) пишет: «Скажите, пожалуйста, почему (по структуре, по содержанию) Книга Иова считается Главной Книгой Библии? или, возможно, я ошибаюсь и не эта книга является главной? (если пренебречь целостностью Библии и позволить все-таки выделить в ней главную книгу).»

Отвечает Алексей Комлев:

# Здравствуйте, Татьяна!

Книга Иова не является главной книгой Библии. Вы совершенно справедливо говорите, что в числе библейских книг выделять какую-то одну книгу неправомерно.

Но тенденция как-то выделить одну или группу книг в Библии существовала всегда. В богословской среде активно обсуждалась проблема существования канона внутри канона. Ни для кого не секрет, что у христиан книги Нового Завете используются чаще, чем Ветхого, в Ветхом Завете книги Екклесиаста, Притчей или Псалмы используются чаще, чем книга Есфирь, Руфь или книги Паралипоменон. Возможно, это можно объяснить тем, что в более используемых книгах больше полезных сведений, чем книгах, используемых реже. Я не могу вспомнить, чтобы на моем веку книга Руфь использовалась в проповеди, или я встречал в книгах ссылку на 3-е послание Иоанна. Но если мы начнем неким образом ранжировать ценность библейских книг, то это потребует совершенно иной богословской интерпретации значения Библии как Слова Божьего, затронет вопрос о степени богодухновенности отдельных книг, и, в итоге, вызовет неразрешимую путаницу.

3.992 Людмила (ilbi@???.ua) спрашивает: «Прочитала, что адвентисты предсказывали Второе пришествие несколько раз. Последнее предсказание указывало на 1995г. Правда ли это?»

Отвечает Алексей Комлев:

# Нет, это не правда. Действительно, Церковь АСД возникла в результате ожидания пришествия Иисуса Христа в 1844, на что указывало популярное в то время толкование пророчеств Даниила. После этого в истории церкви АСД подобные вещи не повторялись. Собственно Церковь АСД как организация появилась лишь спустя 20 лет после тех событий, поэтому можно сказать, что подобной практике в Церкви АСД не было вообще. Возможно, некоторые маргинальные элементы из адвентистской среды и проповедовали что-то подобное, но такие случаи бывают в каждой церкви.

Возможно, там, где Вы встретили подобную информацию, нас просто перепутали со Свидетелями Иеговы, которые с момента их появления много раз предсказывали время Второго Пришествия. Здесь можно вспомнить, что основатель этого направления Рассел также принадлежал к ранним адвентистам (не к АСД). Свидетели Иеговы назначали даты второго пришествия в 1874, 1878, 1914, 1918, 1920, 1925 годах. Последней датой пришествия был 1975 год.

 Естественно, всем хочется, чтобы Христос пришел быстрее. Мысль о скором пришествии активизирует духовную жизнь христианина. И ожидание пришествия всегда было живо в среде христиан. В Средневековье даже многие хартии начинались со слов: «Поскольку мир движется к своему концу…». Особенно ожидали Христа в годы, имеющие символичные числовые выражения. Например, в 1666 г.

------------------------

3.993  Алексей Марков (orion2008@???.ru) спрашивает: «Какие слова используются в оригинале на греческом "день Господень" (Отк. 1:10), такие же, какими названа суббота в других местах Нового Завета на греческом, или в переводе септуагинты Ветхого Завета? А если не такие, то что дает нам право утверждать, что в Отк.1:10 подразумевается субботний день, а не какой другой?»

Отвечает Алексей Комлев:

#Здравствуйте, Алексей!

В тексте Отк. 1:10 Синодального перевода стоит: «Я был в духе в день воскресный…» В греческом тексте стоит «Я был в духе в день Господень (κυριακ μρᾳ)…» Суббота в Библии везде, главным образом, обозначена как σάββατον.

Здесь, я думаю, стоит заострить внимание на том, почему в синодальном переводе сделали такое исправление. Дело в том, что термин «день Господень» обычно использовался для обозначения воскресного дня в святоотеческой литературе. Автор исправления, по-видимому, считал, что и автор Откровения имел в виду воскресенье. Это неверно, так как Апокалипсис был написан в том время, когда христиане еще не осознали себя чем-то отличным от иудеев. Обратите внимание, что в Откровении о последователях Христа говорится не как о христианах, а как об Иудеях (Откр.2:9, 3:9).

Естественно, аудитория читателей Апокалипсиса еще соблюдала субботу, а не воскресный день, но в тексте Отк. 1:10 вряд ли говорится о субботе. Скорее всего, «День Господень» здесь – это Йом Киппур. Подобное наименование иногда использовалось для этого праздника. Такую версию подтверждает и то, что многие эпизоды Апокалипсиса перекликаются с этапами священнического служения в святилище в Йом Киппур.

----------------------------------- 

3. 994 Эмиль Бауэр (bauerbeton@???.ru) спрашивает: «Здравствуйте! Скажите пожалуйста, где найти, что это все есть грех. И что не нужно огорчать Господа этим? И как убедить заблудшего отойти от всякой магии? спасибо! С уванением - Эмиль.»

Отвечает Василий Юнак:

# Приветствую Вас, Брат Эмиль!

В Библии имеется множество текстов, которые прямо говорят об этом:

Исход 22:18; Левит 19:31; 20:6,27; Числа 23:23; Второзаконое 18:9-14;  1Царств 28:3; 4Царств 21:2-6; 23:24; Исаии 2:6; 8:19; 19:3; 44:25; 47:9-15;  Иеремии 10:2; 27:9; Малахии 3:5; Деяния 19:19; Откровение 21:8; 22:15. Полагаю, что эти тексты достаточно ясно показывают, что всякая магия,  гадания, астрология и прочие подобные занятия являются тяжким грехом.

Однако здесь надо помнить и о том, что всякие подобные занятия отличаются от  обычных грехов тем, что здесь имеет место непосредственное служение сатане,  подчинение его власти. А потому одного убеждения в том, что это грех,  недостаточно. Даже если человек только однажды добровольно обратился к магу,  колдуну или ворожее, то он поставил себя в тяжкую и сильную зависимость от  сатаны. Бог может вызволить такого человека из-под влияния сатаны, но, как  сказал Христос, "сей род (стана то есть) изгоняется только молитвою и  постом" (Мф 17:21).

Благословений! Василий Юнак

----------------------------- 

3.995 Chernomys Natalia (NCher@???.by) спрашивает: «Добрый день. Меня зовут Наталья. Читая Вашу рассылку, возник вопрос: к какой конфессии Вы себя причисляете?   Насколько то, что Вы пишете, соответствует Библии? Спасибо.»

Отвечает Василий Юнак:

# Приветствую Вас, Сестра Наталья!

 Я являюсь членом и служителем христианской Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Если Вы желаете узнать больше об этой церкви, можете посетить официальные сайты www.adventist.ru и www.adventist.org. Моя основная работа - я преподаватель в Заокском Адвентистском Университете, что в Тульской области - www.zau.ru.

Что касается соответствия моих слов Библии, то здесь лучше судить другим со стороны. Конечно же, я основываю все свои суждения на Библии. Конечно же, если есть разные конфессии, то есть и разные толкования Библии. Потому не должно быть удивительным, что кто-то может не согласиться с моим пониманием Священного Писания. Однако пусть сама Библия будет судьей. В большинстве случаев я привожу ссылки на Библию в поддержку моих высказываний, так что Вы лично можете проверить это соответствие. Но иногда я не делаю этого в тех случаях, когда я ограничен временем или местом, либо когда я упоминаю достаточно известные принципы для большинства христиан.

В любом случае, если у Вас возникают вопросы или сомнения по поводу соответствия Библии тех или иных моих высказываний, пишите, и я постараюсь полностью обосновать свои взгляды и суждения. Конечно же, я ни в коей мере не стремлюсь навязать вам свое понимание Библии, а только делюсь со всеми тем, что я открыл для себя в Священном Писании.

Позвольте обратить Ваше внимание на текст Деяния 11:17 - берите пример с благомысленных жителей города Верии, которые тщательно сверяли слова Апостолов с Писанием, чтобы лично убедиться в истинности их слов.

Господь да благословит Вас!  Василий Юнак

------------------------------------- 


Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам - vasily@biblestudy.ru


Мы уверены - Вам понравятся эти рассылки:
Утренние размышления о вере

Подписавшись на эту рассылку, Вы будете утром каждого дня получать короткую проповедь, которая настроит Вас на благочестивые размышления в течение всего дня.

Просто о Христианстве

Интересные материалы по христианскому богословию и истории церкви.


В избранное