Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

3.882 О наших мыслях


Информационный Канал Subscribe.Ru

Изучаем Библию вместе Выпуск 226 от 2005-08-29 для 4245 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам через форму на нашем сайте
Приглашаем вас также подписаться на наш дискуссионный лист
Рассылки Subscribe.Ru
Наедине с Библией

Мир Вам, дорогие подписчики!

Приносим свои извинения за долгое молчание. Наша рассылка не выходила целый месяц, но с этого выпуска она будет выходить с прежней интенсивностью. К сожалению, из-за технических неполадок, которые не удалось вовремя устранить, вопросы, которые были направлены нам за прошедшие полтора месяца, к нам не попали. Просим тех, кто в это время пытался отправить нам свой вопрос через форму на сайте, зайти туда снова и повторить свой вопрос.

 

===================
Содержание выпуска:
===================

3.882 О наших мыслях
3.883 Роль православной церкви в составлении канона НЗ
3.884 Почему в Откровении говорится только о 7 церквях Асии?
3.885 Какие обещания дал Иисус своим ученикам?
3.886 Об отношениях католиков и протестантов


===================
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

 

3.882 Наталья (autooo@???.ru) спрашивает: «Что такое мысли с точки зрения Библии? Какой силой обладает наше мышление? Как они влияют на нашу жизнь и поворачивают ли они ход событий?»

Отвечает Алексей Комлев:

# Что такое мысль – вопрос, скорее, философский. Вроде бы, мысль – вещь обыденная, привычная нам, а дать ей развернутое определение, отражающее все грани этого понятия, очень трудно. Библия тоже такого определения на дает. Однако, в ней можно целый ряд важных вещей, касающихся мыслей человека.

В древности человек ассоциировал различные аспекты своей душевной деятельности с деятельностью различных органов его тела. Такие ассоциации характерны и до сих пор – средоточие человеческих мыслей и чувств часто относят к сердцу.

В Библии присутствует много текстов, где такая ассоциация явно видна. На них, главным образом, и следует опираться, рассматривая вопрос о человеческих мыслях.

 “Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло”. (Притч. 15:28); «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.» (Пс.13:1); «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9)

Перечисление этих текстов можно продолжать еще долго. Объединяющая их тема одна – у человека не живет в сердце хороших мыслей. Наоборот,  «сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их….»  (Еккл.9:3)

Естественно, худые мысли рождают худые дела: ”Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство”. (От Марка 7:21-22)

Важно понимать, что «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей.» (1Пар.28:9). Скрывать от Него что-то бессмысленно. И бессмысленно также думать, что Он не поймет истинной причины наших поступков.  Естественно, если по каким-то причинам мы не реализовали наши худые помыслы и не натворили злых дел, это не делает нас менее виновными – при удачном стечении обстоятельств мы с успехом осуществили бы задумываемое нами злодейство.

Поэтому, чтобы не быть виновными перед Богом, нужно не просто пытаться хорошо себя вести, не давая своим скверным мыслям вылиться в еще более скверные дела, а целиком изменить свой характер, искоренив причину, порождающую плохие мысли. Естественно, если бы человек мог собственными силами себя улучшить, все человечество улучшилось бы уже много веков назад, и мы бы жили в обществе сплошных праведников.

А значит, за изменением характера нужно обращаться непосредственно к Богу. Зная, что человек привык искать сложные пути, Бог Сам неоднократно предлагал людям Свою помощь:

«И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.» (Иез.36:25-27)

Те, кто об этом знал, воспользовались такой возможностью и многого добились на этом пути. Это доступно каждому. Только каждому обращенному  нужно забыть о том, что объектом размышления могут быть  греховные вещи:

”Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте”. (Фил. 4:8)

-----------------------------

3.883 Юрков Юрий (krest68@???.ru) пишет: Мир вам. У вас есть исторический материал о том как, кем и где был принят новозаветний канон.? Если есть, и это не затруднит вас, то мне крайне нужен этот материал для подкрепления в разговоре с православными оппонентами, которые утверждают, что весь новозаветний канон был составлен исключительно православными деятелями.    А как вы думаете по этому вопросу? Благословений вам. Юрий»

Отвечает Алексей Комлев:

#  Мир Вам, Юрий!

Вопрос о каноне Библии весьма обширен. Советую Вам обратиться к труду одного из ведущих специалистов по НЗ  Брюса Мецгера  - "Канон НЗ - Происхождение, развитие, значение". Его можно найти вот здесь: http://biblicalstudies.ru/books.html. Расположен он  в разделе "Библеистика", вторая строчка сверху. Если Вас заинтересуют работы Мецгера, то можете посмотреть и две остальные книги его трилогии - "Текстология НЗ" и "Ранние переводы НЗ". Две эти книги есть в интернете, но ссылки на них я давать не буду – в первом случае издательство само предоставило разрешение на публикацию книги, а в последнем – нет. Книги эти издает ББИ имени ап. Андрея. В Москве они свободно продаются. К тому же, на сайте издательства (http://standrews.ru) есть интернет-магазин, но он очень нестабильно работает.

Кроме того, у нас самих на сайте есть небольшой материал по этой теме:

http://biblestudy.ru/qna/3742.shtml

и

http://biblestudy.ru/qna/3819.shtml

Правда, мои ответы дают лишь очень и очень поверхностное представление о вопросах канона.

Что касается диалога с Вашими оппонентами, то я могу сказать следующее: если утверждать, что сама идея канона принадлежит конкретным людям, то основоположником её нужно признать еретика Маркиона. Естественно, его учение было далеко от православного. Составить канон, то есть, ограничить число книг, служащих источником убеждений его последователей, Маркиону потребовалось, чтобы четко отделить свое учение от нормативного христианства. Его идеи о различии Богов ВЗ и НЗ укладывались только в послания Павла, да и то с горем пополам. Из остальных книг в его канон входило только урезанное и искаженное Евангелие от Луки. Другие же книги НЗ слишком явно противоречили его идеям.

Но как бы то ни было, утверждать, что новозаветный канон составлен людьми по собственному их произволу, и составление его является их заслугой, слишком самонадеянно. Я примерно представляю, какие аргументы выдвинули Ваши православные оппоненты.

Дело в том, что существующий канон утверждался на нескольких соборах – главным образом, на  Лаодикийском соборе (363 г.), III Карфагенском (397 г.) и Трулльском (692 г.). Эти соборы  занимают некий промежуточный статус между основными Вселенскими. Мы видим, что участники соборов решали этот вопрос несколько веков. И если бы от них здесь хоть что-нибудь зависело – решали бы и по сей день.

Честно говоря, мне самому довольно сложно определиться, какую позицию занять в вопросах о Вселенских соборах. Дело в том, что у православных их было 7, а у католиков - еще 15 соборов сверх первых семи. (Причем, последний - II Ватиканский собор проходи в 1962-1965 годах.) И что самое важное, вопрос о каноне НЗ был практически единственным вопросом, который оказался действительно закрыт навсегда.

Причина этого может быть только одна. Канон НЗ сложился сам собой – Господь Духом своим указывал людям, какие книги содержат подлинное Слово Божие, а какие этого Слова не имеют.  Соборы лишь издали официальные постановления, регламентирующие богослужебное употребление священных книг. Люди же начиная с самых ранних времен назидались подлинным библейским словом. Если  у ранних Отцов (например, у Иустина Мученика) мы еще находим много случаев использования апокрифов или забытой сегодня устной традиции, то впоследствии они уже практически не встречались. Конечно, споры о статусе различных спорных книг, вроде Откровения или соборных посланий еще некоторое время продолжались, но это не мешало Отцам Церкви достаточно активно их использовать. Когда же канон был закрыт на соборах, сам вопрос библейского канона начисто исчез на целую тысячу лет, и его не поднимали до тех пор, пока в моду не вошло скептическое отношение к Библии. Однако скептические разговоры никогда не принимали серьезной формы, и ни у кого не возникало мысли провести ревизию канона.

А вот с остальными проблемами, которые решались на соборах, все обстояло гораздо хуже. Достаточно вспомнить сложные христологические споры. Решения соборов, осуждавших ереси, по своей действенности не идут ни в какое сравнение с решениями по канону. Арианство было осуждено, но оно прекрасно существует до сих пор, возрождаясь в лице мусульман, унитариев, Свидетелей Иеговы. Монофизитство тоже было осуждено, но оно прекрасно существует до сих пор, даже не прерываясь в своем историческом развитии – достаточно приехать в Армению, чтобы в этом убедиться. То же самое и с остальными проблемами, которые пытались решать на соборах – они существуют и по сей день. Люди своей властью и авторитетом не могут сделать того, что сделал сам Бог – незримо утвердив в сердцах верующих приверженность к подлинным священным писаниям, которая стихийно вылилась в свод священных книг, называемый каноном.

------------------------------

3.884 Kate Yeryomina (jakutienmaedchen@???.com) пишет:Здравствуйте, Алексей!

Иоанн в Откровении пишет: "Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его" (Отк.1:4) Почему семи церквам? Там было только 7 церквей, или это символ, полнота, и надо понимать: всем церквам, находящимся в Асии?

Если понимать как всем, то тогда проще перенести на наше время. Ведь у нас тоже не семь церквей, а просто огромная куча разных направлений в христианстве со своими поднаправлениями. А можно представить, что на сегодняшний день действительно существуют 7 подобных церквей? Напимер, Лаодикия - адвентисты, Эфес - католики и т.д.? Или меня фантазия слишком далеко уносит, и следует понимать так, как всегда трактовали, что это образное описание разлиных фаз состояния Церкви?

И что это за духи пред престолом? Это какие-то служебные духи? «и соделавшему нас царями и священниками Богу» (Отк.1:6) Со священниками мне все ясно, а вот по поводу царей непонятно. У Петра тоже написано, что мы царственное священство. В каком смысле мы цари?

Всех благословений. Катя

Отвечает Алексей Комлев:

# Откровение – очень интересная книга. Одной из её особенностей является наличие несколько обособленно  используемых литературных жанров. В самом начале мы сталкиваемся с использованием жанра послания. Иоанн пишет семи церквям, то , что было открыто ему Иисусом. Возможно, Откровение изначально не было единой, написанной одновременно, книгой, и ей автор предпринял компиляцию имеющихся у него записей. Послания церквам, кажется, почти не содержат апокалиптического символизма.

О значении различных образов в Откровении сейчас трудно говорить. Если 7 церквей часто трактуют как 7 периодов в истории церкви, то со духами все сложнее – их значение  до конца не ясно.

Но вернемся к церквям. Почему именно семь и именно эти? На этот вопрос у меня есть собственное мнение. Больше всех в эпистолярном жанре написал Павел. По-видимому, от него и пошла традиция проповеди посланиями.  Самые ранние письма Павла не сохранились, так как, скорее всего, содержали лишь наставления и указания личного характера. Но даже эти короткие письма были, по-видимому, высоко оценены его паствой и имели большой авторитет. Поэтому со временем апостол осознал пользу распространения посланий и даже сам указывал на необходимость их прочтения в других общинах. Со временем даже появилось особенное послание – послание к Эфесянам. Это послание в самых древних рукописях не содержит адресации. В нем не содержится ничего личного – никаких приветов, благодарностей, никаких подробностей жизни общины, указаний, распоряжений. Целиком и полностью оно посвящено объяснению христианского учения. По своему богословию оно очень схоже с посланием к Коллосянам – возможно Павел работал над ними почти одновременно.

Можно сделать вывод, что это послание было циркулярным, то есть, оно предусматривалось для повсеместного распространения среди всех христиан. Похоже, практика распространения таких посланий была быстро освоена церковью и Павел советовал поступать так же и с другими своими посланиями:

«Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.» (Кол.4:16)

Поэтому можно предположить, что 7 церквей Малой Азии, которым писал Иоанн, были кругом распространения посланий. Географически это вполне возможно. Попадая в одну из общин, послание начинало путь по другим 6 общинам и прилегающим территориям. Написать послания этим 7 церквям означало обратиться ко всей Малой Азии.

Что касается текста Откр.1:6, то это, скорее всего, аллюзия на Исх.19:6:

«а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.» (Исх.19:6) Иоанн пишет, что Бог соделал нас и священниками и царями, для того, чтобы  исполнение обетования, данного в Исх.19:6, было более явным – ведь Иудея и так долгое время была царством священников – в период Второго Храма до времен Хасмонеев Общиной правил Первосвященник, а не царь.

--------------------------------------

3.885  Inessa (Inessa_Tsurkan2@???.com) спрашивает «Какие обещания Иисус дал своим ученикам?»

Отвечает Алексей Комлев:

# Говоря об учениках Иисуса, важно отметить, что ученики составляли лишь часть слушателей Иисуса. Обычно приходится говорить о учениках и толпе. Толпа окружала Иисуса, слушала Его речи, с восторгом встречала чудеса и благодеяния, творимые нашим Господом, гневалась и отвращалась от Иисуса, когда видела то, что не соответствовало её желаниям. Люди в толпе приходили и уходили, а ученики оставались постоянно. Правда, они не были одинаково близки к Иисусу. Двенадцать апостолов были с Ним постоянно и слышали от Иисуса все, что только могли вместить. Апостолы из числа 70 и 500 не были уже так близки. Некоторые, вроде Никодима или Иосифа Аримафейского боялись открыто заявлять о принадлежности к числу учеников Иисуса.

Естественно, пребывание в числе учеников Иисуса сулило немалые проблемы, но Иисус предлагал своим ученикам гораздо больше, чем мог бы дать мир искреннему и ищущему истину человеку.

«…и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.»(Матф.4:19)

«…ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, - терпением вашим спасайте души ваши.» (Лук.21:15-19)

«И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.» (Лук.24:49)

 «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.»(Иоан.14:26) «Вот, я ныне отхожу в путь всей земли. А вы знаете всем сердцем вашим и всею душею вашею, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось неисполнившимся». (Иисуса Навина 23:14)

Приведенные выше обещания весьма конкретны. Они непосредственно связаны с задачами апостольского служения. Тем, кто не входил в число апостолов, но уверовал в Него и считал себя Его учеником, были также обещаны обширные блага:  

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» (Иоан.6:54) «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.» (Иоан.12:32) «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.»(Иоан.14:14) «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…»(Матф.11:28) «…и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»(Матф.28:20) «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» (Лук.11:9) «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.(Иоан.14:3)

Важно осознавать, что эти обещания касаются и нас. Мы также являемся учениками Иисуса. Апостолы на страницах своих Писаний повторяли слова Иисуса, обращенные к ним, и уверяли своих читателей в непреложности этих обещаний:

«Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная». (1 Иоанна 2:25) «Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу». (От Луки 18:27) «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1 Иоанна 1:9) “И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». (Откр. 21:4)

--------------------------------------

3.886 Рома (Kenny@???.ru) спрашивает: «Почему Католики и протестанты ненавидят друг друга?»

Отвечает Василий Юнак:

# Приветствую Вас, Брат Роман! Ну, я бы не стал говорить о конкретной и повсеместной ненависти. Настоящие христиане, вне зависимости от своей конфессиональной принадлежности, не могут ненавидеть кого бы то ни было, так как одна из основных заповедей Христа - заповедь любить врагов. Так что, христианину некого ненавидеть. Тем не менее, о некоторой неприязни и вражде, существующей между протестантами и католиками приходится говорить. И она основывается на самом определении протестантизма: в свое время последователи Мартина Лютера выступили с ПРОТЕСТОМ против католического правления. Отсюда и имя этому христианскому движению - протестанты.

Невозможно односложно описать причину как самого протеста, так и существующей вражды. Но с одной стороны ее можно усмотреть в католической системе власти, которая проявилась в средневековой инквизиции, не допускавшей никакого инакомыслия, а с другой стороны она может быть обоснована учением протестантов о том, что глава Римско-Католической Церкви есть Антихрист, упоминаемый в Библии.

Полагаю, что эти две причины составят исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Может быть еще ряд других, более мелких причин, но о них мы не будем говорить, так как они в той или иной мере проистекают из первых двух.

Да благословит Вас Господь!

 

-------------------------

 


Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам - vasily@biblestudy.ru


Мы уверены - Вам понравятся эти рассылки:
Утренние размышления о вере

Подписавшись на эту рассылку, Вы будете утром каждого дня получать короткую проповедь, которая настроит Вас на благочестивые размышления в течение всего дня.

Как научиться молиться ?

Данная рассылка поможет Вам открыть для себя секреты успешной молитвы. Ваше общение с Богом станет простым и непринужденным. Вы сможете тогда с полной уверенностью сказать о Боге: "Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" (Чис. 23:19)

Линия жизни

Эта рассылка состоит из очень содержательных и подробных проповедей для христиан, желающих встретить Второе Пришествие Христа совершенными. Жаль только выходит нечасто - раз в месяц.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.biblestudy
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное