Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

Изучаем Библию вместе Выпуск 3


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru



Реклама, представленная в данной рассылке не всегда соответствует принципам, взглядам и ценностям автора и Преподавателя Библии.

Добро пожаловать на урок Изучения Библии, где Вы также сможете задать свои вопросы и узнать много нового и интересного об этой удивительной Книге, а также о многом другом, имеющем отношение к религии.

Предыдущие выпуски Вы всегда можете найти в архиве по адресу: http://subscribe.ru/archive/religion.biblestudy/




2. Толкование Священного Писания

2.1.1.1. Сотворение мира (Быт. 1:1 - 2:25) [Продолжение]

2:4 "Вот происхождение". Этим стихом начинается вторая часть повествования о творении земли. Интересно заметить, что имя Творца различается в первой и второй части. Первая часть называет Его просто Бог, а вторая - Господь Бог. По этой причине некоторые комментаторы пытаются разовать эти два повествования, приписывая их различным авторам. Но в этом нет необходимости, так как оба повествования не равнозначны: первое относится к творению земли, а второе - к творению человека. Первое повествование представлено в хронологическом порядке, а второе - в повествовательном, с акцентированием на особо важных моментах первого дня жизни человека на земле.

2:5 "Еще не было". В попытках примирить некоторые научные утверждения о многомиллионном возрасте земли с библейским повествованием о творении некоторые богословы пытаются усмотреть огромный разрыв во времени между Бытие 1:1 и 1:3, а в 1:2 они усматривают некий катаклизм, разрушивший первую попытку Бога создать землю. Но помимо того, что такая теория унижает Бога, лишая Его творческой мудрости, она также не соответствует данному утверждению, говорящему, что описанное творение уникально и создано впервые.

2:6 "Пар... орошал". До потопа земля орошалась не дождем, а росой. Это было одной из причин того, что современники Ноя не верили в возможность потопа (Мф 24:38). Действительно, орошение паром или росой куда более приятный метод орошения земли, чем дождь.

2:7 "Из праха земного". Химический состав человека схож с составом земной коры. Но этот текст говорит более чем о материале, из которого человек сотворен. В этом стихе также содержится намек на то, что что Творец уделил особое время и лично трудился над созданием человеческого тела. В Иов 10:10-12 мы находим более детальное описание творения человека, которое подтверждает, что человек был сотворен несколько иначе, не так, как животные. Кстати, книга Иова была также написана Моисеем, причем до написания книги Бытие.

2:7 "Вдунул в лице". Быт 7:22 и Иов 27:3; 33:4 уточняют, что дыхание жизни Творец вдунул в ноздри человека, а Исаия 2:22 ассоциирует его с дыханием. Таким образом, процесс творения человека состоял из двух этапов - создания тела и "запуска" его к жизни через дыхание.

2:7 "Стал человек душею". Это весьма интересное высказывание рушит представление многих о тройственности человека. Мы привыкли перечислять компоненты человека: "дух, душа и тело". Но здесь представлена совершенно иная формула: тело + дух = душа. Человек, оказывается, был создан не с тремя, а с двумя частями. А душа - это не отдельная часть человека, а синоним всего человека в целом. Между прочим, чаще всего именно в этом смысле мы используем слово "душа" (Деян 27:37). Это вполне согласуется с другими местами Священного Писания. Например, Иов 34:14,15; Пс 103:29; 145:4; Еккл 12:7; Иез 37:5-10; Зах 12:1; Лук 8:55; Деян 7:59; Иак 2:26 и другие. При этом, слово "дух" может иметь и другое значение, которое часто смешивают с "душой", но которое имеет смысл духовной сущности человека (напр. 1Кор 2:11). Но эта духовность на самом деле противопоставляется душевности (1Кор 15:44-46; Евр 4:12). Дух, душа и тело вместе встречаются только в 1Фес 5:23, но здесь эти части более представляют разум, чувства и физические способности человека, нежели его жизненные компоненты. К сожалению, многие христиане упорно верят в бессмертие души человека, что Библия практически не подтверждает. Наоборот, основные библейские тексты свидетельствуют о смертности души.

2:8 "Насадил". Может быть, что Эдемский сад также был особым образом посажен Богом лично. Но это не обязательно так. Рай мог быть сотворен в то же время, когда и вся растительность. В этой истории творения хронологическая последовательность не обязательно сохранена.

2:8 "Поместил там человека". Созданный Богом райский сад должен был стать первым домом человека. Было ли в планах Бога, чтобы человек жил в домах и городах? Вероятно да, так как Писание говорит о том, что на новом небе и новой земле будут и города, и строительство домов (Ис 65:21; Откр 21:10- 23). Но я не удивлюсь, если в вечности узнаю, что эта идея у Бога появилась значительно позже.

2:9 "Дерево жизни". В раю, он же Едемский (Эдемский) сад, помимо всего прочего находились два особых дерева, которые располагались в самом центре сада. Одно из них - дерево жизни. На основании Быт 3:22 мы понимаем, что основной функцией этого дерева было поддержание жизни вечно. Плоды его были своеобразным эликсиром молодости. Следует заметить, однако, что сам человек даже в своем безгрешном состоянии в раю НЕ обладал бессмертием. Бессмертен во всей необъятной вселенной только Бог (1Тим 6: 16), все остальные только стремятся к бессмертию, ищут его и ожидают времени, в котором они смогут облечься в бессмертие (Рим 2:7; 1Кор 15:52- 54). Сегодня на земле нет рая и нет дерева жизни. Вероятно, Эдемский сад был взят с земли перед или во время потопа. Но мы ожидаем, что после второго пришествия Иисуса Христа дерево жизни вновь возвратится на нашу уже обновленную землю вместе с Новым Иерусалимом, в котором также будет находиться и престол Божий (Откр 22:2).

2:9 "Дерево познания добра и зла". Это второе особое дерево, находившееся в раю. Как мы увидим далее, оно служило важной цели - испытанию на верность Творцу. Будучи созданным по образу и подобию Божьему, человек был сотворен со свободной волей выбора. В то же время, он не может быть независимым от других (Рим 6:16). Мой хороший друг, евангелист др. Клайд Дюпин (Clyde Dupin) любил повторять, что человек создан с пустотой в душе в форме Бога, и ничто кроме Бога не в состоянии заполнить эту пустоту. Бог желает обитать в нашем сердце, как об этом говорят многие места Священного Писания (Еф 3:17; 1Ин 3:9; Флп 2:13). Господь не имел в планах знакомить человека со злом, так как то, что мы знаем влияет на нас. Если мы будем знать только добро - мы сами будем добрыми. Господь желает, чтобы мы общались с Ним, Который есть источник всякого добра во вселенной, тогда мы будем уподобляться Ему, ведь "с кем поведешься, от того и наберешься" (2Кор 3:18). Сотворенный человек должен был самостоятельно и добровольно избрать послушание Богу и Его руководство во всем.

2:9 "Река". Вода является основным продуктом питания не только человека, но и всего животного и растительного мира. Эта река, орошающая весь сад, исходила из Едема. В другом месте мы находим, что она пристекала от престола Божьего. Это - река воды жизни. (Откр 22:1). Четыре реки, на которые разделялась Едемская река, представлены как реальные реки, существующие поныне в соответствующих землях (ст. 10-14). Это позволяет нам предположить, что первоначальное расположение Эдемского сада было где- то в районе Мессопотамии. Но после потопа поверхность земли настолько изменилась, что попытка указать точное расположение Эдема, равно как и рек и земель, названных в этих стихах, может расцениваться как самоуверенность. Тем не менее, Господь счел нужным дать конкретные географические координате скорее всего для того, чтобы человек не пытался искать рай где-либо еще, но скорее обращался к Господу на своем месте (Ин 4:20-24).

2:15 "Возделывать и хранить". Человек создан для труда. Поставив человека владыкою (Быт 1:28) над миром, Творец, тем не менее, предусмотрел для человека работу. Никто не должен лениться, но добросовестно исполнять все возложенные на него обязанности (Кол 3:23). До грехопадения труд не был в тягость, но был радостью (Быт 3:19).

2:16 "Заповедал". Следующее повеление должно рассматриваться как заповедь, как нерушимый закон Божий.

2:17 "Не ешь от него". Некоторые рассматривают дерево познания добра и зла как нечто символическое. Так, многие христиане до сих пор считают, что грех Адама и Евы заключался не в том, что они ослушались Бога и съели плод с запрещенного дерева, а в том, что они согрешили, переспав друг с другом. Отсюда и выражение "запретный плод", который часто относится к сексуальным вопросам. Такое представление породило много различных учений, которые не имеют библейского основания, например, учения о первородном грехе, о целибатстве, о монашестве, о крещении младенцев. Однако, обычное непослушание более опасно чем нарушение любого из отдельно взятых правил. Господь испытал человека в малом, но в том, что показывает его готовность следовать за Господом во всем остальном (Лк 16:10).

2:17 "В день". Адаму была обещана смерть в тот же день за неповиновение. Но Адам продолжал жить. Почему? Проявил ли Господь милость в последний момент и заменил смертную казнь пожизненным заключением в темнице греха? Вероятно. Одно только можно сказать: этот стих никак не влияет на понимание длительности дней творения как многих сотен и тысяч лет. Некто пытается вспомнить, что для Бога один день и тысяча лет равны (Пс 89:5; 2Пет 3:8), и подтверждать это тем, что Адам все же умер, не достигнув конца дня - тысячелетнего возраста (Быт 5:5). Да и никто другой из людей не жил тысячу лет. Мы не собираемся делать каких-либо конкретных выводов относительно "дня", в который Адам умер.

2:17 "Смертию умрешь". Скорее всего здесь подразумевается либо смерть духовная, то есть разрыв отношений с Богом, либо описанное в Быт 3:22 отделение человека от источника долголетия - дерева жизни, после чего человек продолжал жить "по инерции" до тех пор, пока запасы жизненной силы в нем не истощились окончательно.

2:18 "Не хорошо". Впервые за время творения Создатель произнес "НЕ хорошо". Он не был удовлетворен Своей работой, но не потому, что она была несовершенна. Господь специально остановился на полпути в творении человека, чтобы дать мужчине понять его зависимость от женщины.

2:18 "Соответственного". Мужчина и женщина соответствовали друг другу во всем. Они не были абсолютно идентичными, но дополняли друг друга.

2:19 "Образовал... и привел". Нет, животные не были созданы позже человека. Они уже были созданы к тому времени, как Адам был сотворен. Опять таки, это повествование не хронологично. Но здесь доминирует творение человека, а животные нужны только для того, чтобы утвердить человека как владыку земли во-первых, и дать ему почувствовать нужду в помощнике во-вторых.

2:19 "Всякую душу живую". Сравнивая описание души человека с душою животных (см. толкование на Быт 2:7), мы можем вновь обратить внимание на то, что душа в Библии не подразумевает отдельную субстанцию в человеке, а означает просто состояние жизни. (Сравни Еккл 3:19).

2:21 "Взял одно из ребр его". Это была первая хирургическая операция в истории земли. Рождаются ли сегодня мужчины без одного ребра? Я не проверял. В принципе, хотя женщина сотворена иначе, не как мужчина, но по сути, она также происходит из праха земного, из которого был создан Адам и его ребро. Но суть этого текста в том, чтобы показать равноправие мужчины и женщины - жена создана не из головы, ни из ноги, а из ребра. Хотя она создана и несколько позже мужчины. Если же говорить о каком-либо неравенстве, то оно может основываться не столько на творении, сколько на грехе (см. 1Тим 2:13,14; Быт 3:16).

2:24 "Оставит... и прилепится". Институт семьи, наряду с институтом субботы, берет свое начало в Едемском саду, до грехопадения человека. Здесь также дается правило, согласно которого родители молодоженов уже не имеют власти над своими детьми. Они не должны пытаться управлять новой семьей и устанавливать в ней свои порядки. Как много проблем в семьях возникает только потому, что дети и родители не разорвали своей зависимости друг от друга! Этот текст также утверждает моногамный брак: только двое могут создать семью согласно Божьему плану (Марк 10:6-9).

2:25 "Не стыдились". Нагота Адама и Евы не смущала их не только потому, что будучи невинными и незнающими зла, они не подозревали о стыде. Но по причине святости они были одеты в одежды света, наподобие тому, как лицо Моисея сияло от общения с Богом (Исх 34:29,35). Адам и Ева до согрешения ежедневно общались со своим Творцом.

3. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

3.2. Н. В. спрашивает: "Почему некоторые говорят, что мудрецы или волхвы, пришедшие поклониться младенцу Иисусу, на самом деле прибыли гораздо позже Его рождения? Верно ли, что во время рождения Христа на самом деле появилась новая звезда или планета на небе? Хотелось бы знать, что это за звезда, и когда она появилась?

Действительно, если внимательно читать Библию, то можно заметить, что сразу же после ухода волхвов, в ту же ночь, родители с Младенцем бежали в Египет и там оставались продолжительное время (Матф. 2:13). И в то же время Лука описывает их путешествие в Иерусалим после сорока дней от рождения Иисуса (Лук. 2:22)... Но обратимся к авторитетным источникам.

Посещение Иисуса Мудрецами, Матф. 2:1-12. Вероятно, что это произошло в то время, когда Иисусу было от 40 дней до двух лет (Матф. 2:16; Луки 2: 22,39). Похоже на то, что два года указывают на время появления звезды (ст. 7), то-есть на время начала их путешествия, которое продолжалось несколько месяцев; совсем не обязательно, что звезда появилась в момент рождения ребёнка. Но Ирод, чтобы не ошибиться, воспользовался крайними пределами вероятности. По крайней мере, совершенно ясно, что к моменту посещения мудрецов, ребёнок находился уже не в яслях, как это иногда изображается, но в "доме" (ст. 11; см. Луки 2:6,7).

Звезда. Было высчитано, что этой "новой звездой" было сближение Юпитера и Сатурна, 6 год до Р.Х. Но этот научный расчёт едва ли может объяснить, каким образом "звезда... шла перед ними и... пришла и остановилась над местом, где был Младенец". Некоторые предполагают, что этой звездой была "новая звезда", т.е. взорвавшаяся звезда, которая горела некоторое время ярким пламенем. Но как такая звезда могла отвечать всем требованиям этой чудесной истории?

Звезда, которую видели мудрецы, вне всякого сомнения, была уникальным, бесспорным феноменом, сверхъестественным светом, который, при непосредственном вмешательстве Бога, шёл перед ними, привёл их и указал точное место; сверхъестественное сообщение о сверхъестественном рождении. (Генри Г. Геллей, Библейский Справочник Геллея, Торонто 1984, с. 418-419)

Матф. 2:1,2. Во дни царя Ирода: т.е. Ирода, называемого "великим". Он был сыном идумеянина Антипатра... Умер по достаточно точным вычислениям в 750 году от основания Рима, вскоре после рождения Спасителя, на 38 году царствования и на 70 году своей жизни. Подробные сведения об его царствовании сообщаются у Иосифа Флавия в его сочинении "Иудейские Древности", гл. 14-17.

Относительно звезды волхвов существует несколько мнений и предположений.
1. Думают, что звезда, явившаяся волхвам, не была обыкновенная, а чудесная. Так полагает Иоанн Златоуст, мнение которого разделяется многими экзегетами, в том числе и новейшими. Так английский комментатор Евангелия Матфея Морисон, возражая против мнения Кеплера (см. ниже), говорит, что это мнение не состоятельно ни с научной, ни с экзегетической стороны. "...Она не была ни постоянной звездой, отстоящей от земли на огромное расстояние, ни планетой, обращающейся вокруг нашего солнечного центра. Маги никогда не думали о звёздах, как об отдалённых мирах. Звезда была для них только светящейся небесной точкой. И такая светящаяся точка явилась им на западе от них, когда они наблюдали небесный свод... Почему же она не могла быть чудесной звездой?.."
2. Второе мнение принадлежит знаменитому астроному Кеплеру (1571-1630), наблюдавшему в 1603-4 годах соединение планет Юпитера и Сатурна, к которым в следующем году присоединилась ещё планета Марс, так что из трёх планет составилась одна планета, светившая несколько времени... При помощи математических вычислений Кеплер нашёл, что такое соединение планет бывает однажды в 800 лет. Если отчислить от 1604 г. 800 и потом ещё 800 лет, то окажется, что время соединения планет как раз падает на время Рождества Христова. На основании этих соображений Кеплер определил год рождения Христа 748 от основания Рима. (Толковая Библия А. П. Лопухина, СПБ 1911-1913, т.8, стр. 43)

Мудрецы видели таинственный свет на небе в ту ночь, когда слава Господня сошла на Вифлеемские холмы. Когда свет погас, появилась яркая звезда и замерла на небе. Это была не неподвижная звезда, не планета, а необычное явление, вызвавшее живой интерес. Звезда представляла собою группу сияющих ангелов, но этого мудрецы не знали. Тем не менее они почувствовали, что новое светило имеет для них особое значение. Они посоветовались со жрецами, исследовали древние свитки. Пророчество Валаама гласило: "Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля" (Числ. 24:17)... Это было долгое и утомительное путешествие, но они были счастливы, что отправились в дорогу. (Е. Уайт, Желание веков, стр. 60)

4. ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

4.1. ТАБЛИЦА пересчёта глав и стихов Библии

Не вдаваясь в причины, почему разбивка на главы и стихи в разных переводах Библии разнится, составитель этой таблицы имел целью помочь тем исследователям Священного Писания, кто пользуется Библией на русском и другом языках.

Под "русской" Библией подразумевается Каноническое издание. Пользующиеся же Библией, содержащей апокрифические книги, должны иметь в виду, что в ней имеются апокрифические добавки не только в виде книг, но также и глав и отдельных стихов, что в свою очередь также может "сдвинуть" канонический текст. Так, например, в апокрифической Библии 3-я глава Даниила содержит 100 стихов, тогда как каноническая имеет только 33. Это происходит потому, что песнь трёх отроков в печи, - которая отсутствует в еврейском тексте Библии, а потому и считается апокрифической, - вставлена между 23 и 24 стихами, сдвигая последние 10 стихов к концу. В Притчах Соломона в 18-й главе после 7-го стиха вставлена фраза, которой отведено место 8-го стиха. По причине этого апокрифического стиха все остальные стихи до конца главы оказываются сдвинутыми. Данная таблица игнорирует такие апокрифические вставки, приводя различия только между каноническими изданиями Библии.

Также следует помнить о том, что послания ап.Павла в таких Библиях расположены между Деяниями и посланием Иакова.

В виде образца иностранного перевода в данном случае используется английский перевод Библии, известный как перевод Короля Иакова (King James Version). Но такой же структурой пользуются и многие другие переводы Библии как на английском, так и на других языках.

Как пользоваться таблицей: В левой колонке представлены ссылки на текст английской Библии, а в правой - соответствующее место или размер поправки в русской Библии. Ссылки указаны в формате (глава : стих). Если в данной ссылке нумерация глав или стихов совпадает, то они помечаются иксом (Х).

Английский Русский
ЧИСЛА .
12:16 13:1
13:1-33 13: +1
ИЕШУА ИИСУСА НАВИНА
6:1 5:16
6:2-27 6: -1
1 САМУИЛА 1 ЦАРСТВ
20:42-а 20:42
20:42-б 20:43
23:29 24:1
24:1-22 24: +1
2 САМУИЛА 2 ЦАРСТВ
1 ЦАРИ 3 ЦАРСТВ
2 ЦАРИ 4 ЦАРСТВ
1и2 ХРОНИК 1и2 Паралипоменон
ИОВА .
40:1-5 39:31-35
40:6-24 40: -5
41:1-8 40:20-27
41:9-34 41: -8
ПСАЛМЫ ПСАЛТИРЬ
1:1 - 2:12 Х : Х
3:1 - 9:20 Х : +1 *
10:1 9:22
10:2-18 9: +21
11:1-7 10: Х
12:1 - 13:4 -1 : +1
13:5 12:6-а
13:6 12:6-б
14:1 - 17:15 -1 : Х
18:1 - 22:31 -1 : +1
23:1 - 29:11 -1 : Х
30:1 - 31:24 -1 : +1
32:1 - 33:22 -1 : Х
34:1-22 33: +1
35:1-28 34: Х
36:1-12 35: +1
37:1-40 36: Х
38:1 - 42:11 -1 : +1
43:1-5 42: Х
44:1 - 49:20 -1 : +1
50:1-23 49: Х
51:1 - 52:9 -1 : +2 *
53:1-6 52: +1
54:1-7 53: +2
55:1 - 59:17 -1 : +1
60:1-12 59: +2
61:1 - 65:13 -1 : +1
66:1-20 65: Х
67:1 - 70:5 -1 : +1
71:1 - 74:23 -1 : Х
75:1 - 77:20 -1 : +1
78:1 - 79:13 -1 : Х
80:1 - 81:16 -1 : +1
82:1-8 81: Х
83:1 - 85:13 -1 : +1
86:1-17 85: Х
87:1 86:2-а
87:2 86:2-б
87:3-7 86: Х
88:1 - 90:4 -1 : +1
90:5 89:6-а
90:6 89:6-б
90:7 - 91:16 -1 : Х
92:1-15 91: +1
93:1 - 101:8 -1 : Х
102:1-28 101: +1
103:1 - 107:43 -1 : Х
108:1-13 107: +1
109:1 - 114:8 -1 : Х
115:1-18 113: +8
116:1-9 114: Х
116:10-19 115: -9
117:1 - 147:11 -1 : Х
147:12-20 147: -11
148:1 - 150:6 Х : Х
Песнь Соломона Песни Песней
1:1 заглавие
1:2-17 1: -1
6:13 7:1
7:1-13 7: +1
ИСАИИ .
3:19 3:19-а
3:20 3:19-б
3:21-26 3: -1
ДАНИИЛА .
4:1-3 3:31-33
4:4-37 4: -3
ОСИИ .
13:16 14:1
14:1-9 14: +1
ИОНЫ .
1:17 2:1
2:1-10 2: +1
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ .
1:15-а 1:15
1:15-б 1:16-а
1:16 1:16-б
РИМЛЯНАМ .
16:25-27 14:24-26
2 КОРИНФЯНАМ .
11:32-а 11:32
11:32-б 11:33
13:12 13:12-а
13:13 13:12-б
13:14 13:13
ЕФЕСЯНАМ .
3:17-а 3:17
3:17-б 3:18-а
3:18 3:18-б
2 ТИМОФЕЮ 3:2-3 разделены по-разному в разных переводах.
* - вступление к псалму может занимать один или два стиха.


Продолжение следует...

Если Вам понравилась эта рассылка, порекомендуйте ее своим друзьям. Подписаться на рассылку или отказаться от нее можно по адресу: http://subscribe.ru/catalog/religion.biblestudy/

Да благословит Вас Господь в изучении Священного Писания!

С наилучшими пожеланиями, Преподаватель Библии Василий



Реклама, представленная в данной рассылке не всегда соответствует принципам, взглядам и ценностям автора и Преподавателя Библии.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное