Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Каббала - изучаем вместе

  Все выпуски  

Каббала - изучаем вместе Саббатинианская Каббала


Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций. 

Общий тираж рассылок 45 000 подписчиков.

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Здравствуйте, друзья.

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

 

 

Саббатианство — еретическое направление иудаизма, возникшее в 1665 году после того, как Шабтай Цви (в другой транскрипции Саббатай Цеви) объявил себя мессией. Движение захватило еврейские общины по всей диаспоре, однако, после того, как Саббатай Цеви неожиданно принял ислам, движение быстро прекратилось, хотя некоторое количество последователей у Саббатая Цеви осталось.

Движение вылилось в организацию отдельных групп по многим странам. Из этих групп сохранила преемственность организация дёнме в Турции. Хотя саббатианство почти сразу же было подавлено, оно сильно повлияло на еврейский мир и иудаизм, временами возникали новые всплески выступлений саббатианцев.

 

Возникновение саббатианства

 

Саббатай Цеви получил хорошее талмудическое и каббалистическое образование в Смирне, еще в юности полностью посвятил себя духовным практикам. В Смирне вокруг него собрался кружок молодых людей. У него возникли периоды пророческих прозрений и озарений, которые чередовались с периодами глубокой депрессии. Саббатай был склонен к странным поступкам, нарушающим религиозные запреты. В 1648 он объявил себя мессией, но и был изгнан из еврейской общины Смирны, а потом и из общины в Салониках. Путешествуя по стране и выполняя поручения местных общин, он решил посетить молодого целителя Натана в городе Газа, надеясь что тот вылечит его от приступов депрессии. В 1665 году в Газе Натан признал в нём Мессию, найдя объяснение его душевному состоянию.

 

31 мая 1665 года в Газе Саббатай публично провозгласил себя Мессией, после чего направился в сопровождении поклонников в Константинополь выполнять свою миссию. По дороге он последовал в Иерусалим, потом в Цфат, в Алеппо и в Смирну, везде его встречали толпы почитателей, которые были подготовлены к его приходу письмами Натана из Газы. Особенно тепло его приветствовали в Алеппо. В Смирне он пробыл несколько месяцев, у него возникло немало последователей, но консервативные раввины не хотели его признавать. В субботу во время праздника Ханука он во главе толпы вломился в синагогу, где пытались спрятаться его противники, но вместо того чтобы вершить расправу, запел гимны, отчего все его противники также переняли экзальтацию толпы и превратились в его ревностных сторонников. В городе началось празднество, людей охватило мистическое беснование, в приходе Мессии все видели конец изгнания и страданий еврейского народа.

Далее в 1666 году по дороге в Константинополь корабль Саббатея Цеви был в Мраморном море остановлен войсками султана Мехмеда IV, Саббатай был арестован и направлен в крепость Абидос. Режим заключения был мягкий, к нему тысячами стекались паломники и визитёры, которых он принимал. У Саббатая возник острый конфликт с львовским каббалистом Нехемией ха-Кохэном, который обратился к турецким стражникам, заявив о том, что принимает ислам, и предъявил турецким властям обвинения против Саббатая Цеви. Саббатай был доставлен на суд, и ему было предложено принять ислам, чтобы избежать казни. 16 сентября 1666 года Саббатай Цеви принял ислам, получив от султана высокую должность.

После этого мощное религиозное движение практически прекратилось. Консервативные раввины снова завладели синагогами, а бывшие саббатианцы прошли покаяние. Однако осталось ряд последователей Саббатая Цеви, которые попытались найти объяснение его принятию ислама, продолжая считать его Мессией.

Теоретическую основу саббатианства сформулировал Натан из Газы, а также Аврахам Мигель Кардозо, живший в Ливорно. Саббатианские общины сформировались в Европе (в частности в Гамбурге и в Польше), а также в Турции, в Марокко и других странах сефардской диаспоры. При этом разные общины по-разному воспринимали поступок Саббатая Цеви.

Община дёнме (отступники), образованная в 1683, считало отречение мистическим переживанием, через которые необходимо было пройти — и поэтому члены общины также принимали ислам, однако не считали принятие ислама искреннем, в тайне придерживаясь иудаизма. Эта позиция была особенно сильна в сефардских общинах.

Другой подход, который поддерживали каббалисты и талмудисты, состоял в том, что отречение — специфическая работа, которую должен проделывать только мессия, спускаясь в самые глубины зла, чтобы извлечь оттуда упавшие божественные искры; но обычным людям не следует проделывать то же самое.

 

История саббатианства

 

Ранние саббатианские общины отличались большим разнообразием. Часть из них (дёнме) считало необходимым принятие ислама, другие сосредотачивались на каббале и мистике, считая принятие ислама особой работой Мессии, некоторые группы увлекались больше теоретическими рассуждениями, не особенно удаляясь от традиционного иудаизма.

 

Поначалу скорее всего под влиянием Натана распространилось убеждение, что Шабтай Цви вознёсся на Небо и в скором времени вернётся, однако со временем вера в возвращение Шабтая в большинстве общин ослабла. Отдельные радикальные группы практиковали в ритуальных целях нарушения законов и запретов, в том числе принятие некашерной пищи и снятие сексуальных запретов (вплоть до обмена жёнами). Другие группы почти не отличались от обычных евреев, и строго придерживались законов.

 

Каббалистические и философские идеи, высказанные Натаном, развил Абрахам Мигель Кардозо, он выдвинул тезис о «скрытом лице» Бога и детализировал положение о роли Мессии, который должен был спускаться в самую бездну. Кардозо путешествовал по многим городам и много спорил с раввинами и саббатианцами, но его миссия вызвала мало резонанса. Тем не менее Кардозо повлиял в дальнейшем на Луцатто, сочинения которого во многом повторяли саббатианские идеи.

 

Большинство саббатианских общин строилось, однако, на других принципах. Общину в Салониках возглавил Якоб Керидо, на основе которой возникли группы дёнме, члены которых принимали ислам. Его учение складывалось под влиянием суфийского ордена Бекташи, который находился в дружеских отношениях с дёнме. Однако обоснование отступничества в различных более поздних группах дёнме было разным. Наиболее радикальным был сын Якоба Керидо, Берахия Руссо, он же — Осман-баба. Осман-баба разработал учение о Торе мессианских времен (тора де-ацилут), которая преобразует запретительные заповеди, в том числе сексуальные запреты, в предписания, требующие своего прямого исполнения. Краткосрочные нарушения законов и предписаний имели ритуальную силу. В то же время другие группы дёнме подобных трактовок не поддерживали, позднее появилась также ветвь дёнме, провозгласившая возврат к «чистому саббатианству», близкому к учению Натана и Кардозо.

 

В тех местах, где преобладали ортодоксальные раввины, саббатианцы организовывали тайные собрания. В Константинополе саббатианскую общину возглавил Абрахам Якини, старый сподвижник Шабтая Цви. В Ливорно и других городах Италии под влиянием Кардозо саббатианство было очень близко к раввинистической традиции, за исключением празднования Девятого ава, распространённости парадоксальных теоретических рассуждений и мистической вере в маггидов.

 

В Польше и Моравии было особенно распространено мнение о том, что Саббатай ещё вернётся как Мессия — такую идею высказывал Мордехай Мокиах, при этом наводились параллели между Саббатаем и Христом. Эту идею развил Йошуа Хешел Цореф, в дальнейшем дискуссии на эту тему повлияли на основателя хасидизма Бааль Шем Това.

Большую общину в Польше создали Иегуда Хасид и Хаим бен-Шломо из Калиша.

В Моравии наиболее известен Иегуда Лейб Просниц, наладивший тайную переписку с саббатианскими общинами Турции.

 

Нехемия Хайон (1650—1730) занялся развитием идей саббатианства, продолжая традицию Натана и Кардозо. Ему удалось издать несколько книг по саббатианству, которые потом были разоблачены и вызвали большой скандал в Амстердаме, по причине скандала он пытался скрыть свою причастность к саббатианству.

 

Серьёзный раскол в еврейских общинах Европы вызвал скандал 1750—1761 годов между яростным противником саббатианства Яковом Эмденом и авторитетным раввином Йонатаном Эйбешюцем из Гамбурга. Эйбешюц был учеником Просница и имел, по-видимому, контакты с саббатианцами, но свою причастность к саббатианству категорически отрицал. Яков Эмден обвинял его в использовании амулета с именем Шабтая Цви и в проповедовании саббатианской ереси. Долгая тяжба закончилась в пользу Эйбешюца, который обосновал свою невиновность и непричастность к саббатианству.

Практически сразу после отречения Шабтая Цви саббатианство стало жёстко преследоваться во всех еврейских общинах, пропагандисты саббатианства изгонялись, сочинения не издавались и сжигались. Открыто проповедовать саббатианство могли только группы дёнме, опирающиеся на защиту властей Турции. Остальные саббатианские группы нередко уходили в подполье и проводили тайные собрания и тайные ритуалы, авторы саббатианских трактатов пытались отрицать свою причастность к саббатианству, привязывая трактаты к классической каббале, как делал, например, Нехемия Хайон. Исследователи, однако, могли распознать причастность к саббатианству по некоторым ключевым выражениям (типа «Царь Израиля»).

 

Наиболее активным и последовательным борцом против саббатианства был Яков Саспортас (1610—1698), который сразу в 1666 году начал выпускать антисаббатианские памфлеты, рассылая их по всем общинам, а в 1673 издал книгу «Цицат новел Цви» («Цви — увядший цветок») с подробным обличением и критикой Шабтая Цви и его учения, в первую очередь идей Натана из Газы. Активной борьбой с саббатианством в XVIII веке занимались Цви Хирш бен Яков Ашкенази и его сын Яков Эмден.

В течение XVIII века саббатианские общины резко ослабли, а саббатианские сочинения почти перестали издаваться, ортодоксальные общины вели против саббатианства беспощадную борьбу. Оставшиеся в Турции общины дёнме раскололось на несколько направлений, и саббатианство как движение оказалось разбросано и рассеяно. Новый виток саббатианства поднял Якоб Франк.

 

 

Продолжение в следующем выпуске…

 

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

Общий тираж рассылок 45 000 подписчиков.

Copyright © Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com  2006-2012 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.

Заранее благодарю Вас.


В избранное