Еще хочу тебе сказать вот что. В старину царь Цзе казнил
Гуань Лунфэна, а царь Чжоу казнил Биганя. Оба казненных были людьми
безупречного поведения, пёкшимися о благе народа. А вышло так, что из-за их
добронравного поведения их повелители решили избавиться от них. И кроме того,
это были люди, мечтавшие о славе. Когда-то Яо пошел войной на владения Цзун,
Чжи и Сюао, а Юй напал на удел Юху, и эти царства были обращены в пустыню, их
правители сложили головы на плахе. Не было конца грабежам и казням, нет предела
и жажде побед. А все потому, что люди эти искали славы. Не говори мне, что ты
никогда не слышал о них! Даже мудрейший может соблазниться славой, что же
говорить о таких как ты? Однако же, думаю, тебе есть что сказать в ответ — так
говори же!
Янь Хой сказал: “Хорошо ли быть внимательным и всеобъятным в
устремлениях, прилежным и целеустремленным?”
Конфуций отвечал: “О нет, это никуда не годится! Правитель
Вэй не умеет сдерживать свои страсти, и в душе у него нет равновесия.
Обыкновенные люди, конечно, не смеют уклониться от встречи с ним и стараются
спрятать свое беспокойство и страх под покровом спокойствия. В них не родится
даже то, что называют “благотворным влиянием, растущим день ото дня”, — что же
говорить о великой силе?! А он будет стоять на своем и не захочет меняться. По
видимости он может соглашаться с тобой, но в душе он с тобой не будет
считаться. Что же тут хорошего?”
— Коли так, — сказал Янь Хой, — я буду прям внутри и
податлив снаружи, я буду верен своим убеждениям, но уступать царской воле. Как
человек “прямой внутри”, я буду послушником Неба. Тот, кто становится
послушником Неба, знает, что и Сын Неба, и он сам — дети Неба и что он один
умеет говорить от себя как бы без умысла — так, что иной раз людям его речи
нравятся, а иной раз не нравятся. В мире к таким людям относятся как к детям.
Вот что я называю “быть послушником Неба”. Тот же, кто “податлив снаружи”, будет
послушником человека. Держать в руках ритуальную табличку, падать на колени и
простираться ниц — так ведет себя подданный. Все люди так поступают, отчего и
мне не поступать так же? Делая то, что и другие делают, я никому не дам повода
быть недружелюбным ко мне. Вот что я называю “быть послушником человека”.
Будучи верным своим убеждениям и послушным царской воле, я буду послушником
древних. Правдивые слова, будь то распоряжения или назидания, восходят к
древним, и сам я за них не в ответе. В таком случае я могу быть прям, не рискуя
собой. Вот что я называю “быть послушником древних”. Годится ли такое
поведение?
— Никуда не годится! — отвечал Конфуций. — Планы хитроумные,
да осуществить их трудно. Будь проще, и тогда, даже не выделяясь большим умом,
ты избежишь беды. Однако же на этом следует остановиться. Своего повелителя
тебе все равно не переделать. Ты со своими планами слишком полагаешься на свой
ум.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.