Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости русского атеизма или нового русского атеизма


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Здравствуйте, уважаемые подписчики!




Выпуск №12 ("Духовная часть")


Сегодня в выпуске
1 - Е. К. Дулуман. Для настоящего атеиста “Бога –нет!” мало.
2 - С Моисеенко. Атеизм и гуманизм
3 - Теоритический вопрос - С. Гроховский. Кредо атеиста (Окончание)
4 - Критика Телеологического аргумента в пользу существования бога. (Специально для проекта. - "Новости нового атеизма или нового русского атеизма").

1. Е. К. Дулуман. Для настоящего атеиста “Бога –нет!” мало.

Для настоящего атеиста “Бога –нет!” мало.

В ответ на опубликованный на “А сайте” материал: “Атеисты и верующие, соединяйтесь” в тот же день его автору было послано письмо, на которое сразе был написан ответ. Приводим текст этих писем,

Евграфий Каленьевич!

Меня, честно говоря, сильно удивляет, почему наши с вами коллеги-атеисты настолько ПРОТИВ визита Кароля Войтылы на Украину, что не постеснялись на такой откровенно популистский (и явно неэффективный) шаг, как сепаратный союз с про-МПшным "Союзом православных братств"? Даже в КП рады этому визиту, потому что он оживит ВСЮ (а не только католическую) религиозную сцену на Украине и привлечет к вопросам веры-"духовности" множество людей, не говоря уже о том, что, возможно, Константинополь после этого может наконец обратить внимание на раскольников из КП. Московские же патриархи, ясное дело, о своей монополии пекутся. Ну, а нам, атеистам, какой резон орать про "помпезное шоу" и т.п.? ("Атеисты и верующие! Объединяйтесь!"). Например, можно было хоть на голове стоять в связи с прошлогодним визитом Клинтона в Киев, но он как человек, как уходящий президент - почему не имеет права сьездить на Украину и попроповедовать свободы по-американски? Почему некоторые люди настроены против ВСЯКИХ помпезных шоу? Все равно без шоу не обойтись, потому что народу нужны экзотические праздники, а шибко интеллектуальные персоны могут хотя бы на один день выйти из своей пыльной квартиры и постоять в густой многоголосой толпе, пытаясь разглядеть через головы своими близорукими глазами, чему это "темный плебс" так радуется.

Это даже общение культур - независимо от того, сколькими спекуляциями и манипуляциями оно окружено! Вы бы послушали двух лицеисток из Украины, которые победили в каком-то конкурсе американского госдепартамента и год набирались ума-разума в Америке, а потом Клинтон взял их с собой в Киев, где они у Михайловского собора выступали перед ним! Одна такая речь интердевочки, и не нужно читать сотни злобно-невнятных книг про Америку

Это я к тому, что нам, в отличие от верующих, сам бог велел (ой...) быть любопытными. Если нас приглашают на бесплатное шоу, надо не орать "а за какие шиши вы такое делаете?!! а какие грязные цели преследуете?!!!", потому что, во-первых, все равно не скажут, а во-вторых, поди разберись, только ли грязные у них цели. Между прочим, лекции археолога-богослова Картера в киевском Дворце Спорта (дела давно минувших дней...) мне очень понравились, особенно краткий ясный стиль, а также отличные слайды. Ради таких красот стоило потерпеть и "чуждое мировоззрение". Или Вы не согласны?..

Между прочим, буду очень благодарен, если вышлете контакт с киевскими атеистическими организациями.

Юра Шеляженко
shelya@uct.kiev.ua

 

Юра! Который Шеляженко!

Вы заходите на "А-сайт". На нем прочитали мою маленькую статью "Атеисты и верующие, соединяйтесь!" и обратились ко мне: или 1.с вопросом, или 2.для объяснения, или же, просто, 3.излили свою душу. Буду отвечать на Ваши претензии по порядку.

1.Для получения моего личного ответа на ваши вопрошания мне не надо ничего писать. Мой личный ответ на Ваши недоумения Вы можете найти для себя на том же "А-сайте" в моей статье "Стоить ли папе Иоанну Павлу Второму наносить официальный визит в Украину?". Прочтите еще раз и, как поется в известной песенке, "Ты все поймёшь". А о причинах поддержки верующих атеистами можно что-то понять, прочитав на этом же "А-сайте" мою статью "Свобода совести как элемент демократических свобод", а если Вам не лень рыться "в хронологической пыли бытописания земли" (Пушкин. Евгений Онегин.), то и - "Мировоззрение, Религия, Коммунизм". Думаю, что рекомендовать Вам прочитать мою дискуссию с богословами и религиозными фундаменталистами по вопросам свободы совести не стоит. Для Вас, так падкого на удовольствия и зрелища, это будет совсем не интересно и не понятно. Но здесь уж ничего не попишешь. Для Вас лично я лично, в самом деле, ничего больше сделать не могу.

2. Для того, чтобы мы с Вами могли объясняться и на чем-то сойтися (на украинском языке - порозум_тися), нам надо иметь между собой какую-то общую платформу. Но у нас, как видно из Вашего письма и из моих выступлений на "А-сайте", нет такой общей платформы. Вы заявили о себе, что Вы - атеист, надеясь на то, что поскольку и я лично - атеист, то этого вполне и вполне достаточно, чтобы общаться друг с другом в единодушии. Заблуждаетесь! Одной общности между людьми в плане "Бога - нет!" очень и очень мало для определения родства их душ. Родство душ между людьми устанавливается тогда, когда они 1. одинаково смотрят на жизнь, а потом 2.сходно подходят к решению вопроса о смысле жизни, а потом 3.тождественно решают вопрос о смысле общественной и личной жизни, а потом 4.обнаруживают между собой одинаковые вкусы жизни, а потом и 5.ведут себя в жизни соответственно... В этом плане между нами - как Вы и я заявили себя благодаря "А-сайту" - ничего общего, начиная с "1." и кончая последним "а потом", нет. Неужели Вы думаете, что атеисты приходят в жизнь только для того, чтобы узнать, что Бога - нет?, а исходя из этого, жить по принципу: "Гуляй, Ванька! Бога - нет."

3. А ведь Вы именно так смотрите на смысл общественной и своей личной жизни, о чём без зазрения совести бахвалитесь: Ах, как прекрасно было "хоть на головах стоять", встречая Клинтона! Ах, как классно смотрелась Интердевочка!.. Ах, какими красотами на слайдах демонстрировал богослов Картер чуждое нам мировоззрение!... И в заключение Вы пишите: "Если нас приглашают на бесплатное шоу, надо не орать "а за какие шиши вы такое делаете?!! а какие грязные цели преследуете?!!!", потому что, во-первых, все равно не скажут, а во-вторых, поди разберись, только ли грязные у них цели." И при таком публичном перетряхиванием своих низменных духовных ценностей от Вас не слышно даже писка совести. Из Вас прёт необузданная жадоба животных наслаждений. Одумайтесь, Юра, который Шеляженко. Посмотрите на себя со стороны. Поимейте совесть... Не опускайтесь до люмпен-пролетарского плебса Древнего Рима, который требовал от властей придержащих только одного: "Хлеба и зрелищ" (Panem et circenses). Ну, пожалуй, хлеб у Вас лично есть, есть в избытке, иначе бы Вы не писали того, что написали. Но постарайтесь, насилуя себя, не так гнусно избирательно всматриваться в окружающую Вас жизнь. Постарайтесь, опять насилую себя, увидеть зрелище тысяч и тысяч бомжей, нищих да роющихся в мусорных бачках интеллигентов, среди которых есть и кандидаты наук, и доценты и заслуженные педагоги Украинской ССР%; насилуя лично себя, поверните голову справа налево и увидите сотни тысяч униженных и оскобленных детей, уничижительно просящих подаяние, ночующих в подвалах да на чердаках; "порадуйтесь зрелищу афганцев, артистов, инвалидов Великой Отечественной войны немо и поюще взывающих о куске хлеба в подземных переходах Киева; посмотрите статистику вымирания народа Украины, кончающих жизнь самоубийством, 80% недоедающего, в их числе - 40% голодающего и 20% буквально умирающих от голода населения Украины; неужели Вы не видите позорного зрелища эпидемий туберкулёза (ликвидированного было в Украинской ССР), вообще никогда не бывшую на наших землях наркоманию, детскую проституцию... (Мне больно даже перечислять эти беды моего народа.) Или Вашу разжиревшую морду воротит ото всего этого? Вам подавай увеселительных зрелищ? А все Вашего пошиба увеселительные зрелища устраиваются за счет ограбления своих братьев по гражданству, по национальности, по крови. И среди этих без зазрения совести веселящихся и Вы веселитесь без зазрения совести. И Ваше письмо ко мне вызвано, по-моему, прежде всего страхом, что эти "ничтожные" верующие вместе со "зловредными" атеистами договариваются лишить лично Вас очередного шоу, очередного удовольствия... Не бойтесь, Юра, будет вам и шоу, будет, как говорится, и свисток. Визит папы обязательно и неизбежно состоится! И Вам распрекрасно известно "за какие шиши" это будет сделано. Выйдя из Советского Союза и объявив себя самостоятельной и независимой, Украина на миг стала богатейшей страной в мире и не имела за собой ни рубля, ни цента, ни пфеннига, ни лиры, ни иены внешнего долга. За время президентства Кравчука и, особенно, Кучмы государственного уровня воры и бандиты не только разворовали все накопленное трудом "совков" богатство, но и нахватали от таких же воров и бандитов уже международного уровня столько "шишей", что на каждом (от новорожденного - до умирающего от голода пенсионера) гражданине самостоятельной и независимой Украины сейчас лежит 967 долларов международного долга. Кучмовская бандократия на этом не остановилась и продолжает хватать "шиши" себе в карман, а народу "под патронатом Президента" предлагает зрелища без хлеба, зрелища тем, у кого в преизбытке уже есть хлеб и до хлеба. А Вы спокойны и довольны. А о чем беспокоится? - Обкраденный и обнищавший народ Украины заплатит за Ваше личное удовольствие от этого шоу еще какую-то сотню миллионов долларов...

Шоу с папой римским не только возложить дополнительное бремя нищеты украинского народа, но еще больше обострит религиозную обстановку в стране, верующие граждане нашей страны еще больше возненавидят друг друга. Так задумано, так сбудется! И в том, что атеисты поддерживают верующих, религиозные чувства которых оскорбляют, проявляется только их, атеистов, последовательность в борьбе за попранную Президентом Украины и его Правительством свободу совести граждан нашей вконец измученной страны. Успокойтесь и дайте верующим и атеистам хотя бы посильно протестовать против этого, по нашему общему с православными верующими мнению, безобразия.

И, наконец. Я не могу дать Вам адрес организации украинских или киевских атеистов, поскольку такой организации нет. Подавляющее большинство наших бывших дипломированных и патентованных атеистов (не Вы ли тоже принадлежали к их числу?) сбежали на религиозные, церковные, поповские хлеба (не Вы ли тоже в числе этих убежавших). В Украине сейчас 80% внецерковного (не посещающих молитвенных богослужений) населения, в среде которых -40% неверующих, 30% убежденных атеистов. Атеисты, неверующие и внецерковные люди подвергаются административному и духовному давлению, запуганы... Атеисты тоже люди, им ничего человеческое не чуждо. Они тоже поддаются физическому и психическому давлению; им, кроме всего прочего, тоже присущ страх. Так что открытых и активных атеистов в этой подавляющей и подавляемой массе всего - менее 1%, что означает, что по городу Киеву таких атеистов насобирается свыше тысячи человек. По моим личным сведениям активные, действующие атеисты есть по всех городам и весям Украины. Но до их объединения еще дело не дошло. Допекут - будем объединяться в организацию.

К Вашему сведению, атеистические, под разными названиями (атеисты, агностики, свободомыслящие, светские гуманисты, деисты, пантеисты, движения за свободу совести и так далее) организации существуют и активнейшим образом (особенно в США, Англии, Франции, Индии, Австралии, Канаде) действуют. Существуют и активно действуют атеистические организации в России. Дойдет очередь и до Украины. Конечно, атеистов такого типа, как Вы, в этих организациях нет и не будет. Что Вы - атеизму и что атеизм - Вам?

Продолжайте быть мне в здравом теле. Но в здравом теле, согласно латинской пословице, должен быть здравый дух. Mens sana in corpore sano = В здоровом теле здоровый дух.

Евграф (не Евграфий, как Вы пишите) Дулуман.

6 и 7 июня 2001 года.



2. С Моисеенко. Атеизм и гуманизм

Атеизм и гуманизм

1.Вступление.
2.Определения атеизма.
3.Определения гуманизма.
4.Атеизм и гуманизм.
5.Оппонентам.
6.Терминология.

1.С некоторым промежутком времени на сайте НА("Научный Атеизм") были опубликованы критические статьи по поводу атеизма и гуманизма(авторы Warrax и Вязовский).Начну с того, что так же как и А.Вязовский я не являюсь профессиональным философом.Поэтому про многие атеистические понятия я узнавал как и все смертные люди- для начала из словарей, потом из тематической литературы. Для большинства людей такой путь познания самый нормальный и естественный.Определимся со словарями. Благодаря интернету появилось множество электронных словарей, что безусловно удобно.Вопрос в другом: насколько эти словари компетентны, современны (не 20-летней давности), беспристрастны, кто их авторы? Я не слышал, чтобы авторитетнейший коллектив независимых авторов создал специально электронный словарь.Т.е. большинство словарей сканированы из печатных изданий, имеют в основе какой-то ранее изданный бумажный словарь.На одних сайтах об этом говорят прямо, на других молчат несмотря на то, что я специально запрашивал о том сайты по E-mail.

2.Разберёмся со словом атеизм.Словарь русского языка под ред. Ожегова и Шведовой довольно известный.Он регулярно обновляется и пополняется. Насколько словарь исчерпывающий?Авторы пишут, что в словаре раскрываются слова в кратком определении и от словаря нельзя требовать сведений для всестороннего знакомства с предметом.Поэтому ссылаться на словарь Ожегова и Шведовой, при толковании такого слова, как атеизм, будет неправильно.Вот что там написано:

Атеизм [тэ], а, м. Отрицание и опровержение существования бога, отказ от религиозных верований.

| прил. атеистический, ая, ое.

Большой энциклопедический словарь под ред.Прохорова, А.М.1997г.

Российский энциклопедический словарь под ред.Прохорова А.М. в 2-х тт., Москва, изд-во ”Большая Российская энциклопедия”,2001г.Эти словари посолидней, слов в них побольше, вот что там написано:

Атеизм(франц. atheisme, от греч.atheos-безбожный),-исторически разнообразные формы отрицания религии , представлений и культа, утверждение самоценности бытия и мира человека, находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др.,совр.А. рассматривает религию,как иллюзорное сознание.

Новейший словарь иностранных слов и выражений, Москва АСТ, Минск ХАРВЕСТ, 2001год.

Про атеизм пишут так же(по смыслу), как и в двух предыдущ. словарях или чуть иными словами:

АТЕИЗМ (франц.atheisme, др.греч.atheos-безбожный),- исторически разнообразные формы отрицания религ.представлений, разоблачение лживости культов, неверие в существование сверхъестественных сил (духов, богов и т.п.); вместе с тем А. утверждает самоценность бытия этого мира и человека; в прошлом А. выражался в вольнодумстве и свободомыслии, ныне рассматривает религию, как иллюзорное сознание.

Электронные словари:

Словарь русского языка Ожегова и Шведовой: http://mega.km.ru/ojigov/

АТЕИЗМ [тэ], а, м. Совокупность положений, отвергающих веру в Бога, в сверхъестественные силы и вообще всякую религию.

| прил. атеистический, ая, ое.

Подтверждается вступление авторов к печатному варианту (словарь краткий, не полный, исчерпывающее определение надо искать в более полных словарях).

Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/

Современная энциклопедия: http://dic.academic.ru/misc/enc1p.nsf/ByID/NT0000195E

Большой энциклопедический словарь: http://dic.academic.ru/misc/enc3p.nsf/ByID/NT0000F0CE

Про атеизм пишут во всех трёх последних электр. словарях(без иллюзорного сознания в Современн. энцикл.):

АТЕИЗМ (франц. atheisme - от греч. atheos - безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Нормально будет взять и придерживаться последнего определения атеизма.В этом определении говорится, что атеизм не только отрицание бога, но и утверждение самоценности бытия и мира человека.Это определение дано в большинстве приводимых печатных и электронных словарей.

3.Не буду утомлять читателя со словом гуманизм.Приведу итоги проверки значения слова в разных печатных и электронных словарях:

Словарь русского языка, Ожегов Шведова, печатный,

Словарь русского языка, Ожегов Шведова, электронный: http://mega.km.ru/ojigov/

В обоих версиях слово определено кратко, не полно, в соответствии с предисловием в печатном(см.п.2) словаре:

ГУМАНИЗМ, а, м.

1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма.

| прил. гуманистический, ая, ое.

"Новейший словарь иностранных слов и выражений", Москва АСТ,Минск ХАРВЕСТ, 2001год.

"Российский энциклопедический словарь",под ред.Прохорова А.М., Москва, изд-во Большая Российская энциклопедия 2001г.

Электронные словари:

Большой энцикл.словарь: http://dic.academic.ru/

Кирилл и Мефодий универсальная энциклопедия: http://mega.km.ru/

Новый словарь русского языка, толково-словообразовательный, Т.Ф. Ефремова, © М., "Русский язык", 2000, http://www.gramota.ru/

Во всех пяти вышеперечисленных печатных и электронных словарях написано:

Гуманизм-(от латин. humanus-человеческий.человечный),-признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека, как критерий оценки обществ. отношений.

В более узком смысле светское вольномыслие эпохи возрождения,противопоставление схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произв.классическ.древности.

Большинство словарей сходятся на последнем определении гуманизма.Будем придерживаться этого определения слова.(В некоторых словарях в начале стоит ...Исторически изменяющаяся система воззрений...

4.Критика оппонентов (Warrax, Вязовский) сводилась к тому, что атеизм и гуманизм далеки друг от друга, как небо и земля.Посмотрим: так ли это?Атеизм словарно определён, как ещё и ... утверждение самоценности бытия мира и человека...

Если посмотреть чуть повыше(п.3 в конце) на определение гуманизма, то атеизм находится с гуманизмом ближе некуда: ...признание ценности человека, как личности...

В определениях это настолько рядом, что только слепой не заметит, как одно перекликается с другим.Warrax и Вязовский почему-то заключили, что в словарных определениях это совершенно разные вещи, что из первого можно вывести всё, что угодно, кроме второго.

Для большей убедительности можно посмотреть где и в чём отрицает религию и религиозные представления вышеприведённый отрывок из определения атеизма.Вспомним, что:

Религия утверждает второстепенность беспомощность и ничтожность человека по отношению к богу.

Религия учит, что человек вторичен по отнош. к богу, он его раб, его создание, оценка человеку будет дана после смерти.

Религия, ввиду "вечной" загробной жизни, отрицает и умаляет ценность бытия и мира в этой жизни, считает нашу жизнь подготовкой к главному событию-бессмертию и поэтому бытие человека лишено других целей.

Атеизм отрицает в религии второстепенность и ничтожность человека по отношению к богу, утверждает самоценность человека без всякой оглядки на бога, бытиё и мир в этой жизни не считаются никчемными, несамодостаточными.Или другими словами:ЧЕЛОВЕК НЕ ВТОРИЧЕН ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ, ОН НЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЙ, ЧЕЛОВЕК ЦЕНЕН И САМОЦЕНЕН БЕЗ ВСЯКОГО БОГА.

Вот так гуманизм отрицает бога в атеизме. Интересно, а можно ли иначе отреагировать на это религиозное подчинение человека богу, на второстепенность человека перед богом? Warrax и Вязовский сошлись на том, что религию надо отрицать в связке человек-бог, а потом оставить человеку решать на свой выбор: быть ему самоценным, не самоцененным, малоценным, второстепенным после государства и т.д.Всё бы хорошо, если трактовать атеизм, как бога-нет по словарю Ожегова-Шведовой.Правильное определение атеизма шире, чем рассудили оппоненты.Ожеговско-Шведовское определение не исчерпывающее.

5.Во всех критических работах авторы (Warrax, Вязовский) определяют атеизм по словарю Ожегова и Шведовой.Сами авторы словаря признают, что их толкование сокращенное, не полное, не исчерпывающее(см.п.2).Вот это определение ещё раз:

АТЕИЗМ [тэ], а, м. Совокупность положений, отвергающих веру в Бога, в сверхъестественные силы и вообще всякую религию.

| прил. атеистический, ая, ое.

Полноценное понятие атеизма, которое мы нашли в подавляющем большинстве словарей, другое:

АТЕИЗМ (франц. atheisme - от греч. atheos - безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Исходя из последнего, более точного определения атеизма, критика гуманизма весьма сомнительна.

Warrax и Вязовский сузили словарное определение атеизма до одного тезиса-до отрицания бога.При таком умышленно-суженнном толковании слова атеизм вполне понятны, объяснимы и предсказуемы результаты критики.Зачем нужны словари? Для того, чтобы люди понимали друг друга, отъехав на автобусе одну остановку от своего дома, чтобы не было героев Ильфа и Петрова-Ляписов Трубецких, чтобы мы не заговорили через несколько лет на разных языках в Москве, Новосибирске, Петербурге, Владивостоке, как строители Вавилонской башни.То, что написано в словарях, надо принимать как есть- не убавляя. Надеюсь, с этим Warrax и Вязовский не будут спорить.Если принять определение атеизма по Warraxу и Вязовскому то получится, что в большинстве словарей толкование слова неправильное.Критика оппонентов построена на оспаривании словарного значения атеизма.

6.Разберёмся, можно ли просто безбожника или не верующего в бога, называть атеистом? Как мы выяснили, в словарях атеизм определён гораздо шире, чем бога-нет.Для атеиста не верить в бога необходимо, но не достаточно.Признак весомый, но не исчерпывающий.Т.е.астрологи, колдуны, маги, сатанисты, фашисты, экстрасенсы и другие могут не верить в бога.Это замечательно, в этом пункте атеисты солидарны и единодушны со всеми.Но называть себя атеистами по причине только безбожия ещё нельзя. Философские, мировоззренческие и морально-этическ. системы у этого контингента утверждают совершенно другие ценности, чем у атеистов.Эти ценности не совпадают с толкованием слова атеизм.Для атеизма требуется утверждать... самоценность бытия мира и человека...Атеизм это не только отрицание бога, это ещё и необходимость утверждения гуманизма.

 

С Моисеенко.
E-mail sergosergo@mtu-net.ru


         Копирование, тиражирование, перепечатка, ссылка и прочие способы распространения данной статьи  приветствуются и одобряются автором без всяких претензий.


3. С Гроховский. Кредо атеиста (Окончание).

Информация - попытка определения

Мне кажется, позиции верующих и материалистов весьма сходны. Первые считают Бога вечным и неуничтожимым, а вторые - Материю. А собственно философия начинается тогда, когда эти положения подвергаются сомнению. В противном случае это или богословие, или физика.
А понятие ''идеального'' надо переформулировать в более понятных сейчас информационных терминах.

Кстати, ''пирамидальные'' опыты с кристаллизацией переохлажденной воды - наглядный пример возникновения новой информации:
Берем чистую бутылку, тщательно отфильтрованную воду, не содержащую взвешенных частиц, осторожно охлаждаем до отрицательных температур без встряхивания - лед не образуется - нет зародышей кристаллов.
Теперь встряхиваем бутылку. Образуются кавитационные пузырьки, на поверхности которых, с очень небольшой вероятностью, может образоваться похожая лед структура. На этой матрице начинается лавинообразный рост кристаллов.
Та же ситуация с возникновением простейшей самореплицирующейся молекулы. Вероятность ее возникновения очень и очень мала. Но если уж она возникла - начинается лавинообразный рост числа таких молекул. А вероятность того, что одна из миллиарда молекул станет более сложной, в миллиард раз больше, чем для одной молекулы. Сразу, готовенькая живая клетка, естественно возникнуть не может.
Чем дальше, тем быстрее эволюция идет. Первые несколько миллиардов лет были только простейшие формы - типа наших бактерий. Делились они очень быстро - в это время и возникли все предшественники существующих сейчас белков, и опробованы всевозможные пути метаболизма. По мере эволюции носитель информации может ''сжиматься'' в размере, сохраняя то же количество информации. Самый яркий пример, какой я знаю - одна и та же последовательность нуклеиновой кислоты одного вируса, благодаря вырожденности белкового кода, несет информацию о последовательности сразу трех белков (сдвиг рамки считывания, и чтение второй нити).
Потом, из разных клеток возникли многоклеточные организмы. Они делятся медленнее и поэтому создать, например, новый белок простым перебором аминокислот, уже не могут, а, вот, заменить несколько аминокислот, или, из двух разных, уже созданных белков, сделать новый, с новыми свойствами - для этого много времени не надо. Ну и так далее - блочное строительство - чем выше уровень, тем крупнее блоки. Таким образом у высших животных полезные мутации возникают не в результате случайного перебора аминокислот в белках, а в результате перетасовки целых генов или их кусков.
А чтобы мозг увеличился в несколько раз, вполне было достаточно несколько мутаций в регуляторных белках. Скоро даже будет известно в каких. Сейчас полностью расшифрован геном человека, и можно будет сравнивать его с геномами обезьян и смотреть различия. Расшифрованы сейчас и геномы нематоды, мухи-дрозофилы, многих бактерий и начинается интереснейшая работа по их анализу и сравнению. Это своего рода "клеточная археология" - сравнивая последовательные измененя генов у разных организмов можно будет точно установить кто из кого произошел, и когда какой ген впервые появился в данном организме в ходе естественного развития.

Если рассмотреть, как происходила эволюция живых существ от простейших форм до человека (А сейчас уже это все известно - есть последовательности ДНК - голый текст - чистая информация), то можно понять, как происходит и появление новой информации. Как она возникает ''ниоткуда''.

Эволюция (то-есть усложнение системы) происходит направленным отбором случайных флуктуаций. Отбор этот направляют внешние условия. Если бы они не менялись, система через некоторое время пришла бы в стабильное состояние. Но условия постоянно меняются по многим параметрам. И выживает тот, кто сможет жить при изменениях сразу многих параметров - то-есть более сложно организованная особь.
Первой самовоспроизводящейся молекулой была, по-видимому, молекула РНК. Как и ДНК она может образовывать самокомплиментарную двойную спираль, а однонитевая РНК, складываясь определённым образом в пространстве, может выполнять функции фермента - например, расщеплять сама себя, или другую молекулу РНК. В современной клеточной рибосоме - "машине" по производству белков, которая состоит из многих белков и трёх молекул РНК, основную каталитическую функцию выполняет как раз нуклеотиды РНК. То-есть, сначала, скорее всего, был РНК-овый мир, потом РНК-белковый, а потом уже появилась ДНК.
Как происходило дальнейшее усложнение, более-менее понятно. Проще всего это пояснить примером эволюции бактерий "в пробирке".

Представьте две бактерии - одна может питаться только глюкозой, другая только ксилитом. Если добавить в среду и то, и другое, то эти бактерии будут размножаться. А теперь перестанем добавлять глюкозу - все бактерии первого типа подохнут и их содержимое выльется в среду. Бактерии могут захватывать из среды куски ДНК, содержащие информацию о белках, которых и выполняют все "химические работы" в клетке. Случайным образом одна из бактерий второго типа может захватить кусок, кодирующий ферменты, необходимые для усвоения глюкозы, и встроить в свой геном. Пока в среде нет глюкозы эта ДНК служит ей только обузой. А теперь станем добавлять в среду только ксилит. Живой останется эта единственная бактерия, а еe потомки смогут уже питаться разными сахарами.

То-есть, грубо говоря, эволюция есть накопление информации на все случаи жизни. И совсем не нужно для ее объяснения привлекать всякие там информационные поля и прочую чушь.

Как строятся новые белки.

Используя знание о том, как происходила эволюция белков можно теперь создавать и новые, не существующие в природе белки. Например, нам надо сделать бактерию, которая бы уничтожала какое-нибудь очень ядовитое соединение, образующееся в качестве побочного продукта в крупнотоннажном химическом производстве. В природе это соединение не встречается и нет ферментов, которые могли бы его расщеплять. Находим среди известных белков такой, который осуществляет сходную химическую реакцию с соединением такого же класса. Определяем где находится активный центр этого фермента и начинаем его модифицировать, используя компьютерное моделирование и заменяя в белке разные аминокислоты. Такой подход перспективен, но только в будущем - пока мы ещё не в такой степени знаем точные механизмы химических и ферментативных реакций. Поэтому сейчас можно применять метод "ускоренной эволюции". Активный центр фермента состоит обычно штук из пяти аминокислот, то есть кодируется участком ДНК длиной 15 нуклеотидов. Берём ген этого белка и вырезаем этот участок, кодирующий аминокислоты активного центра, а вместо него вставляем такой же длины химически синтезированный олигонуклеотид. Но синтезированный хитрым образом - на каждом из 15 шагов синтеза мы берём не один из четырёх нуклеотидов, а смесь всех четырёх - в результате получаем статистическую смесь, которая содержит 15 в 4 степени всех возможных вариантов последовательностей. Вводим такой "статистический" ген в культуру бактерий и добавляем токсическое вещество - выживают и делятся только те бактерии, которые содержат фермент, способный расщеплять это соединение.
Из анализа расшифрованных геномов видно, что примерно по такой схеме и происходит появление новых белков и в природе. Довольно часто наблюдается удвоение генов - в геноме находятся две копии одного гена - через несколько поколений, одна из копий может "замолчать" - перестать кодировать белок - она является балластом и может либо выщепиться за ненадобностью, либо, после большого числа случайных мутаций превратиться в другой белок, осуществляющий в клетке какую-нибудь новую функцию.



Кстати, как такое определение информации:
Информация - это инструкция по настройке системы.

О работе мозга

Сравнение мозга с современным компьютером - немногим лучше старых сравнений мозга с телефонным коммутатором, а еще раньше - с паровой машиной, со всякими там клапанами.
Главное отличие - биологическая информация изменяет, в зависимости от своего содержания, свойства носителя. Мозг нельзя сравнивать с процессором - скорее каждый нейрон - это одна счетная машина, причем не цифровая, а аналоговая.
Каждый нейрон получает сигналы от примерно тысячи других нейронов, суммирует и выдает (или не выдает) свой сигнал по единственному аксону. Этот сигнал, в свою очередь, может поступать к тысяче других нейронов. Если по нервному окончанию проходит много сигналов - оно разрастается, увеличивая свой вклад в воздействие на нейрон, если сигналов нет - атрофируется.
Так происходит запоминание. При вспоминании мозг как бы ''прозванивает'' образовавшиеся устойчивые связи нейронов.
Если учесть, что число нейронов в одном мозге больше, чем число живущих сейчас на земле людей, а число связей между ними еще на три порядка больше, можно не удивляться огромному объему информации, которую может человек запомнить.
Но и это еще не все. Существует около 80 типов нервных окончаний, и они передают сигналы по-разному в зависимости от концентрации нейромедиаторов, которая зависит от содержания в крови разных веществ. Так и желудок и другие органы могут влиять на наши мысли, как бы перепрограммируя мозг.

Я думаю, что мозг работает по принципу “направленный отбор всех возможных вариантов” - только в отличие от компьютера, он способен параллельно обрабатывать большие массивы данных, отбирая и комбинируя нужные варианты.

Главное отличие живого от неживого в том, что живое постоянно, непрерывно само себя строит. Мозг непрерывно строит модель мира. В отличие от мозга животных мозг человека способен построить не только свою модель мира, но и параллельно построить модель мира, воспринимаемую другим человеком, как живущем рядом с ним, так и давно умершим. Так возникает со-знание - не только своё знание, но и знание других людей. Только из-за этого и возможно общение и, соответственно, возникновение общества, культуры. Культура это со-общение - совместное общение.
Ксенофобия возникает в результате неспособности понять, воспринять образ мысли представителя другого народа или другой культуры.
Неспособность воспринять образ мысли, язык представителя другого народа приводит к национализму.
Неспособность воспринять запросы и желания представителя других слоёв общества - ко всяким коммунистическим экспроприаторским идеям.
Причина возникновения всяких Новых Хронологий - это неспособность понять образ мышления людей прошлого.
Без знания чужих языков нельзя понять свой.
Знать только свою культуру - значит не понимать и её.
Без понимания прошлого нельзя понять и настоящее.

С.Гроховский.
(Последние исправления - 2.03.2001)


www.chat.ru/~grokhovs/credo.html





4. Критика Телеологического аргумента в пользу существования бога.<

Критика Телеологического аргумента в пользу существования бога.


Религия - это борьба сил добра с силами разума. Сегодня в России силы добра явно побеждают. Однако, силы добра никак не могут победить силы разума на их поле. Причин множество. Силы добра в России слишком молоды, они едва ли насчитывают 15 лет своего существования. Конечно, силы добра утверждают, что они уже существуют тысячи лет, но это все равно, что вооружаться каменными топорами и надеяться на победу. Кроме того, силы добра не сумели как следует подготовиться для борьбы за такой короткий срок. Но тем не менее, они побеждают своей многочисленностью и значительно большими ресурсами.
Силам добра свойственно еще одна черта, характерная для всякого неопытного противника - запальчивость, стремление скорее вступить в бой, не подготовившись должным образом. Именно в таких схватках силы разума пока одерживают победы.
Одним из таких способов борьбы сил добра с силами разума является Телеологический аргумент в пользу существования бога. Аргумент сам по себе красивый, изящный, как почти все софизмы. Каждое второе письмо от верующего, каждое выступление религиозного человека не обходится без этого аргумента. А какая-нибудь брошюра или солидная книга вовсе считает для себя неприличным отсутствие этого аргумента.
Однако этот аргумент -пустышка, как и все аргументы, доказывающие существование бога. Но так как этот аргумент приобрел огромную популярность, следует уделить ему внимание и показать, в чем его ошибочность. Чем я и собираюсь заняться в этой работе.
Прежде всего следовало бы изложить сущность этого аргумента.

У каждой вещи есть свой создатель, у каждого дома есть свой архитектор, у каждой книги есть свой автор, у каждого человека есть свои родители: отец и мать. Пожалуйста, покажите мне такую вещь, которая сама собой образовалась? Пожалуйста, покажите мне такой дом, который сам собой построился без архитектора и без строителей? Пожалуйста, покажите мне такую книгу, которая сама собой написалась?
То есть, нет такой вещи, которая бы не имела создателя. Следовательно, у вселенной должен быть создатель и этот создатель - бог.

Начнем опровержение этого аргумента с того, что обратимся к формальной логике. Утверждения, содержащие "каждый", могут быть доказаны только логически или математически и не могут быть доказаны индуктивно, то есть через перечисление нескольких случаев, удовлетворяющих утверждению. Напротив, такие утверждения опровергаются нахождением единственного факта, опровергающего утверждение.
Итак, утверждение не доказано ни логически, ни математически, а следовательно, не может считаться истинным. Осталось найти хотя бы один факт, чтобы опровергнуть само утверждение.
Следует сказать, что своего создателя имеют только вещи, созданные человеком. Кто архитектор и строитель растения? Упало семечко в почву и выросло из него дерево. И ему не нужно ни архитектора, ни строителя. Кто архитектор Эвереста? Сказать, что архитектор Эвереста бог мы не можем, так как существование бога мы только доказываем и не можем за посылку в доказательстве принимать заключение.
Допустим, у вас нечаянно вскочил прыщ на лице. Мы должны помнить, что каждая вещь является результатом деятельности разумного создателя. Остается лишь найти этого создателя. Но здесь я вовсе теряюсь - не бога же обвинять в том, что у вас на лице появился прыщ?
Произносящие этот аргумент верующие, видимо, сами не осознают, сколь серьезно их утверждение: каждая (!) вещь имеет причину.
Итак, наш вывод: формально логически аргумент ошибочен.
Теперь вернемся к содержащемуся в этом аргументе другому аргументу, а именно - аргументу первопричины. Здесь нам даже не надо его опровергать самостоятельно. Мы можем обратиться к работам классиков.

"...Приверженцы христианства утверждают, что все, что мы видим в этом мире, имеет причину; идя по причинной цепи все дальше и дальше вглубь, вы непременно должны прийти к первопричине, и этой-то первопричине вы и присваиваете имя бога. В наши дни, как мне представляется, аргумент первопричины не пользуется особенно большим авторитетом прежде всего потому, что само понятие причины стало далеко не таким, каким оно было в прошлом. Понятие причины подверглось атакам философов и людей науки и ныне уже не обладает той жизненностью, какой оно отличалось в прошлом; но и помимо этого вы можете убедиться в том, что аргумент, согласно которому должна существовать первопричина, является совершенно несостоятельным.
Признаюсь, что, когда я был еще молодым человеком и весьма серьезно ломал себе голову над этими вопросами, я долгое время принимал аргумент первопричины, пока однажды (мне было тогда 18 лет) не прочел "Автобиографию" Джона Стюарта Милля [4], где наткнулся на следующее место: "Отец объяснил мне, что на вопрос: "Кто меня сотворил?" - нельзя дать ответ, ибо это немедленно повлекло бы за собой новый вопрос: "А кто сотворил бога?" Это необычайно простое место убедило меня, и до сих пор я пребываю в убеждении, что аргумент первопричины является ложным. В самом деле, если все должно иметь причину, то должен иметь причину и бог. Если же может существовать нечто, не имеющее причины, то этим нечто сама природа может быть ничуть не хуже бога, так что аргумент первопричины абсолютно недействителен.
По своей природе аргумент первопричины ничем не отличается от воззрения того индуса, который считал, что мир покоится на слоне, а слон - на черепахе; когда же индуса спрашивали: "А на чем же держится черепаха?" - тот отвечал: "Давайте поговорим о чем-нибудь другом". И впрямь, аргумент первопричины ничуть не лучше ответа, данного индусом. Ведь нет никаких оснований считать, что мир не мог возникнуть без причины; с другой стороны, нет никаких оснований считать, что мир не мог существовать вечно. Нет никаких оснований предполагать, что мир вообще имел начало. Представление о том, что вещи обязательно должны иметь начало, в действительности обязано убожеству нашего воображения. Поэтому, пожалуй, мне нет нужды более тратить время на разбор аргумента первопричины"...
Б. Рассел. "Почему я не христианин".

Действительно, если всякий сложный объект есть результат разумно действующей причины, то трудно себе представить, что бог возник без причины. И таким образом, мы оказываемся перед вопросом: кто сотворил бога?
Итак, мы не можем утверждать, что вещи должны иметь причину, тем более, что эта причина - разумный создатель.

Теперь попробуем установить, как мы узнаем, что та или иная вещь имеет разумного создателя. Данный аргумент утверждает, что мы как бы рассуждаем, что часы не могли появиться сами собой, следовательно, их кто-то сделал. В действительности процесс рассуждения вряд ли происходит именно так. К моменту построения наших рассуждений мы уже знаем, что часы - результат работы часовщика. Таким образом, мы приходим к этому заключению эмпирически, обращаясь к своему опыту, быть может, восходящему в далекое детство. Здесь нет места длительным рассуждениям о том, что вещи не могут возникать без причины.
Ряды предметов, имеющих разумного создателя в качестве причины своего существования, которые мы выстраиваем из своего опыта, имеют две особенности.
1. Они касаются исключительно предметов, сотворенных руками человека.
2. Легко подтверждаемы эмпирически. Всякий может пронаблюдать процесс изготовления часов и убедиться, что именно часовщик - причина существования часов.

Существование бога - факт из другой области. Во-первых, он не может быть подтвержден эмпирически. Во-вторых, бог и наш мир не являются продуктами деятельности людей как реально существующие объекты. Следовательно, мы не можем заключать от тех фактов, к которым апеллируют верующие, приводящие этот аргумент к существованию бога, так как эти факты несопоставимы по отношению к процессу познания. Ставить эти утверждения рядом означает говорить приблизительно следующее: мы знаем, что некое конкретное издательство печатает книги по следующим тематикам: детская литература, детективы, научная фантастика, естествознание, романы о любви и т. д. Следовательно, мы должны заключить, что это издательство выпускает трактора. Звучит донельзя абсурдно, но именно так же абсурдно звучит утверждение о существовании бога, выводимое путем сопоставление его с эмпирическими фактами.
Проиллюстрировать отсутствие логического построения в этом аргументе и наличие в основе фактов обыденного опыта можно на следующем примере.
Предположим, человек из каменного века или выросший в отсталой этнокультурной общине, оставшейся на уровне родоплеменных отношений, попадет в какой-нибудь центр нашей цивилизации. Он, видимо, начнет рассуждать следующим образом: "такие большие здания не могли возникнуть самостоятельно, следовательно, их построили люди. Часы изготовил часовщик, автомобиль - конструктор и т. д." Рассуждая так, этот человек, видимо, пришел бы к Телеологическому аргументу. Но я очень сильно сомневаюсь, что первобытный человек будет рассуждать именно так. Скорее всего, он при виде телевизора, автомобиля и прочих "чудес" нашей цивилизации будет падать в обморок, а, приходя в сознание, думать, что он видел не то демона, не то божье чудо. Не напоминают ли наши рассуждения о творце "большого дома" - вселенной рассуждений первобытного человека, появившихся бы у него при знакомстве с постройками нашей цивилизации?
У обсуждаемого аргумента есть, однако, на первый взгляд, сильная сторона - уж очень трудно поверить, что такой сложный мир возник сам собой. Вселенная так хорошо устроена, что это не могло явиться следствием каких-то естественных хаотичных процессов. Следовательно, должен существовать кто-то, кто и сумел создать такой порядок.
Прежде всего, следует отметить, что этот аргумент апеллирует к личному восприятию, которому "трудно представить". Уж не знаю, как будут доказывать верующие эту часть аргумента человеку, которому легко представить случайное появление мира.
В целом к критике этого положения можно подойти с двух сторон. Во-первых, показать хаотические процессы, рождающие очень сложные структуры. Во-вторых, показать неустройство вселенной.
1. Природа порой являет нам красоту и сложность, которую неспособно породить никакое воображение даже самого гениального художника. Поистине трудно себе представить, что мороз на стеклах может рисовать такие сложные узоры! Кто возьмется их повторить? Думаю, что не всякий человек, проживший всю жизнь в экваториальных странах, увидев такой рисунок на стекле, еще бы и не поверил, что это порождение обычных физических процессов. Представляю, как потешались бы над ним верующие, не замечая, что они-то хранят ни чуть не лучшие представления. Или быть может и в этом случае мы должны предположить, что коварный бог по ночам старается не оставить ни одного окна без уникального рисунка?
Можно вспомнить еще множество удивительных явлений природы. Природа создает грандиозные ландшафты, насаждает великолепные леса, и все это, обходясь без помощи бога, человека и вообще без помощи разумного существа.
Мне возразят, что все примеры, приводимые здесь, касаются незначительных явлений, в то время как вселенная велика. Это уводит нас ко второй части ответа.
2. Меня всегда удивляла готовность, с которой верующие рассуждают о вселенной и ее устройстве. Как будто они достигли в этом вопросе успехов, которые и не снились нашей науке. Вселенная велика и знаем мы о ней очень мало. Я бы не взял на себя смелость утверждать, что вселенная всюду дивно и совершенно устроена, так как не могу в этом удостовериться даже на расстоянии всего нескольких миллиардов световых лет от нашей планеты. Так что, наш кругозор не так широк, как кажется добродушным верующим.
С другой стороны, так ли уж совершенно устроен наш мир? Процитирую еще раз Б. Рассела.

"...Но даже тогда более проницательным людям была видна обратная сторона происходящего. Законы развития равно являются и законами разрушения. Когда-нибудь Солнце остынет и жизнь на Земле прекратится. Эпоха животных и растений лишь краткий миг между веками, которые были слишком жаркими, и веками, которые будут слишком холодными. Не существует закона космического прогресса: есть лишь колебательное движение вверх и вниз, с постоянной тенденцией вниз, вызываемой рассеянием энергии. Во всяком случае, наука сегодня считает наиболее вероятным именно этот исход, а наше лишенное иллюзий поколение охотно ей верит. Насколько мы сегодня знаем, из эволюции нельзя вывести никакой по-настоящему оптимистической философии..."
"Наука и религия".


В заключение хочу напомнить старый анекдот.
Две рыбки в аквариуме о чем-то горячо спорят. Потом одна не выдерживает и отплывает в угол аквариума. Через какое-то время, возвращается и говорит второй:
- Ну, хорошо, допустим, бога нет, но кто же тогда воду в аквариуме меняет?!

А в одном из своих писем Дени Дидро замечает, что, видимо, если бы червяки создали бы себе религию, то, скорее всего, рассуждали, что должен же быть кто-то, кто создал такое чудесное место в котором они живут.
Так и напрашивается аналогия, но хочется верить, что люди начнут рассуждать, как подобает людям...

Специально для проекта. - Новости нового атеизма или нового русского атеизма".
(c) Vasiliy Tomsinsky - Общество атеистов Орловщины.


Копирование, тиражирование, перепечатка, ссылка и прочие способы распространения данной статьи  приветствуются и одобряются автором без всяких претензий.




Атеисты в интернете:

Сайт научный атеизм

Атеистический сайт

Сайт Профессора Дулумана

Клуб скептиков

Сайт Варракса Warrax Black Fire Pandemonium

Электронная библиотека "Нестор"

Атеистический саюз

No culn - Атеистический сайт

Богу.писем.нет

Эхо-конференции Фидо.
Antichrist - Против христианства

Anti-religon - обсуждение атеизма во всех проявлениях

relcom.skeptik - против всевозможных антинаучных изысканий

Общества и движения

Атеисты Подмосковья

Атеисты Орловщины

РГО - Российское гуманистическое общество

санкт-петербургское Отделение Российского гуманистического общества


Кого-то мы все-таки забыли: Кого же?.. Вот память! Обязательно напомните нам, если мы забыли указать ваш сайт.

Присылайте свои вопросы относительно практики и теории атеизма. Подробные ответы будут опубликованы в рассылке.


Мы приглашаем для участия в рассылке всех желающих. Присылайте свои новости и просто пишите.



До свидания, до следующего выпуска.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное