Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости русского атеизма или нового русского атеизма


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Здравствуйте, уважаемые подписчики!




Выпуск №10 ("Духовная часть")


Сегодня в выпуске
1 - Об атеистических ресурсах - "Научный атеизм"
2. - О чем говорит Новый русский атеизм? - Манифест атеизма
3 - Теоритический вопрос - С. Гроховский. Кредо атеиста
4 - Открытое письмо Атеистического общества Москвы президенту РФ В. В. Путину

1. Об атеистических ресурсах - Научный атеизм"

Уважаемые посетители!

Представляем Вашему вниманию краткий путеводитель по сайту "Научный атеизм". В данном руководстве собраны ссылки на те материалы, которые мы посчитали достойными Вашего внимания и которые авторский коллектив сайта рекомендует для ознакомления. По мере роста сетевого ресурса под названием "Научный атеизм" (сейчас его приблизительный объем составляет 11 с лишним мегабайт) и увеличения количества статей, книг, очерков и т.д. (на данный момент порядка 250 ед.) - посетителям все трудней стало ориентироваться во всем многообразии материалов. И хотя все тексты для удобства использования мы проклассифицировали по рубрикам (библиотека атеиста, публицистика, архив документов и проч.), возник естественный вопрос: а что из всего написанного на темы атеизма, скептицизма и антиклерикализма мы сами из года в год перечитываем, советуем друзьям и оппонентам, одним словом считаем настоящим украшением любой библиотеки? Ответу на эти немаловажные вопросы и посвящена данная статья.

Пожалуй, начать знакомство с сайтом стоит с рубрики "Введение в атеизм". В этом разделе собраны статьи, в которых рассказывается о том, что же все-таки такое атеизм, чем характеризуется это мировоззрение, какие формы атеизм и свободомыслие принимали в прошлом и т.д. Несомненно, стоит прочесть базовое определение этого феномена в статье "АТЕИЗМ". Также заслуживают внимания работа преподавателя кафедры религиоведения МГУ Тажуризиной З.А. "АТЕИЗМ" и подробное исследование С. Соловьева на тему "Что такое атеизм?".

Статья А. Вязовского "История свободомыслия и атеизма" расскажет Вам о появлении, становлении различных школ и направлений атеизма с древних времен до наших дней. Кстати, "Библиотека атеиста" - самый большой раздел сайта - 100 с лишним материалов. Из них можно и нужно выделить классиков: профессора А. Китайгородского ("Реникса"), ученого и философа Б. Рассела ("Почему я не христианин", "Религия и наука" и др.), академика В. Гинзбурга ("Об атеизме, материализме и религии", "Разум и Вера"), основоположника современного психоанализа З. Фрейда ("Будущее одной иллюзии"), К. Ламонта "Иллюзия бессмертия".

Самый насущный вопрос, который волнует любого верующего: почему атеисты не верят в бога? Ответ читайте у известного публициста И. Крывелева "О доказательствах бытия божия" и у одного из авторов сайта А. Вязовского "Немного о сверхъестественном". Писатель А. Белаш раскроет Вам сущность феномена веры в очерках "Бич неверия" и "Что есть истина". Еще стоит порекоммендовать книгу психолога В. Лебедева "Как рождаются духи" - в ней подробно объяснены механизмы появления особых (мистических) состояний сознания.

"Наука и религия" - эта тема широко представлена на сайте работами академика Р. Довкинса "Об эволюции и о Боге", "Вера и разум" Д. Голубовского, известного писателя С. Лема "Вера и знание" и "Научное знание и религия на рубеже XXI века" академика Л. Н. Митрохина.

"Уже давно многие серьезные ученые обратили внимание на следующий на первый взгляд парадоксальный факт - чем стремительнее развивается наука, чем дальше продвигается она по пути понимания законов и процессов, лежащих в основе мироздания, в том числе и в основе жизни, тем большее количество всякого рода околонаучных теорий, "чудесных" фактов и просто суеверий распространяется в повседневном сознании", - это цитата из замечательной книги В. Торчилина "Там, где кончается наука". Паранаука, НЛО, астрология, телекинез и телепатия - Вы уверены, что все это не шарлатанство и самообман? Если хотите узнать правду, читайте работы Игоря Доскача "Трактат о науке и других", "Отличима ли истина от лжи" академика А. Мигдала и документальные разоблачения академика Э. Круглякова всевозможных шарлатанов от науки. Все эти произведения доступны в разделе "Паранаука и шарлатанство".

Если Вас заинтересовали работы современных атеистов на темы истинности Библии, пророчеств, христианских чудес и т.п., то нет ничего лучше, чем познакомиться с творчеством профессора, кандидата богословия Е. Дулумана. Особенно советуем познакомиться с его статьей "Международное атеистическое движение" и посетить персональную страничку автора на "А-сайте". Критика Библии также представлена "Сказаниями евангелистов" З. Косидовского.

Особого внимания заслуживает книга бывшего священника А. Осипова "Откровенный разговор с верующими и неверующими" - в ней автор рассказывает историю своей жизни и причины, по которым он порвал с религией и стал атеистом.

Рубрика "Слово оппонентам", пожалуй, является уникальной - по крайней мере, ни один религиозный веб-сайт не позволяет публиковать на нем критические отзывы о пропагандируемом мировоззрении. У нас же подобной возможностью воспользовались уже несколько человек и среди них директор христианской библиотеки С. Худиев - читайте его отклик под названием "Атеизм глазами христианина".

Если Вы владеете английским языком и Вам любопытно, что о ситуации с религией и атеизмом в нашей стране думают иностранцы - зайдите в англоязычный раздел "Научного атеизма".

Ну, а как обстоят дела у атеистов с юмором? Узнать об этом можно, прочитав забавные очерки Я. Гашека и "Письмо отца Серафимия" Л. Каганова.

Закончить этот путеводитель по сайту "Научный атеизм" хочется в рубрике "Полемика". Здесь тоже уже есть своя классика. Во-первых, это знаменитый диспут митрополита Введенского с Луначарским. Во-вторых, можно порекоммендовать критические статьи Warraxа, например, "Православно-обозренческий взгляд на воссоздание атеистического движения".

К сожалению, краткий формат руководства, не позволяет рассказать про все достойные материалы, но основные статьи и книги по атеизму, антиклерикализму и другим темам нашли здесь свое отражение.

Авторы "Научного атеизма"
Вязовский Алексей
Елисейкин Михаил



2. О чем говорит Новый русский атеизм?>

Что бы вы ответили, если бы вас спросили: "Поясните, сжато, на чем основывается ваша позиция"? Предваряя такой вопрос, мы решили по пунктам изложить наши взгляды. В процессе составления этого документа возникло много споров, которые продолжаются до сих пор. Это уже третья редакция "Манифеста", как кажется, во многом превосходящая первые две.


МЫ ЗНАЕМ - БОГА НЕТ И НИКОГДА НЕ БЫЛО!

 

МАНИФЕСТ АТЕИЗМА.

Мы требуем соблюдения основных свобод человека - свободы личности, свободы слова, свободы вероисповедания и свободы от вероисповедания, свободы сознания.

Атеизм является не "простым неверием в бога", а представляет собой мировоззрение,
включающее в себя научные, моральные и социальные основания для отрицания существования бога и философию жизни без бога.

Атеизм основывается на признании естественного, окружающего человека мира единственным и самодостаточным, а религии и богов считает творением самого человека.

Атеизм основывается на естественно-научном постижении мира, противопоставляя полученное таким путём знание - вере.

Атеизм, основываясь на принципах светского гуманизма, утверждает первостепенное значении человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре.
Исходя из этого, мы декларируем социальные основы атеизма:


1.
Человек имеет право не исповедовать никакой религии, не верить в бога, не выполнять религиозных обрядов и свободно распространять свои убеждения.

2. Ни один человек не может быть наказан или социально дискриминирован за исповедание какой бы то ни было религии, либо за отказ исповедовать какую-либо.

3. Право выбрать веру, конфессию, религию или не выбирать никакой, принадлежит исключительно самому человеку. Человек не может быть принужден к принятию вероисповедания или отказу от него.

4. Данные о конфессиональной принадлежности или вероисповедании не должны присутствовать в документах, удостоверяющих личность и анкетах, предъявляемых к заполнению во всех государственных учреждениях.

Принцип отделения церкви от государства мы рассматриваем основным конституционным принципом.

5. Дети и подростки до 16 лет не должны вовлекаться в религиозные организации, секты или церкви, использоваться во время богослужения в каком бы то ни было качестве.

6.Учитывая принцип отделения школы от церкви, ни один школьник или студент государственной системы образования не должен в обязательном порядке привлекаться к изучению книг, писаний и законов того или иного религиозного учения.

Самой страшной угрозой для любого государства является возникновение тоталитарного теократического государства, где власть чиновников поддерживается церковью, а церковь - властью чиновников. Государство должно быть светским.

7. Мы призываем остановить проникновение церкви в государственные структуры, не допустить установления религиозной диктатуры или иного вида теократического государства.

8. Люди, исполняющие свой долг перед государством в вооружённых силах, не могут привлекаться к участию в религиозных обрядах или праздниках в уставном, приказном порядке или любым другим принудительным образом.

9. Государственные чиновники, а так же люди, избранные на государственные должности в ходе демократических выборов, не имеют права привлекать служителей какого бы то ни было культа для участия в официальных мероприятиях.

10. Действующие религиозные организации и принадлежащие им здания, не должны находиться на территории государственных учреждений и субсидироваться государством.

11. Любой государственный чиновник в процессе исполнения служебных обязанностей должен одинаково безразлично относиться ко всем религиозным конфессиям, вне зависимости от исповедуемых им лично убеждений.

12. Мы призываем не поддерживать кандидатов на выборные должности любого уровня, открыто декларирующих свою религиозную принадлежность и эксплуатирующих религиозные настроения людей в своих предвыборных программах. Поддерживайте кандидатов, не верящих в бога - они не будут тратить Ваши деньги в интересах своей религии.

13. Экспертиза по вопросам религиозных организаций должна производиться только независимыми экспертами, не имеющих личной религиозной заинтересованности, т.е. экспертами, не состоящими в религиозных организациях .

Ещё одним аморальным и деструктивным фактором является нарастающая коммерциализация церквей. Многие церкви по существу превратились в корпорации, делающие деньги на "вере в бога". Не только в интересах государства, но и в интересах самих верующих "выгнать менял и торговцев из храма".

14. Государственные чиновники, а так же люди, избранные на государственные должности в ходе демократических выборов, не имеют права спонсировать религиозные организации из государственного бюджета, а так же жертвовать, перечислять, переводить бюджетные средства на счета любых религиозных организаций.

15. Религиозные организации должны быть лишены любых налоговых льгот, прежде всего в тех случаях, когда речь идёт о коммерческой деятельности, не связанной с прямой необходимостью отправления культа.

16. Религиозные организации не должны заниматься производством и продажей любых наркотических, вызывающих привыкание и вредных для здоровья веществ, включая алкоголь и табак.

17. Данные по коммерческой деятельности самых крупных религиозных организаций и церквей, включая их налоговые декларации, должны быть немедленно опубликованы в открытой печати, и публиковаться в дальнейшем не реже одного раза в год.

Одним из самых страшных и опасных явлений, связанных с религиозным мышлением и религиозными организациями, является так называемый религиозный фанатизм, проявляющийся кровавыми распрями, преследованиями инаковерящих, унижением человеческого достоинства, уничтожением, творений культуры, искусства и литературы, научных знаний. От религиозного фанатизма ежегодно страдают миллионы и погибают тысячи людей. В связи с этим, мы предлагаем:

18. Рассматривать религиозный фанатизм как одну из разновидностей фашизма, а именно как духовный фашизм.

19. Принять юридическое определение религиозного фанатизма и преследовать проявления религиозного фанатизма и экстремизма в уголовном порядке.

20. Запретить пропаганду религиозного фанатизма и религиозного экстремизма в средствах массовой информации в законодательном порядке.

 

Мы считаем все наши требования разумными и справедливыми. Мы будем отстаивать их всеми законными и только законными способами, строго придерживаясь принципов светского гуманизма и человеколюбия.

 

"Манифест" не является "обязательным к исполнению" документом и отражает лишь совокупное мнение большинства атеистов. Любой атеист имеет полное право быть не согласным с тем или иным пунктом документа и свободно высказывать свою особую позицию.


Текст "Манифеста" исправлен и доработан 07.06.2001г.
Если у вас остались поправки и предложения,
можете высказать их на
атеистическом форуме
или внести свои предложения
по этому адресу.

Если Вы в целом поддерживаете данный вариант "Манифеста Атеизма",
просим Вас присоединиться к списку, вставив свою ссылку до или после следующей:
Атеистический Сайт


3. С Гроховский. Кредо атеиста

Красота

Красота - это совершенство Природы в ее разных проявлениях.
Оптимальное выполнение требуемой функции. Представьте вот себе красивую лошадь. Это может быть грациозная, нервная, бьющая копытом, готовая в любой момент рвануться галопом кобыла - скорость, и еще раз скорость!
А может быть и мощный, с буграми мускулов тяжеловоз. Восхищаясь им, вы инстинктивно задерживаете дыхание, мысленно представляя себе, как сдвигает он тяжеленную повозку. Сила, и еще раз сила!
Каждый красив по-своему. Заставьте первую тащить воз, а второго бежать галопом - вряд ли они покажутся вам тогда красивыми.
Красива может быть и математическая формула. И компьютерная программа. Опытный программист, посмотрев на программу для решения конкретной задачи и увидев, что она оптимальна и не содержит лишних циклов и команд, скажет, что она красива. Красива не внешним оформлением, а внутренним совершенством.
Об этом пишет И.Ш.Шевелева в книге "Принцип пропорции" "О формообразовании в природе, мерной трости древнего зодчего, архитектурном образе, двойном квадрате и взаимопроникающих подобиях" (Москва, Стройиздат, 1986).
Основная идея - все природные процессы формообразования подчинены физическим и геометрическим законам. Если песок сыплется струйкой - образуется конус. В зависимости от сцепления песчинок он может быть разной формы, но никогда не будет направлен острым концом вниз.
В живой природе число возможных форм еще более ограничено, поскольку развитие начинается с единичной клетки и подчиняется геометрическим законам ("золотое сечение" etc.). Сознание человека - отображение воспринимаемого с детства мира. Поэтому мозг воспринимает не все возможные образы, а только "природные" (они кажутся ему "красивыми") и отвергает образы, в которых эти пропорции нарушены ("некрасивые").
Поэтому горы - красивы, а хаос на стройке - нет. Если бы человек с рождения видел только хаос и грязь стройки - они бы казались ему красивыми, а горы - нет.

Научное и религиозное мировоззрение

Научное и религиозное мировоззрение - это две непересекающиеся плоскости, поскольку религия все оценивает с позиций нравственности, а в науке, как в природе отсутствует само понятие нравственности. Не может быть безнравственных открытий. Их практическое применение может быть безнравственным. Ученый может быть безнравственным. Тот же К.Лоренц, например, сотрудничал с нацистами, но от этого его открытия не стали хуже или лучше. Они могут быть только верными или ошибочными.
''Все материальные достижения цивилизации есть плод науки, оперирующей тщательно отобранными аксиомами, разумными гипотезами и тщательно проверяемыми и перепроверяемыми теориями.
Достижения же религий имеют туманный морально-этический характер, который не является исключительной прерогативой религий.
Религия и наука не пересекаются, потому что имеют в основе различные методологии. Основа религий - вера. Основа науки - сомнение. Кто сомневается - отпадает от религии. Кто верует - отпадает от науки''(Артем).

О происхождении нашего мира

Cложное это дело - объяснять происхождение мира. Бог, и тот целых семь дней мир творил, а понять, судя по его последующим действиям, так и не смог! (Sorry верующим, это я так шучу.)

Но попробую. (Вариации на темы И.Пригожина и С.Лема)

В некоем вневремени, внепространстве, внематерии постоянно возникают флуктуации, приводящие к возникновению пар вещество - антивещество, положительный заряд - отрицательный, времена, текущие в противоположных направлениях etc.
Большинство таких флуктуаций сразу схлопываются, опять превращаясь в ничто. Но некоторые не успевают, поскольку внутри них возникают флуктуации второго уровня, порождая асимметрию etc. В результате первичные взаимнопротивоположные сущности все более удаляются друг от друга и уже не могут быстро аннигилировать. Так образуется некий мир.
Миров таких существует бесконечное множество, в них разные физические законы. Где-то есть атомы, планеты, галактики, где-то их нет.
Мы находимся в таком мире, где физические законы позволяют существовать стабильным атомам, причем таким, которые позволяют построить из них всякие там белки и нуклеиновые кислоты, точно подходящие друг другу. Изменись радиус атома водорода на тысячную - звезды, может, и существовали бы, а мы не могли бы появиться.
Ну, а потом в нашем мире появилась другая разрастающаяся флуктуация - жизнь. Которая развивается путем локального уменьшения энтропии (накопления информации) за счет ее увеличения в целом.
Человек - одно из звеньев этого процесса, отнюдь не конечное.
Судя по общей тенденции развития, смысл существования человечества состоит в накоплении знаний, информации.
Отсюда можно вывести моральные нормы. Что есть хорошо для этого процесса, что есть плохо.
Такая схема построения мира объясняет и его дуалистичность, и не требует присутствия бога.
Такая гипотеза допускает свою проверку (Может кто-то тут займется поисками "анти-времени" или "анти-пространства"?). То есть вселенная - некая саморазвивающаяся система, а разумность в ней возникает только с появлением человека.
Поскольку наш мир на удивление единообразен, то можно предположить, что выяснение общих принципов, по которым происходит эволюция живой материи на уровне организмов, клеток, молекул, позволяет выдвигать и гипотезы об эволюции материи на более глубоких уровнях, в том числе и на уровне ''фундаментальных'' законов.

О нарушении второго начала термодинамики.
Жизнь на Земле - это открытая система. Для своего усложнения, упорядочивания структуры, она использует ничтожную часть солнечного света, переводя его в тепловое излучение. Чудовищные потоки энергии, рассеивающиеся в космосе несопоставимы с той долей энергии, которую потребляет, расходуя на упорядочивание своей структуры та плесень жизни, которая тоненьким слоем покрывает поверхность нашей планетки.



4. Открытое письмо Атеистического общества Москвы президенту РФ В. В. Путину

Первая мысль, возникающая у всякого человека, читающего этот заголовок, звучит приблизительно так: "Пустая затея! Президенту это все до фонаря". Но, как мне кажется, это должно быть ясно и без слов всякому здравомыслящему человеку. И если хватило ума написать подобное письмо, то, наверное, и хватило ума понять, что президент не станет публично каяться в неверной политике по отношению к церкви. "Короче, не дураки сидят. Верно?" Так зачем же Московские атеисты писали это письмо? Во-первых, потому, что таковы правила игры. Принято излагать свои требования в подобных документах. Кроме того, подобные документы обычно являются своеобразным программным заявлением. Во-вторых, хочу обратить внимание на слово "Открытое". То есть, свободно распространяемое в СМИ и любыми законными способами. По существу это письмо не только к президенту, но и ко всем гражданам РФ.

Открытое письмо Атеистического общества Москвы


президенту РФ В. В. Путину,
премьер-министру М. М. Касьянову,
уполномоченному по правам человека
О.О.Миронову


Направляя Вам текст антиклерикальной декларации "В защиту свободы совести и светского государства", мы считаем должным сопроводить его некоторыми разъяснениями. Обратиться с данным посланием нас вынуждает нездоровая ситуация, сложившаяся на сегодня в Российской Федерации в сфере свободы совести. Согласно ст. 14 действующей конституции, Российская Федерация - светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Однако ложно понятые интересы борьбы с прежней тоталитарной идеологией заставили многих в нашем государстве отвергнуть вместе с нею также и принципы рационализма, научного мышления, светской культуры, гуманизма и атеизма в угоду воскрешению неких "традиционных ценностей", центральное место среди которых занимает религия. Её адепты захватили почти что монопольное право вести мировоззренческую пропаганду в СМИ и навязывают населению свои религиозные взгляды бесцеремонным, грубым и безапелляционным образом. При этом не согласные с ними люди подвергаются систематическим оскорблениям и клеветническим обвинениям, либо их мнение просто игнорируется.

Такое положение вещей грубо нарушает статью 29 Конституции (пп. 1, 2, 4, 5), запрещающую цензуру, возбуждение религиозной ненависти и гарантирующую свободу мысли и слова, а также ст. 13, ст. 19 (п. 2) и ст. 28 Конституции РФ. Особо нетерпимым является насаждение религии за счёт использования государственных ресурсов и средств, острый дефицит которых россияне ощущают сегодня во всех иных сферах своей жизни. Местные власти в регионах РФ, прежде всего руководство г. Москвы, открыто тратят миллионы (а в конечном счёте, очевидно, миллиарды) долларов на помощь религиозным организациям, строительство их новых храмов, передают им в безвозмездное пользование огромные жилищные, земельные и прочие материальные фонды, невзирая на бедственное положение огромного количества наших сограждан, которые в это же самое время влачат жизнь за чертой бедности. В первую очередь такая практика осуществляется в отношении Русской православной церкви (РПЦ), которая и на государственном уровне получила значительные экономические льготы. То же касается ряда федеральных ведомств (например МВД, МПС, Минобороны), практикующих дорогостоящие дары в адрес РПЦ или же строящих на свои средства для неё храмы. Мы находим подобное расточительство бюджетных средств не только аморальным, идущим во вред нуждам населения, но и противозаконным, поскольку это нарушает статьи 14 и 19 Конституции РФ.

Надо отметить, что такая государственная поддержка оказывается в основном тем религиозным организациям, которые, по федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 1997 года, объявлены “традиционными”, - то есть, фактически, привилегированными, - на территории РФ, что опять же попирает 14 статью Российской Конституции, утверждающую принципиальное равенство всех религиозных объединений в нашей стране. Проявлением того же неравноправия и нарушением законов светского государства является объявление сугубо конфессиональных праздников – православных Рождества и Пасхи – государственными праздниками РФ. Тем же нарушением являются договоры о сотрудничестве, заключённые в 90-е годы Министерством Обороны, МВД, Федеральной Погранслужбой, ФАПСИ и прочими государственными ведомствами исключительно с одной религиозной организацией - РПЦ - и вытекающая из них практика, как то: проведение официальных религиозных церемоний в зданиях государственных министерств, государственных больницах, воинских частях, введение в армии института полковых священников и т. д. Всё это нарушает, помимо 14-й статьи Конституции, ещё и ряд федеральных законов: “О государственной службе”, “О статусе военнослужащих” и др.

Особое место в этом ряду занимает политика руководства министерства образования и иных научно-педагогических структур. Ключевым моментом в ходе клерикализации российского образования нам представляется официальное письмо, направленное 21.01.1999 г. нынешнему министру образования В. М. Филиппову за подписью патриарха РПЦ Алексия II, президента РАН Ю. С. Осипова, ректора МГУ В. А. Садовничего и главы Российской Академии образования Н. Д. Никандрова. Письмо, содержащее в себе грубые противоречия и передержки, требовало скорейшего введения в государственных вузах и школах религиозных дисциплин. В частности, упомянутые авторы письма пытались обосновать линию на клерикализацию образования неправомерной подменой современного значения слова “светский” (как “нерелигиозный”) на давно устаревшее ( в смысле "мирской", "не относящийся к клиру"). Результатом подобного обращения стало заключение 2 августа 1999 года официального договора между Министерством образования и РПЦ о сотрудничестве, предусматривающего внедрение религии в сферу государственного образования. Как следствие, 2 марта 2000 г. приказом Министерства образования предмет "теология" был включен в перечень официальных дисциплин, которое могут объявляться обязательными руководством того или иного конкретного вуза.

Обращает на себя внимание то, что практика внедрения церкви в государственную школу имела место еще и до этих событий на протяжении последнего десятилетия. Как нам известно, во многих государственных российских школах с начала 90-х гг. по частной инициативе их руководства или некоторых педагогов ведется под прикрытием названия "обществоведение", "религиоведение", "история православной культуры" и т.д. откровенная религиозная пропаганда: чтение проповедей священниками, проведение молитв, изучение “житий святых”, обучение детей культовым церемониям и т.д. Первенство в такого рода деятельности принадлежит опять же таки духовенству и сторонникам РПЦ. Кроме того, активно в учебный процесс внедряются учебники и пособия, "преодолевшие антирелигиозную направленность", а по сути, дискредитирующие в глазах учащихся все достижения науки, рационального мышления, светской культуры, накопленные человечеством за последние 500 лет. Также еще до вышеназванного письма министру В. Филиппову в ряде регионов России (в частности, в Курской, Белгородской, Смоленской и иных областях) осуществлялось обязательное преподавание в системе государственных средних школ православного "Закона божьего". Помимо этого, в ряде государственных вузов (например, в Барнауле, Владивостоке, Омске, Твери и т.д.) уже давно действуют кафедры и целые факультеты богословия, опекаемые местными епархиями православной церкви. Такая практика, по нашему мнению, является нарушением как федерального закона “Об образовании”, закрепляющего светский характер учебного процесса в государственной школе, так и ряда статей конституции РФ (ст. 13 п. 1,2; ст. 14 п. 1,2; ст. 19 п.2, ст. 28, ст. 29 п. 1,2) и в том числе статьи Конституции 17 пункт 2, распространяющей закрепленные в вышеназванных статьях права и свободы на всех граждан, независимо от возраста.

По нашему мнению, продолжение подобной практики, направленной на клерикализацию средней и высшей школы России (равно как и продолжающаяся раздача церкви из фондов государственных музеев культурно-исторических ценностей, сохранность которых та обеспечить не в состоянии), в очень скором будущем приведет нашу страну к полной интеллектуальной и культурной деградации, разрушению фундаментальной базы науки и к возврату сознания большинства населения на уровень средневековой дикости.

Официальное объяснение вышеназванных деятелей по поводу того, что их планы предусматривают преподавание в школах и вузах не богословия, а только лишь "основ православной культуры", "православной истории" и т. п., мы считаем несостоятельным, поскольку в нашем распоряжении имеется официальная директива патриарха Алексия II от 9 декабря 1999 г., однозначно свидетельствующая, что под подобными названиями кроются все те же “Основы православного вероучения”.

По нашему мнению, если преподавание “религиозно-ориентированных дисциплин” в системе государственного образования и может допускаться, то только в качестве сугубо добровольных, дополнительных факультативов, проводимых не в учебное время и не за государственный счет. Исторически обосновано, как мы считаем, оставлять заботу об удовлетворении какими-либо конфессиями - особенно РПЦ - своей потребности в осуществлении религиозного образования и воспитания непосредственно в руках самих этих конфессий, располагающих собственными семинариями, духовными академиями, училищами, “воскресными школами” и т.д. Поэтому нам совершенно неясно, какая необходимость существует во внедрении религии в сферу государственного образования.

Помимо этого, можно привести и другие примеры ущемления прав атеистов в России - публичное афиширование различными государственными деятелями своей религиозности во время широко освещаемых средствами массовой информации культовых церемоний, упоминание в новом тексте государственного гимна слова "бог", бюрократические препятствия в регистрации нашего Общества московским Управлением Министерства юстиции и многое другое.

Кроме уже названных статей (13, 14, 17, 19, 28, 29) Конституции и федеральных законов Российской Федерации, все вышеперечисленные случаи являются также грубым нарушением ряда общепризнанных международных правовых актов, которые обязуется соблюдать Российская Федерация:

Статьи 18 Всеобщей декларации прав человека,
Статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах,
Статей 1 и 3 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных и иных убеждений,
Статьи 9 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека и др.

Политика, направленная на сращивание государства с церковью, по нашему мнению, проистекает из ошибочного расчета многих политических деятелей РФ на то, что подобное воскрешение религиозных традиций служит укреплению российской государственности, создает стержень для новой "национальной идеи", повышает нравственный уровень граждан и т.д.

Однако мы считаем своим долгом предупредить сторонников такого подхода, что они дают ввести себя в заблуждение на сей счет. Вопреки мифам церковно-религиозной пропаганды, религия на протяжении истории не столько сплачивала и примиряла, сколько разъединяла людей, разделяя их на конфессии, церкви, секты, толки, на еретиков и язычников, на "чистых" и "нечистых"!

Мировой опыт уже убедительно доказал, что правительство не должно вмешиваться в подобные споры, придавая вопросам веры статус государственной политики. Тем более недальновидно оказывать государственное покровительство какой-либо определенной церкви или группе конфессий в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, какой является Россия.

Навязывание у нас в стране любой "официальной" религии - православия либо иного вероисповедания - неизбежно станет провоцировать раскол государства, питая сепаратистские тенденции на местах под национально-религиозным знаменем.

Точно так же не служит укреплению единства Российской Федерации и вынашиваемый, по нашим сведениям, во властных кругах план предоставления национальным регионам права устанавливать на своей территории определенные местные "традиционные" религии в качестве государственных или обязательных. Это лишь законсервирует исторические и политические противоречия между этими регионами и остальной Россией. Иными словами, для консолидации нашей страны необходима не "национальная", а "общероссийская" идея, которая не может быть создана на базе какой-либо религиозной идеологии, национального шовинизма или нетерпимости.

Также не выдерживает критики тезис о благотворном влиянии религии на уровень нравственности населения. Не углубляясь в теоретический спор с адептами такого утверждения, хотим обратить внимание всего лишь на один неоспоримый факт нашей отечественной истории за последний период. А именно: процесс "возрождения духовности", усиления религиозности населения и клерикализации нашей страны в 90-е годы шел рука об руку с беспрецедентной криминализацией, эскалацией социальной напряженности и национальной нетерпимости, удручающим упадком культурной и научной жизни России.

Мы не находим оснований связывать атеизм с безнравственностью или асоциальными явлениями в жизни общества, как об этом твердит религиозная пропаганда. Последняя пытается навязать массовому сознанию некий миф об “атеистическом топоре”, отождествляя атеистические убеждения с тем государственным террором, преследованием верующих, попранием свободы совести, что якобы имели место в советском прошлом. Однако люди, облеченные верховной властью в нынешней России, знают либо, в силу своего положения, могут легко узнать, кто и по каким соображениям осуществлял все эти репрессии в действительности.

Наше Атеистическое общество и сочувствующие ему люди вовсе не добиваются возврата к былым временами идеологического диктата, политики официозного единомыслия. Напротив, мы добиваемся прекращения беззаконной практики, строгого соблюдения положений Конституции РФ и прочих государственных законов, закрепляющих в России принципы светского государства и свободы совести в самом широком понимании этого слова, а не только как свободы верующих придерживаться какой-либо религии. Поэтому мы протестуем против безосновательного третирования и унижения атеистов, которые составляют значительный процент населения нашей страны. Мы призываем как государство, так и религиозные организации исполнять собственные законы и принципы. Мы стремимся обеспечить в Российской Федерации подлинное равноправие всех идей и мировоззрений, исходя не только из защиты наших собственных интересов и прав, но и, прежде всего, из принципов соблюдения законности, идеалов демократии и принципов гражданского общества, исходя из подлинных интересов России!

Исполком Атеистического Общества Москвы (АТОМ)


Ссылки на другие материалы сайта по этой теме В защиту свободы совести и светского государства - резолюция 1-й антиклерикальной конференции (26 декабря 2000 года)


Атеисты в интернете:

Сайт научный атеизм

Атеистический сайтљ

Сайт Профессора Дулумана

Клуб скептиков

Сайт Варракса Warrax Black Fire Pandemonium

Электронная библиотека "Нестор"

Атеистический саюз

No culn - Атеистический сайт

Богу.писем.нет

Эхо-конференции Фидо.
Antichrist - Против христианства

Anti-religon - обсуждение атеизма во всех проявлениях

relcom.skeptik - против всевозможных антинаучных изысканий

Общества и движения

Атеисты Подмосковья

Атеисты Орловщины

РГО - Российское гуманистическое общество

санкт-петербургское Отделение Российского гуманистического общества


Кого-то мы все-таки забыли: Кого же?.. Вот память! Обязательно напомните нам, если мы забыли указать ваш сайт.

Присылайте свои вопросы относительно практики и теории атеизма. Подробные ответы будут опубликованы в рассылке.


Мы приглашаем для участия в рассылке всех желающих. Присылайте свои новости и просто пишите.



До свидания, до следующего выпуска.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное