Ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Псалом 50:18-19
Через свою личную агонию Давид пришел к новому пониманию того, чего Бог в действительности требует от человека. Во-первых, Бога не интересует внешнее, представленное здесь "жертвой" и "всесожжением". Это не обязательно значит, что Бог никогда не требует никаких внешних религиозных обрядов. Многие другие места Писания указывают на то, что иногда Он требует таки. Но это значит, что эти вещи не то, чего Он требует в первую очередь. Если наша религия не содержит ничего кроме таких внешних обрядов, то они не угодны
Богу.
Бог всегда смотрит сквозь внешнее. Он смотрит на мотивы и отношение сердца. Чего Он ищет? "Сокрушенный дух", - говорит нам Давид, - "сердце смиренное и сокрушенное". Сегодня такие слова звучат для нас странно. Как это понять, что Бог желает видеть сокрушенный дух? Он хочет подавить и унизить нас? Нет, я уверен, что Его цель не в этом.
Что же такое тогда сокрушенный дух? Я полагаю, это дух, который полностью пришел к концу самого себя. Он не выдвигает претензий, не предлагает аргументов. Вся независимость, все своеволие, вся самоправедность вычищены. Такой дух обращается просто и исключительно к Богу, полагаясь не на свои заслуги, а только на Божью бесконечную и незаслуженную милость.
Если мы захотим позволить Богу, то Он знает, как произвести эту сокрушенность духа и каждом из нас. Он имеет дело с каждым из нас как с индивидуальными людьми. Он никогда не насилует нашу личность. Он применяет только то давление, которое необходимо для достижения Его цели. "Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих" (Плач Иеремии 3:33).
Ответ веры:
Господи, делай все необходимое в моем сердце и моей жизни, чтобы я мог приносить Тебе жертвы, угодные Тебе. Аминь.