Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 10 марта


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

4-10 марта 2021 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Свидетель Иеговы из Нижнего Новгорода приговорен к условному сроку

5 марта 2021 года Приокский районный суд Нижнего Новгорода признал последователя учения Свидетелей Иеговы Сергея Верхотурова виновным по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации) и приговорил его к шести годам лишения свободы условно с испытательным сроком в четыре года. Прокурор требовал приговорить верующего к семи годам колонии.

О возбуждении уголовного дела в отношении Верхотурова стало известно в июле 2019 года. В качестве меры пресечения верующему был избран запрет определенных действий. Дело поступило в суд в сентябре 2020 года

В марте 2020 уголовное дело было также возбуждено в отношении супруги верующего, Виктории Верхотуровой. Она стала подозреваемой по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в деятельности экстремистской организации). Ее дело с ноября 2020 года также рассматривает Приокский суд.

Обвинение Свидетелей Иеговы в организации деятельности экстремистской организации связано с тем, что в апреле 2017 года Верховный суд России принял решение о признании Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России и 395 местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы экстремистскими. Мы считаем, что это решение, повлекшее за собой массовое преследование верующих по ст. 282.2 УК, не имело законных оснований, и расцениваем его как проявление религиозной дискриминации.

СОВА, 05.03.2021

МОРМОНЫ

Ложь Марка Хофманна все еще жива

Документальный фильм «Убийство среди мормонов» показывает, каким образом Марк Хофманн способствовал закреплению представлений о непрозрачности Церкви Иисуса Христа святых последних дней. Деятельность Хофманна была остановлена, но спорный нарратив продолжает жить.

«Убийство среди мормонов» начинается и заканчивается одним и тем же отрывком из интервью. Шэннон Флинн, лучший друг и ближайший сотрудник Хофманна, сидит напротив интервьюера, который расспрашивает его о выдающихся способностях Хофманна как фальсификатора. Угнетаемый памятью о мошенничествах и убийствах, совершенных Хофманном, Флинн просит собеседника позволить ему не отвечать на заданный вопрос: «Я не хочу делать из него героя». Но все-таки добавляет: «Он был великолепен».

Марка Хофманна называют «величайшим из пойманных фальсификаторов» и «величайшим литературным фальсификатором Америки». Его подделки обманули многих лучших экспертов того времени, в том числе сотрудников Казначейства США и ФБР. Вдобавок, как отметила книготорговец-антиквар Дженнифер Ларсон в 2002 году на конференции, посвященной Хофманну, его подделки так и не были разоблачены специалистами по древним книгам и документам, но вскрылись лишь в результате расследования убийств.

Марк Хофманн действительно «великолепно» умел обманывать, причем его мошенничества имели пагубные последствия еще долго после того, как были раскрыты. Многие подделки Хофманна до сих пор остаются не обнаруженными, но самый хитрый его обман — это не документ, а идея, которая обрела самостоятельную жизнь и даже набирает популярность. И даже сам фильм «Убийство среди мормонов» отчасти следует этой идее.

Скажем честно: фильм «Убийство среди мормонов», который сразу по выходе на экраны занял второе место в рейтинге Netflix, не нацелен против Церкви Иисуса Христа святых последних дней. В первом эпизоде, ради вящего драматического эффекта, авторы намекают на то, что вина за убийства могла лежать на Церкви СПД, но быстро раскрывают истинного виновника. Церковь СПД изображается, в основном, жертвой. Недавно режиссер Джаред Хесс в интервью газете Deseret News подытожил: «В конечном счете хорошие парни побеждают, а плохой парень отправляется в тюрьму».

И все-таки, на мой взгляд, этот фильм продолжает распространять нацеленную против Церкви СПД идею, которую изо всех сил пытался создать и закрепить в умах людей Хофманн, — утверждение, что руководство Церкви СПД скрывает истину от общественности и избегает необходимой прозрачности.

Зачастую отступники и бывшие члены Церкви СПД принимают эту идею как должное. Более того, как показывают недавние социологические исследования, отсутствие прозрачности — третья по распространенности причина, по которой люди покидают Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Судя по всему, ложь Хофманна о непрозрачности Церкви СПД все еще находит новых жертв.

Хофманн запустил в обращение две подделки, которые должны были продемонстрировать непрозрачность Церкви СПД. Первая связана с т. н. «Письмом Оливера Каудери», в котором якобы говорилось о том, что ангел Мороний сначала явился на Джозефу Смиту, а его брату Алвину. Будь это правдой, наши представления о ранней истории Церкви СПД, несомненно, изменились бы. Газета Los Angeles Times неоднократно утверждала, что этот документ не только существовал, но и был сознательно скрыт от общественности руководством Церкви СПД. В ответ на эти обвинения Церковь СПД провела тщательный поиск в своих архивах, пытаясь отыскать пресловутый документ. Но ничего не нашла.

В апреле 1987 года, через год после того, как Марка Хофманна арестовали и обвинили в убийствах, Los Angeles Times по-прежнему настаивала на существовании письма Оливера Каудери. И только в июле того же года, когда Марк Хофманн публично признался, что солгал, газета признала, что в своих обвинениях опиралась только на свидетельство Хофманна.

Хотя эта конкретная причина обвинять Церковь СПД в недостаточной прозрачности явно исчезла (она даже не удостоилась упоминания в документальном фильме Netflix), сама идея уже нанесла вред и укоренилась во многих умах. Именно эту идею подхватывает и развивает фильм «Убийство среди мормонов». Например, создатели фильма полагают, что Церковь СПД согласилась купить якобы существующую «Коллекцию Мак-Леллина», которая включала в себя потенциально опасные для репутации Церкви СПД документы, чтобы утаить ее. Однако о том, что Церковь СПД намеревалась купить и утаить эти документы, известно лишь из одного источника — от самого Марка Хофманна. Сама Церковь СПД отрицает, что когда-либо хотела приобрести коллекцию. Ее цена в пять раз превышала все, что Церковь СПД заплатила за ранее купленные у Хофманна документы. А сам Хофманн в то время активно искал желающих приобрести коллекцию, и у него были веские причины лгать об интересе со стороны Церкви СПД. Так или иначе, на самом деле «Коллекции Мак-Леллина» не существовало. Но, как и The Los Angeles Times в 1987 году, создатели фильма «Убийство среди мормонов» не разъясняют зрителям, что единственным источником информации о намерении Церкви СПД купить и скрыть эти документы, был сам Марк Хофманн.

Тот факт, что обман Хофманна продолжает оказывать влияние на умы, не должен нас слишком удивлять. Новостные издания быстро раструбили, что документы Хофманна «потрясли основания мормонской церкви», но сравнимого ажиотажа вокруг новости о том, что основания Церкви СПД остались в целости, не было. В результате этих редакторских решений в умах публики в конечном счете сложилась искаженная картина событий, которая передается из поколения в поколение.

Многие полагают, что события, связанные с Марком Хофманном, бросают тень на Церковь СПД и ее прозрачность, но понять причины такого отношения трудно. Лично я отношу себя к тем, кто оценивает подробности тех событий совершенно иначе: я вижу, как Церковь СПД честно пыталась разобраться в своей истории.

На мой взгляд, самая известная фальсификация Хофманна предоставляет нам особенно хорошую возможность удостовериться в прозрачности Церкви СПД — а вовсе не наоборот, как может показаться зрителю фильма «Убийство среди мормонов». В 1984 году Гордон Хинкли отлично понимал, что «Письмо Саламандры» может пагубно сказаться на репутации Церкви СПД. В своем дневнике он записал: «Наши враги попытаются раздуть важность этого письма». Но когда Марк Хофманн предложил Церкви СПД купить Письмо Саламандры, и Хинкли, и церковный Исторический отдел ему отказали.

Письмо было куплено Стивеном Ф. Кристенсеном, которого Хофманн впоследствии убил. Год с небольшим спустя Кристенсен передал купленный документ в дар Церкви СПД. Примечательно, что всего 16 дней спустя содержание Письма Саламандры было открыто опубликовано в церковной газете Church News. Это было задолго до того, как взрывы бомб вызвали международный интерес к данному документу. Некоторые руководители СПД деже упоминали какие-то подробности из письма в своих публичных высказываниях. Все это идет вразрез с обычной практикой, когда архивные документы годами изучаются специалистами, прежде чем их представляют общественности.

Более того, Церковь СПД опубликовала полный список документов, купленных у Марка Хофманна, как только возник вопрос о ее прозрачности. Тем не менее, современные журналисты продолжают распространять созданный Хофманном миф о том, что Церковь СПД «прятала в хранилищах» потенциально опасные документы. Они не знают о том, что список был опубликован, или сознательно вводят людей в заблуждение?

Аналогичным образом, Майкл Джордж, главный следователь прокуратуры Солт-Лейк-Сити, в фильме «Убийство среди мормонов» заявил, что «Церковь СПД препятствовала нашему расследованию». Авторы фильма не стали проверять правдивость этого утверждения, однако Церковь СПД, без сомнения, открыла доступ к документам и рассылала копии (в том числе документов, не связанных с Хофманном напрямую) следователям в Солт-Лейк-Сити и других городах США, чтобы помочь им выяснить все обстоятельства.

Сегодня принято думать, что любое отступление от полной прозрачности свидетельствует о лицемерии и нечестности, однако прозрачность — не пассивное качество. Для этого нужны ресурсы, усилия, время и целеустремленность. А прозрачность в отношении исторических моментов к тому же требует исследований, покупок, анализа и, как свидетельствует случай Хофманна, тщательной проверки. Не случайно архивы годами откладывают публикацию документов. Между тем, в самых важных случаях Церковь СПД проделала эту работу, даже когда результаты могли быть для нее опасными. И это вовсе не какая-то аномалия.

В конечном счете обман Хофманна породил представления о непрозрачности Церкви СПД, которые зажили своей жизнью.

Леонард Аррингтон

Сегодня Церковь СПД предпринимает одни из самых серьезных в религиозной истории усилий по поддержанию прозрачности: продолжается цифровое издание архива Джозефа Смита. Новое официальное издание по истории Церкви СПД (Saints: The Story of the Church of Jesus Christ in the Latter Days) тоже без утайки излагает сложную историю организации на основании лучших современных исследований.

Так почему же миф, который Хофманн так старался создать, до сих пор жив, несмотря на все произошедшие почти сразу же изменения? Недавние исследования показывают, что однажды запущенная ложь может оказывать долговременное влияние на умы, даже если обман сразу разоблачен. В конечном счете миф, созданный Хофманном, зажил собственной жизнью. К счастью, документальный фильм «Убийство среди мормонов» дает зрителю возможность понять, как возникла эта сомнительная идея и начать трудную работу по выкорчевыванию ее из нашего коллективного сознания.

Ничто из сказанного не означает, что в отношении прозрачности, истории Церкви СПД и ее самой не остается никаких важных вопросов. Леонард Аррингтон, бывший церковный историк СПД, в своей автобиографии указывает на некоторые сложности, связанные с противоречием между укрепляющими веру официальными историями и полной более сложной версией реальных событий. Сам Аррингтон излагает сложную историю, которая пересекается со многими областями исторических исследований (например, жизнь ранних американцев). Однако история о непрозрачности Церкви СПД, которую сегодня рассказывают многие, — вовсе не та подробная история, которую Аррингтон изложил много лет спустя, а упрощенный миф, который Хофманн много лет назад вложил в умы людей из мошеннических соображений.

Нам нужно отыскать и изъять из обращения многие подделки Хофманна, которые все еще ходят по рукам, но точно так же нам следует, наконец, похоронить одну из самых влиятельных и долгоиграющих фальсификация Хофманна: убедительную историю, которую он придумал о ненавидимой им Церкви СПД.

Судя по апологетическому тону статьи, ее автор либо принадлежит к церкви СПД, либо симпатизирует ей, однако в сложных вопросах всегда важно услышать все точки зрения. Автор отмечает, что «отсутствие прозрачности — третья по распространенности причина, по которой люди покидают Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», но почему-то пытается уверить читателей, будто вся вина за такое представление о непрозрачности церкви СПД лежит на Марке Хофманне, причем повторяет эту мысль очень настойчиво, забывая, однако, о том, что многие стороны истории и учения мормонов действительно долгое время были неизвестны общественности и получили огласку лишь под давлением критиков, причем официальное толкование этих спорных и неприятных моментов расходится с толкованием сторонних наблюдателей.

Возможно, Вам также будет интересно ознакомиться с точкой зрения на события, связанные с аферой Марка Хофманна, озвученной Сандрой Таннер — христианкой и одной из самых сведущих и объективных критиков мормонизма. К сожалению, этот материал доступен только на английском языке.

Public Square Magazine, 04.03.2021

к оглавлению

«Письмо Саламандры» из фильма «Убийство среди мормонов» было попыткой переписать историю мормонской церкви

В 1985 году, пытаясь замести следы своих многолетних фальсификаций, торговец редкими документами Марк Хофманн поместил в разных частях Солт-Лейк-Сити три бомбы, в результате взрывов которых погибли два человека. Признавшись в содеянном, Хофманн написал, что убил Стива Кристенсена и Кэти Шитс потому, что «скорее лишил бы жизни человека или самого себя, лишь бы не быть разоблаченным». Однако признание Хофманна потрясло общественность по целому ряду причин. Он признал себя виновным не только в убийстве второй степени, но и в мошенничестве. Он был прекрасным фальсификатором и многие годы оставался не разоблаченным — и хотя в конечном итоге его арестовали и посадили в тюрьму, его подделки уже нанесли мормонской церкви непоправимый вред.

Как рассказывается в новом документальном фильме Netflix «Убийство среди мормонов» (режиссеры Тайлер Мисом и Джаред Хесс), до получения пожизненного приговора Хофманн продал Церкви Иисуса Христа Святых последних дней 48 документов. Наиболее известным из них было скандальное «Письмо Саламандры», «добытое» и проданное Хофманном в 1984 году за 40 тыс. долларов мормонскому епископу Стиву Кристенсену, который впоследствии передал документ в дар Церкви СПД. В 1985 году Хофманн убил Кристенсена во время очередной мошеннической сделки, связанной с «Коллекцией Мак-Леллина» — подборкой документов, якобы написанных мормонским руководителем Уильямом Мак-Леллином и, как и «Письмо Саламандры», угрожавшим репутации Церкви СПД.

«Убийство среди мормонов» рассказывает об убеждениях мормонов достаточно, чтобы зритель мог оценить угрозу, которую «Письмо Саламандры» представляло для религии мормонов. Согласно мормонской мифологии, ангел по имени Мороний в 1823 году привел основателя Церкви СПД Джозефа Смита к книге, состоящей из золотых листов, на которых был записан текст, впоследствии опубликованный под названием «Книга Мормона». По словам Хофманна, «Письмо Саламандры» было написано в 1830 году секретарем Джозефа Смита Мартином Харрисом. В этом документе говорилось, что Джозефа Смита привел к золотым листам не ангел, а дух, «преобразившийся из белой саламандры». Это не только шло вразрез с официальной версией истории Церкви СПД, но и превращало историю мормонов из традиционного христианского повествования с участием ангелов в сказку с участием ящерицы из народных сказаний.

Церковь СПД опубликовала это письмо еще в апреле 1985 года, за шесть месяцев до взрывов бомб. Ученые-мормоны утверждали, что оно не противоречит канонической версии появления мормонской церкви, поскольку в XIX веке фольклор был очень распространен, и все дело в том, что «мышление XX века не понимает основ фольклора». В то же время Церковь СПД полагала, что, несмотря на вердикт экспертов, письмо могло быть подделкой изготовленной еще в те давние времена, чтобы очернить мормонскую религию. «Конечно, никто не может быть уверен в том, что этот документ написал Мартин Харрис. Однако в данный момент мы исходим из заключения эксперта, согласно которому никаких признаков фальсификации нет. Это не исключает возможности, что письмо могло быть подделано еще в те времена, когда у Церкви было много врагов», — заявил в апреле 1985 года президент Церкви СПД Гордон Хинкли.

Во время расследования терактов 1985 года было доказано, что Письмо Саламандры, как и многие другие документы Хофманна, — подделка. После того, как в 1987 году Хофманна приговорили к тюремному заключению, Церковь СПД заявила, что ничего не скрывала от своих членов, но «не могла опубликовать принадлежащие ей документы Хофманна в ответ на бесконечные обвинения в укрывательстве, не желая создать впечатление, будто она пытается повлиять на уголовное расследование или воспрепятствовать ему». В августе 1987 года, когда Хофманн был осужден и помещен в тюрьму, старейшина Даллин Оукс написал: «Больше всего меня заинтересовал тот факт, что эти фальсификации и связанная с ними ложь стали следствием откровенной попытки их автора переписать раннюю историю Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, и что столь многие люди и организации ухватились за этот эпизод в попытке дискредитировать Церковь и ее руководство».

Несмотря на то, что подложность Письмо Саламандры была доказано, оно все-таки оставило отпечаток на многих членах Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. «Я покинул церковь несколько лет назад, и причиной тому отчасти послужила необозримая история мормонской религии и некоторые вещи, которые мормоны совершили в прошлом, — рассказал журналистам Esquire один из режиссеров фильма Тайлер Мисом. — Думаю, что для многих людей, когда их учат, что человек видел ангела, а потом внезапно находится документ, в котором говорится, что была саламандра, и тот факт, что церковь купит его и, возможно, попытается скрыть его от общественности… Да, осмелюсь сказать, что это поколебало веру многих и сейчас, и, конечно, тогда… Я считаю, что случай с Хофманном, бесспорно, повлек за собой определенные последствия».

Сегодня Марку Хофманну 66 лет, и он по-прежнему отбывает наказание в тюрьме штата Юта.

Esquire, 04.03.2021

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
191186, Россия, Санкт-Петербург, а/я 100
russia@apologetika.ru


В избранное