Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости ЦАИ за 25 сентября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

19-25 сентября 2019 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

В Дагестане продлили арест «Свидетелям Иеговы» по обвинению в экстремизме

Советский районный суд города Махачкалы продлил арест четырем предполагаемым иеговистам, которые обвиняются в создании экстремистской организации на территории Дагестана. Срок содержания под стражей Антона Д., Арсена А., Марата А. и Марии К. продлен до 27 ноября, сообщили ИА REGNUM 25 сентября в пресс-службе суда.

«Указанные лица обвиняются в деятельности, связанной с религиозной экстремистской организацией «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» (организация, деятельность которой запрещена в РФ)», — сказано в сообщении.

ИА Regnum, 25.09.2019

к оглавлению

МОРМОНЫ

Статистика бывших мормонов в Фейсбуке

В течение лета в одной группе в социальных сетях некая женщина несколько раз высказывала мнение, что большинство бывших мормонов прочли книгу Джереми Раннелса CES letter, начали изучать неприглядные стороны истории своей религии и пришли к выводу, что Церковь Иисуса Христа Святых последних дней не истинна.

Я ответила ей, что, по данным статистики, такие люди составляют абсолютное большинство. Большая часть людей покидает церковь в довольно молодом возрасте: например, согласно результатам исследования Next Mormons (NMS), проведенного в 2016 году, средний возраст уходящих составляет всего 19 лет. Описанная в CES Letter модель мормона, который отслужил на миссии, запечатал брак в храме и оставил веру уже в зрелом возрасте, встречается довольно редко — а тех, кто еще и ушел в результате знакомства с историей церкви, совсем мало. (Еще одна большая группа бывших мормонов — это новообращенные, которые исчезают, проведя в церкви совсем короткое время, обычно год или два.)

«Нет», — настаивала она. Я ошибалась, и она понимала это, потому что была участницей нескольких огромных сообществ бывших мормонов на Фэйсбуке, в которых один ушедший за другим рассказывал, по сути, одну и ту же историю. Кроме того, она познакомилась с результатами другого исследования, согласно которым люди уходят из церкви СПД именно из-за исторических вопросов.

Разгорелся спор, в ходе которого я и еще несколько участников группы пытались объяснить упрямице разницу между репрезентативной общенациональной выборкой, такой как NMS, и выборкой, которую представляют собой группы единомышленников подобные тем, в которых состояла она. В таких группах люди приглашают друг друга к участию в опросах, и результаты, естественно, однобоки, поскольку опрос проводится среди людей, заведомо интересующихся данной темой или точкой зрения.

Получилось не очень, моя собеседница восприняла мое замечание, что ее опыт не универсален, очень лично. Однако этот спор прочно засел у меня в памяти и помог мне придумать эксперимент, который я провела онлайн в рамках работы над книгой о бывших мормонах, которую мы пишем с Бенджамином Ноллом.

В поисках людей, у которых можно было бы взять интервью для этой книги, я создала в Гугле анкету и попросила читателей ее расшарить. Я отчетливо объяснила, что не буду использовать ответы для количественного анализа, и что это просто попытка расширить круг потенциальных собеседников для качественного анализа.

Однако втайне я надеялась, что опрос поможет мне немного лучше понять внутреннее расслоение сообщества бывших мормонов. И только ради этой цели я сравню ответы, полученные от бывших мормонов, принявших участие в этом кратком Гугл-опросе (FMSS), с результатами общенациональных академических исследований.

В результате опроса у меня появилось 1499 респондентов и потенциальных собеседников — бессовестно много с точки зрения количества. Но лишь немногие из них соответствовали образу бывшего мормона, сложившемуся в результате национальных опросов (NMS с 540 респондентами и 225 респондентов из рандомного исследования религиозного ландшафта США, проведенного Pew Research в 2014 году [RLS]). Последние меньше по количеству респондентов, но гораздо более надежны и гораздо лучше подходят для обобщенных выводов, чем мой опрос в Гугле. Вот четыре ключевых различия.

Прежде всего, бывшие мормоны, которые узнали об опросе в Гугле через социальные сети, - почти исключительно белые (95% в отличие от 83% в NMS и 81% в RLS). Таким образом, бывшие мормоны, участвующие в тематических группах соцсетей более однородны в расовом отношении, нежели бывшие мормоны вообще. Разница не умопомрачительная, но все же.

Во-вторых, мои респонденты поразительно хорошо образованы. Pew в 2014 году обнаружил, что лишь 13% бывших мормонов окончили ВУЗ, и еще 8% продолжили обучение в аспирантуре, т. е. у 21% было за плечами по меньшей мере высшее образование. В моей выборке этот показатель составил 70%. Каждый седьмой респондент окончил ВУЗ, а 34% получили кандидатскую или докторскую степень.

И теперь мне кажется, что моя недавняя собеседница была права, когда говорила, что многие ее знакомые по сетевым группам проявляют интерес к истории церкви и книге CES letter. Она была неправа лишь в одном: она думала, что тенденции, замеченные ею в соцсетях, присущи всем бывшим мормонам.

Третье существенное отличие состояло в том, как респонденты относятся к Богу сейчас. Две трети бывших мормонов, принявших участие в NMS, заявили, что они либо «знают, что Бог есть, и не сомневаются в этом», либо «испытывают сомнения, но верят в Бога». Исследование Pew, аналогичным образом, показало, что 71% бывших мормонов либо «абсолютно уверены» (50%), либо «достаточно уверены» (21%) в существовании Бога. Среди бывших мормонов в соцсетях все обстоит совсем иначе. Лишь 18% из них в той или иной степени все еще верят в Бога. Из шести возможных вариантов наибольшее число выбрало агностицизм (32%) и атеизм (22%). Кроме того, они гораздо менее склонны, по сравнению с бывшими мормонами в целом, присоединяться к другой религии после ухода от мормонов. Похоже, они покончили с религией навсегда.

Это приводит нас к четвертому различию: возможно, бывшие мормоны в соцсетях столь решительно отвергли религию потому, что они, в отличие от участников более широких выборок, некогда были очень глубоко вовлечены в религию мормонов. Каждый седьмой из них появился на свет «в завете», в храмовом браке. Лишь каждый десятый пришел в церковь взрослым.

Кроме того они дольше оставались мормонами. В репрезентативной выборке NMS лишь примерно пятая часть респондентов на момент выхода была старше 25 лет. Это типично для бывших верующих в целом, о ком бы мы ни говорили - о мормонах, католиках или евангеликах. Основной процент ушедших приходится на молодежь университетского возраста.

Однако в данных моего опроса картина была прямо противоположной - лишь пятой части на момент выхода не было 25 лет. Бывшие мормоны из соцсетей уходили позже - нередко уже получив храмовое облечение (81,5% по сравнению с 40% в национальной выборке) или отслужив на миссии (45% по сравнению с 13%). Как минимум каждый девятый из бывших мормонов в соцсетях признался, что был «очень активен» в церкви СПД, прежде чем уйти.

Короче говоря, все это означает, что с точки зрения расового, религиозного и образовательного разнообразия тот небольшой сегмент бывших мормонов, которые принимают участие в тематических группах социальных сетей, нетипичен для бывших мормонов в целом. Это вовсе не означает, что их переживания и тревоги незначимы, как я пыталась (видимо, безуспешно) писать в Фейсбуке.

Если уж на то пошло, они еще более значимы. Ведь речь идет о людях, которые некогда были всецело преданы церкви СПД. Если больше 80% из них получили храмовое облечение, это означает, что по крайней мере 80% из них платили десятину, соблюдали Слово мудрости, посещали воскресные собрания и следовали своим призваниям. А теперь они этого не делают. Как я уже показала, речь идет об узкой группе людей, однако у нее есть свой голос, и, насколько я могу судить, она растет. (Потребуются годы последовательных опросов, чтобы определить темпы ее роста.)

Люди, которые оставляют религию в молодости, потому что она не «вписалась» во взрослую жизнь, — обычное явление. Новообращенные, которые приходят и уходят, — обычное явление. Эти две группы статистически составляют явное большинство среди бывших мормонов, однако участников тематических групп в соцсетях тоже не следует сбрасывать со счетов.

Religion News Service, 18.09.2019

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

После очередной переписи населения саентологами оказались целых 0,007%!

Большое спасибо читателю, известившему нас о том, что в Новой Зеландии только что были опубликованы результаты переписи населения, проведенной в 2018 году, в результате которой сведения о своих религиозных убеждениях предоставили 4.699.755 человек.

Саентологической церкви будет интересно узнать, что число ее последователей увеличилось на целых 2% со времени последней переписи в 2013 году, когда саентологами себя назвали 315 человек. На этот раз такой ответ дал 321 человек.

Это означает, что саентологи составляют 0,007% от населения Новой Зеландии и уступают по численности последователей ряду экзотических групп:

  • Свидетели Иеговы: 20.061 человек
  • Квакеры: 954 человек
  • Кришнаиты: 645 человек
  • Виккане: 1.482 человек
  • Сатанисты: 1.149 человек
  • Джедаи: 20.409 человек
  • Приверженцы Церкви Летающего Макаронного Монстра: 4.248 человек

Мы уже несколько раз объясняли, почему факты свидетельствуют о том, что у саентологии никогда не было миллионов членов по всему миру, и что сегодня общее число активных саентологов, возможно, не превышает 20 тысяч на всей планете. На это указывают результаты недавних переписей: в Австралии (1.648 человек в 2016 году), Англии (2.418 человек в 2011 году) и в Ирландии (87 человек в 2016 году). А теперь еще и в Новой Зеландии.

Но мы уверены, что привычное заявление саентологов, будто они являются «самой быстрорастущей религией в мире» на днях непременно прозвучит снова!

The Underground Bunker, 24.09.2019

к оглавлению

Лидер "Саентологической церкви Санкт-Петербурга" оставлен под арестом

Лидер религиозной группы "Саентологическая церковь Санкт-Петербурга" Иван Мацицкий, обвиняемый вместе с другими фигурантами в экстремизме и незаконном предпринимательстве, останется под стражей, сообщил в среду РАПСИ адвокат Евгений Тонков.

Три версии обвинения

Соответствующее решение в апелляционной инстанции принял Санкт-Петербургский городской суд, отказав защите Мацицкого в жалобе на продление его ареста.

"Налицо волокита в действиях следователя. 16 месяцев он ходатайствует о продлении срока содержания под стражей (и суды продлевают арест) только для ознакомления с делом. При этом двое отказались от ознакомления, в том числе и Мацицкий", — сказал Тонков.

Также от ознакомления с делом отказался главный бухгалтер организации Сахиб Алиев. Как пояснил адвокат, у обвиняемых есть такое право. "Но следователь продолжает поэтапно доставлять фигурантам материалы дела для ознакомления. Мы предполагаем, что до составления обвинительного заключения может пройти еще не менее полугода, поскольку постановления о привлечении в качестве обвиняемых, предъявленных Мацицкому и Алиеву очень сильно отличаются друг от друга, чего не может быть у обвиняемых в рамках одного уголовного дела, проходящих по одним статьям УК РФ. У Мацицкого этот документ объемом 9 страниц, у Алиева — 55 страниц. Да и вообще у следствия сейчас не менее трех версий обвинения. А должна быть одна", — поделился Тонков.

Источники неприятностей

Алиев, а также другие обвиняемые руководители религиозной организации — исполнительный директор Галина Шуринова, начальник отдела по официальным вопросам Анастасия Терентьева, а также администратор и юрист Констанция Есаулкова — находятся под домашним арестом.

Им вменяется организация экстремистского сообщества, возбуждение ненависти или вражды, унижение человеческого достоинства и незаконное предпринимательство. Бухгалтер Алиев обвиняется еще по части 4 статьи 174.1 (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления). Согласно материалам делам, Алиев совместно с неустановленной пока группой лиц легализовал 17 миллионов рублей из 140 миллионов, полученных наличными от незаконной предпринимательской деятельности.

По данным следствия, с 2013 года по 2016 год "Саентологическая церковь Петербурга", не имея регистрации в качестве юридического лица, получила за оказание своих услуг в виде лекций и образовательных семинаров более 276 миллионов рублей, которые перечислялись на подконтрольные банковские счета руководства.

Что касается унижения человеческого достоинства, то оно, как считают в Управлении ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области, заключается в том, что некоторых членов "Саентологической церкви" объединяли в социальную группу под названием "Источники неприятностей". В отношении них выпускались так называемые "этические приказы", которыми провинившимся адептам запрещалось участие в одитинге (важнейшая духовная практика в саентологии — прим. РАПСИ). Также, по версии следствия, люди, не лояльные к этой религиозной организации или переставшие быть лояльными к ней, объединялись в социальную группу "Подавляющие личности", в отношении которых со стороны адептов церкви допускались любые действия, в том числе травля и унижение.

РАПСИ, 25.09.2019

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
191186, Россия, Санкт-Петербург, а/я 100
russia@apologetika.ru


В избранное