Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 20 января


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

14-20 января 2016 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


САЕНТОЛОГИЯ

Когда ФБР проверило, хвалился ли Л. Рон Хаббард возможностью разбогатеть, создав религию

Приближается еще одна значительная годовщина — 30 лет с тех пор, как Великий Тэтан, Л. Рон Хаббард, покинул свое материальное тело, — и мы копались в своих архивах в поисках еще не опубликованного материала. Для самой годовщины у нас есть кое-что весьма интересное и ни разу не публиковавшееся онлайн. Однако заодно мы обнаружили факты, с которыми вам будет любопытно познакомиться.

На днях один из наших читателей задал вопрос об Айзеке Азимове, о том, говорил ли ему Хаббард когда-нибудь, что единственный способ заработать миллион долларов — изобрести религию. Ранее мы уже пришли к выводу, что Хаббард действительно сказал это нескольким людям в 1948-1949 годах — до того, как в 1950 году увидела свет его книга «Дианетика». Но Азимова в числе этих людей, возможно, не было.

Мы говорим так потому, что, как говорил сам Азимов, он мало общался с Хаббардом, а в тот период вообще с ним не виделся. Мы знаем об этом, поскольку Азимова, как выясняется, опрашивали инспекторы Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов (FDA) в ходе расследования деятельности Хаббарда после обысков, проведенных в вашингтонском офисе Саентологии в 1963 году. Исследователь Р. М. Сайберт обнаружил множество интереснейших фактов, убедив FDA предать гласности документацию того расследования. Благодаря этим находкам мы в «Бункере», например, впервые опубликовали школьные оценки Хаббарда и узнали, что Хаббард заявил Джону Макмастеру, будто собирается в будущем вновь воплотиться в лице будущего cына своей дочери Дианы.

Как напомнил нам Сайберт, среди полученных таким образом документов присутствовали сведения, что инспекторы беседовали с Азимовым и еще одним писателем-фантастом, Альфредом Ван-Вогтом, и самостоятельно нашли подтверждения того, что Хаббард действительно называл религию единственным способом заработать миллион долларов. Сегодня мы предлагаем вам отрывки из этих докладов:

Айзек Азимов

На Валентинов день в 1963 году инспектор FDA Говард Нисс допросил профессора Айзека Азимова с целью собрать сведения об Л. Роне Хаббарде. Вот протокол этого допроса:

Инспектор Бирон в своей докладной записке высказывает предположение, что профессор Айзек Азимов из Бостонского университета может располагать сведениями, проливающими свет на личность и прошлое г-на Хаббарда.

Айзек Азимов — адъюнкт-профессор микробиологии в Медицинской школе Бостонского университета (Бостон, штат Массачусетс). Один раз в неделю по четвергам он читает лекции, а в остальные дни недели пишет научную фантастику и научные книги. Он проживает по адресу Гринхаус-стрит, д. 45, г. Ньютон, штат Массачусетс.

Я побеседовал с профессором Азимовым в Медицинской школе. Он сообщил мне, что знает очень мало о г-не Хаббарде и встречался с ним всего трижды. Первая встреча произошла в 1939 году в конторе издательства, где их представили друг другу, и на этом их первая встреча закончилась. Позже, в 1943 или 1944 году, он встретился с г-ном Хаббардом на Филадельфийской верфи, куда г-н Хаббард пришел в роли посетителя. Г-н Хаббард отобедал с группой людей, в числе которых был профессор Азимов, а на следующий день профессор встретил его, когда тот осматривал верфь. Никаких других контактов с г-ном Хаббардом профессор Азимов не имел. По его словам, он убежден, что тот был офицером вооруженных сил во время Второй мировой войны. Он не уверен, в каком роде войск, в армии или во флоте, тот служил, но предположил, что во флоте, поскольку тот был с экскурсией на верфи, когда они встретились в 1943 или 1944 году.

Профессор Азимов полагает, что дополнительные сведения о Хаббарде мог бы сообщить Джон Кэмпбелл-младший, редактор журнала Analog of Science Fact and Science Fiction. По его словам, г-н Кэмпбелл был связан с Хаббардом в рамках Дианетики, а затем прервал общение с ним. Г-н Кэмпбулл проживает по адресу Орчард-роуд, д. 1457, г. Маунтинсайд, Нью-Джерси. Его телефонный номер — Adams 3-3420. Он является сотрудником издательства Conde Nast Publications в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк.

Он также сообщил мне, что ныне покойный д-р медицины Джозеф Уинтер был зятем г-на Кэмпбелла, и что он написал книгу под названием «Взгляд врача на Дианетику» (A Doctor Looks at Dianetics).

Во время беседы с профессором Азимовым он сообщил мне, что журнал «Тайм» опубликовал разгромную статью о г-не Хаббарде, когда тот был вовлечен в бракоразводный процесс. По его мнению, эта статья появилась где-то в 1953-1954 годах.

Он сказал, что есть еще один человек, который может многое знать о Хаббарде: г-н А. Э. Ван-Вогт из Лос-Анджелеса, который был «большой шишкой» в Дианетике на Западном побережье. Ван-Вогт поддерживал деятельность движения на Западном побережье после того, как деятельность на Восточном побережье затихла. Ему кажется, что Ван-Вогт может быть хорошим источником информации, если согласится говорить. Профессор Азимов сказал, что лично не знаком с Ван-Вогтом, но с учетом его (Ван-Вогта) связей ему кажется, что тот наверняка должен знать много о г-не Хаббарде.

Вполне возможно, что Управление располагает сведениями о г-не Ван-Вогте.

Альфред Ван-Вогт

На основании этой рекомендации Азимова два других инспектора FDA — Д. Л. Довел и Дэйл Харпер — нанесли визит писателю Альфреду Ван-Вогту в Лос-Анджелесе через две недели после вышеупомянутой беседы с Азимовым.

Согласно требованию DRM от 28.2.1963 инспектор Дэйл Харпер и я провели беседу с А. Э. Ван-Вогтом в его офисе. В настоящий момент он руководит центром Дианетики в Голливуде под названием Hollywood Dianetics, который находится по адресу Хоторн-авеню, д. 7089. Хотя Ван-Вогт был директором Хаббардовского фонда дианетических исследований (Hubbard Dianetic Research Foundation) до того, как в 1950 году разорвал связи с Хаббардом, он сообщил нам очень мало фактических сведений.

Он утверждает, что впервые познакомился с Хаббардом в 1945 году. Поскольку оба они были писателями-фантастами, у них было много общего. Он не смог предоставить никаких сведений о жизни и личности Хаббарда за исключением подробностей ограниченного опыта личного общения с ним.

Фигурант заинтересовался идеями Хаббарда и стал его помощником, со временем заняв пост главы лос-анджелесского офиса организации. В 1949 году другой член организации сообщил Ван-Вогту, что Хаббард начал углубляться в метафизическую философию, связанную с культом. Поскольку, как заявил Ван-Вогт, он принадлежит к «рациональной школе» и против привнесения в организацию любых религиозных или метафизических идей, причина конфликта между ними теперь очевидна. В 1950 году Хаббард лишь предложил Ван-Вогту, чтобы организация приняла новую религиозную идеологию и остальное.

Примерно половина группы поддержала Хаббарда и его идеи, однако Ван-Вогт и остальные откололись от организации, чтобы в дальнейшем придерживаться строго дианетического подхода. Затем была создана дианетическая группа, которую в настоящее время возглавляет Ван-Вогт.

По словам Ван-Вогта, со времени их разделения в 1950 году он видел Хаббарда лишь трижды… По одному разу в 1951, 1953 и 1954 годах. Он заявил, что в 1954 году встретил Хаббарда на одной из лекций, которые тот читал в Финиксе. Во время этой последней встречи он ни о чем не говорил с Хаббардом. Ваг-Вогт заявил, что не поддерживал общения или связи с Хаббардом или его организацией с тех пор, как их пути разошлись. Он утверждает, что не располагает сведениями о нынешней деятельности культа.

Хотя Ван-Вогт и Хаббард были коллегами, Ван-Вогт заявил, что очень мало знает о реальной деятельности Хаббарда. Он объяснил: «Возможно, у Хаббарда много последователей, но друзей у него нет». Он упомянул, что во время их сотрудничества Хаббарда большую часть времени не было в городе. По словам Ван-Вогта, Хаббард не рассказывал о своих планах жене — он уезжал, не сообщая ей о том, что собирается уехать. Ван-Вогт заявил, что «на самом деле, с Хаббардом никто не сближается, и его никто не знает».

Мы спросили мнение Ван-Вогта о том, нормален ли Хаббард с точки зрения психического состояния. Подумав некоторое время, Ван-Вогт не дал определенного ответа. Мы также спросили, считает ли он, что Хаббард искренен в своих предприятиях. Он ответил, что, по его мнению, Хаббард очень искренен и «верит в каждое слово». Ван-Вогт заявил, что Хаббард «знаком с рекламой и знает, как привлечь толпу». В остальном он знает очень мало о личности и деятельности Хаббарда и его организации.

Он полагает, что Хаббард, возможно, был четырежды женат, поскольку как-то раз он видел письмо от женщины из Нового Орлеана, которая признавалась, что некогда была замужем за Хаббардом. Он не помнит имени женщины и каких-либо иных фактов об этом предполагаемом браке. По словам Ван-Вогта, Хаббард, возможно, прослушал несколько курсов в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA).

Г-н Ван-Вогт не смог сообщить никакие дополнительные подробности. У инспекторов создалось впечатление, что он знает гораздо больше, чем рассказал нам во время беседы. Судя по тому, как выглядит офис Ван-Вогта, инспекторы полагают, что его вариант организации не слишком успешен. Возможно, он утаил многое относительно своей деятельности в то время, когда они с Л. Роном Хаббардом сотрудничали, поскольку в настоящее время руководит аналогичной организацией.

На прощанье Ван-Вогт заметил инспекторам, что мы можем получить лучшее представление о «людях типа Хаббарда», прочтя его (Ван-Вогта) новую книгу The Violent Man.

— Д. Л. Довел, инспектор
Дэйл Харпер, инспектор

Беседа с Ван-Вогтом напоминает нам о том, что не все, кого в 1950 году охватил интерес к Дианетике, были рады новому направлению, которое Хаббард избрал два года спустя, когда создал «Саентологию». Помните, его книга, изданная в 1950 году, называлась «Дианетика: современная наука душевного здоровья», и Хаббард утверждал, что его новая «наука» опиралась на многолетние исследования и сотни клинических случаев (сведения о которых так и не были обнаружены). После катастрофического 1951 года, когда его брак с Сарой Нортруп дал трещину, и Хаббард бежал на Кубу, похитив собственную дочь Алексис, он вновь взялся за дело в Уичите с помощью нефтяного магната Дона Перселла. Однако после банкротства Хаббард потерял права на использование слова «Дианетика», поэтому ему пришлось начать все сначала и придумать название «Саентология». На этот раз он не собирался довольствоваться просьбами о том, чтобы его последователи вспоминали ощущения, пережитые в материнской утробе. Подталкиваемый некоторыми приверженцами с буйным воображением Хаббард теперь побуждал их идти дальше и «вспоминать» свои прошлые жизни.

Кадр из фильма "Мастер"

Именно против этого возражали Ван-Вогт и прочие ранние приверженцы Дианетики. Если они каким-то образом могли оставить свой скептицизм на достаточно долгий срок, чтобы вспомнить время, когда они были яйцеклеткой, спермой или зиготой и переживали трудные времена в материнской утробе, пойти еще дальше и вернуться в прошлую жизнь было для них уже чересчур. Этот момент был отражен в фильме «Мастер» Пола Томаса Андерсона, вышедшем в 2012 году, где Хаббард, роль которого играет Филип Сеймур Хоффман, наталкивается на сопротивление своих последователей — вроде женщины, роль которой играет Лора Дерн. Это уже не было «наукой», даже видимостью науки, теперь это было чистой фантазией, как признается герой Хоффмана (ой). То же было и в реальности: некоторые ранние приверженцы Дианетики, убежденные, что Хаббард действительно что-то знал, прежде чем сорвался с катушек, остались верны первоначальной идее аудирования «пренатальных» инграмм, и вот, в 1963 году Ван-Вогт все еще честно пытается это делать со своей маленькой группой сторонников в Лос-Анджелесе. Но даже инспекторы FDA увидели, что он не достиг больших успехов.

Битва FDA с Саентологией в судах по поводу медицинских заявлений Хаббарда относительно Е-метра тянулась много лет после обысков 1963 года. Инспекторы по-прежнему искали компромат, когда в 1970 году решили проверить, насколько правдивы слухи, будто в 1948 году Хаббард похвалился, что создать религию — единственный способ заработать миллион долларов. Одним из мест, где он при множестве свидетелей сказал это, было собрание Восточной ассоциации научной фантастики в г. Ньюарк, штат Нью-Джерси, в ноябре 1948 года. Летом 1970 года инспектор FDA Чарльз Эверлайн решил разыскать этих свидетелей, в том числе известного коллекционера научной фантастики Сэма Московица.

Сэм Московиц

Докладная записка о беседе — 30 августа 1970 года

Между: г-ном Сэмюэлом Московицем, Роузвилл-авеню, д. 361, г. Ньюарк, штат Нью-Джерси (тел. № 201-HU-5-3295)

И: г-ном Чарльзом Эверлайном, следователем, CMB, NYK-21

По предварительной договоренности я посетил г-на Московица у него дома, чтобы обсудить информацию о ранней истории г-на Л. Рона Хаббарда, которой он, по некоторым сведениям, располагал. Г-н Московиц сообщил г-ну Баду Лофтусу, что он впервые услышал на одном собрании, как г-н Хаббард сказал, что единственный способ заработать миллион долларов — создать собственную религии.

Г-н Московиц заявил, что собрание, о котором шла речь, состоялось в помещении Slovak Circle Hall на Моррис-авеню в г. Ньюарк, штат Нью-Джерси, 7 ноября 1948 года. То, что собрание проходило с участием г-на Хаббарда подтверждено двумя свидетельствами. На 6-й странице любительского журнала Fantasy Times от 15 декабря 1948 года говорится, что 7 ноября Общество провело встречу, спикером на которой был г-н Л. Рон Хаббард. На с. 54 журнала Fantasy Annual за 1948 год опубликованы краткие итоги ежемесячных собраний Восточного общества научной фантастики. Здесь же говорится, что г-н Хаббард выступал на ноябрьском заседании. Г-н Алекс Ошерофф, в то время бывший казначеем общества, сообщил г-ну Московицу, что существует протокол заседания 7 ноября 1948 года. Этот протокол показывает, что г-н Хаббард, отвечая на вопросы присутствующих, упомянул свою книгу «Экскалибур». Именно в этот момент он произнес слова о создании собственной религии. На собрании присутствовало 23 человека. Среди них были г-н Московиц, г-н Ошерофф, г-н Алан Ховард, г-н Мартин Гринберг и г-н Освальд Трэйн. Г-ну Московицу неизвестны нынешние адреса г-на Ховарда и г-на Гринберга. Г-н Трэйн — издатель, проживающий по адресу Уэст-Уингохокинг-стрит, д. 1129, г. Филадельфия, штат Пенсильвания (тел. № DA 4-7738).

После собрания некоторые его участники, в том числе г-н Хаббард, отправились в ресторан Hickory Grill, а затем домой к г-ну Московицу. В этом доме г-н Трэйн был загипнотизирован Хаббардом в попытке излечить г-на Трэйна от заикания. Г-н Московиц предложил заплатить Хаббарду 100 долларов, если тот сможет исцелить или хотя бы облегчить дефект речи, которым страдал г-н Трэйн. Г-н Хаббард не преуспел.

Г-н Хаббард не посещал никакие другие собрания общества, и г-н Московиц не присутствовал ни на каких других собраниях, на которых г-н Хаббард мог говорить о создании собственной религии.

Далее мы поговорили о различных других людях, которые могли знать г-на Хаббарда в период с 1946 по 1955 год. Во время этих бесед г-н Московиц назвал следующие имена и адреса:

1. Г-н Джон Кэмпбелл
Орчард-роуд, д. 1457
Маунтинсайд, штат Нью-Джерси
(Тел. № AD 3-3420)

Г-н Кэмпбелл был издателем журнала Amazing Science Fiction и одним из первых нанял г-на Хаббарда в качестве писателя. В настоящее время он является сотрудником Analog Science Fiction. Он может располагать сведениями о жизни и деятельности г-на Хаббарда с 1938 по 1952 год.

2. Г-н A. Э. Ван-Вогт
Хоторн-авеню, д. 7089
Лос-Анджелес, штат Калифорния
(Тел. № 463-7377)

Г-н Ван-Вогт — писатель, увлекшийся «Дианетикой». Он создал Лос-анджелесский дианетический центр где-то в июне или июле 1950 года. С тех пор он разочаровался в г-не Хаббарде.

3. Господин Артур Кокс — текущий адрес неизвестен. Г-н Кокс — друг г-на Ван-Вогта, он написал статью о Ван-Вогте, которая была опубликована в журнале Science Fiction Advertiser. Вторая из двух статей была опубликована в июльском номере за 1952 год. Редактором этого буклета был г-н Эдвард Людвиг. Во второй статье г-н Кокс упоминает различные письма Хаббарда Ван-Вогту, в которых речь идет об «Экскалибуре» и «Дианетике». Статья также упоминает, что Хаббард в 1948 году несколько раз присутствовал на собраниях Лос-Анджелесского общества научной фантастики. Протоколы этих собраний были опубликованы в 5, 6 и 7 выпусках журнала Shangri-la . Главный интерес представляет протокол собрания от 15 апреля 1948 года, опубликованный в Shangri-la №6 на с. 9. Копия этой страницы приложена к отчету.

4. Форрест Акерман — агент Л. Рона Хаббарда, по прежнему живущий где-то в Калифорнии, но его нынешний адрес неизвестен.

5. Г-н Уильям Блэкберд — г-н Блэкберд написал статью, озаглавленную «Мелкий Прометей: некоторые замечания о сочинениях Л. Рона Хаббарда» (Pip-squeak Prometheus Some Remarks on the Writings of L. Ron Hubbard). Эта статья впервые появилась в 1948 году в местном журнале, а впоследствии с некоторыми изменениями была перепечатана в октябрьском номере журнала Inside за 1952 год, начиная с 23 страницы. У г-на Московица есть копия этой статьи. Это интересный анализ творчества Хаббарда как писателя, и в ней упоминается Е-метр.

Кроме того, в распоряжении г-на Московица есть экземпляр книги под названием «Самоанализ в Саентологии» (Self Analysis in Scientology), права принадлежат Л. Рону Хаббарду; второе издание, 1953 год. Я не помню, чтобы видел эту книгу на раннем этапе расследования деятельности Саентологии. Кроме того, в ноябрьском выпуске журнала Amazing Science Fiction за 1970 год есть статья под названием «Дианетика» — личное свидетельство Барри Мольцберга.

Г-н Московиц заявил, что, когда г-н Хаббард занялся «Дианетикой», а потом — «Саентологией», он не следил за его деятельностью, поскольку она не имела отношения к научной фантастике. У него есть досье на «Дианетику» и еще одно — на «Саентологию». Большую часть информации в этих досье составляют вырезки из журналов и газет. Большинство этих статей — позитивные и негативные личные впечатления автора о «Дианетике» и «Саентологии». Они мало что добавляют, если вообще что-то добавляют к уже имеющимся сведениям.

Г-н Московиц заявил, что продолжит просматривать свой архив и попытается найти данные о еще одной встрече, на которой, по его мнению, Хаббард сделал такое же заявление о создании собственной религии. Если он найдет отчет об этом собрании, то свяжется со мной. Похоже, г-н Московиц полезен, главным образом, в качестве историка, в чьем распоряжении есть все статьи о движениях и контактах г-на Хаббарда.

— Чарльз Эверлайн

Итак, в 1948-1949 годах, когда Хаббард писал Дианетику и, по сведениям Саентологической церкви, неудачно пытался заставить медицинские и психиатрические организации всерьез отнестись к его «рецептам» душевного здоровья, он говорил некоторым людям о том, что с целью вырваться из рутины сочинения рассказов для бульварных изданий, он в действительности хотел создать религию. Однако Дианетика, увидевшая свет 9 мая 1950 года, выдавала себя за науку. Только впоследствии, в 1953 году, после после того как в 1952 году в Саентологии появилось еще больше метафизических идей о прошлых жизнях, Хаббард, столкнувшись с недовольством правительства по поводу его медицинских заявлений, написал Хелен О'Брайан, что попытается использовать «религиозных подход». Но значит ли это, что он всегда имел это в виду, и ждал лишь удобной возможности, чтобы предложить?

О, это весело.

FDA и Саентология уладили судебную тяжбу по поводу Е-метров в 1971 году. Но мы еще раз благодарим Р. М. Сайберта за то, что в прошлом году ему достало прозорливости, чтобы попросить у FDA досье.

The Underground Bunker, 19.01.2016

к оглавлению

Московские сайентологи обжаловали решение о ликвидации в Верховном суде

"Сайентологическая церковь Москвы" обжаловала в Верховном суде РФ решение нижестоящей инстанции о своей ликвидации.

"В канцелярию Мосгорсуда поступила апелляционная жалоба, она будет рассмотрена Верховным судом", - сообщили "Интерфаксу" в пятницу в пресс-службе Мосгорсуда.

В ноябре Мосгорсуд удовлетворил иск столичного управления Минюста РФ о ликвидации московского объединения сайентологов.

В ходе судебного заседания представители Минюста заявили, что название "сайентология" зарегистрировано как товарный знак, следовательно, "Сайентологическая церковь Москвы" не может называться религиозной организацией. Заявители иска считают, что данный факт не соответствует закону о религиозных объединениях.

В свою очередь представители "Сайентологический церкви Москвы" просили исковое заявление Минюста отклонить. Они настаивали, что ликвидация их объединения нарушит права десяти тысяч верующих.

Между тем судья постановил создать комиссию по ликвидации объединения и в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу исключить из реестра религиозных организаций сведения о "Сайентологической церкви Москвы".

В конце октября прошлого года Мосгорсуд приостановил рассмотрение дела о ликвидации организации до окончания судебного процесса, который в то время вели ответчики в районном суде.

Измайловский суд столицы 1 июля отклонил жалобу представителей "Сайентологической церкви Москвы" на отказ Минюста РФ регистрировать устав организации.

В 2013 году по итогам плановой проверки столичное управление министерства пришло к выводу, что действовавший на тот момент устав организации не соответствует требованиям "О свободе совести и о религиозных объединениях", в ее наименовании не содержится указания на организационно-правовую форму и вероисповедание.

В ходе проверки также было установлено, что слово "сайентология" зарегистрировано в качестве товарного знака, правообладателем которого является Центр религиозной технологии (США). Одновременное использование указанного слова в качестве наименования вероисповедания противоречит требованиям ст.28 Конституции РФ.

После проверки деятельности "Сайентологической церкви Москвы" было принято решение о проведении государственной религиоведческой экспертизы, по результатам которой она не была признана религиозной организацией.

В середине августа 2015 года в офисе сайентологов на Таганской улице Москвы прошел обыск, в ходе которого были изъяты "шпионские" устройства - незаконно установленные предметы системы аудио- и видеоконтроля, состоящей из акустических микрофонов и видеокамер, относящихся к категории спецсредств, предназначенных для негласного получения информации.

Позже официальный представитель столичного главка СКР Юлия Иванова сообщила, что по результатам обысков следственными органами было возбуждено уголовное дело о незаконном обороте специальных технических средств (ст.138.1 УК РФ).

Городской суд Санкт-Петербурга в 2007 году по обращению прокуратуры принял решение о ликвидации городской общественной организации "Сайентологический центр", которой, кроме прочего, вменялся незаконный сбор информации о частной жизни.

Интерфакс, 15.01.2016

 

к оглавлению

АТЕИЗМ

Атеисты разочаровываются в новом атеизме

Сегодня это уже давняя история: в 2001 году радикальный акт предположительно мусульманского терроризма потряс мир и привел к крушению здания, которое стояло в Америке, как памятник всемирной торговле.

После этого ужасающего примера поведения, которое может быть вызвано слепой верой в религию, антирелигиозные настроения вскипели и выплеснулись наружу, когда книги вроде «Бог как иллюзия» и «Бог — не любовь» взлетели на самый верх списка бестселлеров, и в обществе появилась совершенно новая субкультура. Атеизм перестал быть тихим недоумением по отношению к тем, кто все еще держится за устаревшие мифы, — он стал агрессивным, евангелическим и нравственно возмущенным.

Сегодня, пятнадцать лет спустя, начинают резко проявляться различные проблемы, которые заставляют многих приверженцев нового атеизма усомниться в движении как таковом.

Лица нового атеизма

С самого начала новый атеизм отличали две характерные черты: жесткая приверженность задаче продвижения научного рационализма с целью искоренения любых намеков на примитивное суеверное мышление и утверждение светского мировоззрения. Задачей было не просто «отделение церкви от государства», но полная изоляция церкви от любых сторон жизни государства: отсюда кампании по снятию текста Десяти Заповедей с различных общественных зданий, попытки добиться запрета на установку рождественских вертепов в общественных местах и удалить с американских банкнот фразу «Мы верим в Бога».

Конечно, вне зависимости от того, заслуживает религия одобрения или нет, она — вовсе не мусор, покрывающий американскую землю. Она всегда играла определенную роль в обществе, и по мере того, как ее основательно распихивают по углам, что-то должно срочно заполнить оставшийся в середине вакуум. Если вспомнить любой ключевой момент американской истории, будь то Декларация независимости, Геттисбергская речь, знаменитая речь д-ра Мартина Лютера Кинга или слова, произнесенные при высадке на Луну, люди всегда традиционно основывали свои ценности на представлениях о Боге.

В качестве оправдания того нравственного негодования, с которым новый атеизм относится к злодеяниям, творимым во имя религии, он в значительной мере принял идеи классического гуманизма. По этой причине движение новых атеистов обычно противостоит так называемым «религиозным правым», выражая мнения, тяготеющие к противоположному краю политического спектра.

Но сейчас, через 15 лет после начала движения, когда новые атеисты вглядываются в свои ряды, становится очевидным обескураживающий факт: несмотря на то, что новый атеизм в течение двух десятилетий проталкивал либеральные идеи, большинство в движении по прежнему составляют белые гетеросексуальные мужчины.

Джефф Спэрооу

В сообществе новых атеистов есть ряд черт, либо присутствовавших в нем с самого начала, либо проявившихся со временем, из-за которых многие приверженцы начинают ставить под сомнение здравость движения в целом.

Марк Оппенгеймер

В нынешней политической ситуации больше всего смущения вызывает, вероятно, тот факт, что движение новых атеистов, по существу, выросло из точки зрения, которую сегодня принято называть «исламофобией». Судя по всему, знаменитый поборник нового атеизма Ричард Докинз по-прежнему придерживается такой линии рассуждений. В Интернете цитируют его высказывание о том, что он испытывает смешанные чувства по поводу упадка христианства, «поскольку христианство может быть оплотом против чего-нибудь похуже». Докинз говорит: «Насколько мне известно, нет христиан, взрывающих здания. Я не слышал ни об одном христианине-шахиде. Я не знаю ни одной крупной христианской деноминации, которая полагала бы, что наказание за отступничество — смерть».

Подобная риторика явно смущает некоторых людей, желающих оставаться гордыми атеистами. Писатель-атеист Джефф Спэрроу никак не может взять в толк, «каким образом движение, вроде бы изобилующее прогрессивными мыслителями, оказалось настолько прочно связано с авторами, которые все меньше и меньше напоминают воплощения чистого разума и все больше и больше напоминают твоего дядюшку-исламофоба после шестой кружки пива».

Еще одна характерная черта движения новых атеистов — угрозы, которые слышат в свой адрес женщины-сторонницы движения. В 2014 году Марк Оппенгеймер в своей разгромной статье «Станет ли женоненавистничество концом атеистического движения?» (Will Misogyny Bring Down the Atheist Movement?) излагает подробности подспудных проявлений женоненавистничества в традиционном атеистическом движении, включая худшую разновидность шовинизма, свойственную конференциям Skeptic, а также интернет-троллинг женщин и приверженцев феминизма, — и все это при том, что движение в целом на словах исповедует абсолютную неприкосновенность прав женщин. Естественно, как отмечает Оппенгеймер, это оттолкнуло многих женщин:

В последние несколько лет Твиттер, Фэйсбук, Рэддит и сетевые форумы стали враждебной средой для женщин, которые называют себе феминистками или высказывают озабоченность многочисленными слухами о проявлениях сексизма внутри движения. Некоторые женщины говорят, что они постоянно подвергаются унижениям и насмешкам на конференциях, а нападки в Интернете — в том числе антисемитские высказывания, угрозы изнасилования и прочие «приятные» вещи — так жестоки, что у двух активисткок, с которыми я беседовал, обнаружили посттравматический стресс.

Однако чаще всего самые здравомыслящие атеисты дистанцируются от этого движения потому, что новый атеизм, как правило, представляет в карикатурном виде и слепо атакует все, что выбирает в качестве мишени, не прилагая ни малейших усилий к тому, чтобы понять эти идеи или вступить в диалог с их приверженцами. Именно эта склонность с фундаменталистским, почти религиозным пылом размахивать вилами и топорами прежде всего и отталкивает мыслящих людей.

Эрик Макдональд

В своей статье «Можем ли мы спасти атеизм от новых атеистов?» (Can We Save Atheism from the New Atheists?) Джефф Спэрроу подчеркивает классистские и расистские проблемы, заложенные в исходные допущения нового атеизма, когда пишет: «Не нужно быть верующим, чтобы увидеть, что религия действительно дает что-то своим последователям (зачастую в ситуации, когда ничего больше нет), и что эти плоды религии нельзя назвать ни непоследовательными, ни глупыми».

«Напротив, новые атеисты относятся к религии исключительно как к набору идей, как к некоему космическому своду правил для верующих. С этих позиций легко указывать на несостыковки и противоречия в священных текстах и высмеивать легковерность верующих. ...Именно в этом заключается причина того [несносного поведения], которое столь многие теперь ассоциируют с новым атеизмом — движением, представителями которого слишком часто выступают привилегированные всезнайки, называющие бедняков идиотами».

Еще один атеист, Эрик Макдональд, выразил похожую озабоченность тем, что атеистическое сообщество высмеивает поведение верующих, но не предпринимает ни малейших попыток понять их:

[Я нахожу] их представления о религии настолько противоречащим всему, что я сказал бы о собственных прежних религиозных убеждениях, что я больше не считаю для себя возможным ассоциировать себя с этим движением. Многое из того, что новые атеисты говорят о религии, — просто шелуха.

Макдональда оттолкнуло склонность приверженцев атеистического движения дегуманизировать верующих и рассматривать их убеждения не как мировоззрение, а как патологическое расстройство:

...вспоминается роман «1984» Джорджа Оруэлла или распространенная в Советском Союзе практика помещать диссидентов в психиатрические больницы. Есть нечто глубоко пугающее в убеждении, что люди, чьи взгляды ты не разделяешь, психически больны, являются жертвами патологического мышления и нуждаются в лечении.

Хотя Макдональд не отрекается от атеизма, он дистанцируется от нового атеизма, говоря: «Новый атеизм быстро усваивает убеждения, столь же догматичные и иррациональные, как и многие религиозные догмы, и определенного рода идеологическую убежденность, которая может быть так же опасна, как и идеологии прошлого, причинившие столько вреда».

Джон Грей

В своей статье «Что пугает новых атеистов?» (What Scares the New Atheists?) атеист Джон Грей отмечает, что атеизму как таковому изначально не присущи никакие ценности, и что в прошлом атеизм догматически отстаивал такие идеи, как теория расового превосходства Эрнста Геккеля и евгеника Джулиана Хаксли. Грей пишет:

Ни одна из противоречивых ценностей, которые время от времени отстаивали атеисты, по сути, никак не связана с атеизмом или наукой. Каким образом прогресс научного познания может быть основой таких ценностей, как равенство всех людей или личная автономия? Источником этих ценностей не является наука. Более того, как настаивал самый читаемый атеист всех времен, источником этих ключевых либеральных ценностей является единобожие.

Франс де Валь

Грэй — не единственный мыслитель-атеист, высказавший подобную мысль. В своей статье «Нравственность без Бога» (Morals Without God) Франс де Валь пишет: «Даже самый упертый атеист, воспитанный в западном обществе не может избежать того, чтобы впитать основные положения христианской морали. Наше общество проникнуто ею насквозь: все, чего добились в течение многих веков, даже наука, развивалось либо рука об руку с религией, либо в противостоянии с ней, но никогда не отдельно от нее. Мы никогда не узнаем, как выглядела бы мораль без религии. Для этого нужно было бы встретиться с человеческой культурой, которая не является и никогда не была религиозной. То, что таких культур не существует, должно заставить нас задуматься».

Есть ли у нового атеизма будущее? Трудно сказать. А то, каким это будущее может быть, если новый атеизм продолжить идти тем же путем, что и сейчас, пугает достаточно, чтобы даже самые упертые его приверженцы побежали с корабля.

Examiner.com, 19.01.2016

 

 

В Москве активизировались сектанты, заявляют в Мосгордуме

Антон Палеев

В Москве существенно увеличилась активность сект и различных оккультных организаций, сообщил глава комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антон Палеев.

"Активность сект из-за кризиса выросла на тридцать процентов. Количество жалоб возросло намного. Я постоянно общаюсь с сотрудниками МВД по безопасности. Они говорят, что приходят родственники пострадавших: у них пропало это, вынесли из дома то - помогите", - рассказал депутат в эфире "Русской службы новостей".

По его словам, в Мосгордуме готовят к выпуску специальную брошюру, в которой объяснят, как распознать секту и куда обращаться за помощью. Кроме того, в ближайшее время появится соответствующий сайт.

В свою очередь член президентского Совета по правам человека Яна Лантратова сообщила радиостанции, что в СПЧ также приходят жалобы от жителей России, столкнувшихся с деятельностью различных оккультных организаций.

"К нам поступают подобные обращения. Стали не только обходить квартиры - стали обзванивать людей, рассылать сообщения на мобильные телефоны, чего раньше не было. Такие факты по России есть", - заявила она.

По словам известного сектоведа Александра Дворкина, в столице насчитывается около 80 сект и различных оккультных сообществ.

"Сейчас стало много сект психокульта. Они действуют как тренинги и семинары. В них учат побеждать во всех ситуациях, как сделать карьеру, как подчинять людей своей воле. Также усилен коммерческий культ. В таких сектах учат методам психологического насилия, контроля сознания", - рассказал он.

Интефакс, 21.01.2016

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное