← Август 2015 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
||
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.apologetika.ru
Открыта:
27-09-2005
Статистика
0 за неделю
Новости 29 июля
НОВОСТИ 23-29 июля 2015 года Педофилов неоднократно назначали на руководящие должности в организации Свидетелей Иеговы Руководство организации Свидетелей Иеговы уничтожало документы, в том числе содержащие обвинения в сексуальном развращении малолетних, на случай, если они попадут «не в те руки» — например, в руки их жен. Старейшина организации Макс Хорли сегодня сообщил королевской комиссии по вопросу сексуального насилия над малолетними, что в соответствии с правилами он должен был уничтожать записи, в том числе сделанные во время встреч другого старейшины, Билла Нейлла, и девочки-подростка, которая обвинила его в надругательстве над собой.
Г-н Хорли, с детства бывший Свидетелем Иеговы, заявил, что не считал «преступлением» тот факт, что Нейлл, ныне покойный, тайно подсматривал за этой 15-летней девушкой в ванной и, когда она жила у него в семье, целовал ее, засовывая язык ей в рот. В 1991 году, узнав об этих развратных действиях, имевших место в г. Наррогин в Западной Австралии, г-н Хорли организовал внутреннее разбирательство, но даже не думал сообщать об этом полиции или советовать девушке обратиться в полицию. Член комиссии судья Питер Мак-Клеллан спросил его, почему записи были уничтожены. «Ну, наверное, потому, что мы не хотим, чтобы они попали не в те руки, чтобы другие нашли и просмотрели их», — заявил сегодня г-н Хорли. Судья Мак-Клеллан: «Что такое „не в те руки“»? Г-н Хорли: «Ну, мы не хотим, чтобы наши жены знали о наших делах, о том, с чем нам приходится иметь дело. Мы не хотим, чтобы эта информация попалась на глаза другим людям в собрании». Он отрицал, что старейшины хотели сохранить такие подробности в тайне. Комиссия услышала, что Свидетели Иеговы — это «строго контролируемая, ограниченная правилами организация, которая стремится держать своих членов в относительной изоляции от остального общества», что женщины должны повиноваться власти мужей, а детей учат повиноваться родителям. Ранее королевская комиссия услышала, что организация Свидетелей Иеговы неоднократно назначала педофилов на руководящие должности и не сообщила полиции ни об одном случае насилия над малолетними.
Теперь старейшинам организации могут быть предъявлены уголовные обвинения в сокрытии серьезных преступлений и недонесении о сексуальных преступлений против малолетних, заявил адвокат Ангус Стюарт, помогающий в работе комиссии. У организации нет страховки на случай насилия над малолетними, а головная структура, Сторожевая Башня Австралии, в 2008 году рассматривала возможность создания отдельного юридического лица с целью минимизировать юридическую ответственность, сказал г-н Стюарт. Как было сообщено заседающей в Сиднее комиссии, один старейшина организации, совершавший развратные действия в отношении всех четырех своих дочерей, был «лишен общения» не за свои преступления, но за «не связанные с этим распущенность и лживость». Одна из дочерей представит доказательства того, что ей и ее отцу пришлось пройти собеседование с тремя старейшинами организации, и старейшины заставили ее почувствовать себя виноватой. Отец обвинил дочь в том, что она его соблазнила. В 2004 году отец был осужден и приговорен к тюремному заключению за развратные действия и попытку изнасилования. Как заявил г-н Стюарт, архивы самой организации свидетельствуют о том, что с 1950 года против членов организации было выдвинуто 1006 обвинений в насилии над малолетними, но Свидетели Иеговы разбирались с ними с помощью «библейских стандартов», а не полиции. По словам г-на Стюарта, они принимали слова жертв на веру лишь в тех случаях, когда обвиняемый признавал свою вину, или находились два «надежных» свидетеля, — вот только свидетелем сексуального насилия редко бывает кто-то кроме насильника и его жертвы. «Будут представлены доказательства того, что, как полагает организация Свидетелей Иеговы, любящие и заботливые родители — лучшая защита от насилия над детьми», — сказал г-н Стюарт. По его словам, организация верит, что конец света близок. «Будут представлены документы, которые показывают, что, согласно убеждениям Свидетелей Иеговы, единственный способ полностью положить конец насилию над детьми — это, как они выражаются, „принять Царство Бога под властью Христа“ и „любить Бога всем своим сердцем и ближнего своего как самого себя“, чтобы, когда придет конец, обрести спасение», — сказал г-н Стюарт. Организация насчитывает 817 собраний по всей Австралии и 86 тысяч членов — на 29% больше, чем в 1990 году. Разбирается с обвинениями в сексуальном насилии, она назначает двух старейшин, которые беседуют с жертвой и предполагаемым насильником, но не могут предпринять никаких шагов, пока вина не доказана в соответствии с библейскими стандартами. Если старейшины полагают, что доказательства есть, они могут создать судебный комитет, чтобы определить, «прежде всего, виноват ли человек в нарушении Божьих законов и, во-вторых, искренно ли покаяние человека», — говорит г-н Стюарт. За последние 65 лет требование двух или более свидетелей сексуального насилия над детьми не позволило судебному комитету рассмотреть по крайней мере 125 обвинений в сексуальном насилии. С 1950 года общения лишили 401 предполагаемого растлителя малолетних, 78 из них — неоднократно. Еще 190 человек получили «замечание», 11 из них — неоднократно. Это менее серьезное наказание, которое позволяет насильнику остаться в организации. В то же время, 28 предполагаемых насильников были назначены на руководящие посты, а из 127 предполагаемых насильников, снятых с должностей, 16 получили новые назначения. Слушания начнутся через две недели. — Daily Telegraph, 27.07.2015 Королевская комиссия по вопросу сексуального насилия над малолетними: бывшие Свидетели Иеговы свидетельствуют о насилии со стороны бывшего старейшины организации
Жертва насилия и бывший Свидетель Иеговы подробно рассказала, как ее растлил отец, бывший старейшина организации на севере Квинсленда. Во время слушаний в Сиднее Королевской комиссии по вопросам организованного противодействия сексуальному насилию над малолетними были представлены свидетельства, что организация Свидетелей Иеговы не передавала полиции ни одну жалобу, касающуюся начилия над малолетними. 43-летняя свидетельница, скрывающаяся под инициалами BCG, сообщила комиссии, что она рассказала руководству организации о насилии, которому подверглась она и трое ее сестер, но к ее словам отнеслись пренебрежительно. «Мне показалось таким несправедливым, что насилие со стороны отца причинило мне такие страдания, но даже не было преступлением в глазах Свидетелей Иеговы, утверждавших, что они действуют со властью Иеговы и Святого Духа, которая якобы выше австралийских законов», — говорит она. BCG также сообщила комиссии, что процедура разбирательства, предлагаемые организацией Свидетелей Иеговы прискорбно несостоятельны. BCG рассказала, что руководители церкви допросили ее на собрании комитета. Она рассказала, что много лет спустя, наконец, обратилась в полицию, и что ее отец, в конце концов, после трех судебных исков, был осужден. «Светский суд был легким в сравнении с тем, через что мне пришлось пройти со старейшинами во время собраний комитета. Во всяком случае, суд допрашивал свидетелей, руководствуясь какими-то правилами, — сказала она. — Свидетели Иеговы могут делать и инсинуировать все, что им заблагорассудится, и у жертв нет никакой защиты». Сегодня утром председатель комиссии судья Питер Мак-Клеллан допросил старейшину организации Дага Джексона по поводу обращения с другой свидетельницей, скрывающейся под инициалами BCB. «Г-н Джексон, из ее показаний явствует, что эти события причинили ей сильные страдания. Вы согласны?» — спросил он. «Я бы сказал, да», — ответил г-н Джексон. «Также явствует, что разбирательство, в котором Вы принимали участие, нанесло ей дополнительную травму. Вы это понимаете?» — спросил судья Мак-Клеллан. «Я понимаю это, но не думаю, что в то время я до такой степени это сознавал», — ответил г-н Джексон. BCG сообщила комиссии, что дети в организации Свидетелей Иеговы по-прежнему беззащитны, тем более что членов организации отговаривают обращаться в полицию. «По моему опыту, нынешние правила организации по-прежнему отдают предпочтение педофилам и даже защищают их». — ABC News, 28.07.2015
Почему я никогда не вернусь в мормонскую церковь Я сидела в машине на стоянке в г. Пальмира, штат Нью-Йорк, и слушала, как какой-то человек выкрикивал в мегафон обвинения в адрес мормонов. Он кричал несколько часов, с вечера до ночи, поскольку в городе проходил театрализованный праздник Hill Cumorah Pageant, который ежегодно устраивает Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Это ежегодное представление — большой и яркий спектакль с фейерверками и драматически разыгрываемыми батальными сценами. И каждый год съезжающихся последователей церкви СПД с таким же энтузиазмом встречают противники мормонизма, многие из которых исповедуют евангелическое христианство, почти с такой же горячностью пытающиеся убедить людей, что мормонизм — это ложь. Я услышала, как человек с мегафоном прокричал: «С чего бы Богу являться деревенскому мальчику с извращенной фантазией? Человеку, который перевел книгу с помощью магического камня? Человеку, которому не исполнилось еще и 37 лет, как он уже был женат на 40 женщинах?» Внезапно я встрепенулась. Где-то в своих наполненных ненавистью выкриках человек с микрофоном ткнул в больное место — в спорный вопрос, который вызывает тихие волнения в мормонском сообществе. Я вылезла из машины и направилась к нему. Я хорошо знаю сценарий Hill Cumorah Pageant, потому что когда-то была мормонкой. Я выросла в семье мормонов и прошла все этапы воцерковления, изо всех сил стараясь верить и быть хорошим человеком по меркам мормонизма, но в подростковом возрасте моя вера рассыпалась на части. В конце концов я покинула мормонскую церковь, но так и не избавилась от ее влияния окончательно, потому что моя семья все еще остается ее последователями. Я вновь приехала на представление по конкретной причине: мне хотелось вспомнить тот страх, в атмосфере которого я выросла. Ребенком я приезжала сюда с семьей. Мы расстилали на траве одеяла, и я завороженно наблюдала за тем, как истории из Книги Мормона, которые мы изучали в воскресной школе, оживали перед моими глазами. Потом, когда праздник заканчивался, и мы возвращались к машине, шагая по мягкому газону, мы проходили мимо людей с отрешенными лицами, которые протягивали нам листки бумаги. Отец строго-настрого запрещал нам их брать. Проходя мимо этих людей, я от страха старалась на них не смотреть. Это были «антимормоны», о которых я столько слышала. В их листовках не было ничего, кроме самой мерзкой лжи, и они были наполнены уловками сатаны, который пытался увести нас прочь от единственной истинной церкви, — чтобы понять это, мне не было нужды заглядывать в листовки. Когда я покинула мормонскую церковь, мне пришлось взглянуть в лицо тому факту, что я стала одной из тех, кого когда-то боялась, и кого мои родные и друзья боятся до сих пор. В мои детские годы единственным положением веры, которое не подлежало сомнению, было то, что «церковь СПД истинна», — фраза, которую мы постоянно повторяли и вокруг которой выстраивали все свои жизненные позиции, мысли и поступки. И потому, если кто-то чувствовал то же, что и я, этому было единственное объяснение: он был исполнен гордыни, обманут сатаной или хотел согрешить. Когда я ушла, люди пытались объяснить это моими личными обстоятельствами и задавали мне вопросы до тех пор, пока не находили то, что позволило бы им поместить меня в одну из этих уютных категорий. Очевидно, что я больше не вписывалась в их компанию. Когда я впервые приехала на стоянку гостевого центра рядом с горой Кумора, дежурный служитель бросил мимолетный взгляд на мое платье без рукавов, на кофейный стаканчик в моей машине (кофе в церкви СПД запрещено) и ненавязчиво объяснил мне религиозную сущность окрестных достопримечательностей. Когда я беседовала с актерами, которые бродили вокруг и заговаривали со зрителями, они тоже принимали меня за интересующуюся гостью. Я их не разубеждала. В конце концов, я оделась так намеренно — мое платье ясно свидетельствовало, что я не ношу храмовую одежду (магическое мормонской белье, „пижаму Иисуса“), которую должны носить верные взрослые мормоны. Когда меня спрашивали, бывала ли я на представлении прежде, или знаю ли я что-нибудь о религии мормонов, я отвечала отрицательно, потому что не хотела испытывать боль, объясняя, что давно покинула церковь. Актеры в ярких костюмах вкладывали мне в руку религиозные брошюры. Две миссионерки в длинных, стелющихся по земле платьях и с бейджами на груди вручили мне Книгу Мормона, со слезами на глазах засвидетельствовав мне, что их церковь — единственная истинная.
Мне не нравилось врать, но я знала, что иначе нельзя: я больше не могла притворяться мормонкой и по многолетнему опыту знала, что рассказывать правду о своем мормонском прошлом будет очень больно. Не быть мормоном — одно дело, у тебя все еще есть время найти единственную истинную церковь. Но если ты бывший мормон это означает, что ты нашел единственную истинную церковь и отверг ее. Я нашла стул и села, разглядывая толпу людей, примерно треть из которых составляли актеры в костюмах. Казалось, что 650 актеров (все добровольцы) примерно равны по численности зрителям. Все актеры были облачены в странное сочетание древнееврейских и индейских костюмов. Они должны были изображать ту версию истории, в которой предками американской цивилизации были евреи, хотя у костюмеров практически нет никаких исторических данных, на которых можно было бы построить дизайн костюмов. Мне было интересно, что случилось бы, заговори я о спорных аспектах мормонской религии — тех неприятных крупицах правды, которые я, будучи верной мормонкой, отбрасывала, считая сатанинскими нападками на мормонскую церковь. Такие моменты, как то, что Иосиф Смит, которого меня с детства учили почитать как пророка Божьего, имел привычку сочетаться браком с чужими женами и девочками-подростками. Тот факт, что Книга Мормона описывает цивилизации — якобы потомков переселенцев из Иерусалима, — которые якобы существовали в Америке, в пользу чего нет ни археологических, ни генетических подтверждений. Тот факт, что Иосиф Смит составил множество противоречивых описаний Первого Видения, которое считается краеугольным камнем мормонской религии. В последние несколько лет руководство мормонов без шума публиковало письма, составленные в тщательно выбранных выражениях, в которых давало пояснения относительно этих неудобных фактов. Эти письма должны выглядеть как правдоподобное отрицание, они представляют вышеупомянутые факты в историю об испытаниях веры, но факты от этого никуда не исчезают. Они по-прежнему испытывают веру на прочность. По моим ощущениям, основанным на молчании, которым, по всей видимости, окружены эти письма, большинство мормонов либо о них не знают, либо изо всех сил стараются о них много не думать. Мне было интересно, что случилось бы, начни я задавать вопросы, но мне также вспомнилась странная привычка пропускать вещи мимо ушей, которую я усвоила, когда росла среди мормонов, — привычка, которая еще долго преследовала меня после ухода из церкви. Она вынуждала меня без долгих слов пропускать мимо ушей большинство странных слухов, доходивших до меня от посторонних. Что посторонние могли знать о мормонизме такое, чего не знала я? Я отмахивалась от рассказов о тайных рукопожатиях как от мифа (на самом деле, это правда — просто я так и не прошла храмовую церемонию, а потому не научилась рукопожатиям). Я с пеной у рта отрицала безумные слухи о кровных клятвах (к сожалению, они тоже присутствовали в храмовой церемонии — по крайней мере, до 1990 года). Когда я впервые прочел книгу Джона Кракауэра Under The Banner of Heaven («Под стягом небесным»), я пропустил исторический раздел и полностью пропустила мимо ушей упоминание о многоженстве Иосифа Смита и богословской основе многоженства. Смотря эпизод мультфильма «Южный парк» о мормонах, я подумала, что сцена, в которой Иосиф Смит опускает лицо в шляпу, чтобы перевести Книгу Мормона, — эта пародия, выходящая за все рамки приличия (но нет, это тоже правда). А потому, сидя на празднике, я пыталась примирить друг с другом две части самой себя: ту часть, которая знала правду, которая руководствовалась логикой, и ту часть, которая столько лет упорно цеплялась за непоколебимую веру. Я вспомнила об этом, когда супружеская пара средних лет из штата Юта подошла, чтобы заговорить со мной. Муж носил желтый головной убор и фальшивую бороду, а на голове жены был красный тюрбан, с передней части которого свисали позвякивающие металлические подвески, — наверное, это должно было изображать собой моду «евреев, который создали древнюю американскую цивилизацию». «Много ли Вам известно о Книге Мормона?» — спросила жена. «Мои знания о мормонах по большей части взяты из „Южного парка“», — ответила я, надеясь, что моя улыбка сойдет за очаровательную глупость. Выражение их лиц не изменилось. Потом на лице Джеффа отразилось понимание. «А, тот мультфильм, — сказал муж. — Не беспокойтесь, мы не обижаемся». Он говорил медленно, и в его словах звучала деланная жизнерадостность. И я снова отступила. Я уже много раз ходила этим путем. Я могла бы продолжать. Могла бы повторять шутки из „Южного парка“ и отпускать привычные пошлости, но я приехала туда не для того, чтобы спорить с кем-то или кого-то оскорблять. Разговор продолжился. Я вежливо слушала, пытаясь изображать на лице улыбку, пока они пересказывали хорошо знакомые мне истории из Книги Мормона. Лара сказала, что мне нужно прислушиваться к своим ощущениям, когдя я буду смотреть представление. По ее словам прислушиваться к Святому Духу сродни научному эксперименту. «Это проверка, — сказала она. — Словно ты проверяешь...» — и замялась, подбирая нужное слово. «Словно ты проверяешь гипотезу?» — спросила я. Я вспомнила, что рассказала одному из актеров о том, что изучала естественные науки. Наверное, Джеффу и Ларе сказали, что блондинка, которая сидит в одиночестве, — это интересующийся посетитель, имеющий естественнонаучную подготовку. Но Джефф и Лара были мне симпатичны, хотя их старания и выглядели подозрительно. Это были люди моего детства. Я знаю их, понимаю их и люблю их, хотя больше не принадлежу к их числу. А потом, когда солнце село, и небо потемнело, холм ожил красками и шумом спектакля. Это был все тот же спектакль моего детства, сценарий и реквизит почти в точности соответствовали моим детским воспоминаниям. Серые декорации, которые днем выглядели чужеродными на фоне крутого склона холма, превратились в старомодный библейский город, освещенный разноцветными огнями. Актеры в костюмах, которые ранее бродили вокруг, пытаясь меня обратить, столпились на сцене. Этот спектакль воспроизводит историю, рассказанную в Книге Мормона. Актер, изображавший мормонского пророка Легия, а в реальной жизни бывший секретарем суда, выкрикивал в адрес Иерусалима обещания адского огня и проклятия. Потом он покинул Иерусалим, отправившись с семьей на корабле в Америку. Оказавшись в Америке, дети Легия разделились на кланы — «хороших» нефицев и «плохих» ламанийцев. Появились еще пророки — все они, как и Легий, говорили, словно брюзгливые старики, выкрикивая в пространство обещания вечного проклятия. Появился Иисус в компании ангелов с трубами. Актеры разыгрывали масштабные битвы, их металлические мечи сверкали в разноцветных лучах прожекторов. А когда спектакль завершился последней битвой, и пророк закопал летопись своего народа на холме Кумора, в последней сцене Иосиф Смит выкопал этот документ и перевел его. История была выдержана в черно-белой гамме: все плохие люди плохие, все хорошие люди хорошие. Шум и цвет были запредельными: вероятно, режиссер был одержим пиротехникой, а языки пламени взвивались над сценой при любой возможности. Пламя освещало Иисуса на кресте и вспыхивало, когда Легий проповедовал адское пламя и осуждение. Еретик во мне сочувствовал «плохим», потому что «хорошие» были слишком надменны, а их пророки — злы и вечно раздражены. И вот шум и пышность праздника закончились, и я сижу в своей машине, слушая, как человек с мегафоном выкрикивает обвинения в адрес мормонов. В его словах были крупицы правды — Иосиф действительно переводил Книгу Мормона с помощью книги, у Иосифа было много жен, — которые я, будучи мормонкой, научилась отрицать без тени сомнения. Когда я была мормонкой, серых зон не существовало. Я вышла из машины и подошла к протестующим. К этому моменту человек с мегафоном уже умолк и беседовал с кем-то, поэтому я заговорила со стоявшим рядом с ним подростком. Подросток был дюжий и белокурый и выглядел старше своих лет — по моей оценке, ему было лет 12-13. Я начала расспрашивать его, зачем он здесь. Он рассказал, что находится на домашнем обучении и ездит с родителями по всей стране, пикетируя разные мероприятия. Когда он показал на белый микроавтобус, в котором путешествует его семья, мое сердце взорвалось сочувствием. Он был слишком молод: сейчас он учился бояться меня так же, как когда-то я боялась его. Потом подошла женщина — судя по всему, его мать. Она представилась как Стефани. «Вы мормонка?» — спросила она. «Нет», — честно ответила я. Я рассказала, что я писатель, что у меня поблизости живут двоюродные родственники, что я хочу написать о празднике, — все это была правда. Но когда она начала задавать вопросы о моих убеждениях, я начала уходить от ответов. Я решила, что Стефани, убежденная христианка, будет так же оскорблена моим агностицизмом, как мормоны оскорбились бы, узнав, что я бывшая мормонка. Когда я рассказала Стефани, что слежу за дискуссиями по поводу истории мормонов, она отреагировала быстро и четко. «Будьте осторожны, — сказала она, жестикулируя. — Не знаю, в чем тут дело, но в мормонах есть что-то привлекательное». Вот и оно: страх, который долго мучил и меня. Будучи мормонкой, я боялась внешнего мира. Когда я ушла из церкви, мой страх превратился в кошмары, в которых я возвращалась туда. И хотя мои личность и темперамент никогда не подходили для мормонизма, мне все-таки разбивало сердце осознание, что мне никогда не вернуться. И потому еще много лет после ухода я боялась, что мне придется заставить себе втиснуться в предписанные мне болезненно узкие рамки. Оглядываясь вокруг на христианских активистов с охрипшими после целого вечера криков голосами, стоя на опустевшей сцене спектакля, основанного на упрощенных историях, не имеющих основания в физической реальности, я чувствовала себя совершенно чужой для всех. Поэтому я вернулась в машину и уехала, вернувшись в жизнь полутонов, которую я для себя создала. — VICE, 22.07.2015
Задолго до Ксену: подлинная история происхождения Саентологии, рассказанная ее бывшим членом
Сегодня мы приготовили для вас настоящий сюоприз. Дерек Блох обратил внимание на то, что саентологическую историю о «Ксену», ставшую знаменитой благодаря мультфильму «Южный парк» в 2005 году и вновь озвученную в этом году в фильме Алекса Гибни Going Clear, часто называют «историей происхождения» Саентологии. Это попросту не так. Инцидент с Ксену, в результате которого столь многие существа были доставлены на Землю и здесь превратились в пар, произошел всего каких-то 75 миллионов лет назад. Однако основатель Саентологии Л. Рон Хаббард утверждал, что история самой Вселенной насчитывает 4 квадриллиона лет, и что она была сотворена «заскучавшими» тэтанами, игравшими в какаую-то игру. Дерек, давний соавтор блога Underground Bunker, написал эссе, в котором рассказал о том, как ему объясняли происхождение Вселенной, и изложил представления о космосе, которые усвоил, будучи членом организации. И вот перед нами всеобъемлющая и глобальная цель Саентологии, которую редко излагают в таких подробностях. Мы надеемся, вы сочтете ее такой же увлекательной, как и мы, — и нам действительно хотелось бы услышать от бывших членов организации, сколько много из этого им было известно, пока они продвигались по мосту к полной свободе. Для посторонних Ксену — самый известный саентологический персонаж. Сагу о нем часто называют «историей происхождения» организации — сродни библейской книге Бытия. Но, как всегда бывает с Саентологией, все обстоит иначе, чем кажется. Задолго до того, как Ксену решил превратить Землю в тюрьму для всех, кто, по его мнению, мог взбунтоваться против него, существовали бестелесные энергии, плававшие во вселенской пустоте. В книге под названием The Factors (1953) основатель Саентологии Л. Рон Хаббард описывает возникновение «тэты», или энергии, которая, согласно саентологическим писаниям, творит саму жизнь. «В начале было решение, и решение было быть», — пишет он. С того момента эта жизненная энергия начала быть, но вокруг не было ничего. Со временем ей захотелось того, на что можно посмотреть, поэтому она сформировала перспективу, тем самым создав измерение. Каким-то образом существовали и другие формы жизни — они тоже начали формировать свои перспективы. Обнаружив существование друг друга, они решили сотрудничать как комитет и создать вселенную, именуемую «Вселенной Тэта». Заскучав, они создали «Вселенную МЭПВ», где МЭПВ означает «материя, энергия, пространство, время». Вселенная МЭПВ — это и есть вселенная, в которой мы сегодня живем. Однажды этот комитет начал вызывать к себе людей и без всяких объяснений отправлять их в ссылку во вселенную МЭПВ. Изгнанные тэтаны, которым было слишком стыдно сопротивляться, подчинились этому решению и ушли. Однако в изгнании им стало скучно. Поэтому они начали создавать жизнь на планетах и заставляли сотворенные ими тела воевать с другими телами, сотворенными другими тэтанами (Philadelphia Doctorate Course, Lecture 40: Game/Goals). Расстроенные поражениями, некоторые тетаны научили свои тела, как захватить в плен других тэтанов, но не поняли, что тем самым научили свои тела, как захватить в плен самих себя. В некоторых случаях плотские тела воспротивились, но в других случаях и те, и другие тэтаны оказались в ловушке (History of Man, 1952). Для того, чтобы ловить тэтанов в ловушку, использовались разные методы, но их общим знаменателем было любопытство. Внимание тэтана привлекал некий столб, излучавший какую-то энергию, и тэтан прилипал к нему. Или же тэтан оказывался в коробке, пытаясь понять, кто находится в ней. Ловушки использовали энергетические лучи, исходившие от тэтанов. Эти лучи содержат особую волну, с помощью которой взаимодействуют с объектами материальной вселенной (Philadelphia Doctorate Course, Lecture 32: Flows, Dispersals; Lecture 33: Anatomy of the Genetic Entity.) И хотя самого тэтана поймать в ловушку нельзя, для этого можно воспользоваться энергией, с помощью которой он взаимодействует со вселенной. Потерпев поражение, тэтаны отождествили себя с телами, которые сотворили, — роботами, куклами, насекомыми и плотскими телами. Тела кукол и есть те «серые человечки», о которых все говорят. Со временем тэтаны обнаружили, что плотские тела имели преимущество перед другими видами тел, потому что были способны испытывать телесные удовольствия. Именно ради физических удовольствий тэтаны со временем оказались в плену плотских тел — ведь им это так нравилось (Philadelphia Doctorate Course, Lecture 9: Anatomy of Processing – Energy, Phenomena/Sensation). Со временем эти люди создали общество в галактике Млечного пути, но гораздо ближе к центру галактики, чем мы. От этого общества произошли мы. Наша солнечная система впервые привлекла внимание того общества, когда их флот вторжения обнаружил на одной из планет необходимые им минералы. Они разрушили планету, чтобы извлечь эти минералы (из обломков планеты возник пояс астероидов). Они также создали на Марсе торговую станцию. Впоследствии Ксену призвал всех артистов и преступников для налогового отчета, заморозил их и поместил в космический корабль, по виду напоминавший самолет DC-8, чтобы прислать их на Землю. Он начисто стер их память об истории и имплантировал им воспоминания разных религий. Эта имплантация была совершена с помощью психиатров, благодаря которым Ксену держит общество под своим контролем. Однако он понимал, что такое решение неокончательно, потому что со временем воспоминания размываются. Поэтому он уничтожил атмосферу Марса и убил всех жителей планеты, а потом создал там станцию имплантации, куда возвращаются все бестелесные души. Еще одна такая станция была размещена на Венере, а третья — в Африке (лекция Role of Earth, 1952). Потом он загрузил всех замороженных людей в жерла вулканов и подорвал их с помощью ядерных зарядов. Солнечную систему он окружил экраном, чтобы никто не мог сбежать, и чтобы сигналы извне не могли нас достичь. Существует система буев, которые активируются, если кто-то покидает солнечную систему без разрешения. Если буй сработает, Ксену вернется и снова уничтожит планету, заставив нас все начать сначала. Тэтаны, отправленные для имплантации на Венеру, вернулись обратно в длинных трубах в женские тела, а тэтаны, прошедшие имплантацию на Марсе, были отправлены в мужские тела. ОРТЕГА: Постой, Дерек! Ты хочешь сказать, что Хаббард утверждал, что мужчины — с Марса, а женщины — с Венеры, еще за сорок лет до того, как в 1992 году Джон Грей опубликовал свой бестселлер по популярной психологии? ДЕРЕК: Вот, что Хаббард пишет в книге History of Man: «Для большинства зоной явки был Марс. Некоторые женщины являются на станции (имплантационные) в других местах Солнечной системы. Есть отдельные инциденты о станциях явки на Земле. Станции явки защищены экранами. Последняя марсианская станция явки на Земле была Пиренеях». Итак, Хаббард говорит, что «некоторые женщины» прибывают на другую станцию, а единственная станция за пределами Земли — Венера. ОРТЕГА: Эй, да это очень смешная находка! Мы этого точно не замечали. Окей, что ж, мы понимаем, откуда взялось это толкование. Хаббард поистине упустил свое призвание к популярной психологии. Он мог бы немало заработать, если бы только развил эту идею немного дальше. Так или иначе, ты говорил... ДЕРЕК: ОТ, «оперирующие тэтаны», т. е. саентологи, достигшие высшего уровня курсов, предлагаемых организацией, якобы способны видеть эти трубы, тянущиеся из атмосферы в больницы (Have You Lived Before This Life? 1960). Тем временем, когда наша технология развилась, инопланетян из-за пределов солнечной системы послали, чтобы вмешаться в дела нашего правительства и подтолкнуть нас к втягиванию в тотальную ядерную войну, чего боится каждый саентолог. По мере того, как мы достигаем все более высоких уровней технологического развития, наши импланты, внедренные Ксену, со временем заставят нас уничтожать друг друга. В какой-то момент после того, как Ксену поместил нас сюда, флот захватчиков, именуемый Пятым флотом вторжения, прибыл, чтобы перехватить операцию по добыче полезных ископаемых в поясе астероидов. Но захватчики не знали, что солнечная система отгорожена от остальной галактики экраном. Они потерпели поражение и тоже оказались в плену на Земле, как и мы. Собственно, Луна — это космическая станция, которую они с собой привезли. Плотские тела, в которых мы оказались на земле, обладают разумом, приспособленным для более примитивных форм жизни, нежели наши. Он называется «реактивным умом» и сохраняет травматические переживания, так что, стоит человеку оказаться в аналогичной опасности, реактивный ум берет верх и приказывает человеку избежать этой ситуации. Когда тэтаны завладели этими телами, они решили, что, подчинившись реактивному уму, смогут легко избавиться от полного веса болезненных ощущений. Слишком поздно они обнаружили, что, если в состав воспоминаний, хранящихся в реактивном уме, войдут слова и понимание языка, это может оказать долгосрочное пагубное физическое воздействие на тело, в котором обитает тэтан, в зависимости от того, как этот реактивный ум интерпретирует слова. Саентологи убеждены, что они торопятся отклировать планету раньше, чем наша технология станет слишком развитой, и наши импланты включатся и заставят нас уничтожить себя. Тогда мы все по-прежнему будем в ловушке, пока земля не обновится и вновь не разовьются тела, в которые мы сможем вселиться. К счастью, мы сможем найти хранилища, построенные саентологической «Церковью Духовной Технологии» в штатах Калифорния, Нью-Мексико и Вайоминг, в которых хранятся саентологические писания. В этих писаниях изложен единственный известный способ удалить слои травматических воспоминаний, избавиться от реактивного ума, затем удалить импланты и тэтаны тела, что позволит каждому из нас вернуться к естественному образу жизни в качестве тэтанов, сотворивших эту вселенную. Первый шаг заключается в том, чтобы усвоить правильный подход к изучению материалов, позволяющих преодолеть разрыв между жизнью простого смертного и полной свободой. Это называется «технологией обучения». Потом из тела, в котором человек обитает, должны быть удалены остатки наркотиков, затем его внимание должно быть отвлечено от прошлого, чтобы он смог легко сконцентрироваться на сегодняшнем дне. Далее следуют несколько процессов, которые избавляют человека от неспособности обсуждать те или иные вещи, от текущих проблем, заполняющих его мир, от прошлых преступлений, которые заставляют его чувствовать вину, от несогласия, которое вызывает огорчение, а также от того, что он использует, чтобы внушать другим чувство вины, — например, от физической ущербности или вреда, который ему причинили в прошлом другие. Далее устраняется реактивный ум и человек переходит к удалению имплантов и тэтанов тела. Это единственная последовательность шагов, которая приведет человека от порабощения материальной вселенной к тому, чтобы вновь стать самим собой. Именно это ты узнаешь, прочитав сотни книг Хаббарда. Что еще важнее, именно ради защиты этого учения люди отрекаются от своих близких. Саентологи убеждены, что это их единственный шанс вырваться из процесса превращения в те плотские тела, которыми мы сегодня обладаем, длящегося триллионы лет. На чаше весов — весь их мир. Именно в это я верил 20 лет своей жизни, и отказаться от этих убеждений было страшнее всего, что я когда-либо делал. — The Underground Bunker, 24.07.2015
Эволюция современного сатанизма в Соединенных Штатах
В прошедшие выходные сотни приверженцев и зевак собрались в складе в г. Детройт, чтобы присутствовать на открытии статуи, воздвигнутой в честь Храма Сатаны. Как рассказала журналистам Time организатор мероприятия Джекс Блэкмор, Храм Сатаны — не совсем религиозная организация, но, скорее, группа людей, которая ставит на первое место человеческую логику. Одно из значений памятника, добавила Блэкмор, заключается в том, чтобы отметить «примирение противоположностей» — особенно на фоне памятников других религий, которые открыты взорам всех. Но хотя новая статуя вновь привлекла внимание к сатанинскому храму, у сатанизма есть давняя история.
В начале 1970-х интерес к оккультизму в американской культуре настолько велик, что Time посвятил этой теме передовицу, и значительная ее часть была посвящена сатанизму. Как говорилось в статье идея «дьявола» имеет очень древние корни, более древние, чем новозаветный образ сатаны. Первые дни христианства стали свидетелями возникновения богословского учения о сатане и роста его участия и власти в религиозных преданиях. Повествования, не входящие в библейский канон, расширили это описание еще больше; к XIII столетию сатану уже считали достаточно могущественным (и популярным), чтобы он удостоить его осуждения. «Некоторые конфессии [в эпоху инквизиции], вероятно, были движимы чистой непокорностью: столкнувшись с правящей верхушкой, освященной церковью, недовольные крестьяне последовали за единственным известным им образом бунта, сатаной, — писал Time. — Сатанинский мессия становился особенно привлекателен во времена отчаяния, такие как период академии, известной как Черная Смерть. Настоящий или воображаемый, договор с диаволом мог быть последней слабой надеждой на безопасность в мире, который пришел в расстройство». Возможно, именно по этой причине усилия христианской церкви искоренить сатанизм были не вполне успешны. Французская аристократия эпохи Людовика XIV щекотала себе нервы сказками о демонических ритуалах, и еще один всплеск интереса пришелся на чопорную Викторианскую эпоху.
Однако существование сатанистов как организованной публичной группы в Соединенных Штатах — гораздо более новый феномен, истоки которого в значительной степени восходят к одному-единственному человеку, Антону Шандору Ла-Вею, автору изданной в 1969 году «Сатанинской библии». В 1966 году Ла-Вей основал в Сан-Франциско Церковь Сатаны. Как разъяснял в 1972 году журнал Time, организация Ла-Вея не имела ничего общего со страшным сатанизмом, порожденным религиозным воображением:
Хотя в 1960-х и 1970-х появилось еще несколько идей, именуемых сатанизмом — от действительно религиозных верований до учения, призванного оправдать преступные замыслы, — Церковь Сатаны не исчезла. В 1978 году Армия США даже включила эту группу в руководство «Религиозные требования и обычаи», который был выдан сотням армейских капелланов. (Журнал Time упоминал, что, как говорилось в руководстве, последователям Церкви Сатаны могут понадобиться «свечи, колокол, чаща, эликсир, меч, гонг, пергамент и „модель фаллоса“», однако капелланы не обязаны предоставлять им эти предметы.) Хотя Ла-Вей умер в 1997 году, основанная им организация продолжает существовать без него. Та разновидность сатанизма, которая предстала взорам в Детройте, — иного сорта. Это политический сатанизм, относительно недавнее изобретение. Активисты из Детройта — приверженцы Храма Сатаны, нью-йоркской группы, которая в последние годы упорно предлагала альтернативы более традиционным проявлениям религиозности. Храм Сатаны рассматривает сатану как метафору в духе «Потерянного рая», которая олицетворяет скептицизм и способность противостоять власти. В 2013 году представитель Церкви Сатаны рассказал журналу Time для статьи, подчеркивающей различия между двумя группами, что более молодая организация занимается «политическими акциями» и «передрала» свою философию у более традиционной группы. Тем временем, Храм Сатаны заявил, что его цель — в тех случаях, когда религия проникает в общественную жизнь, «удостовериться, что их точка зрения тоже представлена». Если количество людей, посетивших акцию в Детройте, что-либо доказывает, то они преуспели. Тот факт, что существуют две организации, называющие себя сатанинскими, но преследующие разные цели, свидетельствует о справедливости мысли, которую высказал Джон Кинкейд, в 1970-х годах занимавший пост руководителя отдела информации Церкви Сатаны: интерес тайнам и бунту может принимать разные формы, однако он не подвластен времени. «Потребность верить, — писал он в журнале Time в 1974 году, — в нашу так называемую просвещенную эпоху является таким же важным фактором, как и всегда». — Time, 27.07.2015
Стэнфордский тюремный эксперимент: насколько точен фильм? В августе 1971 года в подвале Джордан-Холла в Стэнфордском университете студенты мужского пола подвергали друг друга психологическому насилию, лишению сна и сексуальным унижениям. Это был не какой-то отвратительный обряд посвящения в студенты, но одобренное университетом исследование поведения человека в тюрьме, которое проходило под руководством 38-летнего профессора Филипа Зимбардо с факультета психологии. С тех пор Стэнфордский тюремный эксперимент стал знаменитым (возможно, печально знаменитым) и рассматривается как либо опасное проявление академического высокомерия, либо революционная демонстрация природы зла. За прошедшие годы результаты эксперимента пытались применять к самым разным ситуациям — от школьного насилия до наций, погрязших в войнах и геноциде. В пятницу в Сан-Франциско открывается показ полнометражного фильма The Stanford Prison Experiment, и это может подлить масла в огонь споров об уроках давнего эксперимента — особенно в свете призывов президента Обамы к реформированию тюремной системы и новой волны возмущения злоупотреблениями власти со стороны силовых структур. Критики, включая ряд психологов и некоторых участников, по-прежнему оспаривают валидность эксперимента, который, как настаивает Зимбардо, свидетельствует о том, что динамика некоторых ситуаций может привести к тому, что обычные люди начнут совершать дурные поступки. Критики также обвиняют Зимбардо в том, что он сам увлекся экспериментом и не прекратил проявления жестокости, пока его не образумила коллега и будущая супруга Кристина Маслач.
Зимбардо, чья профессиональная известность в значительной мере связана с этим исследованием, признает недостатки эксперимента, но по-прежнему уверен в справедливости своих выводов. Беседуя с журналистами в кафе в Сан-Франциско, бывший профессор Стэнфорда говорит, что новый фильм представляет собой спокойную и точную реконструкцию эксперимента. Теперь ему 82 года, но он по-прежнему носит свою знаменитую черную бородку. Мягким, дружелюбным голосом, в котором едва заметны следы его детства, проведенного в Южном Бронксе, Зимбардо отмечает, что фильм не оставляет его без упреков. Это заметно в одной сцене, которая особенно «врезалась» ему в память: когда его экранный двойник, которого играет Билли Крудап, настолько увлекается авторитарным мышлением, что пропускает мимо ушей слова матери, которая жалуется, что сын, к которому она пришла с посещением, выглядит ужасно. «Без раздумий я поворачиваюсь к ее мужу и спрашиваю: „Как Вы думаете, Ваш мальчик справится? Вы думаете, он достаточно крепок?» Тем же вечером студент пережил нервный срыв и был вынужден покинуть эксперимент, вспоминает Зимбардо, едва ли не содрогаясь при этом воспоминании. В своей книге The Lucifer Effect («Эффект Люцифера») Зимбардо сосредотачивается на связи своего исследования с бесчеловечными порядками в тюрьмах США и говорит, что оно проливает свет на системные факторы, которые привели к издевательствам американских солдат над заключенными в тюрьме Абу Грэйб. «Абу Грэйб был Стэнфордским экспериментом на стероидах», — говорит Зимбардо, который был экспертом защиты у одного из солдат. Зимбардо признается, что перед началом эксперимента мало что знал о тюрьмах. Участниками эксперимента были 24 психологически здоровых студента-мужчины, которым платили по 15 долларов в день, и которых в случайном порядке назначили заключенными и тюремщиками. Зимбардо выдал тюремщикам форму цвета хаки и зеркальные очки и велел создать атмосферу, в которой заключенные почувствовали бы себя «бессильными». Эксперимент проводился в подвале Джордан-Холла, где освободившиеся на лето офисы были превращены в Стэнфордскую окружную тюрьму. Зрители фильма, снятого в воспроизведенных на студии помещениях, могут ощутить клаустрофобическую атмосферу, созданную Зимбардо. В помещении не было ни окон, ни часов, и это способствовало тому, что заключенные теряли ощущение времени, осознание своего «я» и связь с внешним миром. У заключенных это ощущение возникло почти сразу, когда специально приглашенные офицеры полиции Пало-Альто «арестовали» их, завязали им глаза и доставили в «тюрьму». Когда заключенный оказывался в подвале, тюремщик, который в фильме выглядит подростком, приказывает ему снять одежду и сообщает, что его теперь будут называть только по номеру на выданной взамен тюремной робе. Но проблемы начались только на второй день, когда некоторые заключенные взбунтовались, сорвали номера со своей одежды и забаррикадировались в своих камерах. С разрешения Зимбардо, охранники перешли к более агрессивным действиям. Один из них, по прозвищу Джон Уэйн, игравший роль крутого киношного охранника, стал поднимать заключенных с постели посреди ночи и заставлять их исполнять свои капризы. Ближе к концу эксперимента он заставлял их изображать интимные отношения.
Настоящее имя «Джона Уэйна» было Дэйв Эшельман — ему тогда было 18 лет, и его отец был профессором инженерного дела в Стэнфорде. Эшельман, ныне успешный ипотечный брокер в Саратоге, отрицает, что ему вскружила голову жажда власти. В школьные годы он был звездой ученических спектаклей и говорит, что должен был отработать свои 14 долларов в день. «Я решил, что должен что-то предпринять и стать настолько жестоким охранником, насколько возможно», — говорит он в телефонном интервью. Свою тактику запугивания он позаимствовал из ритуала посвящения в студенты, через который сам прошел на первом курсе. Он знал, что проявил бесчувствие к неприятностям, которые причинял другим, и благодарен за то, что никто серьезно не пострадал. Он говорит, что делал то, что, по его мнению, хотела от него команда Зимбардо, и называет эксперимент «хорошим театром», но при этом оговаривается: «Вопрос в том, было ли это хорошей наукой». Другой студент, Дуглас Корпи, которого в фильме изображает персонаж по имени Дэниел Калп, говорит, что его отношение к эксперименту за прошедшие годы менялось. Корпи, заключенный №8612, первым покинул эксперимент после нервного срыва. В интервью для снятого в 1992 году фильма Quiet Rage («Тихое бешенство») Корпи, ныне судебный психолог в Сан-Франциско, соглашается с некоторыми выводами Зимбардо. Он говорит, что Стэнфордская тюрьма была «безобидна» в сравнении с некоторыми настоящими тюрьмами, в которых он работал. Однако Стэнфордская тюрьма «пробуждала все, что есть в обычной тюрьме. Роль охранника пробуждала садистские наклонности. Роль заключенного пробуждала смятение и стыд». Однако в более поздних интервью Корпи говорил, что преувеличил свои страдания, чтобы выйти из эксперемента до срока. Хотя Зимбардо и режиссер Кайл Альварес надеются, что фильм поспособствует началу новой дискуссии о тюремной реформе, Альварес говорит, что послание фильма о злоупотреблении властью будет «востребовано и 40 лет спустя». Не все, о чем говорится в фильме, «мрачно», говорит он. Фильм также подчеркивает, как обычные люди могут стать героями. Для Зимбардо героем фильма является его жена — единственный человек, который отрыто усомнился в этичности эксперимента после того, как увидела студентов-заключенных, которых с бумажными пакетами на голове вели в туалет. Он говорит, что жена — единственный человек, заставивший его осознать, что причинять страдания «мальчишкам, а не подопытным животным» дурно. Эксперимент был прекращен на следующее утро. «Не сделать дурного недостаточно, — говорит Зимбардо. — Вопрос в том, как мы можем распорядиться властью, которую дает нам ситуация, во благо и превратить пассивных наблюдателей в тех, кого называют агентами перемен». — San Jose Mercury News, 24.07.2015 В США пятидесятник умер после укуса змеи во время религиозного ритуала
В США верующий пятидесятнической общины умер после укуса ядовитой змеи, полученного во время религиозного ритуала. Пострадавший отказался от медицинской помощи, сообщает religion.ORF.at со ссылкой на заявление полиции Кентуки. Инцидент произошел в церкви пятидесятников в Дженсоне, штат Кентукки. 60-летний мужчина участвовал в ритуале «Snake Handling» и был укушен в левую руку. Опасный ритуал, который распространился в Аппалачи, на востоке Северной Америки, в 1920-е г. г., заключается в том, что пасторы и прихожане без защитной одежды держат в руках ядовитых змей во время молитвенного пения и танцев. Запрещенная законом практика до сих пор проводится в некоторых пятидесятнических общинах Америки. Ее участники считают, что это укрепляет их веру. Получившие укус змеи, как правило, отказываются от медицинской помощи, потому что считают, что Бог защитит их от воздействия яда, и то, что произойдет после укуса, случится по воле Божьей. В прошлом несколько членов общины умерли после участия в опасном ритуале. В 2014 г. погиб проповедник Джейми Кутс, отец 2 детей. Основатель традиции «Snake Handling» - Джордж Вэнт Хенсли – в 1955 г. также стал жертвой ритуала. Несмотря на запрет, санкции против проведения и участия в «Snake Handling» применяются редко из-за ссылок на свободу вероисповедания. — Седмица, 31.07.2015 Южноафриканского пастора обвинили в том, что он заставляет своих прихожан есть живых змей Южноафриканского пастора Пенуэла Мнгуни обвинили в том, что он заставляет членов своей общины поедать живых змей. В ответ радикальный проповедник заявил по своей привычке, что «тот, кто имеет веру, может есть всё». Южноафриканское общество защиты животных подало жалобу на Мнгуни после того, как в Фейсбуке появились фотографии, на которых 24-летний пастор запускает живых змей в широко раскрытые рты прихожан, стоящих перед ним на коленях. Судя по снимкам члены «Церкви учеников конца времен» - так называется община Мнгуни – также поедают свои собственные волосы и куски ткани. Общество защиты животных выразила свое возмущение «жестокость по отношению к животным». По информации авторов жалобы, пастор заставляет прихожан есть не только змей, но и крыс с ящерицами. В прошлом году духовный наставник Пенуэла Мнгуни рассказал, что молодой пастор заставляет верующих есть траву и пить бензин. Такого рода практики были решительно осуждены Национальным экуменическим советом ЮАР, заявившим, что эти ритуалы не имеют никакого обоснования Священном Писании. В то же время, считают члены совета, ради соблюдения религиозных свобод власти страны не должны предпринимать каких-либо мер по отношению к эксцентричному пастору. — Благовест-инфо, 24.07.2015 Доля россиян, видящих пользу в распространении религии, снизилась вдвое за четверть века Усиление роли религии в обществе россияне в целом сегодня оценивают менее позитивно, чем 25 лет назад, однако большинство при этом признают, что религия помогает им справляться с различными жизненными трудностями, сообщает ВЦИОМ. По данным социологов, сегодня только треть респондентов (36%) считает, что рост религиозных убеждений пойдет обществу на пользу, тогда как в 1990 году это мнение разделяли 61% россиян. Положительный эффект лично для себя в этом случае прогнозируют 33% (в 1990 году - 41%), показал опрос, проведенный 11-12 июля среди 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 регионах РФ. О вреде распространения религиозных убеждений для общества в целом сегодня говорят 23% (в 1990 году - 5%), лично для себя - 18% (ранее 3%). При этом 28% сейчас считают, что это не будет играть какой-либо роли для социума (18% в 1990 году), а 39% разделяют это мнение относительно самих себя (43% ранее). К открытию возле своего дома церкви, молельного дома и т.п. 48% респондентов относятся скорее с одобрением, если это религиозный объект близкой для них веры. Однако когда речь заходит о здании для богослужений приверженцев иной веры, доля позитивно настроенных граждан снижается до 20%. Против открытия религиозных зданий своей веры выступают 18%, чужой веры - 43%. Безразлично относятся к этому 28% и 31% россиян соответственно. Социологи отмечают, что православные, как и россияне в среднем, строительство церкви скорее одобряют (54%) или относятся безразлично (23%), но в отношении других религиозных учреждений настроены уже менее позитивно (20%). Последователи других религий также более положительно воспринимают возведение построек, предназначенных для отправления служб их духовенством (58%), но и к постройке иных храмов и т.п. относятся вполне хорошо (42%). Опрос показал, что роль религии в повседневной жизни россияне сегодня оценивают значительно выше, чем в 1990 году: за четверть века доля тех, кто признает, что вера поддерживает их в сложных ситуациях, выросла с 23% до 55%. Доля тех, кто, говорит, что им религия в жизни не помогала, снизилась с 55% до 39%. Комментируя результаты исследования, директор по коммуникациям ВЦИОМ Алексей Фирсов отметил, что 25 лет назад россияне переживали "бум неофитства: религиозность была не только личным убеждением, но и широкой социальной модой, связанной со снятием политических ограничений". "Однако за четверть века случилось несколько существенных изменений, которые ослабили этот тренд… После взлета увлеченности наступил естественный период эмоционального выравнивания. При этом выросла доля тех, кто признает, что религия постоянно помогает им в личной жизни. Это означает, что религия, утрачивая свои институциональные позиции, все больше становится делом частного уклада, повседневного внимания", - сказал А.Фирсов. — Интерфакс, 27.07.2015 ВНИМАНИЕ: Центр
апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки Центр
апологетических исследований |
В избранное | ||