Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 4 февраля


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

29 января - 4 февраля 2015 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Организация угрожает отлучением любому члену, которого застанут голосующим на следующих выборах

По некоторым сообщениям, Свидетелям Иеговы запретили участвовать в грядущих выборах. Запрет распространяется как на голосование, так и на выставление своей кандидатуры на любой официальный пост на этих выборах.

Как сообщает газета PM News, организация называет участиве в выборах сатанинским делом, противоречащим Божьей заповеди. Журналисты выяснили также, что члены организации получили строгие предостережения не получать карточки избирателей и не участвовать в голосовании.

По некоторым сообщениям, любой ослушник может быть наказан вплоть до отлучения от организации.

Как утверждает PM News, существование такой директивы подтвердили члены организации, по словам которых она справедлива, «потому что они все еще ждут царства Божьего, которое должно быть создано на земле».

Pulse.ng, 31.01.2015

к оглавлению

Официальный сайт «Свидетелей Иеговы» суд признал экстремистским

Прокуратура Тверской области, инициировавшая судебный процесс о признании экстремистским официального сайта "Свидетелей Иеговы", коротко сообщила, что соответствующее решение Верховного суда вступило в силу.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ оставлено в силе решение Центрального районного суда Твери, которым удовлетворено представление прокурора области о признании сайта экстремистским материалом на основании статьи 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", говорится в сообщении.

Таким образом, информация, размещаемая на этом ресурсе, теперь запрещена к распространению, и сам сайт должен быть внесен в федеральный Реестр запрещенных ресурсов.

Процесс "прокурор Тверской области против "Свидетелей Иеговы" (официальное ее название - Общество "Сторожевой башни, Библий и трактатов, Нью-Йорк") длился полтора года с переменным успехом. В сентябре 2013 года Центральный райсуд Твери удовлетворил иск Вячеслава Росинского. В январе 2014 года Тверской областной суд отменил это решение. Прокуратура обжаловала этот вердикт в Верховном суде, который решением от 3 декабря 2014 года заново признал этот сайт экстремистским. Кроме того, по ходатайству прокуратуры экстремистскими также признаны книги «Чему на самом деле учит Библия?», «Приближайся к Иегове» и «Приходи и следуй за мной», распространяемые на сайте.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС оставила в силе решение Центрального райсуда Твери.

В ходе процесса "Свидетели" вели себя грамотно: чувствовалось, что они тщательно готовились к заседаниям суда, брали консультации у юристов и адвокатов, хорошо знают российское и международное законодательство. К тому же, в дни заседаний перед зданиями судов работали "группы поддержки", состоявшие из членов этого общества, а также одиночные пикетчики, сообщает официальный сайт Архангельской и Холмогорской епархии.

Regions.ru, 02.02.2015

к оглавлению

МОРМОНИЗМ

Студент-христианин выступил против строительства в Саратове мормонского молитвенного дома

В Саратове прошел одиночный антисектантский пикет.

28 января 2015 года стало известно, что саратовский студент-христианин провел одиночный пикет против строительства в городе мормонского молитвенного дома.

Он держал в руках плакаты: «Саратовцы! Вы против мормонов на нашей земле?» и «Западные секты не нужны Саратову».

Пикет был проведен неподалеку от храма и мечети, где, как стало известно протестующему, представители Церкви Иисуса Христа святых последних дней решили построить молитвенный дом.

СОВА, 03.02.2015

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Когда Ричард Никсон приказал Секретной службе расследовать деятельность Саентологии

Одна исследовательница, добрый друг сайта Underground Bunker и постоянная участница проекта WhyWeProtest.net, недавно извлекла на свет еще больше интереснейших документов. Ее запрос, адресованный в американское Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA) в соответствии с Актом о свободе информации (и поданный при помощи сайта MuckRock), уже приносит плоды в виде сведений о некоторых неизвестных страницах ранней истории Саентологии.

FDA вело активное следствие в отношении Саентологии и ее основателя Л. Рона Хаббарда, поскольку было обеспокоено заявлениями относительно медицинских возможностей «е-метра» — примитивного электронного устройства, которое использовалось в сеансах саентологического «одитинга». Хаббард утверждал, что почти все человеческие болезни имеют психосоматическую природу, а потому его одитинг с помощью е-метров способен избавить человека от практически любой болезни.

Ричард Никсон

Примерно через месяц после обысков FDA наткнулось на интересный факт: пятью годами ранее, в 1958 году, Секретная служба США проводила проверку Саентологии по запросу тогдашнего вице-президента Ричарда Никсона, и причина этого запроса была крайне необычной.

Никсона раздражало, что Хаббард ссылается на него в рамках нелепой кампании, выглядевшей как попытка облить грязью и шантажировать психиатров и психологов.

Хаббард озвучил свой замысел накануне нового 1958 года, в последний день трехдневного «Конгресса способностей», проходившего в отеле «Шорхэм» в Вашингтоне. К тому времени — через семь лет после выхода в свет «Дианетики» и через пять лет после того, как ему в голову пришла идея Саентологии, — Хаббард уже ощутил свою силу. Он не только заявил своим последователям, что впервые за 50 тысяч лет постиг человеческий разум, — пришло время убрать с дороги психологию и психиатрию, словно бревно, лежащие поперек пути. Для того, чтобы преподать своим врагам урок, Хаббард задумал создать организацию под названием «Национальная академия американской психологии» (NAAP), которая должна была находиться в Вашингтоне.

Какой смысл был называть «академией психологии» организацию, штат которой на самом деле состоял из саентологов? Хаббард хотел с ее помощью подмочить репутацию настоящих психологов, используя родившуюся у него в мозгу «клятву верности».

«Пришла пора Америке избавиться от своей психологии, психиатрии и психоанализа; пришло время от них очиститься, поэтому, воспользовавшись тем, что она грязна, я составил клятву верности, которую им лучше будет подписать», — говорил в своей лекции Хаббард. По его словам, психиатрия была завезена в США из-за рубежа, и все ее последователи находятся под подозрением.

Хаббард опубликовал информацию о NAAP и текст клятвы верности в очередном выпуске журнала Ability.

Во время «Конгресса способностей» Хаббард объявил слушателям, что они должны взять копии клятвы верности и разослать их каждому психологу и психиатру в Америке. Цель кампании заключалась в том, чтобы «сунуть под нос каждому человеку в Соединенных Штатах, закончившему университет или какое-либо другое заведение, и занимающегося вопросами душевного здоровья, копию этого кодекса — по почте или лично — и попросить их поставить свою подпись на пунктирной линии, а также тщательно брать на заметку всех, кто откажется подписывать. Этот последний шаг очень важен».

Те, кто подпишет клятву, будут считаться «безопасными». Они могут заплатить 80 долларов и стать «сертифицированными» членами NAAP с членской карточкой (саентологи должны были заплатить лишь 25 долларов). Те, кто откажется принести клятву верности, будут считаться «потенциальными вредителями», а те, кто станет протестовать, — просто «вредителями».

И кто же заинтересован в получении такой информации?

«Один из тех, кто более всего заинтересован в такой программе, — вице-президент Никсон», — говорилось в статье из журнала Ability.

В действительности Никсона не слишком радовало, что его имя упоминается в программе. Хаббард послал в его секретариат копию клятве верности и копию сообщения из журнала Ability.

Элджер Хисс

Без сомнения, Хаббард думал о Никсоне еще с тех пор, как тот охотился за коммунистами, будучи членом Конгресса. В 1948 году Никсон впервые обрел национальную известность в качестве члена сенатского Комитета по расследованию антиамериканской деятельности благодаря своим попыткам разоблачить юриста Государственного департамента США Элджера Хисса как советского шпиона.

Сам Хаббард в 1955 году несколько раз обращался в ФБР, заложив многих своих бывших друзей и коллег по «Дианетике» в связи с их «коммунистической деятельностью», — он даже обвинил в сочувствии к коммунизму коллегу, писателя-фантаста Альфреда Ван-Вогта, который некогда был горячим пропагандистом идей Хаббарда. (В документах ФБР того времени о Хаббарде и его параноидальных письмах говорилось «судя по всему, сумасшедший».)

Хаббард все еще пылал решимостью искоренить красных, но к 1958 году Джозеф Мак-Карти уже был мертв, а Никсон второй срок подряд был вице-президентом у Дуайта Эйзенхауэра. Никсон, которого в том году отправили с визитом доброй воли в Южную Африку, хотел, чтобы его выдвинули кандидатом в президенты. И ему очень не понравилось, что его имя было упомянуто в проекте Хаббарда. Как следует из составленного в 1963 году документа FDA, Никсон попросил Секретную службу расследовать деятельность NAAP:

21 февраля 1958 года в Секретную службу поступила просьба расследовать деятельность Национальной академии психологии по инициативе секретариата вице-президента Никсона. В запросе говорилось, что вице-президент не заинтересован в том, чтобы поддерживать Национальную академию психологии, и не позволит использовать имя вице-президента.

Вскоре Секретная служба выяснила, что человек, которого Хаббард поставил во главе организации, Гленн Эллиотт, был в 1957 году арестован за выписку необеспеченного чека. Также Секретная служба раскопала вырезки из газет 1951 года, в которых говорилось о его отвратительном разводе со второй женой, Сарой Нортруп, обвинявшей его в том, что он опасный душевнобольной.

В 1963 году, когда инспекторы FDA обратили внимание на расследование Секретной службы, оно уже было закрыто. Нет никаких свидетельств того, что предпринятая Хаббардом попытка шантажа убедила хоть одного психолога подписать клятву верности.

Как отметили многие читатели, Хаббард был недоволен тем, что Секретная служба расследует его деятельность, и в 1960 году это побудило его написать циркуляр, призывавший саентологов не голосовать за Никсона на президентских выборах того года. С учетом новых данных, смысл этого циркуляра становится более понятен.

Хотелось бы думать, что, став президентом, Никсон не забыл о своих разногласиях с Хаббардом.

Как мы писали в предыдущей статье о расследовании FDA, когда несколькими годами позже, в 1970 году, в адрес президента Никсона поступило письмо с жалобами на саентологию, FDA мгновенно отреагировало, направив своих инспекторов побеседовать с первым саентологическим «клиром» Джоном Мак-Мастером. Возможно, Никсон отнесся к жалобе всерьез, вспомнив о предшествующем столкновении с Хаббардом и его странной организацией.

Мы хотим отметить еще один момент в связи с довольно странной попыткой Хаббарда шантажировать целую научную сферу — судя по всему, это была не первая подобная попытка с его стороны.

Ранее мы уже писали о попытке Хаббарда завлечь ученых всего мир в организацию, которую он рекламировал где-то с 1945 по 1951 год, и которую он сначала назвал «Федерацией ученых-атомщиков», а потом «Союзом ученых мира». При помощи своего скептически настроенного друга Роберта Хайнлайна Хаббард — скрывая свое участие в проекте — попытался убедить ученых вступить в его организацию за 25 долларов в год, чтобы совместными усилиями бороться с использованием ядерного оружия, а впоследствии построить «противоатомную библиотеку» — хранилище, в котором можно было бы разместить научные знания всего мира, обезопасив их от ядерного уничтожения. (Много лет спустя, в 1981 году, Хаббард снова вернулся к идее хранилища, способного противостоять ядерному оружию, когда у него родилась мысль построить хранилища для своих саентологических сочинений, и когда он создал Церковь духовной технологии.) Как и идея создания Национальной академии американской психологии, идея создания Союза ученых мира попросту растворилась в пространстве.

Но тогда, в 1960-х годах, в руки Хаббарда рекой лились деньги, и ему больше незачем было шантажировать ученых и психологов. Он нашел гораздо более легкую цель: саентологов.

The Underground Bunker, 03.02.2015

к оглавлению

Шокирующий случай дурного обращения с душевнобольной

В мае прошлого года помощник шерифа маленького городка в штате Арканзас приехал в большой дом, чтобы помочь медикам из «скорой помощи» разобраться с необычным вызовом. Он спустился в подвал, и на лестнице, ведущей в кухню, увидел сидящую женщину.

Мы будем называть эту женщину Кэндас. С ней в подвале находился ее опекун, которого мы будем называть Джимом.

Вот как помощник шерифа описывал эту сцену в протоколе, копия которого оказалась у нас в руках:

Когда я прибыл на место, Кэндас находилась на лестнице, ведущей в дом, а ее опекун пытался спустить ее вниз по ступеням. Она была вся в крови, и ее кожа казалась синей, словно она потеряла много крови. Женщина отказывалась спускаться, но у нее было сильное кровотечение, и место, где она сидела, было все залито кровью.

32-летняя женщина глубоко порезала руку, по-видимому, пытаясь покончить с собой. Ее опекун, Джим, впоследствии утверждал, что она в расстройстве разбила стеклянный пузырек и случайно порезалась.

Помощник шерифа наблюдал за тем, как медики и Джим безуспешно пытаются спустить женщину вниз. По словам помощника шерифа, Джим объяснил, что «у нее проблемы с душевным здоровьем, и что ему платили, чтобы он о ней заботился».

Другому помощнику шерифа пришлось заковать Кэндас в наручники, чтобы снять ее с лестницы, уложить на каталку и занести в санитарную машину. Но прежде чем машина успела отъехать, Кэндас вырвалась и попыталась убежать. Ее поймали и засунули на заднее сиденье патрульной машины, на которой ее и отвезли в местную больницу.

Состояние женщины было шокирующим, заметил первый помощник шерифа:

От нее пахло так, словно она не мылась месяца два. Ее руки и пальцы ног почернели от грязи. Ее волосы свалялись в один ком… Со мной связался врач из приемного отделения, который сообщил, что у него есть несколько эластичных шнуров, с помощью которых женщину, по-видимому, связывали. По его словам, на запястьях женщины остались следы, указывающие на то, что ее связывали.

Более года Кэндас удерживали в подвале в маленьком арканзасском городке, в антисанитарых условиях, и плохо кормили — там ее и нашли со следами от эластичных шнуров на руках и ногах.

Опекуну Джиму обвинения предъявлять не стали. Но он был удивительно откровенен, когда его под присягой спросили, почему полуголодная и грязная женщина жила в подвале, тогда как ему платили 750 долларов в неделю за то, что он о ней «заботился».

Оказалось, что он рад все объяснить. Он саентолог, и то, что он делал с женщиной, соответствовало стандартам саентологической «технологии», а ее лечение началось еще год тому назад в саентологическом реабилитационном центре в штате Теннесси. Более того, Джим был убежден, что его забота — единственный шанс Кэндас на исцеление, и пытался добиться юридического права опеки, чтобы и дальше лечить ее с помощью Саентологии.

Сегодня глубоко больная Кэндас находится под опекой властей штата Арканзас в государственной больнице.

The Underground Bunker, 02.02.2015

к оглавлению

Джон Суини, журналист, который уже почти 10 лет изучает Саентологическую церковь, на следующей неделе выступит на конференции в Дублине

Джон Суини знает, что его, возможно, всегда будут помнить за один-единственный миг. Когда в 2007 году он снимал фильм-расследование о Саентологической церкви для программы Panorama компании BBC, журналист видел, что ему чинят препятствия, его пытаются запугать, и за ним шпионят. Это вызывало в нем чувство, которое он описывает как «невыносимое давление», пока, наконец, в одном резком разговоре с представителем Саентологии он не сорвался и не вышел из себя. Кадры из этого фильма — Scientology and Me («Саентология и я») — мгновенно облетели весь мир.

«Какое-то время я чувствовал, что за мной идет охота, — рассказывает журналист, пытаясь объяснить, как ощущение чьего-то вторжения в его личную жизнь еще долго не покидало его после выхода программы в эфир. — Посторонние люди заявились к нам на свадьбу. Они звонили домой моей теще в Девон и задавали вопросы. Какие-то люди приближали к нашему дому и стучались к нашим соседям под видом доставки на дом. Это было неприятно, мрачно и страшно. Без вопросов. Нельзя поссориться с Саентологической церквью и легко это пережить».

Хотя Суини, как правило, всякий раз с сожалением вспоминает о своей несдержанности: «Люди, находящиеся на виду, должны вести себя цивилизованно с теми, с кем они не согласны. Это часть смазки, питающей двигатель демократии», — он говорит, что за минувшие с тех пор годы произошла одна любопытная вещь. Бывшие саентологи стали называть этот эпизод знаковым для Саентологии XXI столетия.

«Он отражает то, что церковь делает с людьми, — говорит он. — Раньше я был военным репортером. Я побывал во множестве горячих точек мира и никогда не сталкивался ни с чем подобным».

Суини остался верен себе и впоследствии начал писать книгу под названием The Church of Fear: Inside the Weird World of Scientology («Церковь страха: внутри странного мира Саентологии»), опираясь на впечатления, полученные во время работы над первой программой и над вышедшим в 2010 году продолжением The Secrets of Scientology («Тайны Саентологии»). Именно поэтому в следующие выходные он будет выступать на двухдневной конференции Scientology: Enough Is Enough («Саентология: хорошего понемногу») в Дублине.

Организаторы конференции обещают «откровенно рассказать о насилии, финансовых злоупотреблениях и разрушенных семьях, скрывающихся за присущим саентологической организации налетом религиозности».

У Суини большой опыт исследования спорных тем — он также писал о поставках британского оружия в Ирак, о ситуации в Румынии во времена Чаушеску и о тирании в Северной Корее. Однако найти издателя, который согласился бы опубликовать разоблачение Саентологии, оказалось непросто.

Казалось бы, газетная шумиха вокруг развода Тома Круза и Кэти Холмс, говорит Суини, означала, что Саентология отчасти утратила репутацию организации, которая агрессивно препятствует попыткам ее изучать. Однако книгоиздателей, судя по всему, по-прежнему пугала перспектива судебных разбирательств.

«Никто не хотел прикасаться к книге, — говорит Суини. — Ни один крупный издатель в Британии не осмелился ее купить. В конечном итоге мой агент сказал: „Я сам ее издам“, — и нам удалось продать 25 тысяч копий посредством Киндла и печати по требованию. Однако ни в одном книжном магазине вы ее не найдете. Проблема церкви в том, что она порождает страх в людях, которые в обычной ситуации сообщили бы о ней властям, и лишает их воли к действию».

В 2013 году печать книги Going Clear: Scientology, Hollywood, and the Prison of Belief («Как стать клиром: Саентология, Голливуд и темница веры»), написанная лауреатом Пулицеровской премии Лоуренсом Райтом, была отменена в Великобритании по совету юристов. Эта книга стала бестселлером в США и Канаде, прежде чем оскароносный режиссер Алекс Гибни решил снять на ее основе фильм, который вот-вот выйдет на экраны.

Так в чем же секрет привлекательности? Что влечет людей к уже опровергнутым утверждаениям о религиозной организации, которая считает себя силой, способной изменить мир к лучшему? Суини говорит, что в мире, где мы постоянно ищем чего-то большего и более значимого, эзотерическое богословие Саентологии и позитивные отзывы о ней известных людей могут оказаться заманчивыми.

Возможно, рассуждает он, внимание людей естественным образом привлекают высказывания бывших Саентологов, когда те описывают эту организацию не как религию, а как «нечто вроде корпорации „Кока-кола“, или культ, промывающий людям мозги, или странное общество зомби, или все это одновременно».

Попытки связаться с дублинским филиалом Саентологии, чтобы получить от них комментарий по поводу данной статьи, не увенчались успехом.

Суини подружился с семерыми бывшими высокопоставленными саентологами, в т. ч. с Майком Риндером, бывшим руководителем Офиса особых дел, в задачи которого входило опровергать утверждения, прозвучавшие в первой программе Panorama.

То, что некоторые из этих бывших саентологов все еще верят в учение основателя Саентологии, писателя-фантаста Л. Рона Хаббарда, никак не сказывалось на их дружбе. Главным стремлением Суини всегда было то, чтобы каждый человек — будь то внутри организации или вне ее — мог свободно высказывать сомнения или задавать вопросы, и чтобы его за это не заклеймили как отступника, вовлеченного в дискриминирующие поступки.

«Люди вправе верить во все, во что им угодно, и я отстаиваю это право, — говорит он. — Однако наряду с правом верить, есть и право быть скептиком, подвергаться насмешкам, тщательно проверять и критиковать. У вас есть право верить, во что угодно, но у других людей есть право сказать: „Это чушь“».

«Сейчас у джихадистов мы наблюдаем склонность говоорить: „Вот, во что верю я, и ты не имеешь права это критиковать“. Это пугает. В таком ключе ты приходишь к состоянию, когда твое сознание закрывается. Думаю, если ты веришь в Бога, благое и всемогущее Существо, Он способен мириться с чуточкой критики. Это следует принять: свобода верить, свобода критиковать. Эти два права должны существовать наравне».

С учетом той важности, которую Суини придает прозрачности, он находит отвратительным, что, когда Том Круз появляется на популярных подиумах, таких как радио и телевизионные шоу, любое упоминание о Саентологии считается недопустимым.

«Плохо то, что есть много людей, которые легко поддадутся этим идеям, и которые — в особенности молодые поклонники — ассоциируют Тома Круза с роскошным образом жизни. А за этим стоит нечто именуемое Саентологией. Что ж, исходя из моего опыта, это нехорошая организация. Но если вы так гордитесь своим членством в ней, почему мы не можем задать вам несколько вопросов? В современном мире у нас должна быть возможность подвергать все проверке».

The Irish Times, 02.02.2015

к оглавлению

Джон Атак: неуловимые «клиры» и «оперирущие тэтаны» Саентологии

Джон Атак — автор книги «Кусочек синего неба», одной из лучших книг о Роне Хаббарде и Саентологии. Он выпустил новое издание книги и на протяжении года с лишним по субботам помогал нам продираться сквозь мифы, легенды и спорные факты, связанные с Саентологией, которые снова и снова пережевываются в книгах, статьях и особенно в Интернете. Он любезно прислал нам еще одно сообщение.

Джон, нам уже давно было интересно узнать побольше о самой первой группе приверженцев Л. Рона Хаббарда тех времен, когда он издал «Дианетику», и о том, что стало с результатами исследований, которые он якобы проделал перед тем, как книга вышла в свет. Как Вы отмечаете, мы тщательно изучили эту книгу и были весьма удивлены утверждениями о том, как легко делать людей клирами. И потому мы очень рады, что Вы обратили внимание на те времена и на утверждения Хаббарда относительно клира, а затем и «ОТ». Начинайте!

ДЖОН: Я очень мало времени трачу на серфинг в Интернете. Поиск информации для статей, предназначенных для сайта Underground Bunker, занимает все мое свободное время. В прошлом году я все-таки уделил некоторое время увлекательным статьям Джеффа Хоукинса, но под конец я заглянул в не менее увлекательную серию статей Вэнса Вудворда и был поражен следующим высказыванием Л. Рона Хаббарда (оно не раз поражало меня с тех пор, как я впервые прочел его сорок лет назад):

Читая [«Дианетику»], вы обнаружите, что здесь освещены многие явления, о которых вы «всегда знали». Вас обрадует новость, что во многих своих представлениях о жизни вы порой руководствовались не только своими личными мнениями, но и научными фактами.

Примерно три десятилетия назад я впервые услышал предположение, что Саентология привлекает людей в свои ряды потому, что она основана на истине. Эта мысль вызвала у меня раздражение, потому что мне казалось, что Саентология основана на том, чтобы говорить людям то, что они хотят услышать. С добавлением некоторого количества народной мудрости (т. е. чуши). «То, что ты считаешь истиной, истинно», — за вычетом того момента, что истину нужно тщательно проверять, прежде чем признать. Рон Хаббард мало интересовался «научными фактами», не говоря уже о научном методе.

Возможно, мои слова прозвучат резко, но мне неизвестны истины, на которых была бы основана Саентология. Всякий раз, глядя на основы Саентологии, я вижу преувеличения и обманчивые слова, но не проверяемые научные факты. Ни единого научного исследования (если не считать неудачную попытку обнаружить «энграмму» с помощью «боли и медикаментозного гипноза», предпринятую в Лос-Анджелесской организации). Однако я знаю, что хотело бы услышать большинство людей — по крайней мере, в западной культуре. «Мы бессмертные существа, обладающие божественной властью». Или лучше сказать «божественными способностями»?

Первоначально было объявлено, что постоянного состояния «клира» успешно достигли 273 человека. Это заявление прозвучало в 1950 году в книге «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Понятие «клир» имело очень четкое определение, как показывает этот отрывок из моей книги Let's sell these people A Piece of Blue Sky:

Дианетика обещала «очистить» людей от иррационального поведения. «Клир», согласно книге, не имеет компульсий, репрессий или психосоматических заболеваний. У «клира» полный контроль над воображением и почти идеальная память. Благодаря дианетической терапии IQ взлетает на «пятьдесят пунктов», и «клир» «феноменально умен». Дианетика даже спасает разрушенный брак.

Утверждалось, что с помощью дианетики индивидуум освобождается от психозов и неврозов. Среди «психосоматических» состояний, дианетика излечивает астму, плохое зрение, дальтонизм, дефекты слуха, заикание, аллергии, синусит, артрит, гипертонию, коронарную недостаточность, дерматит, язву, мигрень, конъюнктивит, утреннюю тошноту, алкоголизм и обычную простуду. Даже больной туберкулезом получит облегчение. Дианетика также «имеет заметное влияние на продолжительность жизни». Клир может производить расчеты, которые «у нормального займут полчаса», в десять или пятнадцать секунд.

Хаббард утверждал, что обследовал и проодитировал 273 человека, и благодаря этому исследованию обнаружил «единственный источник аберраций». В книге утверждалось, что дианетика принесет пользу любому человеку, которому не «удалили большую часть мозга», или который не был «рожден с чрезвычайно деформированной нервной структурой». Более того, дианетику можно было применять, просто прочитав книгу и не проходя обучения. Терапия может занять от 30 до 1200 часов, после чего человек становится клиром, и, соответственно, свободным от иррациональности и всех психосоматических заболеваний.

За 31 год с тех пор, как я начал брать интервью у бывших членов организации, ни один из них не признал себя одним из тех 273 таинственных и исчезнувших клиров (если не считать время от времени звучащих непроверенных заявлений о реинкарнации со стороны более молодых последователей, ни один из которых не приводит каких-либо доказательств). Ни один из тех 273 клиров, которые все еще находились «в теле», насколько мне известно, ни разу не выступил по этому поводу с публичным заявлением. И поверьте, за прошедшие годы я перечитал множество публикации и беседовал с сотнями и сотнями бывших саентологов. С момента выхода в свет «Дианетики» в 1950 году по настоящее время ни один из тех людей не рассказал о своем опыте общения с Хаббардом. Ни один из них не выступил в защиту Хаббарда, когда в 1950 году его первая попытка представить общественности клира окончилась позорным провалом. Единственное возможное объяснение — слова Хаббарда попросту не были правдой, и это подтверждается множеством фактов.

Нам известно, что все ближайшие сподвижники Хаббарда того времени, когда он писал «Дианетику», покинули его. Не каждый сороковой (как оценивал долю «подавляющих личностей» Хаббард), но все до единого.

Джозеф Уинтер был врачом и работал с Хаббардом в последние месяцы перед выходом книги в свет. Впоследствии Уинтер написал о Дианетике две интересных книги — он все еще сохранял веру, хотя ко времени написания второй книги его убеждения уже колебались. Уинтер сетовал на то, что не был знаком ни с одним из пресловутых 273 клиров. Он очень критически относился к поведению Хаббарда и описывал его как одержимого самим собой нарцисса и человека, в той или иной мере злоупотребляющего чужим доверием. Его первая книга, A Doctor's Report on Dianetics («Отчет врача о дианетике»), — это обязательное чтение для всякого, кто относится серьезно к истории этого странного предмета.

Еще одним близким сотрудником Хаббарда в те месяцы, когда Дианетика превращалась в «современную науку душевного здоровья», был Дон Роджерс. Он покинул Саентологию в 1954 году — поскольку ему казалось, что она работает, — и состоял в правлении всех фондов с первого по четвертый, насколько я помню. У Дона Роджерса не было особенных разногласий с Хаббардом, хотя к тому времени, когда мы с ним вступили в переписку, ему уже казалось, что эффект полученного одитинга уже давно исчез.

Роджерс написал мне довольно подробное письмо, в котором поделился своими воспоминаниями о Дианетике. Написанные им приложения к книге Хаббарда оставались в ней гораздо дольше, чем предисловие, написанное Джо Уинтером (даже в эпоху Мискевиджа). Дон рассказал мне, что вплоть до того, как приступить к работе над книгой в начале 1950-х, Хаббард всегда использовал гипноз с введением пациента в состояние глубокого транса (указания на это часто встречаются в высказываниях самого Хаббарда). Хаббард объяснил Дону, что глубокий транс не пользовался популярностью у широкой общественности, а потому он изменил метод.

Вот и конец разговорам о научной основе Дианетики. Без каких-либо новых «исследований» Хаббард переключился с глубокого транса на легкий. Обычно такой гипноз в те времена, как и сейчас, называли reverie («забытьем»). Хаббард, настаивавший на том, что нам нужно тщательно понимать слова, чтобы действительно понять их смысл, выбрал именно это слово для обозначения состояния, в которое вводится человек во время дианетических сессий.

Вот отрывок из моей статьи, доказывающий, вне всякого сомнения, что Хаббард отказался от «одитинга» Первой Книги именно потому, что эта практика вызывает гипнотический транс и усиливает внушаемость. Ни тени сомнения:

В книге «Наука выживания» ( Science of Survival ) , Хаббард писал: «…когда преклир закрывает глаза, у него начинают дрожать веки. Это симптом самого легкого гипнотического транса». В одной из лекций он добавил: «Простой тест заключается в том, чтобы следить за глазными яблоками человека. Когда он лежит там, вы увидите, что его глазные яблоки под закрытыми веками двигаются туда-сюда. Вы увидите выпуклость от них на веках, и они будут двигаться… это движение свидетельствует о состоянии гипноза». В более поздней лекции он говорил: «Глаз, двигающийся под веком, является указанием на то, в легком или глубоком трансе находится человек. Это второй этап, а первым является дрожание век… Глаза преклира будут немного перекатываться под веками, и когда он вернется, в частности, ресницы будут дрожать, что мгновенно подскажет вам, что он стал более внушаемым, нежели обычно». Однако впоследствии он добавил предостережение: «Иногда вы заметите трепет век… Это очень ранний этап гипноза. Будьте очень осторожны с таким пациентом».

Однако нынешнее применение Курса Дианетического Одитора Хаббарда (HDAC) полностью идет вразрез с этими предостережениями. Вернувшись к методике 1950 года, Саентология вернулась к прямому введению в транс. HDAC дает такое указание: «Когда глаза преклира закроются, и вы заметите, что его веки дрожат, заканчивайте считать…»

Есть и другие признаки транса: «Если человек начинает отвечать тебе буквально… это означает, что твой преклир теперь является гипнотическим субъектом, и ты погрузил его в гипноз». Хотя ничто из сказанного Хаббардом никогда не может быть отменено, эти запреты не являются частью ни одного известного мне курса обучения одиторов. Хаббард также признал, что «возвращение по траку слегка увеличивает внушаемость у любого человека».

Джон Кэмпбелл был еще одним членом узкого круга в г. Бэй-Хед, штат Нью-Джерси, в последние месяцы 1949 и весной 1950 года. Он известен как редактор научно-фантастического журнала Astounding Science Fiction. В действительности он также был ядерным физиком (квалификация, которую Хаббард попросту присвоил — принимая в расчет его собственное, довольно поверхностное образование, что он признавал в своих лекциях, и о чем свидетельствуют его университетские документы). Кэмпбелл много лет страдал разными «психосоматическими» болезнями — теми, которые глубокий транс на какое-то время может устранить. Но все эти болезни постепенно возвращались, несмотря на первоначальный всплеск адреналина под влиянием Дианетики. Энтузиазм Кэмпбелла к Дианетике угас, и он покинул круг приближенных Хаббарда.

Арт Сеппос — издатель, благодаря которому книга так быстро оказалась на полках магазинов. В обычной ситуации в то время от заключения контракта с издателем до выхода книги в свет могло пройти два года. «Дианетика» проделала путь от контракта до печатного станка всего за несколько месяцев. Сеппос также был сторонником учения Хаббарда — до тех пор, пока шумиха не утихла, и не высплыли наружу старые проблемы. Сеппос изъял книгу из продажи, хотя она уже разошлась тиражом в 150 тыс. копий (последняя сколько-нибудь достоверная оценка продаж книги Хаббарда). Сеппос решил, что Дианетика — это афера, и был готов потерять деньги, изъяв книгу из продажи. Затем он издал книгу д-ра Уинтера, критикующую как Хаббарда, так и его преувеличенные заявления.

Последним членом этого внутреннего круга, которому, наверное, принадлежал наибольший интеллектуальный вклад, была Сара Нортруп, вторая жена Хаббарда, которой, по его словам, записанным на пленку, у него никогда не было. (Как будто после первой была сразу третья. Хаббард говорил, что у него плохо с математикой, — серьезный недостаток для ученого.) Хаббард незаконно сочетался браком с Сарой в 1946 году — за год до того, как был завершен его развод с первой женой, Маргарет Грабб по прозвищу «Полли». Сара объясняла мужу суть взглядов Коржибски (наряду с его друзьями Робертом Хайнлайном и Альфредом Ван-Вогтом — который оставил выдающуюся карьеру писателя-фантаста, чтобы до конца жизни заниматься Дианетикой, хотя остался атеистом и с неприязнью относился к сверхъестественным сторонам Саентологии.)

Всего через несколько месяцев после успеха Дианетики Хаббард вступил в связь с Барбарой Клауден, а они с Сарой расстались. Вскоре он похитит их общего ребенка и будет три месяца скрывать его, чтобы вынудить Сару отречься от публичных высказываний в его адрес.

Сара последней из узкого круга, сложившегося в г. Бэй-Хед, покинула Хаббарда. Попросите саентологов устроить встречу первых 273 саентологов, и на нее не придет ни один человек. Никто и никогда не соответствовал хвастливым обещаниям Хаббарда. И заметьте: он говорит, что клиры будут жить дольше, но сам он скончался в возрасте 74 лет, хотя его родной отец умер в 91 год. Пустые обещания, которые с легкостью принимают на веру те, кто стремится стать ОТ.

Однако людям хотелось слышать о клире, и они по-прежнему хотят слышать об этом. Теперь Саентология тщательно представляет себе религией, так что может позволить себе самые несусветные заявления, нимало не беспокоясь о доказательствах. Став клиром, вы гарантированно получите перечисленные выше способности. Но, к сожалению, даже если на несколько дней вы ощутите себя на вершине мира, реальность (в отличие от видимости, которую вы договорились таковой считать) вернется, а вместе с ней — и потребность в очередной дозе одитинга.

Никакой доказательной базы не было, если не считать нескольких внушений, полученных в состоянии глубокого транса, которые на какое-то время приживались. Временами Хаббарду хорошо удавалось продлевать транс, и люди, обработанные по этой методике используют определенные останавливающие мыслительный процесс фразы (в точности как и объяснял Хаббард в «Дианетике»!), чтобы «рестимулировать ревери». Верующий использует определенную фразу — например, «пусть все станет правильно» — и вновь фокусируется, возвращаясь к отказу от критического мышления, которое и есть транс. Роберт Джей Лифтон в своем замечательном анализе методов реформы мышления, которые применяли китайцы, упоминает «прерывающие мыслительный процесс клише», препятствующие рациональному мышлению. Хаббард сумел превратить их в зачастую бессмысленные лозунги, углубляющие состояние транса («путь наружу — это путь насквозь»).

Но, елки-палки, ты бессмертен и, возможно, всемогущ. Ты можешь починить все, что сломал в какой-то другой жизни (или просто заплатить нам, чтобы мы тебя простили!). Ты достигнешь Полной Свободы (на следующем уровне). Просто не обращай внимания на боль в животе, и коммунальные счета, и своих детей, а возьми деньги в долг и пройди этот следующий уровень.

Слишком частно мы примыкаем к какой-то группе ради чувства принадлежности. Это может быть футбольный клуб — в особенности, если говорить о некоторых болельщиках, радостно именующих себя «фанатами». Некоторые люди, судя по всему, «подсаживаются» на определенный образ поведения. А может, все мы в той или иной степени страдаем обсессивным или компульсивным расстройством психики. Однако мне кажется, что Вэнс Вудворд был прав, когда сетовал на то, что Сайентология порождает в человеке зависимость. Я уже писал о «подсевших на одитинг» и знаю, что не я один отметил выброс допамина, который вызывает саентологический «процессинг». Если не считать редких вспышек эйфории при мысли о своих фантастических (если еще не довелось опробовать их на деле) сверхъестественных способностях, Саентология мало что может предложить человеку — разве что вы стремитесь к «крузмании».

Хаббард был ужасным мужем и отцом. Саентология часто становилась причиной распада семьи — Хаббард даже составил типовой контракт о разрыве отношений для супругов! Саентология принуждает к аборту своих ключевых членов, которые не сохранили бы занимаемые высокие посты, если бы у них появились дети. К настоящему моменту, может быть, уже тысячи беременностей были прерваны благодаря этому учению. Движение противников абортов это, похоже, ничуть не беспокоит, но мы не должны остаться равнодушными.

Саентология, наконец, избавилась от необходимости быть честной, отказавшись от большей части конкретных обещаний — включая исцеление от рака, слепоты и лейкемиии, способность воскрешать мертвых и достичь святости. Теперь это «религия» в худшем смысле слова, поскольку она допускает обман самого высшего порядка. Но постойте — разве Хаббард не говорил: «Честность — это здравость ума?»

Почти за двадцать лет до того, как окончить жизнь в одиночестве и слабоумии Хаббард расширил свои гарантии до следующих пределов: «Тысячи лет люди искали состояния полной духовной свободы от бесконечного цикла рождения и смерти и искали личного бессмертия, включающего полную осознанность, память и абилити в качестве духа, независимого от плоти. [...] В Саентологии это состояние было достигнуто. Оно было достигнуто не на временной основе, допускающей возврат к прошлому, но в стабильной плоскости плоскости полной осознанности и абилити, не обусловленной случайностями или постепенным ухудшением. И доступно не только немногим. Мы называем это состояние „оперирующий тэтан“» («1967 The Year of Expansion And Beyond» // The Auditor: The Journal of Scientology , No. 19).

И просто для того, чтобы удостовериться, что мы знаем, что представляет собой «оперирующий тэтан»:

Оперирующий тэтан (ОТ) способен контролировать материю, энергию, пространство и время, а не пребывать под их контролем. В результате ОТ способен быть причиной по отношению к жизни (Что такое Саентология? 1998, с. 553).

К 1970 году Хаббард таким образом описывал результаты впоследствии упраздненного курса OT VI: «Способность действовать свободно в качестве внешнего тэтана и способность действовать намеренно во всем; распространяет влияние тэтана на вселенную других».

«Внешний тэтан» — это дух вне тела, способный из этого состояния осознавать происходящее и управлять им. Им был гарантирован «конечный феномен», описанный в книге «Саентология: 0-8». Раздел этой книги, посвященный «достигнутым состояниям», вскоре был удален и заменен другим с обещанием, что этот уровень достигнет своего «конфиденциального конечного феномена» и не более, — на тот случае, если кто-то не достигнет стабильной «экстерироризации» и вздумает обратиться в суд. На самом деле этот уровень содержал переработанные материалы из изданной в 1954 году книги Creation of Human Ability. В 1954 году эти методы тоже не работали.

Итак, Хаббард предлагал две значимых цели. Состояния клира и оперирущего тэтана. Уже в 1970 году он обещал достижение «полного ОТ» на восьмом уровне «Моста». OT VIII был опубликован лишь после его смерти в 1986 году и разочаровал саентологов нелепым утверждением, что Иисус был гомосексуалистом и педофилом (похоже, начинал действовать вистарил). Обещанные на этом уровне «конечные явления» описывались таким образом: «Способность сознательно следовать цели, а также по своей воле управлять мыслью, жизнью, формами, материей, энергией, пространством и временем, субъективным и объективным» ( Scientology 0.8). Мы все еще ждем демонстрации хотя бы части этих наркотических видений.

Настоящим «конечным феноменом» Саентологии являются «очень хорошие показатели», т.е. эйфория. Она порождается чувством принадлежности к избранным и прямым гипнозом (Хаббард признавал, что методика Первой Книги носит гипнотический характер, но по правде все «процессы» Саентологии порождают измененное состояние сознания). Это может вырвать ее приверженцев из нормального человеческого общества и обеспечить им на десятки лет вперед пост-саентологический синдром.

Мы хотели верить, что можем быть суперсуществами и закрывали глаза на массу фактов, указывающих на то, что ни одного клира (согласно определению Хаббарда) и ни одного ОТ не существует. Нам следует потребовать, чтобы Саентологическая организация либо предоставила доказательства их существования, либо дезавуировала многочисленные раздутые заявления, сделанные ее творцом. Я часто прошу ОТ хотя бы на дюйм сдвинуть кусочек фольги с помощью силы разума в доказательство, что они действительно способны двигать облака, как от них можно нередко услышать. Однако вот уже 30 лет как фольга не двигается с места.

Мошенники умело играют надеждой и отчаянием. Саентология «находит то, что сломано», а потом предлагает божественные способности. Это мошенничество, и все, кто сталкивался с Саентологией, стали жертвой мошенничества и заслуживают сочувствия и поддержки.

The Underground Bunker, 31.01.2015

к оглавлению

Обыски у сайентологов в Москве и области прошли по делу о мошенничестве с деньгами дольщиков

Обыски в трех помещениях "Церкви сайентологии" в Москве и Московской области провели в рамках уголовного дела в отношении главы строительной компании, перечислявшей деньги дольщиков на религиозные нужды, сообщили "Интерфаксу" в ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пятницу.

"В ходе расследования уголовного дела по пункту 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество) было установлено, что подозреваемая перечисляла деньги не только в петербургскую общину Сайентологической церкви, но и в головную, московскую. В связи с этим полицейские петербургского главка МВД вместе с коллегами из столицы провели один обыск по данному делу у сайентологов в Москве, еще два - в Московской области. Они изъяли отчетную документацию", - сказал собеседник агентства.

Накануне сообщалось, что в здании сайентологов в Таганском районе Москвы в четверг вечером прибыли сотрудники полиции и спецслужб и начали проведение обыска в рамках уголовного дела о мошенничестве.

8 сентября 2014 года полицейские возбудили уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере в отношении председателя правления одного из потребительских обществ и жилищно-строительного кооператива. 25 сентября по делу прошли обыски в помещениях, занимаемых "Церковью сайентологии" в Петербурге.

По версии следствия, руководитель компании передала сайентологам похищенные средства дольщиков в размере около 9 млн. рублей. В ходе обысков в Петербурге были изъяты документы, подтверждающие финансово-хозяйственную деятельность потребительского общества и перечисление денег на пожертвования и обучение в размере около 17 млн. рублей в адрес сайентологов через подконтрольную им коммерческую организацию.

Также было установлено, что подозреваемая неоднократно получала из кассы наличные денежные средства по фиктивным договорам займа, которые оформлялись на саму женщину и ее мужа. Часть денежных средств относились и сдавались в кассу "Церкви сайентологии" для оплаты обучения и роста в иерархии этой околорелигиозной организации. Как установили полицейские, женщина является адептом "Церкви сайентологии".

Интерфакс, 30.01.2015

к оглавлению

НЕОЯЗЫЧЕСТВО

В Омске обвинили в экстремизме популярного лидера секты староверов

Сектант, известный в определенных кругах под именем Коловрат, попал в поле зрения ФСБ. Он руководил сразу тремя религиозными общинами, деятельность которых запрещена.

Известному староверу Омска Александру Хиневичу грозит 8 лет заключения.

Как стало известно сегодня, 30 января, прокурор Омской области Анастас Спиридонов утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 53-летнего Хиневича. Он обвиняется в организация деятельности религиозного объединения, в отношении которого судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 282.2 УК РФ).

Хиневич, которого члены секты знают как духовного лидера Коловрата, являлся руководителем незарегистрированных религиозных организаций: «Древнерусская Церковь Староверов» и «Асгардское Духовное Училище Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов — Инглингов».

Установлено, что в период с июня 2009 года по январь 2014 года он организовал на территории Омской области, а также в сети интернет деятельность трех ликвидированных экстремистских религиозных организаций с весьма длинными и путаными названиями: «Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов – Инглингов», «Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов – Инглингов» и «Мужская Духовная Семинария Высшее Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов - Инглингов».

В течение шести лет Хиневич руководил сектами, проповедующими нигилизм, и привлекал в них новых членов. О численности сект власти не сообщают, известно лишь, что для пропаганды своей идеологии старовер активно использовал интернет. Он администрировал странички в соцсетях, созданных по его просьбе, где за деньги распространял религиозные материалы.

Любопытно, что уголовное дело расследовало следственное отделение управления ФСБ России по Омской области. В настоящее время уголовное дело Коловрата направлено в Центральный районный суд Омска. Неугомонному сектанту, приструнить которого власти пытались несколько лет, грозит реальный срок.

БК55, 30.01.2015

к оглавлению

РАЗНОЕ

Протоиерей Всеволод Чаплин призывает ужесточить отношение к сайентологам и иеговистам

Режим благоприятствования в России не должен распространяться на приверженцев сайентологии и “Свидетелей Иеговы”, считает глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

"С моей точки зрения, неудивительно, что в офисе сайентологов проходят обыски в связи с делом о мошенничестве", - заявил священник "Интерфакс-Религия" в пятницу.

Как сообщалось, накануне вечером сотрудники полиции и спецслужб в рамках уголовного дела о мошенничестве провели обыск в здании, арендуемом саентологами на Таганской улице в Москве.

По словам представителя Церкви, не первое десятилетие многие жители страны задают вопрос о том, "что вообще в России делают околорелигиозные структуры, жестко управляемые из США, собирающие данные о наших гражданах, имеющие строгую вертикаль управления и мощную систему хранения данных".

Он предложил взглянуть не только на сайентологов, но и на "Свидетелей Иеговы", "иные подобные секты, да и на экспертные и гуманитарные структуры, которые, будучи филиалами американских корпораций и аналитических центров, в России занимаются прежде всего не экспертной или гуманитарной деятельностью, а пропагандой - например, утверждают о якобы безальтернативности западной модели демократии, финансово-олигархического капитализма и так далее".

Как отметил собеседник агентства, то, что делают "эти сектанты и эксперты, отторгается большинством нашего народа, а значит и отношение к этим структурам надо пересмотреть; по крайней мере, честным, свободным и уважающим себя людям не нужно с ними сотрудничать".

"Стучится к вам "свидетель Иеговы" - не открывайте дверь, приглашают сайентологи - скажите им, что их учение несовместимо с христианством, и откажитесь от дальнейшего разговора, приглашают на семинар, организованный на деньги Сороса, - не ходите, предлагаются хорошие деньги за аренду зала теми же сайентологами - не покупайтесь, подбрасывают модный термин "семейное насилие" - спросите, а почему кого-то так беспокоит именно семья, и на это беспокойство выделяются большие деньги, а насилие в тюрьмах, на улицах, на рынках, в воинских частях волнует гораздо меньше", - заявил он.

По словам священника, в условиях, когда в Америке Россию объявляют главной угрозой, "было бы странно распространять на все эти организации режим благоприятствования, тем более что многие из них откровенно говорят, что хотели бы изменить сознание и исторический путь нашего народа, при этом не прислушиваясь к его воле, а часто откровенно оспаривая ее".

НХМ, 02.02.2015

к оглавлению

Религию трогать не надо, пока ею не прикрывают темные делишки

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что сектам, прямо управляемым из-за рубежа, в России не следует устраивать "режим благоприятствования". Так он прокомментировал обыск в Саентологической церкви в Таганском районе Москвы, проведенный в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве.

"С моей точки зрения, неудивительно, что в офисе сайентологов проходят обыски в связи с делом о мошенничестве", – заявил священник.

По словам о. Всеволода, не первое десятилетие многие жители страны задают вопрос, "что вообще в России делают околорелигиозные структуры, жестко управляемые из США, собирающие данные о наших гражданах, имеющие строгую вертикаль управления и мощную систему хранения данных".

Он предложил взглянуть не только на сайентологов, но и на "Свидетелей Иеговы", "иные подобные секты, да и на экспертные и гуманитарные структуры, которые, будучи филиалами американских корпораций и аналитических центров, в России занимаются прежде всего не экспертной или гуманитарной деятельностью, а пропагандой – например, утверждают о якобы безальтернативности западной модели демократии, финансово-олигархического капитализма и так далее".

Как отметил протоиерей, то, что делают "эти сектанты и эксперты, отторгается большинством нашего народа, а значит и отношение к этим структурам надо пересмотреть; по крайней мере, честным, свободным и уважающим себя людям не нужно с ними сотрудничать".

"Стучится к вам "свидетель Иеговы" – не открывайте дверь, приглашают сайентологи – скажите им, что их учение несовместимо с христианством, и откажитесь от дальнейшего разговора, приглашают на семинар, организованный на деньги Сороса, – не ходите, предлагаются хорошие деньги за аренду зала теми же сайентологами – не покупайтесь, подбрасывают модный термин "семейное насилие" – спросите, а почему кого-то так беспокоит именно семья, и на это беспокойство выделяются большие деньги, а насилие в тюрьмах, на улицах, на рынках, в воинских частях волнует гораздо меньше", – заявил он.

По словам священника, когда в Америке Россию объявляют главной угрозой, "было бы странно распространять на все эти организации режим благоприятствования, тем более что многие из них откровенно говорят, что хотели бы изменить сознание и исторический путь нашего народа, при этом не прислушиваясь к его воле, а часто откровенно оспаривая ее".

"Как бы вы прокомментировали слова о. Всеволода? Должно ли государство по-разному относиться к разным религиям?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Константин Головатский

Протоиерей Константин ГОЛОВАТСКИЙ, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодежного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии:

Есть религиозные организации, представляющие опасность для социума. Во многих странах они запрещены.

То, о чем сейчас говорит отец Всеволод, своевременно. Вообще вопрос о запрете различных сектантских движений поднимался неоднократно. Небезызвестные политические события подталкивают к тому, чтобы довести это дело до конца.

Однако нужно разобраться, действительно ли эти организации опасны. Необходимо дать экспертную оценку деятельности той или иной организации, убедиться, что они представляют опасность для общества не только с политической точки зрения, но и с культурной, духовной. Порой такие организации ведут и террористическую деятельность – их представители владеют определенными методами воздействия на сознание людей. Существуют различные методики, которые используются в сектах и делают их адептов опасными для общества.

Алексий Кульберг

Протоиерей Алексий КУЛЬБЕРГ, настоятель храма "Большой Златоуст" в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии:

Религия – область человеческой свободы. Свободный человек выбирает, во что верить, кому поклоняться, и любые ограничения в этом вопросе могут считаться гонением на веру. Ограничивать эту свободу нельзя.

Но это утверждение справедливо, пока мы говорим о свободном выборе применительно к религии, которая утверждает человека как личность. Если же речь идет о таких мутантах, "троянских конях", – а таковыми, безусловно, можно считать упомянутые отцом Всеволодом секты, – нахождение в них человека нужно расценивать не как проявление его свободы, не как свидетельство глубины его личностных отношений с Богом, а лишь как принадлежность организации, которая, называясь религиозной, по сути, представляет собой политическую, разведывательную, а порой и террористическую.

Задача государства – отличить одно от другого, классифицировать организацию как религиозную, псевдорелигиозную или террористическую. А благоприятствуя псевдорелигиозным сектам или террористическим организациям, государство вступает на путь саморазрушения.

Михаил Дудко

Протоиерей Михаил ДУДКО, главный редактор газеты "Православная Москва":

Государство должно одинаково относиться ко всем религиям – точнее, возможности для деятельности религиозных организаций должны быть одинаковыми. Если они не нарушают закон, действуют во благо человека, во благо страны, – разумеется, им не должны чинить препятствий.

Но если это деструктивные культы, признанные таковыми, если они нарушают закон и, прикрываясь религиозными мотивами, занимаются вымогательством денег, или же преследуют политические цели, работают против интересов страны, – наше правительство должно принять меры для защиты своих граждан и общества в целом.

Приносят пользу, помогают людям решать их проблемы – пожалуйста, пусть работают. Если же, наоборот, причиняют вред – извините. Это правило должно распространяться на все религиозные организации, какие бы названия они ни носили, и вне зависимости от того, зарубежные они или наши доморощенные.

Ну и традиционные религии, в первую очередь православие, сыгравшие в становлении России важную роль, должны занимать у нас особое место просто в силу своих исторических заслуг.

 

Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область):

Агафагел (Белых)

Отец Всеволод высказал вполне здравую мысль, но здесь есть одна сложность. Если я не ошибаюсь, у нас не существует юридического понятия "секта". У нас законодательно закреплено только понятие "религиозная организация". Поэтому, когда мы говорим о сектах и запрещении их деятельности, важно, чтобы это не превратилось в борьбу вообще с любой религиозной организацией, руководящий центр которой находится не на территории России. А мы знаем: существует множество вполне лояльных, хоть и не православных религиозных организаций, осуществляющих деятельность в нашей стране. У них, в свою очередь, есть прихожане – искренне верующие люди.

В общем, главное, чтобы с водой не выплеснули и ребенка, чтобы борьба с сектами не переросла в изгнание всех религий, кроме трех-четырех "титульных".

А в целом это разумное предложение. Кроме того, я убежден: любая религиозная организация должна быть далека от политики и решать религиозные вопросы, а не политические задачи.

Игорь Шумилов

Священник Игорь ШУМИЛОВ, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на:

Государство должно внимательно относиться ко всему, что происходит на его территории. Одна из задач государства – охрана граждан от мошенников и маньяков. Почитайте учебник по сектоведению – большинство сект основано нездоровыми людьми или мошенниками. Это или охотники за деньгами, или люди, желающие доминировать над другими, или психически больные.

Должно ли государство по-разному относиться к разным религиям? А как же! Одно дело религия, послужившая становлению этого самого государства, внесшая огромный вклад в культуру народа во всех без исключения областях. А другое дело некое новообразование, придуманное иностранцем сомнительной репутации, антипатриотичное и вообще чуждое всякой культуре. Это, конечно, крайности, – но все же показывающие, что отношение должно быть разным.

Александр Куцов

Протоиерей Александр КУЦОВ, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии:

Я солидарен с отцом Всеволодом. В сектах промывают мозги нашим соотечественникам. Кроме того, нередко под прикрытием псевдорелигиозный организаций ведут разведывательную деятельность. Под предлогом благотворительности или еще каких-либо проектов занимаются сбором информации. И секты, и околосектантские движения имеют тоталитарный характер. Я бы их вообще запретил, оставив на территории России лишь традиционные религиозные организации.

У нас есть "Консультационный центр святого Иринея Лионского", который следит за деятельностью таких псевдорелигиозных организаций. Как говорят сотрудники центра, их трудно уличить в незаконной деятельности. Такие организации очень хорошо конспирируются, у них отличные юристы. Между тем вред они действительно причиняют колоссальный – и физическому, и психическому здоровью людей. В странах Запада, да и Востока, их деятельность нередко запрещают. Это, конечно, правильно – и с точки зрения безопасности государства, и заботы о людях.

Антоний Скрынников

Священник Антоний СКРЫННИКОВ, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе:

Я думаю, государство должно относиться по-разному к религиозным организациям. Только исходить оно должно тоже из соображений государственных – а не из того, правильно ли та или иная община толкует Священное Писание.

Государство должно жестко вмешиваться в тех случаях, когда речь идет о нарушении прав человека, о насилии над личностью, когда совершено уголовное преступление.

С другой стороны, сплошь и рядом религиозная вывеска просто маскирует темные делишки. Именно такова сайентология, которую назвать религиозной организацией могут только либо сами сайентологи, либо люди безусловно далекие от религии.

Фагим-хазрат Шафиев

Фагим-хазрат ШАФИЕВ, муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России:

Нужно прислушаться к мнению отца Всеволода. Я как руководитель мусульманской организации республики Мордовии полностью разделяю его беспокойство и видение этой ситуации.

Действительно: у нас в стране либеральная Конституция, много законов, которыми злоупотребляли и продолжают злоупотреблять организации, финансируемые из-за рубежа, чья деятельность касается религиозной, правозащитной, культурной или иных сфер. Они оказывают влияние на сознание людей, подрывают наши устои, разрушают традиции. Думаю, мы должны обратить на это внимание.

Мы сейчас много говорим о ситуации на братской Украине – а ведь там более 20 лет действовали сектантские организации. Они воспитали целое поколение людей, которые сегодня разделяют нацистские настроения, и враждебно относятся ко всему русскому – будь то история, религия или что-то еще. Достаточно вспомнить нападения на приходы Православной Церкви.

То, что происходит на Украине, должно служить нам назиданием. Люди, чья деятельность затрагивает культурную, духовную сферы, не могут молчать и не требовать внесения изменения в наше законодательство. У нас до сих пор, наверное, в этой сфере самые либеральные законы. И, к сожалению, это наносит удар по нашему общественному согласию.

Та же проблема касается не только христиан, но и мусульманской общины Российской Федерации, которая противостоит радикализации и тенденциям, деформирующим сознание нашей молодежи. Это уже происходило и на Северном Кавказе, и на Урале, и в Приволжском федеральном округе.

Поэтому мы все всецело поддерживаем инициативу нашего брата отца Всеволода и разделяем его беспокойство.

Ришат-хазрат Давыдов

Ришат-хазрат ДАВЫДОВ, Имам Тульской области:

Я полностью поддерживаю инициативу отца Всеволода. Кстати, я сам был свидетелем происходящего в Таганском районе.

Мы знаем, что нередко под видом "благотворителей" к нам в страну приезжают обычные разведчики, цээрушники, которые пытаются "обработать" наших граждан. Это им удается за счет хорошего финансирования из-за рубежа. Думаю, такие организации есть не только в Москве, но и в других городах. Конечно, их деятельность нужно отслеживать и пресекать на законодательном уровне – нарушать закон нельзя никому. А тех "благотворителей", которые приезжают к нам из-за рубежа, нужно сразу проверять и, если на то есть основания, выпроваживать за пределы Российской Федерации вообще.

То же касается и сект – к их деятельности мы должны относиться со всей строгостью.

 

Дмитрий Цвибель

Дмитрий ЦВИБЕЛЬ, председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма "Петрозаводская еврейская религиозная община":

Если у нас правовое государство – как тогда понимать слова отца Всеволода? Все общественные организации занимаются определенной деятельностью. Если она гуманитарного характера, почему мы должны препятствовать ее осуществлению?

Деструктивная ли это организация, решает не священник и не раввин, а суд. Есть сомнения в законности той или иной организации – нужно подавать в суд. И, если он докажет их деструктивную направленность, только тогда можно поднимать вопрос о закрытии таких организаций.

Все должно происходить в рамках закона. Тем более в государстве, в котором религия отделена от государства, а значит, не должна оказывать влияния на решение государственных органов. Если мы, конечно, хотим быть правовым государством.

 

Лев Райхлин

Лев РАЙХЛИН, председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области":

Государство не должно по-разному относиться к разным религиям, существующим на территории России, – не должно делать различия между христианством, иудаизмом или, скажем, мусульманством. Но деятельность сект, которыми управляют из-за рубежа, необходимо прекратить – тут отец Всеволод прав.

Если различные экспертные и гуманитарные структуры хотят жертвовать деньги на благотворительные цели, пусть это делают – но без политической подоплеки. Эти деньги не должны идти во вред нашему государству. К деятельности сект нельзя относиться положительно – они разрушают сознание людей, способствуют разрушению семей.

С другой стороны, если те или иные организации у нас не запрещены, контролировать их деятельность – задача государства. Это касается тех организаций, которые поставлены на учет и работают легально. А если они нигде не числятся, их нужно просто закрывать.

Religare, 03.02.2015

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное