← Ноябрь 2014 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.apologetika.ru
Открыта:
27-09-2005
Статистика
0 за неделю
Новости Центра апологетических исследований
НОВОСТИ 30 октября - 5 ноября 2014 года Свидетель Иеговы суд военкомату Мордовии проиграл Накануне в Саранске разрешился спор между Свидетелем Иеговы и военкоматом. Напомним, что молодой человек пожелал проходить альтернативную службу. Все потому, что воевать и убивать ему запрещает религия. Во многих странах «Свидетелей Иеговы» освобождают от армии. Они могут проходить альтернативную гражданскую службу в своих церковных приходах. Этого и пожелал 19-летний Егор Коновалов. А в призывной комиссии Саранска сказали: никакие документы не подтверждают, что молодой человек действительно состоит в религиозной организации. Подтвердить религиозные убеждения молодого человека оказалось непросто, да и некому. А верить на слово в военкомате не хотят. Правда, у Егора есть справка из Санкт-Петербурга. Там он стоит на учёте, как принявший специальное водное крещение ещё в мае этого года. Каждую неделю Егор Коновалов ходит на службы. Не сказать, что это у них семейное, но к «Свидетелям Иеговы» привела мать. Сотрудник военкомата Николай Сыркин на суде никак не хотел уступать. Даже спрашивал у оппонента, что это за организация такая? И когда первые «Свидетели Иеговы» появились в Саранске. Егор Коновалов оказался не слишком красноречив. У него просто есть твёрдое убеждение – Бог запрещает людям убивать друг друга и даже учиться этому. И почему военкомат отказался заменить воинскую службу альтернативной, студент так и не понял. Это же нарушает его, Егоровы права и свободы. Интересно, что протоиерей Алексей Селезнёв в этой ситуации не встал ни на чью сторону. Суд принял решение, что именно псевдорелигиозные убеждения и руководят Егором Коноваловым. Его требования – пройти альтернативную гражданскую службу отклонили. Примерно через месяц решение суда вступит в законную силу. А там уж и осенний призыв закончится. Повезло. — Инфо-РМ, 06.11.2014 Жертва насилия: «Свидетели Иеговы не сообщили об изнасиловании в полицию» Так называемый «правовой комитет» Свидетелей Иеговы, по словам некоторых бывших членов этой организации, рассматривает уголовные преступления. Комитет отказался сообщать полиции о случаях сексуального насилия. Министр внутренних дел Финляндии Пяйви Рясянен, член христианско-демократической партии, просит разъяснить, как полиция может лучше помогать жертвам в подобных ситуациях.
Кирси-Мария Ахо, бывший член организации Свидетелей Иеговы, столкнулась с насилием где-то лет двадцать назад. Ситуации, связанные с насилием, рассматривает правовой комитет организации. Насильник не был Свидетелем Иеговы. «Это было преступление. Сначала он изнасиловал меня, а потом сексуально надо мной измывался. Об этому нужно было поставить в известность полицию, но старейшины запретили мне обращаться в полицию, потому что имя Иеговы не следует валять в грязи», — говорит Ахо. Ей пришлось несколько раз объясняться перед комитетом. Она описывает эти встречи как жестокие и обвинительные: «Это было очень жестоко. Молодая девушка под градом вопросов перед тремя мужчинами. Они задавали вопросы, которые сбивали меня с толку, — например, не участвовала ли я в групповом сексе. Комитет подчеркнул, что я поступила неправильно, и что я грешница и прелюбодейка. Никто не выступил в мою защиту». В наказание Ахо изгнали из общины. В то же время ее лишили возможности общаться с близкими. Исцеление после столь сокрушительного опыта шло медленно. «Двадцать два года я считала себя плохим человеком. Я думала так потому, что меня лишили общения со Свидетелями Иеговы. Занятия арт-терапией вернули мне чувство уважения к себе и понимание. Я поняла, что плохой человек — не я». Ассоциация поддержки жертв религии задокументировала 28 подобных ситуаций с участием правового комитета Свидетелей Иеговы. Случай Ахо — один из них. На этой неделе ассоциация предоставила министру внутренних дел Пяйви Рясянен список предложений относительно того, как общество должно реагировать на деятельность правовых комитетов Свидетелей Иеговы. Рясянен — депутат парламента и отвечает за вопросы, связанные с деятельностью религиозных организаций. Помимо прочего, ассоциация предлагает в законодательном порядке запретить религиозные суды. Рясянен передала документ в Министерство юстиции, чтобы получить разъяснения. «В любом случае, нам не следует допускать существование паралелльных судебных систем, в которых рассматриваются преступления и налагаются санкции, — говорит Рясянен. — Теперь, конечно, следует определить, как эти правовые комитеты соотносятся с нашим законодательством». Ассоциация в своем докладе рекомендует полиции лучше разобраться в подобных ситуациях, и Рясянен уже связалась со своим министерством, чтобы прояснить роль сил охраны правопорядка. Свидетели Иеговы считают, что Ассоциация поддержки жертв религии угрожает основам их веры. Других комментариев от общины Свидетелей Иеговы не последовало. — Yle, 02.11.2014 Свидетелям Иеговы присудили выплатить 13,5 млн. долларов предполагаемой жертве религиозного учителя В среду суд принял решение, что организация, руководящая общинами Свидетелей Иеговы, должна выплатить 13,5 млн. долларов мужчине из Сан-Диего, который утверждает, что в детстве подвергался «очень агрессивным домогательствам» со стороны учителя, преподававшего ему Библию. Хосе Лопес, которому сейчас уже 35 лет, был одним из восьми детей, подавших иски против Общества Сторожевой Башни Нью-Йорка, головной организации Свидетелей Иеговы. В этих исках они обвинили Гонзало Кампоса в том, что он сексуально растлевал их в период с 1982 по 1995 год. Адвокат Лопеса Ирвин Залкин сообщил нашим журналистам, что Кампос был одним из руководителей испаноязычных общин Свидетелей Иеговы в Линда-Виста и Пасифик-Бич. Примерно в 1986 году, когда Лопесу было 7 лет, его познакомили Кампосом, который должен был наставлять мальчика в изучении Библии. «После непродолжительного обхаживания, в котором Кампос был очень искусен, однажды в частном доме он грубо надругался над ребенком», — рассказал Залкин. По его мнению, Каспос привозил детей в дом, в котором его мать была домработницей. По словам Залкина, большая сумма возмещения ущерба, которую судья постановил выплатить после шести дней слушаний, отражает ущерб, который действия Кампоса нанесли здоровью Лопеса — в результате, он страдает пост-травматическим расстройством психики, зависимостью от алкоголя и испытывает проблемы в отношениях с людьми. По словам адвоката, чистый размер выплат составил 10,5 млн. долларов, и такое решение суд принял, заслушав ответ Общества Сторожевой Башни на обвинения в адрес Кампоса. «Эти выплаты отражают предосудительное поведение Сторожевой Башни, которая годами скрывала факты и допустила, чтобы вред был причинен многим детям. Они защищали и укрывали преступника», — заявил Залкин. Исковое заявление, в котором Лопес назван единственным потерпевшим, обвиняет Сторожевую Башню в том, что организация отказывается подчиниться судебному решению и предоставить документы, которые прольют свет на проблему сексуального насилия в американских общинах, и игнорирует требование суда представить обвиняемого для дачи показаний. Сторожевая Башня заявила нашим журналистам, что собирается оспаривать решение суда, ссылаясь на то, что решение было принято по итогам заседания, участвовать в котором представителям организации не позволили. «Свидетели Иеговы испытывают отвращение к насилию над малолетними и стремятся уберечь детей от подобных происшествий, — говорится в заявлении организации. — Решение суда, принимая во внимание обстоятельства дела, слишком радикально. Мы будем добиваться полного пересмотра дела в апелляционном суде». Что касается Кампоса, он, по словам Залкина переехал в Мексику сразу, как только началось следствие по делу. — NBC 7, 03.11.2014 В Цюрихе создана рабочая группа по противодействию Свидетелям Иеговы 1-2 ноября 2014 года в Цюрихе (Швейцария) прошла международная встреча бывших членов и критиков Свидетелей Иеговы. Организаторами встречи выступили руководитель информационно-консультационного бюро о сектах Цюриха Сузанна Шааф и руководитель проекта Регина Шписс, которые отметили, что к ним все чаще и чаще стали обращаться пострадавшие от Свидетелей Иеговы. В ходе встречи пострадавшие указывали на изоляцию, в которую попадают бывшие члены организации, полный разрыв отношений с родителями, братьями, сестрами, друзьями, мгновенно возникающее презрение со стороны действующих членов организации. Особое внимание было уделено протекающей в США дискуссии по проблеме насилия в отношении несовершеннолетних детей среди Свидетелей Иеговы. О случаях насилия над детьми широкой общественности стало известно благодаря публичным выступлениям бывшей свидетельницы Барбары Андерсон (Barbara Anderson), которая, кроме всего прочего, выпустила CD диск с документами под названием «Секреты о педофилии в американской религии. Свидетели Иеговы в кризисе». Отметим, что пострадавшим нередко удается добиться от Свидетелей Иеговы денежной компенсации, о чем уже сообщалось. В ходе встречи было заявлено о необходимости объединения в единую сеть информационно-консультационных центров, занимающихся проблемами сект, и групп бывших членов сект / пострадавших. По результатам встречи была создана рабочая группа, которая будет заниматься проведением просветительских мероприятий и акций, профилактикой попадания людей в организацию Свидетелей Иеговы, оказывать психологическую помощь пострадавшим и членам их семей, поддерживать, предоставлять информацию и обучать социальных работников, психологов, педагогов, работающих с пострадавшими и желающими покинуть организацию Свидетелей Иеговы. — Unconventional Religiosity, 04.11.2014
Когда мунисты завладели деревней Трудно себе представить более невинное мероприятие, чем безобидный неизменный атрибут сельской жизни — ежегодная джимхана. Девочки разъезжают вокруг на своих пони, время от времени заставляя животных совершать прыжки. Крепкие кобылы со сверкающими попонами и лоснящимися, ухоженными гривами. Люди из высшего общества, нисшедшие до общения с простым людом. И, конечно же, запах свежего навоза, которые не спутать ни с чем. Если вам повезет, рядом может оказаться даже пивная палатка. Чем же тут быть недовольным? Так почему же летом 1975 года перспектива проведения подобного внешне безобидного мероприятия в окрестностях Суиндона наделала столько шуму? Разгадка кроется, что местом его проведения была выбрана… деревня Стэнтон Фицуоррен. Трудно представить более радующий глаз или уединенный буколический пейзаж, чем эта деревня с церковью норманнских времен и окружающими лесами, которые сегодня служат загородным парком для жителей Суиндона. Однако 40 лет назад деревня оказалась в центре громкого скандала — настоящей бури, которая выплеснулась на страницы центральных газет, задела чувства людей всех слоев общества и даже стала причиной парламентского запроса. Местный землевладелец и уважаемый архитектор Генри Мастерс вызвал гнев местных жителей, поставил в тупик общественное мнение и поразил членов своей церковной общины, передав права на обширное имение, которым его семья владела 400 лет, какой-то «странной секте». Большой усадебный дом, несколько ферм, разнообразные дворовые постройки и коттеджи, а также 240 с лишним гектар плодородной уилтширской земли, простиравшихся «так далеко, как видит глаз», внезапно стали собственностью «загадочной» Церкви Объединения. Это была одна из тех историй, за которые с одинаковым энтузиазмом хватаются редакторы отделов новостей из уважаемых центральных газет и популярных таблоидов. И возник вопрос, которым внезапно заинтересовался едва ли не каждый англичанин: кто, черт побери, такой этот Сан Мён Мун? Религиозная секта, известная под названием «мунистов», а официально именующая себя Федерацией семей за объединение и мир во всём мире, была основана Муном в Корее в 1954 году. В последующие годы ее щупальца постепенно опутывали земной шар, пока, наконец, в начале 1970-х под ее обаяние не попала 19-летняя Розалинда Мастерс — дочь сквайра Генри из деревни Стэнтон Фицуоррен. Родители девушки, которым принадлежала большая часть деревни с населением в 163 человека, и которые были заметными членами местной церковной общины, испытали понятное потрясение. Кто хочет видеть своего ребенка в лапах «странной секты»? Но потом произошло нечто странное — практически невероятное. В то время как Роз разочаровалась в секте и бежала оттуда, ее родители — решившие получше узнать мунистов и даже по совету дочери побывавшие в их учебном центре близ Рединга — подумали: «Здорово, именно то, что нам нужно!» В апреле 1973 года 47-летний Генри Мастерс, член местного совета и многолетний попечитель церковной общины, и его 47-летняя супруга Эврил, мировой судья, член совета прихода и президент деревенского Женского института, порвали с прежней жизнью и вместе с двумя детьми-подростками примкнули к мунистам. Мало того, Мастерс подарил этой финансируемой из Кореи организации свое древнее имение стоимостью около миллиона фунтов стерлингов. Пока шум от этой новости носился по стране, супруги уехали в США, любезно пригласив мунистов — включая национального руководителя организации — въехать в усадьбу. Подозрительные и недовольные жители деревни называли своих новых соседей, которые начали стекаться в Стэнтон, «святыми» и «божьим отрядом». В последующие несколько лет присутствие мунистов в Стэнтоне становилось причиной одного скандала за другим. Они постоянно оказывались в центре той или иной шумихи, в которую иногда втягивались официальная церковь, местное самоуправление и неизменно любопытные журналисты. Истории о промывке мозгов — типа «беззащитных подростков втянули в секту» — расползались, словно степной пожар. В конце концов, измотанные подобными обвинениями мунисты подали в суд на газету Daily Mail. И проиграли. Попытка мунистов открыть в Стэнтоне почтамт и магазин была пресечена местным советом. В лету канули и планы открыть собственный ресторан… На пике ажиотажа вокруг мунистов случилось невероятное… джимхана на Южной Ферме в Стэнтоне, которой к тому времени владела Церковь Объединения, собрала толпу протестующих с плакатами. В числе протестующих была и пара служителей англиканской церкви. «Возможно, впервые в истории пони и лошадей лошадиное шоу будет встречено митингом протеста», — писала наша газета в 1976 году. В своей статье «Parsons Picket the Show» мы воспроизвели заявления протестующих… что мероприятие — это «средство, с помощью которого организация хочет собрать деньги и навербовать новых последователей для „мессии-миллионера“ Сан Мён Муна». Мунисты ничего не ответили, но если бы ответили, их ответ наверняка звучал бы как «Вздор!» На следующий год группа, специально созданная для борьбы с неизменно «скандально известной сектой», — Family Action Information and Rescue (FAIR) — заявила, что графство Уилтшир сделалось, благодаря присутствию секты в окрестностях Суиндона, «самой плодотворной для мунистов почвой для вербовки новых членов в Британии». В те годы на наших страницах часто мелькали такие заголовки: «Совет поставил печать на план мунистов», «Сараи секты мунистов должны быть снесены», «Мужчина из секты Муна вступил в конфликт с церковью» и т. п. За прошедшие годы мы напечатали целый ряд статей, основанных на свидетельствах бывших членов секты, которые утверждали, что им пытались «промывать мозги». Несколько раз Церковь Объединения грозила подать на нас в суд, и однажды нашему злополучному фотографу на ферме мунистов вывалили на голову ведро навоза. Однако мы всегда публиковали ответ секты, если она его давала. Обычно ответ сводился к тому, что «утверждения о промывке мозгов абсурдны». В какой-то момент появились слухи, что сам основатель секты, Сан Мён Мун, приедет в Стэнтон из своей нью-йоркской штаб-квартиры… несмотря на общественную кампанию, участники которой требовали лишить его въезда в Британию. А потом — когда уровень шока уже зашкаливал — появились слухи, что Стэнтон станет столицей британских мунистов, мозговым центром организации в Великобритании. Но этого не произошло. Собственно, все вышло как раз наоборот. Деятельность секты в Стэнтоне, где у мунистов одно время был учебный центр, и проходили семинары, резко сократилась, как, по некоторым сведениям, и их деятельность в Великобритании вообще, — в связи с тем, что основная масса их последователей переехала в США. На мунистском фронте в Стэнтоне мало-помалу стало тихо. Имение использовалось как ферма, а около 20 зданий сдавались в аренду, обеспечивая мунистам постоянный приток денег. Четыре года назад опять поднялся шум в связи с тем, что мунисты подали прошение (которое было удовлетворено) о том, чтобы им позволили устроить в Стэнтоне собственное кладбище. Во время споров по данному вопросу член совета общины Лиз Бэннистер заявила в интервью нашей газете: «Их уже не так много, как прежде, — тогда нам казалось, что нас оккупировали». Представитель Церкви Объединения Нэнси Джабб высказалась в том духе, что в прошлом «разные самозваные специалисты по сектам начали говорить, что мы промываем людям мозги и разрушаем семьи. После этого британское правительство четыре года изучало нашу деятельность, но не было никаких доказательств, что нечто подобное имело место, и до сих пор мы сохраняем статус благотворительной организации». Устав от обвинений в том, что его «обвели вокруг пальца», в результате чего он передал семейное имение мунистам, Генри Мастерс в апреле 1978 года опубликовал в нашей газете обширное пояснение. В статье он писал: «Честно говоря, большинство из того, что было сказано, — полная чушь… вступить в Церковь Объединения было нашим лучшим решением». По словам Мастерса, они вступили в организацию, чтобы «углубить свою веру в Бога». Далее он писал: «Я чувствую глубокое удовлетворение при виде того, что фермами в Стэнтоне управляют полные энтузиазма молодые люди, составляющие христианский кооператив… Они очень отличаются от вандалов и футбольных хулиганов, равнодушных или эгоистичных». — Swindon Advertiser, 05.11.2014 Как культ украл мою жизнь Писательница Тэйлор Стивенс выросла в секте, где побои, голод и сексуальные домогательства были рутиной. Теперь, сорок лет спустя, способна ли она оставить «Детей Бога» позади? Большинство детей слышат похвалы, когда пишут рассказы. Но не Тэйлор Стивенс. Теперь ей 41 год, но она родилась и выросла в культе, который тогда был известен под именем «Детей Бога». Члены этого культа (Стивенс не нравится слово «члены», поскольку оно подразумевает некую добровольность) жили одной общиной, обычно в убогости и нищете, зарабатывая на жизнь попрошайничеством. Детей часто били, морили голодом, разлучали с родителями, не давали им возможности учиться и растлевали сексуально. Эпизодическая учеба Стивенс в школе полностью сошла на нет, когда ей было 12 лет, но она всегда чувствовала побуждение писать истории. «Любые развлечения — музыка, телевизор, книги — были запрещены. Нам было очень скучно, я выдумывала истории и рассказывала их другим подросткам, пока мы часами сидели на задних сидениях микроавтобуса, на котором нас возили куда-нибудь просить подаяния. Воображение было для меня способом выжить», — вспоминает она. Когда Стивенс исполнилось 15 лет, ей в руки попались несколько чистых тетрадей, и она начала писать рассказы: «Я знала, что бумаги у меня мало, поэтому писала очень мелко, вжимая в строчки как можно больше слов». Но вскоре ее записи нашли, тетради отобрали и сожгли. «Лидеры сказали мне, что я ведьма, что во мне множество дьяволов, и совершили надо мной обряд экзорцизма. Они на три дня заперли меня в комнате без еды. Они хотели, чтобы я призналась в своих грехах. Я не знала, что им рассказать, поэтому рассказала обо всех сомнениях по поводу организации, какие когда-либо приходили мне в голову. Я издавала странные звуки, думая, что именно этого от меня ждут, но меня мучила мысль: „А что, если это не те звуки?“» Впоследствии Стивенс многие месяцы провела в разлуке с родителями. «Они думали, что я заражу их своим нечистым духам. Они заставляли меня часами читать пропагандистские публикации, а потом писать сочинения о том, как это идет мне на пользу. Я просто выдумывала текст, чтобы им угодить, — смеется женщина. — Забавно, что они не хотели, чтобы я писала вымышленные рассказы, но почти все, что я говорила им, было вымыслом. И это помогло мне стать той, кто я есть сегодня». Сегодня, по прошествии 25 лет, Стивенс — известная писательница. Ее первый роман, «Информатор», попал в список 10 лучших книг по версии газеты «Нью-Йорк Таймс», был переведен на 20 языков, и Джеймс Кэмерон хотел снимать по нему фильм. С тех пор в свет вышли еще два очень популярных остросюжетных романа, и еще два вскоре будут изданы. Это необычайный поворот событий для женщины, которая покинула культ лишь в возрасте 29 лет. Сегодня, беседуя со мной из своего дома в Далласе, она производит впечатление обычной домохозяйки — наш разговор прерывает неожиданное возвращение одной из ее двух дочерей-подростков, сопровождаемое радостным собачьим лаем, потом раздается неожиданный звонок из школы с просьбой заехать за второй дочерью. Но Стивенс далека от этого стереотипа: «Я не хочу быть типичной мамой из родительского комитета, для которой вся жизнь состоит из „о, Сюзи сделала то-то и то-то, а потом мы стали печь кексы“». Она продолжает: «Как бы сильно люди ни любили меня, какими бы чудесными они ни были, им никогда не понять мое прошлое». Культ, известный сегодня под названием «Семья» или «Международная миссия „Семья“», был основан Дэвидом Бергом (его также называли «Царем», «Давидом» и «Моисеем») в 1968 году в Калифорнии. Его последователи проповедовали близкий конец света и отказ от всякой личной собственности. В общинах «Детей Бога» поощрялась свободная любовь (хотя контрацептивы были запрещены), и Берг поощрял «ловлю на флирт», посылая женщин вербовать новых членов и зарабатывать деньги с помощью проституции. К моменту своей кончины Берг был объявлен в международный розыск за организацию сексуального растления детей. В 2005 году приемный сын и очевидный наследник Берга убил свою бывшую няньку, а потом покончил с собой. Он оставил предсмертную видеозапись, в которой заявил, что убитая растлила его еще в младенчестве, и добавил, что на самом деле хотел бы убить свою мать — Карен Зерби, которая по-прежнему возглавляет культ. Благодаря антиамериканскому пафосу своих публикаций «Дети Бога» привлекли в свои ряды множество хиппи и пацифистов, а также многих скрывавшихся от правосудия, говорит Стивенс. Некогда организация хвалилась тем, что в ней состоят 35 тыс. членов, включая 13 тыс. детей. Сегодня, по некоторым сведениям, число последователей сократилось до 10 тыс. Актриса Роуз Мак-Гоуэн родилась в этом культе, но ее родители решили уйти, когда лидеры начали проповедовать секс с малолетними. Cемья Финикс, в том числе братья-актеры Хоакин и Ривер, провела среди «Детей Бога» какое-то время в середине 1970-х. Отец Стивенс вступил в культ в 1969 году в возрасте 23 лет. Мама — в 1970 году в возрасте 18 лет. Лидеры «поженили» их друг с другом — как подозревает Стивенс, потому, что они оба были евреи. «Лучше бы спросить их самих, почему они вступили в движение. Мои родители были очень молоды, возможно, не имели цели в жизни, и к ним, наверное, подошел улыбчивый человек с вопросом: „Почему бы вам не приехать и не переночевать у нас?“» — говорит она. В своем втором романе, «Невиновный», действие которого происходит в культе, один персонаж так объясняет, чем привлек его культ: «Избавиться от независимости, следовать за пророком значило освободиться от ответственности». Вследствие отрицания частной собственности члены культа вели бродячую жизнь, и к моменту, когда Стивенс исполнилось семь лет, она с четырьмя младшими братьями и сестрами уже успела побывать в пяти штатах и в трех европейских странах, живя в трейлере вместе с другими членами культа. Какое-то непродолжительное время, когда Берг смягчил правила, Стивенс посещала разные школы, где ее научили основам грамотности, и где она запоем читала книги о Нэнси Дрю, но так и не подружилась ни с кем из «внешних». «Мы вели двойную жизнь, мы просто не говорили о том, что происходило. Мы знали, что мы избранные, что мы выше их, что они погрязли в своих мирских делах». Когда девочке исполнилось 12 лет, ее семья переехала в Японию, что положило конец и ее образованию, и невинности. В соответствии с правилами, девочку разлучили с семьей, и она жила в разных общинах «Детей Бога», где вместе с другими подростками обслуживала сотни единоверцев — готовила, убирала, смотрела за детьми. Какое-то время они вшестером жили в комнате размером с гардероб, а уборная была одна на 20 человек. «Они отняли у нас лучшие годы жизни, заставляя нас целыми днями работать». Ее также регулярно посылали просить милостыню, и однажды она оказалась на заснеженных улицах Осаки в своей единственной обуви — сандалиях с открытыми носами. «Необходимость просить подаяние просто убивала меня, я ненавидела ложь, ненавидела просить у людей деньги, которые, как они думали, пойдут на благотворительность, в то время как у нас не было времени ни на что другое, кроме попыток выжить». Девочка мечтала бежать, но никому не признавалась, что несчастна, — вокруг были соглядатаи. Так или иначе, у нее не было навыков жизни в окружающем мире: «Я боялась, что Бог покарает меня смертью». В культе практиковалось регулярное чтение «травмирующих свидетельств» — рассказов членов движения о том, как ужасна жизнь в мире. «Они говорили: „Возможно, жизнь там выглядит привлекательно, но поверьте мне, я был бы уже мертв, если бы не встретил Семью». Ко всем внешним, как бы усердно они ни пытались разоблачать учения Берга, относились с подозрением: «Ты не могла даже услышать то, что они пытались тебе сказать, тебе уже сделали прививку от этого». Стивенс переехала в Мексику, где культ создавал новую общину, которая и по сей день остается его самым твердым оплотом. «Лидеры были настоящими садистами. Их задачей было научить бестолковых американцев, как быть хорошими членами культа, и они делали это с крайней жестокостью. Детей подвергали ужасным физическим наказаниям за малейшую провинность. И дело было не в наказании, а в том, что они пытались загнать квадратную пробку в круглое отверстие. Вся моя жизнь состояла из разных степеней кошмара, так что я могла лишь, как всегда, пониже пригнуть голову и просто терпеть». В 1994 году, после смерти Берга, Стивенс воспользовалась неразберихой и перебралась в кенийскую общину — «как можно дальше от лидеров, которые постоянно проверяли, достаточно ли мы духовны». Она вышла замуж за другого члена культа и вместе с ним, надеясь оказывать людям настоящую помощь, а не просить милостыню, отправилась на миссию в Экваториальную Гвинею, где была самая бедственная ситуация с правами человека и самая ужасная нищета в мире. «Это была земля, на которой время остановилось. Мы словно вошли в адские врата, — восклицает Стивенс. — Это было самое негостеприимное место, какое только можно вообразить: климат, атмосфера паранойи. Нам приходилось подкупать власти, чтобы они позволяли нам помогать людям». Вопреки всему супруги изготовили 3000 школьных парт и привезли лекарств и школьных принадлежностей на 30 тыс. долларов. Воодушевленные успехом, достигнутым вопреки всем трудностям, супруги — уже с грудным младенцем и ребенком, который вот-вот должен был появиться на свет, — переехали в Германию. Супруг Стивенс устроился на работу, и им, наконец, удалось уйти из культа: «Я никогда не забуду восторг, который я испытала в то первое утро, проснувшись в нашей собственной маленькой квартирке, избавившись, наконец, от глаз, которые всю жизнь следили за мной и судили меня». «Ходить по магазинам, записываться на прием к врачу — все обычные вещи, которые большинство взрослых людей принимают как должное, — были для меня в новинку. Идти одной по улице было непривычно — мы всегда ходили парами. Я чувствовала себя, словно голая. Я боялась того, что Бог поразит меня, у меня было множество навязчивых страхов. Понадобилось много времени, чтобы научиться жить».
Затем супруги (к тому времени уже расставшиеся с миром — «находясь в культе, ты думаешь, будто знаешь человека, поскольку проводишь с ним все время, но в действительности ты видишь его таким, каким его хочет видеть культ») переехали в США, где поселились в жалкой хибаре. Чтобы заработать немного денег, Стивенс начала покупать книги на распродажах, а потом перепродавать их на сайте eBay. В Африке она прочла около 15 романов Роберта Ладлэма о Борне и стала горячей поклонницей писателя. Осознав, что ей самой довелось жить в таких же экзотических местах, как и те, что описывал Ладлэм, в возрасте 35 лет она решила написать собственный остросюжетный роман, действие которого происходило бы в непонятной и ужасающей Экваториальной Гвинее. «Я плохо знала грамматику и пунктуацию, но могла складывать слова в строчки», — говорит Стивенс. В подтверждение тому, вскоре после выхода в свет романа «Информатор», к ней подошел незнакомый мужчина, сказал, что не верит, что у нее за плечами лишь начальная школа, и обвинил ее в том, что она выдумала свою биографию, чтобы подогреть интерес к своим книгам. На самом деле, хотя биография Стивенс — мечта книгоиздателя, поначалу она с неохотой рассказывала о своей жизни и даже не хотела включать эту информацию в свою книгу. «Я могла бы придумать себе какое-нибудь прошлое. Но в детстве мы постоянно врали о себе окружающему миру, и я поклялась, что больше никогда не стану этого делать», — говорит она. Женщина отказывается рассказывать подробности о насилии, которому подвергалась, и о сексуальной жизни в культе — во-первых, чтобы защитить своих дочерей, и, во-вторых, как объясняет один персонаж романа «Невиновный», потому что это отодвигает на второй план десятки других унижений, которым подвергаются тысячи детей. «Было сексуальное насилие… Но это лишь одно из многих блюд, которые подавали мне в детстве… Никто не пишет о жестоких наказаниях, о разлуке с семьей, о невозможности учиться, об отсутствии медицинской помощи… Это не слишком интересно». Было ли это ее желание сделать акцент на других ужасах тем, что подтолкнуло ее написать «Невиновного»? «Другие использовали тот факт, что я выросла в культе, в своих целях — чтобы продавать книги, чтобы показать, как плохи культы. Я всего лишь хотела, чтобы люди увидели, как это выглядит на самом деле. Я хотела бесстрастно, без гнева описать тот садизм, через который мне пришлось пройти, и то, как никакого справедливого возмездия не совершилось», — говорит Стивенс. Сегодня ее родители в разводе. Она не поддерживает отношений с отцом — отчасти потому, что он до сих пор считает себя членом культа, — однако, после некоторых усилий, восстановила «крепкие и любящие» взаимоотношения с матерью. «Сравнивая рост и развитие моих детей… с тем, что я пережила примерно в том же возрасте, я поняла подлинный ужас того, через что мне пришлось пройти. Для меня непостижимо, как столь многие родители в культе могли отказаться от такого мощного инстинкта». — The Telegraph, 01.11.2014 Саентология и космическая опера: новый научный подход Сюзан Рэйн Вот только в субботу Джон Атак сетовал на общественные науки и их неспособность понять, как работает Саентология. Однако есть ученые, которые знают свое дело, и венчает этот список профессор Стивен Кент из Университета Альберты.
Мало того, что Кент провел десятки лет, разоблачая неприглядные стороны Саентологии, у него еще есть одна из лучших в мире коллекций саентологических материалов — и он пользуется ей, чтобы готовить новое поколение ученых. В числе последних — Сюзан Рэйн, которая училась у Кента и уже проделала серьезные самостоятельные исследования. А теперь Рэйн опубликовала новую статью, которая нас просто ошеломила. Профессор Кент сообщил нам, что его бывшая протеже опубликовала собственную работу под названием «Поразительная история: космическая опера Л. Рона Хаббарда» в журнале Religion. Поверьте: эта тема уже давно нас интересовала. И, как мы писали в прошлом, космическая опера Хаббарда не ограничивается лишь ОТ 3 — секретными материалами, обыгранными в 2005 году в одном из эпизодов мультфильма «Южный парк». Собственно, Хаббард был довольно откровенен со своими первыми последователями, рассказывая им о галактических элементах Саентологии — тех самых, которые организация сегодня всеми силами скрывает от общественности. В своей статье Рэйн исследует истоки космической оперы как одного из жанров научной фантастики и темы, которые были популярны в этом жанре в тот период, когда Л. Рон Хаббард изобретал Дианетику и Саентологию.
В частности, она отмечает, что Алфред Ван-Вогт и другие авторы писали рассказы, в которых человечество можно было «усовершенствовать» и превратить в сверхчеловеков — в том числе и в плане интеллектуальных возможностей. (Ван-Вогт был одним из ранних приверженцев Дианетики и даже был лидером движения в Калифорнии, но впоследствии разочаровался, когда Хаббард стал призывать своих последователей исследовать «прошлые жизни».) Райн высказывает предположение, что, создавая Дианетику и Саентологию, Хаббард взял основные темы космической оперы и предположил, что они описывают реальные события. «Хаббард создал Саентологию как исполнение фантазий автора», — пишет она. Хаббард часто говорил, что писатели-фантасты в своих историях в действительности описывали «полный трак» — невероятно долгую реальную историю галактики. И если космическая опера была реальностью, то героем величественного галактического нарратива Хаббарда был он сам. «Главным персонажем космической оперы Хаббарда был сам Хаббард», — пишет Рэйн. Это очень познавательная, тщательно выверенная статья, которая, на наш взгляд, внесла большой вклад в академическое изучение Саентологии. Автор дала нам разрешение полностью опубликовать здесь текст статьи, и мы надеемся, что вы уделите ей то время, которого она заслуживает… Читать статью Сюзан Рэйн на английском. — The Underground Bunker, 03.11.2014 Саентология: вниз по кроличьей норе прямиком в любопытный судебный казус Судебный казус В мае этого года суд Йоханнесбурга выписал несколько необычных повесток. Известная в деловых кругах супружеская пара подала иск против своей церкви, утверждая, что им не вернули выданную ссуду. Они требовали выплатить им 5,8 млн. рэндов — 16 млн., если считать с процентами. Церковь, о которой шла речь, — это местный филиал Саентологии, а супружеская пара — богатые южноафриканские девелоперы и некогда верные саентологи Эрнест и Гэй Корбетт. Поскольку в прошлом году их отлучили от церкви, они получили возможность нарушить одно из многочисленных правил Саентологии: подать на церковь в суд. Документы, которые уже стали или вскоре станут достоянием гласности, приоткрывают занавес секретности над деятельностью организации в Южной Африке — как утверждают, она уже много лет занимается тайными операциями, в которые вовлечены огромные деньги, и ведет жесткую политику, которая, по словам некоторых, стала причиной распада ряда семей. Супруги Корбетт — двое из нескольких десятков видных членов организации, которые, судя по всему, были изгнаны в прошлом году и в начале этого года в ходе чистки рядов, которая, по мнению многих, стала крупнейшей в истории Саентологии в Южной Африке. Наши журналисты побеседовали с девятью возмущенными бывшими членами организации, которые утверждают, что многие другие тоже были отлучены — и все по одной и той же причине: они искали в Гугле информацию о Саентологии. Как рассказали нам некоторые бывшие саентологи, членам организации запрещено искать в Интернете информацию, связанную с их религией, — это должно оградить их от компроментирующих утверждений. Однако просачивающиеся из Соединенных Штатов слухи о состоянии организации были слишком тревожны, чтобы их игнорировать: заявления о физическом насилии и пытках со стороны высшего руководства, о финансовых злоупотреблениях и прочих скандалах, которые сотрясают организацию во всем мире. Большинство наших собеседников сказали, что были отлучены после того, как выразили беспокойство по поводу этой информации. Все они живут в окрестностях Йоханнесбурга. «Они отлучают тебя, чтобы ты не мог передать эту информацию никому другому в церкви», — говорит один бывший саентолог, пожелавший остаться анонимным. Сама организация не пожелала дать разъяснения о том, почему некоторые члены были отлучены. Наши журналисты также побеседовали с рядом действующих членов организации, и некоторые из них намекнули, что отлученные скрывали некие «вредные действия», но уговорить их рассказать, в чем конкретно эти действия заключались, не удалось. Пресловутая чистка рядов развязала десяткам бывших саентологов руки, чтобы судиться с организацией. Дочь супругов Корбетт, Лиза Гусен, подает на организацию в суд после того, как она заплатила 2 млн. рэндов за курсы для себя и своего мужа, по освоении которых они должны были подняться на вершину иерархической лестницы в Саентологии. Однако супругов Гусен (как и большинство их родственников) отлучили прежде, чем они смогли закончить курсы, а теперь отказываются возвращать им деньги. Еще два бывших саентолога, пожелавших сохранить анонимность, рассказали нашим журналистам, что они собираются подать на организацию в суд с целью вернуть свои пожертвования, которые, по словам одного из них, в сумме составляют около 1 млн. рэндов. Истцы намерены судиться с организацией по поводу якобы действующей в ней политики «разрыва отношений», которая запрещает членам организации поддерживать общение с отлученным или тем, кого объявили «подавляющей личностью». Четыре наших собеседника заявили, что в результате отлучения понесли материальные убытки — либо из-за угроз со стороны членов организации, либо из-за того, что потеряли клиентов, которым пришлось разорвать с ними отношения. Иск супругов Корбетт, который будет рассматриваться в следующем году, даст их адвокатам возможность покопаться в финансовой деятельности местного филиала Саентологии и изучить их отчетность, начиная с 2007 года, когда была выдана ссуда. Изучение финансов организации может показать, какая доля получаемых пожертвований и доходов уплывает в карман главы международной организации, хитрого Дэвида Мискевиджа, который, если верить многочисленным сообщениям, ведет роскошный образ жизни, в то время как тысячи сотрудников организации, в том числе и в Южной Африке, работают за гроши. Гаэтана Асселин, видный член организации, прибыла в Южную Африку из одного из главных американских саентологических центров в конце прошлого года, когда начались пресловутые чистки. Она побеседовала с нашими журналистами от имени церкви. Асселин не стала комментировать вопросы, которые в настоящий момент рассматриваются в суде. Она отвергла все обвинения со стороны бывших членов, заметив, что словам отступников любой религии верить нельзя. Не стала она отвечать и на вопрос, действительно ли членам организации запрещено искать в Интернете информацию о Саентологии. Международная организация в прошлом уже отвергала обвинения в насилии и финансовых злоупотреблениях. Отлученные утверждают, что Асселин входит в состав международной команды, присланной, чтобы навести порядок в рядах южноафриканской организации после того, как бывшие члены стали задавать неудобные вопросы. Саентология и ее убеждения Саентология была создана в 1952 году Л. Роном Хаббардом — плодовитым писателем-фантастом и своего рода разносторонне одаренным человеком, который пытался заниматься всем, от фотографии до управления яхтой и самолетом. В 1950 году Хаббард написал книгу о самосовершенствовании под названием «Дианетика», которая стала бестселлером. Воспользовавшись огромной популярностью своего метода самосовершенствования, он добавил к ней духовную подоплеку, разработал жесткую иерархию развития — и на свет появилась Саентология. Объяснить, во что в точности верят саентологи, трудно, поскольку многие из этих верований хранятся в секрете и открываются членам организации постепенно, одно за другим, по мере внесения платы. Информация в блогах, которые ведут люди, покинувшие организацию в Южной Африке и во всем мире, вкупе с новостными статьями и таким книгами, как Going Clear лауреата Пулитцеровской премии Лоуренса Райта, создает впечатление сложной религиозной системы. Наиболее безобидные убеждения Саентологии привлекают в ее ряды новых членов. Первая идея, с которой вы, скорее всего, познакомитесь, заключается в том, что пережитое в прошлом оставляет негативный след, и что наша подлинная сущность не материальна, а духовна. Саентологи предлагают человеку бесплатный тест на стресс и прочие услуги, чтобы показать ему, насколько плохо его состояние, и предложить ему пройти «одитинг» — саентологическую версию психотерапии. Вот только саентологи не называют свои методы психотерапией, поскольку яростно выступают против любой формы психиатрической помощи, что подтвердил актер Том Круз в одном из своих наиболее странных интервью, данном Мэтту Лауэру в эфире программы Today Show в 2005 году. Круз обрушился на актрису Брук Шилдс с упреками за то, что та прибегла к помощи лекарств, чтобы справиться с послеродовой депрессией. Одитинг — это психотерапия по-саентологически, в которой упор делается на науку и методологию. С помощью «е-метра» или «электропсихометра» определяются зоны сопротивления, и все, в чем признается человек, тщательно фиксируется. Критики утверждают, что эти сведения удобны, чтобы ими шантажировать тех, кто уходит из организации. «Одитинг — это как наркотик. Ты чувствуешь себя хорошо, а три дня спустя все возвращается на круги своя», — говорит Роберт Беррингтон, изгнанный из южнофриканской организации в 2010 году. Саентология утверждает, что одитинг и другие инструменты будут все дальше и дальше продвигать вас по «мосту к полной свободе», представляющему собой таблицу, по которой оценивается твой духовный и академический прогресс до тех пор, пока ты не достигнешь состояния «клира». Тогда для тех, кто серьезно относится к саентологической религии, начинается настоящая работа: прохождение восьми уровней ОТ, или «оперирующего тэтана». Саентологи верят, что достаточно развитый человек, или «оперирующий тэтан, способен управлять материальной вселенной, в том числе пространством, временем и материей. В журнале Advance! регулярно публикуются истории об успехах — например, рассказы о том, как люди общаются со своими домашними питомцами или исцеляют их, а также предотвращают дорожные аварии, перемещая соседние машины посредством «чистого намерения». И только когда ты доходишь до уровня ОТ 3, или «огненной стены», как называл его Хаббард, ситуация принимает странный оборот. Саентологи верят, что 75 миллионов лет назад некий инопланетный властелин, диктатор по имени Ксену (или Ксему — смотря как читать рукописные заметки Хаббарда) сослал на Землю миллиарды лишних обитателей перенаселенной Галактической Федерации, собрал их вокруг вулканов и подорвал водородные бомбы, чтобы от них избавиться. Считается, что духи этих существ, или тэтаны, сегодня прилепляются к нам, причиняя нам духовный вред. Только жесткие и дорогостоящие методы Саентологии могут нас избавить от их влияния. Однако эта история не предназначена для посторонних ушей, поэтому Саентологи избегают упоминать имя Ксену и изо всех сил стараются скрыть верования, лежащие в основе их религии. Эта информация была зафиксирована в протоколах судов, но предназначалась лишь для тех, кто стремится достичь уровня ОТ 3. Добравшись до этой ступени, ты получаешь на руки папку с неразборчивыми рукописными заметками Хаббарда и отправляешься в одиночестве в комнату с ними разбираться. По словам организации, эти знания не предназначены для тех, кто к ним еще не готов, потому что они могут нанести человеку вред при неправильном подходе. Эти знания не для бедных — в разных газетных статьях стоимость каждого уровня ОТ оценивается в тысячи долларов. Гусен говорит, что заплатила авансом более 2 млн. рэндов, чтобы вместе с мужем пройти уровни ОТ с первого по восьмой. Члены организации подчеркивают, что с помощью учений Хаббарда можно помочь миру стать лучше. Они хвалятся своей работой в области реформы пенитенциарной и образовательной системы, а также служением своих добровольцев в зонах катастроф. Но, в конечном итоге, как рассказали нам бывшие члены организации, все, кто не принадлежит к числу саентологов считаются «вогами», во всех отношениях уступающими им. Если ты болен, или у тебя проблемы в жизни, саентологи могут счесть это причиной осудить тебя за отсутствие духовного развития. Южноафриканец Трэверс Харрис — 73-летний бывший саентолог, лично работавший с Хаббардом, говорит, что не возьмется судить верования этой религии, но просто не верит в «более продвинутые» учения, как он их называет. «Прошло уже 60 лет, а у нас по-прежнему нет ни одного оперирующего тэтана — того, кто мог бы полностью контролировать пространство, время, материю и саму жизнь». Саентология и саентологи Трудно представить себе, что значит быть в Южной Африке саентологом во втором или третьем поколении, вырасти с представлением о своей религии как о центре вселенной, а потом внезапно прозреть. Одни бывшие члены организации по-прежнему верят в учения Хаббарда, но думают, что организация их неверно толкует, другие называют всю систему непечатными словами. Бывший саентолог Беррингтон, который провел в организации 12 лет и был ее сотрудником, относится к числу последних. «Уйти из Саентологии и понять, что происходит в реальном мире, — все равно, что обнаружить, что твои родители инопланетяне», — говорит он. На пике своего расцвета в США, в 1960-1970-е годы, Саентология агрессивно обхаживала известных людей и артистов, которые считали ее религией для думающих людей. Каждый этап обучения преподносился как загадочный и волнующий. Возможности — исследовать свои прошлые жизни и устранить негативные последствия — были бесконечны. А потом появился Интернет. «Вероятно, Интернет, в конечном итоге, станет окончательной погибелью для Саентологии, — говорит Райан Хогарт, бывший президент организации в Южной Африке, который в прошлом году был отлучен вместе с еще 17 единоверцами. — Они не в состоянии контролировать поток информации». Теперь наиболее странные аспекты этой религии уже не преподносятся верным осторожно и в легко усваиваемых дозах. Они доступны для всех вместе с дискредитирующими пояснениями и становятся материалом для записей в блогах, статей и даже для номинированного на премию «Эмми» эпизода мультфильма «Южный парк» (из-за этого из съемочной группы ушел саентолог Айзек Хэйес, который озвучивал персонаж Шефа). Девять других людей, все еще остающихся в рядах южноафриканской паствы Саентологии, рассказали наши журналистам, как изменилась их жизнь. «Если бы не обучение и консультации, которые я получила, моя жизнь была бы очень несчастной», — сказала Салли-Энн Кук, которая провела в организации 42 года и считает ее заслугой то, что смогла спасти свой брак и начать успешный бизнес. Сабина Лактионова родилась в семье саентологов и говорит, что организация «научила ее, что она могущественна и сильна и имеет огромные способности». Камерен Пенди рассказала, что Саентология помогла ей оправиться после смерти отца: «Завершив курс, я почувствовала, что снова могу дышать». Еще одна женщина описала, как учение организации помогло ей избавиться от крайней робости и улучшить навыки общения. (Юморист Джерри Зайнфельд говорил, что, хотя он так и не стал саентологом, в первые годы учение организации о том, как эффективно общаться с людьми, помогло ему в карьере комика.) Девять наших собеседников, все еще остающихся в организации, заявили, что отлученные неправильно пользовались саентологическими материалами — в их религии это считается худшим из грехов. «Если ты хочешь построить модель самолета или мост, нужно делать это правильно, — объяснил Робин Хогарт, дядя Райана Хогарта. — Если ты используешь Саентологию, используй ее так, как было задумано и не смешивай ее ни с чем другим». О своем отлучении он не захотел говорить ни с кем, даже с племянником и другими родственниками. Саентология в Южной Африке Всего через пять лет после создания организации она уже отвоевала плацдарм в Южной Африке, где тогда господствовал апартеид. К 1960 году сам Хаббард посетил наши берега и почти год прожил в Линксфилде, одном из районов Йоханенсбурга, в роскошном доме, обшитом дубовыми досками, из окон которого открывался великолепный вид. Теперь дом превращен в мемориал, и в 2010 году организация привела его в первозданное состояние — вплоть до реплики холодильника 1960-х годов на кухне и оригинальных паркетных полов. Заявления по поводу расистских высказываний Хаббарда Асселин напрочь отвергла, сказав, что эти слова были вырваны из контекста. Анкета, в которой присутствовал вопрос о том, не было ли у члена организации половой связи с представителем другой расы, существовала лишь потому, что в то время таково было требование южноафриканского законодательства. Люк дю Буар, гид по дому Хаббарда в Линксфилде, рассказывает о Конституции, Билле о правах и уголовном кодексе, которые Хаббард составил для Южной Африки, отстаивая принцип «один человек-один голос». «Хаббард приехал сюда с двумя целями, — говорит дю Буар. — Расширить церковь в Южной Африке и помочь в разрешении социального положения, которое существовало в то время». В последующие 50 лет в стране возник и исчез режим апартеида, границы Южной Африки открылись, и изолированная община саентологов начала незаметно расти — скандальные слухи о насилии и мошенничестве, сотрясавшие в последние годы материнскую церковь в США, обошли ее стороной. Штаб-квартира Саентологической церкви в Африке расположена на углу оживленной улицы в Кенсингтоне, одном из районов Йоханнесбурга. Это большое здание, украшенное геометрическими узорами в африканском стиле. Напротив большого здания, где происходит основная деятельность этой религии — обучение, — расположена маленькая часовня. Всего за 200 рэндов можно пройти курс начального уровня по укреплению супружеских отношений, развитию навыков общения и т. п. Но это всего лишь первые шаги в крайне эзотерической — и крайне дорогостоящей — религии. Время от времени старые материалы переиздаются, говорит Робин Хогарт. По словам бывших членов, из-за этого им приходилось за дополнительную плату заново проходить уже изученные курсы прежде чем двигаться дальше. Кроме того, добавляются новые уровни обучения. Робин Хогарт рассказал нашим журналистам, что он достиг высшего, восьмого уровня ОТ — «пока». «До своей кончины [в 1986 году] Хаббард исследовал очень много следующих уровней», — говорит Хогарт. Прохождение каждого нового уровня обойдется в сотни тысяч рэндов. Южноафриканских саентологов нельзя назвать типичными представителями населения страны, однако Хогарт — продюсер госпел-хора Соуэто и лауреат премии «Грэмми» — обращает наше внимание на программы помощи бедным негритянским районам, которые осуществляют саентологи. «Благодаря своим кампаниям мы сталкиваемся с очень разными ситуациями… во множестве различных сообществ Южной Африки». В ответ на вопрос, могут ли те люди, которым помогают саентологи, без денег пробиться в высшие эшелоны их религии, Хогарт только пожимает плечами. Невзгоды Саентологии в Южной Африке остались в прошлом. При режиме апартеида организацию не признавали религией, но с приходом демократии все изменилось. Как подтвердила нам Аспелин, после долгих усилий организация даже смогла получить освобождение от уплаты налогов в качестве благотворительной организации. Райан Хогарт утверждает, что это произошло где-то в 2005 году. Новый статус позволяет организации не платить налоги с миллионных доходов, получаемых в виде пожертвований, и пошлины на приобретение многочисленных объектов недвижимости. Способность привлекать богатых спонсоров дала Саентологии возможность быстро расширяться. По оценкам Аспелин, в Южной Африке насчитывается 350 тысяч саентологов — таково количество людей, закончивших различные курсы. Лоуренс Райт в своей книге Going Clear подсчитал, что, помимо обширной недвижимости, Саентологическая церковь располагает миллиардом долларов в ликвидных активах. В Южной Африке было построено шесть церковных зданий и две миссии Саентологии. Кроме того, организация приобрела «замок» в Киалами, где, как предполагается, саентологи будут проходить дополнительные уровни ОТ, для чего сейчас им приходится ездить за рубеж. Лишь немногие из построенных зданий используются в полной мере, утверждают критики, хотя люди, подобные супругам Корбетт, пожертвовали миллионы рэндов на создание «идеальных организаций» — филиалов, располагающих всеми ресурсами и сотрудниками, которые Хаббард считал необходимыми. Однако теперь некоторые люди, ранее жертвовавшие большие суммы денег, разочаровались в деятельности Саентологии и подозревают, что деньги, вопреки их надеждам, были потрачены вовсе не на то, чтобы сделать мир лучше. Проблемы с фандрейзингом «Они изводят тебя. Каждую неделю нам звонят и приглашают на мероприятия, где будут собирать пожертвования. С тобой одновременно говорят трое, и тебе не уйти, пока ты не пообещаешь сколько-нибудь денег», — два бывших члена организации неофициально рассказали нам о том, как пожертвовали миллионы рэндов организации, которую критики называют «духовной пирамидой». Бывшие члены говорят, что акцент на фандрейзинге, а не на получении денег в виду платы за одитинг и курсы, появился в организации недавно, при Мискевидже. «Ты думаешь, что дело не в деньгах, потому что тебе платят гроши», — говорит бывший сотрудник организации Беррингтон. Райан Хогарт говорит, что больше, чем у него, зарплата в организации была только у двух человек, а он зарабатывал менее 40 тысяч рэндов в год. У остальных дела были еще хуже. Беррингтон проработал в организации 10 лет, и в 2010 году получал примерно 50 рэндов в неделю. Он ушел из организации, практически не имея навыков, полезных для жизни в реальном мире. «Однако каждую неделю деньги пересылаются вышестоящей организации… никто не видит, куда идут эти деньги, — рассказал Беррингтон, который имел дело с финансами Саентологической церкви. — Они поднимаются на самый верх. Тогда они оплачивали роскошный образ жизни Хаббарда, а сейчас оплачивают роскошный образ жизни Мискевиджа». У Мискевиджа есть личный повар и флотилия роскошных автомобилей. Он наслаждается жизнью в той же мере, что и его друг Том Круз, тогда как работники организации в целом получают зарплату ниже минимальной, если верить целому ряду международных исследований. «Лично я полагаю, что большая часть проповеди сводится к тому, как извлечь из карманов людей большую часть денег, — рассказывает Ким Ким, состоявшая в йоханнесбургской организации с шестилетнего возраста. — Веруя в это учение столь ревностно, ты, в конечном итоге, отдашь последний цент». Она рассказывает о том, как ее бывший муж Роби Ким без ее ведома заложил дом и пожертвовал деньги организации. Сам Роби, в свою очередь, рассказал нашим журналистам, что его жена обо всем прекрасно знала. Беррингтон называет это промыванием мозгов: «Они убеждают тебя, что впереди еще много жизней, и что мы как раса катимся вниз, если Саентология не побеждает и не преуспевает. И ты в это веришь. Во время войны ты думаешь о том, чтобы ездить на модных машинах». Джордж Оруэлл как-то написал своему другу: «Я всегда думал, что, основав новую религию, можно заработать много денег». По словам саентологов, это высказывание ошибочно приписывают Хаббарду. Но многие его коллеги-писатели помнят, как Хаббард говорил подобные вещи. Морская организация — полувоенное крыло Саентологической церкви привлекает в свои ряды новых членов с юных лет. Говорят, что женщинам-членам Морской организации не позволено иметь детей. В результате, как свидетельствует целый ряд источников, бывшие члены обвиняют организации в принуждении к аборту, тогда как организация эти обвинения отвергает. «Я вступила в Морскую организацию, и все, что я получила, — этот жалкий аборт», — гласил плакат во время одной из акций протеста, устроенных бывшими саентологами. Однако самой бесчеловечной для южноафриканцев оказалась политика разрыва отношений. Старшие руководители организации, включая Мискевиджа, отрицают существование такой политики, и Аспелин отказалась прямо комментировать этот вопрос, сказав лишь: «Как говорил Л. Рон Хаббард: „Если у человека есть право общаться, у него также должно быть право не принимать общение от других“. То же самое относится к праву человека на свободу собраний». Гусен рассказал о комических ситуациях: «Я встречал людей [членов организации] в магазинах, и они в буквальном смысле убегали от меня». Шелли Асхерст Джексон, родившийся в семье саентологов, а в прошлом году изгнанный из организации, говорит, что 120 человек вычеркнули ее из друзей в сети Фэйсбук. Гораздо хуже рассказы о родителях, которых разлучили с детьми. «Моя дочь была сотрудником Морской организации, начиная с пятнадцати- или шестнадцатилетнего возраста», — рассказывает д-р Лоуренс Ретиф, который провел в Саентологии 28 лет, а в прошлом январе был объявлен «подавляющей личностью». «Не прошло и 12 часов с тех пор, как я получил электронное сообщение об отлучении, они позаботились о том, чтобы ее сотовый телефон, Фэйсбук и электронные сообщения были отключены. Чтобы ее мать, отец, сестры, дедушки и бабушки никак не смогли до нее добраться. Они заставили ее полностью разорвать с нами отношения». По поводу ярлыка «подавляющей личности», как организация называет тех, кто слишком греховен, чтобы ему можно было помочь, Ретиф говорит: «Отказывать родителю и ребенку во взаимоотношениях… это настоящее зло». Асселин отвергла или отказалась обсуждать все критические высказывания бывших саентологов в адрес организации. Она обвинила их в «грубых и неоднократных нарушениях церковных правил». Международная организация также неоднократно отвергала критику в свой адрес. Асселин утверждает, что Саентологическая церковь — это сила, приносящая в мир добро. — Mail&Guardian, 01.11.2014 Саентология вне официальной церкви: «Я вполне доволен миром, каков он есть» Марк Банкер прислал нам еще один интересный клип из числа многочисленных интервью, которые он брал для своего будущего документального фильма Knowledge Report. Один из моментов, документальные подтверждения которого собирает Банкер, — это исход людей, которые покинули Саентологическую церковь в последние годы. Многие из них разочаровались в руководителе организации Дэвиде Мискевидже, но не в самих идеях Саентологии и не в ее основателе Л. Роне Хаббарде.
Каждый год в Лас-Вегасе Рей Роблес устраивает конференцию, на которую съезжаются люди, покинувшие Саентологическую церковь, но не покинувшие Саентологию, чтобы поговорить о своих «винах» и помочь друг другу заниматься одитингом и проходить курсы. И вот, что сказал нам Марк о своем видео:
Спасибо, Марк, за то, что позволил нам краем глаза взглянуть на этот проект. За прошедшие годы мы извели немало чернил, обсуждая «независимых саентологов», и мы неоднократно говорили, что испытываем большое уважение к людям, покидающим организацию, которая оказалась столь мстительной по отношению к своим бывшим членам, а потом продолжающим заниматься тем, во что по-прежнему верят. В то же время, мы вынуждены высказать пару наблюдений относительно независимой Саентологии, которые никак не уменьшают этого уважения. Во-первых, мы отметим, что Рон Хаббард испытывал сильные негативные чувства по отношению к людям, отпавшим от организации и практикующим Саентологию самостоятельно. Он называл их «белками», и до сего дня для саентолога нет худшего прозвища. Большая часть вклада Хаббарда в Саентологию касается методов контроля (которые он в стиле Оруэлла назвал «этикой»), которые не имеют никакого отношения к «винам» или «достижениям», но имеют прямое отношение к индоктринации и подчинению. Можно лишь догадываться, что Хаббард сказал бы о различных инди-движениях, пользующихся сегодня его именем, пренебрегая придуманной им саентологической «этикой». Во-вторых, хотя мы признаем, что есть множество независимых саентологов, участников Свободной Зоны, которые продолжают практиковать Саентологию еще долго после того, как покинули организацию (многие из них враждебно относятся к нашему сайту и часто об этом говорят), гораздо больше людей, которых мы видели, уйдя из организации, отказываются и от «технологии» Хаббарда — даже если поначалу они ушли из организации, утверждая, что всего лишь хотят с большей «свободой» практиковать Саентологию. Настоящая свобода — сильный наркотик. И как только саентолог оказывается вне досягаемости этики организации, и никто больше не стучится к нему в дверь с просьбами о пожертвованиях, может оказаться, что интерес к одитингу и Хаббарду постепенно гаснет, стоит только бывшему саентологу понять, как много других способов жить есть в окружающем мире. Так или иначе, по нашим наблюдениям, независимая Саентология обычно оказывается временной остановкой — и очень полезной — на пути выхода из душной жизни в организации и постепенной адаптации к внешнему миру. Можно вспомнить пару ярких примеров — бывших руководителей высокого ранга, которые поначалу были столь ярыми приверженцами «независимой» идеи, что многим казалось, что они вот-вот создадут конкурирующую церковь. И что с ними сегодня, спустя несколько лет? Они поют совершенно другую песню. Все эти этапы интереса к Хаббарду, на наш взгляд, складываются в занимательную последовательность — он любопытствующего новичка, только приступившего к своему первому курсу, до самого убежденного члена Морской организации, лишенного общения с друзьями и семьей, от недавно ушедшего из Саентологии человека, вознамерившегося вернуть учению его былую славу, до полностью разочаровавшегося бывшего саентолога, который теперь видит в Хаббарде шарлатана. И мы думаем, что каждого из них нужно выслушать и понять, причем на их условиях. ДОПОЛНЕНИЕ: Мы всегда рады, когда Джефферсон Хоукинс появляется и привносит в обсуждение долю своей мудрости. И просто для того, чтобы не исказить его слова, мы процитируем его комментарий:
— The Underground Bunker, 30.10.2014 Китайская секта пришла во Владивосток Очередной выпуск программы «На грани» «8-го канала» был посвящен весьма нетривиальной теме. В центре внимания – религиозная секта. С недавних пор во Владивостоке начала свою деятельность религиозная организация Фалуньгун. Она пришла к нам из Китая. В Поднебесной Фалуньгун давно признали тоталитарной сектой, деструктивной религиозной организацией. Последователи учения сходили сума, совершали самоубийства, сжигали себя на главных площадях разных городов, многие умерли от болезней – просто потому что отказывались от медицинской помощи. Корреспондент «8-го канала» Екатерина Чернакова оправилась в Китай и встретилась с бывшей сектанткой, а также с экспертами религиозных учений, чтобы узнать, чем грозит нашествие Фалуньгун жителям приморской столицы. К сведению: религия обмана Организация Фалуньгун появилась в Китае в начале 1990-х годов, и до начала 2000-х ее деятельность считалась легальной. Для привлечения новых адептов псевдобуддийская секта активно использовала практики древней китайской гимнастики цигун. Создатель Фалуньгун Ли Хун Чжи родился в 1952 году. До сорока лет вел вполне обычную жизнь. Работал в армейской конюшне, затем в лесной полиции. А в мае 1992-го объявил себя учителем, богом и медиумом и пошел проповедовать. Свое учение объявил новым течением практики цигун. Правительство обратило внимание на секту, когда стали фиксироваться случаи умственного помешательства ее последователей, финансовые разорения, самоубийства и преступления на религиозной почве. Сегодня деятельность Фалуньгун в КНР официально запрещена. Эксперты религиоведения уже давно характеризуют Фалуньгун как коммерческий культ. По сути, Ли Хун Чжи использует для продвижения своих идей достижения современной экономики. Весь Фалуньгун – классическая пирамида, где верующие в своего учителя работают не покладая рук ради роста его благосостояния. Бог богатства. Своего собственного – В середине 1990-х у меня нашли артрит, нога невыносимо болела, – рассказывает женщина-сектантка, пожелавшая остаться неизвестной. – Знакомые, занимавшиеся Фалуньгун, заверили, что, если я приобщусь к их культу, все болезни уйдут. Я решила попробовать. Тогда я не понимала, что такое Фалуньгун. Сначала мы просто молились на собраниях, потом меня отправили искать других людей, которые могли бы вступить в организацию. Мы верили в создателя учения Ли Хун Чжи, он был для нас высшим существом, богом. Я должна была рассказывать об организации своим знакомым, потом уже покупать за свой счет книги и диски и раздавать их на улицах и друзьям. Как объяснил журналистам сектовед Роман Секретарев, Ли Хун Чжи требует, чтобы его считали святым, медиумом, близким к богу. Этот вывод можно сделать, прочитав труды основателя Фалуньгун. – Новоявленный гуру настаивает на том, что его фотография способна освящать, например, статуи Будды, что он сам является проявлением Будды, – говорит Секретарев. – И это паразитирование на религиозной тематике свидетельствует об обмане. Ли Хун Чжи написал множество книг, аудио- и видео-посланий. Весь медиаконтент много лет успешно распродается среди последователей самого Ли, который, кстати говоря, уже давно скрывается от властей Китая, по последним данным, в Нью-Йорке. Состояние Ли Хун Чжи, по самым скромным подсчетам, оценивается в десятки миллионов долларов. Спасение сектантов – дело рук самих сектантов Традиционные религии и учения Китая, из которых Ли Хун Чжи позаимствовал основные атрибуты для создания своего религиозного новодела, уже давно открестились от Фалуньгун. Буддисты, христиане, последователи цигун заявляют, что между ними и сектой нет ничего общего. – Учение Фалуньгун нарушает основные традиции буддизма, – утверждает буддийский монах. – Например, верящие в Фалуньгун отрицают традиционную медицину. Запрещать болеющему человеку обращаться к врачу и лечить его только религией – плохое и опасное явление. От этого может пострадать очень много людей. Последнее интервью Екатерина Чернакова записала в полиции города Суйфэньхе. Человек, который согласился поговорить с корреспондентом, тоже не решился называть свое имя: несмотря на то что в приграничном городе последователей учения немного, они ведут активную деятельность. – Члены этой организации рассылают информацию о себе и приглашают на встречи через смс-рассылку, электронную почту, посредством телефонных звонков, – рассказывает он. – Бывает, что в этих сообщениях сотрудникам правительства и чиновникам приходят угрозы. Как заверили журналиста полицейские, в Китае человека не преследуют только за то, что он состоит в Фалуньгун. Если сектант совершает преступление, его судят, как и любого, кто нарушил закон. В КНР правительство и общество стремятся не наказать сектантов, а прежде всего помочь им. С людьми проводят беседы, пытаются донести правду. Человек должен сам захотеть вый-ти из этой организации. Если член секты находится в депрессивно-суицидальном состоянии, ему оказывают медицинскую и психологическую помощь и пытаются вернуть к полноценной жизни. Возвращение в жизнь Наша героиня отдала Фалуньгун три года. Она потеряла все сбережения и поссорилась с родными, а ее артрит только прогрессировал. Болезнь стала причиной, по которой она вступила в Фалуньгун, но и вышла из него. Вернуться к нормальной жизни было непросто, но у нее получилось: женщина обратилась к врачам, стала заниматься спортом, наладила отношения с близкими. Однако эта история еще не закончилась: бывшие соратники по вере до сих пор не оставляют ее в покое. Периодически звонят, на домашний адрес приходят письма, в которых ее убеждают вернуться. Как выяснила журналистка, в России тоже есть последователи Фалуньгун, причем вступают в секту не китайцы, а русские. Фалуньгунцев в нашей стране немного, но ведут они себя довольно агрессивно. С недавних пор в людных местах Владивостока некие волонтеры стали раздавать газету «Великая эпоха» на китайском и русском языках. Содержание – весьма в духе секты. «8-й канал» предупреждает своих телезрителей, а мы, в свою очередь, читателей: если вам предлагают прочитать книгу авторства Ли Хун Чжи, встретиться с практикующими Фалуньгун, знайте – вас заманивают в секту, деструктивную и опасную для общества. — ИА Vladnews, 05.11.2014 Лидер секты, где людей "лечили" духами предков, предстанет перед судом в Башкирии В суд направлено уголовное дело в отношении организатора религиозного объединения "Орда" в Башкирии, деятельность которого связана с использованием методов нетрадиционной медицины. 56-летнему жителю Сибая вменяется ч.1 ст.239 УК (организации объединения, посягающего на личность и права граждан), сообщила пресс-служба СУ СКР по республике. По данным следствия, обвиняемый со средним специальным образованием, работающий сторожем одного из коммерческих предприятий города, организовал религиозное объединение, в котором практиковались в том числе обряды камчевания (нанесение ударов плеткой), "вызова" духов предков, окуривания. Подозреваемый, не имея лицензии на право заниматься медицинской деятельностью, без проведения диагностических исследований, сдачи и изучения анализов ставил своим пациентам диагнозы хронических и неизлечимых заболеваний, при этом отговаривал обращаться за помощью в медучреждения и принимать лекарственные препараты, призывал приводить в организацию своих родственников. В случае отказа от рекомендаций внушал посетителям страх, что с их близкими обязательно произойдут несчастья. Аналогичное дело в отношении организаторов "Орды" сейчас рассматривается и в одном из судов Курганской области. Организация "Орда", по заключению специалистов, является аналогом объединения "Ата-Жолы" ("Путь предков"), запрещенного и ликвидированного решением суда Алма-Аты в 2009 году. Предварительно установлено, что в деятельности "Орды" нелегально использовались психотехнологии с изменением сознания и внушение, что могло нанести вред психическому и физическому состоянию граждан. — Интерфакс, 30.10.2014 Великобритания: 2% англиканских священников не верят в существование Бога 16% англиканских клириков Великобритании «не уверены» в том, что Бог существует, а 2% считает, что Бог – это «конструкция, созданная человеком». Таковы данные опроса института YouGov, опубликованные на днях газетой «Independent». В ходе исследования были опрошены 1500 клириков англиканских церквей Англии, Уэльса и Шотландии. Опрос также показал, что 3% священнослужителей идентифицируют Бога как «дух» или «силу жизни», 9% считают невозможным представить, «на что похож Бог». Но абсолютное большинство - 83% опрошенных - верят в существование «Бога-личности». Интересно, что вера в Бога как личность намного активнее у молодых священников: среди тех, кто был рукоположен после 2011 года, таких 90%, а среди тех, кто несет служение с 1960-х – 72%. На страницах «Independent» также опубликовано мнение священника на покое Дэвида Патерсона, который считает, что проповедовать Благую весть можно и не веря в Бога. «В своих проповедях я использую терминологию, связанную с Богом, но никогда не подразумеваю, что Он существует, -- признается англиканский клирик. – Если признать религию творением человека, она становится чем-то вроде искусства или литературы: драгоценным средством самопознания». Далеко не все в англиканской Церкви согласны с преподобным Патерсоном. Так, мирянка Элисон Руофф, член Генерального синода, просто не понимает, как можно быть священником, не имея веры в Бога. «Иногда священники повторяют в своих проповедях те глупости, которыми одержимо общество, -- говорит она. – Мы ожидаем от них гораздо большего». — Благовест-инфо, 30.10.2014 В Пензе создадут рабочую группу по борьбе с сектами В Пензенской епархии может быть сформирована рабочая группа, главной целью которой станет борьба с сектами. Соответствующее решение было принято на встрече, состоявшейся в епархиальном управлении в четверг, 30 октября. Во встрече приняли участие и. о. секретаря епархии, протоиерей Павел Матюшечкин, председатель миссионерского отдела, священник Алексий Рой и пресс-секретарь епархии Наталья Жаркова. Они обсудили итоги съезда миссионеров Поволжья, проблемы, связанные с Михайловской обителью, а также с деятельностью сект, которые бросают тень на РПЦ. «Собравшиеся пришли к выводу о необходимости формирования рабочей группы, в которую войдут представители всех отделов епархиального управления, с целью привлечения внимания к сложившейся ситуации. Кроме того, участники встречи высказали мнение, что деятельность по выявлению общественных движений, носящих сектантский характер, должна вестись в каждом благочинии», - сообщила ИА «ПензаИнформ» Наталья Жаркова. Предложение по формированию указанной группы будет озвучено митрополиту Пензенскому и Нижнеломовскому Серафиму. — PenzaInform.ru, 31.10.2014 ВНИМАНИЕ: Центр
апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки Центр
апологетических исследований |
В избранное | ||