Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 16 января


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

10 - 16 января 2013 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


САЕНТОЛОГИЯ

15 откровений о саентологии из книги Лоуренса Райта Going Clear

Лоуренс Райт
и обложка его книги

Ниже вы найдете самые поразительные откровения — от утверждения, что Рон Хаббард, возможно, подделал свои военные документы, до утверждения, что Саентологическая церковь держала сотни своих членов в заточении, — представленные в новой книге Лоуренса Райта Going Clear: Scientology, Hollywood, and the Prison of Belief.

Больше растафариан, чем саентологов?

По словам бывшего представителя Саентологической церкви, в Международной ассоциации саентологов — организации, в которую члены церкви вступают «добровольно-принудительно», — числится всего 30 тысяч человек. Статистические исследования, проведенные в США (Statistical Abstract of the United States),  показали, что лишь 25 тыс. американцев назвали себя саентологами. «Это более чем вполовину меньше, чем людей, причисляющих себя к растафарианам». (Саентологическая церковь утверждает, что ее членами являются 8 млн. человек по всему миру — предположительно, это число людей, которые жертвовали организации деньги. В недавней рекламной публикации говорилось о ежегодном приросте в 4,4 млн. членов.) Саентологическая церковь располагает 1 млрд. долларов в ликвидных активах, а что касается резервов наличности, по этому показателю организация затмевает большинство мировых религий. Она утверждает, что ей принадлежит примерно 1,1 млн. квадратных метров недвижимости по всему миру, причем значительная ее часть находится в Голливуде и оценивается в 400 млн. долларов. В г. Клиаруотер, штат Флорида, где находится штаб-квартира церкви, ей принадлежат 68 участков земли, в значительной мере не облагаемых налогом, общей стоимостью 168 млн. долларов. Морская организация представляет собой саентологическое священство, в этой структуре, по некоторым оценкам, состоит от 3 до 5 тыс. человек. Большая их часть стала членами организации еще в детстве, и служат они почти бесплатно.

Голливудская карьера Хаббарда

В возрасте 23 лет Хаббард женился на Маргарет Луиз Грабб («Полли»). Чтобы содержать семью, он с поразительной скоростью и буйной фантазией начал писать бульварные книжонки. На новый 1938 год он перенес стоматологическую операцию, причем анестезия осуществлялась с помощью закиси азота, и в это время, как он сам утверждал, ему были открыты тайны вселенной, и он переключился на сочинение фантастики. Он также жаждал прославиться в Голливуде как сценарист, но не преуспел, хотя несколько раз пытался. «Одно дело изобразить эту вселенную достоверно, но верить в нее — совсем другое дело. В этом разница между искусством и религией», — пишет Райт.

Хаббард в военно-морском флоте

Перед началом Второй мировой войны получил офицерский чин и был зачислен в резерв военно-морского флота, несмотря на то, что он не прошел медосмотр. Его объявили «непригодным к независимому командованию» и назначили командовать кораблем в штате Орегон. Там, по словам Хаббарда, он обнаружил и обстрелял японскую подводную лодку. Вероятно, это было бревно. Через месяц после высадки американцев на Окинаве Хаббард пожаловался на боли в животе и был помещен в военно-морской госпиталь в Окленде. Хаббард утверждал, что он был героем войны, что он ослеп и был покалечен в сражении, и что он исцелил самого себя с помощью начал «Дианетики». (Никаких медицинских свидетельств о шрамах или ранах на его теле нет. Саентологическая церковь располагает документом, в котором говорится, что Хаббард был награжден медалью «Пурпурное сердце» с пальмовой ветвью, однако военно-морской флот утверждает, что к этой медали полагаются золотые и серебряные звезды, а не пальмовые ветви. Две из тех медалей, которыми, по словам церкви и его собственным, Хаббард был награжден, были учреждены уже после того, как он был уволен с действительной службы. В Национальном архиве хранится официальный документ о демобилизации Хаббарда, но он подписан неким Ховардом Д. Томпсоном, и аналитик в архиве утверждает, что такого офицера в военно-морском флоте не было.)

Происхождение «Дианетики»

После войны Хаббард оставил Полли и женился на 21-летней Саре Нортруп, все еще оставаясь формально мужем своей первой жены. Он часто бил Сару. Однажды, когда она спала, он ударил ее пистолетом в лицо, потому что она улыбалась во сне, то есть могла думать о каком-то другом мужчине. Он часто грозил, что покончит с собой. Наконец, в 1949 году, он закончил работу над книгой «Дианетика». Одна из самобытных книг о том, как помочь саму себе, «Дианетика» взлетела на верхние строчки списков бестселлеров, сделав своего автора богатым и знаменитым. В отношении Хаббарда к женщинам в этой книге «сквозит некий ужас», и он, судя по всему, уготовал худший круг ада для «попыток аборта, сделанных сексуально аберрированными матерями, воспринявшими беременность как проклятье, а не как благословение от Бога». (Старший сын Хаббарда часто обвинял отца в том, что тот дважды пытался прервать беременность своей жены, в результате чего он и появился на свет прежде времени. Сара говорит, что Хаббард во время работы над «Дианетикой» несколько раз пинал ее в живот, пытаясь спровоцировать выкидыш. Также Хаббард однажды заявил любовнице, что он сам появился на свет в результате попытки аборта.)

Хаббард как отец

Когда Сара хотела уйти от Хаббарда, он вместе с другим мужчиной, который, возможно, был вооружен, похитил их маленькую дочь, Алексис. Потом они похитили саму Сару. Хаббард сказал ей, что, если она попытается уйти от него, он убьет Алексис, а позже заявил, что уже убил ребенка — «разрезал на куски и выбросил в реку», — рассказывала Сара. В 1951 году она подала на развод, утверждая, что Хаббард «безнадежно безумен». Полли написала письмо в ее поддержку, в котором заявила: «Рон ненормален». Хаббард увез ребенка на Кубу, где держал ее в колыбели, покрытой проволокой. Позже Саре удалось хитростью забрать у Хаббарда ребенка, и она назвала этот день «самым счастливым днем своей жизни».

Как все началось

«Я бы хотел основать религию. Именно там водятся деньги», — по некоторым сведениям, говорил неоднократно Хаббард. Он назвал свою религию Саентологической церковью и учредил ее в 1954 году. По словам Хаббарда, квадриллион лет тому назад, при начале вселенной, были богоподобные существа, тетаны. Однако облеченный властью тиран по имени Ксену лишил тетанов свободы и переправил их замороженные тела на Тиджиэк — планету, которая сегодня называется Землей. Хаббард полагал, что люди — это тетаны, которые вновь могут обрести бессмертие, поднимаясь по ступеням просветления под руководством Саентологии. Он также начал переоборудовать корабли и вербовать детей в свою Морскую организацию. Ему было 56 лет, когда в 1967 году он поднял паруса и отправился бродить по океанам, где его не пускали в иностранные порты. Хаббард утверждал, что он отыскивает сокровища, которые сам же спрятал в предыдущих жизнях, и даже отправился на поиски космической станции. Именно тогда он и показал избранному кругу последователей результаты своих «исследований» о тетанах. По прочтении истории о Ксену некоторых, например, сына Хаббарда Квентина, ужасно тошнило. (Впоследствии Квентин признался одному из сотрудников церкви: «Лично я думаю, что мой отец — псих». На следующий день Квентин исчез из штаб-квартиры в Клиаруотере, а еще через несколько дней его нашли в Лас-Вегасе в салоне автомобиля, в пассажирское окно которого был вставлен шланг, соединенный с выхлопной трубой. Две недели спустя, 12 ноября 1976 года, он скончался в больнице. Хаббард, как рассказывают, отреагировал на эту новость словами: «Это маленькое дерьмо опять мне подгадило».)

Пришествие знаменитостей

К 1970-м годам церковь переместила свою основную деятельность в Лос-Анджелес. Уже в 1955 году передовица принадлежавшей церкви газеты призывала саентологов вербовать известных людей. Особых успехов не было, пока в 1970-х годах приверженцами Саентологии не стали такие люди, как актриса Кирсти Элли и сценарист Пол Хаггис. Джон Траволта начал проходить саентологическое обучение перед прослушиванием на роль в телесереале Welcome Back, Kotter, и другие ученики телепатически транслировали руководству компании ABC Studios: «Мы хотим, чтобы роль досталась Джону Траволте». (Роль он получил.)

Наказание

Личным помощником Траволты и его лучшим другом в Саентологической церкви в то время была женщина по имени Спэнки Тэйлор, которая вскоре не поладила с руководством церкви, хотя Траволта и стал суперзвездой после фильма «Лихорадка субботнего вечера». Церковь отряда у Тэйлор 10-месячную дочь и вместе с 30 другими младенцами засунула ее в Child Care Org —маленькую квартирку, от стены до стены заставленную колыбелями. «Там был темно, сыро, и детей почти никогда не выносили на улицу», — пишет Райт. Тэйлор поместили в темный подвал нового офисного здания Саентологии в Лос-Анджелесе, где уже находилось от 120 до 200 человек. Они отбывали срок по программе реабилитации (Rehabilitation Project Force, RPF). В июле 1977 года ФБР устроило в здании обыск. Однако, несмотря на федеральные законы о нелегальной торговле людьми и противозаконном лишении свободы, агенты прошли мимо. Большая часть обвинений против Саентологии в нарушении прав человека связана как раз с PRF. Всего несколькими месяцами ранее Джесси Принс, один из немногих чернокожих членов Морской организации, заявил, что с него хватит церкви, но не успел он уйти, как шесть человек схватили его и поместили в PRF — на 18 месяцев. Мало кто пытался бежать, но Тэйлор удалось выскользнуть и повидать дочку в помещении через дорогу. «К ее ужасу… веки ребенка крепко слиплись от слизи, а подгузник промок — вся кроватка была мокрой. Вся она была облеплена мухами», — пишет Райт. Сама Тэйлор вновь была беременна и боялась, что потеряет обоих детей. С помощью ассистента Траволты Тэйлор удалось бежать вместе с дочерью.

Восход Мискевиджа

Дэвида Мискевиджа обучили дианетике в детстве и, по его словам, это исцелило его от астмы. (На самом деле, он страдал от астмы и впоследствии.) В молодости он, судя по всему, мучился от астматических припадков и с тех пор приходил в ярость, когда кто-либо притрагивался к нему, а он, несмотря на небольшой рос, очень силен физически. Амбициозный молодой Мискевидж стремительно поднимался по иерархической лестнице внутри церкви и к 1980-м годам уже был любимым мордоворотом Хаббарда. К этому моменту Хаббард уже скрылся от глаз публики — он жил в роскошном трейлере в Калифорнии и общался лишь с Мискевиджем, которому тогда было 23 года, и со своим заместителем Пэтом Броукером. (По распоряжению Мискевиджа Хаббарду еженедельно переводили по 1 млн. долларов.)

Мискевидж наследует власть

Хаббард умер 24 января 1986 года. (Мискевидж и Саентологическая церковь утверждают, что Хаббард не умер, но «перешел на следующий уровень… Л. Рон Хаббард покинул тело, которым пользовался».) Бывший повар Хаббарда вспоминал, что он видел, как веселились Броукер и Мискевидж после смерти основателя организации. Вскоре Мискевидж выпихнул Броукера с руководящего поста и объявил его нежелательной «подавляющей личностью». Мискевидж стал главой церкви и избрал своим помощником Марти Рэтбана, знаменитого своим бесстрашием. Он отогнал Джона, мужа Дианы Коллетто (25-летнего редактора саентологического журнала), который вырвался из заточения в PRF и застрелил супругу. Три дня спустя разлагающийся труп Джона был найден со вскрытыми запястьями. (Рэтбан впоследствии ушел из организации.)

Музыкальные стулья

Мискевиджа обвиняли в том, что он без всякого повода избивал многих своих подчиненных (в т. ч. бывшего главного представителя церкви Майка Риндера), нанося им удары по лицу или пиная их ногами. Место для содержания в изоляции руководителей церкви на тайной саентологической базе в Калифорнии называют «Дырой» — это два трейлера без стульев и кроватей, так что люди (иногда даже 70-летние) вынуждены спать на полу, кишащем муравьями. Райт сообщает, что однажды Мискевидж велел двум сотрудникам церкви, находящимся в Дыре, признаться, что они состоят в гомосексуальной связи, в противном Том Круз «вас вырубит» (этих сотрудников организации избивали коллеги). Одного сотрудника заставили вылизывать пол в туалете. Дэбби Кук , одну из самых высокопоставленных сотрудников, объявили предателем и заставили 12 часов простоять в мусорном баке — при этом ее били по лицу, лили на голову воду, а на шее у нее висела табличка с надписью «ЛЕСБИЯНКА». По подсчетам одного из членов организации от 60 до 80 процентов женщин на базе делали аборты. Однажды Мискевидж велел 70 людям, запертым в Дыре, играть в «музыкальные стулья», пообещав, что все, кроме победителя, будут изгнаны из Морской организации. Сотрудники колотили и рвали друг друга восемь часов, но никого не выгнали. (Саентологическая церковь отрицает, что Мискевидж когда-либо прибегал к насилию в отношении членов организации, но эпизод со стульями не отрицает, хотя и отрицает существование Дыры, где этот инцидент имел место.)

Благополучие Мискевиджа

Мискевидж живет на широкую ногу. Он получает по 100 тыс. долларов в год в виде зарплаты, тогда как другим членам Морской организации платят по 50 долларов в неделю, при этом их постоянно штрафуют за различные нарушения. Питание для Мискевиджа и его гостей, по некоторым сведениям, обходится в 3-20 тыс. долларов еженедельно, тогда как для других членов Морской организации один прием пищи в 2005 году обходился в среднем по 75 центов — меньше, чем для заключенных в Калифорнии. Сотрудников Саентологической церкви (которые и свои-то 50 долларов в неделю получают лишь месяцы спустя) убеждают каждый раз 30 апреля скидываться на подарок ко дню рождения Мискевиджа, и как-то раз ему подарили мотоцикл за 70 тыс. долларов и BMW.

Добро пожаловать, Круз

Тома Круза в Саентологическую церковь привела его тогдашняя жена, актриса Мими Роджерс, которая практиковала саентологию с детства. Мискевидж попросил Тома о личной встрече, и они стали близкими друзьями. Когда Мискевидж захотел, чтобы Роджерс исчезла с его горизонта, поскольку ее родители практиковали саентологию без контроля со стороны организации, Рэтбан постучался к ней в дверь с бумагами для развода. Мискевидж был шафером на последующих свадьбах Круза, а Круз скопировал свой образ в фильме «Несколько хороших парней» с Мискевиджа. Когда Круз развелся с Николь Кидман, а затем разорвал трехлетнюю связь с Пенелопой Круз, он стал жаловаться, что никто не может найти ему новую девушку, так что Мискевидж велел своей жене найти для Круза самую красивую женщину в церкви. Тогда актрис пригласили в церковный Центр знаменитостей якобы на прослушивания на роль в фильме «Миссия невозможна». В прослушивании участвовали Кейт Босуорт, Джессика Альба, Линдсей Лохан и Скарлет Йоханссон. И Кэти Холмс тоже. (Адвокат Круза сказал, что звезде не предлагали девушек.) С другой стороны, Мискевидж охладел к Траволте. Райт сообщает, что в частной беседе Мискевидж высказал желание избавиться от Траволты. В течение многих лет Траволта то сближался с церковью, то отдалялся от нее.

Проблемы с налоговой

В 1993 году после длительной тяжбы налоговая служба пришла к соглашению с церковью относительно освобождения последней от уплаты налогов. Мискевидж сумел вернуть церкви это право (после осады правительственными агентами поселения Ветви Давидовой в г. Уэйко, штат Техас, которая закончилась трагедией), уплатив всего 12,5 млн. долларов из миллиарда, который требовала налоговая служба (и который разорил бы церковь). Однако со временем церковь все глубже увязала в судебных тяжбах и расследованиях, обычно по инициативе бывших членов Морской организации, которые обвиняли церковь в злоупотреблениях, или прокуратуры, которая обвиняла церковь в преступной халатности, когда кто-то из саентологов умирал по причине возможного отсутствия медицинской помощи. Например, в 1995 году женщина-саентолог по имени Лиза Макферсон умерла после психического срыва. (Впоследствии ее смерть была признана результатом «случайности».)

Отступник Хаггис

Пол Хаггис, получивший «Оскара» за сценарии к фильмам «Малышка на миллион долларов» и «Столкновение» (последний стал еще и лучшим фильмом года), провел в церкви больше 30 лет. Однажды он разговаривал со Стивеном Спилбергом, и режиссер сказал: «Я видел всех этих саентологов, и они показались мне приятнейшими людьми». «Да, всех злых мы храним в чулане», — ответил Хаггис, за что впоследствии получил выговор (ему пришлось написать Крузу письмо с извинениями). Хаггиса, у которого есть две дочери-лесбиянки, оскорбило то, что Саентологическая церковь поддержала 8-ю поправку, и порвал с церковью после того, как она отказалась осудить гомофобию. (Хаббард называл гомосексуалистов «сексуальными извращенцами» и отводил им один из низших уровней на Шкале тонов: «Таких людей следует изымать из общества как можно быстрее и всех без исключения изолировать».) Хаггис говорит: «Я был в культе 34 года. Все остальные это видели. Не знаю, почему я сам этого не видел». Почему же столько людей исповедуют религию, которая выглядит такой абсурдной? «Его мудрость, его дерзновение, его вызывающее поведение, его непреклонность, его богатое воображение — все это черты артиста», — пишет Райт. — «По этой причине Хаббард искал сближения с творческими людьми, а многие из них — с ним».

The Daily Beast, 16.01.2013

к оглавлению

Американский журнал скрыл платную статью про секту саентологов

Журнал «The Atlantic», основанный в США в 1857 году, закрыл доступ к статье про секту саентологов, опубликованную на сайте 14 января на правах рекламы, сообщает Lenta.ru.

Статья под заголовком «Дэвид Мискэвидж привел саентологию к поворотному году» была опубликована на сайте «The Atlantic» с пометкой «Платный контент». В статье, рассказывалось об успехах секты и ее лидера Дэвида Мискэвиджа в 2012 году. Статья сохранилась в кэше Google. На странице материала был также размещен большой баннер секты саентологов, который вел на официальный сайт сектантов.

Статья стала поводом для бурного обсуждения в социальных сетях. Журналисты обсуждали, как коммерческая служба «The Atlantic», которая занимается публикацией рекламных статей, могла согласиться напечатать такой материал. Другие обратили внимание на то, что в комментариях к статье преобладают только положительные отзывы. Кроме того, комментарии к статье про саентологию перед их появлением на сайте отсматривал модератор, тогда как отзывы на другие статьи «The Atlantic» публикуются без премодерации.

Редакция «The Atlantic» удалила статью про секту через 10 часов после публикации. В настоящий момент при попытке зайти на страницу материала пользователи видят следующее сообщение: «Мы временно приостановили эту рекламную кампанию из-за необходимости проверить нашу политику публикации платных статей и комментариев к ним». Перед тем, как доступ к статье был закрыт, ее успели расшарить более трех тысяч раз в Twitter и Facebook.

Русская народная линия, 15.01.2013

к оглавлению

ДЕТИ БОГА

Из культа в мир: трансформация Оуэнса

Кристофер Оуэнс

В детстве воспитанием Кристофера Оуэнса занималась мать-одиночка, член религиозного культа «Дети Бога». Они скитались по всем континентам — без телефона, без телевизора, без посторонних книг, только плотно сбитая горстка неприкаянных хиппи.

Культ научил Оуэнса и других детей петь и играть на гитаре на улице за подаяние. Так они добывали себе часть средств на пропитание. И именно так Оуэнсу удалось вырваться.

В возрасте 16 лет он превратил свое бренчание в билет до штата Техас. По прошествии какого-то времени он уже играл в переполненных залах со своей группой Girls. Когда в 2009 году Girls выпустили свой первый альбом, их популярность начала неудержимо расти. Посыпались позитивные отзывы критиков и выступления на стадионах.

Недавно Оуэнс ушел из группы, и его первый сольный альбом Lysandre стал для него возможностью оглянуться на пережитое. Альбом он назвал в честь женщины, в которую влюбился во Франции в конце турне.

О детстве в культе

«Меня с детства пичкали учениями, которые были очень важны для людей поколения моей матери, присоединившихся к этой группе, но следующему поколению это уже не всегда было интересно. Нам, детям, было трудно слепо верить, что мы должны вести такой образ жизни, который они выбрали для себя».

О своем музыкальном образовании

«Мы не ходили в школу в привычном понимании, но мы все научились петь, и я приобрел большой музыкальный опыт, но не видел в этом возможности сделать карьеру или стать рок-звездой. Для меня это была часть религиозной жизни. Однако много лет спустя, к тому времени, как я переехал сюда, в Сан-Франциско, я познакомился с несколькими молодыми ребятами, которые играли рок-н-ролл, и подружился с ними… Они позволили мне немного с ними поездить, и это вернуло музыку в мою жизнь».

NPRMusic, 12.01.2013

Об истории, практиках и верованиях «Семьи» («Детей Бога») вы можете прочесть в соответствующем разделе официального сайта ЦАИ.

к оглавлению

АУМ СИНРИКЁ

Алеф — преемники Аум Синрикё — получает возмещение морального ущерба и извинения от правительства

Окружной суд Токио во вторник постановил, что правительство Токио должно возместить моральный ущерб и принести извинения религиозной группе «Алеф», ранее известной под названием «Аум Синрикё», за придание гласности результатов расследования совершенного в 1995 году покушения на убийство главы японской полиции Такаджи Кунимацу, из которых следовало, что за покушением стоял этот культ.

Японское новостное агентство Kyodo сообщает:

Токийская полиция опубликовала отчет о расследовании 30 марта 2010 года после того, как ограничения, наложенные в связи с терактом, были сняты. В отчете говорилось, что теракт был совершен членами Аум. Краткая версия отчета была доступна на веб-сайте полиции в течение месяца.

Во вторник председатель судебной коллегии Хироси Исии заявил, что отчет был незаконным и противоречил принципу презумпции невиновности.

Токийская полиция во время слушаний настаивала, что отчет не содержал ничего порочащего для «Алеф», поскольку это иная группа, нежели Аум. Однако суд постановил, что, поскольку «Алеф» продолжают в целом воспринимать как Аум, отчет причинил этой группе моральный ущерб.

Суд не рассматривал вопрос о том, насколько отчет был основан на фактах, и насколько достаточны причины предполагать участие Аум в теракте.

Газета Asahi Shimbun пишет :

В своем решении сул признал, что в отчете полиции нет конкретного упоминания об «Алеф». Однако суд признал справедливость утверждений «Алеф», что репутации группы был нанесен ущерб. Суд заявил, что после публикации отчета местная общественность воспротивилась планам «Алеф» построить здание в районе Адати. Кроме того, когда «Алеф» был взят под надзор, полиция считала, что он находится под абсолютным контролем Мацумото. Суд счел эти обстоятельства достаточным основанием полагать, что Аум Синркё и «Алеф», по существу, воспринимаются как одна и та же группа, а потому полицейский отчет негативно сказался на репутации последней. Суд также отметил, что отчет получил широкую огласку в прессе и в будущем может быть использован как основание для обвинений членов культа в терроризме.

В прошлом декабре японское правительственное агентство PSIA опубликовало отчет, согласно которому «Алеф» и «Хикари-но-Ва» в 2012 году привлекли рекордное число новых членов: 255 человек.

Газета Japan Daily Press писала :

Наибольший прирост обеспечила группа людей младше 35 лет — в конце 2008 года они составляли 22% новых последователей, а теперь — 32%. Количество членов в возрасте между 20 и 30 годами выросло за те же четыре года с 7 до 19%. «Алеф» активно работал в студенческих городках в апреле (в начале японского учебного года), а также в мае и ноябре (когда часто устраиваются фестивали). Нередко группа без разрешения размещала свои листовки на стендах, предназначенных для школьных клубов.

PSIA озабочено этими действиями, поскольку в листовках не упоминается название «Алеф» и не раскрывается религиозная природа группы. Хотя число новых членов растет, общая численность группы остается в целом неизменной, поскольку люди также регулярно покидают культ.

По некоторым сведениям, последователи «Алеф» по-прежнему поклоняются Сёко Асахаре.

Religion News Blog, 16.01.2011

к оглавлению

АТЕИЗМ

Ответ атеистов на трагедию в Сэнди -Хук

Сюзан Джекоби

На прошлой неделе газета New York Times опубликовала статью, которая предлагала точку зрения атеиста на убийство 20 детей и 6 взрослых в начальной школе Сэнди-Хук в штате Коненктикут.

Написать эту статью Сюзан Джекоби побудила фраза ее коллеги, которая сказала, что атеистам «нечего предложить людям, когда они страдают».

Джекоби написала статью под названием «Благословения атеизма» («Здесь и сейчас!» — вопит подзаголовок), чтобы опровергнуть утверждение своей коллеги и предложить атеистическое утешение в качестве альтернативы утешительной религиозной вере в жизнь после смерти. Атеисты не могут верить, что есть какая-то еще жизнь, кроме нынешней. Однако, настаивает Джекоби, атеисты тоже могут предложить утешение тем, кто потерял близких, — например, родителям, чьи дети были убиты в Сэнди-Хук.

Со всяческим уважением к этой известной писательнице я вынужден заявить, что ее статья представляет собой прекрасную иллюстрации той интеллектуальной и эмоциональной пустоты, которая составляет суть атеизма. По существу, статья Джекоби доказывает, что ее коллега была права.

Джекоби цитирует слова Роберта Грина Ингерсолла, умершего в 1899 году. Ингерсолл, по словам Джекоби,

…был одним из самых знаменитых ораторов своего поколения и воплощал собой это сочетание страсти и рациональности. Прозванный «великим агностиком»… он также часто выступал со светскими речами на похоронах и предлагал слушателям утешение, явно считая это важной частью своей миссии. В 1882 году, у могилы ребенка своего друга, он произнес: «Стоящим вокруг этой маленькой могилы с разрывающимися сердцами нет нужды бояться. Более великая и благородная вера во все, что есть, и что будет, подсказывает нам, что смерть, даже в самом худшем случае, — это всего лишь совершенный отдых… Мертвые не страдают».

Роберт Ингерсолл

Я перечитал эту цитату не менее полудюжины раз, полагая, что каким-то образом не заметил в ней утешительную весть. Но, увы, ничего утешительного в ней попросту не было.

«Мертвые на страдают» — это и есть утешение, которое атеизм предлагает родителям умерших детей? Эта мысль может дать некоторое утешение — хотя все равно несравнимое с утешением, которое предлагает вера в жизнь после смерти — лишь тем, кто потерял близкого человека, страдавшего от долгой и мучительной болезни. Родителям же детей из Сэнди-Хук она не только не дает никакого утешения, но еще и (невольно) оскорбляет их: неужели эти дети так мучились, прежде чем их лишили жизни? Неужели остаться в живых было бы для них мучением? Более того, если речь идет о страданиях родителей, то понимание того, что их ребенок не страдает, пока его тело разлагается в могиле, не принесет им никакого утешения. И, что важнее всего для темы нашего рассуждения, атеистическая весть не несет в себе никакого утешения в сравнении с религиозной вестью о том, что мы, люди, — не просто плоть, но у нас есть вечная душа.

Хотя я убежден, что только Разум (т. е. Бог) мог сотворить разум, я понимаю атеистов. Всякий, кто видит, как сильно и много несправедливо страдают люди, поймет атеиста. Но даже атеисты — собственно, именно атеисты, поскольку они утверждают, что в отличие от верующих руководствуются исключительно логикой и интеллектом, — должны быть честны. Они не могут не признать, что с точки зрения утешения фраза «мертвые не страдают» не идет ни в какое сравнение со словами: «Твой ребенок жив, и ты однажды с ним встретишься».

Со стороны Сюзан Джекоби и едва ли не всех атеистических активистов (включая редакцию газеты New York Times, которая не просто опубликовала ее статью, но поставила ее на видное место) это интеллектуальное нежелание или психологическая неспособность трезво оценить последствия своих атеистических убеждений.

В противном случае, они бы сказали родителям убитых детей из Сэнди-Хук нечто в таком роде:

Как атеисты, мы искренне вам сочувствуем. И мы обещаем еще активнее настаивать на ограничении свободной торговли оружием. Но правда такова, что мы не можем сказать вам утешение ничего, поскольку мы, атеисты, считаем человека всего лишь материей, такой же, как любая другая материя во вселенной, разве что обладающей самосознанием. И потому, когда мы умрем, больше ничего не будет. Более того, по истечении крошечного отрезка времени по меркам вселенной почти всех нас, в том числе и вашего ребенка, полностью забудут, словно нас никогда не было. Жизнь — это случайное стечение обстоятельств . Наше рождение и бытие — большое везение. И вы больше никогда не увидите своего ребенка.

Атеист, имеющий мужество признаться в своих убеждениях, написал бы так. Но газета New York Times этого бы не опубликовала .

Статья Джекоби лишний раз подтвердила справедливость библейской максимы: «Начало мудрости — страх Господень».

Нет Бога, нет и мудрости (взгляните на свой местный университет). И уж конечно нет утешения .

National Review Online, 15.01.2013

к оглавлению

Стэнфорд утвердил должность «священника-атеиста»

Джон Фигдор

В Стэнфордском университете (штат Калифорния, США) утверждена должность «священника-атеиста», задачей которого является «окормление» неверующих студентов, пишет американская ежедневная газета San Francisco Chronicle, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на pravoslavie.by.

28-летний атеист Джон Фигдор, защитивший работу в «Гарвардской школе богословия», пришел к глубокому убеждению, что студенты-атеисты испытывают страдания от тех же проблем, что и верующие студенты.

«Люди в шоке, когда я говорю им, что я атеист, – рассказывает Фигдор, - но студенты-атеисты, агностики и гуманисты сталкиваются с теми же проблемами, что и верующие студенты – болезни, смерть родственников, вопрос смысла жизни и т.д., — поэтому им нужен сочувствующий атеист, с которым они могли бы поговорить».

«Священник-атеист» Джон Фигдор также проводит консультации для нуждающихся и посещает больных.

Фигдор принадлежит к числу неверующих капелланов, которые работают в университетах или армии, убежденных, что неверующие могут воспользоваться почти всем, что предлагает им религия, кроме Бога.

В июле 2012 года года его приняли на работу в Гуманистическое сообщество Стэнфорда (Stanford’s Humanist Community) – в некоммерческую организацию, независимую от университета. Фигдор является одним из 18 «профессиональных лидеров» в Отделе религиозной жизни, обычно работающих с религиозными группами студентов, которые платят им зарплату.

InVictory, 16.01.2013

к оглавлению

ТРЕНИНГИ

За что казанцы платят деньги на тренингах личностного роста

«Помогите! Моя знакомая попала в странную организацию. Там проводят платные тренинги, на которых промывают мозги», - такое необычное сообщение попалось мне на глаза в социальной сети.

Ситуация

Связавшись с автором послания, выясняю, его 20-летняя девушка попала в настоящую зависимость от так называемых уроков лидерства. По ее мнению, развить в себе командирские качества не так-то просто, однако очень хочется. Но если первый тренинг лидерства обошелся ей в 8 тысяч рублей, то каждый последующий - еще дороже. В итоге всего за пару месяцев обучения нужно выложить около 40 тысяч целковых.

- Моя девушка перестала встречаться с друзьями, в семье проблемы, - рассказал Владимир. - Ее единственная цель - перейти на следующую ступень и пройти очередной тренинг. Как-то раз она пригласила и меня на гостевой вечер в эту организацию. Впечатления от него сложные: вроде бы тебе все улыбаются, но как-то фальшиво. Мне кажется, на самом деле организаторов интересуют только деньги участников.

Чтобы снять все вопросы, решаю сходить на первую бесплатную встречу тренинга.

«Мне на тренинг...»

Цокольный этаж одного из казанских дворцов культуры. Полутемное помещение. Небольшая сцена, возле которой рядами расставлены раскладные стульчики. На стенах - воздушные шарики, на стульях - парни и девушки, в основном студенты. На сцене - две ведущие.

- Как вас зовут? - с радостной улыбкой бросается мне навстречу энергичный паренек. Испуганно шарахаюсь от него и плюхаюсь на свободный стул. Но парень галантно усаживает меня рядом и вручает бейджик с моим именем.

- Александр, - представляется он.

На сцене тем временем ведущие спрашивают девушек-участниц, какими качествами, по их мнению, должен обладать настоящий мужчина.

- Он должен быть заботливый! Любящий! Непьющий! Сильный! - сыплются ответы. 

Согласные с этим каждый раз должны поднимать руку. Пять, десять минут «рукоподнимания» - и мозг начинает понемногу отключаться. Таким же манером участниц просят назвать отрицательные мужские качества. Затем ведущие переходят к парням.

- Теперь расскажите нам о своих желаниях, - просит одного из них симпатичная блондинка. - Вот вы о чем мечтаете?

В списке самых распространенных желаний - домик у моря, путешествия, машина, жена, новый айфон. Ведущие обещают, что после тренинга у нас откроются удивительные возможности и мы сами легко и с песней воплотим в жизнь свои мечты.

- А ты о чем мечтаешь? - обращается ко мне наставник Александр.

Поднимаю глаза к потолку и вздыхаю.

- Вот видишь, ты даже еще не определилась со своими желаниями! Тебе обязательно нужно сюда походить, - убеждает он.

В перерывах между озвучиванием прописных истин (вроде «На отношения в вашей семье всегда будут влиять отношения ваших родителей») тренеры проводят несложные игры. Участники разбиваются на пары; моим партнером, естественно, становится Саша. Нужно что-то рассказать собеседнику. Периодически ведущие дают команду то обнять партнера, то взяться за руки. Признаться, чувствую я себя при этом не очень комфортно: нарушается моя интимная территория... 

За волшебным пинком

Тем временем на сцену выходят завсегдатаи тренингов. «Тут все понятно, - размышляю, - сейчас будут рассказывать о своих достижениях». Так и получается. Причем каждый второй выступающий утверждает, что пришел сюда, чтобы получить... волшебный пинок. Мол, всю жизнь был каким-то неорганизованным и слабовольным, зато теперь...

- Я студент, тренинг помог мне начать ладить с преподавателями. Месяц не был в университете, но мне просто так поставили зачет. Теперь ключи на вахте запросто дают.

- Я преподаватель. После тренинга сделала ремонт у себя в квартире.

- Я предприниматель. Прошел тренинг - стал зарабатывать в два раза больше. И так будет с каждым! Хочешь не хочешь, а твоя зарплата будет расти.

Волшебство, не правда ли? Попробуй-ка договорись полюбовно с бабушкой-вахтершей. Если не прошел уроки лидерства, нечего и мечтать о заветном ключике.

Пока Саша на сцене, заговариваю со своей соседкой.

- Меня парень сюда привел, он уже пять лет этим занимается, - говорит она.

- Сами не хотите тренинг пройти? - любопытствую. 

Моя собеседница пожимает плечами и отводит глаза.

- Если честно, нет, - шепчет она на ухо.

Действо заканчивается бурными аплодисментами и шумными поздравлениями в адрес новичков, решившихся оплатить первую ступень тренинга. Таких из нескольких десятков новеньких оказалось пятеро.

«Хочу сюда еще раз»

Выхожу из здания, с наслаждением вдыхаю свежий морозный воздух и... ловлю себя на предательской мысли, что если бы у меня были лишние 8 тысяч, я бы, наверное, пришла сюда еще раз. Так, стоп! Пытаюсь привести мысли в порядок. Но ведь на встрече говорили абсолютно банальные вещи, раз. Занимали мое время странными играми, два. Все достижения участников тренинга, если подумать, липовые - справиться с ремонтом в квартире можно и без глупых упражнений и «обнимашек», три. Так в чем же дело?..

Комментарии психологов

Завкафедрой наркологии и психиатрии КГМА  Анатолий Карпов предупреждает: увлечение тренингами опасно! К специалисту обращались люди, которые после серии некоторых тренингов впадали в психоз, похожий на шизофренический. Большинство таких тренировок связано с продажами.

- Любой взрослый человек имеет право решать, ходить на тренинги или нет, - уверен  Павел Афанасьев, доцент кафедры психологии ИПП КФУ. - С другой стороны, сейчас тренинги очень популярны, поэтому возникают естественные опасения об их качестве и безопасности. Конечно же, перед тем как пойти куда-либо, необходимо изучить информацию о ведущих, почитать отзывы. Потом, нужно понимать, для каких целей человеку нужны эти тренировки. Ходить на тренинг ради тренинга бессмысленно. Там вы не решите свои проблемы, но, пройдя определенные курсы, можете стать более активным, целеустремленным. 

По большому счету тренинги... продают надежду. На то, что в вашей жизни что-то изменится. Если вы не осознаете, что покупаете иллюзию, впоследствии можете очень сильно разочароваться. Первое время после интенсивного курса обучения будете чувствовать эмоциональный подъем, но это быстро проходит. Бизнес-тренинги более жесткие, предполагают интенсивную психологическую работу. С ними действительно нужно быть осторожным. Если у человека изначально какие-либо психологические проблемы, то внутри него действительно может что-то «сломаться». Возможны сильные невротические, психотические реакции, вплоть до патологии.

Как правило, подсаживаются на тренинги люди, недовольные своей жизнью, неуверенные в себе. В этой ситуации человек может пойти на тренинг или в какую-нибудь секту. К психологу он обратится в последнюю очередь. Личностная зрелость, способность брать на себя ответственность, понимание, чего мы хотим от жизни, - самые эффективные средства от любой зависимости. Хотя, на мой взгляд, зависимость от тренинга - не самое страшное, что может случиться с человеком. Зависимость от героина, к примеру, куда страшнее. 

Казанские ведомости №7, 17.01.2013

к оглавлению

РАЗНОЕ

Исследование: в России стало меньше атеистов

В России стало больше православных и меньше атеистов: к такому выводу, как пишет "Российская газета", пришли исследователи из Института социологии РАН. По данным опросов, атеистических взглядов придерживаются лишь 7 процентов россиян - это на пять процентных пунктов меньше показателя трехлетней давности. Доля православных, напротив, выросла на 7 процентных пунктов и достигла 79 процентов, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на lenta.ru.

Также, как заключили социологи, увеличилась доля российских мусульман: в 2012 году их стало 4 процента, а в 2009-м было 3 процента. Значительная часть респондентов, 9 процентов, верит в абстрактную "высшую силу", но не принадлежит к конфессиям. По сравнению с 2009 годом доля таких людей в обществе сократилась на два процентных пункта. Доля последователей других религий - помимо православия и ислама - не изменилась и составляет один процент.

Несмотря на рост доли россиян, причисляющих себя к православным, лишь 11 процентов от их числа считают обязательным для верующего посещение церкви, и это на три процентных пункта меньше, чем в 2009 году. Граждан, которые считают себя истово верующими и соблюдают все религиозные каноны, в России насчитывается всего 4 процента, а 10 процентов, напротив, относят себя к "совсем не религиозным".

Хотя верующими считают себя в общей сложности 93 процента россиян, лишь 20 процентов, как показало исследование Института социологии, обращаются к высшим силам с молитвами об исполнении своих желаний, а к магическим и эзотерическим практикам для осуществления желаний прибегают 6 процентов. При этом 67 процентов россиянок обращаются за помощью к гадалкам, экстрасенсам и магам; среди граждан мужского пола этот показатель составляет всего 4 процента.

InVictory, 16.01.2013

к оглавлению

ЗакС поддержал инициативу Милонова против тоталитарных сект

Городской парламент поддержал представленный депутатом Виталием Милоновым законопроект об экспертизе информационной продукции, в том числе экстремистского характера и распространяемой представителями сект. Документ поддержан в первом чтении, передает корреспондент «БалтИнфо» из Мариинского дворца.

Как заявил Милонов, законопроект позволит депутатам и органам исполнительной власти при принятии решения по поводу деятельности тоталитарных сект и прочих деструктивных организаций руководствоваться не досужим мнением отдельных людей и собственными домыслами, а мнением авторитетных экспертов.

Законопроект прописывает порядок проведения экспертизы информационной продукции. Согласно этому порядку, правом заключать договор на экспертизу продукции, распространяемой в пределах Петербурга, наделяется городское правительство.

Экспертизу смогут заказывать на основании обращения Заксобрания, аппарата уполномоченного по правам ребенка, или по собственной инициативе. Инициатива имеет особую важность с учетом того, что деятельность псевдорелигиозных организаций в Петербурге, например Свидетелей Иеговы, носит достаточно активный характер.

Законопроект депутаты приняли в первом чтении и дали неделю на внесение поправок.

Балтийское информационное агентство, 16.01.2013

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное