Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 9 ноября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

3 - 9 декабря 2009 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:

 


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Краснодарская прокуратура требует признать экстремистскими материалы иеговистов

Речь идет об одной книге и нескольких периодических изданий сектантов.

11 марта 2009 года прокурор Краснодарского края обратился в Первомайский районный суд Краснодара с заявлением о признании экстремистскими трёх журналов "Сторожевая башня" и книги "Приближайся к Иегове".

В качестве основания своих требований сотрудники прокуратуры представили в суд экспертное исследование, проведенное в ноябре 2008 года главным экспертом Экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по Краснодарскому краю, кандидатом филологических наук С. Федяевым. С. Федяев проводил исследование по поручению другого силового ведомства – Управления ФСБ по Краснодарскому краю.

Эксперт пришёл к выводу, что в исследованных им текстах в текстах "Свидетелей Иеговы" есть призывы к насилию, возбуждение религиозной вражды и розни, а также унижение человеческого достоинства.

По инициативе адвокатов, представляющих интересы "Свидетелей Иеговы", были проведены две независимые экспертизы. Первую проводил директор Гуманитарного Центра Краснодарского государственного университета культуры и искусств д.ф.н. профессор Б. П. Борисов совместно с д.ф.н. профессором П.С.Волковой и филологом Урбанович Л.Е.; вторую – заведующий отделом экспериментальной лексикографии Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН д.ф.н. профессор А.Н. Баранов.

Авторы независимых исследований не нашли в материалах "Свидетелей Иеговы" признаков экстремизма.

29 июня 2009 года Первомайский районный суд вынес определение о назначении судебной комплексной психолого-лингвистической экспертизы, поручив ее производство Государственному учреждению "Южный региональный центр судебной экспертизы" Министерства Юстиции РФ.

Religare, 02.12.2009

к оглавлению

Г.Асанова: Крепкие сети опасной секты. Студентов колледжа "Тараз-Гасыр" взяли под плотную опеку свидетели Иеговы

Студентов колледжа "Тараз-Гасыр" взяли под плотную опеку свидетели Иеговы. Их книги и журналы "прописались" под инвентарными номерами в здешнем библиотечном фонде, и теперь сомнительная литература питает незрелые юношеские умы.

Вообще, вездесущим адептам религиозных течений разного толка живется в Таразе привольно. Пользуясь свободой вероисповедания, они навязывают свое общение на улицах, посещают граждан на дому, внушают враждебность по отношению к традиционным религиям. О таких фактах более ста жителей Тараза, недовольных активностью деструктивных сект, сообщили на "горячую линию" общественной организации "Болашак", осуществлявшей проект "В духе единства - без экстремизма". Сюда же поступил и сигнал о регулярной выдаче литературы свидетелей Иеговы студентам колледжа.

Среди массы обращений некоторые - просто крик души! Мать 14-летнего подростка, вовлеченного в протестантскую общину, рассказала, что сын дважды пытался покончить с жизнью. В другом случае женщина спасает несовершеннолетнюю дочь-сектантку и доказывает в суде факт психологического давления, нанесшего вред ее здоровью. В третьем - мужчина пожаловался, что рушится его семья: жена и дети попали под влияние секты. Все эти тревожные звонки были переадресованы в прокуратуру, управление по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом департамента внутренних дел Жамбылской области и управление образования.

По мнению лидера объединения "Болашак" Галины Калиевой, сегодня обществу необходимо прививать идеологический и правовой иммунитет от проявления агрессии на религиозной почве.

- В ходе социологического опроса 79,2 процента из 500 респондентов оценили состояние межконфессиональных отношений в регионе как стабильное, - говорит она. - Вместе с тем 25,2 процента полагают, что есть угроза возникновения конфликта, который могут спровоцировать деструктивные секты и их сторонники. Кроме опросов, мы проводили встречи с населением в районах области и пришли к выводу: проблема религиозного экстремизма в регионе актуальна, и невнимание к ней может повлечь нежелательные последствия.

По официальным данным, в Жамбылской области из 364 зарегистрированных религиозных объединений 276 - исламские, 11 - православные, одно - католическое, 73 - протестантские и 12 - нетрадиционные протестантские направления. Но нередки случаи, когда и представители общин, которые отказываются пройти регистрацию в органах юстиции, собирают на проповеди огромные аудитории. Они предлагают слушателям некий адаптированный, "быстрорастворимый" вариант своего вероучения и отпущение грехов взамен на послушание. В ситуации, когда большинство жителей, особенно в глубинке, не обладает специальными знаниями, такое удобное "для употребления" учение может и навредить. О таких примерах наша газета уже рассказывала (см. "ЭК" "Творцовый переворот" от 17.01.2009, "Свет любви" разум затмил" от 04.03.2009).

Вместе с тем, считают болашаковцы, предотвратить влияние псевдорелигиозных учений на умы сограждан не так уж и сложно, нужно лишь вести последовательную просветительскую деятельность.

Экспресс-К, 05.12.2009

к оглавлению

В Азербайджане Свидетель Иеговы дважды осужден за отказ от военной службы по религиозным убеждениям

Осужденный в Азербайджане в 2006 году за отказ от военной службы по религиозным убеждениям Свидетель Иеговы Мушфик Мамедов был осужден во второй раз в октябре 2009 года в точности по тем же самым обвинениям и оштрафован. Он подал апелляцию против этого решения в Апелляционный суд Баку. Помощник судьи сообщил "Форуму 18", что слушания, которые начались 2 декабря, должны закончиться 9 декабря. Свидетели Иеговы заявили "Форуму 18", что Конституция и Уголовный кодекс Азербайджана не позволяют судить кого-либо дважды за одно и тоже преступление.

Между тем, несмотря на заявление Азербайджана в Совете Европы о том, что он уже принял Закон об альтернативной службе, высокопоставленный парламентский чиновник сообщил, что проект Закона не будет представлен парламенту, пока не разрешится конфликт в Нагорном Карабахе. Андреас Херкел, один из спикеров Парламентской Ассамблеи Совета Европы, заявил "Форуму 18", что "это не может стать универсальной причиной для Азербайджана не выполнять свои обязательства и стандарты по правам человека и базовым свободам".

В 76 статье Конституции Азербайджана говорится, что "если убеждения граждан входят в конфликт со службой в армии, тогда, в некоторых случаях, речь может идти о законной альтернативной службе, вместо службы в регулярной армии". Однако, несмотря на эту статью и несмотря на обязательства страны перед Советом Европы, альтернативная служба представлена не была. Отказ от военной службы в мирное время карается по статье 321.1 Уголовного кодекса сроком до двух лет лишения свободы.

Как рассказал "Форуму 18" правозащитник Зейналов, во второй раз Мамедов был арестован 19 августа 2009 г. без предъявления ордера, . Ордер появился только вечером следующего дня. По решению суда Мамедов пробыл в тюрьме до слушаний по его делу 16 октября в районном суде Баку. Вместо тюремного заключения он был приговорен к штрафу, размер которого сначала составлял 700 манат (873 $), но потом по решению суда был сокращен до 250 манат (312 $).

Мамедов, которому в настоящий момент исполнилось 26 лет, был осужден дважды за отказ от военной службы по религиозным убеждениям. В первый раз он был признан виновным районным судом Баку 21 июля 2006 года по статье 321.1 Уголовного кодекса и приговорен к 6 месяцам тюрьмы условно. Свидетели Иеговы рассказали "Форуму 18", что после этого прокуратура и милиция изводили его и его семью, угрожая снова завести против него уголовное дело.

Правозащитник Зейналов заявил "Форуму 18", что, по его мнению, более мягкое наказание Маммедова во второй раз стало "удобным компромиссом" для правительства: "Позиция судьи была очень странной, хотя я приветствую решение не сажать Мамедова в тюрьму". Однако он призвал к тому, чтобы с Мамедова была полностью снята судимость.

Портал-Credo.Ru, 07.12.2009

к оглавлению

Свидетели Иеговы Таганрога надеются на "объективное и справедливое" рассмотрение их жалобы Верховным судом

Верховный суд РФ рассмотрит 8 декабря жалобу Свидетелей Иеговы г.Таганрог на решение Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 г. о ликвидации местной общины и признании по заявлению прокуратуры экстремистскими ряда печатных изданий религиозной организации

"Мы надеемся на объективное и справедливое рассмотрение нашей жалобы Верховным судом", - заявил "Порталу-Credo.Ru" накануне слушания руководитель пресс-службы Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России (УЦ СИ) Григорий Мартынов.

После решения Ростовского областного суда, пояснил он, был отмечен повсеместный рост ограничений деятельности СИ властями разных уровней и ведомств: прошли рейды и обыски в религиозных зданиях и частных домах, где собираются Свидетели Иеговы, они сопровождались задержаниями и опросами верующих. Тем самым срывались богослужения. Сотрудники правоохранительных органов проводили изъятия литературы, а на таможне задерживались партии духовной литературы СИ.

Представитель УЦ СИ в России указал, что необъективность действий Ростовского центра судебных экспертиз, выводы которого, относящиеся к 2007 г., дали старт судебному процессу, была отмечена отделом по защите свободы совести Уполномоченного по правам человека в России. В "заключении", данном отделом по защите свободы совести 6 марта 2008 г., в частности, говорится: "Из представленных документов следует, что основанием для проведения массовых поверок (местных религиозных организаций СИ в Ростовской области – "Портал-Credo.Ru") послужило письмо за подписью заместителя Генерального прокурора РФ В.Я.Гриня, посвящённое проблемам противодействия религиозному экстремизму". Как подчёркивается в тексте "заключения" аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, "содержащаяся в письме информация в ряде случаев недостоверна и неточна". Так, СИ неправомерно квалифицируются как иностранная религиозная организация, для её характеристики используется неправовой термин "секта", обиходное употребление которого имеет ярко выраженный негативный оттенок, обвинения в разжигании вражды, неисполнении гражданских обязанностей, нарушении прав верующих и лиц, не относящихся к религиозной организации, не подтверждены и носят голословный характер; предостережения и представления, выдававшиеся местным религиозным организациям СИ в Ростовской области, составлялись по одному трафарету, Ростовский центр судебных экспертиз до решения суда вынес заключение о признаках экстремизма в литературе СИ.

Портал-Credo.Ru, 07.12.2009

к оглавлению

Новое — хорошо забытое старое

Чем заниматься в нашей стране сегодня опаснее всего? Кому труднее всего обрести поддержку в лице соседей и сотрудников по работе, сокурсников или одноклассников? Как хотелось бы написать, - "пьяницам" или "тунеядцам". Не напишу. Это всего лишь лозунги прошлого и привычные для россиянина деяния. Если и не в семье, то среди соседей, сотрудников или одноклассников уж обязательно кто-нибудь такой найдётся, причём в любое время и в любом месте нашей необъятной родины.

Сегодня опасно иное – открыто говорить о своих религиозных взглядах, читать и предлагать другим религиозную литературу. Это предлагается запретить законом. И это отнюдь не голословное утверждение. На это направлены предложенные Минюстом России поправки о миссионерской деятельности. Но поправки еще не приняты, а 11 сентября 2009 года Ростовским областным судом уже принято беспрецедентное решение о ликвидации религиозной общины Свидетелей Иеговы в городе Таганроге и признании 34 публикаций Свидетелей Иеговы экстремистскими. Смущает, конечно, не решение суда. 8 декабря 2009 года Верховный суд РФ рассмотрит апелляционную жалобу, и, возможно не поддержит решение суда первой инстанции. Смущают реальные последствия этого, не до конца понятного, решения.

Мало того, что, не дожидаясь вступления решения Ростовского суда в законную силу, государственные органы проводят обыски не только в религиозных зданиях, но и в частных домах, изымают литературу, необоснованно задерживают и допрашивают верующих. Ещё и СМИ поддерживают нездоровый страх перед этой общиной. Организовываются нападения на помещения, занимаемые Свидетелями Иеговы. Более того, в незаконных силовых акциях принимают участие муниципальные чиновники, как в Новочеркасске, где в атаке на Свидетелей Иеговы принимал участие заместитель главы администрации города А.В.Демченко.

А вот другой пример последствий решения Ростовского суда. Главное Управление (ГУ) министерства юстиции РФ по Нижегородской области за 9 месяцев 2009 года не выявило нарушений в деятельности Свидетелей Иеговы, но одновременно руководитель ГУ Минюста РФ по Нижегородской области напомнил, что в Ростове-на-Дону Свидетели Иеговы признаны судом экстремистской организацией, как и распространяемая этой организацией литература, и посему их деятельность взята на особый контроль. Нарушений нет, а особый контроль есть. И таких примеров можно привести много.

Свидетели Иеговы не поменялись. Соверши они конкретное преступление, об этом узнал бы весь мир. Ни скрывать это, ни прятать от умов людей никто не стал бы. Свидетели Иеговы прежние, а вот отношение к ним – новое.

Ну, может быть, и не совсем новое, которое часто бывает хорошо забытым старым. Забытым, но не всеми. Вспомним, что именно Свидетели Иеговы подвергались самым суровым преследованиям среди религиозных организаций, что любопытно, и в нацистской Германии, и в социалистическом СССР. И вот, всё возвращается на круги своя. "И нет ничего нового под Солнцем", как писал Экклезиаст. Настораживающие параллели. Вновь простой человек, читающий иллюстрированную брошюру религиозного содержания, может быть задержан, допрошен. В его доме могут быть обыски, а впоследствии и аресты?

Что это за шаги со стороны властей? Теперь религиозная свобода не в почёте?

Что значит "признать экстремистскими"? По такой схеме можно обвинить и уничтожить любую организацию и любого человека, оказавшегося неугодным.

Смотреть порнографию и злоупотреблять алкоголем – сегодня, как никогда, просто, а исповедовать религию, успешно справляющуюся с этими недугами, - значит подвергать себя риску быть сочтённым оппозицией сегодняшнему политическому строю и общественному мнению. Такое впечатление устойчиво сложилось при знакомстве с материалами суда в Ростове-на-Дону и последствиями такого решения.

Что ждёт в будущем представителей других религиозных общин? Какое будущее у представителей других национальностей и рас, проживающих на территории РФ? Какие ещё права россиянина могут быть нарушены или попросту попраны?

Те, кто по-настоящему заинтересован свободами в современной России, с большим интересом и вниманием рассматривают каждый шаг, связанный с этим беспрецедентным делом.

При такой ситуации совершенно теряется уверенность в будущем. Если бы речь шла о конкретном, понятном и осуждаемом обществом преступлении, подобные решения судов вселяли бы уверенность и поддерживали бы право в нашей стране. Но "экстремизм"… Это попытка судить за взгляды. Под подобное обвинение может попасть практически любой призыв, взгляд или убеждение, особенно не похожий на другие. Любая книга или издание. Это суд за инакомыслие.

Смущает то, что речь идёт о 160 000 россиян – приблизительно столько людей сегодня в России признают себя Свидетелями Иеговы. 160 тысяч российских граждан преследуются за инакомыслие. 160 тысяч российских граждан не могут свободно читать и получать книги, могут быть в любую минуту подвергнуты допросу, обыску и унижению и уже живут в страхе за своё будущее и за будущее своих детей. Что же тогда говорить о более мелких группах и организациях? Невольно начинаешь беспокоиться за любую образованную семью, любящую рассуждать на различные темы, не скрывая своих взглядов, за ребёнка, выросшего в этой атмосфере, за друзей-единомышленников.

Страх сковывает и ни к чему, кроме агрессии, не побуждает. Если общество будет жить в страхе преследований за идею или религиозные взгляды, прятать домашние библиотеки, мы не просто сделаем шаг назад и вернёмся в прошлое. А вернёмся в одно из самых позорных времён, за которые уже было стыдно. Политические репрессии – это не то, чего стоит желать. Они не обошли стороной в России практически ни одну семью в прошлом, не обойдут стороной нас и сегодня. Так что лучше такого не допускать.

Возможно, власти защитят права Свидетелей Иеговы, как это было уже ранее, и все желающие жить в свободном правовом государстве временно вздохнут с облегчением. Но где гарантия, что завтра еще в каком-нибудь регионе России против Свидетелей Иеговы не возбудят дело по аналогичным обвинениям? В атмосфере всеобщей ксенофобии, раздуваемой СМИ и поощряемой властями на разных, иногда очень высоких уровнях, вплоть до министерских, призванных защищать законность, это неизбежно. Так и будем уповать на Верховный суд РФ? Или всё-таки начнём, наконец, исполнять собственную Конституцию и законы?

Олег Владимиров

Портал-Credo.Ru, 08.12.2009

к оглавлению

Верховный суд РФ удовлетворил ходатайство адвокатов Свидетелей Иеговы о приобщении дополнительных материалов

Верховный суд РФ 8 декабря в 10.30 удовлетворил ходатайство адвокатов Свидетелей Иеговы о приобщении к делу дополнительных материалов, в том числе и экспертиз, которые ранее не были приняты во внимание прокуратурой Ростовской области, и объявил перерыв в процессе до 12.30, когда дело будет рассмотрено вновь, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. Рассмотрение дела будет происходить в более просторном зале, чтобы вместить всех желающих. Обвинение представлено прокуратурой Ростовской области, а не Генеральной прокуратурой РФ.

Напомним, что 8 декабря Верховный суд РФ рассматривает жалобу Свидетелей Иеговы г. Таганрог на решение Ростовского областного суда о ликвидации местной общины и признании экстремистскими ряда богослужебных изданий.Решение первой инстанции было вынесено почти три месяца назад, 11 сентября. Не дожидаясь его вступления в законную силу, различные органы и организации начали рейды и обыски в религиозных зданиях и частных домах Свидетелей Иеговы. При этом изымаются книги, срываются богослужения, задерживались партии духовной литературы.

Дело, которое рассматривает Верховный суд РФ, может стать прецедентным и по существу будет свидетельством того, возможна ли в России религиозная свобода или же нет, можно ли признавать любые "нетрадиционные" религиозные объединения экстремистскими без достаточных на то оснований или же суды и правоохранительные органы будут действовать в соответствии с Конституцией РФ и международными нормами. Свидетелей Иеговы преследовали в нацистской Германии, высылали в Среднюю Азию при Сталине. В советский период они подвергались большим репрессиям со стороны властей, чем остальные верующие. Решение Верховного суда РФ продемонстрирует - будет ли российское государство продолжателем политики гонений, считает Славянский правовой центр.

Портал-Credo.Ru, 08.12.2009

к оглавлению

ВС РФ подтвердил решение о ликвидации "Свидетелей Иеговы" в Таганроге

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда (ВС) РФ отклонила жалобу религиозной организации "Свидетели Иеговы" - Таганрог на решение о ликвидации в связи с признанием их литературы экстремистской, передает корреспондент РИА Новости из зала суда.

Таким образом, суд подтвердил решение Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 года и запрет на деятельность организации вступил в законную силу.

"Свидетели Иеговы" - международная религиозная организация, последователями которой в мире являются почти 7 миллионов человек, в России их около 300 тысяч. Последователи организации, зарегистрированной в РФ в 1991 году, считают себя истинными христианами. РПЦ рассматривает "Свидетелей Иеговы" как деструктивную религиозную организацию.

В настоящее время аналогичное территориальное подразделение "Свидетелей" ликвидировано в РФ только в Москве.

Кроме того, согласно решению Ростовского областного суда, запрещается деятельность организации в Таганроге, Неклиновском и Матвеево-Курганском районах региона, в собственность Российской Федерации обращается имущество организаций - земельный участок, офис и принадлежащее им жилое помещение, также 34 из 68 книг и брошюр, распространяемых организацией, которые по заявлению прокуратуры, признаны экстремистскими, подлежат к включению в список экстремистских материалов и конфискации.

Выступая во вторник в суде, представитель областной прокуратуры заявляла, что некоторые публикации, распространяемые последователями организации, "содержат оскорбительные высказывания".

"Утверждение, что традиционное христианство - лжерелигия проходит красной линией практически по всей (распространяемой организацией) литературе",- отметила прокурор.

На вопрос судьи, как она относится к атеистам, представитель надзорного ведомства ответила: "Реализация права на свободу вероисповедания должна основываться на праве как верующих, так и нерелигиозных людей. А нарушение прав нерелигиозных людей - в посягательстве на их частную жизнь, в попытках проникнуть проповедями в жилище, с навязчивой миссионерской деятельностью".

В свою очередь представители "Свидетелей Иеговы" просили направить материалы гражданского дела на новое рассмотрение в Ростовский областной суд. По их мнению, решение ВС РФ по данному делу будет иметь последствия для граждан по всей стране.

В настоящее время аналогичное территориальное подразделение "Свидетелей" ликвидировано в РФ только в Москве.

РИА Новости, 08.12.2009

к оглавлению

СРОЧНО: Верховный суд РФ оставил в силе решение Ростовского областного суда о ликвидации религиозной организации Свидетелей Иеговы

Верховный суд РФ оставил в силе решение Ростовского областного суда о ликвидации местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в г. Таганроге Ростовской области. Как сообщает из зала суда корреспондент "Портала-Credo.Ru", соответствующий вердикт суд огласил 8 декабря в 17.40.

В течение дня Верховный суд РФ рассматривал жалобу Свидетелей Иеговы на решение Ростовского областного суда о ликвидации таганрогской общины и признании экстремистскими ряда изданий Свидетелей. Решение суда первой инстанции было вынесено в Таганроге 11 сентября. Не дожидаясь его вступления в законную силу, различные органы начали рейды и обыски в религиозных зданиях и частных домах Свидетелей Иеговы по всей стране. При этом изымаются книги, срываются богослужения, задерживаются партии духовной литературы.

Представители Свидетелей Иеговы не исключают, что далее они будут оспаривать абсурдное с их точки зрения решение российских судов, попирающее право на свободу вероисповедания, в Европейском суде по правам человека.

В России официально действует несколько десятков местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы, зарегистрирован также их Управленческий центр. В советский период деятельность Свидетелей была запрещена, тысячи их последователей подвергались жестоким репрессиям. Нынешние российские власти чаще всего предъявляют членам этой религиозной организации претензии в связи с их отказом от переливания крови, запретом на службу в вооруженных сил и "чрезмерно активные" формы проповеди.

Портал-Credo.Ru, 08.12.2009

к оглавлению

Свидетели Иеговы разочарованы решением суда

«Мы глубоко разочарованы этим решением», — заявил представителям агентства «Ассошиэйтед Пресс» представитель Свидетелей Иеговы Ярослав Сивульский. — «Нас беспокоит, что это может плохо отразиться на нашей деятельности, в том числе на ввозе в страну наших публикаций, которые печатаются в Германии».

[...]

Сивульский заявил, что организация обжалует постановление Верховного Суда перед Европейским судом по правам человека и будет настаивать на том, что российский суд неверно интерпретировал законодательство. Закон о противодействии экстремизму, который было положен в основу судебного решения, подвергался резкой критике со стороны многих религиозных групп, по словам которых слишком общие положения этого закона позволяют властям подавлять любое несогласие.

В 2004 году постановлением Московского городского суда столичной общине Свидетелей Иеговы было запрещено заниматься религиозной деятельностью.

По словам Сивульского, сегодня в России насчитывается, по меньшей мере, 160 тысяч Свидетелей Иеговы.

[...more...]

— AP via MSNBC , 08.12.2009

к оглавлению

Василий Калин

МНЕНИЕ: "Решение Верховного суда о Свидетелях Иеговы – это наступление на права и свободы всех религиозных организаций России" - председатель руководящего комитета Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России ВАСИЛИЙ КАЛИН

"Портал-Credo.Ru": Василий Михайлович, только что Коллегия Верховного Суда РФ по гражданским дедам огласила резолютивную часть решения о том, что оставлено в силе решение Ростовского областного суда о признании 34 наименований книг Свидетелей Иеговы экстремистскими материалами и о ликвидации организации Свидетелей Иеговы в Таганроге. Как Вы прокомментируете это решение?

Василий Калин: Прежде всего, я удивлён позицией Верховного Суда и этим решением, потому что оно коснётся не только нашей религиозной организации Свидетели Иеговы. Это, как я понимаю, наступление на права и свободы всех других религиозных организаций. За всю историю существования Свидетелей Иеговы в бывшем Советском Союзе мы подвергались разным преследованиям и обвинениям, но нас никогда не обвиняли в экстремизме. И сегодня, учитывая то, что литературу Свидетелей Иеговы читают во всём мире, она переводится на 170 языков и издается огромными тиражами, только в России в этой литературе нашли экстремизм – это неправильно. Я вообще не знаю, как Россия будет выглядеть в международном сообществе, поскольку Свидетели Иеговы – известная международная религиозная организация. (...)

Портал-Credo.Ru, 09.12.2009

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Попытка инициировать сенатское расследование Саентологии завершилась неудачей

Ник Ксенофон

Сенатское расследование деятельности Саентологической церкви будет прекращено — федеральное правительство сообщило церкви, что изучение любых жалоб находится в компетенции налоговой службы и полиции. Об этом саентологам сообщил электронным письмом сенатор Крис Эванс, к которому саентологи обратились в прошлом месяце после того, как в прошлом месяце независимый сенатор Ник Ксенофон выступил в Сенате с рядом ошеломляющих обвинений.

В электронном письме говорилось, что проводить расследование деятельности частной, а в данном случае еще и религиозной организации было бы некорректно, и что в истории Сената не было прецедента столь целенаправленного расследования: «Изучение налоговой отчетности конкретного юридического или физического лица или расследование уголовных дел не входит в задачи парламента. Задача Сената — изучать вопросы , затрагивающие общественные интересы и государственное управление ».

Оппозиция, не поддержав идею проведения расследования, опиралась на аналогичные доводы. Таким образом, сенатор Ксенофон не сможет собрать достаточно голосов, чтобы добиться проведения расследования. Однако сенатор не сдается. Вчера он заявил, что в феврале вынесет вопрос о расследовании на голосование и не согласился с доводами правительства: «Это отговорки. Вопросы, относящиеся к компетенции полиции, будут, как и положено, переданы полиции, но есть вопросы, имеющие отношение к гражданскому праву и к вопросам реформы законодательства в части освобождения от уплаты налогов».

«Если основные партии полагают, что этот вопрос рассосется сам собой, они обманывают себя».

В прошлом месяце сенатор представил на обсуждения письма от нескольких бывших саентологов, которые обвиняют Саентологическую церковь в принуждении к абортам, использовании принудительного труда, препятствовании правосудию и сокрытии фактов жестокого обращения с детьми. По словам бывших членов организации, жизнь сотрудников Саентологической церкви отличается невыносимым графиком работы, постоянными наказаниями, недостаточной медицинской помощью а иногда физическим насилием и лишением свободы.

Вице-президент Международной Саентологической церкви, Роберт Адамс, заявил, что все обвинения, обнародованные в парламенте сенатором Ксенофоном, «ничего не стоят», и что многие из них уже были ранее изучены и опровергнуты независимыми агентствами. «Один из способов проверить это — посмотреть на то, как силовые структуры реагируют на любое из этих обвинений. Они не проявляли никакого интереса, потому что нет доказательств. Отступники не заслуживают доверия как свидетели, так же как бывшие супруги или сотрудники, — они пытаются найти оправдание своему уходу».

The Sydney Morning Herald, 07.12.2009

к оглавлению

В Приамурье работают добровольные священники новой религии

В минувшую субботу, во всемирный день волонтера, в Благовещенске волонтеры-саентологи открыли центр помощи саентологического Транссибирского тура доброй воли. Публичная лекция представителей религиозного движения собрала около сотни человек.

Столица Приамурья стала десятым городом в миссионерском туре представителей Церкви саентологии. Общественность, в том числе представители титульной религии, к визиту отнеслась неоднозначно.

Шесть саентологических добровольных священников прибыли в Приамурье три недели назад. Благовещенск стал десятым городом, который посетили волонтеры транссибирского тура доброй воли, который стартовал четыре года назад. Первым городом на пути волонтеров была Пермь, в Благовещенск добровольные священники прибыли из Читы. В каждом из городов саентологи работали от полутора месяцев до полугода.

Деятельность делегации саентологических волонтеров в Приамурье носит официальный и совершенно законный характер. Представители общероссийской организации информировали о нем местные власти и правоохранительные органы, соблюли все необходимые формальности. В отличие от некоторых других городов в Благовещенске саентологи не встретили сопротивления ни со стороны властей, ни со стороны жителей.

За время, проведенное в Приамурье, добровольные священники успели провести 41 семинар в 16 организациях областного центра. Впрочем, по словам саентологов, миссионерство не является главной задачей их турне.

— Это социальный проект. Наша задача в том, чтобы бескорыстно помогать людям. Мы используем технологии работы с человеком как с духовным существом. Это прикладная религиозная философия, однако она позволяет получить помощь человеку любого вероисповедания, будь он христианин, мусульманин или атеист, — уверен пресс-атташе тура Дмитрий Бакуменко.

В минувшую субботу на третьем этаже бывшего магазина «Россия» у центрального рынка собралось около сотни амурчан. Их встречали волонтеры, одетые в желтую форму с изображением религиозной символики саентологов и надписью «С этим можно что-то сделать», которая является своеобразным девизом тура. На стенах были развешаны небольшие баннеры с основными постулатами и терминами саентологии. Посреди зала стояли ряды раскладных стульчиков.

— Я наблюдала три недели, как эти замечательные люди работали в нашем городе, и счастлива, что познакомилась с ними, сама прошла курсы и почувствовала изменения в лучшую сторону, — призналась, перерезая большими ножницами символическую желтую ленточку, член Союза художников России Наталья Саяпина.

Под занавес открытия центра помощи один из волонтеров прочитал собравшимся пространную лекцию. Представители титульной религии к миссионерскому турне саентологов отнеслись традиционно негативно. «Саентологию относят к тоталитарным сектам, которые подавляют личность. Это коммерческий культ. Конечно, нужно предупредить людей об их появлении. Для настоящих верующих они не опасны, но печально, что в их сети могут попасть люди, еще не пришедшие к вере», — поделился с корреспондентом «АП» один из православных деятелей Амурской области.

Роман Кобызов

Впрочем, с подобной трактовкой саентологии категорически не согласны ученые. По мнению религиоведов, называть саентологию сектой неверно.

— Применять к ним такой термин нельзя, — считает кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения АмГУ Роман Кобызов. — Секта как религиозная организация обладает совершенно конкретными признаками. Саентологии они не присущи. Конечно, отношение к саентологии, как и к любому новому религиозному движению, в обществе было неоднозначным. Но это во многом обусловлено обличительной пропагандой представителей традиционных конфессий. Они и сформировали такое мнение, причем не только в России, но и на Западе. Думаю, что саентология, как и любая другая религия, найдет в Приамурье как сторонников, так и противников.

История вопроса

По данным «АП», в Благовещенске община саентологов действует около десяти лет и насчитывает несколько десятков человек. По информации областного управления Минюста РФ, в Приамурье, как и в целом по России, саентологи не имеют официального статуса религиозной организации, а ведут деятельность как некоммерческое партнерство.

Амурская область, пожалуй, как никакой другой регион, была затронута саентологией. История с уголовным делом в отношении бывшего главы Сковородинского района и депутата облсовета Бориса Шалимова широко освещалась в российских СМИ. Экс-чиновника приговорили к двум годам и двум месяцам лишения свободы в колонии общего режима. Шалимова обвиняли в трате бюджетных средств (600 тысяч рублей) на обучение районных чиновников саентологии.

Долгое время правоохранительные органы не могли собрать полную базу последователей саентологии, а почти случайное «дело Шалимова» помогло устранению этого недочета. Тогда еще глава района поехал в Санкт-Петербург, где обратился к помощи «братьев по учению». Органы объявили Шалимова в розыск, получили ордер на его арест и благодаря этому смогли проникнуть в штаб-квартиру российских саентологов и изъять компьютеры со всеми базами данных.

Амурская правда, 08.12.2009

 

Довольно забавно, что автор статьи приводит в качестве мнения всех "ученых" мнение одного доцента-религиоведа из провинциального ВУЗа. Тем более, что Роман Кобызов неправ, — наиболее последовательные и суровые обличения в адрес саентологии в последнее время поступают как раз со стороны бывших членов организации и светских критиков. Вдобавок, любые заявления о соответствии "признакам секты" бессмысленны вне четкого объяснения того, из какого именно определения "секты" исходит их автор. Да и вообще, настоящий вопрос не в том, как называть ту или иную организацию (особенно, если спор идет вокруг неоднозначных и эмоционально "заряженных" терминов), а в том, как оценивать ее учение и практику. О разнообразии оценок, даваемых саентологии, можно судить по новостям об этой организации, публикуемым в различных СМИ.

— Дмитрий Розет

к оглавлению

ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ

В Архангельске высадился десант деструктивной китайской секты

Последователи Витнеса Ли в разгар учебного дня в Поморском госуниверситете вербовали студентов, предлагая им посетить собрания секты...

Тоталитарная китайская секта «Поместная церковь Витнеса Ли» высадила десант в Архангельске и ведет вербовку новых адептов среди студенческой молодежи и жителей города.

Об этом ИА «Православие на Северной земле» сообщили в городском антисектантском центре «Гражданская безопасность».

По словам очевидцев, группа последователей Витнеса Ли 2 декабря в разгар учебного дня в Поморском государственном университете вербовали студентов, предлагая им посетить собрания и приобрести «бесплатные» книги. Отметим, что незаконная сектантская акция проходила в стенах вуза при полном попустительстве администрации университета.

Одна из преподавательниц ПГУ попыталась остановить вербовку. Однако на вопрос, на каком основании представители тоталитарной секты проводят пропагандистскую акцию на территории госучреждения образования, сектанты ответили угрозой: «Если будете мешать, у вас будут большие проблемы....». И вдогон ткнули пальцем в устав секты (!), который якобы разрешает вести агитацию и распространять печатные материалы в школах и университетах.

Как рассказали ИА «Православие на Северной земле» в центре «Гражданская безопасность», на сегодняшний день число адептов «церкви китайца Ли» в Архангельске не превышает 20-ти человек. Однако влияние секты значительно превосходит численность группы. Известно, что архангельские последователи китайских гуру регулярно по железной дороге снабжаются книгами так называемого «Коллектора библейских книг», которые сотнями распространяют среди горожан.

По данным Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), структура «Поместной церкви» определяется тоталитарной системой, жестко контролируемой верхушкой секты. Этот тоталитаризм очень тяжело сказывается на психическом состоянии многих членов Поместной Церкви, которым приказывают ставить интересы «церкви» превыше всего на свете. В секте даже считается, что человек должен менять местожительства каждые несколько лет. Как и во многих тоталитарных сектах, здесь, само собой разумеется, что человек является ничем, а организация - всем.

С начала 90-х сектанты действуют в России и ряде мусульманских стран. Они называют себя «просто христианами», ненавидят церковную иерархию и отвергают церковь, называя ее «блудницей Вавилонской». В своем учении приверженцы китайской секты не различают ипостасей Святой Троицы. Для них Бог-Отец, воплотившись, становится Богом-Сыном. Сын же после Вознесения становится Святым Духом. А проводником - каналом Святого Духа считается недавно умерший лидер секты Витнес Ли и все активные члены секты (на сектантском языке - «побеждающие святые», - прим. ред.). На издание для распространения в России т. н. «восстановительного перевода» Нового Завета объемом 1,5 тыс страниц, где большая часть отведена комментариям Витнеса Ли, было затрачено 1,7 млн долл.

Православие на Северной земле, 08.12.2009

 

К сожалению, автор этого сообщения имеет не вполне корректное представление об учении Уитнесса Ли и Поместной Церкви. Тем не менее, богословие этой организации действительно расходится с историческим христианством по многим принципиальным моментам. Более подробные сведения Вы можете найти в материалах соответствующего раздела нашего сайта.

— Дмитрий Розет

к оглавлению

АЛЛА-АЯТ / ФАРХАТ АТА

Прокуратура Алматы запретила секту казахского "живого Бога"

Фархат Ата

Прокуратура Алматинской области Казахстана признала незаконной деятельность движения "Алла-Аят" на территории страны, включая распространение и пропаганду лечения людей по его методу.

Как сообщает Казахинформ, лидер секты Фархат Абдуллаев, который в 1990 году взял имя Фархат ата, считал себя создателем сущего и живым Богом. Его последователи утверждают, что Фархат ата мог лечить от всех болезней при помощи произнесения формулы, состоящей из слов и цифр. Кроме того, больным нужно было смотреть на солнце, пить чай с молоком и солью и читать журнал "Звезда вселенной". Последователи Фархат ата также могут "лечить" людей.

Заместитель прокурора Алматинской области отметил, что, по мнению ученых, методика обеспечивает повышенную внушаемость и может вовлечь большое количество людей, страдающих от различных недугов. Кроме того, процедура, когда больной смотрит на солнце, может вызвать заболевания глаз. Рекомендованный Фархатом ата журнал "Звезда вселенной" разжигает межрелигиозную и межрасовую рознь и вызывает психические и соматические заболевания у читателей.

Gzt.ru, 04.12.2009

к оглавлению

ЭКУМЕНИЗМ

Делегаты "Парламента мировых религий" учились в Мельбурне взаимопониманию

В австралийском Мельбурне открылся "Парламент мировых религий". Эта необычная встреча объединила представителей 80 национальностей и более чем 220 верований, приехавших сюда со всех концов света, сообщает BBC News.

Нынешний "Парламент" был уже пятым по счету. Первая подобная всемирная встреча религиозных лидеров состоялась в 1893 году в Чикаго. Следующая - была организована лишь 100 лет спустя. А теперь такие форумы проходят регулярно - с периодичностью в пять лет. Основная задача "Парламента" - добиться налаживания отношений и взаимопонимания между последователями разных вероисповеданий.

Наблюдатели шутят: что может приключиться, если имам, священник-христианин и раввин вдруг окажутся вместе в одном лифте? С одной стороны - это действительно можно воспринять как шутку, но в нашем огромном мире, где живут миллиарды людей разных вероисповеданий, такие неожиданности действительно могут происходить ежеминутно.

Поэтому организаторы "Парламента" как раз и рассчитывали на то, что запланированные в дни его работы встречи (а их было намечено около 600), включая, кстати, и то самое случайное пребывание в лифтах, действительно поспособствуют установлению дружеских контактов между представителями различных конфессий.

По мысли организаторов, работа "Парламента" не включает никаких формальных процедур - дебатов или голосований, однако считается, что любые заявления, сделанные участниками встреч, будут иметь свой вес.

Нынешняя встреча имела свои особенности, связанные с необычностью самого места, избранного для ее проведения. Чуть менее 30% населения Австралии составляют люди, родившиеся за рубежом. Если не считать аборигенов, крупнейшие национальные группы здесь составляют британцы, ирландцы, новозеландцы, итальянцы, греки, голландцы, немцы, югославы, вьетнамцы и китайцы. Спектр верований - еще более пестр.

Поэтому на торжественной церемонии открытия после выступления хора и оркестра Мельбурнской филармонии представители одиннадцати основных мировых религий передали "Парламенту" свои благословения.

Дирк Фикка

Ключевые темы бесед на "Парламенте" охватывали проблемы охраны окружающей среды и защиты культурного и религиозного наследия больших и малых народов.

Президент "Парламента" священник Дирк Фикка подчеркнул, что делегаты намерены обратиться к участникам встречи на высшем уровне, проходящей под эгидой ООН в Копенгагене, с вопросами, которые, собственно, каждый человек может адресовать себе лично - насколько свята для нас Земля и хватит ли у людей воли и мудрости, чтобы ее защитить.

Делегаты попытались также ответить на такой важный для них вопрос, насколько серьезно светские правительства Запада способны воспринимать религию.

Дэвид Сэперстейн

Видный американский раввин Дэвид Сэперстейн заявил делегатам, что религиозные лидеры должны упорно работать над тем, чтобы их голос был услышан, особенно когда речь идет о стоящих перед миром вопросах морали.

"Мы - первое на Земле поколение, которое способно производить достаточное количество продуктов, чтобы накормить каждого жителя планеты. Наш отказ сделать это сегодня будет отказом от нравственного видения проблемы и отказом от политической воли", - убежден раввин.

По его мнению вопрос морали является для человечества фундаментальным, а религиозным сообществам - хранителям исконной мудрости, есть что в этом смысле предложить.

Действительно, религиозный и духовный опыт человечества представлен в Мельбурне в самом широком спектре: наряду с наиболее распространенными в мире религиями здесь представлены и язычники, и зороастрийцы, и даже... атеисты.

Правда, организаторы встречи были подвергнуты и некоторой критике за предоставление трибуны представителям Церкви Сайентологии, которую многие обвиняют в том, что она больше занимается бизнесом, чем религиозными вопросами.

Однако, как отмечает BBC, "Парламент" именно для того и собирается, чтобы собравшиеся на него делегаты были готовы с беспристрастием услышать о том, что собираются сказать представители даже необычных новых религиозных движений.

Встреча также показала, что молодым участникам религиозного сообщества, а также представителям любой из многочисленных вер удается в духе доброжелательности общаться с такими "патриархами" религий, как Далай-лама или католический кардинал.

Тем не менее на встрече не обошлось и без некоторых напряженных дискуссий. Тема религиозной свободы в Иране была поднята перед представителем этой страны последователями веры бахаи. Делегату Римско-католической церкви пришлось выслушать то, что думают некоторые делегаты о запрете использования презервативов.

Однако, как подчеркивается в информации BBC, встреча в Мельбурне давала надежду на то, что в сегодняшнем мире порою представляется невозможным: люди разного происхождения, разных убеждений способны слушать друг друга и говорить между собой.

Мир Религий, 08.12.2009

к оглавлению

РАЗНОЕ

Портал "Интерфакс-Религия" представляет первую интерактивную карту религиозных общин России

Роман Силантьев

Портал "Интерфакс-Религия" и Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) совместно запускают первую интерактивную карту всех религиозных общин России.

"Это уникальная карта не только для России, но и для мира в целом - она содержит сведения о 25 тысячах действующих в нашей стране религиозных организаций, их точном названии и местоположении", - рассказал сегодня автор карты, доцент МГЛУ Роман Силантьев на презентации проекта в центральном офисе "Интерфакса" в Москве.

По его словам, на данный момент карта в открытом доступе содержит данные только о традиционных религиях России, то есть о православных общинах, мусульманах, иудеях и буддистах. В целом же карта содержит 12 категорий данных о религиозных организациях, которые будут открываться по мере дальнейшей разработки карты, отметил Силантьев.

Карта будет еженедельно обновляться, причем хронология обновлений будет вестись в специальном разделе. Силантьев отметил, что уточняющие данные о своих религиозных общинах разработчикам карты смогут присылать и сами прихожане, эксперты из регионов. В будущем планируется сопровождение базы данных карты более чем пятью тысячами фотографий.

Доступ к карте возможен только через главную страницу портала "Интерфакс-Религия". Для ее использования необходимы последние версии интернет-браузеров, в частности Internet Explorer 7-й или 8-й версии.

Как сообщил в ходе пресс-конференции эксперт-картограф, коммерческий директор проекта "HitRoad" Евгений Филатов, интерфейс карты позволяет "производить любые сортировки" религиозных организаций по нескольким типам, к примеру, карту только православных монастырей или только мусульманских учебных заведений. Таким образом, интерактивная карта позволяет построить оптимальный автомобильный маршрут до любого из храмов. "Любой зашедший сможет понять, где он находится, и выстроить себе маршрут паломничества", - сказал Филатов. В перспективе возможна интеграция карты в персональные навигационные устройства.

Рахамим Эмануилов

Советник спикера Совета Федерации Рахамим Эмануилов, президент фонда "Взаимодействие цивилизаций", при поддержке которого была создана интерактивная карта, отметил важность осуществления подобных проектов, способствующих расширению знаний о религиозных общинах России. По его словам, фонд намерен и в дальнейшем содействовать "развитию научно-исследовательских программ в религиозной сфере".

Интерактивная карта всех религиозных общин России получила поддержку министерства юстиции России и синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Особую благодарность разработчики выразили Минюсту России, оказавшему значительное содействие при подготовке карты.

По словам Р.Силантьева, карта посвящена памяти выдающегося русского ученого, основателя конфессиональной картографии академика Павла Пучкова.

Мир Религий, 08.12.2009

к оглавлению

Выпущен первый в РФ конфессиональный атлас – "Атлас исламского сообщества России"

Первый атлас в истории российской науки, полностью посвященный религиозной тематике, представлен во вторник на пресс-конференции в "Интерфаксе".

"Атлас исламского сообщества России", изданный Московским государственным лингвистическим университетом, составили доцент МГЛУ Роман Силантьев, картограф Евгений Филатов и основоположник географии религий и конфессионального картографирования академик Павел Пучков, скончавшийся в октябре 2008 года.

По словам Р.Силантьева, руководившего авторским коллективом, в атласе содержится подробная информация о религиозном и этническом составе мусульманского сообщества России в целом и по каждому региону, описаны все действующие в стране централизованные исламские организации, а на более чем 50 картах нанесены все зарегистрированные мусульманские общины (более 4 тыс.) и духовные учебные заведения (около 100). Атлас богато иллюстрирован фотографиями самых красивых мечетей России.

Разработчики планируют также подготовить многотомные атласы всех религиозных общин России и атлас всех общин Московского патриархата, издание которых при поддержке главы фонда "Взаимодействие цивилизаций" Рахамима Эмануилова начнется со следующего года.

Интерфакс, 08.12.2009

к оглавлению

Миссионерский отдел Екатерининской церкви Петрозаводска организует курсы реабилитации для пострадавших от деятельности религиозных сект

По словам руководителя отдела отца Андрея Верещагина, все желающие могут прийти в храм, пообщаться со священником и психологами.

"Известно, что люди некоторое время находившиеся в деструктивной секте, испытывают депрессию и внутренние противоречия, - отметил отец Андрей, -Нередки случаи суицидов. Ведь человек, побывавший в религиозной деструктивной организации, полностью дезориентирован в жизни. Исходя из практики, адаптационный период может длится несколько лет. Протянуть руку помощи, вернуть человека к нормальной жизни- задача нашего миссионерского отдела".

СТОЛИЦА на Onego.ru, 08.12.2009

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное