Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Центра апологетических исследований


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

12-18 июля 2007 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


Уважаемые читатели рассылки!

В связи с летними отпусками сотрудников следующий выпуск
"Новостей ЦАИ" выйдет 8 августа,
если угодно будет Господу, и живы будем.


 

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Свидетели Иеговы съезжаются отовсюду, чтобы дать новую жизнь театру «Кросстаун»

Театр "Кросстаун" — вид до ремонта

20-летняя Сара Эллис побаивается высоты, но это не удержало ее от того, чтобы влезть на высокие леса внутри старого здания театра «Кросстаун» в г. Мемфис, штат Теннеси, чтобы обдирать, зачищать и красить потолок. В конце концов, есть вещи поважнее небольшого личного дискомфорта — например, проявление своей веры на деле.

Именно этим Эллис и еще сотни Свидетелей Иеговы занимаются каждый уикенд на протяжении последних двух месяцев, с момента начала ремонтных работ в историческом здании. Театр был приобретен 30 лет назад для использования в качестве Зала Конгрессов местных Свидетелей Иеговы. Некогда в этом здании часто выступали Элвис Пресли и его друзья. В 1977 году владельцы продали театр Обществу Сторожевой Башни.

«Я обязательно снова приеду работать», — говорит Эллис, домохозяйка из г. Джоунсборо, штат Арканзас. — «Поразительно видеть, как все работают вместе, общаются и стремятся к одной цели».

Ремонтные работы

Ремонт начался 24 мая и должен закончиться к середине октября. Все это время в работе будут участвовать тысячи добровольных помощников, выполняющих множество поручений — от наладки электропроводки и сантехники до готовки пищи для рабочих. Для местного художника Джареда Смола работа заключается в росписи стен библейскими сюжетами. «Я хочу внести лучший возможный вклад, так что мое дело — рисовать», — говорит 26-летний художник. — «Я счастлив участвовать в этом деле и знать, что я делаю нечто стоящее».

Работа идет семь дней в неделю, с 7 утр а до 5 вечер а, с перерывами на еду и религиозные собрания. Большинство добровольцев приезжает на выходные из штатов Теннеси, Арканзас и Миссисипи, но десятки человек выделяют неделю или две из своего отпуска, чтобы поехать в Мемфис и поучаствовать в работе.

«Мне кажется, что участие в этой работе — лучший способ потратить время», — говорит Абрахам Лонг, 56-летний штукатур из г. Джексон, штат Теннеси. — «Более того, мне жаль, когда я не провожу время таким образом».

Отремонтированный Зал Собраний будет полностью приспособлен для нужд инвалидов, в нем будет аудитория на 1,5 тыс. сидячих мест с бассейном для крещения, два кафетерия, три гостевых квартиры и комнаты для учебных занятий.

Commercialappeal.com, 16.07.2007

к оглавлению

Свидетельница Иеговы отказывается от переливания крови

Мария Долорес Ортис из испанского города Дения, серьезно пострадавшая в результате несчастного случая на работе, отказывается от переливания крови по религиозным мотивам. 35-летняя работница полировального цеха получила серьезные травмы головы и живота. Она толкала большую тачку с деревянными деталями, которая перевернулась и упала на нее. Очевидцы происшествия говорят, что у женщины изо рта хлынула кровь, и коллеги отвезли ее в отделение скорой помощи.

Сверившись с бумагами, врачи увидели, что женщина — Свидетельница Иеговы и не желает, чтобы ей переливали кровь. Пострадавшую доставили в больницу Centro de Rehabilitacion de Levante в г. Валенсия, где ей сделали операцию. Шестерым братьям и сестрам Марии сказали, что она умрет без переливания крови. Тем не менее, врачи отказались делать переливание вопреки желанию больной. Они предоставили право выбора семье, но родственники приняли такое же решение. В прошлую среду судья подтвердил право пациентки отказаться от переливания.

Между тем, женщина остается в реанимации и балансирует на грани жизни и смерти.

— ThinkSpain . com , Spain , 13.07.2007

к оглавлению

В Узбекистане оштрафовали сектантов за подпольную деятельность

Суд в Узбекистане оштрафовал семерых членов секты "Свидетели Иеговы", подпольно действовавшей в городе Каган Бухарской области.

Как сообщили в понедельник "Интерфаксу" в городском суде по уголовным делам, в ходе состоявшегося судебного процесса нашли свое подтверждение выводы следствия, обвинившего Фазилу Ибодову в нарушении ст.240 Кодекса об административной ответственности (нарушение законодательства о религиозных организациях).

Представитель суда пояснил, что Ф.Ибодова, будучи членом не зарегистрированной в области религиозной организации "Свидетели Иеговы", нарушая положения ст.5 закона "О свободе совести и религиозных организациях", собирала группу граждан в своем доме.

В ходе обыска, проведенного на месте собрания, работниками городского отдела внутренних дел были изъяты более 40 экземпляров различной религиозной литературы.

Собеседник агентства отметил, что в соответствии с требованиями действующего законодательства религиозная литература может использоваться только зарегистрированной религиозной организацией в пределах ее юридического адреса.

"Суд признал Ибодову виновной и приговорил к штрафу в сумме девяти минимальных зарплат (на момент вынесения судебного решения минимальный размер заработной платы составлял – 12420 сумов, курс 1266.05 сум/$1). Еще шесть участников запрещенных собраний оштрафованы судом от двух до десяти минимальных зарплат. При этом суд вынес решение всю конфискованную в качестве вещественных доказательств литературу уничтожить", – сказал представитель суда.

По данным комитета по делам религий Узбекистана, религиозная организация "Свидетелей Иеговы" официально зарегистрирована только в городе Чирчике Ташкентской области. Всего в настоящее время в республике государственную регистрацию в органах юстиции имеют 2222 организации 16 религиозных направлений. Подавляющее их большинство (2042) от общего количества составляют мусульманские организации, так как около 88% всего населения республики считают себя последователями ислама

Religare, 16.07.2007

к оглавлению

В Болгарии "Свидетели Иеговы" угрожают чиновнику

Таким образом сектанты протестуют против запрета на строительство их молитвенного дома.

Сотрудник городской управы Варны (Болгария) обратился в полицию с жалобой на членов секты "Свидетели Иеговы", которые угрожали ему и его семье.

В Молодежном район Варны начали было строить молитвенный дом "Свидетелей Иеговы". Но местные жители воспротивились строительству. Их поддержали политические, общественные и профсоюзные организации. Тогда управа остановила стройку, сообщает "Православие БГ".

После этого одному из сотрудников управы стали звонить неизвестные с угрозами, причем угрожали не только ему, но и его семье. Кирилл Йорданов, городской голова Варны, полагает, что источник угроз – секта "Свидетелей Иеговы".

Religare, 13.07.2007

к оглавлению

Иеговисты переиграли футболистов. На Большой спортивной арене Лужников прошел ежегодный областной конгресс "Свидетелей Иеговы"

Ежегодный областной конгресс "Свидетелей Иеговы" прошёл с 13 по 15 июля в Москве на главной арене спортивного комплекса "Лужники" с участием свыше 28 600 человек. Делегаты конгресса представляли общины (по терминологии "Свидетелей" – "собрания"), действующие в Москве (их около 120 по 100 – 150 человек в каждом) и в некоторых близлежащих областях. Тема конгресса – "Следуйте за Христом".

Каждый из трёх дней форума имел свой девиз: "Устремите взор на Предводителя и Свершителя нашей веры – Иисуса", "Овцы мои слушаются моего голоса, и они следуют за мной" и "Следуйте за мной дальше". Этим библейским предписаниям соответствовали темы докладов и выступлений на конгрессе: "Мы нашли Мессию", "В нём сокрыты все сокровища – ищите их!", "Божье слово живо и действенно", "Они следуют за Агнцем, куда бы он ни шёл", "Научены Иеговой. Что может быть лучше", "Помоги им вернуться в Божье стадо", "Мужья и жёны, родители и дети, следуйте примеру Христа!", "Драгоценные истины из Нагорной проповеди" и т.д.

Вели программу и выступали на конгрессе, в основном, старейшины и служители общин, действующих в Москве и Московской области. Вместе с тем, в числе участников конгресса были и высокие гости: председатель Управленческого центра "Свидетелей Иеговы" в России Василий Калин (Санкт-Петербург) и член Руководящего совета "Свидетелей Иеговы" Стивен Летт, специально прибывший для участия в конгрессе из Бруклина, Нью-Йорк. В. Калин произнес тридцатиминутную "ключевую речь" на тему "Особая роль Иисуса в намерении Иеговы". Стивен Летт, который в Бруклинском Руководящем совете Всемирной организации "Свидетелей Иеговы" занимается издательской деятельностью, своё выступление посвятил новому изданию Библии на русском языке, которому дано название "Священное Писание. Перевод нового мира". В этом новом издании Библии заменены названия двух основных частей Священного Писания – "Ветхий Завет" стал называться "Еврейско-арамейские Писания", а "Новый Завет" – "Христианские Греческие Писания".

В предисловии к новоявленной Библии подчёркивается важность уважительного отношения к имени Бога-Отца. "В Библии излагается священная воля Владыки Вселенной, и поэтому было бы проявлением вопиющего неуважения к Богу, пренебрежением к его величию и власти удалить или скрыть его уникальное имя, которое появляется в древнееврейском тексте около 7000 раз. По этой причине главная особенность этого перевода заключается в том, что в нем восстановлено Божье имя, и таким образом оно заняло в библейском тексте то место, которое ему по праву принадлежит. Принятая в русском языке форма этого имени "Иегова" появляется 6973 раза в Еврейских Писаниях и 237 раз в Христианских Греческих Писаниях".

Издание нового варианта Священного Писания на русском языке (перевод с английского) осуществлён в Нью-Йорке в 2007 году. Ранее эта книга издана на 65 языках общим тиражом 139 347 865 экземпляров. Каждый участник конгресса получил это издание Библии в подарок, так же, как и ещё одну книгу – "Приходи и следуй за мной".

В рамках нынешнего Областного конгресса, в некотором удалении от основной сцены, одновременно проходили ещё три аналогичных по программе, но не столь многочисленные, сборы – на армянском, азербайджанском языках и на языке жестов – для глухонемых и слабослышаших "Свидетелей Иеговы". На эти последние были приглашены участники со всех регионов России.

Одним из главных событий конгресса стало водное крещение новых членов иеговистской Церкви, которое проводилось в двух переносных бассейнах, установленных на беговой дорожке перед трибунами. Погружение крещаемых в воду с головой проводили одновременно восемь служителей (по четыре в бассейне). Периодически происходила смена лиц, проводивших крещение, группой новых служителей. Среди принявших крещение самым юным оказался 10-летний мальчик, самой старшей – женщина в возрасте 87 лет. В числе принявших крещение было несколько инвалидов, среди них одна слепая и две пожилых женщины в инвалидных колясках. Их физически крепкие братья по вере передали через борт бассейна служителям, стоявшим в воде. Находившиеся на трибунах делегаты конгресса приветствовали новых членов организации аплодисментами и возгласами.

Всего приняли крещение 654 человека, из них 132 мужчины и 522 женщины. Для сравнения: на конгрессе, проходившем на этом же стадионе летом 2005 года, было крещено 528 человек; летом 2006 года – 527.

Как известно из опубликованных "Свидетелями Иеговы" материалов, количественный составих организации в России ежегодно увеличивается в среднем на 3%. В состоявшемся на конгрессе разговоре с Василием Калиным на вопрос корреспондента "Портала–Credo.Ru", в чём причина неуклонного роста числа членов иеговистской Церкви, тот, отвечая, назвал, в частности, следующее обстоятельство. В 50-е годы прошедшего столетия по распоряжению советского руководства тысячи семей "Свидетелей Иеговы" были административно выселены из Украины и Молдавии в отдалённые районы Сибири, полагая, что таким путём их организация, по мере вымирания старшего поколения, постепенно прекратит своё существование. Однако, будучи посеянными на просторах Сибири, "Свидетели Иеговы" дали такие бурные всходы, что численный рост организации продолжается и по сей день.

В.М. Калин выразил сожаление, что о решении Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в пользу "Свидетелей Иеговы" в связи с разгоном богослужения глухих верующих в Челябинске им не удалось нормально информировать общественность. В начале 2007 года они намеревались провести в Москве пресс-конференцию по этому поводу, но в нескольких местах им отказали в аренде зала. Когда же в одном спорткомплексе им всё же удалось найти помещение, ни одно информационное агентство не направило на пресс-конференцию своих корреспондентов. Не пришёл даже представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в России, хотя приглашения были разосланы всем.

Согласно пресс-релизу, подготовленному к той пресс-конференции, ЕСПЧ единогласно постановил, что административные органы "своими действиями нарушили права на религиозную свободу, сорвав законную христианскую встречу 150 глухих "Свидетелей Иеговы" в Челябинске. Суд постановил, что истцу… должна быть выплачена сумма в размере 30 000 евро в качестве компенсации морального ущерба и 60 544 евро в качестве компенсации судебных издержек и расходов".

В заключительный день конгресса участникам было показано театрализованное представление ("драма") на сюжет из "Ветхого Завета" об отношениях пророка Елисея и его слуги Гиезии, которого хозяин предостерегает от излишнего корыстолюбия и призывает жить по Божьим законам.

По ходу форума служители Санкт-Петербургского Управленческого центра "Свидетелей Иеговы" вели подбор кандидатов-добровольцев для постоянной работы в Вефиле, то есть в Управленческом центре. Желающих, а требовались верующие в возрасте до 35 лет, оказалось около 500 человек, которые заполнили соответствующие анкеты. Перед ними выступили местные служители и представитель Бруклинского центра Стивен Летт, после чего проводились индивидуальные беседы с кандидатами. По словам одного старейшины, молодые люди стремятся попасть на работу в Вефиль не из корыстных побуждений (материальное обеспечение там весьма скромное), а из желания более активно участвовать в распространении вероучения "Свидетелей Иеговы". Не все желающие будут приняты, отбор идет с учётом многих качеств кандидата.

В заключение приведу цитату из издания, никоим образом к "Свидетелям Иеговы" не причастного, но тем она и интересна. Вот что я прочел в начале статьи в газете "Спорт Экспресс" "Свидетели Иеговы вместо Лиги Чемпионов": "В субботу на территории Олимпийского комплекса "Лужники", где уже третий десяток лет гоняет мяч наша дружная компания, царил идеальный порядок. При том, что не было там ни эскадронов конной милиции, ни плотных цепей омоновцев, ни оперативников в штатском. Роль стюардов, как на лучших аренах мира, выполняли миловидные девушки и юноши в красивых костюмах, которые учтиво указывали гостям, где проще припарковать машину. На фоне живописного летнего пейзажа картина и вовсе казалась идиллической. Может, репетиция перед финалом Лиги чемпионов, который Лужники примут 21 мая 2008 года ? - пришла мне в голову наивная мысль.

Куда там! Мероприятие, проходившее на Большой спортивной арене в минувший уик-энд, оказалось далеким от футбола – Конгресс "Свидетелей Иеговы", который, между прочим, собрал едва ли не в два раза больше народа, чем центральный матч начавшегося в тот же день 16-го тура ЦСКА - "Динамо" в Петровском парке.

Поймите меня правильно: ничего не имею против этой, как выяснилось, многочисленной религиозной общины, ежегодно проповедующей свои идеи на главном стадионе страны". (Далее – по поводу футбола). Весьма красноречивая цитата...

— Портал-Credo.Ru , 16.07.2007

 

Наиболее важная часть этой новости заключается в том, что российские Свидетели Иеговы получили, наконец, полный текст Библии в "Переводе нового мира". Пока у нас еще нет копии нового издания, и мы не можем предложить вам его детальный анализ, однако постараемся сделать это, как только представится возможность. Тем временем, о проблемах изданного в 2001 году "Перевода нового мира Христианских Греческих Писаний" (т. е. Нового Завета в переводе Сторожевой Башни) Вы можете прочесть здесь и здесь. Комментарии на отдельные отрывки из этого перевода можно также найти в нескольких номерах нашего ежеквартального "Вестника".

— Дмитрий Розет

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / МОРМОНЫ

Суд приказывает церкви СПД опубликовать финансовые отчеты

Постановление Верховного Суда штата Орегон, требующее от церкви СПД предоставить потерпевшему подробные финансовые сведения, может иметь далеко идущие последствия для церкви, которая не публиковала данных о своих финансах с 1959 года.

Истец, утверждающий, что его неоднократно принуждал к сексуальным отношениям мормонский «домашний учитель», настаивает на том, что сведения о финансовом положении церкви помогут присяжным определить, насколько разумно требование уплаты 45 млн. долларов в возмещение ущерба. Церковь возражает, что публикация этих сведений ущемляет ее религиозные права.

Стивен Инглиш

«Церковь уважает закон, но выражает глубокую озабоченность, основанную на конституционном праве защищать свободное исповедание своей веры», — заявил адвокат церкви Стивен Инглиш. Представитель церкви Скотт Троттер отказался сообщить о дальнейших шагах церкви, однако особого выбора у нее не остается. Решение было принято по материалам досудебных слушаний, и это означает, что суд может, в конце концов, стать на сторону церкви.

Тем не менее, эти слушания вызвали новый всплеск интереса к упорному нежеланию церкви СПД публиковать финансовую информацию, хотя, конечно же, это не единственная церковь, поступающая подобным образом. Федеральный закон не требует публикации таких сведений, и лишь некоторые религиозные группы делают это добровольно, говорит Дэн Басби, вице-президент Евангелического Совета по финансовой подотчетности. И все же мормонизм уникален тем, что деньги от десятины и пожертвований из поместных церквей стекаются в общий фонд в Солт-Лейк-Сити, после чего распределяются в соответствии с нуждами. Деятельностью церкви руководят священники, которые не получают зарплаты, однако деньги на приходские дома, храмы, материальную поддержку миссионеров и т. п. Выделяются из общецерковных фондов. Поскольку финансы церкви СПД учитываются централизованно, а не по регионам, публикация любой части этих сведений раскроет финансовое положение всей церкви. По словам руководства мормонов , это несправедливое требование .

Д. Майкл Куинн

«Я не знаю ни одной группы или деноминации, которая отсылала бы все деньги в центральный фонд. Для протестантов это совершено немыслимо», — говорит Басби. — «Большинство деноминаций требует, чтобы поместные церкви платили определенный процент, определяемый количеством прихожан, но обычно на расходы центрального аппарата тратится лишь 10-15% средств».

Дэн Басби

Даже католическая церковь, с ее централизованным руководством в Ватикане, финансируется на епархиальном уровне. Вот почему некоторые американские епархии объявили себя банкротами после выплаты миллионов долларов в возмещение вреда, причиненного жертвам сексуальных домогательств, но никто даже не пытался заглянуть в бухгалтерские книги Ватикана.

Вопрос о финансовом положении церкви СПД был деликатным, по меньшей мере, с середины XX столетия. До тех пор церковь ежегодно публиковала подробный финансовый отчет на полугодовых Генеральных конференциях. Эта практика была прекращена, когда церкви пришлось признать, что ее расходы превысили доходы. Как утверждает церковный историк Д, Майкл Куинн, в 1957 году церковь СПД потеряла 1 млн. долларов, вложенных в правительственные ценные бумаги. В 1959 году расходы церкви превысили ее доходы на 8 млн. долларов. «Были веские причины для того, чтобы ежегодный финансовый отчет церкви стал менее подробным», — писал Куинн в независимом мормонском журнале Sunstone .

Н. Элдон Таннер

К 1962 году дефицит бюджета составил 32 млн. долларов, и церковь, по словам Куинна, отчаянно пыталась «избежать худшего финансового кризиса за всю свою историю». Тогда Первое Президентство призвало на помощь Н. Элдона Таннера — «финансового кудесника наших дней», — чтобы он вывел церковь из тупика. Когда же церковь вновь твердо встала на ноги, никто не захотел вернуться к подробным отчетам прежних лет. Но это не значит, что люди не пытались оценить благосостояние церкви.

В 1997 году журнал «Тайм» оценил накопления церкви СПД в 25-35 млрд. долларов: 12 млрд. долларов в церковных зданиях на территории США, 5 млрд. в церковных зданиях за рубежом, 6 млрд. в различных ценных бумагах, 5 млрд. в коммерческой недвижимости и 1 млрд. в «школьных и прочих зданиях». Мормонское руководство заявило, что журнал сильно преувеличил благосостояние церкви, и призналось, что большая часть капиталовложений не доходна, а убыточна.

Процесс в Орегоне — не первый случай, когда адвокаты жертвы сексуального насилия пытаются добиться публикации финансовой информации церкви СПД. В 2001 году адвокат Тимоти Н. Коснофф предъявил аналогичное требование от имени своего клиента, Джеремии Скотта, бывшего жителя штата Орегон, который утверждал, что его изнасиловал преподаватель воскресной школы. Скотт требовал выплатить ему 1,5 млрд. долларов в возмещение ущерба. Суд поддержал требования истца, но стороны заключили сделку, Скотт получил 3 млн. долларов, и информация не была опубликована.

Последнее требование опубликовать финансовый отчет церкви прозвучало в прошлом году во время судебного процесса против Кеннета И. Джонсона, которого обвиняли в том, что в конце 1980-х он дважды в неделю склонял к сожительству мальчика из г. Бивертон. Джонсон, не признавший своей вины, был домашним учителем, назначенным церковью. Адвокат Инглиш заявил, что Джонсон действовал как друг семьи, а не как представитель церкви, и что церковь СПД не знала о том, что Джонсон домогался мальчика.

— The Salt Lake Tribune , 13.07.2007

САЕНТОЛОГИЯ

Горсуд Петербурга ликвидировал региональную организацию сайентологов

Городской суд Петербурга удовлетворил в полном объеме иск прокурора города, требовавшего ликвидировать петербургскую организацию “Сайентологический центр”, сообщили “Интерфаксу” в прокуратуре. В ходе проверки, проведенной Главным управлением Минюста по Петербургу и Ленобласти, установлено, что организацией допускаются нарушения действующего законодательства РФ.

"В соответствии с уставом Сайентологического центра целью создания и деятельности организации является пропаганда философских идей и учения Рона Хаббарда как руководства для человека в жизни. Однако пропаганда идей и учений Хаббарда фактически была подменена образовательной деятельностью, которая осуществлялась на платной основе вне рамок закона РФ “Об образовании” и без соответствующей лицензии”, - сообщили в прокуратуре.

Кроме того, организация осуществляла не предусмотренные уставом виды деятельности, такие как “одитинг” и “очищение”, которые являются не пропагандой идей и учений Р.Хаббарда, а практическим применением положений его учения. Данные мероприятия рекламировались организацией как услуги в сфере здравоохранения, однако лицензии на данный вид деятельности организация не имела.

Также сайентологи оказывали не соответствующие уставным целям услуги консультационного характера по вопросам профпригодности и проводили тестирование лиц с целью определения индивидуальных особенностей личности. Результаты тестов использовались для вовлечения в деятельность организации новых членов.

В нарушение устава Сайентологического центра к участию в организации привлекались несовершеннолетние лица, которые посещали мероприятия, доступные только членам организации, а также изучали положения учения Р.Хаббарда.

— Интерфакс , 17.07.2007

 

Выиграно сражение, но выиграна ли война?

Нельзя не порадоваться победе Городского суда Петербурга над саентологической организацией. Могу предположить, как трудно далось это решение, и сколько сил было потрачено на доказательную базу. Безусловно, официальное запрещение деятельности какого-либо культа сильно осложняет его существование в конкретной стране в будущем, но одновременно наводит на некоторые размышления.

Во-первых, меня удивило, что обвинения в адрес Саентологического центра имели мало отношения к его сектантской деятельности. Выявленные нарушения были связаны, в основном, с нелицензированной деятельностью — но насколько убедительны эти обвинения?

Во-вторых, я полагаю, что саентологи не остановятся, но вновь доведут дело до Страсбургского суда, а там, если суть иска изложена в статье правильно, решение опять может быть принято не в пользу государства, как это уже однажды случилось с перерегистрацией саентологов в Москве.

В-третьих, в этом же выпуске новостей ЦАИ мы читали, как нынешний руководитель российских Свидетелей Иеговы объяснял их неуклонный рост гонениями в 50-х годах. Интересно, не сумеют ли и саентологи в дальнейшем использовать данный судебный запрет в свою пользу?

Наконец, мне кажется, что властям, при всей решительности их действий против саентологии, все же недостает последовательности и творческой смекалки. Возможно, более разумным подходом было бы привлечение прессы, психологов и общественных организаций для информирования россиян об опасности саентологии. Закрытие общественно значимой организации (какой бы хорошей или дурной репутацией она не пользовалась) должно иметь общественный резонанс, иначе оно породит только страхи и слухи: «Если даже их смогли закрыть под формальным предлогом, не поступят ли так же и с нами»?

Ждать развития событий осталось недолго, поскольку саентологи уже подали жалобу в Верховный Суд РФ.

— Павел Столяров

к оглавлению

Саентологи Петербурга выступили против решения городского суда

В Верховный суд направлена жалоба от "Саентологического Центра" Петербурга, который на прошлой неделе решением городского суда был закрыт.

В релакцию Санкт-Петербург.ру поступило заявление от "Центра", в котором говорится, что саентологи считают "решение суда незаконным и необоснованным".

"Суд неправильно применил нормы права, расценив деятельность общественной организации как образовательную и медицинскую. Популяризация прикладной философии и методов духовного совершенствования людей не лицензируется, вне зависимости от автора таких методов. Изучение его работ и обучение применению изложенных в них принципов не является образовательной деятельностью, поскольку не соответствуют установленному законодателем понятию образования. Саентология не относится и к медицинской деятельности, подлежащей лицензированию. Как философскому учению, ей не присущи признаки медицинской деятельности, и ее объектом не является здоровье человека", - говорится в заявлении.

В Санкт-Петербурге религиозная группа саентологов действует с 1984 года. Несмотря на представленные доказательства о существовании на территории Санкт-Петербурга более 15 лет, группе все же было отказано в регистрации в качестве религиозной организации несколько раз. Пройдя все судебные инстанции в России, прошлой осенью представители группы также подали жалобу в Европейский суд по правам человека.

Санкт-Петербург.ру, 18.07.2007

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Сан Мён Мун

25 лет назад в этот день

17 июля 1982 года преп. Сан Мён Мун, основатель и глава Церкви Объединения, был приговорен к 18 месяцам тюремного заключения и уплате штрафа в 25 тыс. долларов за уклонение от налогов. Жюри присяжных признало 62-летнего Муна виновным в уклонении от уплаты налогов в период с 1973 по 1975 год с суммы в 112 тыс. долларов, начисленных в качестве процентов по его личным банковским вкладам, в сокрытии прибыли по акциям в размере 50 тыс. долларов и в подаче заведомо ложной декларации о доходах.

— Battle Creek Enquirer, 17.07.2007

к оглавлению

СЕМЬЯ / ДЕТИ БОГА

25 лет в рабстве секс - культа

Родившиеся в культе, известном под названием «Дети Бога», сестры Селеста, Кристина и Джулиана Джонс подвергались растлению с трехлетнего возраста. Их разлучили с родителями, и вся их жизнь протекала по указке лидера культа, Давида Берга. Этот культ, впервые разоблаченный газетой «Дейли Мейл» еще в 1994 году, существует до сих пор. Отец трех сестер, сын британского офицера, по-прежнему остается в его рядах, но девушкам удалось вырваться из рабства. Старшая из них, 32-летняя Селеста, работает клиническим психологом, живет в Сомерсете и воспитывает восьмилетнюю дочь . Вот ее леденящий кровь рассказ о жизни в культе .

У меня есть старая, зернистая любительская кинопленка, которую я иногда просматриваю вновь, всякий раз вновь содрогаясь. Она начинается вполне невинно — маленькая, худая, черноволосая шестилетняя девочка танцует под звуки волынки. Но это не простая семейная хроника. Когда камера фокусируется на мне, вы видите, что я танцую полностью обнаженной под белой вуалью. Я помню съемки этого фильма так, словно это было вчера, — как «режиссер» просил меня потереть себя внизу, поизгибаться перед камерой. Трагедия в том, что уже в том возрасте меня силой принуждали осознавать себя женщиной. Делалось это просто — сексуально обучение было частью моей повседневной жизни.

Я родилась в обычной английской семье среднего достатка и по всем правилам должна была иметь вполне приличное детство. Но мои родители — вчерашний школьник и довольно наивная молодая девушка — принадлежали к зловещему культу «Детей Бога», в котором сексуальные оргии взрослых и секс между взрослыми и детьми считались высшим проявлением любви.

Как ни отвратительно это звучит, лидер культа Давид Берг, или «Мо», как он сам себя называл, утверждал, что Бог хочет, чтобы каждый познал радость секса. Следствием этого учения для меня было детство, полное унижения и боли.

Родители Селесты,
Ребекка и Кристофер Джонс

Все должно было быть совсем иначе. Мой отец, Кристофер Джонс, родился в декабре 1951 года в семье офицера Британской армии. Закончив среднюю школу в Челтенхэме, он поступил на актерский факультет колледжа им. Розы Бруфорд и в 1973 году присоединился к «Детям Бога».

Моя мать Ребекка родилась в 1957 году и выросла в крепкой семье на юге Англии. Отец ее был инженером , а мать — любящей домохозяйкой . Ребекку завербовали в секту, когда ей было 16 лет, — «Дети Бога» тогда пришли к ней в школу. А год спустя, в 1974-м, она вышла замуж за моего отца.

Я родилась 29 января 1975 года , и моей семье велели присоединиться к общине «Детей Бога» в Бомбее. Там 18 месяцев спустя родилась моя сестра Кристина .

Несколько месяцев спустя Берг объявил секс высшим проявлением любви, а участие в занятиях сексом назывались «разделением». Мои родители начали делиться своими телами с другими, но после того, как в апреле 1978 года родился мой брат Дэвид, мама впала в депрессию. Когда она познакомилась с другим членом общины, Джошуа, она решила вернуться в Англию с Кристиной и Дэвидом. «Но я настоял, чтобы ты осталась со мной», — говорил мне папа, — «ты моя девочка».

Мне было всего три года, когда мама ушла от нас. Когда мне исполнилось пять, папа объявил, что влюбился в нашу молодую няню-немку по имени Серена, которая стала моей мачехой. Мы жили в общине, именуемой «Городом Любви», которую возглавляли Пол Пелокуин и его жена Марианна.

Дисциплина была жесткой. Подъем был в 7:30 утр а, и после завтрака я шла в общинную школу. Нам показывали иллюстрированные истории, зачастую изобиловавшие сексуальными сценами, обнаженной натурой или изображениями страшных демонов.

Когда мне было шесть лет, Берг потребовал, чтобы ему на пленку записали танец обнаженных женщин — именно эта пленка сохранилась у меня до сего дня. Я наблюдала за тем, как женщины, а потом и молодые девушки раздевались и танцевали для него. Потом мне на шею привязали белую вуаль, которую я должна была снять во время танца, а Пол подсказывал мне из-за камеры: «Красив изогнись и погладь себя внизу, милая».

Я просто копировала движения, которые подглядела у взрослых женщин, выступавших передо мной. « Хорошо , очень хорошо ! А теперь воздушный поцелуй !», — говорил Пол . Когда я смотрю эти кадры сегодня , меня буквально тошнит . Нас, девочек, регулярно фотографировали обнаженными и посылали фотографии Бергу.

Секс в нашем мире абсолютно не скрывали. У взрослых не было никаких возражений против того, чтобы заниматься сексом прямо у нас на глазах. Они настойчиво побуждали нас изучать свое тело .

Мой отец никогда не делал со мной ничего сексуального, зато его друг Соломан, лондонец, просил меня танцевать для него обнаженной в его комнате. «Ты такая сексуальная», — говорил он мне.

Один мужчина, Мануэль, обучал нас танцевальным движениям. Однажды ночью, когда я спала с друзьями в трейлере, он разбудил меня, стянул с меня штаны и начал меня целовать. « Вот как делают это взрослые женщины », — объяснил он . Мне было около семи лет , и мне было страшно . Я хотела закричать , но у меня не получилось . Когда взрослые занимались сексом, они получали удовольствие, так почему бы и мне не попробовать?

Раз в неделю наша община собиралась на танцевальный вечер, и взрослые — все, кому уже исполнилось 12, — разбивались на пары и занимались сексом. А каждый день в определенное время все бросали свои дела — начиналось «время крепких объятий», как мы называли групповой секс. Я помню, как в ужасе лежала в объятьях моего учителя, Джонни Яблочного Зернышка (некоторые члены культа брали себе глупые имена), в то время как все вокруг нас занимались сексом. Когда Джонни закончил со мной, он начал молиться, а я лежала в ужасе.

В июне 1981 года у моего отца и моей мачехи Серены родилась девочка, Джулиана. Мы переехали жить в общину. Во время одной проповеди руководитель разделся догола. Все, включая детей, послушно сделали то же. Все уселись рядышком, обнявшись, после чего мужчинам велели сделать глоток из общей чаши и поднести ее к губам женщины. Когда чаша с вином пошла по кругу, мой взрослый партнер сделал глоток, а потом прижался своими губами к моим. Это было отвратительно .

Живя в общине, я все время боялась, что меня накажут. Однажды я разозлила лидера общины, Пола, и он меня наказал — приказал вытянуть руку, а потом начал бить по ней. Боль была такой ужасной, что я едва могла пошевелить запястьем целую неделю.

Примерно в то же время мы переехали в общинный дом, снимаемый сектой, и нам велели взять себе другие имена — вероятно, руководство секты хотело, чтобы наши родные в Англии не смогли нас найти. Я выбрала имя Ребекка, а папа назвался «Хэппи» («Счастливчиком»), что мне показалось очень нелепым.

Семьи все время жили порознь. Когда мне исполнилось восемь, руководители общины решили разделить меня с папой и позволяли видеться с ним лишь раз в неделю, а растили меня другие супружеские пары. Можете ли Вы хотя бы отдаленно представить себе, как болезненно это было для маленькой девочки, уже лишившейся матери?

Селеста Джонс в 9 лет

Время от времени от Берга приходили приказы — один нелепее другого. Например, он решил, что мы должны использовать ложки вместо вилок. Нам запретили использовать черный перец, женщинам — носить джинсы, мужчины сменили плавки на семейные трусы — просто потому, что Берг выразил свою антипатию к коротким трусам. Фрукты и овощи мы вымачивали в соленой воде по 20 минут, после чего они становились ужасными на вкус. Другие распоряжения были еще более ужасны. Пол Пелокуин во время одного из собраний объявил, что все взрослые должны составить список тех, кого бы они хотели видеть в своем «графике свиданий», т. е. с кем бы они хотели заняться сексом.

Когда мне исполнилось 11, Пол решил что мы с моей лучшей подругой Арми должны заняться сексом с двумя мальчиками, Патриком и Ники, 12 и 9 лет. Это должно было происходить раз в неделю. Кроме того, нас поставили в «график» со взрослыми мужчинами — достаточно взрослыми, чтобы годиться нам в отцы. Для моего еще не сформировавшегося тела это было жестоким насилием, но приходилось терпеть — я ничего не могла поделать. Теперь, вспоминая ужасные вещи, которые надо мной учиняли, я понимаю, что мой отец должен был что-то сделать, чтобы прекратить это, но он молчал. Как можем мужчина наблюдать за тем, как его 11-летнюю дочь по сути насилует другой мужчина ?

Бывший участник группы Fleetwood Mac Джереми Спенсер был членом секты. Мы регулярно ходили с ним на свидания. Он ставил кассету с записью саксофона, а мы выполняли заученные действия — раздеться, помолиться, поцеловать, а потом выполнять его желания.

Как-то вечером ко мне в комнату пришел лысый толстый коротышка по имени Иман. Мысль о том, чтобы заниматься с ним сексом была для меня просто невыносима, и я бросилась за помощью к тому, на кого, казалось, могла рассчитывать, к моей учительнице Салли. « Он ужасный и противный », — сказала я ей .

«Дорогая, иногда делиться бывает трудно», — ответила она, — «но Бог дает нам силу, чтобы это делать. Почему бы нам вместе не помолиться?» Я с отвращением слушала ее молитву, чувствуя себя преданной и беспомощной, — а потом меня отвели в комнату к тому извращенцу. Я не знаю, как долго он меня насиловал, но потом меня многие годы мучили кошмары.

Я никогда даже не думала поделиться с папой своими чувствами — особенно после того, как вошла в комнату и застала его полуодетым на кровати с моей 11-летней подругой Арми. Много лет спустя он заявил, что эта маленькая девочка сама начала приставать к нему, и всегда говорил, что ничего сексуального между ними не было. Мысль об увиденном глубоко ранила меня. Мы никогда не говорили о моих сексуальных переживаниях, и он никогда ни о чем меня не спрашивал.

Большую часть жизни я провела с приемными родителями, Пейшенс и Майклом. Но когда Майкл захотел заняться со мной сексом, а я пожаловалась лидерам, меня заставили писать бесконечные покаянные письма.

В 1987 году меня отправили в учебный лагерь для подростков, где нам раздали анкеты и велели отвечать честно. Я подробно описала свои травмирующие сексуальные переживания и в результате была «приговорена» к месяцу одиночного заключения — мне запрещали общаться с людьми, а три дня давали только мыло и воду. Я сидела одна в маленькой комнате, и голодные спазмы были моими единственными собеседниками.

В 14 лет я узнала, что моя мать и 12-летняя сестра Кристина, которых я уже много лет не видела, ушли из секты. Кристина подвергалась сексуальному насилию с трехлетнего возраста — сначала это делал второй партнер матери, Джошуа, а потом и другие мужчины. Когда мать, наконец, поняла, как жестоко обращаются с ее дочерью, она набралась смелость сбежать в Англию с младшими пятью детьми.

"Мо" Давид Берг

В мой 18-й день рождения руководство секты сказало мне, что моя мама и Кристина подняли шум в английской прессе, выступают по телевидению и обличают секту. Мне сказали, что меня научат, что говорить, и отправят в Англию, чтобы встретиться с матерью и сестрой и разрядить ситуацию. Мое сердце забилось чаще при мысли о встрече с мамой, и накануне вылета я едва могла спать.

Нам устроили встречу в доме в Северном Лондоне. Мама вошла в комнату, и образ, который я с детства хранила в памяти, оказался совсем не похож на женщину, стоявшую переело мной. Она набрала вес … и была совсем чужой . Я не знала, что сказать, кроме «Привет, мама». Только когда я произнесла это слово , она меня поцеловала .

«Ты выросла», — улыбнулась она. — «Какой у тебя размер обуви?» Я не имела понятия.

Я даже не знала, как мне реагировать на мать, обуреваемую чувствами при виде дочери, с которой она была разлучена почти 15 лет.

«Я хочу, чтобы ты знала, что я не хотела оставлять тебя», — сказала мама и заплакала. Я не знала, что делать. Я должна была обнять ее, но продолжала неловко сидеть в кресле. После обеда мама познакомила меня с сестрой Кристиной, братом Дэвидом и с моими дедушкой и бабушкой — меня засыпали объятьями, поцелуями и вопросами, и мне захотелось узнать их поближе.

Сопровождавшие меня руководители секты заставили меня написать заявление, что в детстве я не подвергалась никакому насилию. На столе я нашла еще одно заявление, написанное Кристиной, в котором она рассказывала как с трехлетнего возраста подвергалась насилию со стороны взрослых мужчин, включая ее отчима. Я ощутила тошноту и сразу поняла, что сестра не лжет, потому что я сама пережила то же самое. Но я боялась уйти из Семьи — это был единственный мир, который я знала.

На протяжении следующих полутора лет я выступала в разных телепрограммах, опровергая истории, которые рассказывали моя мать и сестра. Потом я вернулась обратно в секту. Я знала, люди едва ли поверят, что я сама захотела вернуться, но я была слишком напичкана учением Берга, чтобы сделать другой выбор.

Только через несколько лет произошло нечто, заставившее меня понять, что я должна бежать. Я забеременела от сектанта по имени Винс — я не пользовалась никакими контрацептивами, — и 9 августа 1998 года у меня родилась дочь Шери. Когда ей было еще только несколько недель от роду, я начала приходить в ужас при мысли о разврате, по-прежнему окружавшем меня. Я постоянно вспоминала о насилии, которому подверглась, и знала, что не могу позволить, чтобы моя дочь пережила то же самое.

Я скопила немного денег, работая секретарем, и купила билет до Англии. На родине я с радостью присоединилась к матери и Кристине. С тех пор я постепенно заново строила свою жизнь. Я работала добровольцем в благотворительной организации, в 2006 году окончила университет, получив степень по психологии и педагогике. Я живу с дочерью в Сомерсете, где работаю клиническим психологом.

Вместе с другими бывшими сектантами мы создали организацию под названием RISE International , которая защищает детей от любого рода насилия со стороны изолированных или экстремистских религиозных организаций.

Руководители «Детей Бога» продолжают скрываться. Они так и не взяли на себя ответственность за вред, нанесенный людям их учением, и не выразили раскаяния. Они называют нас лжецами, и могут сколько угодно говорить, что больше не практикуют жестокие физические наказания и секс между взрослыми и детьми, но разве это снимает с них ответственность за преступления, которые они совершили против нас и против многих других невинных детей?

— Daily Mail , 13.07.2007

 

Подробное изложение учения и истории "Детей Бога" можно найти в этой статье.

к оглавлению

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

Епископ Лонгин против кабельного телевидения от сектантов

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин обеспокоен проектом облправительства и пермской компании «ТВС» по строительству систем кабельного телевидения в сельской местности.

Владыка направил письмо губернатору Павлу Ипатову, председателю облдумы Павлу Большеданову и прокурору области Евгению Григорьеву, в котором, в частности, сказано, что директор фирмы «ТВС» Сергей Витухин является членом так называемой «Ассоциации бизнесменов полного Евангелия».

По сообщению епископа, данная организация действует в 100 странах мира, и её деятельность носит религиозный характер.

«По своему направлению "Ассоциация бизнесменов полного Евангелия" наиболее близка к современным пятидесятническим сектам. И потому совершенно закономерно, что в планах компании "ТВС" ? предоставление возможности вещания в их сети русскоязычному каналу CNL, на котором широко представлены как пятидесятнические, так и неопятидесятнические секты, в частности "Слово Жизни"», — заявил Владыка.

Напомним, что пермская компания, специализирующаяся на предоставлении телекоммуникационных услуг, планирует провести системы кабельного телевидения в городах и посёлках Саратовской области. Предполагается, что вещание будет осуществляться по 12-ти каналам единовременно.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин просит правительство области «с максимальным вниманием отнестись к данной проблеме и не допустить создания в Саратовской области такого "плацдарма" для разрушительной деятельности сект»

— Пресс-служба Саратовской епархии , 18.07.2007

к оглавлению

ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

В российских общинах кришнаитов отмечают праздник колесниц "Ратха-ятра"

В российских общинах кришнаитов 16 июля отмечают праздник колесниц "Ратха-ятра", сообщили корреспонденту "Портала-Credo.Ru" в московском культурном центре "Шри Чайтанья Сарасвати", где встречаются последователи международной вайшнавской миссии "Шри Чайтанья Сарасват Матх".

"Ратха-ятра" является одним из самых древних праздников мира – он отмечается в течение примерно пяти тысячелетий. Фестиваль, который в этом году начинается по лунному календарю 16 июля, посвящен возвращению Кришны после долгого отсутствия в его дом во Вриндаване. В этом году исполняется 40 лет со времени первого шествия колесниц, как обычно называют этот праздник, в западном мире: 9 июля 19 67 года первая американская "Ратха-ятра" состоялась в Сан-Франциско.

Обычно катание колесницы Господа Джаганнатхи происходит вокруг храма, однако российские вайшнавы проводят шествие по кругу там, где есть возможность организации церемонии. Во Владимире, где организованное членами общины Международного общества сознания Кришны (ИССКОН) шествие происходило 8 июля, кришнаиты совершали круг почета в честь Господа Джаганнатхи в городском парке. По легенде перед божественной колесницей подметал дорогу царь индийского города Пури – и, как сообщила местная телекомпания "ТВ-6", землю перед колесницей подметал заместитель мэра города. В Санкт-Петербурге члены общины ИСККОН организовали праздник "Ратха-ятра" 1 июля. В эстонском городе Пярну шествие кришнаитов из Латвии, Литвы и Эстонии, тянущих за собой ярко украшенную колесницу, поразило жителей города 5 июля. "Сегодня особенный день, сегодня великий праздник, который называется "Шествие колесниц", - пояснила газете "Молодежь Эстонии" Лилафрия из Литвы, - именно сегодня Кришна, его брат Баларама и сестра Субхадра совершают путешествие в люди на колеснице. Мы преклоняемся перед этими тремя богами, сегодня поем в их честь и приглашаем всех присоединиться к шествию, которое будет проходить по улицам вашего города".

Различие в датах праздничных шествий объясняется, в первую очередь, церемониальными мотивами: происходит публичный даршан, на санскрите созерцание, встреча с божествами, которые покидают на восемь дней свой храм, чтобы отправиться в соседний. Ведь в шествии с колесницей божества принимают участие и преданные, и все желающие присоединиться к красочной многолюдной процессии.

Напомним, что в России последователи Сознания Кришны объединены центрами сознания Кришны ИССКОН и миссией "Шри Чайтанья Сарасват Матх", которая представлена в России духовным объединением последователей из 30 городов страны, а также имеет центры в Украине, Белоруссии, странах Балтии и Закавказье. Наиболее крупные общины "Шри Чайтанья Сарасват Матх" находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Великом Новгороде, Ярославле, Хабаровске.

В городе Пури, расположенном в индийском штате Орисса, к 16 июля - дню проведения 130-го фестиваля колесниц Ратха-ятра, который ежегодно собирает для участия в самой большой религиозной процессии в мире более миллиона паломников, предприняты чрезвычайные меры. Как сообщает ANI, полиция штата превратила город в гарнизон, разместив силы безопасности численностью в 8500 человек на каждом углу у древнего храма Джаганнатха, чтобы предотвратить опасные инциденты во время процессии, движущейся по улицам более шести часов. "Как и в прошлые годы, в этом мы приняли особые меры для предотвращения любых несчастий. Мы уверены, что сможем справиться с проблемой наилучшим образом. И мы также обеспечим свободный публичный даршан", - заявил генеральный директор полиции штата Орисса Амарананда Паттанаяк. Для индуистов расположенный в Ориссе храм Господа Джаганнатхи является одним из самых священных мест – здесь всегда полно паломников. В день "Ратха-ятра" три божества на огромных колесницах, которые вместо лошадей тащат тысячи паломников, совершают ежегодное путешествие в храм своей тети Гундича Мандир, который находится в двух километрах, откуда через семь дней возвращаются в храм Господа Джаганнатхи.

Индуисты считают, что Господь Джаганнатха является воплощением Вишну, хранителя Вселенной, одного из трех главных божеств индуистского пантеона. На санскрите, древнейшем языке, Джаганнатха и значит "всевышний" (джагат - вселенная, натха - повелитель). Двое других – создатель мира Брахма и разрушитель Шива. Статуя Джаганнатха вырезана из дерева, тогда как в других индуистских храмах статуи изготовлены из гранита или металлических сплавов.

— Портал-Credo.Ru , 16.07.2007

к оглавлению

АУМ СИНРИКЁ

Врача "Аум Сенрике" казнят за то, что тот участвовал в ритуальных убийствах

Японский верховный суд одобрил вынесенный ранее смертный приговор бывшему врачу, члену секты "Аум Синрике" Томомасе Накагаве.

Как выяснилось в ходе следствия, Накагава помогал в производстве нервно-паралитического газа зарин, которым в токийском метро были убиты 12 человек и тысячи отравлены.

Накагава, являвшийся соратником Секу Асахары, лидера секты, признан виновным в еще нескольких ритуальных убийствах.

Religare, 13.07.2007

к оглавлению

ШАМАНИЗМ

Шаманы обменяются опытом на Байкале

На Байкале, на острове Ольхон (Иркутская область), с 20 по 24 июля пройдет пятая международная научно-практическая конференция шаманов "Ольхон – сакральное сердце Сибири".

В работе форума примут участие шаманы из Бурятии, Агинского Бурятского автономного округа, Иркутской области и Китая, сообщила агентству "Интерфакс" сотрудница областного Центра сохранения и развития бурятского этноса Елена Данилова.

По ее словам, служители древнего культа обсудят проблему сохранения историко-культурных мест, возрождения культурной самобытности бурят и других народов, а также спасения людей от стихий и катастроф.

22 июля на Ольхоне состоится Тайлаган – обряд поклонения и угощения Тринадцати верховных божеств этнической Бурятии. 23 июля пройдут мастер-классы, показательные выступления шаманов.

Religare, 16.07.2007

к оглавлению

РАЗНОЕ

В Украине активизируется деятельность сект

По данным Службы безопасности, на Украине усилились позиций новых вероучений, часть из которых, по данным зарубежных и отечественных религиеведов, имеют признаки тоталитарных и деструктивных культов. В частности, по данным СБУ, в нашей стране активизируется распространение сатанизма.Его проявления в последнее время фиксировались в Киеве, Донецке, Харькове, Крыму, Черновцах, Львовской, Полтавской и Николаевской областях.

В то же время в Украине замечены много новых организаций, религиозные практики которых содержат деструктивные элементы.

Деструктивными, с точки зрения Службы безопасности Украины, являются культы, отличающиеся жесткой иерархией, наличием чрезвычайно сильной зависимости последователей от лидера организации, четким делением окружающих людей на “своих” и “чужих”, а также убеждением, что “цель оправдывает средства”.

По мнению экспертов СБУ, фактором, способствующим распространению деструктивных тоталитарных культов в Украине, является обусловленное пробелами в законодательстве отсутствие координации между правоохранительными органами в осуществлении деятельности, направленной на выявление, предупреждение и недопущение негативных проявлений в религиозной сфере.

— Седмица.ру , 17.07.2007

к оглавлению

Епископ УПЦ назвал наиболее опасные секты Украины

Епископ Антоний

Викарий Киевской митрополии епископ Бориспольский Антоний назвал наиболее опасные для личности религиозные культы Украины. К ним он причислил «Свидетелей Иеговы», «Церковь сайентологии», «Общество сознания Кришны», «Белый лотос» и харизматические религиозные группы, в частности, «Посольство Божье».

По мнению архиерея, именно эти организации представляют наибольшую опасность для личности последователей. «Деструктивность или тоталитарность сект определяется не их верованиями, а методами деятельности», — считает епископ Антоний.

В то же время, не только перечисленные религиозные организации являются небезопасными. «В Украине существует огромное количество сект, которые представляют меньшую опасность для личности, но при этом они более распространены и их опасность менее заметна», — утверждает владыка.

По его словам, процесс реабилитации и социальной адаптации жертв тоталитарных сект проходит очень трудно и медленно. «Те, кого удается вырвать из секты, чувствуют себя, особенно первое время, совершенно неприспособленными в обществе, — отмечает православный иерарх. — У них подавлена способность самостоятельно и критически мыслить, утрачена свобода воли, принятия решений, контроля над своей жизнью».

Епископ Антоний считает, что сложнее всего проходит реабилитация бывших членов «Белого братства», «Богородичного центра», а также «Церкви сайентологии». «В среднем человеку, нашедшему в себе силы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется два года», — констатирует православный иерарх.

Подробнее позиция Украинской Православной Церкви в отношение тоталитарных религиозных организаций представлена в интервью епископа Антония.

— Патриархия.ru , 14.07.2007

к оглавлению

Тяжелый рок: как справиться с деструктивными религиозными культами

Вот отрывок из письма, которое пришло в редакцию из Чувашии. "В нашем городе случилось несчастье: добровольно ушла из жизни 18-летняя девочка. Студентка, умница и красавица. Следствие вскрыло последние файлы Интернета, которыми она пользовалась, где содержались сектантские призывы к суициду: "Я ухожу, пусть остаются на мучения...", файлы с уроком завязывания петли... Насколько сильны и опасны деструктивные секты? С этими вопросами мы обратились к профессору Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Федору Кондратьеву, через чьи руки прошли сотни страниц уголовных дел, связанных с деятельностью сектантов.

Федор Викторович Кондратьев

Российская газета | Тексты иеговистов и даже сатанистов доступны не только в Интернете, но и раздаются на улице. Разве это не противозаконно?

Федор Кондратьев | Их деятельность действительно противоречит Конституции и законам России. И прежде всего это относится к сатанистам. А статей, по которым их можно привлечь, масса.

РГ | В письме рассказывается, что молодой человек погибшей девушки сидел на скамейке под ее окном и разговаривал с ней по мобильному телефону в тот самый момент, когда она вешалась, глядя на него с балкона. Позже на могиле отец обнаружил круги из воткнутых в землю зажженных сигарет. Похоже на манипуляции сатанистов?

Кондратьев | Ответить так с ходу сложно. Нужно разбираться. Хотя проводить психическое освидетельствование людей, состоявших в этой секте, мне приходилось. Не хотелось бы приводить кровавые подробности этих дел.

РГ | Не припомню, чтобы кого-нибудь посадили, скажем, за ритуальное убийство.

Кондратьев | Хорошая работа адвокатов и запугивание свидетелей могут рассыпать любое обвинение. Это я знаю по многолетнему опыту работы судебным экспертом.

РГ | Почему у этого жестокого культа так много поклонников среди подростков?

Кондратьев | Послушайте, в чем суть идеологии: "Род человеческий - просто злобные животные, и слабые поедают сильных". Во всяком случае именно так понимают "закон жизни" те подростки, которые проходили у нас судебно-психиатрическую экспертизу. Сатанисты - все без исключения - из неблагополучных семей. Они ищут компанию себе подобных, там смягчается психологический стресс и потихоньку растет осознание своего превосходства над благополучными детьми. Так появляются эдакие "мстители обществу". Сначала они рисуют в школьных тетрадках сцены изощренных убийств. В случае же знакомства с сатанистами органично вливаются в их компанию.

РГ | А окружающие взрослые неужели не замечают, что детей понесло не туда?

Кондратьев | В том-то и беда, что старшее поколение абсолютно ничего не знает о духовной жизни своих подопечных. К примеру, мало кто из взрослых интересуется содержанием песен в стиле Heavy metal. А в них две главные темы: убийство и самоубийство. Вот вам несколько цитат. Группа Dead Kennedy поет: "Я убиваю детей. Я любуюсь, как они умирают... Я давлю их колесами своего автомобиля..." Или группа Slayer свое кредо выразила так: "Убийство - дело хорошее!". Проведенные исследования 700 самых популярных песен "тяжелого металла" выявили, что половина из них прославляет убийство, 7% - проповедует самоубийство, а в 35% так или иначе - сатанинская идеология. Мало того, согласно исследованиям американской Национальной ассоциации образования около шести тысяч самоубийств в год совершается молодежью США под влиянием подобной музыки.

РГ | Траурная символика характерна, например, и для готов...

Кондратьев | Пока трудно сказать, насколько эта организация религиозная. Однако, присмотревшись, можно заметить, что готы носят кресты с перекладиной внизу, а это символ сатанистов.

РГ | И много у нас сатанинских организаций? Мы зашли на один из их многочисленных сайтов: оказалось, что за два года существования его посетили больше тысячи человек.

Кондратьев | Во время судебно-психиатрических экспертиз, которые мне пришлось проводить, сектанты охотно рассказывали о своей деятельности. Один из испытуемых, в частности, сообщил о пяти мощных организациях в Москве с общим числом членов около тысячи человек. По всей России, утверждал он, таких общин более ста. По словам того же адепта, за последние пять лет ими было совершено около 20 ритуальных убийств. Особенно опасными бывают случаи, когда есть сочетание психической патологии и сатанизма.

РГ | А само пребывание в секте может свести с ума?

Кондратьев | Случаи индивидуальны. Но исследования завербованных показывают: у них развивается так называемое зависимое расстройство личности. Это выражается в том, что любое жизненное решение они принимают только с разрешения старшего по культу. Эта зависимость сродни наркотической.

РГ | Наплыв сектантов в нашу страну как-то связан с духовным состоянием общества?

Кондратьев | Всплеск сектантства происходит на фоне бездуховного рационализма и обнаженной меркантильности общества. Актуализируется спрос на удовлетворение "чувства бога". Соответственно из-за рубежа появляется и огромное количество желающих объяснить, как надо его понимать.Американские коллеги даже говорят о рынке религиозных учений, на котором каждый может выбрать себе товар по вкусу. Там тысячи новых объяснений, что есть бог, порой грубых и нелепых. Но ходовых, попсовых.

— Российская газета (Центральный выпуск) N4414, 16.07. 2007

к оглавлению

Что делать, если ваш близкий попал в секту

Прежде всего сохраняйте спокойствие. Да, вашу семью постигло тяжкое испытание, но ничего непоправимого не произошло. Большая часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. Но то, как быстро ваш близкий уйдет из секты и в каком состоянии он будет, во многом зависит от вас и от других членов вашей семьи.

В любом случае будьте готовы к достаточно долгосрочным усилиям. Если вашему близкому не удалось помочь в течение первых нескольких недель после первоначального знакомства с сектой, для его возвращения к внесектантской жизни потребуются усилия всей семьи в течение как минимум нескольких месяцев, а то и лет. Но для этого каждый должен хорошо знать, как ему следует себя вести.

После первоначального "распознавания" не пытайтесь разубеждать вашего близкого - это только еще больше испортит ваши отношения. Наверняка вы уже поняли, что попытки объяснить вашему близкому абсурдность вероучения секты и нелепость, а то и вред его поведения приводит только к скандалам и обострению отношений. Нужно знать, что тоталитарные секты, как правило, заинтересованы в разрыве нового адепта с его несектантским окружением: тогда вся информация, получаемая им, будет исходить от секты и весь круг общения будет исчерпываться ею же. Такое положение дел создает идеальные условия для контролирования сознания адепта. Для того, чтобы спровоцировать разрыв, сектантские "учителя" заранее объявляют, что домашние их новой жертвы, скажем, "одержимы диаволом" или слишком привязаны к "этому злому миру" и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного "сойти с пути спасения", покинуть новообретенную "истинную семью", "отказаться от "освобождающего знания" и пр. Таким образом, ваша эмоциональная реакция будет только на руку секте и послужит для вашего близкого еще одним подтверждением истинности его новой веры.

Но, с другой стороны, также ни в коем случае нельзя притворяться, что вы изменили свое мнение и вам, наконец, понравилась перемена, происшедшая с вашим близким: это либо укрепит его в приверженности секте, либо он обнаружит вашу ложь и окончательно утратит остатки доверия к вам. Обговорите с ним следующее условие: вы не критикуете его "организацию" (термин "секта", естественно, будет раздражать вашего близкого, так что лучше стараться его избегать), он не занимается дома пропагандой и не пытается втянуть других членов семьи. Однако вы можете мягко обращать внимание вашего близкого на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая его эти противоречия объяснять: ваша задача - отвлекать его от секты.

Чтобы выстроить стратегию поведения, нужно понять, что ваш близкий находится в психологической зависимости от группы, причем его собственная личность подавлена и заменена набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов. Ваша задача - сохранить хотя бы минимальный контакт с его подавленной подлинной личностью. Относитесь к нему с терпением и сочувствием, понимая, что у человека временное расстройство личности, но ни в коем случае не давайте ему денег - это то же самое, что давать деньги наркоману на наркотики: любые деньги, данные вами, все равно будут немедленно переданы секте.

Попытайтесь настроить себя на конструктивное решение проблемы, будьте спокойными и открытыми к диалогу. Показывайте всем своим поведением, что вы признаете за вашим близким право на поиск, на свой выбор, даже ошибочный, и что ваш близкий дорог вам сам по себе, независимо от его убеждений. Рассчитывайте больше на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание бесед с вашим близким. Старайтесь в общении с ним возвращать его в те моменты прошлой жизни, когда он был счастлив. Вспоминайте радостные эпизоды вашей прежней жизни, когда вы ощущали себя единой семьей, когда вы вместе куда-то ездили, те дела, которыми вы занимались вместе, те планы и мечты, которыми вы делились друг с другом. Конечно, вы не должны это делать искусственно. Действуйте скорее интуитивно, будучи движимы любовью и состраданием. И всякий раз в случае удачи вы будете видеть, как подлинная, узнаваемая личность вашего близкого проступает сквозь незнакомого вам чужого "зомбированного" робота, в которого он превратился.

Такая тактика преследует две цели. Во-первых, оставить вашему близкому эмоциональную "нить Ариадны", по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в секте смог бы выбраться из ее психологического лабиринта. Во-вторых, он не будет воспринимать вас ни как врага, ни как объект для вербовки, что пригодится, если вам удастся устроить так называемую интервенцию. Имеется в виду сессия интенсивного "консультирования по выходу" из секты. Чтобы провести такую интервенцию, нужен, по крайней мере, один специалист-психолог, сведущий в сектоведении, знакомый с проблематикой психологического насилия и реформирования мышления, а также семейного консультирования. Дело в том, что, как правило, в тоталитарные секты вовлекаются люди, имеющие эмоциональные проблемы (а они могут возникать у каждого в периоды психологических стрессов). Таким образом, часто помощь пострадавшим начинается с выявления и устранения источника этих проблем, то есть с работы психолога.

Понять суть психологического механизма тоталитарного сектантства можно, познакомившись с книгой Стивена Хассена "Освобождение от психологического насилия" (СПб., 2001). Кроме того, об этом стоит прочитать ряд публикаций "Журнала практического психолога" (Москва) конца 90-х годов. Сдвоенный номер 1-2 за 2000 г . журнала полностью посвящен этой теме. Начальные сведения можно получить на сайте психолога Евгения Волкова. Ссылку можно найти на сайте Центра св. Иринея Лионского (http://iriney.ru). Освойте содержание этих публикаций, поскольку интервенция предполагает владение теорией консультирования о выходе, по крайней мере, одним из членов семьи пострадавшего. Лучше, если в процессе помощи человеку, попавшему в секту, участвует вся его семья. Но для того, чтобы правильно все организовать, опять-таки нужен психолог-специалист.

Изучайте словарь "вашей" секты и её учение, чтобы хорошо понимать, о чем будет говорить ваш близкий. Налаживайте контакты с людьми, у которых то же несчастье, а также с бывшими членами тоталитарных сект, ответственными чиновниками, журналистами, сотрудниками правоохранительных органов, юристами. Кроме того, вам следует собирать всю возможную информацию о секте, но втайне от вашего близкого, чтобы его не раздражать. Копируйте и записывайте все, что можно, собирайте архив и библиотеку. Может быть, неплохо было бы вести дневник или хотя бы недельник. Вся информация, альтернативная сектантской, разом задействуется во время интервенции. Не следует выдавать критическую информацию по порциям - эффекта все равно не будет.

В идеале процесс по выходу из тоталитарной секты через внешнее воздействие подразумевает участие большого числа людей, во-первых психолога и обученных им родственников и близких члена тоталитарной секты, а также сектоведа - "специалиста по фактам" (может быть и психологом в одном лице) и бывших членов секты. Их задача - пробудить у сектанта критическое мышление и заново поставить его в ситуацию выбора, на этот раз информированного, а значит, свободного. Кроме того, родственники и близкие пострадавшего совместно с психологом должны помочь ему избавиться от эмоциональной зависимости от секты, дать ему истинные любовь и участие взамен сектантского суррогата. Затем подключается православный катехизатор, желательно священник, предлагающий (но не навязывающий) истинную религиозную и мировоззренческую альтернативу.

Большинство людей, покинувших тоталитарные секты, нуждается в психологической реабилитации. Дело в том, что по выходе из тоталитарной секты людям приходится решать те же самые эмоциональные проблемы (только запущенные), которые сделали их добычей сектантских вербовщиков. Более того, многие из них выходят с так называемым культовым посттравматическим расстройством личности. Таким образом, помочь им может только профессиональный психолог, сведущий в данной области.

Духовная реабилитация жертв тоталитарного сектантства включает в себя работу священника-духовника и эмоциональную поддержку общины верующих. Постепенно человек учится личному общению с Богом (возможность которого вне секты обычно отрицается ее лидерами) и приобщается к неисчерпаемому благодатному источнику церковного Предания. Хорошо, если вышедший из секты человек общается с другими бывшими сектантами и помогает специалистам в их усилиях по сокращению численности сект .

Нельзя забывать и о социальной реабилитации бывших членов тоталитарных сект, которые часто оказываются вне круга общения, без жилья и без работы, причем с утраченными навыками самостоятельной жизни. По существу, необходимо помочь человеку заново начать жить в обществе. Здесь иногда не обойтись без юриста и социального работника.

К сожалению, работающей и действительно хорошей программы по реабилитации жертв тоталитарных сект ни в России, ни в одном из государств бывшего СССР пока не существует. И все же обратитесь в ближайший к вам центр, занимающийся проблемами тоталитарных сект. Там вам постараются помочь.

Не отчаивайтесь. Молитесь за вашего близкого, оказавшегося в секте. Пусть примером для вас будет святая праведная Моника, мать блаженного Августина, епископа Гиппонского. Этот православный святой, крупнейший богослов Запада, жил в V в. и до своего обращения в христианство в течение многих лет состоял в секте манихеев. Все эти годы мать не переставала за него молиться Богу, и молитва матери была услышана.

— Информационно-консультационный центр св.Иринея Лионского

 

К этим правильным и полезным рекомендациям хотелось бы кое-что добавить. Большинство людей уходит в культ вовсе не потому, что хочет подвергнуться «зомбированию» или психологическому давлению. Люди идут туда потому, что ищут чего-то лучшего в сравнении со своей «прежней» жизнью: новые цели, более убедительные ответы на самые важные вопросы, более ясное понимание сути вещей, более хорошее и любящее отношение к себе. Поэтому психологическое консультирование, оставаясь важной составляющей помощи культистам, все же не способно заменить собой духовную реабилитацию, проповедь Евангелия. Обращение к истинной вере в Бога лечит самые страшные душевные и духовные раны и дает человеку надежду. Именно это и должно быть главной целью помощи культисту — его обращение от лжеучения к спасительной вере.

Мне вспоминаются две евангельских истории. В одной их них Господь Иисус исцелил бесноватого из «страны Гадаринской», но исцеленный не присоединился к так называемым «нормальным» жителям той страны, а вернулся к Христу, чтобы учиться: «И, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме» (Лк. 8:30)

В другой истории Господь рассказывает притчу, предупреждая нас о повадках злых духов: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11:24-26).

Помня эти слова Господа, нам следует особое внимание уделять не только избавлению человека от сектантской зависимости, но и наставлению его в истинной вере.

— Павел Столяров

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apolresearch.org


В избранное