Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Центра апологетических исследований


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

№33
май-июнь 2006

«...подвизаться за веру, однажды преданную святым»


ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apolresearch.org.

В ЭТОМ НОМЕРЕ


НОСТРАДАМУС —
ПРЕДСКАЗАНИЯ СБЫВАЮТСЯ?

Мишель Нострадамус — пожалуй, самый известный и самый загадочный астролог всех времен и народов. Его жизнь, начиная с самого детства, окружена множеством «удивительных историй». Говорят, что уже в раннем возрасте Мишель проявлял необыкновенную прозорливость. Однажды, когда ему было всего несколько лет от роду, гуляя в саду вместе с дедом, он неожиданно заявил, что нужно непременно собрать фиги с деревьев, поскольку «потом будет поздно». Фиги немедленно собрали, а на следующий день страшная буря повалила все деревья в саду (Косоруков Ю. Мишель Нострадамус. М., 1998, с. 12).

Когда Нострадамус стал взрослым, необыкновенные способности помогали ему видеть будущее, несмотря на все козни противников. Рассказывают, что однажды Нострадамус пришел в гости к некоему дворянину, который решил посрамить пророка. Хозяин показал Нострадамусу двух поросят — белого и черного, — а затем предложил предсказать, какой из них будет подан к столу. Нострадамус внимательно посмотрел на поросят и сказал, что подан будет черный поросенок, а белого съест волк. Хозяин ухмыльнулся и приказал повару зажарить белого. Однако повар зазевался — придя на кухню, он с ужасом увидел, что поджаренного поросенка пожирает домашний волчонок хозяина. Тогда он быстро зажарил черного поросенка и подал его к столу. За ужином хозяин, улыбаясь, сообщил пророку, что они едят белого поросенка. Нострадамус упрямо стоял на своем. Позвали повара, и после допроса с пристрастием тот сознался в своем проступке (Хоуг Дж. Нострадамус. Полное собрание пророчеств. М., 1999, с. 12).

Существуют и другие, более «серьезные» легенды. Рассказывают, например, что во время путешествия по Италии Нострадамус встретил группу монахов-францисканцев. Посмотрев на невзрачного монаха по имени Феличе Перетти, пророк упал на колени и сказал, что перед ним будущий Папа Римский. Действительно, впоследствии этот монах стал знаменитым папой Сикстом V.

Одно из первых изданий пророчеств Нострадамуса (Лион, 1555)

И все же своей славой Нострадамус обязан вовсе не этим «удивительным историям». Они составляют лишь красочную обложку мифа о великом астрологе. Бессмертие Нострадамус обрел благодаря «Центуриям» — сборнику его пророчеств. Как уверял он сам, в этой книге расписаны события мировой истории вплоть до 3797 года. Автор аннотации к одной из современных книг о Нострадамусе оценивает его пророчества таким образом: «Пророчества Мишеля Нострадамуса, отличающиеся бесхитростной точностью, вот уже четыре века продолжают неумолимо сбываться, ошеломляя и завораживая весь мир». Сам же автор книги, Джон Хоуг, утверждает:

Нострадамус предвидел многие из изобретений человечества, в том числе радио, спутники в форме дисков, подводные лодки и кислородные маски. Пророчества Нострадамуса расскажут нам о ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, о полете человека на Луну, а также о гибели «Челленджера» и попытке покушения на президента Рейгана. Мы увидим расцвет и закат коммунизма, море огня и ливни ракетных залпов в Персидском заливе.

Толкованием «Центурий» занимались самые разные люди: невежды и уважаемые философы, мистики и рационалисты, профессора и домохозяйки. На Нострадамуса ссылаются в связи с чуть ли не каждым крупным политическим событием. Так, о нем снова вспомнили после ужасных терактов в Нью-Йорке — его катрены (четверостишия) появились во многих бульварных издания. В газете «Эра Водолея» (декабрь 2001 года, № 24) появилась статья «Мистические аспекты американской трагедии», автор которой цитировал 81-й катрен V центурии:

Под градом Солнца королевской птицы
Пророчества ночные прозвучат,
Стена восточная в руины обратится.
Гром, молния... Семь дней враги в воротах простоят.

Трудно понять, какое отношение этот катрен имеет к трагедии в Нью-Йорке. «Восточная стена, обращенная в руины», слабо напоминает рухнувшие башни-близнецы Всемирного Торгового Центра. Раньше этот катрен считали пророчеством о гитлеровцах, которые сумели захватить Париж за семь дней.

Дом в Сен-Реми, где родился Нострадамус

Имя Нострадамуса известно всем, но мало кто знает о нем что-либо помимо легенд и слухов. Кто же такой Нострадамус, и действительно ли ему было открыто будущее?

«Нострадамус» — это латинизированный вариант настоящего имени астролога: Мишель де Нотр-Дам. Будущий пророк родился 14 декабря 1503 года во французском городке Сен-Реми в семье еврея-нотариуса. Незадолго до рождения Мишеля его семья под давлением властей была вынуждена принять католичество.

Как и многие его предки-евреи, Нострадамус избрал профессию медика и фармацевта. Сначала Нострадамус учился в Авиньоне, а потом поступил в университет Монпелье. В 1525 году он получил степень бакалавра и вскоре отличился во время эпидемии чумы, разразившейся на юге Франции. Потом он некоторое время странствовал по стране, в 1529 году защитил докторскую диссертацию, а в 1534 году прибыл в городок Ажен, где женился и произвел на свет двух детей.

Мемориальная доска на доме Нострадамуса в Салоне

Потом Нострадамуса стали преследовать несчастья. Эпидемия неизвестной болезни унесла жизни его жены и детей, что подорвало его репутацию талантливого врача. Потом у него вышла ссора со Скалигером, а в довершение всего он получил повестку от инквизитора Тулузы. В 1538 году ему пришлось спешно покинуть Францию. Нострадамус отправился странствовать по Европе — Лотарингии, Нидерландам и Италии. Но когда в 1544 году на юге Франции опять вспыхнула эпидемия чумы, он вернулся на родину и принял активное участие в борьбе с болезнью. В 1546 году его вновь приглашают в Прованс для борьбы с еще одной эпидемией чумы, и он отличился еще раз, проявив недюжинные хладнокровие и трудолюбие. Парламент Прованса даже назначил ему пожизненную пенсию. После этого Нострадамус поселился в провинциальном городке Салоне, где вторично женился. Именно здесь он стал выпускать свои астрологические альманахи, а впоследствии написал знаменитые «Центурии» (Берзин, с.11).

Интересы Нострадамуса не ограничивались лишь медициной и астрологией, он увлекался широким кругом гуманитарных наук, включая философию, религию и оккультные науки, и вообще был очень образованным человеком. Он дружил не только с выдающимся гуманистом Скалигером, но и с писателем Франсуа Рабле. Успех сопутствовал ему и на врачебном поприще, хотя своими достижениями в борьбе с эпидемиями он был обязан не сомнительным пилюлям из лекарственных трав, а, скорее, правилам гигиены, которые активно внедрял. Умер Нострадамус довольно состоятельным человеком.

Йозеф Юстус Скалигер

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Франсуа Рабле

О катренах Нострадамуса можно рассказать множество самых занимательных историй. Но прежде следует сказать несколько слов о самих «Центуриях». Вышедшее в 1567 году посмертное издание включало в себя 10 центурий, каждая из которых состояла из 100 катренов — за исключением IX центурии, в которой было лишь 42 катрена. Первые три центурии были опубликованы в 1555 году, следующие четыре — к 1557 году, последние три — с 1557 по 1558 год. Кроме того, существуют отрывки незаконченных центурий — одиннадцатой и двенадцатой, — написанных в 1560 году (Хоуг, с. 14).

Защитники Нострадамуса уверяют, что в своих «Центуриях» он предсказал множество отдаленных исторических событий. Плохо осведомленным читателям некоторые книги с толкованиями катренов Нострадамуса и в самом деле могут показаться очень убедительными — даже закоренелые скептики иногда поражаются некоторым «удивительным совпадениям». В пророчества Нострадамуса верили и некоторые очень умные и образованные люди — например, известный философ и математик Готфрид Лейбниц, написавший трактат с длинным названием «Удивительная и необычайная судьба, выпавшая на долю британской короны, возвещенная величайшим в мире пророком Мишелем Нострадамусом, почившим в 1556 году, изложенная на основании его пророчеств и других собранных свидетельств и документов». В отличие от множества других сочинений Лейбница, этот трактат очень скучен и глуп.

Некоторые «удивительные совпадения» объясняются существованием подложных катренов, написанных современниками тех или иных событий. Слава Нострадамуса как великого пророка отчасти основывается именно на таких катренах. Так, в 1649 году, в разгар Фронды (оппозиционного движения французского дворянства), на свет появилось дополненная версия «Центурий», в которую были включены катрены, разоблачавшие кардинала Мазарини (Берзин, с.28).

Однако случаев явной фальсификации все-таки не слишком много. Гораздо чаще «удивительные совпадения» являются результатом неквалифицированного и искаженного перевода катренов. Адекватно перевести маловразумительный текст на другой язык — непростая задача. В результате переведенный текст приобретает смысл, который совершенно отсутствовал в оригинале. Примером неудачного перевода катренов на русский язык может служить труд В. Завалишина, который умудрился изложить четверостишия Нострадамуса в рифмованном виде, а потому заботился скорее о поэтике, чем о сохранении первоначального смысла.

Книжный рынок наполнен откровенной макулатурой, посвященной Нострадамусу. Достойным образчиком подобных опусов служит книга «Катастрофы в предсказаниях и пророчествах. От Мишеля Нострадамуса до наших дней» Елены Высоцкой и Натальи Макаровой (Минск: 1997). Одну треть данного сочинения составляет препарированный текст книги историка Эдуарда Берзина «Нострадамус и его предсказания» (М.: 1992). Подчас дословно воспроизводя чужой текст, дамы, однако, не сочли нужным упомянуть, откуда он взят. Более того, в единственном случае, когда Высоцкая и Макарова упоминают имя Берзина, они представляют этого историка-скептика своим единомышленником — приписывают ему утверждение, что Нострадамус предвидел изобретение самолета.

Помимо сомнительных переводов, иллюзию исполнения пророчеств создает невнятность и неоднозначность оригинальных текстов Нострадамуса. «Центурии» написаны на старофранцузском языке с вкраплениями латинских, итальянских, древнееврейских, арабских и древнегреческих слов. Некоторые толкователи, обладающие богатой фантазией, убеждены, что Нострадамус зашифровал истинный смысл своих пророчеств, пропуская, меняя местами или вставляя определенные слова, слоги или буквы (Хоуг, с. 17). Следуя такой логике, из текста «Центурий» можно извлечь немало любопытных сведений. Например, в трех катренах упоминается загадочное имя «Гистер». Если убрать букву «с», а после «т» вставить «л», получится «Гитлер», а поскольку катрены, в которых присутствует это имя, как обычно, маловразумительны, их можно без особого труда выдать за пророчество о приходе нацистов к власти в Германии.

Некоторые искали смысл в сочетании смысла катрена и его порядкового номера, учитывая и номер центурии. Словом, существует бесконечное множество вариантов подобной каббалистики. Время от времени очередной исследователь торжественно объявляет, что ему удалось расшифровать писания Нострадамуса. Например, в 1991 году два американских автора опубликовали сенсационную работу именно такого рода. Количество «удивительных совпадений» было столь значительно, что авторы отважились сделать ряд рискованных предсказаний. В частности, они назвали день и час, когда штат Калифорния будет затоплен водами Тихого океана (Там же, с. 25).

Так почему же Нострадамус изложил свои пророчества в столь неудобопонятной форме? В предисловии к «Центуриям», обращаясь к своему сыну Цезарю, он писал:

Не желая причинить вреда не только настоящему, но и в особенности будущему, я решил молчать и не записывать свои предсказания. Ибо царства, секты и религии претерпят столь полное изменение, что воистину станут своей противоположностью, и если я открою, что произойдет в будущем, сильные мира сего, этих царств, сект, религий и вер, найдут это будущее столь мало сообразным с тем, как они его себе представляют, что они проклянут то, что будущие поколения увидят и поймут (цит. по Берзин, с. 300).

Возможно, астролог также не хотел помешать исполнению предсказанных событий. Отсюда, кстати, возникает любопытная проблема: осуществится ли предсказанное событие, если мы заранее предупреждены о нем и активно пытаемся его избежать? Нострадамус уклоняется от обсуждения этого увлекательного вопроса. Свои объяснения он заканчивает высокомерной ссылкой на слова Спасителя о том, что не следует бросать жемчуг перед свиньями. В посвящении, адресованном королю Генриху II, Нострадамус дает дополнительные разъяснения:

Опасность времен, достойнейший король, требует, чтобы такие тайны открывались только в загадочных выражениях, имея, однако, при этом только один смысл и значение и ничего двусмысленного (Там же, с. 11).

Возможно, Нострадамус намекал на свое нежелание вновь иметь дело с инквизицией, которая с нехорошим интересом присматривалась к астрологам и другим предсказателям — особенно если их предсказания сбывались. Как бы то ни было, записанные пророчества крайне невнятны, загадочны и очень страшны.

Однако Нострадамуса никто не считал бы великим провидцем, если бы его предсказания состояли сплошь из туманных высказываний и таинственных символов. Хороший «провидец» балансирует между невразумительными образами и конкретными деталями, которые придают его предсказаниям убедительность. Из приведенных выше примеров видно, что в катренах Нострадамуса такие яркие детали присутствуют.

Кроме того, история человечества настолько богата событиями, что более-менее конкретные детали предсказаний Нострадамуса при желании можно увидеть в целом ряде исторических моментов. Совпадения просто неизбежны. Тем не менее, у нас есть абсолютно надежный способ проверить, насколько хорошим пророком был Нострадамус. Дело в том, что в некоторых его катренах присутствуют даты: двенадцать абсолютных, приходящихся на период между 1580 и 1999 годами, и где-то полтора десятка относительных, которые можно вычислить на основании деталей текста. Cамое знаменитое четверостишие с абсолютной датой — это 79-й катрен X центурии:

Год 1999, седьмой месяц,
С неба придет Великий царь террора,
Чтобы вернуть к жизни великого царя Анголмуас,
До (и) после — Марс правит удачей.

Пугающее пророчество. Но какое отношение оно имеет к реальной истории? Слова Нострадамуса уже пытались увязать с трагедией 11 сентября в Нью-Йорке, но дата явно не совпадает. Некоторые утверждают, что три девятки указывают на сентябрь, 9-й месяц, но подобные рассуждения выглядят притянутыми за уши (Шлионская И. «Мистические аспекты американской трагедии». Эра Водолея, 2001, № 24). Если не считать солнечного затмения, в 1999 году вообще ничего ужасного не произошло.

Наконец, стоит упомянуть еще одно несбывшееся конкретное предсказание. В послании к сыну Нострадамус пишет:

С момента, когда я пишу эти строки, прежде чем минет 177 лет 3 месяца и 11 дней, от эпидемий, долгого голода, войн и особенно от наводнений население Земли так уменьшится, что нельзя будет найти желающего работать на полях, которые станут свободными (Берзин, с. 305).

Верил ли сам Нострадамус в свою способность предвидеть будущее? Полагаю, да. Едва ли стоит считать его шутником, забавы ради устроившим грандиозную мистификацию. Слишком уж много страшного в его пророчествах. В его словах чувствуется искренний энтузиазм. Сам Нострадамус приписывал свои способности сочетанию точных астрологических расчетов и вдохновения, посылаемого ему Богом.

К его предсказаниям можно относиться по-разному: считать их плодом фантазии Нострадамуса или допускать, что ему действительно что-то нашептывали духовные существа — ведь христианство не отрицает, что духовный мир существует. Однако и в том, и в другом случае мы вынуждены считать Нострадамуса ложным пророком — уже хотя бы потому, что истинный пророк никогда не ошибается.

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Великий астролог и математик... оказывается, уже в XVI веке был уверен, что чемпионом мира по футболу 2006 года станет Испания.
    Вот его слова: «В конце шестого месяца шестого года испанский король со своей армей пересечет Пиренеи. Он выиграет сражение с легионами Веельзевула на полях Центральной Европы и с триумфом вернет Священный Грааль в Испанию».
    ...Перевод этого пророчества на язык футбола не оставляет сомнения в том, что имел в виду Нострадамус: Испания в присутствии короля Хуана Карлоса выиграет футбольный чемпионат и увезет с собой Кубок победителя. Но, несмотря на то, что в победе испанцев был настолько уверен легендарный прорицатель, божественную волю нарушили простые смертные из испанской сборной.

Газета «Метро — С.-Петербург», 29.06.2006

(Сборная Испании не дошла даже до четвертьфинала, проиграв в 1/8 финала сборной Франции со счетом 1:3)

Хотя Нострадамус предупреждает об ужасах и глобальных катастрофах, поджидающих нас впереди, его философия истории весьма далека от христианства — в своих «Центуриях» он пытается совместить язычество и христианство, что вообще было характерно для гуманистов Эпохи Возрождения. В его представлении человечество ожидает упадок и воцарение антихриста, но история не закончится торжеством Церкви — послушная вращению Колеса Фортуны история будет повторяться снова и снова, без конца. Берзин излагает смысл философии истории Нострадамуса так: «Колеса Фортуны будут вращаться вечно. И вечно будет повторяться все тот же цикл бедствий, войн, эпидемий, природных катаклизмов» (Берзин, с. 244).

Феномен Нострадамуса может служить примером того, как люди сами создают миф о провидце, способном видеть будущее на столетия вперед, — пародия на подлинных пророков Бога. Хотя при близком знакомстве с «Центуриями» Нострадамуса его репутация пророка превращается в дым, люди сочинили множество чудесных историй о пророке из Салона. Не стоит думать, что подобные легенды всегда являются результатом тщательно продуманной фальсификации. К сожалению, люди готовы изобретать самые диковинные мифы, а потом искренне в них верить и жить в призрачном мире, ими же самими выдуманном. История Нострадамуса — пример того, как в обществе приживается миф, не имеющий никакого отношения к реальности.

Сочинения Нострадамуса должны послужить нам предостережением и иного рода. К сожалению, некоторые люди испытывают к пророческим книгам Библии не вполне здоровый интерес — они пытаются вычислить точную дату конца света или обнаружить в них указания на современные политические события. Делать поспешные, поверхностные выводы из сложных, насыщенных образами и символами пророческих книг опасно — нередко такие толкователи попросту подгоняют пророческие текста под те или иные события, игнорируя очевидные неувязки. Не лучше ли искать в Библии более жизненные и духовные вещи, чем заниматься такого сорта сомнительными толкованиями?

— Вячеслав Алексеев

ПРИМЕЧАНИЕ: Статья издается с сокращениями. Полный вариант статьи вы можете заказать в ЦАИ.

Оглавление


НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА В РУССКОМ НЕОЯЗЫЧЕСТВЕ

По иронии судьбы тысячелетие крещения Руси стало вехой, обозначивший всплеск интереса к славянскому язычеству. Однако рост неоязыческих культов не является чисто российским явлением. Сегодня в Европе, с ее двухтысячелетней христианской историей, языческий праздник зимнего солнцестояния вызывает подчас больший интерес, чем Рождество Христово, а дни языческих праздников по телевидению регулярно мелькают сюжеты, посвященные обрядам «друидов» на развалинах Стоунхенджа.

Интерес европейцев к языческим культам вовсе не случен. Он обусловлен целым рядом причин, из которых в российском контексте актуальны следующие четыре:

  • националистический фактор: в поисках национальной идеи многие россияне приходят к убеждению, что христианство — это заемная, к тому же семитская религия, некогда разрушившая духовность Древней Руси, и становятся язычниками из националистических побуждений;
  • нравственный фактор: привлекательность языческой мифологии обусловлена тем, что многие людям чужды христианские идеалы смирения, любви к врагам и покорности властям, — им нужен не благой Спаситель, а бог-воин;
  • мировоззренческий фактор: некоторые идеологи неоязычества вышли из среды специалистов по культуре и предприняли серьезные шаги для реабилитации самого понятия «мифа» как способа восприятия мира и взаимодействия с миром, хотя ряд популярных неоязыческих авторов до сих пор распространяет мифы в их самом низком и вульгарном понимании — всевозможные россказни об исчезнувших материках и расах, космических пришельцах, оборотнях и т. п.;
  • экологический фактор: интерес в значительной мере вызван обострением экологических проблем, неприятием индустриальной урбанистической цивилизации, истоки которой неоязычники усматривают в иудео-христианской религиозной традиции и, в частности, в библейской идее господства над природой.

Поскольку в обществе существует спрос на возрожденные неоязыческие культы, возникает необходимость реконструкции языческой мифологии и ритуалов. В республиках Поволжья — например, в Марий-Эл — это вполне осуществимо, поскольку языческие жрецы марийцев в какой-то мере сохранили свои знания и ритуалы, несмотря на гонения со стороны властей. Что же до славянского язычества, здесь разрушение оказалось значительно более глубоким — до начала XX века какие-то рудименты язычества в сильно искаженном виде еще сохранялись в крестьянской народной культуре, но потом по этой культуре был нанесен завершающий удар. Таким образом, современные реконструкции опираются на следующие источники:

  • академические исследования славянского язычества (например, культовые в неоязыческой среде книги академика Бориса Рыбакова);
  • изобретение новых мифов и ритуалов, которые затем преподносятся как остатки «древних знаний», чудом не попавшие в руки христианской инквизиции.
  • фальсификация сакральных текстов (наиболее известный случай — «Влесова Книга», которая, по некоторым данным, была изготовлена в XIX веке);
  • «откровения» языческих богов (таких случаев совсем мало — гораздо чаще встречаются творческие реконструкции, навеянные общением со «старыми богами»).

Попытки возрождения язычества касаются не только мифологии и ритуалов, но и практики целительства. Примером такого рода деятельности является газета «Советы Бабы Яги», выходящая с подзаголовком «Газета русских народных целителей», — приложение к радикальной неоязыческой газете «Русская правда» Александра Аратова (Огневеда).

Однако проект «Советы Бабы Яги», по существу, не смог выполнить намеченную задачу — стать творческой лабораторией русских народных целителей. Возможно, именно поэтому в 2001 году газета вышла с подзаголовком «Газета русских народных просветителей». Неудача была вызвана не только разрозненностью враждующих неоязыческих группировок, но и более серьезной причиной, о которой мы упоминали выше — от языческой медицины до наших дней почти ничего не сохранилось.

Контакт с Природой

Основой исцеления издатели газеты считают контакт с Природой. В статье под названием «Хворь души» (1995, №1) Евгений Луговой, что лечение тела невозможно без лечения души — исцелению должно предшествовать ее душевное очищение:

Без помощи Ярилы душу не излечить. Поэтому следует выбрать яркий солнечный день, когда полно всякого разнотравья, и пойти в лес. Перед входом в лес попривествовать Ярилу, попросить у него прощения за те грехи, которые натворил перед Природой. Надо проникнуться тут мыслью, что Природу покорить нельзя, но она создана для человека, а человек, являясь ее частицей, обязан ее охранять. Волхвы утверждают, что нельзя излечить человека от той болезни, которую послала ему Мать-Природа.

Доброслав

Нечто подобное проповедует и Доброслав — патриарх русского неоязычества. В своих многочисленных статьях он прославляет жизнь на природе и проповедует «лад с Природой», «солнечную мощь наших — родных — русальских — очищающих душу и тело обрядов и празднеств» (Доброслав. «Природные корни русского национального социализма». Русская правда, 1996, спецвыпуск, №1 (4)).

О лечебном эффекте контакта с природой говорит и Николай Сперанский (Велимир) — волхв московской общины «Коляда Вятичей». По его мнению, очень важно иметь живой контакт с землей, а одну из бед современной цивилизации он усматривает в «проклятом асфальте», нарушающем контакт с Матерью Сырой Землей, поэтому члены общины во время выездов на природу снимают обувь и ходят босиком.

В особой мере это относится к питерскому Союзу Венедов — одной из самых старых и необычных неоязыческих организаций. Основатель Союза, бывший преподаватель научного коммунизма Виктор Безверхий (Остромысл), предпочитает называть свое мировоззрение не язычеством, а ведизмом, подразумевая, что человеку нужна не вера, а ведение, т. е. знание. Религия, по его мнению Остромысла, — это вера в сверхъестественное, ведизм же признает только естественные, природные реалии, а языческие боги — это проявления природных стихий. Обряды венедов направлены на общение с этими живыми стихиями — воздухом, водой и землей, которым соответствуют боги Сварог, Дажьбог и Макошь. Их принцип: «Природа есть Бог».

Таким образом, неслучаен интерес венедов к учению Порфирия Иванова, который высказывал сходные идеи, хотя и без упоминания языческих богов. Иванов также считал свое учение не религией, а живой практикой общения с Природой. Он тоже много говорил о природных стихиях — воздухе, воде и земле — и призывал к непосредственному контакту с ними, в том числе и через хождение по земле босиком. В журнале Союза Венедов «Волхв» в начале 90-х даже существовала рубрика под названием «Благие вести», в которой пропагандировалось учение Порфирия Иванова. Одна статья, опубликованная в журнале, называлась «Порфирий Иванов — воплощенный символ венедов», а газета венедов «Родные просторы» в 1993 году опубликовала статью «Русский богочеловек» — опять же о Порфирии Иванове.

Проповедь трезвости

Особое место в публикациях неоязычников отводится проповеди трезвости. Примером тому служит газета «Советы Бабы Яги». Любопытно, что наряду с призывами к отрезвлению газета предлагает рецепты наливок и вин домашнего приготовления. Свое отношение к алкоголю издатели газеты обозначают так: «Пить надо только „кристалловскую“ водку (в меру!), да и то не каждый день. А лучше — вообще не пить!» (2001, №1).

Двойственное отношение к алкоголю разделяет и Доброслав, который считает водку изобретением врагов русского народа, а брагу и медовуху — исконно русскими языческими напитками.

Однако есть группы неоязычников, стоящие на позициях абсолютной трезвости. Ярким примером такой группы является союз казаков-язычников под длинным названием — «Рать Рода-Казачья Орда» Духовно-Родовая Держава Русь. Структурные подразделения Орды носят причудливые названия, и в одном из номеров газеты «Аркаим» появилось объявление о формировании «славяно-арийского эскадрона имени Сварога» — это казаки, «отказавшиеся от алкоголя, табака и ведущие здоровый образ жизни» (май 2000, №19).

Спортивные клубы

Отдельного упоминания заслуживают также неоязыческие спортивные организации, среди которых заметное место занимают клубы, основанные Александром Беловым (Селидором). Давний участник неоязыческого движения и мастер восточных единоборств, Белов, по сути, создал собственную систему — славяно-горицкую борьбу. Он же создал несколько клубов древнерусских ратоборств, в которых реконструируются приемы боя на мечах, однако существуют и независимые клубы — например, коломенский клуб древнерусских ратоборств под руководством волхва Велигора, враждующего с Селидором.

Теоретическая база

Во многих случаях народное целительство не имеет внятного теоретического обоснования, однако в практике целительства присутствует реальное воздействие на пациента. Не исключая возможности того, что целители используют некие объективные явления, пока неизвестные науке, здесь прежде всего следует обратить внимание на психотерапевтический аспект целительства. Целитель должен создать у пациента позитивный настрой.

Чтобы подвести под свою деятельность какую-то теоретическую базу, неоязыческие целители либо изобретают свои собственные мифы и ритуалы, либо заимствуют — под другими названиями — учения и ритуалы существующих религий, либо опираются на псевдонаучные объяснения паранормальных явлений.

Самобытное целительство

Хотя язычество как таковое давно уже умерло, некоторые осмеливаются утверждать, что сакральные знания русских волхвов каким-то образом сохранились до наших дней, и что они одни являются хранителями древних тайн. Разновидностью подобных утверждений являются претензии на принадлежность к тому или иному древнему роду, якобы сохранившему древнюю мудрость.

Прекрасное воплощение данный подход нашел в деятельности Владимира Голикова (Яр Волка), создателя питерской школы целительства «Шаг волка». Согласно легенде, которую распространяет сам Голиков, он принадлежит к древней династии языческих жрецов-волхвов, которым удалось сохранить свои сакральные знания на Русском Севере, среди поморов. Основоположником своей школы Яр Волк считает Милослава Богумила — мифического персонажа «Влесовой Книги», который, в свою очередь, был продолжателем учения Заастра, то есть не более и не менее как самого Зороастра (Мороз Е.Л. «Язычники в Санкт-Петербурге». Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001, с. 54).

В ритуале исцеления, разработанном Яр Волком, человек отождествляется с Лесом, а болезнь — со Зверем, причем острая болезнь — это Живой Зверь, а хроническая — Мертвый Зверь. Задача Волка — сожрать Зверя, удалить его из Леса Людского. Описание ритуала Яр Волк приводит в «Обряде о Тризне». Ниже мы приведем небольшой фрагмент этого текста:

Смысл Зверя Живого — гадить внутри хворого, прокладывая свои тропы черные, везде смрад распространяя, ломая Лес Людской, устраивая потаенные лежбища свои, чтобы приплода ждать своего черного. С такой добычей совладать труднее, ибо на Зверя Живого стая Волчат понадобиться, которой только Старый Волк ведущим станет. Мертвый Зверь — он же падаль, смрад распространяет вокруг и около. Где лежит он, там и погано Лесу Людскому, но и он не так прост будет, приплода не имеет, но смрад его далеко идет. Чем больше вокруг него Воды Леса Людского, тем более Зверь Мертвый опасен, ибо смрад по этой Воде распространяется. Борьба с болезнью — добыча Волка, задача его сожрать эту добычу и удалить из Леса Людского... Смысл Волка — найти Тропу короткую и сожрать Зверя этого и чем скорее, тем лучше, как для хворого, так и для Волка...

Религиозный плагиат

Целителей, подобных Яр Волку, в русском неоязычестве практически нет — все-таки для того, чтобы с нуля создать собственный культ да еще и придать ему славянский колорит, нужны недюжинная эрудиция и организаторские способности. Большинство целителей избрало более простой путь — они просто заимствуют готовые кусочки из различных существующих учений и выдают их за исконно славянскую мудрость.

Подобные деятели свободно используют понятия «карма», «чакра», «эгрегор» и т. п., причем делают это не только рядовые целители, но и идеологи неозычества. В этом отношении показательна книга Доброслава «Арома-йога» (1994). В ней патриарх русского неоязычества пишет не только о русских богах, но и о биополе, телепатии, астрале, карме, реинкарнации и Мировом Разуме. Он утверждает также, что, прибегая к восточной практике остановки мышления, можно исцелять людей и приобретать паранормальные способности — в т. ч. способность к левитации и телепатии (Советы Бабы Яги, 1995, №1).

Бус Кресень

Понятно, что неоязычники должны как-то оправдать использование этих методов и понятий. Самый простой способ решения проблем — объявить, что все эти восточные практики имеют древнерусское происхождение. Неоязычники часто прибегают к такой тактике — причем не только в медицинских вопросах. Например, Александр Асов (Бус Кресень), известный как переводчик «Влесовой Книги», включает в древнеславянский пантеон многих индийских и германских богов. В своих многочисленных книгах он уверяет, что в действительности индуистские Кришна и Вишну — это славянские Крышень и Вышень.

Гораздо более интересный пример присвоения чужих идей и практик можно найти в статье Алексея Андреева «Русская лествица», опубликованной в 1997 году в неоязыческом журнале «Мифы и магия индоевропейцев» Андрея Платова. Андреев утверждает, что в ходе этнографической экспедиции в окрестностях города Владимира ему удалось познакомиться с наследниками древнего знания — «служителями Тропы». Он утверждает, что нашел особое место, откуда в древние времена со своими товарами расходились по всей Руси Великой коробейники-офени.

Что же открыли Андрееву потомки русских волхвов? Оказывается, знания о системе энергетических центров в теле человека, почти в точности повторяющей восточную систему чакр. Автору якобы даже удалось даже найти лубок с изображением этих энергетических центров. Отличие от аналогичных восточных картинок заключается лишь в том, что на картинке нарисован не йог в позе лотоса, а русский мужик в кафтане и шапке. Кроме того, всем чакрам даны русские названия: нижняя чакра, муладхара, — «зарод»; вторая, манипура, — «живот»; третья, свадхистана, — «ярло»; четвертая, анахата, — «сердце»; пятая, вишудха, — «горло»; шестая, аджия, — «чело»; седьмая, сахасрара, — «родник». Единственное несоответствие касается расположения двух нижних чакр — «зарод» нарисован несколько выше, чем муладхара, и соотвествует, скорее, манипуре, а «живот» нарисован как бы между манипурой и свадхистаной — в остальном же рисунок полностью соответствует восточным представлениям. Андреев утверждает, что люди, имеющие эти знания, способны исцелять больных, воздействуя на энергетические центры.

Любопытно, что в следующем году эта история получила продолжение. В журнале «Русский стиль» (1998, №1) была опубликована статья екатеринбуржца Евгения Багаева «Русская акупунктура», который заявил, что ему удалось обнаружить и возродить «русскую акупунктуру». На приведенной в статье схемы были изображены все те же «русские чакры», с теми же самыми русскими названиями, которые приводил Андреев.

Псевдонаучные спекуляции

Третий набор мифов, используемых целителями-волхвами в качестве теоретической базы своей деятельности — это всевозможные псевдонаучные объяснения паранормальных явлений. Таким образом создается любопытный парадокс: с одной стороны, неоязычники всячески подчеркивают древность своих учений, а с другой — пытаются не отстать от «прогресса». Аналогичным образом поступают и другие народные целители, не исповедующие неоязычество. Например, Анатолий Попов из Карачаево-Черкесии называет себя еще и «парапсихологом» — выходит, он не только наследник древнего знания, но и ученый.

В. М. Кандыба

К наукообразным терминам постоянно прибегает потомственный «древнерусский жрец» и гипнотизер Виктор Кандыба. Он утверждает, что способен вступать в контакт с «универсальным психическим полем Вселенной». Согласно его фантасмагорической космологии, Бог-Отец — это «квантово-нулевой космический протовакуум», Богиня-Мать — «вселенская гравитация», а Бог-Сын — «электромагнитное излучение» (Шнирельман В.А. «Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя». Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001, с. 16).

Существует ряд наукообразных терминов и мифов, которые постоянно мелькают в неоязыческих публикациях. Ниже мы вкратце рассмотрим наиболее распространенные из них.

Прежде всего, это мифическое «биополе». Данный термин уже давно стал расхожим штампом — на загадочные биополя не ссылается только ленивый. Но что стоит за этим понятием, до сих пор неясно.

Другой распространенный миф связан с теорией «лептонов». Создателем этой теории является бывший идеолог движения трезвенников Борис Искаков — доктор экономических наук и академик Международной Славянской Академии Наук. По мнению Искакова, биополе — «квантовую голограмму» — создают как живые, так и неживые объекты. Эта «квантовая оболочка» якобы состоит из особых микрочастиц — лептонов. Однако в традиционной физике «лептон» — это обобщенное название легких элементарных частиц: электрона, позитрона, нейтрино. Искаков же под «лептонами» понимает не электроны или нейтрино, а некие гипотетические частицы, до сих пор не известные науке. Он уверяет, что именно из этих частиц состоит душа человека, которая повторяет форму тела и даже имеет небольшой вес — от десять в минус тридцатой до десять в минус двадцатой степени грамм, причем души хороших людей весят.

Третий псевдонаучный миф, имеющий широкое хождение, — это миф о «торсионных полях». В 2000 году в проязыческой газете «Русские славяне» (2000, N 2) появилась перепечатанная откуда-то статья «Торсионное чудо» и интервью с создателем этого мифа Анатолием Акимовым. Он, в отличие от Искакова, — профессиональный физик, имеет ученую степень кандидата физико-математических наук и возглавляет Международный Институт Теоретической и Прикладной Физики Российской Академии Естественных Наук, а также является генеральным директором Центра венчурных нетрадиционных технологий.

Не будучи физиком, я затрудняюсь прокомментировать научность теории как таковой. Однако выводы, которые делает их нее Акимов применительно к паранормальным явлениям, наводят на мысль, что нам преподносят очередной псевдонаучный миф.

Миф о «торсионных полях» вызвал определенный интерес в неоязыческой среде, поскольку он удачно перекликается с некоторыми теориями относительно «энергетики» языческих символов — например, свастики (коловрата). Некоторые авторы уверяют, что правозакрученная свастика — это символ добра и счастья, а левозакрученная символизирует зло и разрушение.

Опасности неоязыческой медицины

Чаще всего неоязыческие целители свободно комбинируют языческий «новодел», заимствования из других религий и псевдонаучные спекуляции. Архаичные понятия «порча» и «сглаз» мирно уживаются с восточными «чакрами» и «кармой», а также псевдонаучными «биоэнергетическими хвостами» и «биополем». Целители стремятся любыми средствами убедить пациента в своих сверхъестественных способностях — и люди с определенным складом психики действительно могут почувствовать облегчение. Но во многих случаях болезнь не исчезает — человек лишь перестает ощущать ее симптомы, в результате чего он отказывается от необходимого лечения, и заболевание может перейти в неизлечимую стадию. Это наиболее очевидная опасность неоязыческого целительства.

Другая опасность состоит в психических нарушениях, нередко возникающих у пациентов после обращения к целителям. Эта проблема, которую современная психиатрия только-только начинает осознавать, хорошо известна христианским священникам и душепопечителям, которые уже сотни лет имею дело с бесовской одержимостью. Например, иеромонах Анатолий Берестов, врач по специальности, говорит об «оккультной болезни» — наборе симптомов, характерных для пациентов, пострадавших от оккультных практик.

— Вячеслав Алексеев

ПРИМЕЧАНИЕ: Статья издается с сокращениями. Полный вариант статьи вы можете заказать в ЦАИ

Оглавление


ЛОЖНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ

Любовь Панова

B последнее время в нашей стране развелось множество «целителей», предлагающих быстрое избавление от любой — даже самой, казалось бы, неизлечимой, болезни. К их числу принадлежит и небезызвестная Любовь Ивановна Панова — автор серии книг под общим названием «Откровения Ангелов Хранителей». Она утверждает, что ей являются ангелы-хранители, Пресвятая Дева Мария и даже Сам Господь Иисус Христос. Она называет себя ясновидящей и претендует на знание всех тайн мира и особый дар исцеления. Ко всему прочему, она называет себя православной. Но так ли это на самом деле?

У нас нет возможности проверить подлинность исцелений, которые описывает в своих книгах Панова, поэтому мы сосредоточимся на ее учении и постараемся выяснить, какова природа ее так называемых «чудес».
По словам самой Пановой, она впервые стала слышать голоса «ангелов» в 1987 году после спиритического сеанса, во время которого ей явился «дух умершей бабушки» [1]. Любопытно, что прежде Панова не проявляла к религии и мистике ни малейшего интереса.

Панова убеждена в истинности всего, что ей говорят ангелы, хотя в их изложении Евангельская история искажена до неузнаваемости. Например, Иисус Христос в ее сочинениях предстает не Богочеловеком, а простым экстрасенсом, обладающим магической силой и навыками гипноза. По словам Пановой, Христос родился самым естественным образом в результате обмана, на который пошел некий «римский священник» по имени Пандора, чтобы соблазнить юную деву Марию. Далее Панова сообщает, что Христос некоторое время жил в Индии, был женат на Марии Магдaлине, а после смерти и воскресения «занимался добычей и обработкой золота» [2].

Другие евангельские эпизоды Панова также искажает. Например, она говорит, что никакого избиения Вифлеемских младенцев не было, а один из волхвов, пришедших поклониться младенцу Христу, на самом деле был «женщиной, но с очень мужеподобной фигурой» [3].

Она искажает не только Писание, но и христианскую догматику. Троицу она объясняет так: «Отец — Высший Разум, Космос, Сын Иисус Христос, а Св. Дух — это все чем пронизано живое в космосе, то есть мы с вами» [4]. Ада в обычном христианском понимании, по словам Пановой, никогда не существовало, и на самом деле ад — это просто «наша земля» [5]. Называя себя православной, Панова проповедует католическое учение о Чистилище, а так же переселение душ, объединение всех религий, позволительность черной магии, существование «добрых» НЛО и домовых и т. д.

Кроме того, в книгах Пановой встречаются и просто откровенные нелепости. Например, она пишет, что родственникам умершего нельзя нести гроб, «чтобы никто не подумал, что они это делают с радостью»6, и утверждает, что «рай и чистилище невидимы человеческому глазу, поэтому самолеты спокойно пересекают различные уровни чистилища, ничего не замечая и не ощущая при этом» [7].

Итак, Панова предстает перед нами, как человек не знакомый ни с евангельской историей, ни с историей христианства в целом. Она не разбирается и в христианском вероучении, свободно используя квазирелигиозные, а подчас и откровенно оккультные элементы.

Материал подготовили
В. Шилин и Д. Добролюбов

СНОСКИ

1. Панова. Л. «Начало», М.: АСТ, 2002. С. 8.
2. Панова. Л. «Крест Иисуса». М.: АСТ, 2004. С. 69.
3. Панова. Л. «Путь Иисуса». М.: АСТ, 2005. С. 77.
4. Панова. Л. «Рай и ад». М.: АСТ, 2003. С. 80-81.
5. Там же. С. 140.
6. Панова. Л. «Крест Иисуса». С. 243.
7. Панова. Л. «Рай и ад». С. 167.

Оглавление


«ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧАЙТЕ СЛОВО БОЖЬЕ И МОЛИТЕСЬ,
ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ОБОЛЬЩЕНИЯ...»

С миссионерами-мормонами я познакомился через свою приятельницу. Она ездила в лингвистический лагерь и там от американцев получила в подарок Книгу Мормона. Мне, конечно же, очень захотелось прочесть эту книгу. Еще в 1996 году в одном московском пансионе я видел ее на книжной полке, но тогда не взял. Моя знакомая предложила дать мне ее на время, но я отказался и взял у нее адрес американца, который подарил ей книгу.

Я написал письмо в Америку, не особенно надеясь на ответ. Однако мормоны сделают все возможное и невозможное, чтобы «помочь» заблудшей душе. Ровно через месяц я получил пакет с новой Книгой Мормона и парой брошюр на русском языке. Я был тронут этим подарком.

В моем городе мормонского прихода тогда еще не было, и я продолжал переписываться с тем американцем — я задавал вопросы, и он отвечал мне также в письмах. Однажды он прислал мне буклет, на последней странице которого была анкета — ее следовало заполнить и отослать в Солт-Лейк Сити. Ответив на все вопросы анкеты, я сделал приписку: если миссионеры приедут к нам в город, пусть они меня посетят. Я и не думал, что все произойдет так быстро — уже через месяц в моем доме раздался телефонный звонок, и какой-то человек с акцентом прокричал в трубку: «Привет, друг!»

Звонивший оказался мормоном. Он сказал, что в ноябре миссионеры специально приедут из Самары, чтобы встретиться со мной. Я был в восторге. Тогда я не думал, что для мормонов это просто работа, бизнес — они приводят наивных и доверчивых людей в свою пирамиду. Да, это пирамида, в которой царят свои, далеко не христианские законы. Понимание пришло потом — тогда же я был просто очарован внешностью и улыбками миссионеров и тем, как они умеют преподнести себя.

Сколько я не видел мормонских миссионеров, все они имеют определенный шарм, который удачно используют в своих целях. Сколько сердец разбили эти красавцы! Многие девушки ходили в церковь только из-за них, в надежде выйти замуж.

И вот меня начали обучать мормонскому «евангелию». Я был как в тумане. Уже через две недели мне объявили, что я готов к крещению. Готов так готов, я и не спорил.

Наступил день моего крещения. Мормоны учат, что это самый важный и лучший день в жизни. Но для меня он оказался самым страшным. Всю ночь и все утро перед крещением я провел в волнении и страхе. А днем, когда мы пришли в бассейн, мне вдруг захотелось убежать. Когда я надел крестильную одежду, мне стало еще хуже. И вот я уже стою у воды, мне страшно и хочется убежать. Но процедура прошла гладко, и я стал первым членом церкви мормонов в своем городе. Сразу после крещения на меня возложили руки, и я получил «дар Святого Духа».

Миссионеры продолжали работать, и последовали новые крещения. Крестились, в основном юноши и девушки. На моих глазах община стала расти.

Первые два года, проведенные в общине мормонов, показались мне очень длинными. Я слепо верил всему, чему меня учили миссионеры. Мое сознание и воля были в штате Юта — я практически стал «подданным» Юты. В церкви СПД личность человека меняется, и это отразилось на моем поведении и внешности. Я даже начал говорить с американским акцентом. После этого программирования я до сих пор прихожу в себя.
Через два года я начал самостоятельно читать Библию и увидел в ней многие расхождения с учением мормонов — особенно Иоанна 4:24 и 2 Коринфянам 3:17, где говорится, что Бог есть Дух. Мормоны же учат, что у Бога есть физическое тело, такое же, как и у нас.

Убеждения и обряды мормонов вообще очень странны. Подтверждения им нет нигде в Библии. Даже их Иисус совершенно не похож на библейского Господа и Спасителя. Иисус мормонов — родной брат Люцифера (сатаны). Но Слово Божье учит, что Иисус — Господь и Творец всего сущего. Он сотворил и ангелов, а потому никак не может быть братом сатаны, падшего ангела. Но мормоны слишком ослеплены, чтобы все это увидеть.

Со всеми своими сомнениями я продолжал ходить в мормонскую церковь еще около двух лет. Миссионеры не могли ответить на мои вопросы, а только говорили: читай Книгу Мормона. Но я уже не мог читать то, во что совсем не верил. Позже я прочел несколько книг и статей о том, как с течением времени менялся текст Книги Мормона, и о жизни основателя церкви СПД Иосифа Смита. Мои глаза окончательно открылись. Я не мог более принадлежать к церкви сатаны. Слово Божье побуждало меня сделать выбор, но было сложно решиться.

Я долго молился и, в конце концов, решил отказаться от системы в пользу Христа. Не нужно бояться последовать за Господом, даже если при этом теряешь почти все, что имел. Я мгновенно лишился всех привилегий и возможности ездить за границу. Все мои так называемые мормонские друзья отвернулись от меня. В их глазах я стал отступником и предателем. До сих пор никто из них со мной не общается.

Вот уже два года, как я заново учусь жить и общаться с людьми. Сейчас в моей жизни есть истинный Господь и Бог Иисус Христос. Я посещаю евангелическую церковь и очень люблю Слово Божье. Хотя у меня пока нет настоящих друзей, но у меня есть моя вера и мой Господь.

Слово Божье учит, что в наши дни будет много лжеучителей и лжехристов. Внимательно изучайте Слово Божье и молитесь, чтобы не стать жертвой обольщения.

— Алексей В.

Оглавление


СВ. ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ ЕВАНГЕЛИЙ

Св. Ириней, епископ Лионский, современник апостола Иоанна и ученик Поликарпа Смирнского, родился около 130 г. н. э. в г. Смирна. Будучи знатоком греческой поэзии и философии, Ириней употреблял все свои знания и способности для обращения в христианскую веру язычников-галлов и борьбы с гностиками. Приняв сан епископа в 177 году после смерти 90-летнего Потина, он «в короткое время почти весь город сделал христианским». Именно Ириней спас Церковь от раскола из-за спора о времени праздновании Пасхи, возникшем при папе Викторе I. О последних годах жизни епископа Лионского известно очень мало, но Григорий Турский сообщает, что Ириней принял мученическую смерть около 202 года во время гонения императора Септимия Севера.

Главный труд Иринея называется «Перечисление и опровержение лжеименного знания» (в просторечии — «Против ересей»). Это пятитомное сочинение, в котором он подробно разъясняет и опровергает учение гностиков — cначала при помощи диалектики и философии, а потом на основании Писания, слов Господа, творений апостолов и церковных преданий. Иринея называют первым богословом после апостолов, на его труды опирались такие отцы Церкви, как Августин, Епифаний, Тертуллиан.
Находка т.н. Евангелия от Иуды и экранизация книги Д. Брауна «Код да Винчи» вновь подняли вопрос о количестве признаваемых Церковью Евангелий.

Предлагаем вашему вниманию отрывок из второй книги «Против ересей», в которой Ириней, прекрасно знающий иные попытки описать служение Христа и апостолов утверждает, что христианская церковь уже в середине II века не признавала никаких других евангелий кроме четырех.

Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо, так как четыре страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей. Из этого ясно, что устрояющее все Слово, восседающее на Херувимах и все содержащее, открывшись человекам, дало нам Евангелие в четырех видах, но проникнутое одним Духом. Как и Давид моля об Его явлении говорит: «восседающий на Херувимах, яви Себя» (Пс. 79:2). Ибо Херувимы имеют четыре лица и их лики суть образы деятельности Сына Божия. «Первое животное — говорится — подобно льву» (Отк. 4:7) и характеризует его действенность, господство и царскую власть; «второе же подобно волу», и означает его священнодейственное и священническое достоинство; «третье имело лицо человека», и ясно изображает Его явление, как человека; «четвертое же подобно летящему орлу», и указывает на дар Духа, носящегося над Церковью. Посему, Евангелия согласны с тем, на чем восседает Христос Иисус. Ибо одно из них излагает Его первоначальное, действенное и славное рождение от Отца, говоря так: «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3). Поэтому Евангелие это полно всякой достоверности, ибо таков его характер. Евангелие Луки, нося на себе священнический характер, начинается со священника Захарии, приносящего жертву Богу. Матфей же возвещает Его человеческое рождение, говоря: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Аврамова» (Мф. 1:1). И еще: «Рождество Иисуса Христа было так» (Мф. 1:18). Это Евангелие изображает Его человечество, поэтому, по всему Евангелию Он представляется смиренно чувствующим и кротким человеком. А Марк начинает с пророческого Духа, свыше приходящего к людям, говоря: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков» (Мк.1:1-2), и указывает на крылатый образ Евангелия; поэтому он сделал сжатый и беглый рассказ, ибо таков пророческий Дух. И Само Слово Божие с бывшими до Моисея патриархами беседовало сообразно с Своим Божеством и славою, а для подзаконных Оно представляло священнический и богослужебный чин, после же сего, сделавшись человеком, ниспослало на всю землю дар Святого Духа, покрывая нас своими крылами. Каков образ действия Сына Божия, таков и вид животных, и каков вид животных, таков и характер Евангелия.

Четверовидны животные, четверовидно и Евангелие, и деятельность Господа. И, поэтому, даны были человечеству четыре главные завета: один при Адаме до потопа, другой после потопа при Ное; третий — законодательство при Моисее, четвертый же, обновляющий человека и сокращающий в себе все, — через Евангелие, вознося и как бы на крыльях поднимая людей в Царство Небесное.

При таком положении вещей, суетны и невежественны и, кроме того, дерзки все те, которые искажают идею Евангелия и привносят видов Евангелия больше или меньше сказанных, — одни для того, чтобы казаться, будто они нашли больше, чем истина, другие же, чтобы укорить распоряжения Божии. Ибо Маркион, отвергая целое Евангелие, и даже сам, отсекая от Евангелия, хвалится, что он имеет часть (в благословении) Евангелия. Другие, отметая дар Духа, в последние времена по воле Отца излитый на род человеческий, не принимают того вида, какой представляет Евангелие Иоанна, в котором Господь обещает послать Утешителя. Но они вместе с сим отвергают и Евангелие, и пророческий Дух. Истинно несчастные, которые желают быть лжепророками. <…> Последователи же Валентина без всякого страха предлагают свои сочинения и хвалятся, что имеют больше Евангелий, чем сколько их есть. Они дошли до такой дерзости, что свое недавнее сочинение озаглавливают «Евангелием истины», хотя оно ни в чем не согласно с Евангелиями Апостолов, так что у них и Евангелия нет без богохульства. Ибо, если выставляемое ими Евангелие истинно, а между тем вовсе не сходно с теми, которые нам преданы Апостолами, то желающие могут узнать, — как самые писания показывают, — что оно не есть преданное Апостолами Евангелие Истины. А что те [четыре] Евангелия одни суть истинные и достоверные и не может быть их ни больше, ни меньше тех, которые упомянуты выше, это я уже доказал многими доводами. Ибо, когда Бог сотворил все стройно и согласно, то надлежало и Евангелию иметь вид благоустроенный и складный.

— Против ересей. Кн. I, гл. XI, §§ 8-9


Цитируется по изданию Св. Ириней Лионский. Творения, С.-Пб, 1900 (Репринт: М.: Паломник, Благовест,1996 [Библиотека отцов и учителей Церкви]), с. 249-251.

Оглавление


ОБЪЯВЛЕНИЯ

ЦЕНТР АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДЛАГАЕТ

Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания. СПб.: СПб ОО «Центр апологетических исследований», 2004. 408 с. Серия «Христианская апологетика»

Книга Рона Роудса была написана в ответ на стандартные аргументы, которым Общество Сторожевой Башни обучает Свидетелей Иеговы. Помимо ответов на эти аргументы, автор предлагает действенные вопросы, которые христиане, в свою очередь, могут задать Свидетелям. Настоящее издание имеет полезную особенность, которую наверняка оценят российские христиане, — многие устаревшие цитаты заменены выдержками из современных русскоязычных публикаций Сторожевой Башни; устаревшие данные и аргументы приведены в соответствие с нынешним днем.

Чтобы заказать буклет, вышлите почтовым или банковским переводом на адрес ЦАИ 145 р. (только для жителей России). Готовую квитанцию можно распечатать в разделе «Магазин» официального сайта ЦАИ.


ОБНОВЛЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Мы рады сообщить вам, что в июне официальный сайт Центра апологетических исследований (www.apolresearch.org) был полностью обновлен. Помимо изменившегося внешнего вида, на сайте появились новые разделы — «Вопрос-ответ», «Магазин», «Новости», — а уже знакомые вам разделы пополнились новыми материалами. Сайт стал работать намного быстрее, а навигация стала удобнее.

Некоторое время сайт будет работать в тестовом режиме — мы ждем ваших предложений и замечаний по его работе.


НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

К моменту выхода в прокат фильма «Код да Винчи» Центр апологетических исследований выпустил в свет новый полноцветный, широкоформатный буклет. Автор, д-р Тимоти Пол Джонс, отвечает на важные вопросы, поставленные в романе Дэна Брауна:

  • Верны ли наши представления об Иисусе Христе?
  • Была ли Библия искажена?
  • Есть ли у Бога «половинка» женского пола?
  • Изображена ли женщина на фреске Леонардо?

Серьезная историческая и богословская информация представлена в буклете в красочной и доступной форме. Он станет хорошим подарком для ваших друзей и близких, которых книга или фильм «Код да Винчи» заставили задуматься об истинности христианства. Чтобы заказать буклет, вышлите почтовым или банковским переводом на адрес ЦАИ 27 руб. (только для жителей России). Готовую квитанцию можно распечатать в разделе «Магазин» официального сайта ЦАИ.
Мы сердечно благодарим всех, чьи пожертвования помогли нам издать буклет, — в особенности Константина Мотлича (Рязанская обл.) и Василия Макаренко (г. Сортавала).


НОВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Наша организация существует, главным образом, на средства жертвователей. Мы сердечно благодарим всех, кто уже поддерживает нас и обращаемся к вам с просьбой и далее жертвовать средства на издание «Вестника ЦАИ»

Если вы решили пожертвовать на служение ЦАИ какую-либо сумму, пошлите ее почтовым (или банковским) переводом. На почтовом бланке в графе «назначение платежа» напишите: «Пожертвования» без указания назначения пожертвований. Квитанцию вложите в письмо, в котором укажите назначение этих пожертвований.

Реквизиты для почтового перевода:

194044, Россия, С-Петербург, а/я 954, Центр апологетических исследований.

Реквизиты для банковского перевода:

СПб ОО «Центр апологетических исследований» ИНН 7826053249, КПП 782601001
Р/с 40703810849000001515 в ОАО «Банк «Санкт-Петербург», БИК 044030790,
корсчет 30101810900000000790

Оглавление


НАША ПОЧТА

Здравствуйте. Огромное спасибо за подписку на «Вестник ЦАИ», это очень полезное издание, особенно для того, чтобы сеять Слово Божье среди людей, которые попали в сети сект, очень искажавшие истинное учение Иисуса Христа. С Божьей помощью мне уже удалось привести кок Христу два человека. Когда я приехал в наш районный центр, чтобы пообщаться с верующими, я встретил там женщину. Каково же было мое удивление, когда она с распростертыми объятиями приняла у меня брошюры про Свидетелей Иеговы. Выяснилось, что эта женщина уже 5 лет состоит у них в организации, и она была очень рада, что ей предложили помощь в том, чтобы Христос принял ее к себе в семью. Она рассказывала просто ужасные вещи, как их в секте «отшлифовывают» против истинного пути спасения. Верующим не только не разрешали принимать лекарства и обращаться к врачам, но даже хоть как-то общаться со своими родственниками, не состоящими в их организации. По ее словам в нашем районе насчитывается где-то 50 человек состоящих в обществе «Сторожевой Башни». Теперь мне предстоит большая работа для того, чтобы приводить людей ко Христу. Хотя это очень не легко, постоянно встречаешь стену непонимания, озлобленности со стороны последователей организации, но, с Божьей помощью, все получится. Ведь так хочет наш истинный Спаситель и Господь Иисус Христос.

— И. С., Алтайский край

Здравствуйте, братья!

Ваш «Вестник» помог мне во многих делах во славу Господа, и сейчас я столкнулся с проблемой, где снова нужна ваша помощь. У нас на Северном Кавказе сильно развивается «околомедицинское шарлатанство» под названием РЭЙКИ. Три года назад моя теща сильно заболела, лечение в больнице результатов не давало. Прошлой осенью она встретила учительницу-рейкистку, после нескольких курсов ей стало легче, и сейчас она чувствует себя нормально, довольна жизнью, а на мои предостережения держатся от этого подальше, так как это чистой воды сатанизм, отвечает: «Тогда почему помогает?» Какими аргументами убедить ее, что она идет в ад?

— В.М., Ставропольский край

Я внедрился в своем городе в систему «Сант-Мат», что в переводе с санскрита означает «Путь мастеров». Сант-Мат у нас регионе имеет сильное распространение. Только в Армавире число последователей достигает двухсот человек, а под Горячим ключом построен их духовный Центр, где группы посвященных медитируют на свет и на звук практически круглосуточно. По данным на 2001 год в Краснодарском крае было уже свыше 500 последователей, в основном молодежь.
В ближайшем будущем я планирую попасть на их ежегодную духовную конференцию, которая проходит в городе Таганроге на Азовском море.

— С. Ф., Краснодарский край

Оглавление


ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА «ВЕСТНИК ЦАИ» С УКАЗАНИЕМ ПОЧТОВОГО И ЭЛЕКТРОННОГО АДРЕСА ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Руководитель проекта: Павел Столяров.

Главный редактор: Дмитрий Розет
Editor@ApolResearch.org

Отдел рассылки: Сергей Гущин
Russia@ApolResearch.org

РОССИЯ 194044 С.-Петербург, а/я 954 Центр апологетических исследований.

Оглавление


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@ApolResearch.org
www.apolresearch.org


В избранное