Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (К Ефесянам 2:8,9)
Нам всегда стоит помнить о том, что мы получили вечную жизнь, не потому что мы так захотели, а потому что Бог так захотел. Да, с нашей стороны мы проявили желание быть со Христом и принять Его благодать. Но инициатором спасения был Бог, а не мы. Почему об этом нужно помнить? Чтобы не думать о себе больше, чем мы есть на самом деле. Чтобы прославлять Бога, а не себя. Конечно, на Богослужениях никто себя не прославляет, и не поёт гимны о своих достижениях. Однако в повседневной жизни мы допускаем
мысли (которые иногда и высказываем), что мы сами искали Бога, что мы сами приложили (и продолжаем прилагать) массу усилий, чтобы прийти к Богу, чтобы получить вечную жизнь и чтобы сохранить наше спасение.
Истина в том, что пока мы думаем, что спасение зависит прежде всего от нас (а здесь сказано, что оно не от нас!), мы сами себя делаем своими спасителями. Мы думаем, что основную работу нужно делать нам, а не Богу. Таким образом, мы отвергаем Его благодать, которую Он хочет изливать на нас в каждой сфере нашей жизни. Например, некоторые христиане верят, что Бог постоянно посылает нам какие-нибудь испытания, чтобы сделать нас лучше. Если так думать, то получается, что Бог даёт нам не благодать,
а испытания, чтобы мы сами, своими силами и способностями, пытались достичь каких-то духовных высот. И если эту мысль продолжать, то выходит, что мы сами себя спасаем, а Божья "благодать" состоит только в том, что Он посылает нам всё больше проблем.
В этом месте Писания Апостол Павел ясно показывает, что спасение (не только вечное спасение от ада, но и спасение от зла в этой жизни) не от нас. Это значит, что нам нужно верой принимать благодать, которую Бог даёт нам, а не пытаться помочь себе своими силами. Да, с нашей стороны требуются определённые усилия, чтобы держаться за Господа. Но истина в том, что для нашего спасения Он сделал и продолжает делать намного больше, чем сделали или делаем мы. Его желание нас избавлять от влияния греха
и царства тьмы намного больше нашего желания. Когда мы это понимаем, мы оставим попытки самим изменить свою жизнь, и будем прилагать усилия только в том, чтобы постоянно уповать на Господа.