Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия #214


 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 214 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
 http://www.drevnerus.narod.ru
 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru
 Мы будем рады любой информации
 Редакция бюллетеня может быть не согласна с мнением авторов публикуемых материалов.
 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  
 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/
 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова
   ******************************
  18 сентября  2007 г.
   ******************************
 КОНФЕРЕНЦИИ
   Продолжение семинара "Символический язык христианской культуры"
Институт мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова
  Приглашает на очередное заседание семинара «Символический язык христианской культуры» Отдела христианской культуры
  Андрей Сергеевич Десницкий
   Люди и духи: два экзегетических спора (толкования на Бытие 6:4 и 1 Петра 3:19)
  Доклад состоится 26 сентября 2007 г. (среда)
В 18.00
1 Гуманитарный корпус МГУ (Москва, Воробьёвы горы)
Ауд. 854
     Если у Вас нет пропуска в МГУ, сообщите фамилию и имя по адресу markovius@yandex.ru
источник http://community.livejournal.com/
   ============================
  ИНСТИТУТ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ РАНЦЕНТР ИСТОРИИ РЕЛИГИИ ИВИ РАН
ЦЕНТР УКРАИНИСТИКИ И БЕЛОРУСИСТИКИ МГУ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН МГУ
проводят конференцию

Nationes, протонационализм и национализм в христианских культурах, X - XX вв.
Организуемая конференция проводится как один из шагов в международной исследовательской програме "Confessiones et nationes. Конфессиональные традиции и протонациональные дискурсы в истории Европы", цель которой - написание коллективной книги под тем же названием. Задача предпринятых в рамках названной программы работ - сравнительное изучение воздействие конфессиональных факторов на генезис, формирование и эволюцию "этнических", протонациональных и национальных дискурсов в истории Европы. Главное внимание уделяется сравнению того, как византийско-православные конфессиональные традиции влияли на развитие протонациональных и национальных дискурсов и представлений по сравнению с конфессиональными традициями католических и протестантских обществ. Одна из гипотез, которая проверяется в ходе программы, состоит в том, что в восточном и западном христианстве представления об "этносе", "нации", "расе" формировались и осмысливались по-разному в зависимости от конфессионально-культурных особенностей соответствующих религиозных традиций.
Хронологически проект охватывает период от зрелого средневековья до XX века.   Информация о проведенной в 2003-2007 гг. работе помещена на сайте Центра украинистки и белорусистики МГУ (www.hist. msu/Labs/UkrBel)

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ:
 5 октября 2007 г., пятница
10.00 - 10.30
М.В. Дмитриев (ЦУБ МГУ). Проблематика международного исследовательского проекта "Confessiones et nationes" и результаты первых лет работы (2003-2007).
10.30 - 10.50
Ведюшкина И.В. (ИВИ РАН). Русский дискурс в древнерусских памятниках XI - XII вв.
11.00 - 11.20
Добровольский Д.А. (РГГУ) Происхождение как составная часть самоидентификации древнерусских летописцев XI - начала XII в..
11.30 - 11.50
Лукин П. В. (ИРИ РАН) Христианизация и формирование самосознания древнерусской знати (тема будет уточнена в сентябре 2007 г.).
12.00 - 12.20
Полывянный Д. И. Димитрий Хоматиан, архиепископ Охридский, и конфессиональные, имперские и протоэтнические споры на Балканах после падения Константинополя в 1204 году.
12.30 - 13.00
Макарова И.Ф. (Инслав РАН) Православие и представления о протонациональной идентичности в болгарских землях в 15-17 вв.
13.10 - 13.30
Шукуров Р. М. Турки- "ромеи" в Византии XII- XV вв.
13.40 - 14.30 - дискуссия
14. 30 - 15.30 - обед
15. 30 - 15.50
Чумичева О. В. (РНБ СПб) Иноверцы, иноземцы, еретики: не-русское как ересь в дискурсах идентичности Руси конца 11 - начала 16 вв.
16.00 - 16.20
Алексеев А. И. (РНБ СПб). Имела ли ересь "жидовствующих" отношение к антисемитизму?
16.30 -16.50
Конотоп А. Б. (МГУ). Представления о Руси как Новом Израиле в русских письменных и иконописных памятниках XVI века.
17.00 - 18.00 - дискуссия
6 октября 2007 г., суббота,
9.30 - 9.50
Ковалев В.Н. (ЦУБ МГУ) Natio, gens, lingua в чешских и польских памятниках XIII-XIV вв.
10.00 -10.20
Мельников Г.П. (Инслав РАН). "Библейский и "национальный" компоненты в гуситской идеологии и пропаганде.
10.30 - 10.50
Жук С.И. (Ball State University, USA) "Избранный народ". Религия и "национальность" в британской Америке XVII века: теология как исторический фундамент США.
11.00 - 11.30 - дискуссия
11.30 - 11.50
Ерусалимский К. Ю. Соборы покаяния и проблема формироания протонациональных дискуров в России XVI в.
11. 50- 12.10
Полознев Д.Ф. (Ярославский университет). Образ "всея земли" и начало ярославской "национальности" в представлениях и событиях Смутного времени.
12.20 - 12.40
Дмитриев М. В. (МГУ) "Русское" и православное в протонациональных дискурсах Московской Руси начала XVII в.
12.50 -13.10
Опарина Т.А. (Новосибирский университет). "Русскость" в контексте практики перекрещивания иноземцев в России 17 века.
13.10- 14.00 - дискуссия
14.00 - 14.40 - обед
14.40 - 15.00
Аржакова Л.М. Этнические и конфессиональные аспекты религиозных конфликтов в Речи Посполитой в отражении русской дореволюционной историографии.
15.10 - 15.30
Русина Е.В. (НАН Украины) Русь, "руський народ", "русь" в украинско-белорусских памятниках XV в. (тема будет уточнена в сентябре 2007 г.).
15.40 - 15.50
Филюшкин А. И. (СПбГУ) Русский дискурс в культуре Великого княжества Литовского в 15 - 16 вв.
16.00 - 16.20
Неменский О. Б. (Инслав РАН). "Русское" и православное в протонациональных дискурсах Литовско-Польской Руси XVI в.
16.30 - 16.50
Лукашова С.С. Львовские братства в деле защиты "руськой" народности в конце XVI - начале XVII в.
17.00 -17.20
Таирова-Яковлева Т. Г. (СПбГУ) Формирование национального самосознания в украинской Гетманщине.
17.30 -18.30 - дискуссия
Конференция проводится в Институте славяноведения по адресу: Ленинский пр-т, 32а, 8-й этаж, комната 907
  =======================
  Служба коммуникации ОВЦС
Культурный центр Украины в Москве
Центр украинистики и белорусистики МГУ.
Институт славяноведения РАН.
Понедельник 24 сентября 2007 года, 14.30
в Культурном центре Украины на Арбате ( ул. Арбат, д.9)

Круглый стол:

Быть русским, быть украинцем, быть французом. Представления о национальнй идентичности в России, Украине и Франции (XIX - начало XX вв.)

Вопросы, выносимые на обсуждение:

    * спорные вопросы генезиса национальных идеологий в Европе
    * нации: воображаемое и реальное
    * представления о национальной идентичности в России, Украине и Франции: сходное и различное
    * христианские традиции и представления о национальном в культуре России, Украины и Франции
  Выступают:
 Кристиан Амальви (университет Монпелье III, Франция)  Быть французом, быть католиком, быть протестантом во Франции XIX в.: конфессии и национальное самосознание

Михаил В. Дмитриев (МГУ им. М.В. Ломоносова) Конфессиональное и национальное в русской и украинской культуре XIX - начала XX вв.

   1. П. Толочко (Киев, Национальная академия наук Украины)
Украина или Малороссия? Украинская идентичность глазами  путешественников XIX века  
 В круглом столе  примут участие ученые из МГУ, РАН и других московских научных центров и ВУЗов.
Обеспечивается перевод.
 ==================================
    Государственная публичная историческая библиотека.
Центр украинистики и белорусистики МГУ.

Институт славяноведения РАН.

19 сентября 2007 года, среда, 17.00,  в Красном зале  Государственной Публичной Исторической библиотеки («ИСТОРИЧКА»), по адресу Старосадский пер., д.9  (вход через двор и новое белое здание)  

Круглый стол:

Национальная память, национализм и историческое образование

Выступают:

Кристиан Амальви (университет Монпелье III, Франция)

Французская нация и культ Жанны д’Арк в зеркале французских учебников, 1830-е - 1920-е годы.

Михаил В. Дмитриев (МГУ им. М.В. Ломоносова)

Национализм и историческая память в России, Украине и Франции XIX века: сходства и различия.

Ожидается участие в круглом столе ряда ученых из МГУ, РАН и других московских научных центров и ВУЗов. Обеспечивается перевод.
 =============================
  Философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова
Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»

29 - 30 ноября 2007 г.

состоится

 
I -ая Конференция
ПОСВЯЩЕННАЯ ОСМЫСЛЕНИЮ
НАСЛЕДИЯ МИТРОПОЛИТА
АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО

Дорогие друзья! Наша конференция названа длинно и необычно. Она посвящена не памяти Владыки Антония и даже не его наследию, а осмыслению его наследия. Мы чувствуем необходимость сказать по этому поводу несколько слов.

Слово «наследие» в русском языке более неопределенно и возвышенно, чем слово «наследство», но несомненно не только того же корня, но близко ему родственно. Скорее всего, в привычном нам смысле «наследие» это духовное наследство, причем «духовное» просто как нематериальное. Наследие, другими словами, это все не имущественное наследство человека. От очень многих людей остается, скажем, две серебряные ложечки и добрая память. Это хорошо, но это не наследие. Владыка Антоний, бесспорно, оставил наследие, то есть помимо памяти, знания о том, что мы жили в его время, осталось его учение и осталось дело, нуждающееся в продолжении. Это и есть наследие. Итак, перед неопределенно большим кругом людей, считающих себя учениками, последователями, почитателями или духовными детьми Владыки Антония, стоят три необычайно сложные задачи: I. Определить, в чем положительно состоит то учение, которому мы учимся и пытаемся учить. II. Каковы жизненные последствия этого учения в жизни и деятельности самого Владыки Антония, иными словами, в чем состояло дело его жизни. III. Как оно может быть продолжено каждым из нас и нами вместе.

В некоторых случаях решения этих задач даются лично и втайне. В некоторых — слишком особые, чтобы их возлагать на всех или обсуждать со всеми. В общем виде задачи эти слишком сложны, чтобы их можно было решить за время одной или двадцати пяти конференций. Однако, задача этой конференции видится нам в том, чтобы попробовать совместно сделать первые шаги в направлении разрешения этих трех задач. Владыка Антоний оставил нам учение. Все доклады конференции в той или иной форме будут посвящены выявлению тех или иных аспектов этого учения. Мы надеемся, что круглый стол будет посвящен тому, чтобы определить какие-то понятийные векторы этого учения, ключевые понятия, по которым его можно распознать. Может быть, круглому столу удастся наметить контур, по которому можно как-то обрисовать самый общий очерк этого учения. Воспоминания о Владыке Антонии, свидетельства людей, в чьей жизни он сыграл исключительную роль, а также все кино- и фото- материалы, которые мы увидим на нашей конференции, как мы надеемся, в какой-то мере должны послужить решению второй задачи. Мы не можем и не должны пытаться назвать словами тайну личности владыки Антония, но попытаться назвать, в чем состоит его дело, необходимо, потому что без этого мы не можем перейти к решению третьей задачи, самой насущной: что нам делать без него и чего он ждет от нас. Попытке решения этой задачи, несомненно, посвящены и усилия оргкомитета, и всех его добровольных помощников, размышления всех докладчиков, и тех, кто смог прибыть, и тех, кто только собирался, но чья добрая воля, как мы надеемся, будет с нами в эти дни (здесь в первую очередь хочется назвать отца Джона Ли). Но в самой большой мере, мы надеемся и уверены, будут решать эту задачу все присутствующие на конференции, те, кого мы не знаем по именам, но кого мы зовем.

ПРОГРАММА

28 СЕНТЯБРЯ, ПЯТНИЦА
БОГОСЛОВИЕ. ПАСТЫРСТВО.

9.30-10.00 Регистрация
10.00 Молитва

Приветственное слово

10.30-13.00 Доклады

    * Игумен Петр (Мещеринов). Митрополит Антоний как пример христианской жизни в современных условиях
    * Протоиерей Стефан Хедли. Митрополит Антоний: проповедь евангельской простоты
    * А.И. Кырлежев. Митрополит Антоний: контекст жизни и служения
    *

      Протоиерей Сергий Овсянников. Быть здесь и сейчас…

13.00-14.00 Перерыв на обед
14.00-17.00 Доклады

    * А.И. Шмаина-Великанова. Духовное завещание митрополита Антония. Попытка пересказа несостоявшегося доклада покойного протоиерея Александра Геронимуса
    * Е.В. Белякова. Канонические основы Устава Сурожской епархии
    * Д.Ю. Строцев Богословие дружбы
    * А. Дибо. Наследие митрополита Антония
    * Дж. Кроу. Христианство в жизни

17.00-18.30 Круглый стол «Контуры учения митрополита Антония»
18.30-19.00 Видеофрагменты бесед митрополита Антония
19.00 Молитва

29 СЕНТЯБРЯ, СУББОТА
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, ФИЛОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА И ДР.

10.00 Молитва
10.15-13.00 Доклады

    * М.Г. Селезнев. Царство небесное в Евангелии от Матфея. Евангельский текст, народная
    * интерпретация и муки переводчиков. ("Царство Божие это не место, это состояние". Митрополит Антоний)
    * А.И. Шмаина-Великанова. Понятие святости у митрополита Антония
    *

      И.Я. фон Шлиппе. Место Церкви в секулярном мире
    *

      Р. Холдсворт. Христианин и работа
    *

      Г.Б. Гутнер Образ Церкви с точки зрения философии общения

13.00-14.00

14.00-17.45

    * С.М. Панич. «Другой язык» митрополита Антония
    * А.А. Журавская Проповеди Владыки Антония Сурожского и курс "история религий"
    *

      Б.А. Воскресенский. Духовная жизнь и душевная болезнь (из опыта работы психиатра в общине и в больнице )
    * Ф. де Грааф. Наследие Владыки Антония. Опыт работы с умирающими.
    * Священник Кристофер Хилл. О хосписе
    *

      Ф.Е. Василюк. Категория понимания у митрополита Антония
    * К.В. Харабет. Проблема борьбы с грехом в контексте предупреждения девиантного поведения человека в трудах митрополита Сурожского Антония

18.00 Вечерня

30 СЕНТЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ
ЛИТЕРАТУРА. ИСКУССТВО. ЛИЧНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА.

Литургия

12.00-13.00 Кофе. Время для свободного общения
13.00-14.00 Доклады

    *

      А. Пайман. Анализ подхода митрополита Антония к литературному произведению
    *

      О.А. Седакова. Язык проповеди, язык проповедника: кризис наших дней и речь Владыки Антония

14.00-15.00 Круглый стол «Опыт встреч»
15.00 – 16.00 Перерыв на обед
16.00-17.00 Доклады

    *

      Ю.Б. Норштейн. Об искусстве
    *

      Архимандрит Виктор (Мамонтов). Пастырь любви

17.00-18.00 Круглый стол. Подведение итогов
18.15 Фильм «Апостол любви» Часть 3-я. Режиссер В.И. Матвеева

20.00 Панихида
 ==================
  Международная конференция
«Поиск лица и вселенскость личности»,
посвященная 125-летию со дня рождения
Льва Платоновича Карсавина


Основные темы конференции:

1. Экзистенциально-персоналистическая традиция в отечественной философии
2. Понятия «субъект» и «личность» в персонализме
3. Язык в истории персоналистической философии
4. Телесно-духовное определение личности плоть, тело, лик, лицо, личина
5. Диалогическая природа философии персонализма
6. Рационализм и иррационализм в персонализме
7. Христианский догмат в фокусе религиозно-философских поисков XX века
8. Философия истории с субъектом и без него
9. Преломление философии Г.В.Ф.Гегеля в отечественной философско-религиозной мысли
10. Россия между Востоком и Западом в поисках самоидентификации
11. Л.П.Карсавин: pro et сontra
12. Литературная прививка к философии в XX веке
13. Новые материалы в исследовании творчества Л.П.Карсавина


Всем, желающим принять участие в конференции, необходимо выслать тему и тезисы доклада до 15 сентября 2007
по адресу: e-mail: conf_karsavin@inbox.ru


В заявке на участие в конференции необходимо также указать место работы и занимаемую должность.

К сожалению, организаторы конференции не располагают финансовой поддержкой РГНФ, поэтому все расходы, связанные с проездом и проживанием в Москве, участники конференции должны взять на себя.


    
Наш адрес:
ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: ст. м. «Таганская» (кольцевая)
Справки по телефону: 915-10-30
  ******************************
     ВЫСТАВКИ
 Он-лайн выставка византийской иконописи в музее Метрополитен "Byzantium: Faith and Power"http://www.metmuseum.org/special/Byzantium/byzantium_splash.htm
  ******************************
 ИНТЕРНЕТ
  Иван Бенчев
Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне

        Среда многочисленных православных икон Афона особым почитанием пользуется чудотворная Богоматерь Троеручица (греч. Трихейроуса — Tсйчеспэуб), которая хранится в сербском монастыре Хиландаре1. Свое название икона получила от третьей вотивной руки, добавленной на икону в неизвестное нам время. Сербские историки искусства, например, С. Радойчич и В. Джурич, атрибутируют саму икону греческому мастеру около 1350 г. далее http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=41
  ******************************
    НОВОСТИ
 В Румынии избран новый Патриарх

Материал на сайте : http://mospat.ru/index.php?page=37761

12 сентября 2007 года в Румынии состоялись выборы на Первосвятительскую кафедру Румынского Патриархата, вдовствующую с момента кончины Патриарха Феоктиста 30 июля с.г.

Коллегия выборщиков, состоящая из 180 епископов, клириков и мирян из трех кандидатов выдвинутых Священным Синодом Румынской Православной Церкви избрала Предстоятелем Румынской Православной Церкви митрополита Молдовы и Буковины Даниила.

Другими кандидатами были митрополит Вадский, Фелякский и Клужский Варфоломей и епископ Ковасненский и Харгитский Иоанн.

Новоизбранный Патриарх Румынский Даниил (Чоботя) родился 22 июля 1951 года в Румынии. В 1970-1974 годах учился в Богословском институте в Сибиу, после чего поступил на богословский факультет Страсбургского университета (Франция), а затем университета во Фрибурге (Германия). В 1979 году был удостоен степени доктора богословия Страсбургского университета, а в 1980 году – степени доктора богословия Богословского института в Бухаресте. В 1980-1988 годах преподавал в Экуменическом Институте в Боссэ (Швейцария), заместителем директора которого он являлся с 1986 по 1988 год. В 1988-1990 годах состоял советником Патриарха Румынского по вопросам экуменизма. 4 марта 1990 года хиротонисан в викарного епископа архиепископии Тимишоара, и вскоре возведен на кафедру архиепископа Ясского, митрополита Молдовы и Буковины. С 1992 года является профессором Богословского факультета в Яссах.

Полный титул: Блаженнейший Даниил, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской, Патриарх Румынский.
  ******************************
 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется

В избранное