Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия # 199


 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 199 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Редакция бюллетеня может быть не согласна с мнением авторов публикуемых материалов.

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

   ******************************

   18 апреля  2007 г.

  ******************************

 КОНФЕРЕНЦИИ

  19 апреля в Санкт-Петербурге миссионерский отдел епархии проведет конференцию "История и современное положение старообрядчества в Санкт-Петербурге". В программе конференции:
1. Вступительное слово Прот.Александр Будников. Начальник Миссионерского отдела СПб епархии.
2. Иерей Геннадий Чунин, настоятель храма. Русская Православная Старообрядческая Церковь. Тема: "Церковный раскол 17 века: история и современность".
3. Иерей Олег Морозов. Русская Древлеправославная Церковь.
4. Н. Ю. Бубнов. Ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук, Библиотека Академии Наук, рукописный отдел. Тема: "Книжная культура старообрядцев"
5. Ф.В. Панченко. Декан музыковедческого факультета СПб Консерватории, зав. кафедрой древнерусского певческого искусства, доцент, кандидат искусствоведения. Тема: "Параллели звучащего мира"
6. Маркелов Г.В., старший научный сотрудник ИРЛИ РАН - Пушкинский Дом. Тема: "Старообрядцы-поморцы: три портрета".
7. Будорагин В.П. Заведующий Древлехранилищем ИРЛИ РАН - Пушкинский Дом, заслуженный работник науки. Тема: "Владимир Иванович Малышев и его Древлехранилище"
8. Н.В. Пивоварова. Русский Музей. Ведущий научный сотрудник, кандидат искусствоведения. Отдел древнерусской живописи. Тема: "Художественное наследие Выговской старообрядческой пустыни в музеях СПб".
9. Священноиерей Петр Чубаров. Настоятель единоверческого Никольского храма. Тема: "История русского единоверия".
10. Прот. Георгий Митрофанов. Магистр богословия, профессор СПбДАиС. Тема: "Старообрядческая этика в предпринимательстве".
11. Евгений Юферев. Москва
12. Выступление хора Покровской старообрядческой общины г. Санкт-Петербурга
13. Заключительное слово Иерей Георгий Иоффе. Зам. начальника Миссионерского отдела СПб епархии.

Конференция пройдет в св. Духовском корпусе Александро-Невской Лавры. Начало в 14-00.

 =============

   Бурятский Государственный Университет

 Приглашает принять участие в международной научно-практическойконференции "Межконфессиональные отношения на рубеже тысячелетий"

 Дата проведения конференции: 14-15 июня 2007 г.

 Место проведения конференции: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ,

 Бурятский государственный университет

 Основные направления работы конференции:

 - конфессии на рубеже веков

 - взаимоотношения этнических религиозных культур с мировыми религиями

 - межконфессиональные взаимоотношения на стыке тысячелетий

 - влияние мировых религий на развитие современного общества

 - конфессии в историческом и современном контексте

 - религиозные культуры в контексте развития толерантности

 - язык и текст религиозных культур

 - традиционная шаманская и современная неошаманская религиозная культура

 - социумные основы взаимодействия конфессий

 - современные направления культурной и социальной антропологии в исследовании религиозных традиций в обществе

 Рабочие языки конференции – русский, английский, китайский, монгольский.

 Программа конференции предусматривает пленарные и секционные заседания.

 Секции будут сформированы в процессе подготовки программы конференции и сборника материалов, который планируется издать к началу конференции.

 Заявки на участие в научно-практической конференции необходимо в адрес оргкомитета направить:

·заявку на участие в конференции

·текст доклада

  Требования к оформлению текста доклада

 Минимальный объем материала – 10 страниц, максимальный – 19 страниц в формате MicrosoftWordдля Windows.

 Размер всехполей – 2 см. Абзац – 0.7. см. Шрифт TimesNewRoman, кегль 12, межстрочный интервал – полуторный.

 Название работы – заглавными буквами, жирным шрифтом, выравнивание по центру.

 Фамилия и инициалы автора, полное название организации, город – жирным шрифтом, выравнивание по правому полю.

 Ссылки даются внутри текста в квадратных скобках.

 Страницы не нумеруются.

 Тексты представляются в печатном и электронном виде до 20 апреля. Электронный вариант принимается на дискете 3.5(А) или по электронной почте вложенным файлом (с указанием в поле "Тема" - Межконфессиональные…) Заявку и доклад следует организовать в отдельном файле (например: Иванов-заявка. doc;Иванов-доклад. doc)

 Организационный взнос составляет 350 рублей (для авторов, проживающих в РФ). Организационный взнос является основанием для включения материалов в сборник.

 Оплата производится при подаче материала или почтовым переводом на указанные ниже адреса.

 Заявки, необходимые материалы присылать по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, каб. 0315, кафедра культурологии.

 E-mail: kafedra_ktl@bsu.ru luba-abaeva@mail.ru

 Форма заявки

 Фамилия

 Имя, отчество

 Страна, город, университет

 Ученая степень, звание, должность

 Тема выступления

  Почтовый адрес,

 Телефон, факс (с указанием кода города)

 E-mail

 

 Oтветственные секретари конференции: 1.Доржиева Людмила Будажаповна 2.Янгутова Рита Робертовна

 *****************

 ГРАНТЫ

  Смольный Коллегиум объявляет о начале очередного открытого конкурса на получение стипендий Фонда Карнеги в области истории понятий, истории идей, социологии, антропологии, политических наук и лингвистики. Стипендии фонда Карнеги предоставляются для проведения и написания исследовательской работы в течение осеннего семестра 2007 года в Санкт-Петербурге.

К участию приглашаются российские исследователи - кандидаты и доктора наук.

Стипендии для региональных исследователей предполагают пребывание в Петербурге в течение семестра (с 15 сентября по 31 декабря) и включают в себя ежемесячную стипендию (600 у.е.), расходы на дорогу, проживание, административную поддержку.

Заявки принимаются по электронной почте collegium@smolny.org и collegium.smolny@gmail.com (Просьба высылать заявки на оба адреса).

Срок подачи заявок – до 20 мая 2007 г.

Форма заявки

Требования к заявкам

 Положение о стипендиях Фонда КарнегиHYPERLINK "resolveuid/e13bd973674e3f7cb8a23c13bdebec36"

Предоставление стипендий зависит от наличия финансирования. см. подробнее http://www.smolny.nw.ru/smolny_collegium/fellowships/carnegie_fellowships

 ===========================

  # Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея при поддержке John Templeton Foundation
Гуманитарные науки

В 2007 году Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея объявляет конкурс работ на тему "Научные и богословские эпистемологические парадигмы: историческая динамика и универсальные основания".

Цели конкурса
Конкурс продолжает традицию, заложенную четырьмя предыдущими конкурсами ББИ: "Религия, философия, наука - единство ради культуры" (2003); "Богословие, философия и наука: различие путей и единство цели" (2005), "Ответственность религии и науки в современном мире" (2005) и "Научное и богословское осмысление предельных вопросов: космология, творение, эсхатология" (2006). Цель конкурса - привлечь внимание ученых, философов и богословов к проблеме познания в науке и богословии. Для этого предлагается обсудить эпистемологические парадигмы в истории науки и богословия, а также возможность выделить универсальные принципы и нормы научного и богословского рассуждения.

Конкурс предваряет одноименную конференцию, проводимую ББИ 13-18 ноября 2007 г. в Москве, поэтому предлагаемая участникам конкурса проблема предполагает последующее систематическое обсуждение в рамках указанной конференции.

Порядок и условия конкурса
Начало конкурса - 1 февраля 2007 г. Для участия в конкурсе необходимо:

а) до 15 сентября 2007 г. подать заявку, содержащую:
основные сведения о конкурсанте: фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы (учебы), должность (сан, специальность), ученая степень, звание;
название работы и основные тезисы (не более 3000 знаков) на русском языке;
контактную информацию (e-mail, адрес, телефон).

Заявку можно присылать в конкурсную комиссию по электронной или обычной почте. Заявки, содержащие неполную информацию о подателе, Жюри конкурса не рассматривает.

б) до 1 октября 2007 г. прислать полный текст работы (объем - не более 40000 знаков в электронном наборе, включая список цитируемой и используемой литературы, не считая иллюстраций, таблиц, графиков; текст работы - в формате MS Word на русском языке, кегль - 12, интервал - 1,5, без переносов). Текст работы должен быть прислан как в печатном, так и в электронном виде. Автор должен подписать печатный текст работы и указать одну из номинаций конкурса (допускается участие одного автора в обеих номинациях - по одной работе в каждой).

После поступления заявки и текста работы в конкурсную комиссию конкурсанту будет выслано по электронной почте уведомление об их получении.

Организаторы предлагают участникам следующие проблемы в рамках общей темы конкурса.
Существуют ли определенные, свойственные той или иной культуре предпосылки, определяющие характер научных и богословских парадигм?
Справедлив ли в принципе парадигмальный подход к науке и богословию?
Существуют ли универсальные принципы или нормы научного и/или богословского рассуждения?
Каково влияние языка на характер научного познания и богословского рассуждения?
В какой мере содержание богословских мнений и догматов Церкви зависит от культурных особенностей той эпохи, в которую они были сформулированы?
Какова роль личностного фактора в научном исследовании и богословском рассуждении?
Насколько важен эстетический критерий при построении научных теорий и богословских конструкций?
Влияет ли состояние научного знания на характер богословских рассуждений и содержание богословских мнений?
Влияют ли богословские предпосылки на познавательные стратегии науки?

Участники не ограничены данным перечнем в своем выборе темы и могут выбирать ее свободно, однако содержание работы должно соответствовать общей теме конкурса. Преимуществом пользуются работы, написанные специально для конкурса и ранее не публиковавшиеся.

Участники не ограничены также никакими идеологическими, конфессиональными или концептуальными рамками. К рассмотрению не принимаются работы, содержащие грубые выпады против каких бы то ни было религиозных и мировоззренческих взглядов, их пренебрежительные оценки, нарушающие принципы веротерпимости и идейной толерантности; критическая аргументация должна быть рационально обоснованной и выдержанной в духе уважения к инакомыслию. Оформление работы должно соответствовать стандартным требованиям: автор несет ответственность за точность ссылок, цитат, библиографии, приводимых фактических данных.

Критерии оценки конкурсных работ
Конкурсные работы рассматривает и оценивает Жюри конкурса. Жюри имеет право принимать к рассмотрению или отклонять работы, не рецензируя их и не объясняя причины своих решений. При оценке конкурсных работ Жюри исходит прежде всего из:
их соответствия теме конкурса;
наличия в них ценной и новой информации, оригинальных позитивных идей, связанных с общими целями конкурса;
глубины и широты аргументации, полноты и точности оценок;
социальной и культурной значимости идей, выдвигаемых автором работы;
языковых и стилистических достоинств текста.

Номинации конкурса
Объявляются две номинации конкурса:
1. Конкурс на лучшую исследовательскую работу.
2. Конкурс на лучшую работу в жанре публицистики и эссеистики.

Призы конкурса
Победители конкурса награждаются дипломами конкурса и денежными призами. Устанавливаются следующие призы победителям конкурса:
первый приз (по каждой номинации) - 15000 руб.
второй приз (по каждой номинации) - 9000 руб.
третий приз (по каждой номинации) - 3000 руб.

Устанавливаются также специальные призы для молодых (до 25 лет) участников конкурса:
первый приз - 6000 руб.
второй приз - 3000 руб.

Кроме того, все победители конкурса получат в подарок книги издательства ББИ на тему диалога религии и науки. Работы победителей будут опубликованы на сайте и в изданиях ББИ.

Итоги конкурса будут объявлены до 1 ноября 2007 г., размещены в средствах массовой информации и доведены до каждого участника конкурса.

Адрес конкурсной комиссии: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, ул. Иерусалимская, д. 3, Москва 109316 (с пометкой - на конкурс работ "Научные и богословские эпистемологические парадигмы").
Тел./факс: (495) 670-7644, 670-2200
E-mail: info@standrews.ru
Адрес в интернете: www.standrews.ru
Конкурс исследовательских и публицистических работ.
17.04.2007
# Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея при поддержке John Templeton Foundation
Гуманитарные науки

В 2007 году Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея объявляет конкурс работ на тему "Научные и богословские эпистемологические парадигмы: историческая динамика и универсальные основания".

Цели конкурса
Конкурс продолжает традицию, заложенную четырьмя предыдущими конкурсами ББИ: "Религия, философия, наука - единство ради культуры" (2003); "Богословие, философия и наука: различие путей и единство цели" (2005), "Ответственность религии и науки в современном мире" (2005) и "Научное и богословское осмысление предельных вопросов: космология, творение, эсхатология" (2006). Цель конкурса - привлечь внимание ученых, философов и богословов к проблеме познания в науке и богословии. Для этого предлагается обсудить эпистемологические парадигмы в истории науки и богословия, а также возможность выделить универсальные принципы и нормы научного и богословского рассуждения.

Конкурс предваряет одноименную конференцию, проводимую ББИ 13-18 ноября 2007 г. в Москве, поэтому предлагаемая участникам конкурса проблема предполагает последующее систематическое обсуждение в рамках указанной конференции.

Порядок и условия конкурса
Начало конкурса - 1 февраля 2007 г. Для участия в конкурсе необходимо:

а) до 15 сентября 2007 г. подать заявку, содержащую:
основные сведения о конкурсанте: фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы (учебы), должность (сан, специальность), ученая степень, звание;
название работы и основные тезисы (не более 3000 знаков) на русском языке;
контактную информацию (e-mail, адрес, телефон).

Заявку можно присылать в конкурсную комиссию по электронной или обычной почте. Заявки, содержащие неполную информацию о подателе, Жюри конкурса не рассматривает.

б) до 1 октября 2007 г. прислать полный текст работы (объем - не более 40000 знаков в электронном наборе, включая список цитируемой и используемой литературы, не считая иллюстраций, таблиц, графиков; текст работы - в формате MS Word на русском языке, кегль - 12, интервал - 1,5, без переносов). Текст работы должен быть прислан как в печатном, так и в электронном виде. Автор должен подписать печатный текст работы и указать одну из номинаций конкурса (допускается участие одного автора в обеих номинациях - по одной работе в каждой).

После поступления заявки и текста работы в конкурсную комиссию конкурсанту будет выслано по электронной почте уведомление об их получении.

Организаторы предлагают участникам следующие проблемы в рамках общей темы конкурса.
Существуют ли определенные, свойственные той или иной культуре предпосылки, определяющие характер научных и богословских парадигм?
Справедлив ли в принципе парадигмальный подход к науке и богословию?
Существуют ли универсальные принципы или нормы научного и/или богословского рассуждения?
Каково влияние языка на характер научного познания и богословского рассуждения?
В какой мере содержание богословских мнений и догматов Церкви зависит от культурных особенностей той эпохи, в которую они были сформулированы?
Какова роль личностного фактора в научном исследовании и богословском рассуждении?
Насколько важен эстетический критерий при построении научных теорий и богословских конструкций?
Влияет ли состояние научного знания на характер богословских рассуждений и содержание богословских мнений?
Влияют ли богословские предпосылки на познавательные стратегии науки?

Участники не ограничены данным перечнем в своем выборе темы и могут выбирать ее свободно, однако содержание работы должно соответствовать общей теме конкурса. Преимуществом пользуются работы, написанные специально для конкурса и ранее не публиковавшиеся.

Участники не ограничены также никакими идеологическими, конфессиональными или концептуальными рамками. К рассмотрению не принимаются работы, содержащие грубые выпады против каких бы то ни было религиозных и мировоззренческих взглядов, их пренебрежительные оценки, нарушающие принципы веротерпимости и идейной толерантности; критическая аргументация должна быть рационально обоснованной и выдержанной в духе уважения к инакомыслию. Оформление работы должно соответствовать стандартным требованиям: автор несет ответственность за точность ссылок, цитат, библиографии, приводимых фактических данных.

Критерии оценки конкурсных работ
Конкурсные работы рассматривает и оценивает Жюри конкурса. Жюри имеет право принимать к рассмотрению или отклонять работы, не рецензируя их и не объясняя причины своих решений. При оценке конкурсных работ Жюри исходит прежде всего из:
их соответствия теме конкурса;
наличия в них ценной и новой информации, оригинальных позитивных идей, связанных с общими целями конкурса;
глубины и широты аргументации, полноты и точности оценок;
социальной и культурной значимости идей, выдвигаемых автором работы;
языковых и стилистических достоинств текста.

Номинации конкурса
Объявляются две номинации конкурса:
1. Конкурс на лучшую исследовательскую работу.
2. Конкурс на лучшую работу в жанре публицистики и эссеистики.

Призы конкурса
Победители конкурса награждаются дипломами конкурса и денежными призами. Устанавливаются следующие призы победителям конкурса:
первый приз (по каждой номинации) - 15000 руб.
второй приз (по каждой номинации) - 9000 руб.
третий приз (по каждой номинации) - 3000 руб.

Устанавливаются также специальные призы для молодых (до 25 лет) участников конкурса:
первый приз - 6000 руб.
второй приз - 3000 руб.

Кроме того, все победители конкурса получат в подарок книги издательства ББИ на тему диалога религии и науки. Работы победителей будут опубликованы на сайте и в изданиях ББИ.

Итоги конкурса будут объявлены до 1 ноября 2007 г., размещены в средствах массовой информации и доведены до каждого участника конкурса.

Адрес конкурсной комиссии: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, ул. Иерусалимская, д. 3, Москва 109316 (с пометкой - на конкурс работ "Научные и богословские эпистемологические парадигмы").
Тел./факс: (495) 670-7644, 670-2200
E-mail: info@standrews.ru
Адрес в интернете: www.standrews.ru
Источник http://www.rsci.ru/MoreInfo.html?MessageID=5321
 ********************

 ПУБЛИКАЦИИ

  Уважаемые коллеги!
Государственный республиканский центр русского фольклора готовит к изданию в 2007-2008 годах серию сборников научных статей. Мы приглашаем принять участие в сборниках не только фольклористов, но и представителей смежных дисциплин: этнографов, антропологов, литературоведов, лингвистов, психологов, социологов, культурологов и т.д. Предметом рассмотрения для авторов сборников может быть не только традиционная (крестьянская) культура, но и современный городской фольклор/постфольклор. Этническая принадлежность носителей фольклора также значения не имеет.

Сборники научных статей
РАСТЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ (объем сборника – 15 а.л.). Сборник посвящен одному из фрагментов картины мира – представлениям о растениях, как они отражены в языке, фольклоре и народной культуре. Понятие «растения» толкуется максимально широко: от трав и грибов до деревьев, культурные и дикорастущие растения, реальные и мифологические, волшебные растения. Приблизительная тематика сборника: образы растений в различных жанрах фольклора, книжности, народного искусства; растения в обрядах, магии и народной медицине; этноботанические очерки об отдельных растениях; растительный код в фольклоре и народной культуре.

ЛИЧНОСТЬ В ФОЛЬКЛОРЕ: ИСПОЛНИТЕЛЬ, СОБИРАТЕЛЬ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ (объем сборника – 17 а.л.). Большую часть сборника составляют статьи, подготовленные по материалам докладов, прочитанных на одноименной конференции в ГРЦРФ в мае 2006 года, однако составители осуществляют добор статей в данный сборник. Особый интерес представляют работы в разделы «Собиратель и методологические проблемы работы в экспедиции» и «Исследователи традиционной культуры».

ОДЕЖДА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ (объем сборника – 20 а.л.). В сборнике будут собраны статьи, в которых предлагается междисциплинарный подход к изучению традиционного народного костюма. Авторы сборника не просто описывают ту или иную региональную традицию, а рассматривают одежду и ее отдельные элементы в контексте народного быта, выявляют ее эстетическое и прагматическое значение, ее символизм. В сборнике планируются разделы: «Семантика и символика народной одежды», «Региональные особенности народного костюма», «Одежда в фольклоре», «Народное ткачество», «Вышивка и кружева в народном рукоделии», «Одежда в городской культуре».

РОЛЬ ТРАДИЦИОННОГО МАСТЕРА В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (объем сборника – 10 а.л.). В сборник войдут статьи, характеризующие современное толкование понятия «народный мастер», соотношение профессионального и народного искусства, влияние коммерции на бытование и развитие отдельных видов народных ремесел. Также предполагается рассмотреть проблему отношения к мастеру в современном обществе и профессиональной среде, феномен «наивного» искусства, отражение народных традиций в самодеятельном творчестве.

ПРОФЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЫ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ (объем – 30 а.л.). Сборник посвящен изучению феномена профессионализма в традиционной культуре, а также исследованиям фольклора и традиций профессиональных сообществ. В последние годы фольклористы и антропологи стали активно изучать культуру различных городских профессий: медиков, продавцов, программистов, водителей, железнодорожников и т.д. Между тем, в той же мере можно говорить и о традициях сельских профессионалов, которые не занимаются земледелием: от ремесленников до колдунов. Составители сборника надеются объединить обе проблемные области, которые равным образом имеют отношение к заявленной теме.

Правила подачи заявок на участие в сборнике

Авторы, желающие принять участие в том или ином сборнике, должны до 15 мая 2007 года прислать на адрес alekseevsky @ yandex.ru или alhip @ yandex.ru название статьи и краткие тезисы (не более 0,5 страницы). Составители сборника рассмотрят все поступившие заявки и в индивидуальном порядке обсудят с каждым автором сроки сдачи полного варианта статьи. Составители оставляют за собой право отклонять ту или иную заявку, если она не соответствует тематике сборника, если к моменту подачи заявки необходимый объем статей в данном сборнике уже набран, а также если тезисы статьи не отвечают требованиям, предъявляемым к научным работам. Заявки, присланные после указанного срока, также будут рассматриваться, однако шансы на то, что эти статьи войдут в сборник, будут значительно меньше. Любые вопросы, уточнения, пожелания следует направлять по указанному электронному адресу.

Правила оформления статьи
Объем статей до 1 а.л. (40 000 знаков, включая пробелы). Файл Microsoft Word (расширение *.doc или *.rtf). Шрифт Times New Roman, размер 12. Поля: верхнее и нижнее – по 2 см.; правое – 1,5 см.; левое – 3 см. Ссылки на научную литературу постраничные подстрочные. Образец оформления - Виноградова Л.Н. Материальные и бестелесные формы существования души // Славянские этюды. Сборник к юбилею С.М. Толстой. М., 1999. С. 141–160. Ссылки на источники ставятся в тексте в квадратных скобках в сокращенном виде – [Барсов 1997. Т. 1. С. 59]. В конце статьи должен быть список сокращений: Барсов 1997 – Причитания Северного края, собранные Е.В. Барсовым. СПб., 1997. Т. 1–2. Ссылки на полевые материалы делаются либо в виде шифра информанта в тексте статьи в квадратных скобках, либо в виде сокращенного указания на единицу архивного хранения. В любом случае в конце статьи должен быть список сокращений.

 ===============

 ВЫСТАВКИ

   Русские иконы конца XV - начала XX века

c 18 апреля по 17 июня     Москва

  Коллекция икон "Эксперт клуба" является одним из самых известных современных частных собраний. В ней представлены произведения русской иконописи XV - начала XX вв., созданные в разных художественных центрах - в Москве, Новгороде, Вологде, Поволжье, на Русском Севере, в Палехе и Мстере.

Собрание состоит из трех частей: древнерусские иконы (XV- начало XVIII в.), иконы Нового времени (XVIII - начало XX в.) и иконы в драгоценных окладах. К наиболее ранним относятся "Св. Николай Чудотворец" новгородской школы и два образа московского происхождения - "Богоматерь Донская (оплечная)" и "Богоматерь Одигитрия". Все три иконы отличаются высокими художественными достоинствами, а две последние - уникальной иконографией.

Искусство XVII в. представлено такими шедеврами, как "Богоматерь Владимирская" и "Богоматерь Гора Нерукосечная", исполненными, очевидно, царскими мастерами. "Богоматерь Владимирская", отмеченная удивительной тонкостью и красотой письма, украшает прекрасный оклад ярославской работы последней трети XVIII в. На Соловках во второй половине XVII в. написан образ свв. Зосимы и Савватия Соловецких, а в Москве его украсили великолепным окладом с эмалью и драгоценными камнями. К школе Оружейной палаты принадлежит икона Алексея Андреева "Богоматерь Иверская" 1702 г. - самое раннее из четырех дошедших до нас подписных произведений этого иконописца.

Традиционная иконопись Нового времени в последние годы вызывает большой интерес, но пока остается слабо изученной. Значительную долю собрания "Эксперт клуба" составляют произведения палехских и мстерских мастеров - Василия Хохлова, Ивана Мумрикова и других. Составить представление об искусстве важного иконописного центра Поволжья - города Романова - можно по иконе "Спас Всемилостивый", которая воспроизводит древний чудотворный образ из Воскресенского собора в Романове-Борисоглебске (ныне г. Тутаев Ярославской области). Некоторые иконы написаны иконописцами-старообрядцами Костромы, Ярославля, Поморья, Урала, Стародубья (Ветки).

Украшение икон драгоценными окладами в знак особого почитания священных образов издревле существовало в Византии и уже с XI века известно на Руси. На протяжении веков менялись техника изготовления окладов и их орнаментика. Иконы в окладах XVI - начала XX веков из собрания "Эксперт клуба" дают представление о всем многообразии принципов их декорирования. Особо следует отметить работы ведущих московских фабрик серебряных изделий второй половины XIX века - поставщика Императорского Двора И.П.Хлебникова, Д.И.Орлова, Д.М.Шелапутина, В.В.Шокарева.

Выставка продолжит работу до 17 июня.

Открытие выставки состоится 18 апреля 2007 года в 17 часов в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре.            www.museum.ru/N30714

  ******************************

 НОВЫЕ КНИГИ

  В издательстве Библейско-богословского института св. апостола Андрея выходит первый том Церковной догматики, самого известного богослова прошедшего столетия – Карла Барта.

«Церковная догматика» вошла в историю христианской мысли как одно из главных событий в богословии ХХ века. Карл Барт в своем фундаментальном богословском труде систематизирует и разъясняет основные положения христианского вероучения, проецируя христологический подход на всю область богословия. Сотворение мира, грехопадение человека, история Израиля, Новый Завет — все это интерпретируется сквозь призму «события Христа». Русское издание включает в себя наиболее важные и интересные разделы оставшегося незавершенным многотомного оригинала. В первом томе объединены §§ 3, 15, 28, 32, 41/1 оригинального немецкого издания.

Барт К. Церковная догматика. Том I / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. — 560 с. ISBN 5-89647-141-6

 ================

  Фольклористы России. Краткий справочник персоналий. М.: ГРЦРФ, 2007.

 =================

  Недавно в Новосибирске вышла в свет монография А. И. Мальцева "Старообрядческие беспоповские согласия в 18 - нач. 19 вв.: проблема взаимоотношений". Это объемный научный труд в 570 страниц, завершенный автором незадолго до гибели.

http://www.starovery.ru/pravda/nzd.php?cid=445

  ******************************

 ИНТЕРНЕТ

   http://mith.ru/alb/lib/lib.htm   Научная библиотека портала "Миф.Ру"
  Изначальной целью библиотеки “Миф.Ру” было выложение классических книг и статей по мировой мифологии (и публикация наиболее удачных студенческих работ), а также буддийских и буддологических трудов. Однако первоначальный круг тем расширился, и сегодня читатель найдет здесь не только тексты мифов и комментарии к ним, но и большое число статей по истории и культуре различных времен и народов, вплоть до ХХ века. Отдельные разделы составляют востоковедение (преимущественно японистика) и популярная лингвистика (преимущественно этимология на стыке с культурологией).

Ряд текстов выложен на сайте, ряд – на форуме (где можно принять участие в обсуждении или задать вопрос). Ссылки на сайт и форум различаются своим оформлением.

  ******************************

 НОВОСТИ    

 Рязанская область 

РязанскийисторикоархитектурныймузейзаповедникРязанскийисторикоархитектурныймузейзаповедник

                  Ситуация с Рязанским кремлем получила новый виток развития. Ф. Провоторов - глава администрации Рязани, предложил освободить для экспозиций музея-заповедника здания, где сейчас расположена городская администрация, горсовет, общественная приемная полпреда Президента и ряд других организаций. Но взамен мэр города попросил Дом офицеров, офтальмологическую поликлинику (ул. Семашко, 2), здание коммунально-эксплуатационной части (Первомайский проспект, 30/26), корпус Рязанского медицинского университета (угол ул. Ленина и Газетного переулка), торговые ряды на площади Ленина. За предыдущий год чиновники и руководство Рязанской епархии обсуждали много различных вариантов "переселения" музея-заповедника. Единственное, что не волнует государственных мужей и деятелей от церкви - это то, что будет с особо ценным объектом культуры, который после выселения с исторической территории превратится в заурядный краеведческий музей.

Нет никаких законных оснований для подобных решений. На администрацию музея оказывается жесткое давление с целью подписать акт "добровольной" передачи памятников.

Сотрудники музея-заповедника обратились с открытым письмом протеста во все инстанции, начиная с Президента РФ В. В. Путина и заканчивая губернатором рязанской области Г. И. Шпаком.

Текст письма

Коллектив Федерального государственного учреждения культуры "Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник" обращается к Вам с открытым письмом по поводу ситуации вокруг Рязанского кремля.

Уже больше года мы находимся в "подвешенном" состоянии: стоит вопрос о ликвидации одного из старейших музеев России. У нас в стране всего 15 музеев-заповедников признаны особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, среди них - Рязанский кремль (Указ Президента РФ № 1219 от 6. 12 1995 г.).

Мы осознаем необходимость передачи культовых построек церкви. Но почему снова и снова ставится вопрос о передаче церкви объектов, не имеющих культового назначения? Сегодня речь идет об одном Дворце Олега - главном экспозиционном здании и фондохранилище музея-заповедника, завтра церкви понадобятся все остальные сооружения Кремля. В Рязанском кремле большая часть памятников - это жилые и хозяйственные постройки. Согласно действующему законодательству, они не подлежат передаче религиозным организациям. Ради чего нужно идти на нарушение законов и уничтожать эффективно работающий музей? Почему чиновники, которые призваны отстаивать государственные интересы, бездумно, с готовностью идут на удовлетворение бесконечных имущественных притязаний общественной религиозной организации? Экстремистские устремления церковного руководства уже спровоцировали рост антицерковных настроений в Рязани, особенно среди молодежи, дестабилизировали общественную ситуацию в городе.

По мнению Д.С.Лихачева, те, кто следует призыву "вернуть все церковное церкви", стремятся "быть святее самого папы". Дмитрий Сергеевич пророчески предвидел нынешние имущественные катаклизмы и гонения на музеи, библиотеки, архивы. В вопросе о передаче церковного имущества он призывал действовать очень разумно, опасаясь людей, "руководствующихся только крайними решениями и не заботящихся о сохранности и доступности памятников". Почему, только отметив с помпой год Д.С. Лихачева, мы не следуем его заветам?

Общеизвестно, что Кремли в России - исторические символы. Сегодня, когда идея государственности у нас актуальна, как никогда, Кремли становятся зримым воплощением силы, мощи, исторической славы России, они по сути сакральные места, откуда начиналась страна, ее история и культура. Это то, что и призваны хранить и пропагандировать музеи.

Мы знаем, что мы не одиноки: за музей в Кремле, согласно общественным опросам, высказывается подавляющее число рязанцев, культурная и научная общественность страны. Получается, что чиновники и общество в очередной раз оказались по разные стороны баррикады. 2007 год объявлен годом культуры в Рязанской области - потеря крупнейшего музея региона станет хорошим "подарком" для его жителей.

Мы, сотрудники музея, просим ответить, на каком законном основании особо ценный объект культуры "Рязанский кремль", с оформленным музеем-заповедником правом оперативного управления памятниками и безвозмездного пользования землей, может быть передан религиозной организации?

Сотрудники музея-заповедника (45 подписей)        

http://www.museum.ru/N30855

 

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется


В избранное