Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия # 186


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 186 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫКОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

http://www.drevnerus.narod.ru

Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

Мы будем рады любой информации

Редакция бюллетеня может быть не согласна с мнением авторов публикуемых материалов.

Страница

Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

******************************

3 февраля 2007

в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulletenг.

******************************

КОНФЕРЕНЦИИ

Международная богословская конференция
Русской Православной Церкви
«Православное учение о церковных таинствах»
Москва, 13-16 ноября 2007 г.

По решению Священного Синода, V Богословская конференция Русской Православной Церкви, подготовку и организацию которой осуществляет Синодальная Богословская комиссия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким ФИЛАРЕТОМ, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, будет посвящена православному учению о Таинствах (сакраментологии).

Предыдущие конференции были посвящены: богословским итогам XX в. (2000), учению о человеке (2001), учению о Церкви (2003), эсхатологическому учению (2005).

На конференции 2007 года, которую по традиции откроет Святейший Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II, планируется выступление около ста докладчиков. Формы работы: пленарное заседание, секционные заседания, «круглый стол».

Богословие церковных Таинств будет рассмотрено как в исторической перспективе (в библейском, патрологическом, литургическом, каноническом аспектах), так и с точки зрения его изложения в системе догматического учения. Особое внимание будет уделено церковно-практическим вопросам, касающимся совершения Таинств и иных священнодействий.

В ходе подготовки к конференции состоится серия научно-богословских семинаров, посвященных отдельным Таинствам. Семинары организуются на базе духовно-учебных заведений Русской Православной Церкви (Москва, Санкт-Петербург, Минск, Нижний Новгород, Смоленск, Тюмень). По итогам работы семинаров будут подготовлены отчеты, которые будут представлены для обсуждения на конференции.

Проведенная таким образом научно-исследовательская и богословская работа в области православной сакраментологии в перспективе может быть обобщена в документе доктринального характера.

В качестве докладчиков для участия в работе конференции приглашаются как отечественные, так и зарубежные ученые, специализирующиеся в различных областях научно-богословского знания (таких как библеистика, патрология, историческая литургика, каноническое право, догматическое и сравнительное богословие).

Ожидается участие авторитетных православных богословов митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), епископа Диоклийского Каллиста (Уэра), а также профессора Роберта Тафта, профессора Герхарда Подскальского и других.



ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

«

ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВАХ»

Москва, 13-16 ноября 2007 г.





13

ноября,
вторник

Пленарное заседание

Открытие
«Православная сакраментология»
«Таинства в жизни Церкви»
«Вопрос о связи раннехристианского богослужения с ветхо- и межзаветными практиками»
«Новозаветные корни православного учения о Таинствах»
«Святоотеческие основания православного учения о Таинствах»
«Историко-литургические аспекты сакраментологии»
«Православная сакраментология в контексте межхристианского диалога»
«Канонические аспекты сакраментологии»



14 ноября,
среда

Секция I
Таинство Евхаристии

«Таинство Евхаристии: богословские аспекты»
«Ветхозаветные и межзаветные прообразы Евхаристии»
«Евхаристия в Новом Завете»
«Евхаристия в творениях мужей апостольских, мч. Иустина Философа и сщмч. Иринея Лионского»
«Евхаристия и другие таинства в литургико-канонических памятниках III–IV вв.»
«Учение о Евхаристии и других таинствах в творениях Великих Каппадокийцев»
«Евхаристия в больших огласительных циклах IV в.»
«Евхаристия в творениях свт. Кирилла Александрийского»
«Структура классических евхаристических молитв (анафор) Востока и Запада»
«Учение о Евхаристии в “Corpus Areopagiticum” и у прп. Максима Исповедника»
«Вопросы богословия Евхаристии в период иконоборческих споров»
«Историко-литургические аспекты Евхаристии в византийской традиции»

Секция II
Таинства Крещения и Миропомазания

«Таинства Крещения и Миропомазания: Богословские аспекты»
«Таинство Крещения в Новом Завете и в ранней Церкви»
«Таинства Крещения и Миропомазания в сирийской традиции III–IV веков»
«Таинства Крещения и Миропомазания в египетской традиции III–IV веков»
«Святоотеческое богословие таинств Крещения и Миропомазания V–VIII вв.»
«Таинства Крещения и Миропомазания в западной традиции до VII в.»
«Подготовка ко Крещению в истории Церкви»
«Историко-литургические аспекты таинств Крещения и Миропомазания в византийской традиции»
«Крещение и первородный грех»
«Богословские аспекты и практика приема в Православие из инославия»
«Чины мироварения и освящения мира»
«Чины водоосвящения в литургической традиции Церкви»

Секция III
Таинства Покаяния и Елеосвящения

«Таинство Покаяния: богословские аспекты»
«Библейские основания таинства Покаяния»
«Святоотеческое учение о таинстве Покаяния»
«Таинство Покаяния в византийской литургической традиции»
«Греческие и русские покаянные номоканоны и “поновления”»
«Каноническая регламентация покаянной дисциплины»
«Учение блж. Августина и западных отцов о таинстве Покаяния»
«Таинство Покаяния в латинской литургической традиции»
«Догматическое учение о таинстве Покаяния в католическом богословии»
«Таинство Елеосвящения: богословские аспекты»
«Врачевание в античной и межзаветной традиции и раннее христианство»
«Чин Елеосвящения в византийской литургической традиции»

Секция IV
Таинства в нехалкидонских традициях

«Богословие таинств в западно-сирийской традиции»
«Богословие таинств в восточно-сирийской традиции»
«Богословие таинств в армянской традиции»
«Богословие таинств в коптской традиции»
«Богословие таинств в эфиопской традиции»
«Богословие таинств в маланкарской традиции»
«Сакраментологическая проблематика в православно-нехалкидонской полемике»



15 ноября,
четверг

Секция I (продолжение)
Таинство Евхаристии

«Богословие Евхаристии в сирийской аскетической письменности и у прп. Симеона Нового Богослова»
«Догматическая сторона споров об опресноках»
«Догматические споры о Евхаристии в Византии в XII в.»
«Богословские аспекты учения о Евхаристии в византийских литургических толкованиях»
«Учение о Евхаристии в Византии XIV–XV вв.»
«Учение о Евхаристии в греческом богословии эпохи туркократии»
«“Хлебопоклонная ересь” и другие вопросы догматического учения о Евхаристии в московском богословии кон. XVII в.»
«Учение о Евхаристии и других таинствах в греческом и русском систематическом богословии XVII–XX вв.»
«Литургия Преждеосвященных Даров»
«Учение о Евхаристии в ранней и классической схоластике»
«Учение о Евхаристии в тридентском богословии и поздней схоластике»
«Католическое богословие Евхаристии после II Ватиканского Собора»

Секция V
Догматическое учение о таинствах в целом
Таинства и священнодействия

«Понятие
μυστήριον в классической и христианской традициях»
«Иерургия и “таинства” неоплатоников и христианское богословие»
«Апокрифическое Евангелие Филиппа и раннехристианская сакраментология»
«Чин пострижения в монашество в византийской традиции»
«Чин погребения в византийской традиции»
«Чин поставления на царство в Византии и на Руси»
«Учение о седмеричном числе таинств в истории»
«Сакраментологическая тематика в полемике младших славянофилов и представителей академического богословия в кон. XIX — нач. XX в.»
«“Философия культа” свящ. Павла Флоренского»
«Сакраментология прот. С. Булгакова»
«Сакраментология прот. Н. Афанасьева»
«Сакраментология прот. А. Шмемана»

Секция VI
Таинство Брака

«Таинство Брака: Богословские аспекты»«Естественный брак и религиозная традиция»
«Брак в ветхозаветной и иудейской традиции»
«Брак в Новом Завете»
«Традиции “духовного брака”, девство и семейная жизнь в ранней Церкви»
«Восточные отцы и учители Церкви о браке»
«Западные отцы и учители Церкви о браке»
«История чинопоследования венчания в византийской традиции»
«Канонические аспекты таинства Брака»
«Развод и повторные браки христиан: богословские аспекты»

Секция VII
Таинство Священства

«Таинство Священства: Богословские аспекты»
«Библейские основания таинства Священства»
«Таинство Священства в Церкви III–IV вв.: Иерархические степени и чины поставления»
«Святоотеческое учение о таинстве Священства»
«Чинопоследования хиротоний в византийской традиции»
«Таинство Священства в латинской традиции»
«Священство и Евхаристия»
«Догматическое учение об апостольском преемстве»
«Канонические аспекты таинства Священства»
«Всеобщее священство верных и церковная иерархия»
«Вопрос о “женском священстве”»
«Таинство Священства в контексте диалогов с инославием»

=======================

Конференция "Социальные и эстетические нормативы в фольклоре" (Москва, ГРЦРФ, 22-24 мая 2007 года)
Уважаемые коллеги!

22-24 мая 2007 года Государственный республиканский центр русского фольклора проводит в рамках дней Славянской культуры и письменности ежегодную международную конференцию «Славянская традиционная культура и современный мир. Социальные и эстетические нормативы в фольклоре».

Предполагается рассмотреть следующий круг вопросов:

Поверья, приметы, нормативы, прескрипции: вопросы терминологии.
Запреты в системе народного календаря
Прескрипции, регулирующие семейные отношения
Гендерные и возрастные нормативы в традиционном крестьянском и городском социуме
Профессиональные поверья и приметы в традиционном и современном обществе.
Отношение к соблюдению запретов: прошлое и настоящее
«Суеверия на случай»: регулирование повседневной жизни социума
Прескрипции как способ этнической и конфессиональной идентификации.

Заявки на участие в конференции принимаются до 30 апреля по адресу: 119034, Турчанинов пер., д.6. Оргкомитет конференции или по электронной почте: crf@inbox.ru (с пометкой «Майская конференция») и по факсу (495)246-93-23. Заявки, присланные после указанного срока, в программу конференции не включаются.

Правила подачи заявки:
1. ФИО (полностью)
2. Место работы (учебы), должность
3. Название доклада, резюме (не более 200 слов),
4. Контактный телефон и электронный адрес
5. Потребность в технических средствах
6. Потребность в гостинице.

Оплата расходов за счет направляющей стороны. Нуждающимся в гостинице Центр готов предоставить информацию о ценах и бронировании мест.

По итогам планируется издание материалов конференции. Просим предоставить текст статьи объемом до 40.000 знаков в формате doc. или rtf. до 24 мая 2007 года.

Контактный телефон: (495) 246-84-17 (Варвара Евгеньевна Добровольская, Михаил Дмитриевич Алексеевский).

Оргкомитет.

=======================

ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) РАН
ГРУППА ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
КОНФЕРЕНЦИЯ «МИФОЛОГИЯ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО № 1

Глубокоуважаемые коллеги!
Рады сообщить вам, что во второй половине апреля 2007 года в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (С.-Петербург, Россия) состоится девятая научная конференция «Мифология и повседневность». Тема планируемой конференции: «Живые и мертвые классики: канон культуры и культура канона в России XIX–XX

вв.».
Один из важнейших аспектов современных исследований в области филологии и истории культуры состоит в тех общественно-политических, идеологических, эстетических и прочих детерминантах, которые формируют образы «классики» и «классического наследия» в ту или иную историческую эпоху. Они создают социально приемлемую каноническую рамку, одновременно ориентированную и на ретроспективу, и на перспективу, на прошлое и будущее словесности, живописи, музыки и т. п. Указанная проблема особенно остро дает о себе знать применительно к русской культуре XIX–XX вв., где представления о «классических» моделях и образцах литературы и фольклора выполняли многообразные социально-политические функции, выходящие далеко за пределы эстетических теорий и практик как таковых. Используемый в названии конференции термин «канон культуры» следует понимать двояко. С одной стороны, речь идет о каноне «классической литературы», «классического фольклора», «классического искусства», то есть о способах и формах наделения тех или иных литературных, фольклорных и иных культурных явлений статусом «классики», а также о социально-политических и идеологических факторах, определяющих специфику этих способов и форм. С другой стороны, проект конференции подразумевает обсуждение того, как идеологические представления о «литературной классике», «русском фольклоре» и т. п. воздействовали на актуальные и санкционированные государственным режимом эстетические модели в области словесности и искусства, а также на сферу социальных практик и репрезентаций, связанных с деятельностью профессиональных и непрофессиональных авторов.
В рамках планируемой конференции предполагается обсудить следующие проблемы:
Гуманитарное знание: идеологический ангажемент и научное предложение
Литературная хрестоматия в имперской культуре
«Культурный минимум»: обязательное образование и социальные элиты
Цензура в дореволюционной и советской России: эстетика и политика
Образ «интеллигенции»: модели аккультурации
Русский фольклор и советская фольклористика: научное творчество в контексте тоталитаризма
«Классическое наследие» в руках дилетантов: творчество непрофессиональных авторов.
Для участия в конференции необходимо подать заявку, включающую сведения об участнике (имя, отчество, фамилия, место работы, должность, ученая степень, ученое звание, почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты), а также тезисы (от 2 до 4 тысяч знаков) планируемого выступления. Заявки принимаются до 1 марта 2007 года (включительно) только по электронной почте по адресам:

day-to-day_myth@mail.ru
panch@mail.lanck.net [
Александр Александрович Панченко];
Konstantin.Bogdanov@uni-konstanz.de [Константин Анатольевич Богданов]
К сожалению, к настоящему моменту мы не располагаем финансовой поддержкой для проведения планируемой конференции. Поэтому организационный комитет не гарантирует оплату командировочных расходов участников конференции.
Точные даты конференции, ее регламент и условия предоставления текстов для сборника материалов конференции будут сообщены ее участникам в следующем информационном письме.
К. А. Богданов
А. А. Панченко

******************************

НОВЫЕ КНИГИ

Аннотация

В книге петербургского историка, культуролога, литературоведа проф. Б. Ф. Егорова впервые подробно рассматривается сложный путь многообразных российских утопий и антиутопий, от древнерусских народных представлений о рае и аде до многочисленных утопических романов начала XX века. В круг исследуемых объектов включаются и публицистические трактаты, и художественные произведения, и попытки реализаций утопических проектов, от царских широких замыслов (Петр I, Александр I) до индивидуальных стремлений создать идеальную жизнь для себя и своих ближних (Аксаковы, Н. П. Огарев, Вяч. И. Иванов). Книга предназначена для историков, литературоведов, искусствоведов и всех интересующихся историей отечественной культуры.

Дополнительная информация

издательство:

Искусство - СПб

год издания:

2007

Корзо М. Украинская и белорусская катехическая традиция конца XVI-XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. - М.: Канон+; Реабилитация, 2007. - 672 с.
Исследование посвящено возникновению и развитию катехизиса как особого жанра религиозной литературы в украинской и белорусской книжности конца XVI-XVIII вв. Сопоставление катехизисов с современными им католическими и протестантскими памятниками позволяет понять, в рамках каких моделей и под каким влиянием формируется и эволюционирует православный и греко-католический способы богословствования.

=====================

Благовест-инфо
Москва, 1 февраля, Благовест-инфо. Презентация сборника "Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России" состоялась 1 февраля в Патриаршем дворце Кремля. Издание, являющееся результатом совместной работы Музеев Московского Кремля и Русской Православной Церкви (РПЦ), приурочено к 200-летию основания Музеев Московского Кремля. Перед началом презентации состоялся молебен, который возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
"Московский Кремль всегда был средоточием государственной власти и местопребыванием предстоятелей Русской Церкви", -- сказал в своем слове Патриарх Алексий II. Заслуга в этом, отметил он, принадлежит митрополиту Петру, который "вопреки всем установлениям и правилам Константинопольской Церкви перенес местопребывание митрополита Киевского и всея Руси в незначительный городок, которым в то время была Москва, где никогда не было даже своего епископа". Тогда же, при святителе Петре, в Москве был заложен первый кафедральный
собор митрополитов всея Руси по имя Успения Божией Матери.
Основой Музеев Московского Кремля являются два собрания, продолжил предстоятель РПЦ: сокровищница великих князей и царей московских и Патриаршая ризница, которая включает в себя не только облачения, но и богослужебную утварь, книги, иконы и другие предметы литургического обихода. Все предметы Патриаршей ризницы и царской сокровищницы создавались не как музейные экспонаты, а "для жизни", отметил он. Эти предметы являются "участниками и свидетелями многих важный событий и в государственной и в церковной жизни".
Именно поэтому, считает Алексий II, "чисто искусствоведческий" подход к изучению предметов из этих собраний является недостаточным, "нужен совсем другой подход". Ценность и важность изданного труда состоит именно в том, что его авторы смогли воплотить в своих работах такой подход, -- показать значение и роль изучаемых памятников в жизни Русской Православной Церкви и российского государства. Несколько работ посвящены общеправославным святыням, таким, как риза Господня. Ря
д статей посвящен жизни кремлевских соборов и монастырей в конце XIX- начале ХХ веков, а также их спасению в 20-30-е годы ХХ века.

Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина подчеркнула, что "Московский Кремль - духовный и культурный центр, источник знаний, богатейшая сокровищница православных святынь и художественных древностей". Добрые отношения музея и Церкви, сложившиеся в последнее время, выразились в проведении служб в соборах и в организации выставок, таких, как "Первосвятители Московские", "Сохраненные святыни Соловецкого монастыря", "Христианские реликвии Московского Кремля", "Троице-Сергиева лавра и русские
государи". По словам Е. Гагариной, "хорошей традицией" стало проведение в музее заседания секции "Церковные древности" - ежегодного заседания Международных Рождественских чтений. Результатом сотрудничества является также и представленный сегодня сборник, в который вошли новые исследования историков, искусствоведов, археологов и реставраторов. Ряд статей в сборнике посвящен историческим личностям, внесшим большой вклад в сохранение кремлевских святынь.

Рецензент книги, академик, член-корреспондент РАН Ярослав Щапов указал на две основные составляющие вышедшей книги: это часть, посвященная памятникам, выброшенным из церквей и монастырей и сохраненным в Московском Кремле; и часть, посвященная церковно-архитектурным памятникам, таким, как колокольня Ивана Великого, а также не сохранившиеся Чудов и Вознесенский монастыри.

На презентации выступил Юрий Воротников, председатель Совета Российского Гуманитарного научного фонда, профинансировавшего проект. Основная задача фонда, рассказал председатель его совета, - поддержка исследований, которые проходят в научной среде. За время своего существования фонд профинансировал издание более 5 тысяч книг. "В трудные времена фонд спас гуманитарное книгоиздательство", -- отметил Ю. Воротников. Выступавший считает важным не только выход того или научного труда, но и "в каком виде он выходит".
Российский гуманитарный научный фонд стремится "не только дать деньги", но и старается, чтобы книга не была "серым продуктом". "Приятно, что этот труд принял прекрасную полиграфическую форму", -- подчеркнул Ю. Воротников. Условием для выдачи грантов, сообщил он далее, является последующая рассылка изданных книг в библиотеки России.

Презентация завершилась вручением наград сотрудникам музея и всем, оказавшим содействие в подготовке и издании сборника. В частности, Елена Гагарина была удостоена ордена Русской Православной Церкви св. равноапостольной княгини Ольги (II) степени, Юрий Воротников - ордена князя Даниила Московского (II степени).

Сборник "Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России" экспонировался во Франции на международной языковой выставке "Эксполанг" в программе "Недели русского языка в Париже" 22-28 января 2007 года.
=======================

Древнейший славянский богослужебный сборник «Ильина книга». Факсимильное воспроизведение рукописи. Билинеарно-спатическое издание источника с филолого-богословским комментарием / Подготовил Е. М. Верещагин. — М.: «Индрик», 2006.

Ильина книга — самый древний славяно-русский гимнографический сборник: она является как ценным лингвистическим источником, так и важнейшим литургическим памятником. Ильина книга обнаруживает архаичное состояние языка, отражает формы спонтанного бытования (модификации) богослужебных текстов на Руси и содержит песнопения утраченных гимнографических жанров. Будучи сводом, рукопись наглядно показывает, как складывались (причем именно на Руси) многожанровые богослужебные книги. В ней немало текстов Кирилло-Мефодиевской традиции, в том числе древнейший канон Кириллу Философу. Кодикологически и в аспекте переводческой техники Ильина книга существенно отличается от сопоставимых рукописей: это единственный восточнославянский богослужебный сборник, не подвергшийся справе по Студийско-Алексеевскому уставу. В рукописи есть выходная запись с упоминанием имени писца; оно, в согласии с традицией, и присвоено нами всей книге. Несмотря на ее большое значение, рукопись до недавнего времени не исследовалась и факсимильно издается впервые. Пострадавшие в процессе бытования тексты Ильиной книги не всегда поддаются легкому прочтению. В процессе реставрации рукопись была расплетена, что позволило выполнить качественное фотографирование.

За факсимильным воспроизведением рукописи следует издание источника посредством т. н. билинеарно-спатической методики, позволяющей осмысленно читать неисправные тексты книги в свете греческого оригинала и восстановленных контекстов. Полное постижение читателем смыслов гимнографии, для которой характерен аллюзивный способ коммуникации, обеспечивается филолого-богословским комментарием, в котором, наряду с отсылками, как правило приводятся выписки из аллюзируемых источников. Лингвистический комментарий см. в отдельном томе: Ильина книга. Рукопись РГДДА, Тип. 13 1. Лингвистическое издание, подготовка греческого текста, комментарии, словоуказатели В. Б. Крысько. М: «Индрик», 2005.

Настоящее издание содержит исследовательские материалы, содержащие как общую характеристику архаичного источника и принципов его издания, так и частные наблюдения, проливающие свет на историю становления славянской гимнографии.

Предназначается для специалистов-филологов, богословов-литургистов, историков культуры, музыковедов и всех, кто интересуется древнейшим периодом бытования церковнославянской книжности на Руси.

Патриархия.ru

******************************

ИНТЕРНЕТНа сайте Богословской комиссии РПЦ http://theolcom.ru/ размещены материалы конференций:

МЕЖДУНАРОДНАЯ БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Русской Православной Церкви ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА

БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ: АСПЕКТЫ ДИАЛОГА

ФИЛОСОФСКАЯ ЭТИКА И НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ

--------------------------------------

http://etnograf.ru/

Сайт Социальная антропология

О сайте

Антропология учит нас относиться с уважением к культуре каждого народа.

Мелвилл Херсковиц

Содержание сайта:

Статьи, написанные студентами учебного центра социальной антропологии и, по возможности, одобренные/исправленные нашими преподавателями;

Статьи, написанные преподавателями центра;

Отчеты экспедиций, проведенных Учебно-научным центром социальной антропологии;

Доклады с конференций;

Новости о предстоящих мероприятиях (например, о семинарах по визуальной антропологии и конференциях);

Отсканированные книги по социальной антропологии и смежным дисциплинам (компаративистика, религиоведение и т.д.);

Фотографии, иллюстрирующие материальную и/или духовную культуру народов мира.

Задачи сайта:

Организация возможности обмена опытом между студентами-антропологами;

Повышение уровня консолидации студентов-антропологов;

Создание многофункционального источника материалов по социальной антропологии и смежным дисциплинам;

Демонстрация посредством текста, аудио и видео ряда культурного многообразия народов мира.

******************************

НОВОСТИ Петербургскому храму Феодоровской иконы Божией Матери могут быть возвращены иконы и произведения прикладного искусства, ныне хранящиеся в музеях города В храм Феодоровской иконы Божией Матери, построенный в Петербурге в память 300-летия Дома Романовых, могут быть возвращены подлинные предметы начала XX века, хранящиеся в музейных собраниях города, сообщает «Интерфакс».

В частности, известно, что некоторые предметы из этого храма в настоящее время входят в коллекции Государственного Русского музея и Государственного музея истории религии.

«

Безусловно, храм должен быть восстановлен, и в этом нет никаких вопросов, но что касается передачи Церкви предметов, то важно помнить, что музей не вправе распоряжаться имуществом. Решение о передаче принимает министерство культуры», — сказал на совещании в законодательном собрании города директор Русского музея Владимир Гусев.

Он сообщил, что в Русском музее находится шесть предметов прикладного искусства начала XX века из Феодоровского храма, и не исключена возможность того, что «что-то будет передано восстановленной церкви».

В. Гусев напомнил, что в России «действует закон о целостности музейных коллекций, но, с другой стороны, музей всегда идет навстречу Церкви в возможности копирования необходимых предметов».

В свою очередь директор Музея истории религии Борис Аракчеев отметил, что «сочетание подлинников и новодела не всегда нормально, что можно видеть по храму Христа Спасителя в Москве». «Вопросы передачи должны решаться индивидуально, тем более что существует

множество путей разрешения вопроса», — отметил он, добавив, что музей располагает крупным собранием из Феодоровского храма. При этом с 1989 года иконы участвовали в 17 выставках, в том числе международных, а 16 икон находятся в постоянной экспозиции, востребованы и активно изучаются искусствоведами.

В. Гусев выступил с предложением организации при Феодоровском храме иконописной центра, который мог бы помочь возродить иконописное дело в России, а также работать на нужды других восстанавливаемых храмов Петербурга. Депутат Госдумы, председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов в свою очередь отметил, что на данном этапе восстановления храма говорить о передаче ценностей из музеев рано. «Для начала мы бы попросили музеи помочь создать опись предметов из храма, чтобы выяснить, что сохранилось и где находится. Потом будет проще решать вопросы копирования или передачи», — считает он.

Восстановить Феодоровский собор планируется к 2013 году, к 400-летию восшествия первого из князей Романовых на царский престол. Храм располагается в центре зоны станции «Московская-Товарная». Согласно концепции, принятой правительством города в 2004 году, в этом районе предусмотрено восстановление храмовых ансамблей, куда входит и Феодоровская церковь.

Патриархия.ru

******************************

При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется
=================
Егоров Б.Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель
V

В избранное