← Февраль 2007 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
||
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://drevnerus.philosophy.spbu.ru/
Открыта:
09-10-2004
Адрес
автора: religion.2004bulleten-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Информационный бюллетень Центра изучения православия # 186
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 186 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫКОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
http://www.drevnerus.narod.ru Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru Мы будем рады любой информации Редакция бюллетеня может быть не согласна с мнением авторов публикуемых материалов.Страница Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/ Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова ****************************** 3 февраля 2007 в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulletenг.****************************** КОНФЕРЕНЦИИ Международная богословская конференцияРусской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» Москва, 13-16 ноября 2007 г. По решению Священного Синода, V Богословская конференция Русской Православной Церкви, подготовку и организацию которой осуществляет Синодальная Богословская комиссия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким ФИЛАРЕТОМ, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, будет посвящена православному учению о Таинствах (сакраментологии). Предыдущие конференции были посвящены: богословским итогам XX в. (2000), учению о человеке (2001), учению о Церкви (2003), эсхатологическому учению (2005). На конференции 2007 года, которую по традиции откроет Святейший Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II, планируется выступление около ста докладчиков. Формы работы: пленарное заседание, секционные заседания, «круглый стол». Богословие церковных Таинств будет рассмотрено как в исторической перспективе (в библейском, патрологическом, литургическом, каноническом аспектах), так и с точки зрения его изложения в системе догматического учения. Особое внимание будет уделено церковно-практическим вопросам, касающимся совершения Таинств и иных священнодействий. В ходе подготовки к конференции состоится серия научно-богословских семинаров, посвященных отдельным Таинствам. Семинары организуются на базе духовно-учебных заведений Русской Православной Церкви (Москва, Санкт-Петербург, Минск, Нижний Новгород, Смоленск, Тюмень). По итогам работы семинаров будут подготовлены отчеты, которые будут представлены для обсуждения на конференции. Проведенная таким образом научно-исследовательская и богословская работа в области православной сакраментологии в перспективе может быть обобщена в документе доктринального характера. В качестве докладчиков для участия в работе конференции приглашаются как отечественные, так и зарубежные ученые, специализирующиеся в различных областях научно-богословского знания (таких как библеистика, патрология, историческая литургика, каноническое право, догматическое и сравнительное богословие). Ожидается участие авторитетных православных богословов митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), епископа Диоклийского Каллиста (Уэра), а также профессора Роберта Тафта, профессора Герхарда Подскальского и других. « ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВАХ»Москва, 13-16 ноября 2007 г.
вторник Пленарное заседание Открытие «Православная сакраментология» «Таинства в жизни Церкви» «Вопрос о связи раннехристианского богослужения с ветхо- и межзаветными практиками» «Новозаветные корни православного учения о Таинствах» «Святоотеческие основания православного учения о Таинствах» «Историко-литургические аспекты сакраментологии» «Православная сакраментология в контексте межхристианского диалога» «Канонические аспекты сакраментологии» 14 ноября, среда Секция I Таинство Евхаристии «Таинство Евхаристии: богословские аспекты» «Ветхозаветные и межзаветные прообразы Евхаристии» «Евхаристия в Новом Завете» «Евхаристия в творениях мужей апостольских, мч. Иустина Философа и сщмч. Иринея Лионского» «Евхаристия и другие таинства в литургико-канонических памятниках III–IV вв.» «Учение о Евхаристии и других таинствах в творениях Великих Каппадокийцев» «Евхаристия в больших огласительных циклах IV в.» «Евхаристия в творениях свт. Кирилла Александрийского» «Структура классических евхаристических молитв (анафор) Востока и Запада» «Учение о Евхаристии в “Corpus Areopagiticum” и у прп. Максима Исповедника» «Вопросы богословия Евхаристии в период иконоборческих споров» «Историко-литургические аспекты Евхаристии в византийской традиции» Секция II Таинства Крещения и Миропомазания «Таинства Крещения и Миропомазания: Богословские аспекты» «Таинство Крещения в Новом Завете и в ранней Церкви» «Таинства Крещения и Миропомазания в сирийской традиции III–IV веков» «Таинства Крещения и Миропомазания в египетской традиции III–IV веков» «Святоотеческое богословие таинств Крещения и Миропомазания V–VIII вв.» «Таинства Крещения и Миропомазания в западной традиции до VII в.» «Подготовка ко Крещению в истории Церкви» «Историко-литургические аспекты таинств Крещения и Миропомазания в византийской традиции» «Крещение и первородный грех» «Богословские аспекты и практика приема в Православие из инославия» «Чины мироварения и освящения мира» «Чины водоосвящения в литургической традиции Церкви» Секция III Таинства Покаяния и Елеосвящения «Таинство Покаяния: богословские аспекты» «Библейские основания таинства Покаяния» «Святоотеческое учение о таинстве Покаяния» «Таинство Покаяния в византийской литургической традиции» «Греческие и русские покаянные номоканоны и “поновления”» «Каноническая регламентация покаянной дисциплины» «Учение блж. Августина и западных отцов о таинстве Покаяния» «Таинство Покаяния в латинской литургической традиции» «Догматическое учение о таинстве Покаяния в католическом богословии» «Таинство Елеосвящения: богословские аспекты» «Врачевание в античной и межзаветной традиции и раннее христианство» «Чин Елеосвящения в византийской литургической традиции» Секция IV Таинства в нехалкидонских традициях «Богословие таинств в западно-сирийской традиции» «Богословие таинств в восточно-сирийской традиции» «Богословие таинств в армянской традиции» «Богословие таинств в коптской традиции» «Богословие таинств в эфиопской традиции» «Богословие таинств в маланкарской традиции» «Сакраментологическая проблематика в православно-нехалкидонской полемике» 15 ноября, четверг Секция I (продолжение) Таинство Евхаристии «Богословие Евхаристии в сирийской аскетической письменности и у прп. Симеона Нового Богослова» «Догматическая сторона споров об опресноках» «Догматические споры о Евхаристии в Византии в XII в.» «Богословские аспекты учения о Евхаристии в византийских литургических толкованиях» «Учение о Евхаристии в Византии XIV–XV вв.» «Учение о Евхаристии в греческом богословии эпохи туркократии» «“Хлебопоклонная ересь” и другие вопросы догматического учения о Евхаристии в московском богословии кон. XVII в.» «Учение о Евхаристии и других таинствах в греческом и русском систематическом богословии XVII–XX вв.» «Литургия Преждеосвященных Даров» «Учение о Евхаристии в ранней и классической схоластике» «Учение о Евхаристии в тридентском богословии и поздней схоластике» «Католическое богословие Евхаристии после II Ватиканского Собора» Секция V Догматическое учение о таинствах в целом Таинства и священнодействия «Понятие μυστήριον в классической и христианской традициях» «Иерургия и “таинства” неоплатоников и христианское богословие» «Апокрифическое Евангелие Филиппа и раннехристианская сакраментология» «Чин пострижения в монашество в византийской традиции» «Чин погребения в византийской традиции» «Чин поставления на царство в Византии и на Руси» «Учение о седмеричном числе таинств в истории» «Сакраментологическая тематика в полемике младших славянофилов и представителей академического богословия в кон. XIX — нач. XX в.» «“Философия культа” свящ. Павла Флоренского» «Сакраментология прот. С. Булгакова» «Сакраментология прот. Н. Афанасьева» «Сакраментология прот. А. Шмемана» Секция VI Таинство Брака «Таинство Брака: Богословские аспекты»«Естественный брак и религиозная традиция» «Брак в ветхозаветной и иудейской традиции» «Брак в Новом Завете» «Традиции “духовного брака”, девство и семейная жизнь в ранней Церкви» «Восточные отцы и учители Церкви о браке» «Западные отцы и учители Церкви о браке» «История чинопоследования венчания в византийской традиции» «Канонические аспекты таинства Брака» «Развод и повторные браки христиан: богословские аспекты» Секция VII Таинство Священства «Таинство Священства: Богословские аспекты» «Библейские основания таинства Священства» «Таинство Священства в Церкви III–IV вв.: Иерархические степени и чины поставления» «Святоотеческое учение о таинстве Священства» «Чинопоследования хиротоний в византийской традиции» «Таинство Священства в латинской традиции» «Священство и Евхаристия» «Догматическое учение об апостольском преемстве» «Канонические аспекты таинства Священства» «Всеобщее священство верных и церковная иерархия» «Вопрос о “женском священстве”» «Таинство Священства в контексте диалогов с инославием» ======================= Конференция "Социальные и эстетические нормативы в фольклоре" (Москва, ГРЦРФ, 22-24 мая 2007 года)Уважаемые коллеги! 22-24 мая 2007 года Государственный республиканский центр русского фольклора проводит в рамках дней Славянской культуры и письменности ежегодную международную конференцию «Славянская традиционная культура и современный мир. Социальные и эстетические нормативы в фольклоре». Предполагается рассмотреть следующий круг вопросов: Поверья, приметы, нормативы, прескрипции: вопросы терминологии. Запреты в системе народного календаря Прескрипции, регулирующие семейные отношения Гендерные и возрастные нормативы в традиционном крестьянском и городском социуме Профессиональные поверья и приметы в традиционном и современном обществе. Отношение к соблюдению запретов: прошлое и настоящее «Суеверия на случай»: регулирование повседневной жизни социума Прескрипции как способ этнической и конфессиональной идентификации. Заявки на участие в конференции принимаются до 30 апреля по адресу: 119034, Турчанинов пер., д.6. Оргкомитет конференции или по электронной почте: crf@inbox.ru (с пометкой «Майская конференция») и по факсу (495)246-93-23. Заявки, присланные после указанного срока, в программу конференции не включаются. Правила подачи заявки: 1. ФИО (полностью) 2. Место работы (учебы), должность 3. Название доклада, резюме (не более 200 слов), 4. Контактный телефон и электронный адрес 5. Потребность в технических средствах 6. Потребность в гостинице. Оплата расходов за счет направляющей стороны. Нуждающимся в гостинице Центр готов предоставить информацию о ценах и бронировании мест. По итогам планируется издание материалов конференции. Просим предоставить текст статьи объемом до 40.000 знаков в формате doc. или rtf. до 24 мая 2007 года. Контактный телефон: (495) 246-84-17 (Варвара Евгеньевна Добровольская, Михаил Дмитриевич Алексеевский). Оргкомитет. ======================= ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) РАН Один из важнейших аспектов современных исследований в области филологии и истории культуры состоит в тех общественно-политических, идеологических, эстетических и прочих детерминантах, которые формируют образы «классики» и «классического наследия» в ту или иную историческую эпоху. Они создают социально приемлемую каноническую рамку, одновременно ориентированную и на ретроспективу, и на перспективу, на прошлое и будущее словесности, живописи, музыки и т. п. Указанная проблема особенно остро дает о себе знать применительно к русской культуре XIX–XX вв., где представления о «классических» моделях и образцах литературы и фольклора выполняли многообразные социально-политические функции, выходящие далеко за пределы эстетических теорий и практик как таковых. Используемый в названии конференции термин «канон культуры» следует понимать двояко. С одной стороны, речь идет о каноне «классической литературы», «классического фольклора», «классического искусства», то есть о способах и формах наделения тех или иных литературных, фольклорных и иных культурных явлений статусом «классики», а также о социально-политических и идеологических факторах, определяющих специфику этих способов и форм. С другой стороны, проект конференции подразумевает обсуждение того, как идеологические представления о «литературной классике», «русском фольклоре» и т. п. воздействовали на актуальные и санкционированные государственным режимом эстетические модели в области словесности и искусства, а также на сферу социальных практик и репрезентаций, связанных с деятельностью профессиональных и непрофессиональных авторов. В рамках планируемой конференции предполагается обсудить следующие проблемы: Гуманитарное знание: идеологический ангажемент и научное предложение Литературная хрестоматия в имперской культуре «Культурный минимум»: обязательное образование и социальные элиты Цензура в дореволюционной и советской России: эстетика и политика Образ «интеллигенции»: модели аккультурации Русский фольклор и советская фольклористика: научное творчество в контексте тоталитаризма «Классическое наследие» в руках дилетантов: творчество непрофессиональных авторов. Для участия в конференции необходимо подать заявку, включающую сведения об участнике (имя, отчество, фамилия, место работы, должность, ученая степень, ученое звание, почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты), а также тезисы (от 2 до 4 тысяч знаков) планируемого выступления. Заявки принимаются до 1 марта 2007 года (включительно) только по электронной почте по адресам: day-to-day_myth@mail.ru panch@mail.lanck.net [Александр Александрович Панченко]; Konstantin.Bogdanov@uni-konstanz.de [Константин Анатольевич Богданов] К сожалению, к настоящему моменту мы не располагаем финансовой поддержкой для проведения планируемой конференции. Поэтому организационный комитет не гарантирует оплату командировочных расходов участников конференции. Точные даты конференции, ее регламент и условия предоставления текстов для сборника материалов конференции будут сообщены ее участникам в следующем информационном письме. К. А. Богданов А. А. Панченко ****************************** НОВЫЕ КНИГИ Аннотация В книге петербургского историка, культуролога, литературоведа проф. Б. Ф. Егорова впервые подробно рассматривается сложный путь многообразных российских утопий и антиутопий, от древнерусских народных представлений о рае и аде до многочисленных утопических романов начала XX века. В круг исследуемых объектов включаются и публицистические трактаты, и художественные произведения, и попытки реализаций утопических проектов, от царских широких замыслов (Петр I, Александр I) до индивидуальных стремлений создать идеальную жизнь для себя и своих ближних (Аксаковы, Н. П. Огарев, Вяч. И. Иванов). Книга предназначена для историков, литературоведов, искусствоведов и всех интересующихся историей отечественной культуры. Дополнительная информация
Исследование посвящено возникновению и развитию катехизиса как особого жанра религиозной литературы в украинской и белорусской книжности конца XVI-XVIII вв. Сопоставление катехизисов с современными им католическими и протестантскими памятниками позволяет понять, в рамках каких моделей и под каким влиянием формируется и эволюционирует православный и греко-католический способы богословствования. ===================== Благовест-инфоМосква, 1 февраля, Благовест-инфо. Презентация сборника "Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России" состоялась 1 февраля в Патриаршем дворце Кремля. Издание, являющееся результатом совместной работы Музеев Московского Кремля и Русской Православной Церкви (РПЦ), приурочено к 200-летию основания Музеев Московского Кремля. Перед началом презентации состоялся молебен, который возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. "Московский Кремль всегда был средоточием государственной власти и местопребыванием предстоятелей Русской Церкви", -- сказал в своем слове Патриарх Алексий II. Заслуга в этом, отметил он, принадлежит митрополиту Петру, который "вопреки всем установлениям и правилам Константинопольской Церкви перенес местопребывание митрополита Киевского и всея Руси в незначительный городок, которым в то время была Москва, где никогда не было даже своего епископа". Тогда же, при святителе Петре, в Москве был заложен первый кафедральный собор митрополитов всея Руси по имя Успения Божией Матери. Основой Музеев Московского Кремля являются два собрания, продолжил предстоятель РПЦ: сокровищница великих князей и царей московских и Патриаршая ризница, которая включает в себя не только облачения, но и богослужебную утварь, книги, иконы и другие предметы литургического обихода. Все предметы Патриаршей ризницы и царской сокровищницы создавались не как музейные экспонаты, а "для жизни", отметил он. Эти предметы являются "участниками и свидетелями многих важный событий и в государственной и в церковной жизни". Именно поэтому, считает Алексий II, "чисто искусствоведческий" подход к изучению предметов из этих собраний является недостаточным, "нужен совсем другой подход". Ценность и важность изданного труда состоит именно в том, что его авторы смогли воплотить в своих работах такой подход, -- показать значение и роль изучаемых памятников в жизни Русской Православной Церкви и российского государства. Несколько работ посвящены общеправославным святыням, таким, как риза Господня. Ря д статей посвящен жизни кремлевских соборов и монастырей в конце XIX- начале ХХ веков, а также их спасению в 20-30-е годы ХХ века. Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина подчеркнула, что "Московский Кремль - духовный и культурный центр, источник знаний, богатейшая сокровищница православных святынь и художественных древностей". Добрые отношения музея и Церкви, сложившиеся в последнее время, выразились в проведении служб в соборах и в организации выставок, таких, как "Первосвятители Московские", "Сохраненные святыни Соловецкого монастыря", "Христианские реликвии Московского Кремля", "Троице-Сергиева лавра и русские государи". По словам Е. Гагариной, "хорошей традицией" стало проведение в музее заседания секции "Церковные древности" - ежегодного заседания Международных Рождественских чтений. Результатом сотрудничества является также и представленный сегодня сборник, в который вошли новые исследования историков, искусствоведов, археологов и реставраторов. Ряд статей в сборнике посвящен историческим личностям, внесшим большой вклад в сохранение кремлевских святынь. Рецензент книги, академик, член-корреспондент РАН Ярослав Щапов указал на две основные составляющие вышедшей книги: это часть, посвященная памятникам, выброшенным из церквей и монастырей и сохраненным в Московском Кремле; и часть, посвященная церковно-архитектурным памятникам, таким, как колокольня Ивана Великого, а также не сохранившиеся Чудов и Вознесенский монастыри. На презентации выступил Юрий Воротников, председатель Совета Российского Гуманитарного научного фонда, профинансировавшего проект. Основная задача фонда, рассказал председатель его совета, - поддержка исследований, которые проходят в научной среде. За время своего существования фонд профинансировал издание более 5 тысяч книг. "В трудные времена фонд спас гуманитарное книгоиздательство", -- отметил Ю. Воротников. Выступавший считает важным не только выход того или научного труда, но и "в каком виде он выходит". Российский гуманитарный научный фонд стремится "не только дать деньги", но и старается, чтобы книга не была "серым продуктом". "Приятно, что этот труд принял прекрасную полиграфическую форму", -- подчеркнул Ю. Воротников. Условием для выдачи грантов, сообщил он далее, является последующая рассылка изданных книг в библиотеки России. Презентация завершилась вручением наград сотрудникам музея и всем, оказавшим содействие в подготовке и издании сборника. В частности, Елена Гагарина была удостоена ордена Русской Православной Церкви св. равноапостольной княгини Ольги (II) степени, Юрий Воротников - ордена князя Даниила Московского (II степени). Сборник "Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России" экспонировался во Франции на международной языковой выставке "Эксполанг" в программе "Недели русского языка в Париже" 22-28 января 2007 года. ======================= Древнейший славянский богослужебный сборник «Ильина книга». Факсимильное воспроизведение рукописи. Билинеарно-спатическое издание источника с филолого-богословским комментарием / Подготовил Е. М. Верещагин. — М.: «Индрик», 2006. Ильина книга — самый древний славяно-русский гимнографический сборник: она является как ценным лингвистическим источником, так и важнейшим литургическим памятником. Ильина книга обнаруживает архаичное состояние языка, отражает формы спонтанного бытования (модификации) богослужебных текстов на Руси и содержит песнопения утраченных гимнографических жанров. Будучи сводом, рукопись наглядно показывает, как складывались (причем именно на Руси) многожанровые богослужебные книги. В ней немало текстов Кирилло-Мефодиевской традиции, в том числе древнейший канон Кириллу Философу. Кодикологически и в аспекте переводческой техники Ильина книга существенно отличается от сопоставимых рукописей: это единственный восточнославянский богослужебный сборник, не подвергшийся справе по Студийско-Алексеевскому уставу. В рукописи есть выходная запись с упоминанием имени писца; оно, в согласии с традицией, и присвоено нами всей книге. Несмотря на ее большое значение, рукопись до недавнего времени не исследовалась и факсимильно издается впервые. Пострадавшие в процессе бытования тексты Ильиной книги не всегда поддаются легкому прочтению. В процессе реставрации рукопись была расплетена, что позволило выполнить качественное фотографирование. За факсимильным воспроизведением рукописи следует издание источника посредством т. н. билинеарно-спатической методики, позволяющей осмысленно читать неисправные тексты книги в свете греческого оригинала и восстановленных контекстов. Полное постижение читателем смыслов гимнографии, для которой характерен аллюзивный способ коммуникации, обеспечивается филолого-богословским комментарием, в котором, наряду с отсылками, как правило приводятся выписки из аллюзируемых источников. Лингвистический комментарий см. в отдельном томе: Ильина книга. Рукопись РГДДА, Тип. 13 1. Лингвистическое издание, подготовка греческого текста, комментарии, словоуказатели В. Б. Крысько. М: «Индрик», 2005. Настоящее издание содержит исследовательские материалы, содержащие как общую характеристику архаичного источника и принципов его издания, так и частные наблюдения, проливающие свет на историю становления славянской гимнографии.Предназначается для специалистов-филологов, богословов-литургистов, историков культуры, музыковедов и всех, кто интересуется древнейшим периодом бытования церковнославянской книжности на Руси. Патриархия.ru ****************************** ИНТЕРНЕТНа сайте Богословской комиссии РПЦ http://theolcom.ru/ размещены материалы конференций: МЕЖДУНАРОДНАЯ БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Русской Православной Церкви ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ: АСПЕКТЫ ДИАЛОГА ФИЛОСОФСКАЯ ЭТИКА И НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ-------------------------------------- http://etnograf.ru/ Сайт Социальная антропология О сайтеАнтропология учит нас относиться с уважением к культуре каждого народа. Мелвилл Херсковиц Содержание сайта: Статьи, написанные студентами учебного центра социальной антропологии и, по возможности, одобренные/исправленные нашими преподавателями; Статьи, написанные преподавателями центра; Отчеты экспедиций, проведенных Учебно-научным центром социальной антропологии; Доклады с конференций; Новости о предстоящих мероприятиях (например, о семинарах по визуальной антропологии и конференциях); Отсканированные книги по социальной антропологии и смежным дисциплинам (компаративистика, религиоведение и т.д.); Фотографии, иллюстрирующие материальную и/или духовную культуру народов мира. Задачи сайта: Организация возможности обмена опытом между студентами-антропологами; Повышение уровня консолидации студентов-антропологов; Создание многофункционального источника материалов по социальной антропологии и смежным дисциплинам; Демонстрация посредством текста, аудио и видео ряда культурного многообразия народов мира. ****************************** НОВОСТИ Петербургскому храму Феодоровской иконы Божией Матери могут быть возвращены иконы и произведения прикладного искусства, ныне хранящиеся в музеях города В храм Феодоровской иконы Божией Матери, построенный в Петербурге в память 300-летия Дома Романовых, могут быть возвращены подлинные предметы начала XX века, хранящиеся в музейных собраниях города, сообщает «Интерфакс». В частности, известно, что некоторые предметы из этого храма в настоящее время входят в коллекции Государственного Русского музея и Государственного музея истории религии. « Безусловно, храм должен быть восстановлен, и в этом нет никаких вопросов, но что касается передачи Церкви предметов, то важно помнить, что музей не вправе распоряжаться имуществом. Решение о передаче принимает министерство культуры», — сказал на совещании в законодательном собрании города директор Русского музея Владимир Гусев.Он сообщил, что в Русском музее находится шесть предметов прикладного искусства начала XX века из Феодоровского храма, и не исключена возможность того, что «что-то будет передано восстановленной церкви». В. Гусев напомнил, что в России «действует закон о целостности музейных коллекций, но, с другой стороны, музей всегда идет навстречу Церкви в возможности копирования необходимых предметов». В свою очередь директор Музея истории религии Борис Аракчеев отметил, что «сочетание подлинников и новодела не всегда нормально, что можно видеть по храму Христа Спасителя в Москве». «Вопросы передачи должны решаться индивидуально, тем более что существует множество путей разрешения вопроса», — отметил он, добавив, что музей располагает крупным собранием из Феодоровского храма. При этом с 1989 года иконы участвовали в 17 выставках, в том числе международных, а 16 икон находятся в постоянной экспозиции, востребованы и активно изучаются искусствоведами.В. Гусев выступил с предложением организации при Феодоровском храме иконописной центра, который мог бы помочь возродить иконописное дело в России, а также работать на нужды других восстанавливаемых храмов Петербурга. Депутат Госдумы, председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов в свою очередь отметил, что на данном этапе восстановления храма говорить о передаче ценностей из музеев рано. «Для начала мы бы попросили музеи помочь создать опись предметов из храма, чтобы выяснить, что сохранилось и где находится. Потом будет проще решать вопросы копирования или передачи», — считает он. Восстановить Феодоровский собор планируется к 2013 году, к 400-летию восшествия первого из князей Романовых на царский престол. Храм располагается в центре зоны станции «Московская-Товарная». Согласно концепции, принятой правительством города в 2004 году, в этом районе предусмотрено восстановление храмовых ансамблей, куда входит и Феодоровская церковь. Патриархия.ru ****************************** При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется=================Егоров Б.Ф. Российские утопии: Исторический путеводительV |
В избранное | ||