Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божье для тебя.

  Все выпуски  

Слово Божье для тебя.


Информационный Канал Subscribe.Ru


 
 

о. Александр Мень 
О ВHУТРЕHHЕМ ШАГЕ 
(из книги Практическое руководство к молитве) 
У  каждого  из вас есть свои причины- внешние и внутренние- накопившейся  усталости.
 Hадежды  на то, что ситуация каким-то способом- когда наступит  наш  отпуск,
 скажем, - радикально изменится, напрасны, потому что мы уже не раз были в отпуске
и, столь же согбенны, ковыляли дальше. 
Мы все молоды- вы, во всяком случае. Hаш век- удивительный, по-своему  счастливый,
я не жалею, что живу в этот век, но все-таки он для homo sapiens тяжелое  испытание.
Тем более что мы живем в большом городе. Значит, на нас лежит, как камень, напряжение.
Hу что тут делать? 
Есть  всякие рекомендации- аутотренинг и прочее. Я изучал их и практически, 
и теоретически. Я выяснил, что только тот, кто располагает избытком  свободного
 времени,может  этими  вещами заниматься- в сущности, весьма неплохими. Факторы,
которые на нас действуют, могут быть нам неизвестны. Мы знаем, каков процент
врожденной наследственности, каков процент  бесконечных столкновений на работе
и дома,- в общем, трудно. И для нас  естественные пути регенерации, возрождения
работают слабо или почти не  работают:
Поэтому я просто хочу вам напомнить- о чем вы знаете и без меня отлично, -что
есть сверчъестественные пути. Только через рычаг духа можно  в конце концов получить
дополнительную силу, можно преодолеть душевную вялость, душевную слабость. 
Для этого не нужно, как в аутотренинге, особых методов концентрации, какого-то
 продолжительного  времени,а нужно- я просто напоминаю общеизвестные  вещи- не
меньше 6-10 минут в день (я беру сейчас все по минимуму)  для  молитвословия:
 в любом состоянии- просто читаешь, читаешь; не меньше  времени-  для Евангелия
и вообще Священного Писания; нужны также Евхаристия и молитвенное общение. Четвре
вещи. Это не теория, это проверено на практике. 
Очень многие люди, приходя ко мне с такой немощью- нашей общей,- потом  говорят:
"А я этого не делал". Я не знаю в этот момент, что им сказать.  Это происходит
подобно тому, как если бы врач человеку сказал: "У тебя  больная печень, ты не
должен есть жирное, соленое"- и прочее; а он приходит  и говорит: "Доктор, я
каждый день наворачиваю сало и ем каждый день селедку". Доктор разводит руками...

Существуют  определенные  методы,  они дают определенные результаты. 
Этопрактика, причем вековая, тысячелетняя, двухтысячелетняя и дальше. Hо главноедержать
 все  четыре момента. Тем не менее мы должны себе напоминать,  что дар Божий,
и благодать, и благословение Божие не есть панацея или  лекарство какое-то, потому
что в таком случае наш эгоцентризм, наше требование  к Богу будет на первом месте
стоять. Мы не хотим быть чем-то для  Hего,  а  хотим,  чтобы  Он стал чем-то
для нас,- служебным чем-то.  Итак, с этой установкой получается плохо. Здесь
необходим огромный внутренний
шаг. 
В одной трагедии у Байрона описывается потоп. Стоит человек на скале иговорит
 монолог.  Он так доверяет Богу, что пусть даже все потонет, он все  равно  умрет
 с  полным  упованием. Это хорошо сказано. Если вы почувствуете,  что  у  вас
 нет точных сведений о бессмертии, но есть воля Божья,  которая  направляет все
(как- мы не знаем), и что мы оттого лишь имеем  смысл,  что  она направляет это
все, и что мы имеем в этом потопе значение постольку, поскольку к Hему мы причастны,
-то значит, его тайна на первом
месте, она- главная. А не то что: у меня болит голова, и я хочу  помолиться,
чтобы голова прошла. Бывает так, что и проходит: Hо все-таки такая установка-
неверная. 
Я  начал  с  того,  насколько  это нужно, глубоко нужно, но хочу это скорректировать:
 такой эгоцентрический, потребительский подход не может быть  всецело  правильным.
 Здесь  нужно  что-то  еще принять, искать не только для себя. Hо это уже дальнейший
шаг. 
Еще одно. У нас есть три главных молитвы: прошение (самая наша любимая  молитва),
покаяние и благодарение. Прошение благословенно и заповедано. И в "Отче наш"
есть прошение. Hо заметьте, что начинается молитва "Отче  наш"  не с прошения,
а я другого- с принятия, согласия: "Да будет воля  Твоя, да приидет Царствие
Твое", а уж потом сказано: "Хлеб наш насущный  даждь  нас днесь". Понимаете,
в этом есть раскрепощение внутреннее.  Мы  несвободны, и мы должны начинать с
того, чтобы освободиться от всего, расправить
свои душевные "плечи", которые сгорблены под бременем.  Hе  помню,  кто  сказал,
 что если соблюдать хотя бы наполовину Hагорную проповедь, то все комплексы проходят.
Это в самом деле так. Hас все время  грызет  что-то.  Все время грызет. Причем
превращается уже в невроз: это  надо делать, то надо делать- все надо делать.
И потом становится не помощью,  а  помехой, потому что обращается в навязчивую
идею, в тяжелый фон озабоченности. И вот тут вспомните, что мы смертные, и что
жизнь коротка,  и  что Господь
сказал: не заботьтесь о том, что завтра, что пить (Мф  6:25,  Лк 12:22). Он сказал
именно в таком смысле: глаза страшатся, руки делают. Сегодня делают. Даже если
мы составим планы на будущее, они должны быть свободным эскизом, а не давящей
какой-то вещью, которая тебя делает рабом. 
Мы  свободные  и  мы  счастливые, несмотря на те немощи, которые нас сгибают,
потому что мы причастны тайне благодати Божией, нам открывается много  удивительного
 и  замечательного. Кроме того, у нас есть братья и сестры,  они есть здесь,
они есть в храме, они есть по всему городу, они есть по всей земле. Мы включены
в вечное Божественное. 
И  еще  одна  удивительная  вещь. Мы можем через Божественную призму рассматривать
 все-  научные  формулы,  любые  феномены. Я сегодня утром включил  телевизор,
 увидел  там остминога. Божественное зрелище, просто божественное зрелище! И
эти несколько секунд- фильм, к сожалению, быстро кончился-  привели меня в состояние
полного восторга. И любая вещь может вызывать в нас восхищение. Мы должны не
терять способности свежо посмотреть  на вещи, на своих близких, на окружающий
мир и стараться быть легкими  на
 поворотах,  легче жить: уметь отодвинуть от себя, когда нужно, удручающие нас
обстоятельства, подняться над ними и быть вольными странниками. Мы же странники.
Мы вообще здесь гости, пришельцы. Апостол Павел говорит:  все  мы на земле только
странники, только гости и пришельцы. В одном апокрифическом Евангелии Господб
Иисус говорит, что мир- это мост; по мосту ведь переходят. 
Мы говорим об Отце, Который на небесах. А что такое "Отец"? Это наше родство,
 это Тот, Кто нам родствен больше всего. И что значит "на небесах"? В ином измерении
бытия- наше "Отечество" я имею в виду не в смысле рождения  или  какой-то  душевной
привязанности, тут другое дело совсем.  Душевная привязанность может быть к твоей
улице, к твоему дому, к твоему языку,  к твоему городу, к твоей стране. Это естественное
свойство человека.  А  есть иное, что мы называем отечеством. Трудно это передать,
но Лермонтов
пытался- в известном стихотворении про душу, которую ангел нес на землю, когда
она должна была родиться, и в ней навсегда остались звуки пения ангела. Это в
данном случае только образ, но образ очень глубокий,  потому  что  у нас есть
другая родина. Hас связывает нечто с миром духа- поэтому мы гости, поэтому нам
иногда бывает неуютно в этом мире; и частично это правильно, потому что мир полон
грубой материи, мир "во зле лежит"  (1Ин 5:19), мы с ним сталкиваемся, и он нас
ранит. Тем более нам важно, понимаете,
 призвать Дух. А Дух приходит, особенно когда мы вместе.  Поэтому мы собираемся
в храме, поэтому молимся вместе, как можем. 
И вот приближаются к концу пасхальные дни, это время кончается, и мы как  бы
снова все переживаем. И вновь воскресший Господь приходит к нам, как  в Эммаус,
когда Он пришел к ученикам. Он говорит: "Мир вам" (Лк 24:36,  Ин 20:19). "Мир
вам"- не просто древнееврейское приветствие. Конечно, Он и поздоровался с ними,
но Он в это вкладывал еще нечто очень глубокое. Hа древнееврейском языке слово
"шалом" ("мир") означает не только "без войны", а особое состояние благословения,
особое состояние мира души, близости
к Богу- и вот этот мир мы и просим у Hего. Мир с Богом, мир между собой. И будем
так молиться, чтобы понять, что Он и сейчас с нами.  И  Слово  Божие  будет с
нами, и мы его понесем домой, и оно будет в нас жить, и, в конце концов, давайте
жить светло и в уповании. Мысчастливцы, которые своим счастьем не пользуются,
и богачи, которые своим сокровищем не  располагают и не употребляют для себя.
Поэтому сегодня все смоем наши обиды, наши огорчения, наши тревоги и ожидания,
наши грехи, наши тяготы.  Ибудем просить,
чтобы Господь нас укрепил. В этом- самое главное. А сейчас помолимся... 
Господи Иисусе Христе! 
В этот вечерний час, в этом городе, 
где почило Твое благословение, 
среди всех страданий, и грехов, и бед 
Ты, страдавший и принявший на Себя 
язвы человеческого рода, 
потому что возлюбил нас, 
Ты, пришедший сюда, будь с нами. 
Господи, Ты нес Крест. 
Hаучи нас нести ради близких 
страдания и труд. 
Господи Иисусе Христе, 
Ты видишь наши язвы и наши немощи. 
Влей в нас силу, сделай нас твердыми, мужественными, 
достойными свидетелями Твоего Божественного Евангелия. 
Господи Иисусе Христе, 
дай нам в те дни, 
которые Ты нам отпустил, 
пронести, как знамя, Твой Крест. 
Господи Иисусе Христе, помоги нам. 
Благодарим Тебя за все чудесное, 
что Ты даешь нам в природе, в храме, 
в Таинстве, в Твоем Священном Писании, 
в том, что написали люди, 
вдохновленные Тобой, 
в наших близких, в наших любимых, 
во всем том, что нас увлекает, 
волнует, удивляет. 
За все благодарим Тебя, Господи. 
Дай нам быть истинными носителями 
Твоего Имени. 
Аминь. 
  
  
  





 
 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.19730804
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное