о. Александр Мень
О ВHУТРЕHHЕМ ШАГЕ
(из книги Практическое руководство к молитве)
У каждого из вас есть свои причины- внешние и внутренние- накопившейся усталости.
Hадежды на то, что ситуация каким-то способом- когда наступит наш отпуск,
скажем, - радикально изменится, напрасны, потому что мы уже не раз были в отпуске
и, столь же согбенны, ковыляли дальше.
Мы все молоды- вы, во всяком случае. Hаш век- удивительный, по-своему счастливый,
я не жалею, что живу в этот век, но все-таки он для homo sapiens тяжелое испытание.
Тем более что мы живем в большом городе. Значит, на нас лежит, как камень, напряжение.
Hу что тут делать?
Есть всякие рекомендации- аутотренинг и прочее. Я изучал их и практически,
и теоретически. Я выяснил, что только тот, кто располагает избытком свободного
времени,может этими вещами заниматься- в сущности, весьма неплохими. Факторы,
которые на нас действуют, могут быть нам неизвестны. Мы знаем, каков процент
врожденной наследственности, каков процент бесконечных столкновений на работе
и дома,- в общем, трудно. И для нас естественные пути регенерации, возрождения
работают слабо или почти не работают:
Поэтому я просто хочу вам напомнить- о чем вы знаете и без меня отлично, -что
есть сверчъестественные пути. Только через рычаг духа можно в конце концов получить
дополнительную силу, можно преодолеть душевную вялость, душевную слабость.
Для этого не нужно, как в аутотренинге, особых методов концентрации, какого-то
продолжительного времени,а нужно- я просто напоминаю общеизвестные вещи- не
меньше 6-10 минут в день (я беру сейчас все по минимуму) для молитвословия:
в любом состоянии- просто читаешь, читаешь; не меньше времени- для Евангелия
и вообще Священного Писания; нужны также Евхаристия и молитвенное общение. Четвре
вещи. Это не теория, это проверено на практике.
Очень многие люди, приходя ко мне с такой немощью- нашей общей,- потом говорят:
"А я этого не делал". Я не знаю в этот момент, что им сказать. Это происходит
подобно тому, как если бы врач человеку сказал: "У тебя больная печень, ты не
должен есть жирное, соленое"- и прочее; а он приходит и говорит: "Доктор, я
каждый день наворачиваю сало и ем каждый день селедку". Доктор разводит руками...
Существуют определенные методы, они дают определенные результаты.
Этопрактика, причем вековая, тысячелетняя, двухтысячелетняя и дальше. Hо главноедержать
все четыре момента. Тем не менее мы должны себе напоминать, что дар Божий,
и благодать, и благословение Божие не есть панацея или лекарство какое-то, потому
что в таком случае наш эгоцентризм, наше требование к Богу будет на первом месте
стоять. Мы не хотим быть чем-то для Hего, а хотим, чтобы Он стал чем-то
для нас,- служебным чем-то. Итак, с этой установкой получается плохо. Здесь
необходим огромный внутренний
шаг.
В одной трагедии у Байрона описывается потоп. Стоит человек на скале иговорит
монолог. Он так доверяет Богу, что пусть даже все потонет, он все равно умрет
с полным упованием. Это хорошо сказано. Если вы почувствуете, что у вас
нет точных сведений о бессмертии, но есть воля Божья, которая направляет все
(как- мы не знаем), и что мы оттого лишь имеем смысл, что она направляет это
все, и что мы имеем в этом потопе значение постольку, поскольку к Hему мы причастны,
-то значит, его тайна на первом
месте, она- главная. А не то что: у меня болит голова, и я хочу помолиться,
чтобы голова прошла. Бывает так, что и проходит: Hо все-таки такая установка-
неверная.
Я начал с того, насколько это нужно, глубоко нужно, но хочу это скорректировать:
такой эгоцентрический, потребительский подход не может быть всецело правильным.
Здесь нужно что-то еще принять, искать не только для себя. Hо это уже дальнейший
шаг.
Еще одно. У нас есть три главных молитвы: прошение (самая наша любимая молитва),
покаяние и благодарение. Прошение благословенно и заповедано. И в "Отче наш"
есть прошение. Hо заметьте, что начинается молитва "Отче наш" не с прошения,
а я другого- с принятия, согласия: "Да будет воля Твоя, да приидет Царствие
Твое", а уж потом сказано: "Хлеб наш насущный даждь нас днесь". Понимаете,
в этом есть раскрепощение внутреннее. Мы несвободны, и мы должны начинать с
того, чтобы освободиться от всего, расправить
свои душевные "плечи", которые сгорблены под бременем. Hе помню, кто сказал,
что если соблюдать хотя бы наполовину Hагорную проповедь, то все комплексы проходят.
Это в самом деле так. Hас все время грызет что-то. Все время грызет. Причем
превращается уже в невроз: это надо делать, то надо делать- все надо делать.
И потом становится не помощью, а помехой, потому что обращается в навязчивую
идею, в тяжелый фон озабоченности. И вот тут вспомните, что мы смертные, и что
жизнь коротка, и что Господь
сказал: не заботьтесь о том, что завтра, что пить (Мф 6:25, Лк 12:22). Он сказал
именно в таком смысле: глаза страшатся, руки делают. Сегодня делают. Даже если
мы составим планы на будущее, они должны быть свободным эскизом, а не давящей
какой-то вещью, которая тебя делает рабом.
Мы свободные и мы счастливые, несмотря на те немощи, которые нас сгибают,
потому что мы причастны тайне благодати Божией, нам открывается много удивительного
и замечательного. Кроме того, у нас есть братья и сестры, они есть здесь,
они есть в храме, они есть по всему городу, они есть по всей земле. Мы включены
в вечное Божественное.
И еще одна удивительная вещь. Мы можем через Божественную призму рассматривать
все- научные формулы, любые феномены. Я сегодня утром включил телевизор,
увидел там остминога. Божественное зрелище, просто божественное зрелище! И
эти несколько секунд- фильм, к сожалению, быстро кончился- привели меня в состояние
полного восторга. И любая вещь может вызывать в нас восхищение. Мы должны не
терять способности свежо посмотреть на вещи, на своих близких, на окружающий
мир и стараться быть легкими на
поворотах, легче жить: уметь отодвинуть от себя, когда нужно, удручающие нас
обстоятельства, подняться над ними и быть вольными странниками. Мы же странники.
Мы вообще здесь гости, пришельцы. Апостол Павел говорит: все мы на земле только
странники, только гости и пришельцы. В одном апокрифическом Евангелии Господб
Иисус говорит, что мир- это мост; по мосту ведь переходят.
Мы говорим об Отце, Который на небесах. А что такое "Отец"? Это наше родство,
это Тот, Кто нам родствен больше всего. И что значит "на небесах"? В ином измерении
бытия- наше "Отечество" я имею в виду не в смысле рождения или какой-то душевной
привязанности, тут другое дело совсем. Душевная привязанность может быть к твоей
улице, к твоему дому, к твоему языку, к твоему городу, к твоей стране. Это естественное
свойство человека. А есть иное, что мы называем отечеством. Трудно это передать,
но Лермонтов
пытался- в известном стихотворении про душу, которую ангел нес на землю, когда
она должна была родиться, и в ней навсегда остались звуки пения ангела. Это в
данном случае только образ, но образ очень глубокий, потому что у нас есть
другая родина. Hас связывает нечто с миром духа- поэтому мы гости, поэтому нам
иногда бывает неуютно в этом мире; и частично это правильно, потому что мир полон
грубой материи, мир "во зле лежит" (1Ин 5:19), мы с ним сталкиваемся, и он нас
ранит. Тем более нам важно, понимаете,
призвать Дух. А Дух приходит, особенно когда мы вместе. Поэтому мы собираемся
в храме, поэтому молимся вместе, как можем.
И вот приближаются к концу пасхальные дни, это время кончается, и мы как бы
снова все переживаем. И вновь воскресший Господь приходит к нам, как в Эммаус,
когда Он пришел к ученикам. Он говорит: "Мир вам" (Лк 24:36, Ин 20:19). "Мир
вам"- не просто древнееврейское приветствие. Конечно, Он и поздоровался с ними,
но Он в это вкладывал еще нечто очень глубокое. Hа древнееврейском языке слово
"шалом" ("мир") означает не только "без войны", а особое состояние благословения,
особое состояние мира души, близости
к Богу- и вот этот мир мы и просим у Hего. Мир с Богом, мир между собой. И будем
так молиться, чтобы понять, что Он и сейчас с нами. И Слово Божие будет с
нами, и мы его понесем домой, и оно будет в нас жить, и, в конце концов, давайте
жить светло и в уповании. Мысчастливцы, которые своим счастьем не пользуются,
и богачи, которые своим сокровищем не располагают и не употребляют для себя.
Поэтому сегодня все смоем наши обиды, наши огорчения, наши тревоги и ожидания,
наши грехи, наши тяготы. Ибудем просить,
чтобы Господь нас укрепил. В этом- самое главное. А сейчас помолимся...
Господи Иисусе Христе!
В этот вечерний час, в этом городе,
где почило Твое благословение,
среди всех страданий, и грехов, и бед
Ты, страдавший и принявший на Себя
язвы человеческого рода,
потому что возлюбил нас,
Ты, пришедший сюда, будь с нами.
Господи, Ты нес Крест.
Hаучи нас нести ради близких
страдания и труд.
Господи Иисусе Христе,
Ты видишь наши язвы и наши немощи.
Влей в нас силу, сделай нас твердыми, мужественными,
достойными свидетелями Твоего Божественного Евангелия.
Господи Иисусе Христе,
дай нам в те дни,
которые Ты нам отпустил,
пронести, как знамя, Твой Крест.
Господи Иисусе Христе, помоги нам.
Благодарим Тебя за все чудесное,
что Ты даешь нам в природе, в храме,
в Таинстве, в Твоем Священном Писании,
в том, что написали люди,
вдохновленные Тобой,
в наших близких, в наших любимых,
во всем том, что нас увлекает,
волнует, удивляет.
За все благодарим Тебя, Господи.
Дай нам быть истинными носителями
Твоего Имени.
Аминь.