Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божье для тебя.

  Все выпуски  

Слово Божье для тебя.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Иоанн, Архиепископ Константинопольский (ок. 347-407) получил имя "Златоуст" за
свое особое красноречие. Прожив жизнь, полную духовных подвигов и страданий,
Иоанн оставил после себя богатейшее наследие в виде большого количества проповедей,
записанных его благодарными слушателями.
Беседа 
в день Рождества Спасителя нашего 
Иисуса Христа 
_________ 
 
Каковой  день  тогда  еще  не  был  общеизвестным,  но  за  немного  перед  тем
 стал 
известным от некоторых, пришедших с запада и возвестивших о нем. 
 
(Настоящая беседа была произнесена Златоустом, как полагают, 25 декабря 386 г.
Так 
как обычай праздновать день Рождества Христова 25 декабря был новым в Антиохийской

церкви . еще десяти лет не прошло с тех пор, как он был перенесен сюда с запада
(раньше 
же в Антиохии, как и вообще на востоке, Рождество Христово праздновалось в один
день с 
Богоявлением . 6 декабря), то среди Антиохийской паствы возникли споры по поводу
нового 
праздника:  одни  признавали  его,  другие  отвергали.  Настоящею  беседою  св.
 Златоуст 
желает  прекратить эти  споры  и приводит три  доказательства  в  пользу того,
что  день 
Рождества Христова должен праздноваться 25 декабря.)    
 
1.  О  чем  некогда  скорбели  праотцы  и  предсказывали  пророки  и  что  желали
 видеть 
праведники,  то  сбылось  и  сегодня  получило  исполнение.  Бог  на  земли 
явился  во  плоти,  и 
общался с людьми (Варух. 3:38). Посему возрадуемся и возвеселимся, возлюбленные,
так как 
если Иоанн, будучи во чреве матери, взыграл при входе Марии к Елизавете, то гораздо
более 
нам,  взирающим  не  на  Марию,  но  на  Самого  Спасителя  нашего,  родившегося
 сегодня, 
надлежит  взыграть  и  веселиться,  поражаться  и  дивиться  величию  домостроительства

(Божия),  превосходящего  всякий  ум.  Представь,  как  было  бы  величественно,
 если  бы  мы 
увидели  солнце сошедшим  с  небес,  идущим  по  земле  и  отсюда изливающим
 на  всех  лучи 
свои. Если же видеть такое событие с чувственным светилом для всех было бы изумительно,

то подумай и рассуди теперь, как величественно видеть Солнце правды, изливающим
лучи 
свои из нашей плоти и просвещающим наши души. Давно я жаждал видеть этот день,
и не 
просто видеть, но вместе с таким множеством народа, и непрестанно молился, чтобы
наше 
собрание  было  полно  так,  как  полным  видим  его  теперь.  Итак,  это  сбылось
 и  получило 
исполнение. Хотя нет еще десяти лет, как этот день стал известен и знаком нам,
но, как будто 
издавна  и  за  много  лет  преданный  там,  так  он  прославился  от  вашего
 усердия. Посему  не 
погрешил  бы  тот,  кто  назвал  бы  его  и  новым  и  вместе  древним, .  новым
 потому,  что  он 
недавно  стал  известен  нам,  а  древним  и  давним  потому,  что  он  скоро
 сравнялся  с 
древнейшими и возрос до одинаковой с ними степени. Прекрасные и благородные растения,

быв посажены в землю, скоро достигают великой высоты и отягчены бывают плодами:
так и 
этот день, живущим на западе издавна известный, а к нам принесенный теперь и
не за много 
лет,  вдруг  так  возрос  и  принес  столь  великий  плод,  что,  как можно 
теперь  видеть,  ограды 
наши  наполнены  и  вся  церковь  стеснена  от  многолюдного  стечения.  Ожидайте
 же  себе 
достойного  воздаяния  за  такое  усердие  от  родившегося  сегодня  по  плотя
 Христа;  Он, 
конечно, вознаградит за такую ревность, потому что любовь и усердие к этому дню
служит 
величайшим доказательством любви к Родившемуся. Если же нужно принести что-нибудь
и 
от  нас,  сослужителей  ваших,  то  и  мы  принесем  то,  что  по  силам  нашим,
 или  лучше,  так 
благодать Божия даст нам сказать для вашей пользы. 0 чем же вы желаете слышать
сегодня? 
О чем другом, как но об этом же дне? Я хорошо знаю, что многие и теперь еще спорят
между 
собою,  одни .  осуждая,  другие .  оправдывая,  и  много  везде  говорят  об
 этом  дне,  одни . 
против него, доказывая, что он новый и недавний и теперь только введенный, и
другие . за 
него, утверждая, что он древний и давний, так как еще пророки предсказывали о
Рождестве 
Его и издавна этот день известен и славен у живущих от Еракии до Кадикса. Итак,
об этом и 
начнем  речь. Если он,  оставаясь спорным, пользуется такою любовью от  вас,
то очевидно, 
что сделавшись более известным, он будет пользоваться гораздо большим уважением,
когда 
ясное наставление произведет в вас большее к нему расположение. 
 
Я  могу  привести  три  доказательства,  из  которых мы  вполне  узнаем,  что
 в  это  именно 
время  родился  Господь  наш  Иисус  Христос,  Бог-Слово.  Из  этих  трех  доказательств
 одно 
состоит в том, что этот праздник везде так скоро сделался известным, достиг такой
высоты и 
прославился.  И  как  Гамалиил  говорил  о  (Христианской)  проповеди,  что 
если  это 
предприятие  и  это  дело  --  от  человеков,  то  оно  разрушится,  а  если
 от  Бога,  то  вы  не 
можете разрушить  его;  берегитесь, чтобы вам  не  оказаться  и богопротивниками
 (Деян. 
5:38,39), так и я об этом дне сказал бы с дерзновением, что, так как Бог Слово
. от Бога, то 
чрез  это  он  (т.  е.  день  сей)  не  только  не  разорился,  но  и  возрастает
 с  каждым  годом  и , 
становится  более  знаменитым.  Проповедь  в  немного  лет  объяла  всю  вселенную,
 и  хотя 
распространявшие  ее  везде  были  скинотворцы,  рыбари,  неученые,  простецы,
 но 
уничиженность  служителей  нисколько  не  повредила  ей,  потому  что  сила 
Проповедуемого 
предварительно устрояла все, уничтожала препятствия и являла собственное могущество.

 
2.  Если  кто  из  любящих  споры  не  удовольствуется  сказанным,  то  можно
 привести  и 
другое доказательство. Какое же это? . Из переписи, о которой упоминается в Евангелиях.

Было  же,  говорит  Евангелист,  в  те  дни  вышло  от  кесаря  Августа  повеление
 сделать 
перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
И пошли 
все  записываться,  каждый  в  свой  город.  Пошел  также  и  Иосиф  из  Галилеи,
 из  города 
Назарета,  в Иудею,  в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был 
из дома и 
рода  Давидова,  записаться  с  Мариею,  обрученною  ему  женою,  которая  была
 беременна. 
Когда же  они  были там,  наступило  время  родить  Ей;  и  родила Сына  своего
 Первенца,  и 
спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице
(Лк. 2:1.
7).  Отсюда  видно,  что  Христос  родился  при  первой  переписи.  А  из  древних
 кодексов, 
публично  хранящихся  в  Риме,  всякий  желающий  может  с  точностью  узнать
 и  время  этой 
переписи. Что же, скажут, до этого нам, которые и теперь не находимся там и ранее
не были? 
Выслушай и  не  сомневайся,  потому  что мы приняли  этот  день  от  тех, которые
 в  точности 
знают  это  и  живут  в  том  городе,  обитающие  там,  празднуя  его  издавна
 и  по  древнему 
преданию, теперь переслали сведение о нем и нам. И Евангелист не без цели означил
время 
(Рождества Христова), но дабы сделать явным и известным для нас и самый день
и показать 
домостроительство  Божие.  И  Август  не  произвольно  и  не  сам  от  себя 
издал  тогда  такое 
повеление,  но  потому,  что  Бог  подвигнул  его  душу,  дабы  он,  хотя  невольно,
 послужил 
явлению Единородного. Как же это, скажут, содействует тому домостроительству?
Не мало и 
не  случайно,  возлюбленный,  но  весьма  много,  и  есть  одно  из  необходимых
 и  нарочито 
устрояемых  дел.  Как  же  это?  Галилея  есть  область  в  Палестине,  а  Назарет
.  город 
Галилейский.  Так  и  Иудея  есть  область,  называемая  так  по  имени  своих
 обитателей,  а 
Вифлеем . город иудейский. О Христе все пророки предсказывали, что Он не из Назарета,
но 
из  Вифлеема  придет  и  там  родится.  Именно  так  написано:  и ты,  Вифлеем,
 земля  Иудина, 
ничем  не  меньше  воеводств  Иудиных,  ибо  из  тебя  произойдет  Вождь,  Который
 упасет 
народ Мой,  Израиля  (Мф.  2:6, Мих.  5:2). И  иудеи  на  вопрос  Ирода:  где
 родился  Христос, 
привели  ему  тогда  это  свидетельство  (Мф.  2:5),  Посему,  когда  и  Нафанаил
 Филиппу, 
скакавшему: мы  нашли  Того,  о Котором  писали  Моисей  в  законе  и  пророки,
 Иисуса,  сына 
Иосифова,  из  Назарета,  отвечал:  из  Назарета  может  ли  быть  что  доброе?
 Филипп 
говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит
о нем: 
вот  подлинно  Израильтянин,  в  котором  нет  лукавства.  (Ин.  1:45.47).  За
 что  же,  окажут, 
Христос похвалил его? За то, что он не увлекся сообщением Филиппа, но знал ясно
и точно, 
что не в Назарете и не в Галилеи надлежит родиться Христу, но в Иудеи и в Вифлееме,
как 
это  действительно  было.  Так  как  Филипп  не  знал  этого,  а  Нафанаил, 
изучавший  закон, 
отвечал  согласно  с  сказанным  в  древнем  пророчестве,  зная,  что  Христос
 придет  не  из 
Назарета,  то  Христос  и  сказал:  вот  подлинно  Израильтянин,  в  котором
 нет  лукавства.. 
Поэтому и некоторые из иудеев говорили Никодиму: рассмотри и увидишь, что из
Галилеи 
не приходит пророк (Ин. 7:52); и еще в другом месте: не сказано ли в Писании,
что Христос 
придет от  семени Давидова и  из Вифлеема,  из того места, откуда был Давид 
(ст.  42)? И 
общее  у  всех  было  убеждение,  что  непременно  оттуда  надлежало  придти
 Ему,  а  не  из 
Галилеи, 
 
Посему,  так  как  Иосиф  и  Мария,  бывшие  гражданами  Вифлеема,  но  оставившие
 его, 
расположились  на  жительство  в  Назарете  и  там  пребывали,  как  это  случается
 часто  со 
многими людьми, оставляющими те города, в которых они родились, я живущими в
других, 
к  которым  они  не  принадлежат  по  своему  рождению,  а  между  тем  Христу
 надлежало 
родиться в Вифлееме, то и вышло повеление, которое, по устроению Божию заставляло
их 
невольно идти в тот город. Закон, повелевал каждому вписаться в своем отечестве,
заставлял 
их двинуться оттуда, т. е. из Назарета, и придти в Вифлеем, чтобы вписаться.
На это самое 
теперь  указывая,  и  Евангелист  говорит:  пошел  также  и  Иосиф  из  Галилеи,
 из  города 
Назарета,  в Иудею,  в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был 
из дома и 
рода  Давидова,  записаться  с  Мариею,  обрученною  ему  женою,  которая  была
 беременна. 
Когда же  они  были там,  наступило  время  родить  Ей;  и  родила Сына  своего
 Первенца,  и 
спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице
(Лк. 2:4-7). 
 
3. Видишь ли, возлюбленный, домостроительство Бога, и чрез неверных и чрез верных

устрояющего  дела  свои,  дабы  чуждые  благочестия  узнали  силу  и  могущество
 Его?  Звезда 
вела волхвов с востока, а закон влек Марию в отечество, предсказанное пророками.
Отсюда 
для нас очевидно, что и Дева была из рода Давидова; так как она происходила из
Вифлеема, 
то  очевидно,  что  она  была  из  рода  Давидова.  Это  и  выше  объяснил  Евангелист
 в  словах: 
пошел  также  и  Иосиф  из  Галилеи,  из  города  Назарета,  в  Иудею,  в  город
 Давидов, 
называемый  Вифлеем,  потому  что  он  был  из  дома  и  рода  Давидова.  Поелику
 родословие 
Иосифа изложено, а предков Марии никто не исчислил нам так, как его предков,
то, дабы ты 
не сомневался и не говорил: откуда видно, что и она происходит от Давида? . послушай
(как 
говорит  Евангелист):  в  шестой  же  месяц  послан  был  Ангел  Гавриил  от
 Бога  в  город 
Галилейский,  называемый  Назарет,  к  Деве,  обрученной  мужу,  именем  Иосифу,
 из  дома 
Давидова; имя же Деве: Мария (Лк. 1:26,27). Слова: из дома Давидова, надобно
принимать 
сказанными о Деве. И здесь, таким образом, то же выражается. Посему и вышло повеление
и 
закон, приведший их в Вифлеем; как только они пришли в город, вскоре и родился
Иисус, а 
так  как  много  народу  стеклось  тогда  со  всех  сторон,  места  были  заняты
 и  происходило 
великое  стеснение,  то Он  и  был  положен  в  яслях.  Вот  почему  и  волхвы
 там  поклонились 
Ему. Но чтобы представить вам доказательство яснее и очевиднее, прошу вас, будьте
теперь 
особенно внимательны: я хочу предложить пространное повествование и изложить
древние 
законы, дабы речь моя была яснее для вас во всех отношениях. 
 
У иудеев был древний закон, или лучше, натаем речь с более раннего. Когда Бог
избавил 
еврейский  народ  от  египетских мук и  рабства  чужеземному царю,  то  видя,
 что они имеют 
остатки  нечестия,  увлекаются  чувственными  предметами  и  удивляются величию
и  красоте 
храмов,  повелел  им  построить  храм,  который  не  только  ценностью  материала
 и 
разнообразием  искусства,  но  и  видом  постройки  превосходил  все  храмы 
на  земле.  Как 
чадолюбивый  отец,  которому  возвратился  его  сын,  долгое  время  обращавшийся
 с  людьми 
порочными,  развратными  и  потерянными  и  отведавший  большой  роскоши, . 
окружает  его 
вместе  с  безопасностью  и  почетом  еще  изобилием,  дабы  он,  ни  в  чем
 не  нуждаясь,  не 
вспомнил  о  прежних  удовольствиях  и  не  пожелал  обратиться  к  ним;  так
 и  Бог,  видя,  что 
иудеи  увлекаются  чувственными  предметами,  доставляют  им  и  это  в  превосходном
 виде, 
дабы  они  никогда  не  пришли  к  пожеланию  египетского  или  того,  что  они
 испытали  у 
египтян. Он  созидает храм по  образу  всего мира, чувственного и умственного.
Как  в мире 
есть  земля  и  небо  и  средостение  между ними .  твердь,  так Он  повелел
 построить  и  храм. 
Разделив  этот  храм  на  две  части  и  в  средине  их  распростерши  завесу,
 внешнюю  часть  от 
завесы Он сделал доступного для всех, а внутреннюю . недоступною и незримою для
всех, 
кроме одного  только первосвященника. Что  это . не наша догадка, но действительно
храм 
устроен был  по  образу  всего  мира,  послушай,  что  говорит  Павел  о  Христе,
взошедшем  на 
небо: ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное,

но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие (Евр. 9:24), показывая,
что 
устроенное  здесь  было  образом  истинного.  А  что  и  завеса  отделяла  святое
 святых  от 
внешнего святилища, как это небо отделяет находящееся над ним от всего, находящегося
у 
нас,  послушай,  как  и  на  это  указал  он,  назвав  небо  завесою.  Говоря
 о  надежде,  что  ее 
которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее
за 
завесу,  куда  предтечею  за  нас  вошел  Иисус,  выше  неба  (Евр.  6:19,20).
 Видишь  ли,  как  он 
назвал небо завесою? Вне завесы находились светильник, и трапеза, и медный жертвенник,

принимавший  жертвы  и  всесожжения;  а  внутри  за  завесою .  ковчег,  обложенный
 со  всех 
сторон  золотом,  вмещавший  в  себе  скрижали  завета,  золотой  сосуд  с  манною,
 и  жезл 
Ааронов  процветший,  и  золотой  жертвенник  не  для  жертв  и  всесожжений,
 но  для  одного 
только фимиама. Во внешнюю часть позволялось входить всем, а во внутреннюю .
одному 
первосвященнику.  Об  этом  самом  я  опять  представляю  свидетельство  Павла,
 который 
говорит:  и  первый  завет  имел  постановление  о  Богослужении  и  святилище
 земное,.
святилищем мирским он называет внешнюю скинию, потому что туда позволялось входить

всему миру, .  ибо  устроена  была  скиния  первая,  в  которой  был  светильник,
 и  трапеза,  и 
предложение хлебов, и которая называется "святое". За второю же завесою была
скиния, 
называемая "Святое святых", имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон

золотом  ковчег  завета,  где  были  золотой  сосуд  с  манною,  жезл  Ааронов
 расцветший  и 
скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие чистилище; о чем не нужно
теперь 
говорить  подробно.  При  таком  устройстве,  в  первую  скинию  всегда  входят
 священники 
совершать Богослужение; а  во вторую  -- однажды  в  год один только первосвященник,
 не 
без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа (Евр. 9:1-7).
Видишь ли, 
что сюда входил один только первосвященник, и притом однажды в целый год? 
 
4. Как же, скажут, это относится к настоящему дню? Подождите немного и не выражайте

нетерпения. Мы раскрываем источник с самого начала и стараемся дойти до самой
вершины, 
чтобы удобнее сделалось все для нас ясным; впрочем, дабы не слишком долго речь
моя была 
прикровенною  и,  оставаясь  неясною,  не  утомила  вас  своею  продолжительностью,
 теперь 
скажу вам причину, почему я излагал все это. Какая же причина? В то время, как
Елисавета 
уже шестой месяц носила во чреве Иоанна, зачала Мария. Итак, если мы узнаем,
какой был 
этот  шестой  месяц,  то  узнаем,  когда  зачала  Мария;  узнав  затем,  когда
 она  зачала,  узнаем, 
когда и родила, исчислив девять месяцев от зачатия. 
 
Откуда же мы узнаем, какой был шестой месяц беременности Елисаветы? Если узнаем,

какой был месяц, в который она зачала. Откуда же мы узнаем, какой был месяц,
в который 
она зачала? Если узнаем, в какое время получил благую весть Захария, муж ее.
А это самое 
откуда может быть нам  известно? Из божественных Писаний, .  святое  Евангелие
 говорит, 
что Захарии, находившемуся внутри святого святых, ангел принес благую весть и
предсказал 
ему о рождении Иоанна. Итак, если будет ясно  показано  из Писаний, что первосвященник

входил во святое святых однажды и один, и в какое время и в какой месяц года
совершалось 
это вхождение однажды, то известно будет время, в которое принесена была благая
весть; а 
когда это будет ясно, то и начало зачатия будет всем известно. А что первосвященник
входил 
однажды  в  год,  это  и  Павел  показал,  и  Моисей  это  же  самое  делает
 ясным,  говоря  так:  и 
сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время
входил во 
святилище за завесу пред крышку [очистилище], что на ковчеге [откровения], дабы
ему не 
умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке (Лев. 16:2), и еще: Ни один
человек не 
должен  быть  в  скинии  собрания,  когда  входит  он  для  очищения  святилища,
 до  самого 
выхода  его. И  так  очистит  он  себя,  дом  свой  и  все  общество  Израилево.
И  выйдет  он  к 
жертвеннику, который пред лицем Господним  (ст.  17,18). Отсюда видно, что не
во  всякое 
время  входил  он  во  святое  святых  и,  когда  он  находился  внутри,  никому
 не  позволялось 
подходить, и надлежало стоять вне завесы. Но заметьте это тщательно, потому что
остается 
показать, какое было время, в которое входил он во святое святых, делая это только
однажды 
в год. Откуда это известно? Из той же самой книги. В ней так говорится: в седьмой
месяц, в 
десятый  [день]  месяца  смиряйте  души  ваши  и  никакого  дела  не  делайте,
 ни  туземец,  ни 
пришлец,  поселившийся  между  вами,  ибо  в  сей  день  очищают  вас,  чтобы
 сделать  вас 
чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота

покоя  для  вас,  смиряйте  души  ваши:  это  постановление  вечное.  Очищать
 же  должен 
священник,  который  помазан  и  который  посвящен,  чтобы  священнодействовать
 ему 
вместо  отца  своего:  и  наденет  он  льняные  одежды,  одежды  священные, 
и  очистит 
Святое-святых  и  скинию  собрания,  и  жертвенник  очистит,  и  священников
 и  весь  народ 
общества  очистит.  И  да  будет  сие  для  вас  вечным  постановлением:  очищать
 сынов 
Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел Господь
Моисею 
(Лев. 16:29.34). Здесь говорится о празднике кущей; тогда именно первосвященник
входил 
однажды в год: это показал и сам Моисей сказав: однажды в году. 
 
5.  Итак,  если  во  время  праздника  кущей  входил  во  святое  святых  один
 только 
первосвященник,  то  теперь мы докажем,  что именно  тогда  явился  ангел  Захарии,
 когда он 
находился во святом святых, . потому что явился ему одному, когда он воскурял
фимиам, а 
один  первосвященник  никогда  не  входил,  как  только  в  это  время.  Впрочем,
 ничто  не 
препятствует  выслушать  самые  слова  (Писания).  Во  дни  Ирода,  царя  Иудейского,
 был 
священник  из  Авиевой  чреды,  именем  Захария,  и  жена  его  из  рода  Ааронова,
 имя  ей 
Елисавета. По жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти
в храм 
Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения
(Лк. 1:5, 
9-10), Припомни здесь, возлюбленный, то свидетельство, которое говорить: ни один
человек 
не  должен быть  в  скинии  собрания,  когда  входит  он  для  очищения  святилища,
 до  самого 
выхода  его  (Лев.  16:17).  Тогда  явился  ему  Ангел  Господень,  стоя  по
 правую  сторону 
жертвенника  кадильного  (Лк.  1:11).  Не  сказал:  алтаря  жертвенного,  но:
 жертвенника 
кадильного, .  потому  что  алтарь  внешний  был  алтарь  для  жертв  и  всесожжений,
 а  алтарь 
внутренний был алтарем кадильным. Так, и из этого, и из явления ему одному только,
и из 
слов, что вне был народ, ожидавший его, очевидно, что он вошел во святое святых.
Захария, 
увидев  его,  смутился,  и  страх  напал  на  него.  Ангел же  сказал  ему: 
не  бойся,  Захария,  ибо 
услышана  молитва  твоя,  и жена  твоя  Елисавета родит  тебе  сына,  и  наречешь
 ему имя: 
Иоанн. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же,
выйдя, 
не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся
с ними 
знаками,  и  оставался  нем  (Лк.  1:12,13,21,22).  Видишь  ли,  что  он  был
 внутри  за  завесою? 
Тогда и сообщена ему благая весть. А временем этого благовествования был праздник
кущей 
и  пост;  таков  именно  смысл  слов:  смирите  души  ваши  (Лев.  16:29).  Этот
 праздник 
совершается у иудеев в последние дни месяца сентября, как и вы тому свидетели,
потому что 
тогда мы много и долго говорили против иудеев, осуждая неуместный пост их. Тогда
же и 
зачала  Елисавета,  жена  Захарии,  и  таилась  пять  месяцев  и  говорила: 
так  сотворил  мне 
Господь  во  дни  сии,  в  которые  призрел  на  меня,  чтобы  снять  с  меня
 поношение  между 
людьми (Лк. 1:24.25). Теперь благовременно показать, что на шестом месяце беременности

ее  Иоанном,  Мария  получает  благую  весть  о  зачатии.  Гавриил  пришел  к
 ней  и  сказал:  не 
бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь
Сына, и 
наречешь Ему имя: Иисус (Лк. 1:30.31). Когда же она смутилась и пожелала узнать
о способе 
(исполнения), то, отвечав, ангел говорит ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила
Всевышнего 
осенит  Тебя;  посему  и  рождаемое  Святое  наречется  Сыном  Божиим.  Вот 
и  Елисавета, 
родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей,
и ей уже 
шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1:35.37).
Итак, если 
Елисавета  зачала в месяце сентябре, как показано, то надобно сосчитать следующие
шесть 
месяцев; они суть: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. 
Значит, после этого шестого месяца зачала Мария; сосчитав отсюда еще девять месяцев,

мы  и  дойдем  до  настоящего  месяца.  Таким  образом  первый  месяц  зачатия
 Господа  есть 
апрель,  затем  май,  июнь,  июль,  август,  сентябрь,  октябрь,  ноябрь,  декабрь
.  настоящий 
месяц, в который мы празднуем этот день. Впрочем, чтобы сказанное было для вас
еще более 
ясным,  я  опять  кратко  повторю  то  же  самое  вашей  любви.  Однажды  в 
год  входил  один 
только первосвященник во святое святых. Когда это происходило? В месяце сентябре.
Итак, 
тогда  входил  Захария  во  святое  святых,  тогда  и  сообщена  ему  благая
 весть  об  Иоанне. 
Посему, когда он удалился оттуда, то и зачала жена его. После же сентября, когда
Елисавета 
была беременна шестой месяц, которым был март, зачала и Мария. Сосчитав с апреля
девять 
месяцев,  мы  и  дойдем  до  настоящего  месяца,  в  который  родился  Господь
 наш  Иисус 
Христос. 
 
6.  Вот  касательно  этого  дня мы  объяснили  вам  все;  скажу  еще  об  одном,
 и  прекращу 
речь, предоставив сказать большее общему нашему учителю. 
Так как многие из эллинов (т. е. язычников), слыша, что Бог родился во плоти,
смеются с 
глумлением  и  многих  из  простецов  беспокоят  и  смущают,  то  необходимо
 и  к ним  сказать 
нечто, а также и к смущающимся, чтобы никогда не приходили в беспокойство, убеждаемые

безумными людьми, и не смущались от смеха неверных. И малые дети часто смеются,
когда 
мы  говорим  о  предметах  серьезных  и  занимаемся  вещами  необходимыми,  но
 смех  (их) 
служит доказательством не ничтожности осмеиваемых предметов, а неразумия смеющихся.

Так  же  можно  сказать  и  об  эллинах,  что  они,  будучи  в  состоянии  едва
 ли  не  большего 
неразумия,  чем  дети,  глумятся  над  тем,  что  достойно  трепета  и может
 исполнить  великим 
удивлением,  а  поистине  смешное  почитают  и  уважают.  Впрочем,  и  наши 
предметы, 
осмеиваемые  ими,  остаются  при  своей  почтенности,  никакого  не  терпя  ущерба
 для  своей 
славы  от  их  смеха;  и  их  предметы,  всячески  украшаемые  выказывают  собственное

безобразие.  Это  ли  не  крайнее  безумие,  когда  они  сами,  люди  на  каждом
 шагу 
спотыкающиеся, вводя собственных богов и в камни, и в деревья, и в ничтожных
истуканов, 
и заключая их как бы в темнице, думают, что они ни делают, ни говорят ничего
постыдного, 
а нас осуждают, которые говорим, что Бог, устроив для себя Духом святым живой
храм, чрез 
него оказал благодеяние вселенной? Что же в этом предосудительного? Если постыдно
Богу 
обитать в человеческом теле, то гораздо более . в камне и дереве, и тем более,
чем камень и 
дерево ниже человека, . если только не кажется им род наш ничтожнее этих бесчувственных

вещей. Сами они дерзают низводить существо Божие до кошек и собак, а многие из
еретиков 
 . даже до животных еще худших, чем  эти. Мы же ничего такого не говорим и никогда
не 
потерпели  бы  слушать,  но  то  утверждаем,  что  Христос  воспринял  от  девического
 чрева 
плоть чистую, святую, непорочную и такую, которая явилась недоступною никакому
греху, 
и  восстановил  собственное  создание. Они  и  подобно им  нечестиво  поступающие
 манихеи, 
низводя существо Божие до собак, обезьян и различных зверей (так как они утверждают,
что 
душа  всех  этих  животных  происходит  из  Его  существа),  не  содрогаются
 и  не  прячутся  от 
стыда; а об нас говорят, что мы утверждаем недостойное Бога, . тогда как не можем
даже 
допустить в уме ничего подобного, но утверждаем то, что было прилично и подобало
Ему, т. 
е. что Он, пришедши, восстановил Свое творение таким способом рождения. Что,
скажи мне, 
говоришь ты,  человек?  Утверждая,  что  душа  человекоубийц и волшебников .
 из  существа 
Божия,  ты  осмеливаешься  осуждать  нас  за  то,  что  мы  не  только  сами
 не  допускаем  и  не 
можем слышать ничего подобного, но и утверждающих это считаем причастными нечестию,

 . и говорим, что Бог, устроив Себе святый храм, чрез него ввел небесный распорядок
в нашу 
жизнь? И  не  достойны  ли  вы  бесчисленных  смертей  и  за  обвинения,  которыми
 осуждаете 
нас,  и  за  нечестивые  дела,  в  которых  не  перестаете  нечествовать?  Если
 непристойно  Богу 
обитать в чистом и непорочном теле, как говорите вы, то гораздо непристойнее
быть в теле 
волшебника,  раскапывателя  могил,  разбойника,  обезьяны  или  собаки,  а  не
 в  теле  святом, 
непорочном и сидящем ныне одесную Отца. Да и какой вред или какое осквернение
может 
быть для Бога от такого домостроительства (нашего спасения)? Не видите ли вы
это солнце, 
у которого тело чувственное и разрушимое, и скоропреходящее, хотя бы эллины и
манихеи, 
слыша  это,  тысячекратно  задыхались  от  досады? Не  только оно, но и  земля,
и море, и  все 
вообще  видимые  твари  подверглись  суете.  Послушай,  как  Павел  объясняет
 это,  когда 
говорит; потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего
ее, в 
надежде. Потом, объясняя, что значит покорилась суете, он продолжает, говоря:
что и сама 
тварь  освобождена  будет  от  рабства  тлению  в  свободу  славы  детей  Божиих
 (Рим. 
8:20,21).  Следовательно,  теперь  она  скоро  преходяща  и  тленна,  потому
 что  работать 
истлению значит не что иное, как быть тленною. Итак, если солнце, тленное тело,
испускает 
повсюду лучи, касаясь грязи, нечистот и многих других подобных вещей, от прикосновения

к этим телам нисколько не повреждается в чистоте своей, но опять собирает чистыми
свои 
лучи, сообщая свои совершенства многим из воспринимающих его тел, само же не
получая 
ни  малейшего  зловония  и  осквернения, .то  гораздо  более  Солнце  правды.
 Владыка 
бестелесных сил, войдя в чистую плоть, не только не осквернился, но и ее сделал
еще более 
чистою  и  святою.  Помышляя  о  всем  этом  и  припоминая  голос,  говорящий:
 вселюсь  в  них 
(Лев. 26:12; 2 Кор. 6:16), и еще: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий
живет в 
вас? (1 Кор. 3:16), будем и мы говорить против тех и заградим постыдные уста
нечестивых, а 
нашим благам будем радоваться и прославим воплотившегося Бога за такое снисхождение
и 
по силам нашим окажем Ему достойную честь и воздаяние; а для Бога от нас никакого
иного 
воздаяния быть не может, как только спасение нас и душ наших и попечение о добродетели.

 
7.  Не  будем  же  неблагодарными  к  Благодетелю,  но  станем  все  по  силам
 нашим 
приносить все . веру, надежду, любовь, целомудрие, милосердие, страннолюбие.
И к чему я 
прежде убеждал вас, к толу же и теперь, и всегда не перестану убеждать. К чему
же именно? 
Намереваясь  приступить  к  страшной  и  божественной  этой  трапезе  и  священному

тайнодействию,  делайте  это  со  страхом  и  трепетом,  с  чистою  совестью,
 с  постом  и 
молитвою, без шума, не беспокоя и не толкая ближних, потому что служит знаком
крайнего 
безумия и необыкновенного презрения и навлекает на поступающих так великое наказание
и 
отмщение.  Представь,  человек,  какой  намереваешься  ты  касаться  жертвы,
 к  какой 
приступить  трапезе;  обрати  внимание,  что  ты,  земля  и  пепел,  причащаешься
 крови  и  тела 
Христовых.  Когда  царь  приглашает  вас  на  пиршество,  то  вы  возлежите 
со  страхом  и 
принимаете  предлагаемые  яства  с  почтением  и  спокойствием;  а  когда  Бог
 приглашает  к 
Своей трапезе и предлагает собственного Сына, когда ангельские силы предстоят
со страхом 
и трепетом, херувимы закрывают лица свои а серафимы с трепетом взывают: свят,
свят, свят 
Господь, .  как  ты,  скажи  мне,  осмеливаешься  кричать  и  с  шумом  приступать
 к  этому 
духовному  пиршеству?  Разве  ты  не  знаешь,  что  в  это  время  душа  должна
 быть  полна 
глубокой тишины? Нужны великий мир и спокойствие, а шум, гнев и смятение, так
как это 
делает  приступающую  душу  нечистою.  Какое может  быть прощение,  если мы 
после  столь 
многих грехов, даже и тогда, когда приступим к таинству, не очищаем себя от тех
безумных 
страстей?  Что  вообще  необходимее  предлагаемого  здесь. Или  что  нас  так
 смущает,  чтобы 
мы, оставив духовное, устремились к плотскому? Нет, прошу и умоляю, не будем
навлекать 
да  себя  гнев  Божий.  Предлагаемое  здесь  есть  спасительное  врачевство 
для  наших  ран, 
богатство  неоскудевающее  и  доставляющее  нам  царство  небесное.  Будем  же
 приступать  с 
трепетом, благодарить, припадать, исповедуя прегрешения свои, проливать слезы,
оплакивая 
свои бедствия, воссылать к Богу усердные молитвы, и таким образом, очищая себя,
тихо и с 
надлежащим  благочинием  будем  подходить,  как  приближающиеся  к  Царю  небесному;

приняв же непорочную и святую жертву, будем лобызать ев, обнимать ее глазами,
согревать 
свой  дух,  чтобы  наше  собрание  не  послужило  к  суду  или  к  осуждению
 нашему,  но  к 
целомудрию  души,  к  любви,  к  добродетели,  к  примирению  с  Богом,  прочному
 миру  и  к 
залогу  бесчисленных  благ, дабы нам и  себя  освятить, и ближним  доставить
 назидание. Об 
этом  я  часто  говорю  и  не  перестану  говорить. И  что  пользы .  стекаться
 сюда  напрасно  и 
тщетно,  не  научаясь  ничему  полезному?  И  какое  приобретение .  всегда 
говорить  вам  в 
угоду?  Настоящее  время  кратко,  возлюбленные:  будем  же  трезвиться  бодрствовать,

воздерживаться,  искренно  оказывать  всякое  попечение  о  всех  и  богобоязливость
 во  всем; 
нужно ли слушать божественные изречения, или молишься, или приступать (к таинству),
или 
делать что-нибудь другое, пусть делается это со страхом и трепетом, чтобы нерадением
не 
навлечь на себя проклятие, . ибо проклят, говорит (пророк), всякий, делающий
дело Божие 
небрежно  (Иер.  43:10). Шум  и  гнев  служат  оскорблением  предложенной  жертвы.
 Крайнее 
небрежение .  представлять  себя  Богу  оскверненным.  Послушай,  что  говорит
 об  этом 
апостол:  Если кто  разорит  храм Божий,  того  покарает  Бог  (1 Кор.  3:17).
Итак  не  будем 
возбуждать гнева Божия вместо примирения с Ним, но, оказывая все усердие и всю
красоту и 
безмятежность души, будем приступать с молитвою и сокрушенным сердцем, дабы и
этим 
самим умилостивив Владыку нашего Иисуса Христа, мы могли получить обетованные
нам 
блага,  благодатью  и  человеколюбием  Самого  Господа  нашего  Иисуса  Христа,
 с  Которым 
Отцу с Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.19730804
Отписаться

В избранное