Увещание святых отцев к
преуспеванию в совершенстве
Один брат спросил авву Исаию о словах молитвы
евангельской:
что значит да святится имя Твое? (Матф. 6, 9). Авва сказал в
ответ:
это относится к совершенным; ибо имя Божие не может святиться в нас,
преобладаемых
страстями.
Сказывали об авве Феодоре Фермейском, что он превосходил
многих сими тремя главными добродетелями: нестяжанием, подвижничеством
и удалением от людей.
Авва Иоанн Колов говорил: я желаю, чтобы человек искал
всех
добродетелей со смиренномудрием. Так, каждый день, вставая рано,
приступай
к каждой добродетели и заповеди божией с величайшею твердостию, со
страхом
и терпением, в любви к Богу, со всякою готовностию души и тела, с
глубоким
смирением, в постоянной скорби сердца и хранении его, в продолжительной
молитве и прошениях с воздыханием, в чистоте языка и хранении очей.
Если
безчестят тебя, не гневайся; будь миролюбив, и не воздавай злом за зло;
не обращай внимания на оскорбления других; не думай высоко о себе, но
будь
ниже всякой твари; презирай все телесное и плотское; будь под крестом,
в борьбе, в нищете духовной, в духе и деле аскета; пребывай в посте, в
покаянии, плаче и в подвиге воинствования, в разсуждении, в чистоте
души,
в добром расположении духа; работай в безмолвии, пребывай в ночных
бдениях,
в голоде и жажде, в холоде, в наготе и трудах. Закрой гроб твой, как бы
ты уже умер, каждый час имея смерть пред своими глазами.
Авва Иосиф Фивейский говорил: три подвига драгоценны пред
Богом. Во-первых, - когда человек, впадши в духовную немощь,
приступающие
к нему при этом искушения принимает с благодарением. Во-вторых, - когда
кто старается, чтобы все дела его были чисты пред Богом, и не имели
ничего
человеческого. В-третьих, - когда кто пребывает в послушании своему
духовному
отцу, и отказывается от всех своих желаний.
Авва Кассиан рассказывал об одном отце Иоанне, начальнике
киновии, что он велик был в жизни сей. Когда он приближался к смерти, и
отходил к Господу спокойно и радостно, его окружили братья, и просили,
вместо наследства, оставить им какое-нибудь краткое и спасительное
наставление,
по которому можно было достигнуть совершенства во Христе. Авва,
вздохнув,
сказал: я никогда не творил своей воли, никого не учил тому, чего сам
прежде
не исполнил.
Один брат спросил авву Макария великого: в чем состоит
совершенство?
Старец отвечал: человек не может быть совершенным, если не приобретет
смирения
в душе и в теле, столь великого, чтобы не ценить себя ни за какое дело,
но смиренно считать себя ниже всякой твари; чтобы никогда не осуждать
никого,
кроме себя самого; чтобы переносить обиды и безчестия, исторгнуть из
сердца
своего всякую нечистоту; заставить себя быть долготерпеливым, благим,
братолюбивым,
целомудренным, воздержанным, - ибо в писании сказано: досель
царствие
небесное нудится, и нуждницы восхищають е (Мф. 11, 12); чтобы
прямо
смотреть глазами своими, обуздывать язык, удаляться от всякого пустого
и душевновредного слуха, соблюдать правоту рук, чистоту сердца пред
Богом
и непорочность тела; постоянно иметь представление и память о смерти;
чтобы
отложить всякий гнев и злобу, отречься от всего вещественного и
плотских
удовольствий, т.е. от диавола и всех дел его; совершенно покориться
Всецарю
Богу и всем Его заповедям, и непрестанно, во всякое время, во всякой
вещи
и во всяком деле иметь Его пред собою.
Брат спросил старца: какое бы мне делать доброе дело и
жить
с ним? Старец отвечал: Бог знает, что добро. - Я слышал, что некто из
отцев
спрашивал великого авву Нистероя, друга аввы Антония: какое бы доброе
дело
делать мне? Авва отвечал ему: не все ли дела равны? Писание говорит:
Авраам
был страннолюбив, - и Бог был с ним; Давид был кроток, - и Бог был с
ним.
Итак смотри: чего желает по Богу душа твоя, то и делай и блюди сердце
твое.
Авва Пимен говорил об авве Нистерое Великом: как медный
змий
в пустыне исцелял всякого, кто посмотрит на него; таков был и сей
старец:
он имел всякую добродетель, и молча врачевал всех.
Сказал еще: Бог дал Израильтянам закон - воздерживаться
от
противоестественного, то есть, от гнева, ярости, зависти, ненависти,
клеветы
на брата, и прочего, что принадлежит ветхому человеку.
Авва Пимен сказал: хранение самого себя, внимание к
самому
себе и разсуждение, - вот три добродетели, путеводительницы души.
Его же брат спросил: как должно жить человеку? Старец
отвечал:
посмотрим на Даниила: не нашлось на него инаго обвинения, как только в
служении Богу его.
Еще сказал авва Пимен: нищета, скорбь и разсуждение, -
вот
работные орудия монашеской жизни. Ибо сказано в Писании: аще будут
сии
трие мужи: Ное, и Даниил, и Иов... (Иезек. 14, 14). Ной изображает
собою нестяжательность, Иов - терпение, Даниил - разсудительный суд.
Если
сии три добродетели есть в человеке, то Бог обитает в нем.
Еще сказал авва Пимен: если монах возненавидит две вещи,
то может быть свободен от мира. Брат спросил его: какие? Плотоугодие и
тщеславие, - отвечал старец.
Рассказывали об авве Памво, что он, приближаясь к смерти,
в самый час кончины своей говорил предстоящим ему святым отцам: с того
времени, как пришел я в эту пустыню, построил себе келью и поселился в
ней, не помню, чтобы когда-либо ел я иной хлеб, кроме приобретенного
руками
моими, и никогда не раскаивался в словах, которые говорил я
когда-либо,
даже до сего часа. А теперь отхожу к Богу, как бы еще не начинал
служить
Ему.