Заголовок: ГЧП в энергетике: бизнесу нужны новые предложения
Компания: ГК "Крикунов и партнеры"
Экспертное мнение Андрея Лебедева, генерального директора ГК "Крикунов и Партнеры"
Государственно-частное партнерство (ГЧП) - активно развивающийся механизм, точнее будет сказать инструмент выгодного сотрудничества между государством и бизнесом. На сегодняшний день, для многих сфер бизнеса ГЧП стало одной из наиболее развитых форм инвестиционных отношений, очень популярной, но не идеальной. Главный принцип, на котором оно построено - взаимное сотрудничество государства и бизнеса при соблюдении баланса интересов. Учитываются вопросы финансовых, репутационных и прочих интересов, а риски в
каждом проекте поделены между его участниками.
В идеале, - этот инструмент разработан для эффективного и более масштабного привлечения внебюджетных средств при решении стратегически важных задач государственного уровня и значения. Так ли это в жизни, попробуем разобраться на примере энергетической отрасли.
Ограниченные возможности бюджетного финансирования и высокая степень износа основных фондов энергетической отрасли вынуждают государство ставить привлечение частного капитала в финансирование проектов в качестве одной из ключевых задач своей инвестиционной политики. Тем самым надеясь обеспечить устойчивое финансирование энергетики, обеспечить постепенный процесс ее модернизации, обновления генерирующих объектов и сетевой инфраструктуры, давая необходимый импульс для развития.
Для публичной власти важна надежность деятельности, качество и доступность продукции частных организаций-отраслевиков, осуществляющих свою деятельность пусть даже и за свой счет. Интересы бизнеса традиционны и логичны - это стабильность и прогнозируемость условий осуществления деятельности, в том числе зависящих от актов органов государственной власти, на период окупаемости проекта. Для конечных потребителей услуг большое значение имеет качество предоставляемых услуг. Очевидно, что результативность
осуществления крупных проектов в энергетике зависит от удовлетворения интересов всех трех групп участников.
Если интересы инфраструктурного бизнеса и потребителей балансируются и обеспечиваются заключаемыми между ними гражданско-правовыми договорами, в которых определяются взаимные обязанности сторон и ответственность за их нарушение, то универсальный и работающий механизм для взаимного обеспечения интересов публичной власти и бизнеса не найден.
Основная проблема так и осталась не решенной - при существующем избыточном правовом регулировании совершенно нет правовых инструментов, гарантирующих долгосрочный возврат инвестиций: тарифные и бюджетные решения установлены на довольно короткий срок и могут быть изменены в одностороннем порядке. И, если для краткосрочных проектов это выглядит не так критично, то реализация любых долгосрочных проектов ставится под сомнение. Ни один бизнес не готов принимать участие в проекте, где условия и "правила игры" до
конца не понятны и не сформулированы предельно ясно.
Данная ситуация в высшей степени парадоксальна, потому как и государству, и бизнесу нужны универсальные механизмы долгосрочного гарантирования, а законодатель таких механизмов не предоставляет. Все это негативно влияет на инвестиционную привлекательность инфраструктурного бизнеса (потенциальные инвесторы подвергаются риску негативного изменения законодательства/принятию индивидуальных правовых актов, существенно ухудшающих условия осуществления их деятельности). Под угрозой риска находится обеспечение
реализации с помощью инфраструктурных проектов публичных задач (улучшение инфраструктурной привлекательности, и, как следствие, бизнес- и социального климата и отдельных территорий).
Эффективным решением описанной проблемы может стать модернизация института государственно-частного партнерства, установленного федеральным законодательством. На мой взгляд, целесообразно прописать в законодательстве новый вид соглашений - об условиях осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с таким соглашением орган публичной власти обязуется выполнять свои административные функции (устанавливать тарифы, выдавать различные разрешения) в отношении предпринимателя определенным образом.
Предприниматель же в свою очередь будет обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с параметрами, установленными таким соглашением и направленными на удовлетворение интересов публичного образования. При этом статус данного соглашения должен быть аналогичным статусу гражданско-правового договора в части санкций за его неисполнение, способов защиты сторонами своих нарушенных
прав и неприменения к нему норм, принятых после его заключения, что поможет сделать отношения стабильными и устойчивыми.
В заключении стоит отметить необходимость создания условий со стороны государства для полноценного обмена опытом в проведении проектов ГЧП между сферами экономики и регионами, заимствования проработанного законодательства, лучших практик. Это будет способствовать более эффективному развитию данного инструмента.