Реставраторы ГМИИ им. А.С. Пушкина спасли шедевр Якоба Йорданса
Заголовок: Реставраторы ГМИИ им. А.С. Пушкина спасли шедевр Якоба Йорданса
Компания: JTI
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина при поддержке Japan Tobacco International завершил исследование и уникальную реставрацию картины Якоба Йорданса "Сатир в гостях у крестьянина".
Знаменитое полотно одного из ярчайших представителей фламандской школы XVII века находилось в аварийном состоянии - растрескавшийся грунт грозил разрушением картины, а потемневший от времени лак искажал ее восприятие. Проведенные работы позволили не просто вернуть полотну авторский облик, но и раскрыть обстоятельства его создания и понять особенности творческой практики Йорданса.
"Удалось, насколько это возможно при современном уровне реставрационных и научных достижений, восстановить соответствующий первоначальному авторскому замыслу художественный облик этой картины. Можно утверждать, что в XXI веке ценители живописи увидят картину Йорданса такой, какой она вышла из-под кисти фламандского мастера почти 400 лет назад", - отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.
"Сатир в гостях у крестьянина" (ок. 1622 г.) по праву считается одним из самых известных и значимых экспонатов картинной галереи ГМИИ имени А. С. Пушкина. В коллекцию музея картина попала в 1930-е годы, а до этого более полутора веков хранилась в Эрмитаже, куда была приобретена по распоряжению императрицы Екатерины Великой у наследников немецкого графа Брюля еще во второй половине XVIII века.
На протяжении своей многовековой истории картина пережила несколько реставрационных вмешательств, в ходе которых была почти полностью покрыта слоями поздних записей, искажающих не только колорит, но и авторскую манеру живописи.
Полностью разгадать загадку полотна удалось только в 2012 году - в год 100-летия ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Выяснилось, что Йорданс несколько раз перерабатывал композицию: вносил изменения в положение фигур, жесты и ракурсы основных персонажей - крестьянина, его жены и ребенка, а также сатира. Еще одна показательная черта художника: он менял композиционное решение полотна с помощью дополнительных надставок. Авторский холст "Сатира" сшит из пяти кусков.
Особая заслуга реставраторов ГМИИ им. Пушкина - в том, что при всей сложности задачи по восстановлению картины они сумели сохранить оригинальный холст Йорданса, избежав его дублирования - наклеивания нового полотна на тыльную сторону первоначального. Картины старой западноевропейской школы, у которых можно увидеть авторский холст с оборотной стороны - большая редкость и потому особенно ценны, отмечает Ирина Антонова.
"Раскрыть секреты Йорданса и сохранить его шедевр для потомков - настоящий подвиг сотрудников ГМИИ им. А. С. Пушкина. Этот проект посвящен 100-летнему юбилею музея, но на самом деле это замечательный подарок для всех нас", - сказал генеральный менеджер JTI Россия Кевин Томлинсон.
Реставрация картины Йорданса - не первый совместный проект JTI и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Сотрудничество музея и компании началось почти 14 лет назад. Среди крупнейших реализованных проектов: создание электронных галерей японской гравюры XVIII - XIX вв., британской гравюры XVIII-XIX вв., русской графики XVIII - XIX вв. и знаменитой коллекции импрессионистов.
За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:
Пресс-служба ГМИИ им. А.С.Пушкина
Тел.: +7 (495) 697-22-14
e-mail press@artsmuseum.ru
Менеджер по связям с прессой JTI
Мария Плис
Тел.: +7 (903) 676 30 36
e-mail: Maria.plis@jti.com
Контактная информация:
------------------------------
Контактное лицо: Мария Плис
Менеджер по связям с прессой JTI
E-mail: Maria.plis@jti.com
Телефон: +7 903 676 30 36