Проект Дмитрия Шорина и Сергея Шнурова "Летное поле" в AL Gallery
Заголовок: Проект Дмитрия Шорина и Сергея Шнурова "Летное поле" в AL Gallery
Компания: Галерея современного искусства AL Gallery.
9 сентября - 4 октября в галерее современного искусства AL Gallery (Санкт-Петербург) выставка Дмитрия Шорина и Сергея Шнурова "Летное поле". Куратор проекта Олеся Туркина. Звук Юрий Туполев.
Летное поле Пулково 1 - стартовая площадка позднего советского модернизма. Аскетическая и ясная архитектура, казалось, справилась даже с силой тяжести. Несмотря на то, что в 1970-х, когда Александр Жук создал свой шедевр, летать можно было только в пределах Родины, это была бескрайняя страна. "Летайте самолетами" - призывал с плакатов Аэрофлот, сменивший Добролет - "Российское общество добровольного воздушного флота", созданного на средства самых романтических в мире людей. "Тот не гражданин СССР, кто Добролета
не акционер" - безоговорочно утверждал плакат Родченко. Граждане вступали в ОСОАВИАХИМ и по мере сил и возможностей летали, грызя конфеты "Наша индустрия" с самолетом на фантике и печенье "Красный авиатор". В 1938 году образ летчика, появившийся на новой пятирублевой купюре, обогнал красноармейца (номинал три рубля) и шахтера (один рубль).
Аэропорт был местом свободы, местом утопических мечтаний, к тому же в пределах советского глобального пространства казалось, что улететь можно куда угодно, от Сочи до Магадана, от Риги до Еревана. Пассажиры, отправлявшиеся в рейс или только что приземлившиеся на взлетно-посадочную полосу, находились как бы в подвешенном состоянии, между небом и землей. Архитектура Пулково 1 - "пароход", "пять стаканов", "кастрюли", как с нежностью прозвали это здание ленинградцы - вполне мог послужить иллюстрацией к советской
фантастике. Ведь в коммунистическом будущем красиво лишь то, что функционально. Лишенные эгоизма и презирающие излишества потомки, могли взлетать с этих новейших вынесенных на летное поле терминалов, к которым вели подземные эскалаторы.
"Летное поле" - это проект Дмитрия Шорина и Сергея Шнурова, посвященный Пулково 1. К разделенному надвое живописному панно ведет разметка взлетно-посадочной полосы. Одна светлая сторона написана Шориным, другая темная - Шнуровым. Симметричные и в тоже время отличающиеся сцены напоминают об эффекте старых стерео открыток, где одно изображение, снятое с двух разных точек зрения, с помощью стереоскопа создавало иллюзию объема. Главное условие, чтобы левым и правым глазом видеть только одну фотографию из стереопары.
Летное поле Шорина и Шнурова - это гигантский бинокулярный прибор, в котором оказываются зрители, чтобы увидеть объемно "как в жизни" не пейзаж или галантную сцену, а социальную действительность. Эта объемность усиливается и за счет низкочастотного самолетного рева. Левый глаз видит прибытие утреннего самолета. Светлая, легко написанная сцена, напоминает о фресках, украшавших в советское время железнодорожные вокзалы и аэропорты. Только вместо пионеров запускающих в н
ебо планеры - невидимые пассажиры, которые спускаются по трапу из легкой синевы неба в безмятежное утро "Города-героя Ленинграда". Летное поле детской мечты и воспоминаний приветствует небожителей. Это рай, в котором нет земных забот о хлебе насущном и тревог о будущем, в котором закончены все битвы и наступил отдых. Души пассажиров, измотанных бизнесом, приземляются в зону заслуженной рекреации: "Москвичи прилетели" в светлой половине картины, написанной Шориным. Левая темная часть панно показывает ночное
прибытие пассажиров из тех уголков нашей бывшей Родины, где социалистическая интеграция когда-то убила самостоятельную экономику - Средняя Азия, Кавказ, Молдавия... Они спускаются в кромешную тьму. Одно и то же место может оказаться как раем для одних, так и адом для других. Футуристические летящие вверх световые фонари Пулково 1 на темной стороне "Летного поля" превращаются в трубы гигантских котлов, в которых буду варить "грешников". Как древним адитам им суждено страда
ть, но не от засухи и урагана, а от социальной несправедливости. Ведь в отличие от москвичей, они прибыли в "культурную столицу" не для туризма и отдыха, а чтобы работать в поте лица своего. В этой темной половине панно пассажиры спускаются не в райское умиротворение прекрасного города-музея, а в черные бездны ненависти и угнетения человека человеком. Рай и Ад "Летного поля", созданные Шориным и Шнуровым - это день и ночь того мифа, на развалинах которого мы живем. Тоталитарная советская идеология, обещавшая
когда-то равноправие и уважение к человеку, теперь вместо солнца подставила нам лампу дневного света. Светлый день общества социальной справедливости оказался ночью с искаженным освещением. Современная имперская идеология не скрывает своей ночной стороны. Но она ставит надежные защитные экраны рекламы и телевидения, на которые проецируются навязчивые светлые и яркие желания. Остается лишь "Летное поле", откуда уже никто не летит в прекрасное утопическое будущее и насто
ящее, которым можно было бы гордиться. Но как в фильме Криса Маркера "Взлетная полоса", как будто бы еще возможно отправиться за помощью в прошлое и будущее ценой собственной смерти. Ведь как поет Сергей Шнуров:
Мне бы, мне бы, мне бы в небо
Здесь я был, а там я не был
Олеся Туркина
Контактная информация:
------------------------------
Сайт компании: http://www.album-gallery.org
Адрес организации: Санкт-Петербург. Наб. реки Фонтанки, 76.
Контактное лицо: Иван Потапов
проекты
E-mail: algallery.info@gmail.com
Телефон: +7 812 713-3534