Объем коммерческого сектора российского фармрынка в июне 2007 г., по предварительным данным, составил 130,2 млн долл. США в ценах дистрибьютора или 170 млн долл. США в ценах конечного потребления.
По сравнению с маем 2007 г. объем рынка несколько уменьшился (на 2--3%), однако он вырос по сравнению с январем на 4%.
Сезонное падение темпов роста, пришедшееся на июнь, свидетельствует о перераспределении сил внутри сектора; в первую очередь, это относится к безрецептурной продукции, занимающей долю около 45% от общего объема сектора. Снижение уровня простудных заболеваний, а также уменьшение спроса на профилактические средства этой нозологии повлияли на соотношение рецептурной и безрецептурной продукции. Доля последней имеет тенденцию к некоторому сокращению.
ТОП-10 корпораций подтверждают тезис о перераспределении позиций внутри коммерческого сектора. Так, недавний лидер рынка Фармстандарт по стоимостным показателям продаж по итогам июня занимает пятую позицию в общем рейтинге корпораций, уступая компаниям Санофи-Авентис, Пфайзер, недавно образовавшейся в результате слияния корпорации Байер Шеринг Фарма и Новартису. Наибольшие темпы роста продаж в первой десятке демонстрирует Никомед, в первую очередь за счет вновь увеличивающегося спроса на Актовегин.
В натуральных показателях в первой десятке бесспорным лидером является компания Фармстандарт.
Компания Сервье, недавно открывшая в Подмосковье собственный производственный комплекс, демонстрирует уверенные темпы роста продаж. Продукция компании -- одна из самых дорогих среди ТОП-10 корпораций; ее средняя цена уступает только средней цене ЛС Солвей Фарма (табл. 1).
Таблица 1. ТОП-10 корпораций на фармрынке России в июне 2007 г. (предварительные данные)
Корпорация Доля в стоимостном объеме продаж, % от USD Доля в натуральном объеме продаж, % от упаковок Прирост продаж, июнь / январь 2007 г., %
Санофи-Авентис 4,8 2,3 -7,6
Пфайзер 4,0 1,0 4,9
Байер Шеринг Фарма 3,9 1,4 5,7
Новартис 3,8 1,9 5,9
Фармстандарт 3,3 13,4 -14,4
Сервье 3,2 0,9 19,9
Сандоз 3,1 2,3 -3,5
Никомед 3,0 1,4 33,8
Берлин-Хеми/Менарини 2,8 2,2 -8,7
ГСК 2,6 1,0 1,8
Солвей Фарма 2,4 0,7 -2,3
Источник: ЦМИ "Фармэксперт"
По предварительным итогам 1-го полугодия 2007 г. лидером продаж с совокупной долей продаж 4,87% стала компания Санофи-Авентис. Среди ТОП-15 корпораций пять являются дженериковыми (табл. 2). По итогам года позиции компаний могут претерпеть некоторые изменения. Возможно, при наступлении очередного сезона ОРВИ компания Фармстандарт займет лидирующие позиции благодаря иммуномодулятору Арбидол. Скорее всего, в десятке прочно обоснуется новая корпорация Байер Шеринг Фарма, причем место компании будет в пределах первой
пятерки.
Таблица 2. ТОП-15 корпораций на фармрынке России в январе-июне 2007 г. (предварительные данные)
Позиция в рейтинге Корпорация Доля в стоимостном объеме продаж, % от USD Доля в натуральном объеме продаж, % от упаковок
1 Санофи-Авентис 4,87 2,42
2 Фармстандарт 4,39 13,19
3 Пфайзер 3,87 1,06
4 Байер Шеринг Фарма 3,85 1,45
5 Новартис 3,74 2,01
6 Сандоз 3,28 2,44
7 Сервье 3,00 0,85
8 Никомед 2,71 1,36
9 Берлин-Хеми/Менарини 2,70 2,15
10 ГСК 2,69 1,17
11 Солвей Фарма 2,39 0,67
12 Шеринг-Плау 1,97 0,65
13 Янссен-Силаг 1,93 0,41
14 Гедеон Рихтер 1,84 1,24
15 КРКА 1,66 1,30
Источник: ЦМИ "Фармэксперт"