Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал "Вопросы жилищного права"


Информационный Канал Subscribe.Ru

//////////////////////////////////////////////////
Выпуск № 24 от 1 июля 2005 г.
рассылки «Журнал «ВОПРОСЫ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА», 
объединяющей постоянных подписчиков под девизом:
Подписывайтесь, читайте, анализируйте, действуйте!
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
---------------------------------------------------------
Журнал распространяется только по подписке.
Подписные индексы журнала «Вопросы жилищного права»
в каталогах: «Роспечать» - 84797 и «Почта России» - 12300.
Принимается подписка по системе адресной подписки
непосредственно издательством, посылайте заявку idp@yandex.ru
---------------------------------------------------------
Автор и ведущий рассылки – главный редактор
Владимир Васильевич СМИРНОВ 
---------------------------------------------------------

Представляем очередной выпуск рассылки о журнале, который надеемся поможет Вам
ориентироваться в различных вопросах жилищного права.

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ: Публикация из № 5 журнала «Вопросы жилищного права».

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС: КОГО ПРИЗНАВАТЬ МАЛОИМУЩИМИ ГРАЖДАНАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА?

Жилищный кодекс РФ воспринял и систематизировал процессы в отношении правового
регулирования жилья, начавшиеся в начале 90-х годов. В нем нашли отражение и
дальнейшее развитие ряд положений законодательных актов, принятых в упомянутый
период, такие как Конституция РФ, ГК РФ, Федеральный закон № 4218-1 от 24 декабря
1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики» (утратил силу в связи с принятием
ЖК РФ), Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1  «О приватизации жилищного фонда
в РФ» (внесены соответствующие изменения),
Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»
(утратил силу) и т.д.

Пунктом 3 статьи 40 Конституции РФ ещё в 1993 году было установлено, что малоимущим,
иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется
бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных
фондов в соответствии с установленными законом нормами.

С связи с действием теперь Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), социальные гарантии
распространяются только на малоимущих граждан или иные категории лиц, признанные
нуждающимися в жилище в отличие от принципа, ранее закрепленного в ЖК РСФСР,
который констатировал право на получение бесплатного жилья для всех граждан.
Здесь можно говорить о некотором разумном балансе, к которому стремится государство
с точки зрения предоставления гарантий корреспондирующих с конституционным правом
на жилище.

На сегодняшний день по нормам Жилищного кодекса РФ, чтобы встать на учёт в очередь,
нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,
теперь смогут не просто нуждающиеся, а исключительно только те, кто не в состоянии
заработать себе средств на приобретение квартиру, то есть малоимущие граждане.
При этом имеет место ключевой вопрос: кого же считать малоимущим, а кого – нет.

Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления
в порядке, установленном законом субъекта РФ, то есть с учетом дохода, приходящегося
на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов
семьи и подлежащего налогообложению. 

Здесь следует обратить внимание на формулировку «в порядке, установленном законом
субъекта РФ». Иными словами, имеет гражданин право на социальное жилье или нет,
зависит от того, где он проживает, а именно, от возможностей местного бюджета
и общей экономической ситуации в регионе, то есть, будет ли он признан малоимущим
в соответствии с местным законодательством. 

Очевидно, что бюджет Москвы, равно как и уровень жизни москвичей, несколько выше
по сравнению с другими регионами. Соответственно, малоимущий в Москве и малоимущий
в отдаленном регионе – понятия мало сопоставимые. 

С одной стороны, такой подход должен учитывать разницу в уровне жизни, но, с
другой стороны, уже сейчас существует точка зрения, что зависимость условий получения
жилья от региона проживания, а именно от местного законодательства, не соответствует
Конституции РФ (ст. 19). Имеется в виду нарушение принципа равенства прав граждан,
в том числе права на жилище, вне зависимости от имущественного положения и места
жительства. Правоприменительный потенциал рассматриваемых положений, очевидно,
предстоит оценить позднее.

Для получения социального жилья, помимо соответствующего имущественного положения,
необходимо, как и ранее, быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно
– состоять на учете в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения.
Последняя также будет устанавливаться органом местного самоуправления.

Отметим также сужение круга лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья
по договорам социального найма. Льготы сохранены только в отношении следующих
категорий граждан:

· граждане, жилые помещения которых признаны непригодными к проживанию и ремонту
и реконструкции не принадлежат;

· детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лицам из числа детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания
в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания,
в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства),
а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы;

· граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, но только те
категории, проживание с которыми в одном помещении невозможно (открытая форма
туберкулеза, психические расстройства и т.п.). Перечень заболеваний предстоит
установить Правительству РФ.

Многие категории льготников, такие как инвалиды войны, семьи погибших, реабилитированные,
участники устранения последствий Чернобыльской АЭС, потеряли свое право на преимущественное
получение социального жилья.

В Министерстве регионального развития РФ подготовлен и разослан в регионы актуальный
документ – Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка
признания граждан малоимущими в целях постановки на учёт и предоставления малоимущим
гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального
жилищного фонда по договорам социального найма (полный их текст публикуется в
данном номере журнала
«Вопросы жилищного права»).

Документ носит рекомендательный характер, существующее разграничение полномочий
в жилищной сфере не позволяет федеральным органам что-либо предписывать регионам
в обязательном порядке.

Доходы населения, обеспеченность людей жильем в разных регионах заметно различаются.
Часто и в разных муниципальных образованиях в пределах одного региона можно видеть
разительный контраст. Поэтому в Жилищном кодексе РФ четко сказано, что порядок
учета доходов и налогооблагаемого имущества семьи для решения жилищного вопроса
устанавливают органы власти субъекта Федерации. Конкретные же размеры дохода
и стоимости имущества будут определяться на муниципальном уровне – органами местного
самоуправления. 

Предполагалось, что к моменту вступления в действие Жилищного кодекса РФ в регионах
будут приняты необходимые законы, кого и на каких основаниях относить к малоимущим
гражданам. Однако задача оказалась настолько сложной и неоднозначной, что многие
субъекты федерации попросили им помочь. Поэтому возникла необходимость в подготовке
указанных методических рекомендаций. Содержание которых позволяет на их основе
разработать и принять соответствующие региональные законодательные акты.

Предшествовать заключению договора социального найма жилого помещения будет решение
о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Со стороны собственника помещения договор найма жилого помещения подписывается
уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления в
зависимости от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду отнесено
помещение, передаваемое в социальный найм.

====================
ПРИМИТЕ ВО ВНИМАНИЕ!
====================
* Содержание июльского 7-го номера журнала «ВОПРОСЫ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА» за 2005
год находится по адресу: http://subscribe.ru/archive/realty.vgp/200506/24050546.html
* Содержание июньского 6-го номера журнала «ВОПРОСЫ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА» за 2005
год находится по адресу: http://subscribe.ru/archive/realty.vgp/200506/10104125.html
* Содержание майского 5-го номера журнала «ВОПРОСЫ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА» за 2005
год находится по адресу: http://subscribe.ru/archive/realty.vgp/200505/16090235.html
* Содержание апрельского 4-го номера журнала «ВОПРОСЫ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА» за 2005
год находится по адресу: http://subscribe.ru/archive/realty.vgp/200505/13074054.html

==============================
УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ РАССЫЛКИ!
==============================

Предлагаем Вам включиться в анализ и обсуждение на страницах журнала и данной
рассылки актуальных вопросов жилищного права, многогранные положения которого
затрагивают всех и каждого.

Редакция журнала «Вопросы жилищного права» обращается ко всем читателям журнала
и подписчикам настоящей рассылки, с предложением присылать для публикации на
страницах журнала материалы по тематике журнала, а также тексты нормативных правовых
актов всех уровней по регулированию различных сторон жилищных правоотношений.

В случае если Вы заинтересовались данным предложением, пишите главному редактору
журнала, автору и ведущему рассылки по адресу: vvsm@yandex.ru

В настоящей рассылке Вы также можете оперативно опубликовать новости, касающиеся
принятия новых документов или появления новаций по жилищному праву. Для этого
просто отправьте Ваше изложение новости главному редактору журнала, автору и
ведущему рассылки по адресу: vvsm@yandex.ru

ДО НОВОЙ ВСТРЕЧИ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА И НАСТОЯЩЕЙ РАССЫЛКИ И ВСЕГО ВАМ САМОГО
ДОБРОГО!

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: realty.vgp
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное