Еженедельный мониторинг рынка недвижимости Санкт-Петербурга
Рынок жилья Петербурга: Восточная часть Петроградской стороны
Жилищный фонд Восточной части Петроградской стороны отличается сильной разнородностью. В глубине кварталов района – дешевые ветхие коммуналки. По фасадам проспектов и набережных – элитные квартиры, по стоимости почти не уступающие апартаментам «золотого треугольника».
Территория восточной части Петроградской стороны ограничена Газовой улицей, набережной реки Карповки, Петроградской и Петровской набережными, Каменноостровским проспектом, Кронверкским проспектом, Кронверкской, Большой Пушкарской и Ординарной улицами, а также Левашовским проспектом.
Культурный центр
Достоинства территории – близость к центру города и высокоразвитая социальная инфраструктура. Петроградская сторона – старейшая часть Петербурга. Именно здесь находился центр города до его переноса в 1720-х годах на Васильевский остров.
В районе сосредоточено много важных историко-культурных доминант – Петропавловская крепость, Домик Петра I, особняк Кшесинской и др. Здесь размещаются учреждения культуры и искусства, театры «Балтийский Дом», «Мюзик-холл», «Русская антреприза». На территории Александровского парка находятся Планетарий и Ленинградский зоопарк.
Здесь стремительно развивается социальная инфраструктура. Обилие небольших кафе, магазинчиков, бутиков делает территорию очень комфортной для проживания. На Петроградской стороне расположено множество учреждений федерального и местного значения, банков, научно-исследовательских организаций, а также несколько высших учебных заведений.Большинство промышленных предприятий, расположенных здесь, предполагается вывести за пределы города. Многие из них уже давно не работают.Часть неиспользуемых заводских корпусов активно реконструируется под бизнес-центры. Таким образом восточная часть Петроградской стороны быстро развивается как деловой центр.
Петроградский район расположен на островах, соединенных между собой и другими районами города мостами. Однако в отличие от соседнего Василеостровского района, также расположенного на островах, транспортная доступность здесь лучше. С остальным городом район связывают восемь мостов и пять станций метрополитена.
Недостаток этой территории, как и всего Петроградского района в целом, в отсутствии парковок и узкие, загруженные транспортом улицы. Главные транспортные магистрали восточной части Петроградской стороны – это Каменноостровский проспект и Большая Пушкарская улица. По ним пролегают основные маршруты общественного транспорта, идущего через район, и именно здесь в часы пик часто образуются пробки. Решение
транспортных проблем Петроградского района, как и Василеостровского, связывают с возведением Западного скоростного диаметра. Он должен уменьшить транзитные транспортные потоки.
Кроме того, администрация города планирует реализовать проект по строительству транспортной магистрали, которая соединит Песочную набережную и набережную Адмирала Лазарева через Леонтьевский мыс с Васильевским островом. Это также поможет разгрузить движение в зоне исторической застройки Петроградского района и значительно улучшить транспортную доступность восточной части Василеостровского района.
Территория контрастов
Основная часть жилых домов в восточной части Петроградской стороны относится к категории старого фонда. Кроме зданий постройки до 1917 года, составляющих 80% жилищного фонда района, некоторая доля приходится на сталинки (9%), хрущевки (менее 1%) и типовые кирпичные дома 1970-х годов (около 2%). Жилье в Восточной части Петроградской стороны пользуется большим спросом.
Квартиры в домах, расположенных в непосредственной близости к культурным доминантам, на набережных, на главных магистралях района, – дорогие, престижные и динамично растущие в цене. Коммунальные квартиры здесь практически полностью расселены. В кварталах, размещенных вдалеке от транзитных трасс, встречаются коммуналки с неблагоустроенным жилищным фондом, нуждающимся в реконструкции. Таких домов много
в районе улиц Большой Посадской и Чапаева.
Элитный сегмент жилищного фонда района представляют дома с «видовыми» квартирами на Петровской и Петроградской набережных, площадях Льва Толстого и Троицкой, а также апартаменты вдоль Каменноостровского и Кронверкского проспектов.
Особым спросом пользуется жилье на Каменноостровском проспекте. Именно здесь находятся дома-памятники, символы петербургского элитного жилья. Например, доходный дом Лидвалей (Каменноостровский пр., 1–3), дом Кирова (Каменноостровский пр., 26–28, Кронверкская ул., 29) или дом на Каменноостровском пр., 73–75.
Не меньшей популярностью пользуются и расположенные в районе сталинки. Например, дом политкаторжан на Троицкой площади, построенный в 1933 году. Его возводили для ветеранов «борьбы за свободу» – бывших революционеров, проведших годы в царских ссылках и тюрьмах. Инфраструктура дома была рассчитана на людей, которые презирают индивидуальный быт, но ценят радости проживания в коммуне. На первом этаже
дома находились столовая и фабрика-кухня, детские комнаты, медицинский пункт, продовольственный магазин. В подвале располагалась механическая прачечная, а на крыше был организован солярий. Всего в доме насчитывается 144 квартиры (от двухкомнатных до пятикомнатных).
Еще одно примечательное творение сталинской эпохи – дом на набережной реки Карповки, 13 (Первый дом Ленсовета). Он был построен в 1934 году и славился замечательной «начинкой»: двухуровневые квартиры, теннисный корт и также солярий на крыше. Также популярен среди покупателей и Второй дом Ленсовета – семиэтажное здание на Петровской набережной, неофициально именующийся «Дворянским гнездом». Возведенный
в 1964 году, изначально он предназначался для общественных деятелей и видных работников культуры. «Главное достоинство квартир в таких домах – замечательное местоположение и роскошные виды на Петропавловскую крепость и акваторию Невы, – говорит начальник информационно-аналитического отдела ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергей Бобашев. – Жилье здесь престижно, дорого и продолжает дорожать. Верхняя граница цены предложения зависит от «начинки» и может достигать нескольких тысяч долларов».
Впрочем, наличие дешевых коммуналок несколько снижает среднюю стоимость жилья в этом районе. По данным информационно-аналитического отдела ГК «Бюллетень Недвижимости», средняя цена за квадратный метр жилья составляет $2,7 тыс.
Перспективы нового строительства
Крупных проектов по строительству жилья в восточной части Петроградской стороны почти нет. Свободные участки под застройку в микрорайоне практически исчерпаны, а имеющиеся малы и не позволяют возвести большой объект.Существенным ограничением является и градостроительный регламент, запрещающий
строить в районе здания выше пяти-шести этажей. Поэтому деятельность строительных компаний здесь ограничивается уплотнительной застройкой и реконструкцией старого жилищного фонда (ООО «ЛЭК ИСТЕЙТ», ООО «Петербургреконструкция» и др.).
Практически единственным крупным проектом по строительству жилья в этой части города сегодня является жилой комплекс бизнес-класса «Серебряные зеркала» (квартал, ограниченный Дивенской, Малой Монетной, Большой Посадской, Малой Посадской улицами и Каменностровским проспектом), на территории бывшего завода «Знамя труда». Инвестор – ООО «ЛЭК ИСТЕЙТ». Срок сдачи – второй квартал 2007 года. Проект жилого
комплекса также предусматривает и создание многофункционального досугового центра (с торговой зоной, фитнес-клубом, косметическим салоном, рестораном), а также подземный гараж на 300 машин.
Перспективы развития территории связывают с созданием здесь большой общественно-деловой зоны. В последние годы отсюда активно выводят промышленные предприятия.
Процесс начался с «Первой промышленной фабрики». Весной 2005 года производственные корпуса фабрики переехали в Северо-Западную промышленную зону. Сейчас ведется реконструкция бывшего административного здания предприятия на Петроградской набережной, 22. На участке в 1,5 га планируется построить девятиэтажный бизнес-центр площадью 12 тыс. кв. м. Инвестиции в проект составят около $10 млн.
«Формирование общественно-делового центра в восточной части Петроградской стороны, возможно, поможет развернуть и жилищное строительство на землях, освобождаемых промышленными предприятиями и НИИ», – резюмирует Сергей Бобашев.