Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недвижимость, ВНЖ и бизнес в Болгарии В России будет 'ТУРИЗМ В ЗАКОНЕ'.далее-Новый бизнесмобиле


Информационный Канал Subscribe.Ru

В России будет туризм в законе

Туризм нельзя лишать государственного регулирования, в противном случае это повлечет за собой негативные последствия для рынка, считают эксперты

 

На прошлой неделе в Госдуму были внесены поправки к проекту федерального закона, который вносит изменения в закон 'О лицензировании отдельных видов деятельности'. Их обсуждение планируется провести в декабре. Как сообщили RBC daily в Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму, речь идет о поправках, сохраняющих лицензирование турагентской, туроператорской деятельности, а также деятельности по продаже клубного отдыха до тех пор, пока не будет разработан новый принцип регулирования рынка. Одним из них, возможно, станет создание саморегулируемой организации – депутаты предлагают отменить лицензирование после того, как закон о СРО вступит в силу. Однако эксперты довольно скептично воспринимают эту идею, полагая, что рынок к подобным мерам не готов.

 

Напомним: о реальной отмене лицензирования в туризме заговорили еще год назад. Причем высказывались доводы и за, и против такой меры. В частности, у многих вызывало опасение то, что отмена лицензирования неминуемо повлечет за собой хаос на рынке и всплеск мошенничества. Еще одним аргументом в пользу старого механизма стала мировая практика. Например, в ЕС действует специальная директива 'О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все', в которой оговаривается необходимость предоставления 'гарантий, позволяющих в случае неплатежеспособности или банкротства обеспечить возврат потребителю уплаченных им сумм и возвращение его на родину'.

 

Однако в конце октября комитет Госдумы по собственности рекомендовал принять законопроект 'О внесении изменений в Федеральный закон 'О лицензировании отдельных видов деятельности'', предусматривающий отмену лицензирования в туризме. Все это вновь заставило говорить о разработке нового механизма регулирования рынка. Поэтому предложение заместителя руководителя Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму Александра Соколова (он курирует вопросы отрасли) передать полномочия по лицензированию в регионы показалось вполне разумным выходом из положения. Суть предложения заключается в том, чтобы дать возможность местным отраслевым органам проводить не только лицензирование агентской деятельности (такая практика используется в некоторых регионах), но также и операторской. Примечательно, что многие участники рынка считают такое предложение вполне разумным. 'Я полностью поддерживаю эту идею, – сказал RBC daily президент Московской ассоциации турагентств Павел Кларк. – Это именно то, за что мы боролись последние несколько лет. Нигде больше не ездят за лицензией через всю страну – это просто бред и абсурд'.

 

А предложения, внесенные комитетом по экономической политике, предпринимательству и туризму, касаются продления действия лицензирования в туризме. Причем не до января следующего года, как предполагалось, а до 2006 г. Именно к этому времени должны быть приняты два ключевых закона для рынка – о туризме и о саморегулируемых организациях. Причем в отраслевом законе также будут определены основы саморегулирования туристической деятельности. В ходе октябрьского обсуждения поправок в закон о лицензировании заместитель председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин отметил, что новые механизмы регулирования рынка должны быть приняты одновременно с отменой лицензирования. 'Турагентскую деятельность можно заменить саморегулированием при вступлении в действие соответствующего закона, а туроператорскую деятельность нельзя отменять, а необходимо вводить иные механизмы государственного регулирования, которые будут прописаны в новом законе 'О туризме'', – заявил он. Он также подчеркнул, что по отношению к турагентской деятельности не исключает возможной замены лицензирования на саморегулирование. 'Но туроператорская деятельность должна регулироваться государством, в том числе и в форме действующего лицензирования. Здесь только введением страховой ответственности не обойдешься', – считает он. Так или иначе, разработка новых мер потребует смещения сроков отмены лицензирования, что, видимо, и произойдет.

 

Но вот пойдет ли на пользу туристическому рынку саморегулирование, представляется пока сомнительным. Во всяком случае, эксперты в этом вовсе не уверены. 'Пока ничего не меняется: лицензирование просто отложено, и на рынок это повлиять не может, – сказал RBC daily генеральный директор юридического агентства Persona Grata Георгий Мохов. – Что касается саморегулирования, то я абсолютно убежден, что, по крайней мере, туристический рынок не готов к этому'. По мнению г-на Мохова, без государственного регулирования нормальное функционирование рынка сейчас невозможно. 'Предприниматели не готовы ни морально, ни материально к этому, они не смогут договориться, – считает он. – Если будет введено исключительно саморегулирование, это приведет к коррупции, созданию групп, которые станут максимально ограничивать конкуренцию.


 

Конечно, подобный вариант развития событий – наиболее пессимистичный, но все же преждевременно и наивно полагать, что рынок сам себя станет регулировать'. То, что действующий закон 'Об основах туристической деятельности' устарел, очевидно. По словам Георгия Мохова, в судах, например, его практически не используют, руководствуясь Гражданским кодексом и законом 'О защите прав потребителей'. Поэтому дальнейшее развитие туристического рынка напрямую зависит от того, какие законодательные акты его сменят.

                                                        подготовлено по материалам сайта "RBCdaily"

 

'Война и мир' в мобильной обработке

В России набирает обороты новый вид бизнеса - контент-провайдинг. Это информационные и развлекательные услуги, предназначенные для мобильных телефонов. Аналитики сулят ему огромные перспективы, но пока операторы и разработчики не могут создать эффективную модель взаимодействия


 

На днях в сотовой сети "Мегафон-Москва" была запущена новая услуга - мобильное телевидение. Теперь абоненты могут смотреть телевизионные программы прямо на экране сотового телефона. Качество картинки оставляет подчас желать лучшего, каналов всего лишь пять, сигнал иногда задерживается, но в компании посчитали, что абоненты уже готовы за нее платить. Маркетологи "Мегафона" не ошиблись. За первые две недели эксплуатации к новой услуге подключилось более тысячи человек.

В последнее время россияне, вслед за жителями Японии, Западной Европы и США, почувствовали вкус к мобильному контенту. Они покупают новые мелодии для звонков (рингтоны); платят деньги за немудреные анекдоты, которые моментально приходят на мобильный телефон в виде SMS; пытаются разглядеть на маленьких экранах своих сотовых телефонов порнофильмы, отваливая за это средства, сравнимые со стоимостью реального стриптиз-шоу. Бизнес на контенте, несмотря на кажущуюся несерьезность, уже приносит солидные деньги. По оценкам агентства iKS-consulting, в 2003 году оборот рынка контента для мобильных телефонов в России составил около 100 млн долларов, к концу этого года аналитики предсказывают ему рост до 230-270 млн долларов. Растет спрос на контент - множатся компании, которые предлагают новые информационные и развлекательные услуги, предназначенные для мобильных телефонов. Эти новые компании называют контент-провайдерами. Именно они адаптируют знакомые мелодии для мобильников, делают забавные картинки, придумывают новые игры, которые умещаются на маленьком экране телефона, присылают школьникам шпаргалки на экзамены, устраивают интеллектуальные турниры по SMS. Всего пару лет назад в одной из проходящих в стране рекламных кампаний кто-то, следуя западной моде, догадался назвать мобильные телефоны взрослыми игрушками. Сегодня эта забава проникла и в Россию - появилась возможность на ней неплохо зарабатывать.

Сотовые коктейли

В развитых странах мобильная связь переживает не лучшие времена. Прошло время бурного роста, голосовой трафик стабилизировался. Сотовые компании непрерывно ищут, чем еще можно завлечь клиентов и как заставить их тратить больше. Сначала к возможности разговора по телефону прибавилась услуга по пересылке коротких сообщений (SMS). Потом с мобильного телефона стал возможен доступ в Интернет. Затем пришла очередь мультимедийных сообщений (MMS) - абонент, кроме текста, может пересылать свои фотографии, мелодии и даже маленькие видеофильмы. Но этим дело не ограничивается. "В одном из исследований мобильной телефонии, посвященном развитым западным и восточным рынкам, приводятся такие цифры: абонент держит телефон в руках в среднем по шесть часов в день, а говорит по нему не более полутора часов. Возникает вопрос: что же он делает все остальное время? Контент - вот ключ к ответу на этот вопрос", - считает Леонид Арбатман, гендиректор российской компании "Солво", занимающейся контент-проектами. Сегодня под абстрактным словосочетанием "мобильный контент" скрываются и прогнозы погоды для любителей экстремального спорта, и личные поздравления на день рождения от Мадонны и Дэвида Бэкхема, и молодежные "мыльные оперы", и литературные романы в коротких сообщениях, и виртуальные знакомства вплоть до реальных свадеб, и порнография от Penthouse и Hustler, и азартные игры от пасьянса до бойцовского клуба, и дистанционные проповеди от авторитетнейших отцов Ватикана.

В этом году мировой оборот рынка мобильного контента составит, по оценкам исследовательской компании Strategy Analytics, 8 млрд долларов. По сравнению с прошлым годом он вырастет почти на 20%. Львиную долю доходов принесут мелодии звонков, картинки-заставки для экранов и игры. Согласно исследованиям британской Arc Group, от одной продажи мелодий компании заработают в этом году свыше 3 млрд долларов, а это значит, что доходы от продажи рингтонов превысят 10% оборота мировой звукозаписывающей индустрии (32,2 млрд долларов)!

Впрочем, примитивные рингтоны - это лишь первая ступень развития рынка контента. По оценкам специалистов, картинки и мелодии, которые и услугами-то в полной мере нельзя считать, в ближайшем будущем будут вытесняться сложными, а зачастую и полностью интерактивными сервисами. Сейчас все большее распространение получают музыкальные mp3-композиции, мобильное видео и объемные (порой полностью трехмерные) игры, но особые надежды игроки рынка возлагают на новую перспективную идею - сотовые "коктейли". "Это смесь услуг, постоянно меняющихся в соответствии с последними событиями в нашей жизни, локальных, часто обновляемых и адаптированных к каналам распространения" - так определил термин "коктейль" Кирилл Шрамко, генеральный директор компании "Агрегатор". Одно из уже действующих воплощений этой идеи - "мобильные клубы" по подписке. Абонент один раз подписывается на некую подборку услуг, связанную воедино той или иной тематикой, например "любимый исполнитель", а потом за небольшую ежемесячную плату автоматически получает на свой телефон последние новости о нем, новые композиции, фотографии, игры, участвует в конкурсах или приглашается на эксклюзивную раздачу автографов.

Все эти коктейли поддерживаются нынешними сетями второго поколения, в первую очередь стандарта GSM. На качественно новый уровень развитие контента выведут новые технологии мобильной связи - так называемые сети третьего поколения (3G). Их эксплуатация уже началась в Японии, в Западной Европе, в США. Сети 3G позволяют передавать данные с гораздо большей скоростью, чем сети стандарта GSM, а значит, в них можно реализовать гораздо больше заманчивых контент-услуг. Любопытно, что еще задолго до начала эксплуатации сетей третьего поколения шутники уже окрестили новый формат как "3G = girls, gambling and games" (девушки, азартные забавы и игры). Именно в этих трех направлениях и прогнозируется развитие мобильного контента.

Способ управления идентичностью

Наряду с самим "содержимым" услуг вырисовывается и бизнес-модель, по которой работают сотовые операторы и контент-провайдеры. Некоторое время назад, когда рынок сотовой связи на Западе стал зрелым, операторы обнаружили, что на фоне одинаково низких цен на связь, портативности номеров (то есть возможности сменить оператора, не меняя номера) и равной доступности большинства услуг абонент перестал их различать. "Проблема номер один любого западного оператора - как самоидентифицироваться, как отделить себя от всех остальных. И один из немногих способов управления идентичностью - это контент", - рассказывает Михаил Лялин, президент и основатель американской компании Reaxion, которая специализируется на разработке игровых, развлекательных и коммуникационных приложений для мобильных терминалов. Десять лет назад Михаил эмигрировал из России в США, где создал успешный бизнес именно на продаже контента.

В целом можно говорить о том, что к сегодняшнему дню на зарубежных рынках сложилось три относительно непохожих друг на друга модели взаимодействия операторов и контент-провайдеров. Первая модель получила широкое распространение в Японии, вторая - в Европе, третья - на рынке США. Классифицирующих моментов здесь три: как строятся отношения между операторами и контент-провайдерами; как делятся доходы от продажи контента; каковы маркетинговые стратегии компании. В Японии контент давно почивает на своем мобильном троне. Контент-провайдеры, которые брэндируют свои услуги, забирают большую часть доходов (до 90%) и даже могут диктовать сотовым компаниям свои условия. Но и японские операторы активно влияют на рынок контента. Они разрабатывают рейтинговые программы, отбирая для себя лучших и самых перспективных контент-провайдеров и предлагая им более выгодные условия эксклюзивного сотрудничества.

В Европе изначально ситуация сложилась по-другому. Сильные и агрессивные сотовые компании не стали полностью отдавать контент-провайдинг в чужие руки, опасаясь размыть на этом собственную идентичность или ослабить влияние своих брэндов. Поэтому операторы начали развивать свои контент-проекты и активно продвигать в первую очередь именно их. Конечно, есть в Европе и сильные провайдерские контент-проекты (например, совместные проекты местных операторов и компаний Disney или MTV), но в целом сотовые компании могут оказывать на провайдеров значительное давление, пользуясь своей независимостью. Ярчайший пример успешного собственного контент-проекта продемонстрировала одна из крупнейших сотовых компаний - Vodafone. Услуга Vodafone Live! действует в Европе с октября 2002 года и основана на технологии MMS. Чтобы воспользоваться этой услугой, абонент должен иметь телефон под брэндом Vodafone со специальной кнопкой. Одно нажатие - и снятая встроенной камерой картинка попадает в личный электронный фотоальбом абонента на сайте компании и/или посылается другу. Этим простым сервисом пользуется уже свыше 4,5 млн абонентов. Приемом Vodafone - телефон под своим брэндом с "зашитыми" настройками и своя особая кнопка - потом воспользовались многие компании в Европе и США.

"Американские операторы изначально брали за основу японскую модель, но учитывали и свою специфику, - рассказывает Михаил Лялин. - Как известно, Америка - это страна брэндов: брэнд на брэнде сидит и брэндом погоняет, поэтому наиболее успешные операторы начали строить свои стратегии на основе агрессивного маркетинга". Американские операторы практически полностью отдали контент в руки провайдеров, но оставили за собой право требовать эксклюзивности и рекламировать значительную часть услуг под своими брэндами. Насколько успешна подобная стратегия, можно видеть на примере трех крупных американских операторов - Verizon Wireless, Sprint PCS и Cingular. Verizon и Sprint разработали для новых услуг единые брэнды - Get It Now! и PCS Vision, а Cingular пустила маркетинг на самотек. Verizon и Sprint запустили массовые рекламные компании, активно заключая эксклюзивные договоры с контент-провайдерами. И вот результат: у Verizon по итогам первых трех кварталов 2004 года очень высокий уровень чистого притока клиентов (в среднем по полтора миллиона в квартал) и самый низкий в отрасли процент оттока, который считается показателем лояльности абонентов (около 1,5% в месяц), у Sprint показатели чуть хуже (чистый приток - около миллиона, средний отток - 2,6% ); у Cingular - и того хуже (чистый приток - не более полумиллиона при оттоке 2,73%).

Что общее у японской, европейской и американской модели развития контента? То, что сотовые операторы не просто активно продвигают эти услуги, но еще и пытаются сделать их максимально доступными. Вот реальный пример из жизни американского обывателя. Семья едет на природу, внезапно четырехлетний ребенок, сидящий на заднем сиденье, начинает пронзительно кричать. Глава семьи, не отрываясь от руля, берет телефон, нажимает кнопку - вызвать список сервисов, выбирает из списка знакомое ему название - Nickelodeon (популярный детский канал), жмет ОК - и загружается специальная детская "успокоительная" игра. Ребенок получает телефон, начинает играть и умолкает.

Пионеры отечественного контента

В России сотовые операторы не выпускают пока телефоны под своими брэндами. Но в части развития контента россияне начинают повторять западный путь. Сейчас львиную долю продаж мобильного контента в России составляют мелодии и картинки для сотовых телефонов, до последнего времени всерьез эти услуги не воспринимались. Между тем эти смехотворные на первый взгляд услуги уже в 2004 году принесут свыше 200 млн долларов.

Кто же они, пионеры отечественного контента? Первые отечественные контент-проекты начали появляться в крупных городах - очагах софтверной индустрии. Из компьютерного бизнеса стали приходить энтузиасты-программисты, которые зачастую и создавали первые контент-компании - просто для дополнительного дохода, еще не помышляя о высоких заработках. Колыбелями отечественного контент-провайдинга стали Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.

Динамичный рост на этом рынке начался в 2003 году - тогда число компаний, позиционирующих себя контент-провайдерами, превысило два десятка. На сегодняшний день таковых уже больше сотни. (Для сравнения: в средней европейской стране их полторы-две тысячи.) Динамика роста российского рынка, отмечает старший консультант iKS-consulting Оксана Панкратова, должна с некоторой коррекцией вниз сохраниться на ближайшие несколько лет. Это означает, что к 2008-2009 году доходы от дополнительных услуг мобильной телефонии могут превысить 1 млрд долларов.

И хотя аналитики обещают рынку контента блестящие перспективы роста, у него все еще множество проблем, свойственных этапу становления. В самом начале сложности были с технической стороной бизнеса (например, с системами выставления счетов - с биллингом). Сейчас технологические проблемы уходят на второй план на фоне тех организационных трудностей, с которыми сталкиваются контент-провайдеры. Речь идет о механизмах взаимодействия с другими ключевыми участниками рынка.

С одной стороны цепочки отношений находятся обладатели прав на контент, и в первую очередь на мелодии. Здесь не все компании оказались законопослушными, некоторые не брезгуют и пиратством. "До последнего времени четких механизмов продажи прав на контент в России не было, но сейчас мы начинаем их выстраивать совместно с правообладателями", - рассказывает председатель совета директоров контент-провайдера "Инфон" Павел Колесников. Пока в среднем правообладатели забирают до 15-20% финальной стоимости контент-услуг.

На другом конце располагаются сотовые компании - именно в переговорах с ними и рождается большинство проблем. Сегодня только компания "Вымпелком" (сотовая сеть работает под маркой "Би-Лайн") на базе специальной платформы CPA (Content-Provider Access) разработала программу BeePartner, позволяющую полностью автоматизировать механизм подключения новых услуг. "У нас действует совершенно стандартная схема, мы практически не ведем переговоров при подключении контент-провайдеров. Быть может, мы теряем от этого в гибкости, но зато добиваемся оперативного реагирования и полной прозрачности", - сказал в беседе с "Экспертом" руководитель службы информационно-развлекательных услуг "Вымпелкома" Михаил Кухаренко.

В целом же контент-провайдеры недовольны недостаточной прозрачностью и оперативностью действий сотовых компаний. Контент до сих пор не является ключевой услугой для большинства компаний сотовой связи, на ней пока много денег не заработаешь, а значит, и занимаются ею не в первую очередь и подчас не лучшие менеджеры. Бывает так, что время подключения услуг умышленно затягивается. "Операторы пытаются сначала выпотрошить вашу идею, организовать самостоятельно или вместе с аффилированной фирмой на ее основе сервис, а потом, когда все сливки будут сняты, со спокойной душой выпустить вас на рынок", - пожаловался "Эксперту" один из контент-провайдеров.

Не менее остро и в этой части цепочки стоит такая проблема, как продвижение услуг и разделение доходов. Большинство российских операторов, в отличие от западных, не стремятся продвигать услуги контент-провайдеров, поэтому львиную долю своей прибыли провайдерам приходится тратить на рекламу. До недавнего времени операторы забирали себе более половины доходов. Но сейчас ситуация стала меняться. "Вымпелком" и "Соник Дуо" (оператор московской сети "Мегафона") чаще всего отдают провайдерам до 70% доходов от продажи их контента. "Мобильные телесистемы" (МТС) до последнего времени забирали 50%, но сейчас и они готовят новую модель отношений. "В ближайшее время мы планируем пересмотреть нашу тарифную политику в пользу контент-провайдеров. В качестве одного из возможных вариантов мы рассматриваем введение специальной шкалы, позволяющей в зависимости от трафика определять долю дохода контент-провайдера", - заявил Руслан Горелов, директор по развитию продуктов и услуг МТС.

Просто о сложном

Российские операторы, в отличие от своих западных коллег, пока не имеют конкретных, ориентированных на контент стратегий, и все же он занимает все большее место в их долгосрочных планах и намерениях. В своих стратегиях компании "большой тройки" (МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" - вместе они занимают почти 90% рынка сотовой связи РФ) во многом исходят из того положения, которое они занимают сейчас на рынке.

МТС как лидер рынка по количеству абонентов желает сохранять свое влияние на него и в направлении мобильного контента. Поэтому компания зачастую оказывает давление на контент-провайдеров, чтобы получить более выгодные условия сотрудничества. Сейчас у МТС нет понятной рынку модели взаимодействия с контент-провайдерами. Разрешить эту проблему в МТС пытаются, создавая платформу, аналогичную вымпелкомовской CPA, что позволит сделать бизнес-процессы более четкими и прозрачными. "Сейчас прозрачность для нас - одно из самых приоритетных направлений", - сказал "Эксперту" Руслан Горелов из МТС.

Иной политики придерживается "Вымпелком", у которого на сегодняшний день тоже есть свой собственный контент-проект (Beeonline). Компания в большей степени заинтересована в развитии качества услуг и в их заметном упрощении, а в своей бизнес-стратегии ориентируется на невмешательство. "Мы не собираемся оценивать или рейтинговать контент-провайдеров. Очень не хотелось бы грубо влезать на рынок и устраивать на нем потрясения своим регулированием. Это та область компетенции, которая должна оставаться за потребителем и в конечном счете за свободным рынком, способным расставить все по своим местам. Регуляция с нашей стороны может выражаться только в управлении условиями", - заявил Михаил Кухаренко.

Возможно, наиболее либеральный подход демонстрирует компания "Соник Дуо". По утверждению руководства компании, "Соник Дуо" является во многом пилотной площадкой всей сети "Мегафон" в России. В сфере контента компания видит себя лишь в роли профессионального посредника между разработчиками и реальным рынком. "Сейчас главный вопрос в продвижении новых услуг - коммуникация, умение рассказать просто о сложном. Научить абонентов пользоваться мобильными новинками и показать людям реальные выгоды от их использования в привычных жизненных ситуациях. И сегодня мы имеем реальный шанс получить дополнительные конкурентные преимущества, став связующим звеном между разработчиками и конечными потребителями. Потому что первые умеют создавать удивительные вещи, но не всегда способны их грамотно подать, а вторые способны платить за эти мобильные чудеса, но пока не совсем понимают, какая от них польза в хозяйстве", - считает коммерческий директор компании "Соник Дуо" Сергей Бешев. Поэтому залогом успеха компания видит простоту контент-сервисов, ориентацию на конечные услуги и активный маркетинг.

В целом у игроков рынка нет единого мнения относительно того, по какой из существующих в мире моделей пойдет развитие бизнеса на контенте в России. С учетом стратегий компаний-лидеров можно сказать, что это будет смешанная евро-американская модель. С одной стороны, сильные операторы уже развивают и намерены дальше сами развивать контент. С другой - они готовы пойти на уступки контент-провайдерам при условии, что те активнее будут продвигать свои услуги и открывать новые возможности для роста. Тем более что насыщение рынка базовой услугой - голосовой связью - уже не за горами. В ближайшем будущем на рынке появятся все более сложные услуги, и мобильное телевидение от "Мегафона" - яркий тому пример. Уже сейчас в России появляются сервисы, связанные с определением местоположения абонента -. от информации о ближайших ночных клубах или программе соседнего кинотеатра до поиска пропавшего автомобиля.

А на развитых рынках обнаружили совсем новых потребителей. В своем недавнем выступлении президент легендарной японской сотовой компании NTT Docomo обронил такую фразу: "Мы оцениваем потенциал нашего рынка в полмиллиарда потребителей". Кто-то переспросил: "Как это полмиллиарда? В Японии же всего 150 миллионов человек". - "А как же собаки, кошки, телевизоры, холодильники?"

Подготовлено по материалам сайта "expert.ru"


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: realty.reallyestate
Отписаться

В избранное