Итак, что нового в строительства и недвижимости...
Кто отвечает за качество новостроек?
О качестве новостроек многое могут рассказать новоселы. И для тех, кто только собирается покупать квартиру в строящемся доме, эти отзывы оптимизма не добавляют. Так кто же должен следить за качеством нового жилья? Любовь ХОЛОПОВА — 26.05.2010
- Контролировать этот процесс должен застройщик, - уверен заместитель начальника Службы государственного строительного надзора Санкт-Петербурга Вячеслав Захаров. - Если компания
серьезно подходит к своей работе, то у нее грамотно организован технический надзор. И таких застройщиков в Петербурге много. Но, к сожалению, в нашем городе до сих пор есть фирмы, занимающиеся разовыми проектами. Их главная цель - получить выгоду, и, естественно, они и не пытаются тратить время и деньги на организацию должного контроля качества.
Компании бывают разные
Кстати, покупателям неплохо было бы разбираться, у кого они покупают жилье, - непосредственно у застройщика
или девелопера (компании, сопровождающей процесс строительства).
- Участников рынка можно разделить на застройщиков и девелоперов. У первых есть свои специалисты на стройке, их можно обучать, повышать квалификацию, тем самым проще следить за качеством строительства. Задача девелопера - подготовить участок, разработать концепцию, пригласить проектировщиков, строителей и заключить с ними договор. Работая с подрядными организациями, девелоперы находятся в замкнутом круге. С одной стороны, на тендерах
выбирается компания с оптимальной ценой, с другой - не всегда квалификация партнеров соответствует заявленной, - объясняет генеральный директор инвестиционно-строительной корпорации «Мегалит» Александр Брега. - В любом случае за качество отвечает тот, кто несет ответственность перед дольщиками. Поэтому мы тщательно отслеживаем качество всех работ на наших стройках.
Одна из составляющих качественной работы этого механизма - инфраструктура, сети, располагающиеся за пределами квартиры.
- Иногда возникают непростые ситуации, к которым застройщик или девелопер отношения, по сути, не имеет, - продолжает Александр Брега. - В таких случаях гораздо важнее даже не сама по себе проблема, а то, как стороны к ней относятся. Если компания дорожит своим именем, она работает для клиента и все исправит. Если же цель фирмы получить прибыль, потребитель останется один на один со своими проблемами.
В ответе - строители
Застройщики соглашаются с тем, что контроль
качества - задача строительной компании.
- В ответе за качество прежде всего, конечно, строители. Именно они должны следить за качеством строительных материалов, которые чаще всего и становятся причиной брака. Квалификация рабочих также должна постоянно повышаться и застройщик не должен отстраняться от этой проблемы, - говорит руководитель службы заказчика строительной компании «Дальпитерстрой» Сергей Баранов. - Ведь брак не появляется сам по себе, по вине одного человека. Кто-то один не
доглядит, другой упустит что-то. Так что контролировать процесс необходимо на каждом этапе. В нашей компании такой контроль ведется, потому что мы выполняем функции и заказчика, и застройщика, и проектировщика. При проектировании, например, мы задействуем специалистов, которым придется работать с этим проектом дальше. Так что работаем по принципу ответственности всех и каждого.
Проблема и в устаревшей нормативной базе. Сами по себе техрегламенты неплохие, но нуждаются в модернизации.
-
Жизнь не стоит на месте. Пусть разработанные в советское время нормы и правила останутся некой основой, но они должны дополняться и модернизироваться. Ведь появляются новые стройматериалы, технологии, - считает Сергей Баранов.
Но устаревшая нормативная база еще полбеды. Квалификация нынешних проектировщиков заставляет надзорные органы хвататься за голову.
- Иногда после экспертизы проект получает триста - четыреста замечаний и переделывается месяцами, - продолжает Вячеслав Захаров. - Застройщику
в таком случае можно лишь посочувствовать, ведь у каждого такого проектировщика есть лицензия.
Имидж прежде всего
Сами строители уверены: если покупатель обращается в надежную компанию, проблем с качеством жилья у него не будет. Как такую найти?
- Самые достоверные сведения о компании дает, так называемое, «сарафанное радио» - отзывы дольщиков, которые уже въехали в свои новые квартиры. С помощью таких отзывов можно найти застройщика, в практике
которого либо не было брака, либо он относился к нему ответственно - устранял без какой-либо волокиты. Это тоже очень важно, ведь на качество влияет множество факторов, - советует Александр Брега.
По словам директора по продажам компании «Строительный трест» Сергея Степанова, в их компании налажена четкая система внутреннего контроля качества.
- Наши отношения с генподрядчикам и подрядчиками базируются на принципе качественного строительства. Давно и прочно налажены связи с производителями
кирпича, ЖБИ, товарного бетона и раствора, - говорит Сергей Степанов. - По остальным направлениям объединение «Строительный трест» обеспечивает себя самостоятельно, благодаря наличию собственной производственной базы «Ржевка». Это заводы по изготовлению металлоконструкций и металлопрофиля, металлопластиковых, алюминиевых оконных и дверных изделий, товарного бетона и раствора, транспортное предприятие и ряд других организаций. Качество работы наших специалистов неоднократно подтверждается
независимыми экспертизами. Кроме того, в стандартах качества нашей компании заложена высококлассная базовая отделка квартир. Также согласно новым правилам землепользования и застройки на прилегающей территории предусмотрено большее количество парковочных мест, больший объем озеленения. Таким образом, мы стремимся обеспечить максимальный комфорт будущих жильцов.
- Критерии надежности нашей компании как застройщика всегда были на высоком уровне и продолжают оставаться. Если рассматривать как
критерий надежности ликвидность квартир, то нам нет необходимости завлекать покупателей скидками или подарками. У нас нет судебных споров между инвестором и застройщиком, так как наша компания и инвестор и застройщик в одном лице. Мы можем гарантировать безопасность покупателю квартир в наших домах, - говорит начальник строительного отдела компании «ДМ» Сергей Игнатенко.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Строители проследят друг за другом
С 1 января этого
года в России отменено лицензирование строительной деятельности. На смену лицензиям пришли саморегулируемые организации. По задумке законотворцев, как раз они и должны спасти строительный рынок от недобросовестных строителей.
- На сегодняшний день саморегулирование уже смогло существенно очистить рынок от фирм-однодневок. У компаний, обманувшей дольщиков или ведущей двойные продажи, шансы получить допуск СРО (а без него невозможно вести строительную, проектную, инженерно-изыскательную деятельность)
ничтожно малы. Ведь для подтверждения права на ведение строительства необходимо собрать очень серьезный пакет документов, который будет тщательно проверяться специалистами контрольного отдела СРО, - говорит вице-президент «Объединения строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов. - Компании необходимо представить документы, подтверждающие ее финансовую устойчивость, отзывы партнеров, заказчиков и контрагентов, соответствие количества видов работ, которые она выполняет, наличие необходимых для
этого специалистов и оборудования и многое другое.
КСТАТИ
Покупатели стали разборчивее
Несколько лет назад, когда цены на жилье росли в буквальном смысле не по дням, а по часам, о качестве говорили мало. Сейчас ситуация изменилась.
- Теперь условия диктует покупатель, придирчиво выбирающий, что, у кого и где покупать. Если до кризиса на первом месте для потребителя была цена и местоположение квартиры, то сегодня это качество, - говорит Александр
Брега. - Теперь мы видим: кто в свое время экономил на качестве, сейчас стремительно теряет свои позиции.
С тем, что покупатели сегодня стали гораздо разборчивее, чем до кризиса, соглашаются и другие участники рынка.
- Надежность застройщика играет очень важную роль. Если раньше клиенты ориентировались прежде всего на цену, сейчас важна уверенность в том, что дом будет достроен и сдан в срок. Люди стремятся купить готовое жилье, и эта тенденция сохраняется в текущем году, - говорит Сергей
Степанов. - Покупатель должен видеть, за что платит деньги: за качество строительства, удобство планировки, развитую инфраструктуру, благоприятное окружение. Люди делают осознанный выбор в пользу качественного строительства и будущего качества жизни.
Кстати, до недавнего времени многие из нас придерживались мнения: дешево - значит, некачественно. Сегодня стоимость квадратного метра далеко не всегда влияет на качественные характеристики.
- Может быть, кто-то и использует данный стереотип
в своей профессиональной деятельности, но к нашей компании он не подходит. Мы можем построить дешевое жилье, но это не значит, что оно будет некачественное, - говорит Сергей Игнатенко. - Построим качественно соизмеримо вашим возможностям и потребностям.