Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

новости АРИЖК

  Все выпуски  

БО Елена Анашкина (Банк ЖилФинанс): Ипотечники не бросаются своими квартирами



 
Об Агентстве   Стандарты реструктуризации   Пресс-центр   Вакансии   Вопрос — ответ   Контакты
 


2010-07-07 17:59 БО Елена Анашкина (Банк ЖилФинанс): Ипотечники не бросаются своими квартирами

Елена Анашкина (Банк ЖилФинанс): Ипотечники не бросаются своими квартирами

Ипотека является самым сложным с точки зрения реструктуризации продуктом как для банков, так и для заемщиков. О том, справился ли рынок с кризисной ситуацией и насколько эффективной оказалась господдержка, рассказала Елена Анашкина, начальник управления обслуживания и сопровождения кредитов Банка ЖилФинанс.

СПРАВКА БО

ЗАО «Банк ЖилФинанс» с ноября 2009 года является уполномоченным агентом АРИЖК в Москве, Нижнем Новгороде и Волгограде. Банк принимает заявки на реструктуризацию от собственных заемщиков в 15 регионах присутствия (от Калининграда до Красноярска).

— Елена, можно ли говорить о том, что кризис для ипотечных заемщиков кончился?

— Да, можно говорить о завершении кризиса, если судить по количеству обращений в банк за реструктуризацией ипотечных кредитов. Мы получаем всего три-четыре заявки на реструктуризацию по программе АРИЖК в неделю, тогда как еще в ноябре 2009 года поступало более десяти заявок еженедельно.

Пик обращений от наших заемщиков на внутреннюю программу реструктуризации пришелся на конец 2008– начало 2009 года. Сейчас обращаются только те, кто столкнулся с какими-либо трудностями или серьезным изменением личных обстоятельств.

— Какие новые варианты помощи предлагает АРИЖК?

— Агентство разработало второй уровень поддержки для заемщиков, которые уже прошли первичную реструктуризацию в виде стабилизационного займа от АРИЖК либо реструктуризацию по внутренним программам своих банков. Если заемщик соответствует социальным стандартам, АРИЖК выкупает его кредит у банка, затем происходит вторичная реструктуризация задолженности (при этом возможно либо увеличение срока кредита, либо снижение ставки по кредиту). Для заемщиков этот вариант — шанс остаться с квартирой.

КАК ГОСУДАРСТВО ПОМОГАЕТ РЫНКУ ИПОТЕКИ?

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) в первом квартале 2010 года направило на рефинансирование ипотечных кредитов 10,2 млрд рублей. Рефинансирование ипотечных кредитов с января по март в большей части происходило за счет средств, ранее полученных от размещения облигаций АИЖК, обеспеченных госгарантиями. За счет средств уставного капитала агентства рефинансированы кредиты на 4,6 млрд рублей. За этот период АИЖК заключило с банками и региональными операторами договоры о рефинансировании ипотечных кредитов на 39,7 млрд рублей.

В первые три месяца 2010 года правительство направило 5,3 млрд рублей в банки по 18 056 заявлениям о распоряжении средствами материнского капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам. По состоянию на 26 марта 2010 года принято 32 377 заявлений о распоряжении средствами материнского капитала для погашения жилищных кредитов или для приобретения или строительства жилого помещения на сумму 9,9 млрд рублей, говорится в отчете правительства РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики за I квартал 2010 года.

По данным ПФР на апрель, всего за период действия программы на погашение жилищных кредитов подано 144 тысячи заявлений от семей, имеющих право на материнский капитал, на сумму 40,5 млрд рублей. При этом 117 тысяч российских семей уже частично или полностью погасили материнским капиталом жилищные кредиты на сумму 32,7 млрд рублей. Для погашения ипотечных кредитов семье не обязательно дожидаться трехлетия второго ребенка.

АИЖК до конца 2010 года планирует заключить соглашения с банками на сумму 40 млрд рублей в рамках программы «Стимул», которая призвана простимулировать первичный рынок жилья. Общий объем инвестиций может составить 250 млрд рублей. АИЖК будет кредитовать банки на 2 года под 11% годовых, а с 1 июля под 8%. Маржа банков может составлять 3–4%.

БЖФ стал первым банком в России, который в декабре 2009 года провел сделку по второму уровню реструктуризации. При этом мы понимаем, что количество заемщиков, которые нуждаются в доступе к нему, гораздо больше, но критерии госпрограммы в настоящее время достаточно жесткие.

— Приведите, пожалуйста, конкретные примеры — в чем недостатки программы?

— По стандарту уровень зарплаты заемщика должен быть менее трехкратной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, на территории которого проживает заемщик, либо должник должен стоять на бирже труда и предоставить соответствующую справку. Однако многие заемщики теперь получают значительно меньше, чем до кризиса, но более трех прожиточных минимумов. Мы со своей стороны выступаем за смягчение этих критериев.

У нас есть заемщики в возрасте 40–45 лет, которые не подпадают под условия программы, так как находятся в продуктивном возрасте, и иждивенцев у них нет — дети уже выросли. А в 45–47 лет по объективным причинам сложно быстро устроиться на работу. Большое количество заемщиков реально нуждаются в помощи, но не проходят по одному из критериев.

Мы как агент АРИЖК стараемся донести до Агентства проблемы и трудности, которые испытывают заемщики, формально не соответствующие этим критериям. При этом нам известно, что руководство АРИЖК обратилось в АИЖК с просьбой о том, чтобы пересмотреть эти критерии и сделать их более гибкими.

— Как быстро совершается сделка?

— Заемщик может получить одобрение в течение двух рабочих дней с момента предоставления полного комплекта документов. АРИЖК очень строго в этом плане следит за агентами, ведь за каждый день по кредиту начисляется неустойка. Банки, в свою очередь, тоже действуют быстро, ведь и они заинтересованы в том, чтобы кредит перестал быть «плохим».

— Насколько сознательно ведут себя заемщики?

— Ипотеку брали люди, которые оставляли для себя пути хеджирования. Некоторые пришли к нам за реструктуризацией в середине 2009 года, хотя работу потеряли еще в конце 2008 года. На наш вопрос: «почему они пришли так поздно?» заемщики отвечали, что у них были накопления и что они надеялись найти работу.

По внутренним стандартам мы предоставляли для заемщиков льготный период 11–12 месяцев, когда они вносили либо только проценты, либо некий минимальный взнос. За это время человек должен восстановить свое финансовое положение или решиться на продажу недвижимости. Более 80% заемщиков выдерживают график реструктуризации и возвращаются в нормальное русло. Есть отдельные случаи, когда у людей очень трудное положение с работой, и если этот клиент подходит под стандарты АРИЖК, то он имеет право на второй уровень реструктуризации.

— Как «спасают» валютных заемщиков?

— Валютные кредиты обслуживаются АРИЖК на тех же условиях, что и рублевые. Агентство переводит в банк-кредитор рублевые транши по курсу ЦБ РФ. Единственное, заемщик должен доплатить небольшую разницу между курсом Банка России и внутренним курсом банка-кредитора.

— Каков портрет типичного «спасенного» заемщика?

— Это люди, которые ранее имели стабильный доход, а теперь на той же работе у них снизилась зарплата. Чаще всего это супруги в возрасте 35–40 лет с двумя несовершеннолетними детьми.

СПРАВКА БО

Под стандарты Агентства по реструктуризации ипотечных кредитов подходят граждане РФ, которые приобрели по ипотеке единственное для проживания жилье. Доход заемщика снизился до величины, составляющей менее суммы трех прожиточных минимумов на каждого члена семьи за вычетом ежемесячных платежей по ипотечному кредиту. На момент обращения за помощью заемщик не обладает ликвидным имуществом. Площадь приобретенного в ипотеку жилья составляет: для одного человека — не более 50 кв. м, для двоих — до 35 кв. м на каждого, для семьи из трех человек и больше — максимум по 30 кв. м. Кредитный договор должен быть заключен до 1 июля 2009 года, залог жилого помещения (ипотека) оформлен надлежащим образом. У заемщика не должно быть непогашенных просроченных платежей по ипотечному кредиту сроком более 90 дней, возникших до снижения дохода.

— А что с неудачной реструктуризацией?

— Такие случаи, конечно, встречаются. Если заемщик понимает, что он не может восстановиться в графике, банк помогает ему найти покупателя на квартиру.

Однако сейчас продать квартиру по рыночной цене не означает покрыть задолженность. В регионах рынок недвижимости просел, новостройки подешевели на 30%. В Москве падение цен не так ощутимо, но колебания существенные. И заемщику необходимо изыскать дополнительные средства и закрыть свой кредит.

— Готовы ли ипотечники отказываться от квартир, видя, что они дешевеют?

Более 80% заемщиков выдерживают график реструктуризации и возвращаются в нормальное русло

— В моей практике такого, чтобы люди бросали квартиру только потому, что цены упали, не было. Конечно, заемщики осознают, что в данный период они платят больше, чем стоит эта недвижимость. Но просто так отказаться от квартиры никто не готов. И к тому же в Москве уже начался небольшой рост цен.

— Как рынок в целом решил проблему реструктуризации ипотеки?

— В целом банки справились. При этом более половины «спасенных» заемщиков пришлось на реструктуризацию по стандартам АРИЖК. Она была нужна и заемщикам, и банкам, у которых продолжалось нормальное обслуживание долга. Что касается проданных залоговых квартир, то в целом по рынку их не более 2–3% от общего объема ипотечных портфелей.

— Будут ли в дальнейшем меняться условия государственной программы?

— Да, программа дополняется. АРИЖК запустило третий уровень помощи для тех, кто прошел вторичную реструктуризацию. Агентство выкупает жилье, находящееся в залоге у банка, по которому есть судебное решение об обращении взыскания для целей оказания помощи заемщику в исполнении судебного решения по возврату суммы долга, определенного в решении суда и для сохранения права заемщика проживать в квартире в качестве нанимателя.

 

Текст: Елена Бродская
обозреватель «БО»


Оригинал материала на сайте БО 29.06.2010 | БО 6/2010



2010-06-27 21:25 Вести, Южный Урал: АРИЖК снижает ставку по стабилизационному кредиту

27.06.2010 11:03  АРИЖК снижает ставку по стабилизационному кредиту
Вячеслав Холмс, Антон Мельников

АРИЖК снижает ставку по стабилизационному кредиту

 
Фото  Видео репортажВидео
Государство поддержит ипотечных заемщиков, попавших в трудную жизненную ситуацию, но сумевших соблюсти условия реструктуризации своего кредита. Причем эта поддержка ощутимо скажется на семейном бюджете.

5,17% годовых – для рынка ипотечного кредитования эта цифра звучит просто невероятно. Тем не менее, именно по такой ставке сегодня гасит свой стабилизационный займ Елена Романова. В 2007 году она купила квартиру в ипотеку. Через два года потеряла работу, и Южно-Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки предложила ей стать участником программы реструктуризации ипотечных кредитов. Елена Романова рассказывает: "Через полгода меня вызвали в КЖСИ еще раз и сказали, что нужно подойти какие-то формальности уладить. Я пришла. Мне заявили, что так как я являюсь ответственным плательщиком, мне снижают процент по стабилизационному займу".

Впрочем, в Южно-Уральской Корпорации особо подчеркивают: 5,17% годовых – это не ставка по ипотечному кредиту для всех желающих. Льгота распространяется только на стабилизационные кредиты. Они выдаются людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Кстати, именно потому, что 5,17% годовых – ставка ниже самого низкого в России кредитного процента – так называемой ставки рефинансирования Центробанка, а это 7,75% годовых, условия такой льготы достаточно жесткие. "Льгота предоставляется тем заемщикам, кто своевременно вносил ежемесячные платежи согласно графику АРИЖК, кто застраховал сумму стабилизационного займа и кто регулярно предоставляет справки 2-НДФЛ", – разъясняет Людмила Тишкина, пресс-секретарь ЮУ КЖСИ.

Для все еще безработной Елены Романовой уменьшение ежемесячного платежа на полторы тысячи – настоящее спасение. Для Южно-Уральской Корпорации это, скорее, вопрос социальной ответственности. Хотя, определенного экономического интереса в этой программе в ЮУ КЖСИ не скрывают. Помогая заемщикам в трудные времена, здесь рассчитывают на их лояльность и ответственность в будущем.

Первоисточник на сайте ГТРК Южный Урал.

2010-06-26 18:09 НБЖ: Вторая волна реструктурзации

вторая волна реструктуризации
АНДРЕЙ ЯЗЫКОВ, АРИЖК: 65 процентов заемщиков после окончания льготного периода реструктуризации смогут вернуться в платежный график

Языков Андрей АРИЖК

Под «нажимом» АРИЖК и правительства большинство банков провели реструктуризацию проблемных ипотечных кредитов. Многие участники рынка предпочитали осуществлять подобные операции «неофициально», чтобы не отвлекать средства на формирование резервов. Однако скоро «долговые каникулы», предоставленные проблемным заемщикам, закончатся, и тогда банкам придется либо снова перетрясать свои портфели, либо придумывать новые обходные маневры для сохранения «положительной» бухгалтерской отчетности.

О том, как проходила реструктуризация ипотечных кредитов, и о том, какие проблемы банкам предстоит решить в ближайшее время, рассказал генеральный директор Агентства реструктуризации ипотечных жилищных кредитов Андрей ЯЗЫКОВ.

ОТЧЕТНОСТЬ - ПОНЯТИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ

НБЖ: Андрей Дмитриевич, по оценкам экспертов, с момента начала деятельности АРИЖК было реструктурировано около 40 тысяч кредитов. Какая доля из них была реструктурирована по программе АРИЖК?

А. ЯЗЫКОВ: По нашим оценкам, сейчас действительно реструктурировано около 40 тысяч кредитов. Однако необходимо учесть, что объем проблемы был гораздо большим: примерно 25 тысяч заемщиков решили финансовые проблемы самостоятельно - через социальные сети, дела еще 20 тысяч заемщиков сейчас находятся на рассмотрении в суде. В результате с «активными» проблемами в период кризиса столкнулись примерно 80-90 тысяч заемщиков, из которых 40 тысяч, то есть фактически половина, получили реструктуризацию. С помощью АРИЖК были реструктурированы около семи тысяч кредитов.

Я считаю, что сейчас на рынке реструктуризации ипотечных жилищных кредитов сложилась образцовая ситуация. Напомню, что весной прошлого года АРИЖК начал проводить активную кампанию по реструктуризации кредитов ипотечных заемщиков, попавших в сложную жизненную ситуацию. При этом мы шли навстречу заемщикам даже в том случае, если банк отказывался пересмотреть условия погашения ссуды.

Стоит признать, что кредиторы оказались в очень сложной ситуации. Во-первых, особенно в начале кризиса, эффективность принятия подобных мер была очень туманной, и многие банки придерживались мнения, что реструктуризация только продлит агонию заемщика, а кредитная организация в итоге понесет потери. Во-вторых, согласно нормативам Центрального банка, в случае проведения реструктуризации ссуды финансовая нагрузка на кредитора увеличивается, так как он должен наращивать резервы по проблемным ссудам. Согласно указанию Центрального банка №2156-У, при создании резервов банк вправе не учитывать качество обслуживания кредита, однако обязан учитывать финансовое положение заемщика. Таким образом, если клиент подает заявление о реструктуризации займа, то кредит автоматически исключается из портфеля однородных ссуд и по нему начисляются резервы, как минимум, в размере 51% от суммы кредита.

Для многих банков проведение масштабной реструктуризации было просто невозможно по причине невысокой капитализации, поэтому они начали разрабатывать собственные программы реструктуризации кредитов, которые позволяли им не отвлекать средства на создание дополнительных резервов. Например, изменяли график погашения задолженности без оформления официальной заявки.

Мы рады, что наши активные действия спровоцировали ответную реакцию банков. Хотя стоит признать: изначально с кредиторами у нас возник объективный конфликт. Сейчас, по нашим оценкам, банки реструктурировали около 5% ипотечных портфелей.

НБЖ: 5% - это официальная цифра?

А. ЯЗЫКОВ: Это наша «усредненная» оценка. Некоторые банки говорят, что они реструктурировали только 1% ипотечного портфеля. Те же банки, с которыми у нас налажен хороший информационный обмен, признаются, что этот показатель гораздо выше и составляет около 5%.

Сложность в оценке объемов реструктуризации возникает потому, что, как я уже говорил, банки используют часто «экзотические» схемы реструктуризации, которые позволяют сократить финансовую нагрузку на заемщика, не отражая это в своей бухгалтерской отчетности и, соответственно, не увеличивая объемов резервов. Поэтому, если в официальной отчетности объем резервов по реструктурированным ссудам составляет 0,1%, то банк не может в открытых источниках заявить, что этот показатель не соответствует действительности.

НБЖ: Какие конкретно «экзотические» схемы применяли банки?

А. ЯЗЫКОВ: Наиболее популярной «неофициальной» реструктуризацией является выдача нового кредита (с «облегченным» графиком) на погашение старого. Эта схема приобрела популярность, потому что формально проблемная ссуда при этом гасится, а по новой ссуде создаются минимальные резервы.

Интересным был случай, когда два региональных банка договорились между собой осуществлять перекрестное кредитование клиентов для погашения просроченных займов. Хитрость в данном случае состоит в том, что если ссуда выдается на обслуживание другой ссуды, то по ней создается стопроцентное резервное обеспечение. Чтобы обойти это требование Центрального банка, партнеры выдавали обычные потребительские кредиты проблемным клиентам, создавая минимальные резервы. Собственно, это было отмечено даже статистикой ЦБР: при снижении общего объема кредитования необеспеченные ссуды сроком до года странным образом выросли.

Однако мы закрываем глаза на подобные «хитрости», так как нашей целью является не вскрытие «серых» схем реструктуризации, а подключение банков к работе по стабилизации ситуации с проблемными кредитами вместе с государством. И у нас это получилось. 5% - это хороший показатель.

НБЖ: Неохота банков идти на реструктуризацию была вызвана главным образом необходимостью создания дополнительных резервов?

А. ЯЗЫКОВ: Я бы назвал необходимость создания дополнительных резервов ключевой проблемой. Но неправильно сказать, что кредитные организации не шли на реструктуризацию. Наоборот, они достаточно быстро включились в этот процесс. При этом у каждого из них была своя логика действий: кто-то пытался, создавая собственные программы реструктуризации, сэкономить на резервах, кто-то ставил перед собой цель сохранить клиентов, кто-то -«выправить» отчетность, а кто-то - даже получить дополнительный доход, так как реструктуризация делается на платной срочной основе.

Кроме того, мы стремились улучшить условия проведения банками «открытой» реструктуризации. Так, мы поддерживали активный диалог с Центральным банком и регулярно сообщали все данные о ходе реструктуризации. В результате Банк России принял Указание 2355-У по внесению изменений в положение №254-П, согласно которому регулятор разрешил включать в портфель однородных ссуд реструктурированные кредиты размером до 6 млн рублей, даже если финансовое положение заемщика ухудшилось. Таким образом, Банк России фактически узаконил реструктуризацию. Мы считаем это большим достижением.

ПЕРВЫЙ СТАНДАРТ КОМОМ

НБЖ: Вы пересматривали Стандарт реструктуризации несколько раз. Почему вам неоднократно пришлось пойти на его «смягчение»?

А. ЯЗЫКОВ: Необходимо учитывать, что полтора года назад Россия впервые столкнулась с ипотечным кризисом. И на тот момент ни у кого не было готовых рецептов по устранению негативных финансовых явлений. «Списать» также было неоткуда, так как российский рынок в некоторых вопросах принципиально отличается от западных. Например, на зарубежных рынках существуют неофициальные доходы, но объемы «серых конвертов» гораздо меньше, и там, в принципе, не знакомы с таким понятием, как «справка о доходах по форме банка». Кроме того, на Западе уровень капитализации банковской системы гораздо выше, и кредитор может себе позволить продать кредиты с дисконтом другому, более эффективному игроку. Поэтому нам приходилось самостоятельно искать выход из сложившейся ситуации, двигаясь практически на ощупь.

Изначально у нас даже не существовало четкого портрета среднестатистического заемщика. Опираясь преимущественно на статистику и научную базу АИЖК, мы разрабатывали собственные стандарты и требования к заемщикам и типу жилья. Однако уже после проведения первых сделок мы поняли, что не учли многих факторов.

Например, средний размер кредита по стране составляет 1,5 млн рублей, а в АИЖК - 890 тысяч. Или площадь ипотечного жилья оказалась значительно больше, так как по ипотеке в коммерческих банках в основном приобретаются не «хрущевки», как в АИЖК, а современные квартиры в новостройках, имеющие совершенно другие параметры площади и цены.

НБЖ: Но не только АРИЖК, но и банки, наверное, оказались не готовы к реструктуризации?

А. ЯЫКОВ: Действительно, помимо названных мной проблем - недостаток капитализации и отсутствие готовых стандартов проведения реструктуризации - существовала еще одна: отсутствие инфраструктуры для сопровождения проблемных ипотечных кредитов.

Если у крупных игроков в потреб-кредитовании обеспечение системы поддержки и обслуживания кредитов стало составной частью процесса, то к ипотечному заемщику большинство кредиторов относились как к надежному клиенту, которому не требуется дополнительное сопровождение. Но практика показала, что ипотечный заемщик практически ничем не отличается от «потребительского» заемщика: ему также нужно ежемесячно напоминать о платежах, у него также могут возникнуть проблемы с платежеспособностью, и он также в случае возникновения серьезных финансовых проблем начинает скрываться.

Часто банки, не имея необходимой базы для работы с кредитами, по которым возникла просрочка на 91 день, подавали заявление в суд и ждали, когда правоохранительные органы «обработают» заемщика. Как правило, в суде должник согласится с любыми условиями погашения кредита. В таких случаях заключается «мировая», и банк реструктурирует кредит, выдав новую ссуду на погашение проблемной задолженности с учетом набежавших пеней и штрафов.

Но это было на первом этапе. К осени многие банки создали необходимую инфраструктуру для обслуживания ипотечных кредитов, которая включает подразделения коллекшн, а в некоторых случаях - кредитные фонды, различные ПИФы, куда «переливаются» проблемные активы для «расчистки» балансов.

НБЖ: И насколько популярны были такие «свалки» в виде ЗПИФов и фондов?

А. ЯЗЫКОВ: По некоторым статистическим данным, за год количество ЗПИФов выросло почти в три раза. Однако надзорные органы эффективно выявляют случаи проведения «очистных» работ и пресекают, так как «исправленная» бухгалтерская отчетность не снимает с банка кредитных рисков.

РЕЗЕРВЫ В УЩЕРБ НАЛОГАМ

НБЖ: Банки активно манипулировали уровнем просрочки. Сейчас картина как-то прояснилась?

А. ЯЗЫКОВ: Действительно, динамику изменения уровня просрочки и объемов созданных резервов порой трудно предугадать. Например, в конце прошлого года мы ожидали сокращения уровня просрочки по кредитам, так как ситуация на рынке начала стабилизироваться. Но этот показатель вопреки нашим прогнозам вырос. Изначально, увидев, что отчетность ухудшилась, мы испугались. Однако, проанализировав ситуацию, выяснили, что на отчетность повлияли не негативные кризисные явления, а абсолютно другие факторы. Как известно, Центральный банк в течение прошлого года несколько раз опускал ставку рефинансирования. Однако, несмотря на формальное снижение стоимости денег, ставки по кредитам для бизнеса и населения остались практически без изменения. Данный разрыв позволил банкам получить колоссальную прибыль, которой они, конечно, не спешили делиться. Для сохранения средств банки направили их в резервы. Однако для увеличения размера резервов по ссуде необходимо ухудшить ее категорию качества. Таким образом, качество портфеля ухудшилось, а резервы выросли.

Выявить подобные операции очень легко: достаточно сравнить отчетность по РСБУ и по МСФО. Если РСБУ показывает минимальную прибыль или даже убыток, а МСФО, напротив, высокую прибыль (хотя, замечу, МСФО гораздо строже относится к учету рисков и резервов, чем РСБУ), то, значит, банк использовал данную схему для сохранения избыточной прибыли. Поэтому статистика, которую мы видим сейчас во многих банках, к сожалению, не отражает реального состояния уровня просрочки в ипотеке.

НБЖ: Но если данные операции легко вычисляются, то почему не применяются никакие «карательные» или «воспитательные» меры?

А. ЯЗЫКОВ: Данное явление нельзя однозначно характеризовать как негативное. С одной стороны, «замораживание» средств отрицательно сказывается на налоговых поступлениях. Но с другой стороны, формирование сверхрезервов способствует повыше нию надежности банковской системы. Что в данной ситуации важнее: надежность системы или пополнение бюджета? Я бы выбрал стабильность банковской системы. К тому же необходимо учитывать, что по мере стабилизации ситуации резервы будут освобождаться, и тогда все налоги будут уплачены.

«ПЛОХОЙ» ИПОТЕЧНЫЙ БАНК ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

НБЖ: Объемы реструктуризации начали снижаться?

А. ЯЗЫКОВ: Безусловно, новых заявлений на проведение первичной реструктуризации поступает меньше. Однако проблема заключается в том, что летом у многих заемщиков завершится льготный период, предоставленный в ходе реструктуризации. И понятно, что далеко не все заемщики успеют исправить свое финансовое положение за это время. Западная практика говорит, что хорошим считается результат, если восстанавливается хотя бы половина реструктурированных кредитов. Сейчас, по нашим данным, число восстановившихся заемщиков (то есть заемщиков, которые самостоятельно сделали в банк первый платеж) по реструктурированным кредитам в рамках программы АРИЖК составляет 65%.

НБЖ: Какой объем заявок вы ожидаете в этом году?

А. ЯЗЫКОВ: Статистика показывает, что сейчас ситуация развивается по оптимистичному сценарию, который мы разработали в своем бизнес-плане. В нем мы предполагали, что за первичной реструктуризацией к нам обратятся 4,2 тысячи заемщиков. Повторная реструктуризация потребуется примерно 5 тысячам заемщиков.

НБЖ: Почему все-таки было принято решение проводить повторную реструктуризацию? Изначально такая возможность не предусматривалась.

А. ЯЗЫКОВ: Решение о возможности проведения повторной реструктуризации мы приняли, проанализировав перспективы изменения доходов заемщиков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Известно, что при выдаче ипотечного кредита любой кредитор обязательно рассчитает два параметра: соотношение кредит/залог и платеж/доход. Соотношение показателей кредит/залог в среднем по стране составляет около 67%, а платеж/доход - 45%.

Заемщик обращается в АРИЖК в том случае, если его доходы значительно сокращаются. В этом случае мы принимаем на себя его кредитные обязательства перед банком, а он платит нам только проценты за фактически выданные средства. В результате нагрузка на заемщика в среднем снижается в 20 раз. Но проблема заключается в том, что рано или поздно льготный период заканчивается, и тогда заемщику придется платить не только как и прежде, но еще и возвращать заем АРИЖК. В результате нагрузка становится выше той, которая была до реструктуризации, в среднем на 15%. Доходы же заемщика, как показывает статистика, восстанавливаются на отметке на 20-30% ниже докризисных. Поэтому если раньше соотношение платеж/доход составляло 45% и заемщик мог платить по кредиту, то после окончания периода реструктуризации этот показатель вырастает до 70% и выше. Понятно, что при таких условиях плата оказывается непосильной. При этом необходимо учитывать, что примерно в половине семей после получения ипотеки появляются дети.

Проанализировав эту статистику, мы решили предоставить заемщикам при необходимости возможность проведения повторной реструктуризации, чтобы обратившиеся граждане могли укрепить свое финансовое положение и твердо встать на ноги. При этом при проведении повторной реструктуризации увеличение долговой нагрузки происходить не будет. Мы понимаем, что в случае начисления процентов при повторной реструктуризации стоимость кредита станет слишком высокой. А так как получение дохода не является нашей целью, то мы стараемся смягчать условия проведения реструктуризации. Если раньше наша ставка по Стабилизационному займу была равна ставке по основному ипотечному обязательству заемщика (в среднем это 13,4%), то с марта 2010 года ставка для тех, кто шесть месяцев не выбивался из графика платежей, становится равной 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ. Также ставка по вновь выдаваемым стабилизационным займам равняется 2/3 ставки ЦБ. Это значит, что в итоге нагрузка на заемщика возрастет не на 15%, а всего лишь на 8%.

НБЖ: Программы по реструктуризации второго и третьего уровня до сих пор работают в пилотном режиме?

А. ЯЗЫКОВ: Да. Задержка у нас возникла на третьем уровне, так как согласовывалась форма и разрабатывалась документация по взаимодействию с регионами. Сейчас нам кажется, что наиболее гибкой в работе является форма создания фонда арендного жилья. Регионы на основе этого фонда смогут достаточно эффективно создавать и развивать свои собственные программы по использованию недвижимости, находящейся на балансе региона.

По нашему мнению, это является очень важным и перспективным направлением. Дело в том, что в России очень высокий процент собственников жилья, в то время как во всем мире соотношение арендного и собственного жилья составляет приблизительно 50/50. Арендный фонд может стать альтернативным вариантом ипотеки. При этом мы понимаем, что сейчас многие регионы испытывают дефицит средств и у них нет возможности внести уставные средства на развитие фонда. Поэтому мы готовы ре-ализовывать жилье в эти фонды, предоставив хорошую отсрочку и составив «мягкий» график платежей. Сейчас этот механизм мы прорабатываем в том числе и с АИЖК.

Вторая проблема заключается в механизме оценки активов. Понятно, что проблемные активы не могут стоить 100%, а потому к ним должны применяться дисконты. Именно на этом этапе у нас с банками и возникли разногласия. По нашему мнению, размер дисконта в среднем должен составлять 20-25% на втором уровне реструктуризации и 40-50% на третьем. Кредиторы, в свою очередь, заявляют, что не могут реализовать актив по такой стоимости, так как в этом случае у них возникнут проблемы с капитализацией. Чтобы урегулировать эту проблему, мы решили попробовать использовать английский механизм реализации активов: применять только экономический, а не бухгалтерский дисконт.

Для этих целей нам придется выпустить специальные ценные бумаги с нерыночными купонами: для второго уровня - бумаги с купоном примерно 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ, а для третьего - 1/3 ставки рефинансирования ЦБ. Таким образом, мы выкупаем актив по номиналу 1:1, и у банка не возникает убытка в бухгалтерской отчетности. Конечно, при переоценке несколько ухудшатся финансовые результаты. Однако если бумаге поставить «статус» «удержана до погашения», то убыток можно списывать долями на весь срок. Тогда проблема большого дисконта исчезает.

НБЖ: Одной из причин, по которой так и не был создан «плохой» банк, стало то, что регуляторы и участники рынка не смогли договориться о размере дисконта, применяемого к проблемным активам. В данном случае ситуация, наверное, может повториться.

А. ЯЗЫКОВ: Как я уже сказал, мы расходимся с банками в вопросе стоимости проблемных активов: мы двигаем банки к 25%-ному дисконту, а они справедливо говорят о 20%-ном дисконте.

Я признаю, что справедливый дисконт сегодня должен быть несколько ниже того, который предлагаем мы. Во-первых, коэффициент соотношения кредит/залог по ипотечным портфелям, которые к нам приходят, в среднем составляет 67% - это достаточно высокий уровень обеспеченности по кредиту. Во-вторых, как показывает практика, платежеспособность заемщиков постепенно восстанавливается. Поэтому вероятность того, что мы вернем деньги, достаточно высокая.

Сегодня банки готовы обсуждать возможность продажи активов с дисконтом в 20%. Но и нам, и участникам рынка понятно, что при покупке портфелей должен использоваться дифференцированный подход. Дело в том, что индекс цен на недвижимость совершил за последние несколько лет дугу. И сейчас цены находятся на уровне середины 2007 года. Таким образом, кредиты «старше» 2007 года имеют не хорошее, а очень хорошее обеспечение, так как недвижимость, которая находится по ним в залоге, можно реализовать по заложенной в договоре цене. Поэтому позиция банкиров, которые говорят, что даже «плохой» кредит, выданный в этот период, стоит 100%, вполне справедлива. Кредиты 2008-2009 года, наверное, имеют худшее обеспечение, так как цены опустились, а потому их стоимость должна быть ниже. Поэтому дисконт в 20%, который я называю, - это средний показатель по рынку. Замечу, что до 15% от стоимости актива мы можем заплатить «живыми» деньгами. То есть чем выше качество кредита, тем лучшее денежное предложение получает от нас кредитор.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ КРИЗИСА С НОВЫМ ИМЕНЕМ

НБЖ: Большинство экспертов сходятся в том, что такой антикризисный инструмент, как санация, должен существовать всегда. По вашему мнению, институт реструктуризации - это механизм антикризисный или «повседневный»?

А. ЯЗЫКОВ: В большинстве западных стран механизм реструктуризации действует на постоянной основе. Например, в Англии ипотечный заемщик может в любой момент взять себе платежные каникулы. Понятно, что за 10–20 лет нельзя исключать вероятности, что в определенный момент у человека могут возникнуть финансовые сложности. Так, существует три основные причины, из-за которых заемщик может «выбиться» из графика платежей. Первая - развод супругов, оформивших ипотечный кредит. Вторая причина - смена заемщиком места работы, так как иногда может возникнуть временной разрыв в доходах. Третья причина - декретный отпуск, в период которого доходы семьи сокращаются.

Таким образом, в мировой практике реструктуризация давно стала постоянно действующим инструментом. И на мой взгляд, у нас также целесообразно внедрить его на постоянной основе.

НБЖ: А что будет с АРИЖК, когда ситуация на рынке стабилизируется? Как известно, Центральный банк и правительство начали активно сворачивать антикризисные меры.

А. ЯЗЫКОВ: АРИЖК, согласно определенной миссии, должно «оживить» реструктурированные кредиты, чтобы они вернулись в стандартный график платежей, а потом реализовать их рыночным кредиторам.

Закрытие или ликвидация АРИЖК не является проблемой. Однако за время деятельности агентства у нас было разработано и реализовано много перспективных рыночных технологий. Например, технологии удаленного розничного кредитования. Вероятно, эти инструменты будут востребованы не только в период «падения», но и в период развития рынка. АРИЖК может быть хорошей площадкой для отработки каких-то новых рисковых механизмов, которые нельзя реализовывать на базе высокорейтингового АИЖК

Сейчас мы не ставим себе широкие горизонты планирования. Так как со временем если не во всем АРИЖК, то в некоторых его блоках необходимость может отпасть.

НБЖ: То есть структура АРИЖК в посткризисный период может измениться?

А. ЯЗЫКОВ: Пока рано об этом говорить, но может измениться не только структура, но и наименование.
 

НБЖ: Вы неоднократно говорили о том, что получение прибыли не является целью АРИЖК. Однако прошлый год вы закончили в большом плюсе. Каких результатов вы ожидаете в этом году?

А. ЯЗЫКОВ: Действительно, прошедший год мы завершили с достаточно высокой прибылью - 274 млн рублей, которая объясняется избыточным уставным капиталом. Однако я повторюсь, что избыточным капитал оказался не потому, что наши расчеты оказались неточными (мы изначально говорили примерно о такой же цифре), а потому что нам удалось запустить рыночные механизмы и значительную часть нагрузки кредиторы приняли на себя. Вся прибыль, которую мы получили по итогам прошлого года, будет направлена в резервы, поскольку следующие два года будут для нас очень сложными с точки зрения работы с нашим портфелем.

Если говорить о показателях текущего года, я не берусь прогнозировать результаты, хотя в бизнес-плане мы поставили себе цель выйти в ноль.

НБЖ: Учитывая, что при реструктуризации средства предоставляются на возвратной основе, вероятность того, что вы уйдете в минус, наверное, достаточно низкая.

А. ЯЗЫКОВ: Это не совсем так. Согласно нашим расчетам, при соотношении кредит/залог 71% при реализации объекта недвижимости (в том случае, если заемщик так и не смог войти в график) денег хватит и кредитору, и нам. При соотношении кредит/залог 84% мы несем 100%-ные убытки. При этом напомню, что в среднем по стране этот показатель сейчас составляет 67%.

НБЖ: По вашему мнению, ипотечный рынок изменится после кризиса?

А. ЯЗЫКОВ: Я смотрю на будущее ипотечного рынка с оптимизмом. Кризис имел не только негативные, но и позитивные последствия для нас. Во-первых, кризис показал заемщикам, что ипотека - это не страшно. Сначала, конечно, по рынку ходили страшилки, что заемщики могут всего лишиться. Однако государство заняло активную позицию по спасению ипотечных заемщиков, а вслед за ним и банки начали предпринимать меры по поддержке своих клиентов.

Во-вторых, для восстановления и развития ипотеки в период кризиса появилось много хороших инструментов, которые позволили снизить ставку по кредитам. Прежде всего это механизм ипотечного страхования и участие ВЭБа в ипотечном кредитовании как крупнейшего инвестора. Поэтому я считаю, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе у ипотеки хорошее будущее. Однако на очереди стоят еще несколько проблем, которые необходимо решить. Это, прежде всего, ввод нового жилья и, соответственно, снижение цены за квадратный метр, а также повышение доходов населения.

Вероника Сошина

Оригинал материала на сайте НБЖ

2010-06-11 18:25 Bankir.Ru: «Мы заставили рынок работать самостоятельно»

Андрей Языков: «Мы заставили рынок работать самостоятельно»10.06.2010 01:07

Андрей Языков, генеральный директор Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) рассказал Bankir.Ru, что в его агентстве решили не останавливаться на помощи проблемным заемщикам. Тем более, что основная масса незадачливых должников справилась с просрочкой при помощи родственников или банков-кредиторов. Теперь в АРИЖК придумали, как помочь банкам разобраться с плохими долгами. // Фаина Филина, специально для Bankir.Ru

Языков Андрей Дмитриевич, АРИЖК- Для чего изначально создано Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК)? Изменился ли функционал АРИЖК в ходе кризиса?

- АРИЖК создавалось как институт прямой поддержки граждан. Очень важно подчеркнуть – поддержки именно граждан, а не кредиторов. Дело в том, что в начале 2009 года многие банки не верили в перспективы восстановления заемщиков, которые из-за нестабильной экономической ситуации, испытывали трудности с оплатой ежемесячных платежей по ипотеке, не хотели их поддержать и сосредоточились на минимизации своих возможных потерь. Агентство же было готово помогать заемщику, попавшему в трудную жизненную ситуацию, вне зависимости от того готов был ему помогать кредитор или нет.

Сейчас функционал АРИЖК немного изменился. Поскольку, помогая заемщику, в конечном итоге, мы помогаем кредитору, то сейчас все активнее идет процесс, когда кредиторы передают нам заемщиков, которые в течение предоставленного периода помощи не смогли восстановить свою платежеспособность. То есть сейчас мы еще занимаемся решением проблем плохих долгов кредиторов, но помощь заемщику - приоритетна.

При этом, несмотря на достаточно широкие функции АРИЖК, горизонт планирования нашей работы, а именно, проведение реструктуризации ипотечных кредитов ограничен 31 декабря 2010 года.

- Нужен ли постоянно действующий механизм реструктуризации ипотечного кредитования в России?

- Думаю, что нужен. Давайте посмотрим на средний возраст ипотечного заемщика в России - 37 лет. Это значит, что люди идут на такой шаг сознательно, для многих ипотечный кредит - последняя надежда улучшения жилищных условий. Поэтому наличие постоянно действующего механизма реструктуризации – это знак спокойствия, что в случае глобальных экономических катаклизмов или объективности причин временной потери доходов, заемщик сможет воспользоваться публичным механизмом помощи. Такая практика есть в большинстве западных стран.

- Из-за кризиса многие россияне полностью или частично лишились дохода. Они начали испытывать трудности с обслуживанием ипотечного кредита. Сколько, по Вашим оценкам, таких «проблемных» ипотечных заемщиков?

- Всего в России из 1,2 млн. ипотечных заемщиков, а сложности испытывают - 85-90 тыс. Это не много. Из них 30% решили свои проблемы через социальные сети (родственники и друзья), 20 тыс. находятся в процессе судебного производства, 40 тыс. реструктурировано при помощи банков или АРИЖК.

- Скольким заемщикам, столкнувшимся с финансовыми трудностями, помогло АРИЖК?

- Через АРИЖК реструктурировано порядка 7 тысяч ипотечных кредитов, на сумму более 12 млрд. рублей. Чуть больше 1 тыс. человек получили отказы, так как они не соответствовали определенным социальным критериям.

- Почему так мало заемщиков воспользовались помощью АРИЖК?

- На самом деле, мы считаем, что наша заслуга в том, что мы не сломали рынок, а заставили его работать самостоятельно. В результате в выигрыше оказались все: заемщики обрели конкуренцию программ, государство сэкономило деньги, банки получили ликвидность. Начиная с запуска нашей программы реструктуризации, мы везде заявляли, что готовы помогать заемщикам и без согласия банков. В результате, кредиторы, чтобы не отпускать от себя заемщиков, вынуждены были запускать собственные программы реструктуризации, иногда с лучшими условиями, чем у нас.

При этом банки воспользовались нашими методическими наработками и в большинстве случаев просто скопировали нашу документацию. Мы не против – пусть рынок запускается быстрее и единообразнее.

- Программа АРИЖК выгодна для кредиторов?

- Да, но в данном случае банки оказались в достаточно сложном положении. Основная проблема - это резервы. Согласно нормативам Центрального банка, в случае проведения реструктуризации ссуды финансовая нагрузка на кредитора увеличивается, так как он должен наращивать резервы по проблемным ссудам. Согласно указанию ЦБ № 2156-У, при создании резервов банк вправе в некоторых случаях не учитывать качество обслуживания кредита, однако обязан учитывать финансовое положение заемщика. Таким образом, если клиент подает заявление о реструктуризации займа, то это означает ухудшение его финансового положения и кредит автоматически исключается из портфеля однородных ссуд, и по нему начисляются резервы, как минимум, в размере 51% от суммы кредита.

В данном случае, мы предлагаем банкам применять профессиональное суждение, ведь заемщик при поддержке государства все равно получит в течение года деньги, а соответственно получит их и кредитор, а это значит, что финансовое положение заемщика не ухудшается. Поэтому, если есть наша реструктуризация, банку нужно резервы потихоньку доформировывать до большего уровня, а не сразу 51%, а дальше уже мониторить ситуацию восстановился заемщик или нет. Не все кредитные организации в состоянии резко наращивать резервирование, другие банки просто хотят все равно сохранить заемщика у себя. В любом случае рыночные кредиторы по разным причинам мотивации запустили свои программы.

Иногда это, конечно, были экзотические схемы реструктуризации. Например, ссуда, выданная на обслуживание просроченного кредита по нормативам ЦБ, считается высокорискованной. Но такая ссуда не попадает под указанную категорию, если она выдана в другой кредитной организации – ее целевое использование в таком случае не видно. И некоторые региональные банки выдавали потребительские кредиты в целях обслуживание ипотеки друг у друга. Потому даже регулятор заметил, что кредитование сокращается, а необеспеченные кредиты сроком до года удивительным образом выросли.

- По каким кредитам заемщики испытывали, в основном, проблемы? Валютные или в рублях? Есть ли какая-то привязка к регионам?

- «Валютных» заемщиков в нашем портфеле мало, примерно 1%. В основном, это жители Центрального федерального округа. (15%). По регионам сильная дифференциация. Сильнее всего пострадал Сибирский федеральный округ. Причина этого явления — концентрация экономики, на которую повлиял кризис. Однако самая пострадавшая отраслевая область – это сфера торговли и услуг населению. Люди в кризис лишились своих доходов, перестали покупать товары и, соответственно, торговля резко сократилась.

- По вашим оценкам, сколько составляет переплата по реструктуризации для заемщика?

- 10-15% по реструктуризации через АРИЖК. Цифра сильно зависит от срока помощи – чем больше срок, тем больше последующая нагрузка. Наша поддержка рассчитана на 12 месяцев, то есть мы даем двойной максимальный срок для поиска работы. Банкиры дают, как правило, 6 месяцев на восстановление, поэтому и нагрузка в постльготный период у них несколько меньше, хотя ставки выше.

Мы всегда предупреждаем наших заемщиков: как только вы восстановили свою платежеспособность – не тяните и просите прекратить поддержку, чтобы сильно не увеличивать свои платежи. Кроме этого, для добросовестных заемщиков мы приняли решение о пересмотре процентной ставки до уровня 2/3 ставки рефинансирования. Это значит, что нагрузка на заемщика после периода помощи будет не 15%, а всего лишь 8-9% (при ставке 5,17%.) Однако, если такой заемщик допустит два пропуска — отменяем послабление.

- Есть ли какие-то обязательные условия для заемщика?

- Ежемесячное предоставление выписок из банка-кредитора, ежеквартально - справки о доходах.

- Какая доля заемщиков, которым АРИЖК помогло, вернулись в график? И что с теми, кто не смог вернуться в график по каким-то причинам? Если причины уважительные, продлевает ли АРИЖК льготный период для тех, кто так и не смог восстановить платежеспособность?

 - Около 10% заемщиков досрочно отказываются от помощи, так как нашли работу. Из числа оставшихся первый платеж самостоятельно нам и банку сделали 64% наших заемщиков. И это очень хороший результат.

Однако, есть и те заемщики, кто не смог восстановить свою платежеспособность в полном объеме по объективным причинам. Когда выдается ипотечный кредит, любой банкир всегда считает такой параметр как «платеж-доход», а именно, сколько заемщик должен платить за ипотеку и сколько у него должно оставаться на жизнь. В среднем по стране он составляет примерно 45%. В кризис доходы заемщиков упали, они обратились в банк или в АРИЖК, и им дали поддержку.

Любая поддержка – наша ли банковская ли осуществляется на срочной, платной и возвратной основе, поэтому после периода поддержки – нагрузка на заемщика возрастает. В тоже время ситуация складывается так, что люди не могут найти работу с заработной платой на прежнем уровне. Как правило, доходы падают в среднем на 30%, а выплаты по ипотечному обязательству увеличивается на 10-15%. Если такое происходит, то после периода поддержки параметр «платеж-доход» становится за 70%, что совершенно непосильно для семьи, особенно если учесть тот факт, что у половины заемщиков после покупки квартиры родились дети.

Что мы делаем в этом направлении? Во-первых, нами разработан второй уровень поддержки ипотечных заемщиков. Он для тех, кто не смог восстановить свою платежеспособность по объективным причинам в полном объеме после нашей или банковской реструктуризации. Конечно, на этом уровне параметры для входа в программу сужены: поддержка на втором будет оказываться, прежде всего, социально незащищенным заемщикам, например, семьям с несовершеннолетними детьми, молодым семьям, а также жителям моногородов, семьям, на иждивении которых есть ветераны войны и инвалиды.

Второй уровень подразумевает, повторную реструктуризацию ипотечного кредита без увеличения платежной нагрузки на заемщика. Правда, для этого АРИЖК должен выкупить у банков проблемные кредиты и самостоятельно решать дальнейшую судьбу заемщика на своем балансе. Новые условия будут включать сочетание удлинение срока, предоставление нового периода помощи и изменение процентной ставки по кредиту, вплоть до ставки рефинансирования ЦБ. Заемщик также может сам придти в банк и попросить повторную реструктуризацию, а не ждать, когда это ему предложит кредитор.

- Как АРИЖК оценивает платежеспособность заемщиков? Вы говорили, что для банков часто тот или иной заемщик – безнадежный, а АРИЖК предоставляет ему реструктуризацию ипотечного кредита. И спустя какое-то время, он возвращается в график. Действительно ли такое часто случается, что банки уже не верят тому или иному заемщику, но АРИЖК как-то рассчитывает, что он имеет неплохие перспективы?

- Тут я должен сказать, что мы не оцениваем перспективу платежеспособности заемщиков. Мы не банк. В нашем случае работает принцип «чем хуже положение заемщика, тем скорее мы постараемся ему помочь».

Банк, когда принимает решение, делает такие оценки. Если кредитная организация чувствует, что перспектива есть, то она может реструктурировать кредит. Еще раз подчеркну, что для нас же это не важно. Мы видим плохое финансовое состояние и выносим решение о помощи. Критериев, по которым мы принимаем такое решение, всего два: заемщик испытывает финансовые трудности с обслуживанием ипотеки и подпадает под наш стандарт.

Приведу пример. Заемщик в городе Новоалтайске получал зарплату 60 тыс. рублей (а это очень хороший доход для региона.), работая на вагоностроительном заводе. Он купил трехкомнатную квартиру, в семье родился второй ребенок. И вот, в ноябре 2008 года завод остановил производство. Жену уволили незаконно, сократили с малолетним ребенком. Банк-кредитор говорил, что заемщик безнадежен. Работу он нигде не найдет, он привязан к ипотечной квартире, в другой регион с 2 детьми не уедет. Безнадежно. Доходов не было никаких. Мы же ему помогли, даже предложили специальные условия. Обычно все выплаты в нашу пользу в течение периода помощи возрастают со 170 рублей до 1,5 тыс. рублей (если средний платеж по ипотеке 18 тыс. рублей). Но этот новоалтайский заемщик платил 100 рублей в месяц - так называемый дисциплинарный платеж. А в декабре прошлого года завод заработал.

- Насколько часто АРИЖК пускает в ход специальные условия?

- У нас есть право незначительно отклоняться от стандарта, входить в реальную жизненную ситуацию. Случаи бывают действительно очень тяжелые – я даже иногда вижу, как андеррайтеры плачут над рассматриваемыми делами. Таких случаев менее 5%, но все они тщательно разбираются. Решение принимается коллегиально.

- Расскажите, как менялись стандарт АРИЖК.

- Когда мы приступали к работе, у нас было очень мало статистики, потому многие решения рождались из практики. Подчеркну, что для России это первый ипотечный кризис, а западные решения для нас не очень подходят в силу местных особенностей, в том числе - законодательства.

На первом этапе мы готовы были помогать таким семьям, где по сумме доходов на каждого члена семьи после уплаты ипотечного платежа остается менее одного прожиточного минимума. Такой стандарт породил 80% отказов. Российская особенность кризиса в том, что предприниматели реагируют на кризис не столько сокращением штатов (что все правительства умеют мониторить), а существенным снижением зарплат и переводом на неполную рабочую неделю - 71% обратившихся к нам за помощью не могут платить за ипотеку в связи со снижением дохода, а не по причине увольнения. По сути, это скрытая безработица, так как часто доходы слишком малы, что бы считать их заработной платой.

Поняв данную особенность, мы расширили стандарт (можно сказать – вторая версия стандарта). Порог входа в программу стал составлять два прожиточных минимума на каждого члена семьи, но с условием предоставления документов, подтверждающих обязательные расходы. Вот на этом этапе нас завалили справками, разъяснительными письмами. Например, семья пишет: «Наш ребенок - талантливый скрипач, ему надо оплачивать музыкальную школу, это наш обязательный расход». Мы видели, что люди иногда на трех работах бьются, чтобы сохранить хоть какие-то платежи по ипотеке. Как тут не помочь? На втором этапе мы отказывали порядка 40%, но поняли, что разрослась очень неудачная бюрократия.

Мы внимательно проанализировали обязательные расходы семей и пришли к выводу, что они составляют от 0,6 до 0,8 прожиточных минимумов, а значит - если отказаться от данных справок с одновременным расширением стандарта, то можно существенно упростить процессы. Третий этап, нынешний, - это порог входа в программу, когда на каждого члена семьи после уплаты ипотечного платежа остается три прожиточных минимума (для данного региона). Отказываем сейчас всего лишь в 20%. Наиболее частая причина отказа - неединственность жилья.

- А по каким причинам еще отказываете?

- Превышение цены квадратного метра или превышение в площадях объекта недвижимости. То есть мы не поможем заемщикам, купившим элитное жилье. Есть еще всякие нюансы. К примеру, мы не можем помочь заемщикам с двумя машинами стоимостью до 350 тыс. рублей (по стандарту АРИЖК возможна только одна стоимостью до 350 тыс. рублей). Правда, тут будет андеррайтер принимать решение. Потому что для сельской местности две машины — необходимость, а в каком-то случае это станет причиной для нашего отказа.

- Каким образом заемщики получают деньги от АРИЖК – наличными или путем перечисления в банк-кредитор?

- Система такая. Заемщик открывает отдельный счет, к которому он сразу кладет заявление на безакцептное списание в пользу кредитора, копию заявления сдает нашему агенту в регионе. Деньги безналичным путем переводятся на указанный счет заемщика, с которого банк автоматически списывает средства. Ежемесячно заемщик приносит выписку о том, что деньги поступили и ушли по назначению. Если выписку заемщик не принес, то тогда он автоматически попадает в стоп-лист.

- Обращались ли к вам за помощью мошенники?

- Такие случаи были, но они единичны и быстро выявлялись. Следует понимать, что при малейшем нарушении платежной дисциплины недобросовестный заемщик попадает в стоп-лист, а значит наши потери – минимизированы.

- Может ли он прервать помощь АРИЖК, к примеру, посредине льготного периода?

- Очень важный момент — мы не прерываем помощь, если у заемщика возросли доходы. Некоторые боятся, что раз доходы увеличились снова, помогать больше не будут. Но мы же понимаем, что заемщик за период финансовых трудностей накопил много долговых «хвостов». К тому же, текущая работа может оказаться не стабильной, или сам заемщик не пройдет испытательный срок. Мы обычно видим, что заемщик восстановился, но не прерываем помощь. Мы прекращаем помогать либо по просьбе заемщика, либо по истечении 12 месяцев.

- Много таких, кто попросил уже прервать помощь?

- Да, много - около 10%. Есть те, кто целиком погасил долги по займу АРИЖК. Есть те, кто попросил приостановить помощь и платят дальше сами.

- Если все-таки на квартиру обращается взыскание, кто первый получает деньги? Много ли таких случаев?

- Наши стабзаймы обеспечены договором последующей ипотеки. Сначала получает деньги основной кредитор, потом - мы. По судам пока рано говорить, закончился только первый квартал 2010 года, у нас еще нет данных по всем «проблемным» заемщикам, по тем, кто не смог восстановить финансового состояния.

- Поток обращений за помощью в АРИЖК уменьшился?

- Здесь есть важный момент. Поток первичных обращений снизился существенно, но сейчас достаточно много повторных обращений. Это такие случаи, когда заемщик уже однажды приходил к нам, мы ему отказали. Прошло время, и либо стандарт смягчился, либо заемщики стали удовлетворять нашим условиям. И обращаются вновь, и мы оказываем помощь. К примеру, было три автомобиля, один продали, но средств для обслуживания кредита все равно нет.

- Сколько денег было выделено АРИЖК государством и все ли уже получено?

- Мы исходили из того, что помощь может потребоваться примерно 100 тыс. заемщикам. Учитывая, что средний размер кредита 1,5 млн. рублей, то сумма помощи по каждому «проблемному» кредиту составит примерно 300 тыс. рублей, то есть необходимо зарезервировать всего 30 млрд. рублей.

Статистика показала, что мы не ошиблись в расчетах. В уставный капитал АРИЖК внесено первые 5 млрд. рублей головной компанией АИЖК. Но мы сэкономили колоссальные средства, так как банки во многом самостоятельно решили вопрос реструктуризации ипотечных кредитов благодаря нашей методической помощи и жесткой позиции, что мы поможем заемщику, даже без согласия кредитора. Остаток средств находится в оперативном резерве нашей материнской компании. Как только заработают новые схемы, эти средства будут направлены на ипотечный рынок.

- Какие новые продукты АРИЖК выведет на рынок?

- Правильнее говорить не о новых продуктах, а о новых схемах, например, выкупе проблемных кредитов, по которым заемщики не восстановились, но по объективным причинам нуждаются в продолжении поддержки. 18 мая мы зарегистрировали первый выпуск наших специальных облигаций. В работе еще два выпуска.

Суть схемы в том, что кроме помощи заемщикам необходимо еще учесть наличие проблем у банков: недостаток капитала и невысокая прибыль текущего года. Значит, надо найти схему, по которой кредитная организация отдаст проблемный актив (для последующей реструктуризации), но это не сильно отразится на его балансе, а значит - и на интересах вкладчиков и акционеров.

Идею схемы мы подсмотрели в Великобритании, где для размораживания кредитования были выпущены тридцатилетние облигации с государственными гарантиями и нулевым купонным доходом. То есть бумага с параметрами «существенно ниже рынка». Обменяв проблемные активы на такие бумаги, кредитор получает высвобождение резервов и гарантию, что государство с ним рассчитается позже.

Пересчитав через соответствующие индексы цен и инфляции, мы пришли к выводу, что подобный дисконт на уровне примерно 50% можно обеспечить выпуском аналогичных облигаций со сроком обращения 20 лет и купонным доходом в диапазоне от 1/3 до 2/5 ставки ЦБ. Такие бумаги мы будем применять для кредитов, находящихся в стадии судебных взысканий.

Кредиты, которые все-таки обслуживаются, пусть и не в полном объеме, мы считаем более дорогими и готовы их выкупать с дисконтом 18-25%, то есть такой дисконт можно получить, если применять бумагу с купоном в диапазоне от 2/3 до 3/4 ставки ЦБ. Банк сможет обменять проблемный актив один к одному на названные бумаги. В случае если кредит обслуживается заемщиком, мы оцениваем еще и качество ссуды и до 15% платим сразу же живыми деньгами.

- То есть Вы, по сути, поможете банкам справиться с проблемой «плохих» ипотечных кредитов?

- Можно сказать и так. Для нас приоритетнее то, что проводить повторную реструктуризацию традиционными способами (платная-срочная-возвратная основа) – уже не целесообразно. А сделать это кредитор, скорее всего, не сможет – на него всегда давят обязательства перед вкладчиками. В таком случае это может сделать АРИЖК, а кредиторам надо дать достойную альтернативу.

На Западе очень популярна практика передачи проблемных активов новому инвестору, который готов взять на себя риски. У нас, к сожалению, такой практики пока нет, потому эту функцию начинаем развивать мы.

Отдельно следует остановиться на кредитах, которые находятся в стадии судебного производства. Мы признаем, что дисконт, установленный по данным схемам, очень жесткий. Но таким образом мы стимулируем банки не ко взысканию, а к реструктуризации.

Случаются такие ситуации, когда цены на квадратные метры упали настолько, что даже после продажи заемщик не может расплатиться с банком. Мы готовы в этой ситуации закрыть долг проблемного заемщика перед банком нашими облигациями. Квартиру выкупает АРИЖК и передает в фонд того или иного субъекта РФ. Заемщик может жить в этой квартире до переселения в квартиру из маневренного фонда. Эта схема работает для моногородов и семей с детьми, то есть в тех случаях, где рыночные механизмы решить проблему человека не в состоянии.

- Будут ли популярны облигации АРИЖК у российских банков?

- Это не совсем облигации в традиционном понимании слова – мы не привлекаем средства для реструктуризации. Мы через облигации создаем механизм обмена активами с минимизацией последствий для кредиторов.

- Какие это банки в основном?

- В Москве данный инструмент, конечно, лучше понимают, причем в основном банки с иностранным участием. Эти кредитные организации наиболее открыты к сотрудничеству по данному вопросу, так как это понятно их менталитету. А вот по первому уровню поддержки иностранные банки не очень шли на сотрудничество с нами, так как они старались оставить заемщика у себя в любом случае. Объем заявок на сегодняшний день превысил 12 млрд. рублей.

- Вы упоминали про положительный западный опыт. Может быть, нам перенять еще что-то из практики других государств?

- Мы внимательно это все изучаем и стараемся применять в нашей жизни. Однако на Западе меньше развито понятие «серые зарплаты», не существует квартир за 1 млн. рублей, не существует, наоборот, квартир с сильно завышенной ценой (фактически, заемщик за счет завышения цены сделки пытался обеспечить для себя ниже уровень первоначального взноса) и так далее.

Другая особенность нашего рынка — социальные связи. У нас в России при возникновении проблем с обслуживанием ипотеки в 30-35% случаев помогали родственники и друзья. Такой практики в других странах тоже нет.
 


Источник: Банкир.Ru



© 2009 ОАО «АРИЖК» 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д 69


В избранное