Рассматривая
варианты для своих клиентов, случайно наткнулся на «интересную» квартиру в базе
Виннер (квартира подходила под требования поиска). В комментариях было написано
следующее: «Господа риелторы! Хозяйка квартиры заключает договорачуть ли не со всеми агентствами, потом
кидает. Не тратьте денег и время на рекламу!» Ход, на мой взгляд, неплохой. Даже если кто-то
из риелторов и решится работать с этой дамой, он будет предупрежден, и хотя бы
деньги возьмет с нее на рекламу.
А сегодня я
хотел поговорить о том, что творится с другой стороны «баррикад», о том, как
клиенты «кидают» своих риелторов.
Подобные
случаи (в моей практике), происходят нечасто, однако веру в человечество
подрывают надолго.
Итак, есть недвижимость,
есть хозяин квартиры, есть покупатель и есть риелтор- или риелторы, которые
организовали просмотр. И вот на просмотре (или до него) кому-то с той стороны «баррикад»
приходит светлая мысль- а почему бы не общаться с контрагентом по сделке
напрямую, минуя посредников? Можно сэкономить денег на оплате комиссионных, да
и общаться без этих риелторских «заморочек» кажется проще. И вот в дело идут
всяческие ухищрения- покупателя (или продавца) отжимают в уголок, шепотом
диктуют свой телефон, или украдкой суют скомканную бумажку со своим телефоном.
Встречаются варианты, когда гиперобщительный хозяин или покупатель нарочито
громко и четко называют свое место работы (дальше понятно- Яндекс, найдется
все!)
Надо сказать,
что в большинстве случаев подобные «хитрецы» явно переоценивают свою харизму. И
на контакт покупатель-продавец не идет. Все-таки время, когда при проведении
сделки выстраивалась армия посредников, требующих денег просто за передачу
информации (порой до половины стоимости недвижимости) – такое время ушло. И мы
приближаемся к тому, как подобные дела ведутся в цивилизованных странах- есть
представитель интересов каждой стороны, причем, как правило, риелтор - это человек, которому доверяют и
которого рекомендовали друзья илиродственники. Поэтому подобные выходки воспринимаются крайне негативно
самими покупателями или продавцами. Они как раз нанимают риелторов, чтобы не
общаться с подобными «харизматичными» личностями. Может быть, я необъективен,
но подобные поступки совершали крайне неприятные в общении и несимпатичные
люди. Наверное, понятно, что после попыток «сближения» появляется устойчивое
желание искать другой вариант, или, если объект ну очень нравится, общение
становится формальным и бескомпромиссным.
Далее.
Главное в любой сделке- это люди, это мера их порядочности. Можно проводить
сколь угодно тщательную проверку квартиры, но если человек с червоточиной
внутри и допускает ситуацию, при которой он обманывает других людей, где
гарантия, что он в дальнейшем не захочет обмануть покупателя? И если покупатель
стремится «обойтись» без риелтора продавца- какой финт от него можно ожидать в
дальнейшем? Особенно стоит задуматься об этом продавцам «миллионных» квартир,
чтобы не рыдать, получив за квартиру столько, сколько написали в договоре
купли-продажи- 990 000 рублей.
Я несколько
раз становился свидетелем развития ситуации, когда покупатель /продавец
все-таки проявлял слабину и шел на «прямой» контакт. Первый вопрос, который
возникает у «компаньонов»- как делить деньги риелторов? По странному стечению
обстоятельств, каждый надеется, что «экономить» будет именно он. «Это же я, Я! Додумался
сунуть бумажку с телефоном, а ОН хочет воспользоваться моей хитростью!» И уж
совсем чудовищным предательством возникшего «безриелторского братства» кажется
предложение другой стороны об уступке в цене. Какой может быть торг? Мы же
делаем сделку БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ!!! Все деньги достанутся хозяину, а не этим
риелторам!!!
Дальше идут
дебаты о том, как называть сумму денежного обеспечения- задатком или авансом?
Какой составлять договор? И уж совсем бывает грустно, когда ни та, ни другая
сторона не представляет, как проводится закладка денег в банковскую ячейку и
что должно быть написано в договоре купли-продажи.
Не так давно
наблюдал за обсуждением вопроса о совершении сделки по покупке машиноместа на
одной из интернет конференций. Некто М. нашел продавца машиноместа, а поскольку
тратиться на специалиста ни он, ни продавец не собирались, он попытался
получить «инструкцию» на конференции. Человеку были даны ответы на все вопросы:
что писать в качестве условия доступа к ячейке, как проводить сделку, как проходит
закладка. Однако после всех этих ответов появился пост- крик души: «Так как
делать эту сделку????»
Вот уж
воистину, « я понял- это намек, я все ловлю на лету, но непонятно- что конкретно
ты имела в виду!»
Ну и нельзя
не упомянуть о часто встречающемся в объявлении: «Продает хозяин». Или: «Посредников
просьба не беспокоить». Последнюю фразу, по иронии судьбы, чаще всего пишут
владельцы самых депрессивных вариантов, им бы впору писать: «Люди добрые,
помогите избавиться от моего хлама,я
вас не обижу, за работу отблагодарю!»
Поверьте,
общаться с таким «Хозяевами»- мука! Они все знают, они все прочитали, поэтому,
скажем, при закладке денег в банк начинаются двухчасовые дебаты на тему «А
какие у меня гарантии?» Еще круче- предложения «Хозяев» по внесению их пунктов
в договор купли-продажи. Понятно, что слова о том, что с такими «поправками»
договора вернут незарегистрированными, ими пропускаются мимо ушей.
СЛУЧАЙ ИЗ
ПРАКТИКИ
Я работал с
клиентом, желавшим купить квартиру на юго-западе столицы. Как это обычно
бывает, требования в процессе работы поменялись в корне. Не помню точно, после
двадцатого или тридцатого просмотрамы,
наконец-то, зашли в квартиру, которая по всем параметрам его устроила. Продавал
этот чудесный объект «Хозяин».
Когда мы
пришли, я стал свидетелем трогательно-волнующего спектакля «Встреча на Эльбе»,
с обниманиями, с тыканиями кулаком в грудь и криками: «Да где ты пропадал все
это время?» Поначалу я думал, что попал в театр одного зрителя, то есть все это
разыгрывается для меня. Но потом стало понятно-да, действительно встретились
знакомые, можно сказатьдрузья. Мой
клиент, клятвенно заверив меня о том, что мои комиссионные никуда не денутся, остался
вспоминать «минувшие дни». А я- я пошел домой, думаяо том, что «ничто так не укрепляет веру в
людей, как предоплата». Просмотры наши закончились, на мои звонки мой покупатель
не отвечал.
Однако
история эта получила продолжение. Мне позвонил хозяин квартиры. Позвонил с
упреками, что я привел к нему урода, подонка, бесчестного человека. Что этот
человек купил у него квартиру, и не отдает ключ от ячейки, и вот он остался и
без денег, и без квартиры. Как потом выяснилось, «урод» поставил условие, что ключ он отдаст после
выписки хозяина и его домочадцев в приобретенную недавно новостройку. Вот
только с пропиской в новостройке вышла промашка- что неудивительно, а «урод»
деньги за квартиру, в которой прописаны люди, отдавать не собирался.
Хозяину было
объяснено, что к этой сделке риелторы отношения не имеют, поэтому проблемы он
будет либо решать сам, либо будет платить за их решение. Надо отдать должное,
человек оказался разумным, и с нашей помощью коллизия была разрешена. Вот
только «друзья» больше не общаются…