Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вестник старого радио

  Все выпуски  

Вестник старого радио Выпуск 54


Информационная поддержка: http://www.radionic.ru, http://www.oldradio.su, http://www.oldradio.org.ua.

Для писем:msevm@mail.ru
Периодичность этой рассылки 2-3 раза в месяц.



Рассылка "Вестник старого радио". Выпуск 54 (Декабрь 2010) ( http://radionic.ru/2010/12/10/r54/)




Телевизор "Москвич Т-1"

     Телевизор "Москвич Т-1" выпускался на Московском радиозаводе с 1946 года. Разработан телевизор конструкторским коллективом, под руководством главного конструктора, инженера Е.Н.Геништы.

Телевизионный приемник "Т-1 Москвич" предназначен для приема телевизионных передач со стандартом четкости 625 строк, а также принимать радиовещательные станции с частотной модуляцией, работающие в диапазоне 45-47 МГц. При незначительной переделке строчной развертки его можно было использовать для приема изображения по старому стандарту (с разложением на 343 строки).

Подробнее...

* * *

625/50 - мировой системе телевизионного разложения 50 лет

(Часть 2)

Великий стандарт

Стандарт разложения на 441 строку во многих отношениях был неудачен. Это понимали многие специалисты еще в момент принятия стандарта. И дело не в относительно небольшом числе строк. Великобритания многие годы после войны вела трансляции с разложением на 405 строк и еще два десятилетия после принятия стандарта 625/50 поддерживала эту систему. В то же время Франция эксплуатировала систему вещания с разложением на 819 строк и гордилась своим самым высококачественным телевидением. Но и та и другая системы вещания уступили в конечном итоге системе 625/50 - и, отнюдь, не по причинам слишком малой или слишком большой четкости.

При обработке телевизионного сигнала, особенно при различных трансформациях изображений, а в последствии при решении проблем преобразования стандартов, важную роль, в частности, играют простые рациональные соотношения между различными параметрами телевизионных сигналов. В этом плане 441 = 3х3х7х7 вообще не имеет общих множителей с полевой частотой 50 Гц. А вот 625 = 5х5х5х5 идеально сочетается с 50! Эти числовые соотношения вскрывают лишь часть факторов, все значение которых было понято позже, а полностью востребовано только при формулировке иерархии единых мировых стандартов цифрового кодирования. Но теоретическая мысль уже в начале сороковых годов оценила их фундаментальную роль. Мировые стандарты 525/60 и 625/50 выделяет - и не случайно - внутреннее числовое изящество.

В 1944 г. была созвана Междуведомственная комиссия, которой было поручено определить основополагающие параметры нового стандарта. Состав комиссии, пожалуй, наиболее точно отражает инициаторов предложений по системе 625/50. Членами комиссии были А.Я. Брейтбарт, В.Н. Горшунов, И.С. Джигит, Ю.И. Казначеев, С.И. Катаев, С.В. Новаковский, А.А. Расплетин. Комиссия предложила взамен довоенного ОСТ 60-40 "Телевидение. Основные параметры телевизионного вещания" (стандарт 441/50) "Обоснование и проект нового телевизионного стандарта СССР". В 1945 г. утвержден ГОСТ 78-45, придавший проекту статус закона, а в 1946 г. принята Междуведомственная нормаль. Эти правительственные решения открыли прямую дорогу к реализации вещания по стандарту 625/50.

Названные решения были, безусловно, историческими, но приняты они были при достаточно мощной обструкции со стороны многих влиятельных чиновных лиц. Выдвигались довольно серьезные возражения. Страна, разрушенная войной и вынужденная нести тяжкое бремя расходов по восстановлению народного хозяйства и перевода промышленности на мирные рельсы, не имела достаточных сил и средств для решения безотлагательных народнохозяйственных задач. Поэтому разработка проекта, технической базы телепроизводства и ввод нового стандарта телевизионного вещания в действие, требовавшие значительных затрат, воспринимались как безответственная авантюра обуржуазившейся интеллигенции. На окончательное решение повлияла позиция главы государства, который указал, что новый стандарт определяет советское телевидение на многие десятилетия и поэтому нельзя исходить из конъюнктуры. Но даже И.В. Сталин вряд ли предполагал, насколько серьезным окажется воздействие такого решения на развитие не только советского, но и мирового телевидения.

Освоение

Совет министров СССР 12 октября 1945 г. принимает постановление "О мероприятиях по развитию телевидения". Постановлением утверждена реконструкция Московского телецентра максимально быстрыми темпами для перехода на телевизионное вещание по стандарту 625/50. Этим же постановлением предусмотрено строительство новых телецентров в Ленинграде и Киеве. Подчеркивалось, что телецентры должны быть созданы на базе отечественной аппаратуры. Впрочем, этот патриотический штрих постановления нес чисто политические функции, поскольку иной, кроме аппаратуры отечественной разработки и производства на стандарт 625/50, в принципе тогда не было, и быть не могло. Такова особенность пионерских проектов.

В марте1946 г. Верховный Совет СССР принимает Закон " О плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на период 1946 - 1950 гг.". Отдельная строка этого плана посвящена телевидению. В частности указано ":Восстановить и технически переоборудовать Телевизионный центр в Москве и построить новые телевизионные центры в Ленинграде, Киеве, Свердловске:". Итак, работы по переводу отечественного телевизионного вещания на новый перспективный стандарт подкреплены Законом СССР.

Директивы ЦК ВКП'б от 27 января 1947 г. подтверждают уже принятые законы о реконструкции и строительстве новых телецентров. И, наконец, Совет министров СССР 24 июня 1947 г. своим постановлением поручает Министерству промышленности средств связи наладить производство студийного оборудования и выпуск бытовых телевизоров стандарта 625/50. Надо сказать, что никогда в последствии развитие отечественного телевидения не имело такой мощной поддержки на самых высоких уровнях законодательной и исполнительной власти нашего государства. Никогда не был столь пристальным контроль со стороны партийных и компетентных органов за исполнением принятых решений и ходом работ.

Головной организацией, которой было поручено вести основные работы по реконструкции Московского телецентра, стал ВНИИ телевидения. К слову, ВНИИТ в первый год войны был распущен, но в 1946 г. восстановлен. Через три месяца после восстановления новым директором ВНИИТ стал П.В. Шмаков. Руководителем работ по реконструкции Московского телецентра был назначен В.Л. Крейцер.

Для разработки аппаратуры реконструируемого Московского телецентра в подмосковном поселке Фрязино было создано специальное конструкторское бюро, которое возглавил А.А. Федоров. На работу в СКБ пришли многие ведущими специалисты. Так, И.Я. Бутлицкий возглавил разработку телекинопроекционной аппаратуры. Е.А. Гарнов с молодым инженером А.Г. Козловой занимались аппаратурой синхронизации. Сложные проблемы компоновки и управления комплексом аппаратуры, коммутации сигналов достались Е.И. Фарберу и Я.И. Шапиро.

Советские специалисты работали вместе с учеными и инженерами из Германии. Руководил работами с немецкой стороны И. Гюнтер. В разработке телевизионных камер активно участвовал В. Гофман. В. Янд занимался проблемами синхронизации, разверткой - Г. Зигель. З. Чау еще в довоенные годы прославился как один из крупнейших оптиков мира. Поэтому он и возглавил работы по телекинопроекции и оптическим приборам для ТВ камер. Вопросами общей компоновки, конструирования аппаратуры и многими другими занимался А. Матцке. И, наконец, за проблемы контроля и измерений отвечал Ф. Леглер.

Более 40 лет в нашей печати замалчивалось участие крупных специалистов из Германии в разработке первых образцов аппаратуры стандарта 625/50 и только осенью 1991 г. М.И. Кривошееву и мне удалось преодолеть запреты Главлита и впервые назвать имена немецких специалистов. Должен сказать, что они не были военнопленными или перемещенными лицами. Их на основе договорных отношений пригласили в СССР на работу, и они приехали добровольно, многие с семьями. По завершению контракта они свободно вернулись на родину. Их вклад в разработку стандарта 625/50 значителен и должен быть отмечен. Они не упомянуты среди лауреатов государственной премии и в других наградных списках, но в этом более политики плохо понятого престижа, чем реальной оценки вклада наших коллег из Германии.

В конце 1948 г. СКБ, выполнившее возложенную на него задачу, было перебазировано в Ленинград и присоединено к ВНИИ телевидения. Именно этому ВНИИ было поручено развернуть работы по созданию типового комплекса аппаратно-студийного оборудования телевизионного вещания по стандарту 625/50, обеспечить реконструкцию МТЦ и впоследствии реализацию программы широкой телефикации страны.

В 1946 г. в лаборатории НИИ-108, возглавляемой В.Н. Горшуновым, был создан генератор, формирующий гасящие и синхронизирующие импульсы стандарта 625/50. Это была первая успешная техническая разработка на пути создания аппаратуры нового стандарта. В том же институте в лаборатории А.А. Расплетина была начата разработка первых телевизоров (модели Т-1 и Т-2). Академик, Герой Социалистического Труда А.А. Расплетин стал вскоре руководителем одного из самых крупных в мире и авторитетных научных центров радиолокации. В составе группы разработчиков телевизоров (А.Я. Клопов, Д.С. Хейфец и др.) оказался и дипломник МЭИС М.И. Кривошеев. Ему были поручены расчет и разработка генератора строчной развертки. Летом 1946 г. генератор был запущен импульсами синхрогенератора Горшунова - так впервые засветился телевизионный растр на 625 строк. Это событие привлекло внимание всех ведущих специалистов. Была устроена публичная демонстрация, которую посетили А.А. Железов, И.С. Джигит, С.И. Катаев, Ю.И. Казначеев и многие другие.

К началу 1948 г. основные работы по созданию комплекта оборудования для реконструируемого Московского телевизионного центра были завершены и начат монтаж аппаратуры в здании МТЦ (Шаболовка 53). К этому моменту по воле коллектива начальником АСБ был назначен М.И. Кривошеев. Директор МТЦ Ф.И. Большаков и его главный инженер С.В. Новаковский поручили молодому начальнику АСБ вывести в эфир сигналы изображения на 625 строк разложения. 3 сентября 1948 г. М.И. Кривошеевым была нажата кнопка, давшая старт второй мировой системе телевизионного разложения. Советские и немецкие специалисты поздравляли друг друга, понимая важность события. Телевизионные сигналы принимались несколькими телевизорами "Москвич Т-1", разработанными Е.Н. Геништа.

Последняя передача МТЦ по стандарту 343/50 состоялась 17 сентября 1948 г. Московский телевизионный центр на 50 дней прекратил работу. Эти дни понадобились для завершения полной реконструкции центра, который с 4 ноября начал регулярные трансляции по системе разложения 625/50. Монтаж нового студийного оборудования проводился группой специалистов ВНИИТ под руководством Н.П. Сыромятникова.

Леонид Чирков

(продолжение следует)

* * *

"История радиотехники и радиовещания"

Из истории создания телевидения


Долгое время люди мечтали о возможности передачи изображения и звука на расстояние. Одной из важной и первой вехой на пути развития телевидения или, как его тогда называли, радиовидения можно считать выделение в 1817 г. селена шведским химиком Йенсом Якобом Берцелиусом (1779-1848), открытое в 1873 г. американским ученым У.Смитом явление внутреннего фотоэффекта (впоследствии был использован при создании видикона) и установление в 1888 г. русским физиком Александром Григорьевичем Столетовым (1839-1896) основных закономерностей внешнего фотоэффекта (впоследствии был использован при создании суперортиконов). Попытки передать изображение на расстояние при помощи электричества относятся к 1876 г., когда Александр Белл изобрел телефон. К этому времени было уже известно, что сопротивление селена изменяется в зависимости от количества падающей на него световой энергии. Поскольку А. Белл доказал возможность передачи на расстояние сложного сигнала, множество изобретателей начали разрабатывать способы "электрического видения" (как гласил один из заголовков статьи того времени).

В одних способах использовалась мозаика селеновых детекторов, в других изображение сканировалось механически одним или несколькими селеновыми датчиками. Для воспроизведения изображения также предлагались разнообразные методы от перемещения карандаша до электромеханического воздействия на лист бумаги, размещенный в приемнике и пропитанный химическим составом. Светочувствительные свойства селена на практике были использованы лишь в 1892 г., когда Элстер и Гейтл изобрели фотоэлемент. Именно такие элементы и явились принципиальной основой современного телевидения.

Второй важной вехой в развитии телевидения стало изобретение, принесшее практическую пользу, "электрического телескопа", запатентованного (герм. патент №30105) немецким экспериментатором Паулем Готлибом Нипковым (1860-1940) в 1884 г. Идея Нипкова состояла в том, что на передающем конце линии изображение разлагается на отдельные электрические сигналы, затем осуществляется последовательная передача этих сигналов и восстановление этого полного изображения на приемном конце. Такой способ давал возможность передавать телевизионное изображение по одному телефонному или радиоканалу. Основу камеры составлял т.н. диск Нипкова. Он имел 24 отверстия, расположенных на равном расстоянии по спирали у периферии диска. Передаваемое изображение фокусировалось на небольшом участке периферии диска, а сам диск вращался с частотой 600 об/мин. При вращении диска изображение последовательно сканировалось отверстиями по прямым линиям. Линза, установленная за проецируемым изображением, собирала последовательные световые выборки и фокусировала их на одном селеновом элементе. При этом селеновый элемент формировал последовательность токовых сигналов, каждый из которых был пропорционален яркости отдельных элементов изображения.

На приемной стороне Нипков предложил использовать магнитооптический (основанный на эффекте Фарадея) модулятор света, изменяющий яркость восстанавливаемого изображения. Для формирования изображения был необходим другой диск, аналогичный диску передатчика и вращающийся синхронно с ним. Нипков не занимался созданием аппаратуры, что было не столь важно, поскольку технология того времени не позволяла создать подобную систему (только один модулятор света потребовал бы управляющего сигнала мощностью 10 Вт). Однако его диск послужил моделью для нескольких более поздних телевизионных систем. В начале 20-х годов Джон Лодж Бард в Англии и Дженкинс в США совершенно независимо друг от друга провели целый ряд экспериментов по передаче изображения с использованием механической развертки. Причем Джона Барда больше интересовала проверка реализации своих идей, чем их промышленное внедрение.

Механическая система развертки накладывала вполне определенные ограничения на объем передаваемой информации качество и размеры воспроизводимого изображения. Поэтому даже в более ранних работах, чем приведенная выше, некоторых первых исследователей наблюдалась тенденция к использованию электронного оборудования свободного от указанных выше недостатков. В 1906 г. Дикман и Глеис в Германии, а в 1907 г. российский физик Борис Львович Розинг (1869-1933) получили патенты на системы телевидения использующие приемник с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ). Первое предложение о телевизионной системе полностью построенной на основе электронного оборудования было вделано Аланом Арчибальдом Кемпбеллом Свинтоном в 1908 г. Как и П. Нипков, А. Кемпбелл Свинтон не изготовил аппаратуру но очень подробно описал свою идею в июньском номере журнала "Nature". Его система была основана на ЭЛТ, изобретенной в 1897 г. Карлом Фердинандом Брауном в Страссбурге (трубка с множеством фотоэлементов, соединенных в параллель каждый их которых до развертки запасал определенный заряд и за каждый период развертки мог отдать только один импульс). А. Кемпбелл Свинтон предложил использовать ЭЛТ как в передатчике, так и в приемнике. При этом он тогда отмечал, что главной проблемой является "создание эффективного передатчика, который под влиянием светлых и темных участков будет в достаточной степени изменять передаваемый электрический ток, чтобы обеспечить необходимую модуляцию электронного луча в приемном устройстве".

В 1911 г. Б.Л. Розинг продемонстрировал в лабораторных условиях передачу телевизионных изображении простых геометрических фигур и прием их с воспроизведением на экране ЭЛТ.

В 1923 г. инженер и изобретатель Владимир Кузьмич Зворыкин (1889-1982) (русский по происхождению родился в Муроме обучался в Санкт-Петербургском Технологическом институте в 1919 г. эмигрировал из России в США. Ученик Б.Л. Poзингa зарегистрировал патент на передающую телевизионную ЭЛТ названную иконоскопом. Она отличалась от ранних образцов применением модуляции интенсивности электронного луча с помощью осесимметричиой сетки. Принципиально важным в этой ЭЛТ было то, что фотокатоды из посеребренной слюды "запоминали" заряды образуемые фокусируемым на них изображением, а сканирующий электронный луч нейтрализовывал заряды и одновременно модулировался. Следует отметить, что появившиеся примерно в тот же период устройства без "запоминания" зарядов (например, диссектор изображения Фила Фарнсуорта) были менее удачными. Через год после изобретения иконоскопа В.К. Зворыкин изобрел кинескоп - приемную телевизионную ЭЛТ с электростатическим от клоненном и фокусировкой луча, став тем самым создателем основных передающего и приемного элементов электронного телевидения.

Одна из первых публичных демонстраций телевидения была осуществлена Дженкинсом 13 июня 1925 г., когда он передал изображение между авиационной станцией ВМС в Анакосте (шт. Мэриленд) и своей лабораторией в Вашингтоне (окр. Колумбия), т.е. на расстоянии в несколько км. При проведении этого эксперимента использовалась механическая система развертки.

В начале 30-х годов усилия ученых и изобретателей были направлены на разработку электронных систем развертки, а развитие телевидения вступило в свой следующий этап развития период совершенствования.

Автор признателен Николаю Кашину (UX5EF) за оказанную помощь при подготовке материала

Георгий Члиянц (UY5XE), г. Львов

Источник - журнал "Радиохобби", 2000. - N 5.

(Продолжение следует)

* * *

Справочная книга oldradio мастера

Пересчитаем нагрузочное сопротивление Rн в цепь первичной обмотки.

По закону Ома сопротивление резистора R'a можно представить как отношение амплитуды переменного напряжения, действующего на концах первичной обмотки трансформатора, к амплитуде переменного тока, протекающего по этой обмотке:

R'a=U1m/I1m.

Но величины U1m и I1m можно выразить через напряжение U2m, ток I2m и коэффициент трансформации nтр:

U1m=U2m/nтр; I1m=I2m*nтр

Подставим выражения для тока I1m и напряжения U1m в формулу (R'a=U1m/I1m):

R'a=(U2m/I2m)*(1/nтр*nтр)

Отношение U2m/I2m есть не что иное, как сопротивление резистора Rн. Окончательно получим:

R'a=Rн /nтр*nтр

Таким образом, сопротивление нагрузки, подключенное ко вторичной обмотке трансформатора, пересчитывается в его первичную обмотку через квадрат коэффициента трансформации.

Продолжение следует.

Использованы материалы из книг:
  1. Батраков А.Д, Кин С.Э. Элементарная радиотехника. Часть 2. Ламповые радиоприемники. М.-Л.: "Государственное энергетическое издательство", 1952. - С.7-68.
  2. Комаров Е.Ф. Учебное пособие радиотелемастера. Москва: "Издательство Досааф", 1970. - С.66-82.
* * *

Electronic Banner Exchange
Electronic Banner Exchange (ElBE)

В избранное