Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вестник старого радио

  Все выпуски  

Вестник старого радио выпуск 15


Информационная поддержка: http://www.oldradio.su, http://www.oldradio.org.ua, http://www.msevm.com/forums,

Для писем:msevm@mail.ru
Периодичность этой рассылки 1-2 раза в месяц.



Рассылка "Вестник старого радио". Выпуск 15 (Сентябрь 2008)




Детекторный радиоприемник "П-8"

Детекторный приемник П-8 является детекторным приемником с переменной детекторной связью. Приемник выпускался Трестом заводов слабого тока с 1929 года.

П-8 является дальнейшей технической проработкой серийного детекторного приёмника П-5 и отличается от него более узким диапазоном принимаемых волн и несколько переработанным конструктивным оформлением.

Подробнее...

Радиоприемник "Беларусь"

Радиоприемник "Беларусь" представляет собой тринадцатиламповый шестидиапазонный супергетеродинный приемник 1-го класса с питанием от сети переменного тока.

Выпускался Минским радиозаводом с 1950 года.

Подробнее...

Ответы на вопросы

С момента выхода предыдущего выпуска, ко мне пришло несколько писем, на которые я с удовольствием отвечаю прямо в рассылке.

Alex:
"Вопрос, работает ли рупор с приемником остался не раскрытым..."

Ответ: Работает.

Вадим:
"Сделай пожалуйста видео, как все это работает"

Ответ: Сделал: http://smotrimvideo.com/video/view/?id=v633350a4f8

И немного подробностей. Использовался самодельный детекторный приемник. В качестве заземления традиционно батарея центрального отопления. А вот с антенной пришлось поэкспериментировать, дело в том, что 40 метровый "луч", долго служивший верой и правдой, пострадал от вандалов. Было решено попробовать использовать домашнюю антенну, для этого было использовано около 35 метров провода ПЭЛ-0,47 из которого была навита спираль диаметром 12 мм и растянута на всю длину лоджии (примерно 5 метров). С такой антенной нормально принималась (на наушники) одна станция и две станции на пределе слышимости. Но для рупора этого было явно недостаточно. После того, как антенна была "удлинена" примерно на 25 метров (к концу антенны прикручен кусок провода, который свободно болтался за пределами лоджии) - стало возможно принимать 3 станции на наушники, а после подключения рупора нормально можно было слышать одну, самую мощную станцию (во всяком случае, два человека на расстоянии 50 см от рупора нормально ее слышали). Именно этот момент заснят на видео (конечно фотоаппарат не лучшее средство для записи подобного, но в принципе все нормально видно и слышно). И еще один момент, на форуме, в теме Детекторный приемник для начинающих обсуждалось применение в качестве детектора диодов Шотки. Я попробовал, под рукой оказался 1N5817 - результатом остался доволен, чувствительность существенно возросла, это заметно даже "невооруженным ухом" :)



История радиотехники и радиовещания
Внутри пустота, а какие чудеса! (Часть 2)


На триодах были сделаны первые усилители электрических токов. Благодаря им удалось подключить к радиоприемнику громкоговоритель и прослушивать передачи целой аудитории, в то время как детекторный приемник позволял слушать на наушники и только при полной тишине. В 1910 году Ли де Форест провел первую музыкальную радиопередачу из Чикагского театра "Метро политен Хауз". Транслировалась опера с участием великого итальянского певца Энрико Карузо. В 1913 году Г. Маркони запатентовал анод радиолампы в виде цилиндра и электронная лампа приобрела тот вид, который она имеет сейчас.

Электронная лампа стала материальной основой или элементной базой первой "электронной революции". Катоды первых радиоламп были вольфрамовые и требовали много электроэнергии для разогрева, так как были заимствованы из осветительных ламп. В 1911 г. американский физик У.Д.-Кулидж (Coolidge U.D.) сделал оксидный катод, предложив использовать в ламповой промышленности вольфрамовую проволоку, покрытую окисью тория. Эти работы продолжил другой американский физик Ирвин Ленгмюр (Langmuir, Irving), который в 1914 году обнаружил, что добавление к вольфраму окиси тория понижает температуру катода и способствует его нормальной работе. Все это позволило значительно повысить экономичность существовавших катодов, но усовершенствование катода на этом не закончилось. Изобретение русским профессором А.А. Чернышевым подогреваемого катода позволило питать электронную аппаратуру переменным током. Появление подогреваемого катода явилось важным шагом в совершенствовании электронной техники, без которого был невозможен прогресс в области радиовещания и особенно в телевидении. В 1915 году И. Ленгмюр сконструировал двухэлектродную лампу кенотрон (выпрямитель для источников питания) и триод с высоким вакуумом, названный "плиотроном". С 1916 года ламповая промышленность стала выпускать генераторные лампы. Дальнейшее развитие электронных ламп шло в направлении увеличения дополнительных электродов сеток, достижении предельно возможного вакуума и усовершенствовании катодов как источника электронов.

В 1913 году И. Ленгмюр ввел новую сетку между управляющей сеткой и анодом. Введение этой "экранирующей" сетки позволило резко уменьшить емкость между анодом и управляющей сеткой, что позволило исключить опасность проникновения усиленного напряжения из цепи анода обратно в цепь сетки и получить устойчивое усиление колебаний высокой частоты. Лампы с экранирующими сетками называют экранированными или тетродами (по числу электродов "тетра" по гречески - четыре).

Введение второй сетки хотя и позволило получить очень большой коэффициент усиления, доходящий до 500 - 600, что во много раз больше, чем у триода, но привело и к появлению в лампе динатронного эффекта - явления выбивания из анода вторичных электронов. В 1929 году голландские специалисты Г. Хольст и Б. Теллеген (Tellegen В.D.) ввели третью сетку между анодом и экранирующей сеткой, соединив ее с катодом. Она позволила избавиться от динатронного эффекта и поэтому получила название защитной или противодинатронной. Ее иногда называют пентодной. Созданная новая лампа с пятью элетродами (катод анод и три сетки) называется пентодом (от греческого "пента" пять).

Появление конструкций супергатеродинных приемников потребовало создания многосеточных электронных ламп. В 1932 г. появился гексод ("гекса" по-гречески шесть). Лампа имела шесть электродов, четыре из которых - сетки. Гексоды использовались как смесительные лампы в супергетеродинных приемниках. Добавление к гексоду еще одной сетки дало возможность получить преобраэовательную лампу, у которой в одном баллоне помещались смеситепь и гетеродин. Новая лампа получила название гептода ("гепта" по-гречески - семь). Гептоды выполнялись двух разновидностей в зависимости от расположения сеток. Первый вариант - первая от катода сетка относится к управляющей генераторной части, следующая за ней - анод генераторной части, третья сетка - экранирующая. Остальные элементы лампы относятся к ее смесительной части. Отечественные лампы этого типа 6А8 и СО-242. Второй вариант лампы назывался пентагрид, в нем экранирующая сетка одновременно выполняла функции анода генератора, а сетка между анодом и сигнальной сеткой являлась защитной. К лампам второго типа относятся 1А1П, 1А2П, 6А7, 6А10С и 6А2П.

Интересно заметить, что был период, когда за де Форестом не признавался приоритет в изобретении трехэлектродной лампы. Состоявшееся в 1916 году заседание американского суда признало изобретение своего соотечественника лишь как изменение конструкции диода и тем самым подтвердило приоритет Д. Флеминга на электронную лампу вообще. Время расставило все точки в этом вопросе и сохранило имя создателя трехэлектродной лампы за де Форестом. Это имя сегодня стоит в одном ряду с создателем радиосвязи А.С. Поповым, у которого тоже пытались забрать пальму первенства. А.С. Попов и Луи де Форест никогда не встречались, но судьба их все же однажды свела. Произошло это в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго, куда прибыл в составе делегации России А.С. Попов, через два года ставший создателем радиосвязи. В это же время на выставке пребывал и де Форест, но несколько в иной роли. Он будучи студентом Йельского университета, здесь подрабатывал - возил на стуле с колесами посетителей по залам выставки. И как знать, не возил ли будущий творец трехэлвктродной лампы будущего творца радиосвязи? Создатель триода, Ли де Форест, как и создатель вакуумного диода Д Флеминг, прожил долгую интересную жизнь и также оставил потомкам научные мемуары "Отец радио" ("Father Radio") изданные в 1950 году.

Первая электронная лампа в России была создана в 1915 году русским ученым М.А. Бонч-Бруевичем. Он же организовал производство первых отечественных вакуумных приемных радиоламп на Тверской приемной радиостанции в 1916 г. В промышленных масштабах электронные лампы в России начали производить только после 1917 г. В 1923 г. был построен электровакуумный завод. Уже на следующий год было налажено производство радиоприемников на заводе им Козицкого в Ленинграде.

В начале тридцатых годов вспыхнул бум на автомобильные приемники. Специально для них были разработаны лампы с металлическим баллоном, так называемые "металлические" лампы. Обычные стеклянные лампы не выдерживали вибрации и быстро выходили из строя. Новые лампы были рассчитаны на непосредственное питание от аккумуляторной батареи автомобиля, которая в то время состояла из трех последовательно соединенных аккумуляторов по 2,1 В (современные автомобили имеют шесть таких батареи). Это и послужило выбором напряжения дли нитей накала радиоламп. Все современные электронные лампы имеют напряжение накала 6,3 В.

Как уже было отмечено выше, приемники в машинах появились в первой половине 30-х. Ламповые аппараты весили 8,5 -12 кг. Часто на приборном щитке размещали только пульт управления, а сам аппарат прятали где-нибудь в глубине салона. От ручек настройки и регулировки громкости к нему протягивали: стальные тросы. Считалось, что антенны портят вид автомобиля, поэтому их тоже прятали, протягивая между крышей и потолком, на кабриолетах - в тенте или попросту под подножкой.

Первый отечественный автомобиль с приемником - ЗИС-101 появился в 1936 году. А массовой радиофицированной моделью стала "Победа". Сначала приемники ставили только на часть этих машин, а с 1955 года "аудиосистема" стала стандартным оборудованием.

В 1934 г. серию радиоприемников типа УСЧ (украинский сетевой четырехламповый) выпустил Харьковский радиозавод. После второй мировой войны производство радиоприемников на Украине возобновилось только в 1947 г. на базе небольших ремонтных радиомастерских в Днепропетровске.

В последние 30 лет электронные лампы подверглись значительному усовершенствованию. Были созданы миниатюрные и сверхминиатюрные лампы высокого качества. По-прежнему позиции ламп не дают никаких шансов полупроводникам в мощных радиопередатчиках, а в последние годы наблюдается электровакуумный ренессанс и в аудиотехнике. В США даже выпустили грампластинку, на которой произведена запись без использования полупроводниковой техники. Проблема в том, что осталось очень мало фирм, которые производят радиолампы, причем в основном они сосредоточены в России. Так наше традиционное технологическое отставание на 10-20 лет неожиданно обернулось не недостатком, а преимуществом. Как говорится, в каждом новом есть хорошо забытое старое.

В этой связи не безинтересна и небольшая заметка, напечатанная в 1995 году в газете "Комсомольская Правда": "Саратовские оборонщики - пособники американского культурного империализма".

"Газета"Крисчен сайенс монитор" публикует присланную из Саратова статью, в которой рассказывается об интересе американских рок-музыкантов к производимым в России электроламповым усилителям. Автор пишет:

"Несложные российские электролампы нарасхват продаются на Западе. Все большее число профессиональных гитаристов и любителей музыки отказывается от высоко-сложной музыкальной техники на полупроводниках и предпочитает старомодные электроламповые усилители, дающие более мягкий звук".

Электроламповый завод "Рефлектор" был построен в Саратове в 1953 году и долгие годы работал на вооруженные силы. В те время лампы использовались повсюду - от систем наведения баллистических ракет до армейских раций. К началу 60-х годов завод на берегу Волги производил уже 50 миллионов электроламп в год и был одним из крупнейших производителей этой продукции в Европе.

К тому времени в остальном мире уже переходили на транзисторы, которые считались более надежными, чем электролампы. Но по мере совершенствования транзисторной аппаратуры американские гитаристы и любители музыки все чаще стали испытывать чувство ностальгии по задушевному звучанию ламповых усилителей.

В 1988 году нью-йоркский специалист по электрогитарам Маикл Мэтьюз решил воспользоваться этой ностальгией и вложил 1000 долларов в компанию, которая занялась импортом продукции завода "Рефлектор". Сегодня ежегодный товарооборот его компании "Нью сенсор" составляет 5 миллионов долларов. Он поставляет российские лампы ведущим американским производителям усилительной аппаратуры". (Эфир-дайджест).

(продолжение следует)

Использованы материалы из статьи профессора В.М. Пестрикова из Санкт-Петербурга, "РадиоХобби" (http://radiohobby.da.ru). - 1998.- #4. - С.3-4.



Electronic Banner Exchange
Electronic Banner Exchange (ElBE)

В избранное