Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Московский Информационный DX Бюллетень N 838


Московский Информационный DX Бюллетень
Еженедельное электронное издание
Номер 838
23 апреля 2013 года
Срок приема информации в номер: вторник 02.00 всемирного времени.
Редактор текущего номера: Александр Дементьев.
Авторы сообщений несут полную ответственность за их достоверность.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Время везде указано всемирное координированное - UTC.
Частоты везде указаны в кГц для диапазонов ДВ, СВ, КВ и в МГц в диапазоне УКВ.
Адрес бюллетеня (для ваших сообщений и информации в номер): rusmidxb@mtu-net.ru.


РОССИЯ

Голоса замечательной поэтессы Ольги Берггольц, журналистов радиокомитета, не сломленного, сражающегося Ленинграда прозвучали 23 апреля в документальных записях, воспроизведенных на церемонии открытия выставки "Радио Победы" в Санкт-Петербурге. Она размещена в залах Центрального музея связи имени А.С.Попова - старейшего в России хранилища по истории почтовой, телеграфной и телефонной связи, радиовещания, телевидения.

Чудом сохранившиеся старые архивные пленки, перезаписанные в наше время "на цифру", переносят слушателей на передний край обороны, набережные и площади, где ленинградцы приветствовали залпы победного салюта, в студии Радиодома на Итальянской улице. Здесь выступали Ольга Берггольц, журналист Лазарь Маграчев, писатели- публицисты Всеволод Вишневский, Николай Тихонов, композитор Дмитрий Шостакович. Передачи выпускались для бойцов Красной армии и партизан, тружеников тыла и жителей оккупированных районов.

"Ленинградское радио - воистину боевое подразделение, которое воевало, сражалось словом, в голод и холод не сдалось и вместе с воинами, всеми ленинградцами, готовилось нанести решающий удар по врагу", - сказала корр. ИТАР-ТАСС директор музея Людмила Бакаютова.

На выставке демонстрируется техника той поры - микрофоны, приборы звукозаписи, трофейный магнитофон R-23 «немец», как его называли радисты. Особое место в экспозиции занимает шоринофон, дополнявший арсенал военных репортеров. На этот аппарат записывались выступления бойцов, командиров, политработников, передачи для раненых. Интерес представляют книги, фотографии, фронтовые весточки - треугольники с надписью "Просмотрено военной цензурой".

Как отметила директор музея, выставка приурочена ко Дню Победы и Дню Радио. Кроме того, здесь вскоре пройдут научные чтения памяти изобретателя радио Александра Попова, озаглавленные "Радиовещание: прошлое, настоящее, будущее".

(http://spb.itar-tass.com/c344/716905.html)

У ритейлеров появилась мода на собственные радиостанции

Бывшие диджеи Олег Гречко и Сергей Армишев доказывают менеджерам крупнейших российских компаний, что корпоративная пресса — это скучно и не ново. То ли дело собственная радиостанция. Хотя это удовольствие стоит до 10 млн. руб. в год, к их аргументам прислушиваются: в марте они сделали радио для "М.Видео", а до этого - для "Спорт­мастера" и "Кофе Хауза". Но есть и компании, которые своими силами делают радиоэфир, к примеру "Связной".

Г-да Гречко и Армишев и их партнер Алексей Илюхин — создатели компании "Мегаполис медиа" — уверены, что корпоративное радио повышает лояльность сотрудников и мотивирует их к работе. В отличие от печатного вестника, выход которого может пройти незаметно, свое радиовещание создает благоприятную атмосферу в офисе. "Мы поняли, что ритейлерам и другим компаниям нужно настоящее радио, где будет не только одна музыка, но и программы, интервью, выездные записи, интерактивные программы", — говорит г-н Гречко. Он и его коллеги знают, о чем говорят: каждый из них проработал несколько лет в крупных радиохолдингах. Г-н Армишев был ведущим на радио "Европа Плюс", г-н Гречко выходил в эфир станции "Авторадио", а г-н Илюхин работал в музыкальной редакции "Медиа Холд".

"М.Видео" в марте запустила свой радиоэфир для персонала в Интернете. У компании есть все то же, что и на традиционных FM-станциях, — музыка, программы, корпоративные выпуски новостей, интерактивные элементы, сюжеты в познавательном и развлекательном жанрах. Разработкой концепции и наполнением эфира занимается "Мегаполис медиа". По словам ее основателей, сотрудники "М.Видео" представляют собой вполне четко очерченную целевую аудиторию: это молодые люди в возрасте от 19 до 35 лет.

"Радиостанция — еще один инструмент коммуникации с нашими региональными сотрудниками, — говорит пресс-секретарь торговой сети Антон Пантелеев. — Сейчас у нас для этого также активно используются Интранет и соцсети". Контракт с "Мегаполис медиа" заключен на один год, но "М.Видео" готова его продлить, потому что у нее далеко идущие планы: включить эфир в своих магазинах, а также запустить приложение для планшетов и смартфонов.

Другие сети, с которыми работает "Мегаполис медиа", изначально делали свои станции, чтобы те вещали в магазинах. Как пояснил РБК daily генеральный директор сети "Спортмастер" Леонид Страхов, привычное радио вроде "Европы Плюс" и "Русского радио" не всегда может вписаться в концепцию магазина: на таких станциях слишком много разговаривают. "В магазине очень важно создать правильную атмосферу с ненавязчивым звучанием. Это повышает уровень комфортности потребителя, его лояльность к торговой сети", — уверен г-н Страхов.

Основные затраты корпоративных радиостанций — на покупку контента. По словам г-на Гречко, крупные торговые сети стали серьезно относиться к лицензированию музыкального контента. Оно требует затрат и профессиональной работы. Кроме того, ритейлеры выплачивают огромные отчисления аккредитованным государством организациям по защите авторских прав — РАО и ВОИС. А "Мегаполис медиа" предлагает своим клиентам напрямую сотрудничать с музыкальными лейблами. "Например, мы работаем с международными компаниями Irma Records и Extreme Music, в их библиотеках есть огромное количество музыки, которая хорошо подходит для фонового прослушивания, не напрягая потребителя", — объяснил г-н Гречко.

Крупные медийные компании давно почувствовали спрос на корпоративную прессу и делают клиентские издания. Соответствующие подразделения есть у Sanoma Independent Media, "Афиши" и других издателей. В радиобизнесе крупные игроки новый рынок пока не заметили. Начальник технического управления "Русской Медиагруппы" ("Русское радио", DFM, "Монте-Карло", "Хит FM", Maximum и телеканал RU.TV) Филипп Кармалито говорит, что сетевые компании никогда не предлагали радиохолдингу сделать для них радиостанции. Только одна крупная компания просила бесплатно сформировать пакет музыкального звучания, который бы не отличался от эфира станций холдинга. "Нам было бы интересно работать с ритейлом при оптимальных финансовых условиях для нас", — говорит г-н Кармалито. Но проявлять инициативу радиохолдинги пока не спешат, по сути, оставляя зарождающийся рынок стартаперам. Или тем, кто решается делать радио самостоятельно, без помощи сторонних подрядчиков.

Так поступает, например, "Связной". Цели те же, что у других, — создать в магазинах комфортное звучание. "Связной Радио" — станция музыкально-развлекательного формата, которая в то же время доносит информацию об инновационных продуктах, товарах и услугах, представленных в магазинах», — говорит представитель сети Мария Заикина. В эфире радио зазвучало в феврале 2013 года и, по словам г-жи Заикиной, его ежемесячная аудитория насчитывает 22 млн. человек.

(http://rbcdaily.ru/media/562949986687113)

17 апреля этого года исполнилось 85 лет с того времени, как впервые прозвучали радиопозывные в Чеченской Республике на чеченском языке.

Первый выход в эфир Грозненской широковещательной станции РВ-23 состоялся 17 апреля 1928 года. Работала станция на волне 380 метров мощностью 500 Вт. 20 ноября 1936 года радиостанция была самостоятельной организацией со штатом 6 человек. Менее чем через год РВ-23 имела уже подразделение радиосвязи для приема циркулярных радиограмм из г. Пятигорска и обеспечения радиосвязью г. Грозного с отдаленными горными районами республики.

У истоков зарождения чеченского радио стояли такие корифеи чеченской журналистики как Сайди Хасанов, Магомед Мамакаев, Арби Мамакаев, Андарбек Шамилев и другие. РТПЦ (радиотелевизионный центр) Чеченской Республики - это одна из первых радиостанций Северного Кавказа.

В 1944 году после выселения чеченцев и ингушей, работа радио была прекращена. Но, несмотря на тяжелые годы депортации, в 1955 году в Казахстане представители творческой интеллигенции возобновили работу чеченского радиовещания, которая была продолжена и после возвращения на историческую родину в 1957 году.

В этот период активно включились в работу журналисты Андарбек Шамилев, Шама Цакаев, Хамзат Саракаев, Салман Айсханов, Шаид Дигаев и другие. Радиовещание велось на трех языках - чеченском, ингушском и русском. Осенью 1958 года было начато строительство телецентра в г. Грозном, а с 7 ноября 1959 года открыто и опытное телевизионное вещание на 3 ТВК мощностью 2 кВт. 1 мая 1961 года строительство Грозненского телецентра было полностью завершено, был произведен официальный ввод объекта в постоянную эксплуатацию.

В далеком 1943 году сотрудники чеченского радио и РТПЦ обеспечивали бесперебойное радиовещание и радиосвязь во время авиаударов по Грозному и массовых пожаров на нефтескважинах города. Прошло 49 лет, и вновь РТПЦ Чеченской Республики оказался в водовороте боевых действий. В начале 90-х годов работа радио опять была приостановлена. 1 июля 1992 года в 01 часов 50 минут на УКВ станции города Грозного раздался мощный взрыв. В результате террористического акта трагически погибли сторож В. Забнин и оператор М. Пиминова, полностью было уничтожено оборудование магистральной подачи сигналов ТВ и РВ программ, выведены из строя все фидерные тракты передатчиков. Сотрудники РТПЦ приложили огромные усилия по восстановлению оборудования, и 16 июля вещание всех программ вновь было продолжено в штатном режиме.

В результате боевых действий в период с декабря 1994 г. по февраль 1995 г. инфраструктура РТПЦ ЧР была значительно разрушена, полностью уничтожены два мощных радиоцентра и мощная УКВ станция. В 1995 году усилиями Беслана Халадова и других журналистов она была возобновлена. Этот же состав принимал участие и в очередном возрождении радиовещания в 2000 году. С 2001 года восстановление сети теле- и радиовещания начало обеспечиваться по линии Федеральной целевой программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики".

27 мая 2001 года на Терском хребте в районе горы Ястребиная были введены в эксплуатацию телевизионные и радиовещательные передатчики мощностью 1-5 кВт. В течение 2002-2006гг. реконструировано и восстановлено телерадиовещание в Надтеречном, Наурском, Шелковском, Гудермесском, Грозненском районах, создана спутниковая сеть раздачи программ телевидения и радио ГТРК "Вайнах", восстановлено телевизионное вещание по временной схеме в горных селах Борзой, Шатой и Харачой.

Сегодня радиоэфир представлен в основном двумя главными радиоканалами от чеченских телерадиокомпаний - ВГТРК "Вайнах" и ЧГТРК "Грозный".

Радиовещание телерадиокомпании "Грозный" работает в спутниковом режиме и в сетях с пакетной коммутацией (в компьютерных сетях — Интернет-радио). В декабре 2008 г. филиал ФГУП РТРС "Чеченский РТПЦ" совместно с ООО "Телеком-Проект-5" смонтировали и установили оборудование передающей и приемной контрольной станций спутникового телевидения и радиовещания в г. Грозном.

Чуть ранее в Грозном смонтирована и возведена 120-метровая радиотелевизионная башня на горе Ястребиной. Кроме того, примерно в это же время заработали три ретранслятора и административное здание радиотелепередающего центра ЧР.

В республике обеспечено расширение зоны телевещания федеральных телеканалов и распространение телерадиосигнала как в горной, так и в равнинной местности.

Радио в настоящее время очень сильно востребовано в республике, особенно это касается молодых людей. Ежедневно, наблюдаешь, как в общественном транспорте молодежь слушает музыку в наушниках. В основном - это студенты, учащиеся старших классов. Кроме того, бывает интересно узнавать свежие новости, находясь в пути, что постоянно держит тебя в курсе новых событий. Радио стало неотъемлемой частью жизни общества.

(http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=26&PubID=41537)

УКРАИНА

Ряд телерадиовещателей 17 апреля переоформил свои лицензии на вещание из-за изменения логотипов и позывных, передает корреспондент "proIT" со ссылкой на пресс-службу Нацсовета по ТВ и РВ.

Так, ООО "Реал Эстейт ТВ", г. Киев (спутниковое вещание, телевидение), теперь будет вещать под логотипом "DobroTV" (предыдущий логотип — "Real Estate TV");

ООО "Медиапоинт", г. Киев (спутниковое вещание, телевидение), будет вещать с логотипом Business (предыдущий логотип — комбинированное обозначение, состоящее из стилизованного изображения звезды и слова на английском языке "People", сокращение на английском языке "TV");

ООО "Телеканал-100", г. Киев (спутниковое вещание) будет вещать с логотипом "100 ТВ" (предыдущий логотип — "Business").

Позывные изменили такие вещатели:

ООО "Мюзик Радио", г. Киев, (две лицензии на вещание в городах, Судаке Автономной Республики Крым, Северодонецке Луганской обл., Каменец-Подольском Хмельницкой обл., Нежине Черниговской обл., Днепропетровске) — теперь позывные "Relaх FM", были — "MюзикРадио";

ООО "Телерадиокомпания "ЖИСА плюс"г. Симферополь, Автономная Республика Крым (вещание на частоте 107,3 МГц в Симферополе) — новые позывные "Relax FM", были —"Musicрадио";

ЧП Студии "ВТВ", г. Киев (эфирное местное радиовещание с использованием частоты 105,9 МГц в г. Винницы), — теперь позывные "Relaх FM", были — "Musicрадио";

ООО ТРК "Киевские Ведомости" — телерадиоэфир", г. Киев (эфирное радиовещание с использованием частоты 106,0 МГц в г. Киеве), — новые позывные — "Голос столицы", были — "Радио Динамо";

ООО "Телерадиокомпания "Донецк ФМ", г. Донецк (эфирное местное радиовещание с использованием частоты 101,6 МГц в г. Донецке), — теперь позывные "Europa Plus" вместо "Радио Алла".

(http://proit.com.ua/news/gosregulation/2013/04/19/093006.html)

ФРАНЦИЯ

"Радио – самый рентабельный бизнес после торговли наркотиками". Эти слова любит повторять основатель и директор-распорядитель группы NRJ Group Жан-Поль Бодкур (Jean-Paul Baudecroux). У него есть для этого все основания. Несмотря на общий финансовый кризис и на мрачные прогнозы в отношении радио как якобы умирающего вида СМИ, подавляемого Интернетом, радио продолжает успешно сосуществовать и даже очень хорошо конкурировать с другими формами информации.

По данным, которые приводит газета "Фигаро" четыре группы радиовещания во Франции занимают ведущее положение. Это NRJ Group, RTL, Europe1, NextRadioTV. При этом, как уточняют специалисты, в наиболее выгодном положении находятся небольшие радиостанции, которые в основном работают с музыкой. Так для NextRadioTV это приблизительно 34 % прибыли на 2012 год, выраженный в сумме 25,2 миллионов евро при общем обороте в 73, 5 миллиона евро. Однако, как уточняют авторы, эти показатели характерны для радиостанций, использующих недорогой исходный материал – новые музыкальные клипы.

Для радиостанций, использующих более дорогостоящую продукцию, показатели более скромны и составляют 16% прибыли при обороте в 180 миллионов евро на 2012 год. Все они вынуждено развиваются в направлении создания телеканалов, так как законы конкуренции (радио подчиняется законам существования малых и средних предприятий - PME) во Франции запрещают им перекупать частоты у своих конкурентов. Вторая причина – несмотря на почти гарантированную прибыль от радио, прибыль от телевидения всё-таки больше. На данный момент группа NRJ Group имеет четыре телевизионных канала. На 2014 год доход может составить 25% от вложенных капиталов.

(http://www.russian.rfi.fr/frantsiya/20130423-zhan-pol-bodkru-radio-samyi-rentabelnyi-biznes-posle-torgovli-narkotikami)

ПОДПОЛЬНОЕ ВЕЩАНИЕ

Расписание А-13 вещания подпольных и иных неофициальных станций:

Radio Republica:
0000-0200 on  9490 ISS 250 kW / 215 deg to Cuba Spanish

Radio Payem e-Doost:
0230-0315 on  7460 KCH 500 kW / 116 deg to WeAs Farsi till April 30?
0230-0315 on 11710 TAC 100 kW / 236 deg to WeAs Farsi from May 1
1800-1845 on  5900 DHA 250 kW / 035 deg to WeAs Farsi from May 1
1800-1845 on  7480 KCH 500 kW / 116 deg to WeAs Farsi till April 30?

Denge Kurdistan
0300-1500 on 11510 KCH 250 kW / 116 deg to WeAs Kurdish
1500-1900 on 11510 ISS 250 kW / 090 deg to WeAs Kurdish

Radio Miraya:
0300-0600 on 11560 SCB 050 kW / 195 deg to EaAf English/Arabic

Radio Okapi, currently inactive, maybe will be resumed from May 1:
0400-0500 on 11690 MEY 250 kW / 340 deg to CeAf French/Lingala

Radio Tamazuj:
0400-0430 on 11650 SMG 200 kW / 145 deg to EaAf Arabic
0400-0430 on 15400 MDC 250 kW / 335 deg to EaAf Arabic
0400-0430 on 15500 DHA 250 kW / 240 deg to EaAf Arabic
1500-1530 on 15150 MDC 250 kW / 335 deg to EaAf Arabic
1500-1530 on 15725 SMG 200 kW / 139 deg to EaAf Arabic

MND Radio:
0400-0455 on  5150 JNG 100 kW / non-dir to KRE  Korean
0400-0455 on  6360 CHC 100 kW / non-dir to KRE  Korean
0500-0550 on  4925 JNG 100 kW / non-dir to KRE  Korean
0500-0550 on  6550 CHC 100 kW / non-dir to KRE  Korean
0600-0635 on  6270 JNG 100 kW / non-dir to KRE  Korean
0600-0635 on  6480 CHC 100 kW / non-dir to KRE  Korean
0700-0735 on  5290 JNG 100 kW / non-dir to KRE  Korean
0700-0735 on  6435 CHC 100 kW / non-dir to KRE  Korean
1000-1050 on  4925 JNG 100 kW / non-dir to KRE  Korean
1000-1050 on  6550 CHC 100 kW / non-dir to KRE  Korean
1100-1150 on  6270 JNG 100 kW / non-dir to KRE  Korean
1100-1150 on  6480 CHC 100 kW / non-dir to KRE  Korean
1200-1255 on  5150 JNG 100 kW / non-dir to KRE  Korean
1200-1255 on  6360 CHC 100 kW / non-dir to KRE  Korean

EDC Sudan Radio Service Darfur Program:
0400-0530 on 13720 DHA 250 kW / 225 deg to NEAf Arabic
1600-1730 on 17745 WOF 300 kW / 135 deg to NEAf Arabic

Radio Damal, currently inactive, maybe will be resumed from May 1:
0400-0700 on 15700 DHA 250 kW / 205 deg to EaAf Somali
1830-1930 on 11980 WOF 300 kW / 122 deg to EaAf Somali
1930-2130 on 11980 DHA 250 kW / 205 deg to EaAf Somali

Radio Dabanga:
0430-0600 on 11650 SMG 200 kW / 145 deg to EaAf Arabic
0430-0600 on 15400 MDC 250 kW / 335 deg to EaAf Arabic
0430-0600 on 15500 DHA 250 kW / 240 deg to EaAf Arabic
1530-1630 on 15150 MDC 250 kW / 335 deg to EaAf Arabic
1530-1630 on 15725 SMG 200 kW / 139 deg to EaAf Arabic

Voice of Justice:
0600-0630 on 9677.5vSPK 010 kW / non-dir to CeAs Azeri Wed/Sat
1400-1430 on 9677.5vSPK 010 kW / non-dir to CeAs Azeri Tue/Fri

Radio Abkhazia (Apsua Radio):
0700-0800 on  9535 SUK 005 kW / non-dir to CeAs Abkhaz  Mon/Wed/Fri
0800-0830von  9535 SUK 005 kW / non-dir to CeAs Russian Mon/Wed/Fri
But much to my surprise there was no broadcast on April 10, 17 & 22

Radio ERGO:
0830-0930 on 13685 DHA 250 kW / 225 deg to EaAf Somali

Voice of Talyshistan:
0900-1000 on 9677.5vSPK 010 kW / non-dir to CeAs Talysh
1200-1300 on 9677.5vSPK 010 kW / non-dir to CeAs Talysh
1500-1600 on 9677.5vSPK 010 kW / non-dir to CeAs Talysh

Radio Free Kenyalang:
0900-1000 on 15400 HBN 100 kW / 270 deg to SEAs Iban, ex 15360

Radio Free Sarawak:
1100-1300 on 15420 TAI 100 kW / 200 deg to SEAs Iban till April 17
1100-1300 on 15430 TAI 100 kW / 200 deg to SEAs Iban from April 18

Suab Xaa Moo Zoo, Voice of Hope:
1130-1200 on 11570 TAI 100 kW / 250 deg to SEAs Hmong
2230-2300 on  7530 TAI 100 kW / 250 deg to SEAs Hmong

Voice of Tibet:
1200-1230 on 15607 DB  100 kW / 095 deg to EaAs Chinese
1230-1300 on 15562 DB  100 kW / 131 deg to CeAs Tibetan
1300-1330 on 15563 DB  100 kW / 131 deg to CeAs Tibetan
1300-1330 on 15607 DB  100 kW / 095 deg to EaAs Chinese
1330-1400 on 15568 DB  100 kW / 131 deg to CeAs Tibetan
1330-1400 on 15608 DB  100 kW / 095 deg to EaAs Chinese
1400-1430 on 15567 DB  100 kW / 131 deg to CeAs Tibetan
1400-1430 on 15525 MDC 250 kW / 045 deg to CeAs Tibetan
1430-1500 on 17535 MDC 250 kW / 045 deg to CeAs Tibetan
1530-1600 on 15485 MDC 250 kW / 045 deg to CeAs Tibetan
Changes between each frequencies varied from 3 to 5 min.

Que Me:
1200-1230 on  9930 HBN 100 kW / 318 deg to EaAs Vietnamese Fri

Khmer Post Radio:
1200-1300 on  9960 HBN 100 kW / 270 deg to SEAs Khmer

Radio Free Chosun:
1200-1400 on 11540 DB  100 kW / 071 deg to KRE  Korean
1200-1400 on 15720 DB  100 kW / 071 deg to KRE  Korean
2000-2100 on  7505 DB  100 kW / 071 deg to KRE  Korean

Open Radio North Korea:
1230-1430 on 11550 DB  100 kW / 071 deg to KRE  Korean
1230-1430 on 15700 DB  100 kW / 071 deg to KRE  Korean
2100-2200 on  7480 DB  100 kW / 071 deg to KRE  Korean

Voice of Wilderness (BVB):
1300-1330 on 17650 NAU 250 kW / 048 deg to KRE  Korean Mon-Sat
1300-1400 on 11860 TRM 250 kW / 045 deg to KRE  Korean Mon-Sat
1300-1400 on 17650 NAU 250 kW / 048 deg to KRE  Korean Sun
1300-1430 on 11860 TRM 250 kW / 045 deg to KRE  Korean Sun
1900-2000 on  7375 DB  100 kW / 071 deg to KRE  Korean Mon-Sat
1900-2030 on  7375 DB  100 kW / 071 deg to KRE  Korean Sun

Nippon no Kaze:
1300-1330 on  9950 TAI 100 kW / 002 deg to NEAs Korean
1500-1530 on  9975 HBN 100 kW / 345 deg to NEAs Korean
1530-1600 on  9965 HBN 100 kW / 345 deg to NEAs Korean

Furusato no Kaze:
1330-1400 on  9950 TAI 100 kW / 002 deg to NEAs Japanese
1430-1500 on  9960 HBN 100 kW / 345 deg to NEAs Japanese
1600-1630 on  9780 TAI 250 kW / 045 deg to NEAs Japanese

JSR Shiokaze Sea Breeze:
1330-1430 on  6020 YAM 100 kW / 280 deg to KRE various Japanese Mon/Wed/Thu;
Chinese/Korean Tue; English Fri; Korean/Japanese Sat and Japanese/Korean Sun
2000-2100 on  6075 YAM 100 kW / 280 deg to KRE various Japanese Mon/Wed/Thu;
Chinese/Korean Tue; English Fri; Korean/Japanese Sat and Japanese/Korean Sun

North Korea Reform Radio:
1400-1600 on  7590 TAC 200 kW / 070 deg to KRE  Korean, ex 1500-1700

Democratic Voice of Burma:
1430-1530 on 11560 DB  100 kW / 125 deg to SEAs Burmese
2330-0030 on 11595 DB  100 kW / 125 deg to SEAs Burmese

Radio Free North Korea:
1430-1630 on 11570 DB  100 kW / 071 deg to KRE  Korean, ex 1200-1400

Voice The of Tigers:
1530-1630 on 11550 TAC 100 kW / 163 deg to CLN  Tamil Sat

Radio Ranginkaman/Radio Rainbow:
1600-1630 on  7550 KCH 100 kW / 100 deg to WeAs Farsi Mon/Fri not 1700-1730

Radio Xoriyo:
1600-1630 on 17630 ISS 500 kW / 130 deg to EaAf Somali Tue/Sat
1600-1630 on 17870 SCB 050 kW / 195 deg to EaAf Somali Mon/Fri
Transmissions are jamming by Ethiopia with broadband DRM-like white noise

Radio Shorouq/Radio Sunrise:
1600-1700 on 11610 SOF 050 kW / 195 deg to EaAf Arabic Mon-Fri

Radio Dialogue FM:
1600-1700 on 12105 MDC 250 kW / 265 deg to ZWE  English/Shona/Ndebele

Voice of Martyrs:
1600-1730 on  7515 TAC 100 kW / 065 deg to KRE  Korean

Dimtse Radio Erena:
1700-1730 on 11560 SOF 050 kW / 195 deg to EaAf Afar/Oromo

Voice of Oromo Liberation:
1700-1800 on 13810 WER 100 kW / 135 deg to EaAf Oromo/Amharic Sun/Wed

Voice of Assenna:
1700-1800 on 15245 SCB 050 kW / 195 deg to EaAf Tigrinya Mon/Wed/Fri
Transmissions are jamming by Ethiopia with broadband DRM-like white noise

E-SAT Radio:
1700-1800 on 15xxx*SCB 050 kW / 195 deg to EaAf Amharic 1st/3rd  Mon
*15355-15390 different frequencies in different days and different weeks
All frequencies are jamming by Ethiopia with broadband DRM-like white noise

SW Radio Africa:
1700-1900 on  4880 MEY 100 kW / 005 deg to SoAf English

Radio EYSC - Eritrean Youth Solidarity for Change
1730-1800 on 15310 WER 100 kW / 135 deg to EaAf Tigrigna Tue/Fri

Radio Voice of The People:
1800-1900 on  9345 MDC 250 kW / 265 deg to ZWE  English/Shona/Ndebele

Lutheran World Federation, Voice of Gospel (Sawtu Linjilia)
1830-1900 on 15315 WER 500 kW / 180 deg to WCAf Fulfulde

Sound of Hope:
2200-2300 on  6280 TSH 300 kW / 325 deg to EaAs Chinese Fri/Sat
2200-2300 on  7105 TSH 100 kW / 325 deg to EaAs Chinese
2200-2300 on  9635 TSH 100 kW / 325 deg to EaAs Chinese
2300-2400 on  6280 TSH 300 kW / 325 deg to EaAs Chinese Fri/Sat
2300-2400 on  7310 TSH 300 kW / 325 deg to EaAs Chinese
0900-1100 on  9540 TSH 100 kW / 325 deg to EaAs Chinese Sat/Sun
0900-1100 on 11760 TSH 300 kW / 325 deg to EaAs Chinese Sat/Sun
1100-1300 on  7280 TSH 300 kW / 325 deg to EaAs Chinese
1300-1400 on  6030 TSH 100 kW / 325 deg to EaAs Chinese
1300-1400 on  6240 BAO 100 kW / 310 deg to EaAs Chinese
1300-1400 on  7310 TSH 300 kW / 325 deg to EaAs Chinese
1300-1400 on 11760 TSH 300 kW / 325 deg to EaAs Chinese
1400-1500 on  9450 PAO 100 kW / 335 deg to EaAs Chinese
1400-1500 on 11760 TSH 300 kW / 325 deg to EaAs Chinese
1500-1600 on  9450 PAO 100 kW / 335 deg to EaAs Chinese
1600-1700 on 11765 TSH 100 kW / 325 deg to EaAs Chinese

(DX RE MIX NEWS 777)

ИСТОРИЯ

Радио для всех! О том, как радиолюбители создали свою субкультуру

Май 1922 года. Деревенская улица оглашается романсом. Звук идет из черного репродуктора-тарелки. Вся деревня, в лаптях и онучах, замерла – слушают. Идет первая в Республике Советов музыкальная радиотрансляция.

Радиоконцерты под облаками

Отчет о событии в письме в нижегородскую газету. "К нам из города Сормова приехал наш односельчанин. Он привез с собой чудесную вещь – громкоговоритель... Слушать радио собрались все поголовно: мужчины, бабы, ребята, потому что радио – неслыханная вещь для деревни. Несмотря на дождь, рупор пришлось выставить в окно, так как Народный дом не мог вместить и половины всех собравшихся. Народ с жадностью слушал радио. Никто не возражал против того, что антенна привязана к куполу церкви. Единогласно приносили благодарность тов. Угарову за его старание, за то, что свой двухнедельный отпуск он использовал для просвещения своей родной деревни. Теперь у нас в селе организован кружок радиолюбителей, которому тов. Угаров подарил несколько книг по радио и свой самодельный детекторный приемник".

Радио – в центре внимания стремительно меняющегося мира. С ним связывают и мечты, и страхи. В московских трамваях обсуждают «лучи смерти» из нового романа "красного графа". "Гиперболоид инженера Гарина» написан, по признанию самого автора, под сильным впечатлением от образа ажурной радиобашни, построенной в Москве инженером Шуховым в том же 1922 году. На башне установлены антенны радиостанции "Большой Коминтерн", для которой в Нижнем Новгороде созданы сверхмощные ламповые усилители. И именно Нижегородская радиолаборатория организует первые радиоконцерты, инициатором которых стал ее директор Михаил Бонч-Бруевич. Его друг и соратник, нижегородский композитор Александр Касьянов, много позже вспоминал о результате первой трансляции: "Через два дня Михаил Александрович принес в музыкальный техникум целый ворох писем и телеграмм из разных городов от людей, слушавших эту передачу. О хорошей слышимости писали из Арзамаса, Владимира, из волжских городов Саратова, Самары, Симбирска..."

Первый майский нижегородский радиоконцерт проходил на открытом воздухе, так как в помещении было шумно. Второй концерт, 21 сентября, уже в комнате, стены, пол и потолок которой были покрыты тканью и коврами. Транслировался он и на улицы Казани из громкоговорителей системы местного физика профессора Углова. 17 сентября 1922 года состоялся радиоконцерт из Москвы, переданный центральной радиотелефонной станцией и подготовленный нижегородцами.

Вскоре радиоконцерты стали регулярными. В журнале "Техника связи" сообщалось: "Отмечены случаи приема концертов на расстоянии более 3000 верст". И далее: "Во время концерта над радиостанцией парил аэроплан, приемная станция которого давала возможность летчикам слушать концерт под облаками".

Музыкальный трактор

Романтика тогда удивительным образом сочеталась с обыденностью, мечты о концертах под облаками – с декретами о тракторах для победы над голодом. В том же 1922-м газеты писали об аншлагах на концертах радиомузыки Льва Термена. Вот цитата: "Ильич выдвинул на первое место кино, так как это электрифицированный театр, допускающий размножение... Изобретение Термена – музыкальный трактор, идущий на смену сохе..."

Центральная газета большевиков "Правда" пишет в октябре 1921 года об изобретении Термена более подробно: "Ознакомив слушателей с конструкцией катодного реле, тов. Термен указал на возможности воспроизведения электрическим путем музыкальных звуков и весьма талантливо продемонстрировал поражающие по своим внешним проявлениям опыты: двигая в воздухе рукой перед металлическим экраном, он воспроизводил звуки от мембраны, включенной в цепь, регулируя высоту тона в зависимости от расстояния руки от экрана. Изумленная аудитория прослушала целый ряд воспроизведенных указанным образом сложных музыкальных произведений".

Петроград, Москва, Псков, Нижний Новгород, Ярославль, Рыбинск – более 150 выступлений Льва Термена с терменвоксом в городах и селах страны, которая, по словам ленинского собеседника писателя-фантаста Герберта Уэллса, все еще лежала "во мгле".

Как могли, затопившую Россию мглу невежества разгоняли и сотрудники Нижегородской радиолаборатории. Они давали советы любителям и публиковали в эфире их отклики и пожелания. Живой и свободный язык радиобесед вполне соответствует стилю тогдашней прозы и публицистики. Вот отрывок из радиобеседы (октябрь 1926 года):

"Приходит зима. Любитель подправил свою антенну. Привел в порядок заброшенный на лето приемник и готовится к новому сезону, навстречу новым успехам, новым рекордам. Любитель вырос, появилось много новых станций. Что готовит нам новый сезон?" Любопытно, что образ радиолюбителя здесь списан с крестьянина: любитель тоже живет природными ритмами, поправляет антенну, словно покосившийся забор, и с надеждой на урожай смотрит в небо...

Размах деятельности радиолюбителей был таков, что радиомузыка стала даже литературным клише. Например, в романе "Бамбочада" весьма популярного тогда петербуржца Константина Вагинова о главном герое написано следующее: "Кроме бухарского цирка, Евгений уже побывал режиссером Халибуканского театра, аккомпаниатором нижегородской радиостанции, электромонтером, актером передвижного коллектива и секретарем одной из газет на побережье Крыма, но сейчас он был безработным". Такое упоминание дорогого стоит. Тем более оно не единственное. Про радио – у Пильняка, Ильфа и Петрова, Огнева и Платонова...

Очевидно, что энтузиазм пропагандистов радиокультуры привлекал не только продвинутых читателей, но и практиков-рукоделов. Те книжек много не читали – авторы и редакторы статей, лекций и радиобесед приноравливались к их языку и кругозору.

Свободу радиоэфиру!

Массовая культура эпохи НЭПа была поистине массовой. Но любопытно, что тема радио проявлялась как в элитарной, так и в профанной культуре того времени. И если Хлебников пророчествовал: "Мусоргский будущего дает всенародный вечер своего творчества, опираясь на приборы радио в пространном помещении от Владивостока до Балтики, под голубыми стенами неба", то Вагинов иронизировал: "Грамотный и культурный человек был для Дерябкина первым гостем. Хозяин жаждал просвещения... Он слушал радио. Радио приводило в восхищение Дерябкина. Ему казалось, что благодаря радио он сможет узнать все на свете. Он может просвещаться насчет оперы, не надо терять времени на трамвай, да и экономия какая... В будние дни по вечерам Дерябкин угощал гостей радио. Липочка разливала чай, гости ели, пили, а в это время женский голос пел цыганские романсы, доносились томные вздохи гавайских гитар, декламировались стихи, исполнялась музыка датских или других композиторов. Иногда целиком прослушивалась опера. Сам Дерябкин устроил из бумаги громкоговоритель и отлакировал его. Черная труба стояла на столе рядом с вареньем, кричала, пела, смеялась и передавала нежнейшие звуки".

Радиоконцерты способствовали популярности радиолюбительства, благо тогдашний ЦИК принял специальный декрет о свободе радиоэфира. Радиолюбители создали свою субкультуру с неписаными правилами, со своеобразным ночным (ночью прием лучше) образом жизни.

Эрнст Кренкель, знаменитый полярник, а в 20-х годах начинающий радист, много позже вспоминал: "...Когда глухой ночью тускло светилось в огромном доме единственное окно, можно было не сомневаться, что, примостившись в уголке у своих аппаратов, затенив лампу, чтобы не мешать спящим домочадцам, работает радиолюбитель". Он пояснял, как тогда выглядел самодельный радиопередатчик – "фанерная коробка, катушка из толстой медной проволоки и две лампы".

Схемы подобных передатчиков разрабатывались радиоинженерами и печатались в радиолюбительских журналах. Так, в Нижегородской радиолаборатории в 1925 году было разработано несколько вариантов коротковолновых 10-ваттных радиопередатчиков. "В неказистом фанерном ящике, – писал Кренкель, – рождается по твоей воле радиоволна. Вот она побежала по проводу на крышу и там сорвалась, чтобы с непостижимой скоростью, протыкая облака, мчаться в стратосферу до отражающего слоя. Здесь, на высоте сотен километров, волна меняет направление и под углом возвращается на землю. Так, гигантскими скачками, то вверх, то вниз, волна бежит, опоясывая весь земной шар. Кто же примет ее, услышит и ответит?"

"Установить самую дальнюю, самую интересную, самую необычную связь – мечта любого радиолюбителя-коротковолновика. Каждая связь заканчивается просьбой о присылке квитанции, а партнер отменно вежливо обещает ее прислать", – добавляет Кренкель.

Любопытно, что, не имея ресурса на дорогостоящие эксперименты по изучению новых в тогдашней практике коротких радиоволн, радиоинженеры привлекали к своим исследованиям радиолюбителей. Нижегородская станция выходила в эфир в заранее объявленное время, а любители, поймав ее сигнал, описывали в письмах условия и особенности приема. Такие экспериментальные радиотрассы связывали Нижний Новгород с Ташкентом, Владивостоком, Берлином, а потом, благодаря Кренкелю, и с Новой Землей.

Руководство Нижегородской радиолаборатории передало Кренкелю аппаратуру для арктических радиоэкспериментов. Работая на Новой Земле, Кренкель регулярно связывался с нижегородцами, его передачи помогли разобраться с влиянием на коротковолновую связь приполярных факторов – того же северного сияния.

Через два года после посещения Нижегородской радиолаборатории, зимуя на полярной станции в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, Кренкель установил мировой рекорд, связавшись с американской антарктической экспедицией адмирала Берга – была налажена двусторонняя связь между самой северной и самой южной радиостанциями земного шара. А несколько ранее молодой сотрудник радиолаборатории нижегородец Федор Лбов первым из отечественных любителей связался на коротких волнах с заграницей, чему была посвящена обложка журнала "Радиолюбитель".

"Кристадин", "Радиоправда" и "Симфония гудков"

Пропаганда радиолюбительства в 20-е годы считалась государственным делом. По всей стране проходили лекции с демонстрацией радиоприема. Создавались радиокружки среди курсантов и моряков, студентов и рабочих. Устраивались фотовыставки, издавались специальные журналы и газеты. Расположенная на высоком берегу Волги Нижегородская радиолаборатория стала настоящим маяком для российских радиолюбителей.

Ведущий инженер радиолаборатории Олег Лосев разработал прибор, ставший символом десятилетия, – приемник "Кристадин" с кристаллом-детектором вместо электронной лампы. Некоторая неустойчивость приема с лихвой компенсировалась дешевизной деталей и простотой конструкции приемника. По сути, "Кристадин" Лосева – предшественник будущих транзисторных приемников. Тогда, в 1920-е, годы ламповые схемы вытеснили полупроводники, которые вернулись в радиовещание позже, в 1950-х, во многом благодаря пионерским исследованиям нижегородца Лосева.

О радио в 1920-х писались стихи и повести, снимались фотосерии и киноленты. К теме радио обращались кинодокументалисты. Яркий пример – киножурнал "Радиоправда" 1925 года режиссера Дзиги Вертова.

Съемочная группа фиксирует радиофикацию одного из сел. Как спиливают дерево в лесу для радиомачты и везут его в деревню. Как устанавливают мачту и натягивают антенну. Как подключают радиоприемник и слушают далекую Москву... В деревне строительство радиоточки становилось общим делом и общим праздником.

Для неграмотной аграрной страны радио – это и стремление в далекое будущее, но это одновременно и возвращение в глубокое прошлое: к традиции обряда, хоровода, хора. На кинохронике 1925 года дети так заворожено смотрят на верхушку радиомачты, что кажется, они вглядываются в свое будущее. Под шорохи помех радиоэфира им грезится эра радио – "эра светлых годов" из пионерского гимна, написанного в том же 1922 году, когда техника и музыка так плодотворно соединились в эфире.

В 1925 году, предсказывая будущее музыки, Арсений Авраамов, автор и дирижер уникальной "Симфонии гудков", где музыкальными инструментами были фабричные сирены, пулеметы, паровозы, аэропланы и артиллерийские орудия, пишет: "А коли "не хватает" звучности фабричных гудков, о чем, повторяю, мечтать прикажите? Ясно: об аппарате Термена, установленном на планирующем над Москвой аэро. Аэро-радио-симфония! Ее-то мы, во всяком случае, еще услышим!"

(http://ng.ru/science/2013-04-24/13_radio.html)



Авторское право (copyright): Московский Информационный DX Бюллетень, 2013.
Проект разработан в Информационно-издательском центре "Радио-Телевидение-Связь".
Все вопросы по данному проекту направляйте по адресу: rts-center@mtu-net.ru.
Перепечатка и использование материалов в эфире только с разрешения редколлегии.
Без предварительного согласования разрешается использование материалов данного издания в некоммерческих целях: публикации, распространяемые бесплатно; радиостанции, имеющие статус некоммерческой организации.
При использовании материалов из данного издания ссылка на него обязательна.
Распространяется бесплатно по электронной почте, а также в Интернете - на сервере www.dxing.ru.
Отказ от получения следующих номеров бюллетеня направляйте по адресу: rusmidxb@mtu-net.ru.
Общий тираж электронной рассылки: 936 экз.



Уважаемые коллеги и читатели нашего бюллетеня. У вас есть возможность получать бюллетень оперативно в день его выпуска редактором. Рассылка бюллетеня первой очереди подписчиков осуществляется по электронной почте через сервис "рассылки" Российского DX-Портала (http://dxing.ru). Рассылка нашего электронного издания через подписной сервис Subscribe.ru и публикация бюллетеня для пользователей DX-Портала на его страницах в разделе "Публикации" происходят с некоторой задержкой.

Условия включения в список первой очереди подписчиков очень просты: вам необходимо регулярно присылать в наше электронное издание свои новости, наблюдения или любую другую интересную информацию по тематике нашего бюллетеня для ее публикации в ближайшем номере. Адрес для отправки такой информации регулярно публикуется в начале каждого номера. Обратите внимание, что информация считается присланной в бюллетень, если адрес нашего бюллетеня стоит в графе "To" ("Кому") вашего электронного письма. Мы приглашаем вас к сотрудничеству и надеемся, что вы и дальше будете оставаться активными читателями Московского Информационного DX Бюллетеня, и с вашим участием наше издание станет еще более информативным и интересным.

Обращаем ваше внимание, что некоторые провайдеры принимают рассылку нашего Портала за спам. Поэтому при выборе почтового адреса для получения нашего бюллетеня учитывайте возможность ручной настройки спам-фильтров или же свяжитесь с вашим провайдером и сообщите ему, что рассылка нашего Портала спамом не является. Мы гарантируем, что никаких иных материалов, не связанных с вашей подпиской на Московский Информационный DX Бюллетень, Российский DX-Портал в данном сервисе рассылать не будет.

Много DX и 73!

Коллектив редакторов МИDXБ


В избранное