← Июнь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.dxing.ru/
Открыта:
13-07-2003
Адрес
автора: radio.midxb-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Московский Информационный DX Бюллетень N 426
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Московский Информационный DX Бюллетень Еженедельное электронное издание Номер 426 31 мая 2005 года Срок приема информации в номер: вторник 02.00 всемирного времени. Редактор текущего номера: Александр Дементьев Авторы сообщений несут полную ответственность за их достоверность. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Время везде указано всемирное координированное - UTC. Частоты везде указаны в кГц для диапазонов ДВ, СВ, КВ и в МГц в диапазоне УКВ. Адрес бюллетеня (для ваших сообщений и информации в номер): rusmidxb@mtu-net.ru ======================================================================= БЕЛОРУССИЯ Евросоюз начнет "радиоигру" с Лукашенко. Евросоюз намерен профинансировать создание сети радиостанций, которые начнут прививать белорусам оппозиционные президенту Александру Лукашенко взгляды. Как пишет в четверг "Независимая газета", проект соответствующей резолюции уже поступил в секретариат председателя парламента Евросоюза Джозепа Боррелла и будет рассмотрен на сессии Европарламента 6-9 июня в Страсбурге. Первые нацеленные на Белоруссию радиостанции предположительно заработают в Литве и Польше. Название одной из них уже известно -"Балтийские волны": в конце апреля этот проект официально одобрен комитетом по иностранным делам литовского сейма. Поскольку США уже приняла решение о выделении 5 миллионов долларов на "демократизацию" Белоруссии, вопрос можно считать практически решенным. По словам лидера оппозиционной Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолия Лебедько, оппозиция видит два возможных пути: "Либо мы создадим сеть FM-радиостанций с небольшим радиусом действия на территориях Литвы, Латвии, Польши и Украины, чтобы они охватывали в общей сложности 80 процентов населения страны. Либо откроем радио на средних волнах, тогда зона покрытия составит 100 процентов белорусской территории". Официальный Минск в свою очередь не намерен препятствовать вещанию на страну оппозиционных радиостанций. "Мы не будем опускать железный занавес или ставить "глушилки". Это не наш метод", заявил министр информации республики Владимир Русакевич. При этом он подчеркнул, что власти противопоставят внешнему информационному воздействию "объективную информацию о Белоруссии как внутри страны, так и за рубежом". В текущем году, отмечает в этой связи "Независимая газета", правительство решило выделить на поддержку государственных СМИ 42 миллионов долларов. (Lenta.ru, переслал Василий Гуляев, Астрахань) ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Забастовка сотрудников компании Би-би-си закончилась безрезультатно. Руководство Би-би-си не намерено отказываться от сокращения штата, несмотря на устроенную сотрудниками телерадиокомпании забастовку, сообщает The Guardian. "Я очень сожалею, что сегодня некоторые программы и услуги будут отменены. Но я думаю, что это цена, которую мы заплатим за то, чтобы получить сильную Би-би-си в будущем," - заявил гендиректор Би-би-си Марк Томпсон. 24 мая BBC вернулась к нормальному режиму работы после 24-часовой забастовки, однако недовольные сотрудники настаивают на переговорах с Томпсоном, в противном случае угрожая устроить 48 часовую забастовку 31 мая-1 июня. Акция, которая была проведена сотрудниками Би-би-си в представительствах компании по всей стране, вызвала существенные сбои в работе телеканалов и радиостанций. В наибольшей степени из-за забастовки были изменены программы Radio-4 и 5-Live, а также телеканалов BBC News-24 и BBC World. На первом канале британского телевидения, как и на каналах "BBC News 24" и "BBC World", показывались только записанные ранее выпуски новостей. По со общению руководства Би-би-си, в акции приняли участие 38 процентов сотрудников, хотя профсоюзы были уверены, что бастовали не менее 55 процентов представителей телерадиокомпании. Профсоюзы утверждают, что это самая масштабная акция протеста за всю историю Би-би-си. Руководство отмечает, что в некоторых представительствах на работу явилось лишь несколько человек, в других же, напротив, 90 процентов сотрудников отказались от участия в акции протеста. Профсоюзы выступают против планов руководства компании по приватизации компании и сокращению 3780 рабочих мест, утверждая, что это станет "началом конца" для Би-би-си. Сотрудники убеждены, что качество программ после реформы существенно снизится. В свою очередь гендиректор Би-би-си Марк Томпсон заявляет, что эти шаги необходимы, чтобы подготовить корпорацию к высокотехнологичному будущему и вкладывать больше денег в специальные программы (сокращение штата снизит расходы компании на 15 процентов). (Lenta.ru, переслал Василий Гуляев, Астрахань) ГЕРМАНИЯ / РОССИЯ 27 и 28 мая в Санкт-Петербурге пройдут дни "Немецкой волны". С подробностями корреспондент Владимир Изотов: - Радиостанция "Петербург" является партнером "Немецкой волны" в течение четырех лет. За это время слушатели городского радио смогли познакомиться с выпусками таких популярных радиожурналов, как "Европа и европейцы", "Рынок и человек", "Германия из первых рук", "Читальный зал", "Культура сегодня", "Фонотека". Руководитель вещания на русском языке радиостанции "Немецкая волна" Корнелия Рабиц говорит о том, какое значение имеет проводимая акция для нее и ее коллег: "В первую очередь для нас это хорошая возможность познакомиться с нашими слушателями, узнать, что интересует нашу публику. Мы подготовили фрагменты из наших передач, рассказываем, конечно, о жизни в Германии и Европе, обсуждаем вопросы учебы и проблемы молодежи, экономики, культуры и, конечно, вопросы немецкой политики, которая сейчас является очень интересной, потому что у нас будут досрочные выборы". В пятницу и субботу в течение 10 часов в эфире радиостанции "Петербург" в прямом эфире будут звучать голоса ведущих Русской редакции "Немецкой волны" Андрея Буркова и Эдуарда Класса. Их собеседники - работники генерального консульства Германии в Санкт-Петербурге, а также сотрудники общества "Германо-российский обмен", около 15 лет успешно работающего в городе на Неве, и Европейского университета, программы которого направлены на расширение международного сотрудничества в гуманитарной сфере. В эти два дня с 9 часов утра до полудня, затем с 17 до 19 часов слушатели смогут задавать вопросы по телефону и получать на них ответы в прямом эфире. Номера телефонов в Санкт-Петербурге - 315-78-23 и 315-04-87. Авторы самых интересных вопросов получат призы. ("Немецкая волна" - "Сообщения и комментарии. Бюллетень дирекции мониторинга "Голоса России" 147 - 27.04.05) РОССИЯ В связи с реконструкцией сетки вещания "Радио России" с 29 мая, многие постоянные программы и рубрики, вероятно, поменяют время и день вещания либо вообще исчезнут из российского эфира. В пятницу,27 мая, прозвучал последний выпуск программы "Голос ислама", которая выходила на волнах "Радио России" четырнадцать лет подряд. В программе были досрочно подведены итоги радиоконкурса "Что мы знаем о пророке Мухаммаде?". А затем ведущий Андрей Хасанов попрощался со своими слушателями. Передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому небезразлична их судьба "Облака" отныне будет звучать по вторникам с 15:10 московского времени, следующий эфир 31 мая. Сайт передачи www.prison.org. (Владимир Гудзенко, Московская область) Екатеринбург. Телекомпания екатеринбургской епархии переходит на круглосуточное вещание. На круглосуточный режим вещания переходит с 1 июня телекомпания Екатеринбургской епархии "Союз". Первое в России православное телевидение начало свою работу 31 января этого года в городе Первоуральске Екатеринбургской области. В настоящее время телекомпания выпускает более двух десятков программ собственного производства, как религиозного, так и светского содержания. Вместе с закупаемыми художественными фильмами, мультфильмами, а также православными программами других региональных телекомпаний общее время вещания "Союза" составляет 15 часов в сутки. Еще два часа на канале выходят передачи екатеринбургской телекомпании "АТН". На днях Екатеринбургская епархия получила собственную вещательную лицензию, предусматривающую 24-х часовой эфир. С 1 июня программы на канале будут выходить круглосуточно и без врезки программ "АТН". Как рассказал руководитель Информационно-издательского отдела Епархии игумен Димитрий (Байбаков), в связи с увеличением времени вещания создания каких-то новых программ пока не планируется. По словам отца Димитрия, начинающиеся ночные эфиры предназначены в первую очередь тем, кто несет в это время различные дежурства, но при этом имеет возможность смотреть телевизор, а также для жителей других часовых поясов. Так как через спутник "Бонум - 1" православный телеканал "Союз" транслируется от Казани до Читы. (Православная газета - приведено в сокращении, переслал Василий Гуляев, Астрахань) Москва. Радио "Теос" сменило частоту вещания в Москве. Мы рады представить вам Радио "ТЕОС" - межконфессиональную христианскую сеть радиостанций для самого широкого круга слушателей. Новейшая история Радио "ТЕОС" берет свое начало со слияния Московской радиостанции "Радиоцерковь" и Санкт-Петербургского Радио "ТЕОС". Результатом этого слияния, стала полная смена руководства Санкт-Петербургского Радио "ТЕОС" и смена названия Московской радиостанции "Радиоцерковь". А 1 июня 2005 года московскую студию Радио "ТЕОС" ждет еще одна существенная перемена - переход на новую частоту вещания. Многие наши слушатели, давно привыкли, к тому, что их любимую радиостанцию можно слушать на средних волнах, в диапазоне 963 кГц. Средние волны, мы не покидаем, но переходим в диапазон 1134 кГц. В Санкт-Петербурге, Радио "ТЕОС" можно слушать, как и прежде на средних волнах, в диапазоне 1089 кГц. Интернет трансляция в любой части мира, доступна на официальном сайте Радио "ТЕОС" - http://www.radioteos.ru. И наконец, http://livejournal.com/users/radioteos/ - новости, анонсы, обсуждения и т.д. в Живом Журнале Радио "ТЕОС". (JesusChrist.ru, переслал Василий Гуляев, Астрахань) Радио Теос заменило частоту 963 кГц на 1134 кГц с 27 мая. 26 мая программы (разные!) транслировались на двух частотах. 27 мая в 03.00 начались трансляции на 1134. Объявлений и идентификации не передается. В отдельных передачах звучит id "Радиоцерковь". А 26 мая в одной из передач слушателей поздравляли с наступающими Новым годом и Рождеством. (Константин Гусев, Москва) Ярославль. В Ярославле молния повредила вышку областного радиопередающего центра. 25 мая около 18:00 разряд молнии ударил в вышку областного радиопередающего центра. Четыре радиостанции и почти все телеканалы прекратили свое вещание. Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM программный директор "Love-радио Ярославль" Андрей Алексеев, ремонт передатчика смогли начать только после дождя, уже после 20:00. "Мы потеряли больше двух часов эфира, следовательно, понесли убытки. Правда, пока рекламодатели претензий не высказывали", - сообщил он. Тем не менее, Алексеев отметил, что подобная ситуация уже имела место два года назад. "С тех пор ничего не изменилось, хотя надо было, наверное, уже какие-то уроки извлечь, меры предосторожности принять. Ведь те радиостанции, вещание которых осуществляется через передающий центр в Дубках, не пострадали", - пояснил Алексеев. Помимо радио и телевидения, жертвой стихии стал и общественный электротранспорт. (REGNUM, переслал Василий Гуляев, Астрахань) США На днях обнаружил изменение у "Голоса Америки" на украинском языке: 20.00-20.30 (сб, вс -2015) 6010 --> 7230. (Александр Егоров, Киев, Украина, open_dx) УКРАИНА С 3 июня ВСРУ/RUI меняет частоту 7420 кГц с 21.00 до 24.00 на 7490 кГц из-за помех с 21.00 до 22.00 от Р. Швеция на англ. и швед. языках. (Александр Егоров, Киев, Украина, open_dx) СЛУЖЕБНОЕ ВЕЩАНИЕ Через 25 дней после отправки рапорта (письмом, обычная почта) пришла QSL от Olympia Radio, Греция. Для тех, кто не слышал -- это морская связная станция, работает телетайпом с морзяночными вставками позывного (DE SVO...) и телефоном (USB). Как всегда у профессиональных операторов, на QSL -- все данные, безупречно. Только стандартную транслитерацию моего имени (Dmitry) переделали на греческий манер - Dimitri. QTH передатчика: 37 град 36 мин 11,7 сек с.ш. 21 град 29 мин 11 сек в.д. Tx: Marconi Ant: ND TCI 540-2-04 Power: 8 kW Подтверждена частота 13170 кГц. Это в телефонном участке диапазона. Я обычно считаю более крутым делом подтверждать телеграф (как-никак знаков 60...70 в минуту принимал, было дело), но тут с телеграфом (который у SVO на телексных каналах) что-то не срослось. (Дмитрий Мезин, Казань, open_dx) ЦИФРОВОЕ ВЕЩАНИЕ DRM - результаты приема в мае Наблюдал в субботу и воскресенье за тестами SFN (Single Frequency Network), которые проводит "Немецкая волна" на частоте 7265 кГц. В теории такие трансляции на одной частоте должны уменьшить нестабильность распространения сигнала, и, соответственно, улучшить качество приема. Согласно расписанию на этой частоте с 7.05 до 9.00 UTC программа транслируется из двух передающих центров - Wertachtal и Sines. Из Wertachtal передачи ведутся с 6 до 12 часов, а из Sines - с 7.05 до 9. 28 мая записывал лог файл с 6.28 до 12 часов, а 29 мая - с 6.16 до 7.36. Честно говоря, не заметил изменений, когда включался и выключался передатчик в Португалии. С момента начала записи DW слышно было хорошо, почти без дропаутов, улучшать, в общем-то, было нечего. Дропауты как раз появились, когда по времени должен был подключиться второй передатчик. В течение нескольких минут качество приема ухудшилось, SNR снизился на 5-7 dB, через некоторое время аудио сигнал восстановился, но появилась заметно выраженная нестабильность уровня принимаемого сигнала. После 9 часов прием ухудшился, но связано ли это было только с отключением передатчика, точно сказать не могу, потому что в это время не был дома, возможно, что на диаграмме DRMcalc виден результат действия локальной помехи. Надо отметить, что Латвия, по информации http://www.dw-world.de/dw/article/0,1564,1574248,00.html в зону тестирования не попадает, поэтому по результатам никаких категорических выводов делать нельзя. Но не могу не отметить влияние ионосферных процессов. Я установил в Icom ширину спектра наблюдения за диапазоном плюс-минус 200 кГц, и хорошо было видно как "дышала" ионосфера, как синхронно уменьшались и увеличивались уровни принимаемых сигналов всех радиостанций, вещающих в этом частотном диапазоне, в зависимости от глобальных условий приема, которые диктовала природа. Снижался общий уровень для всех станций в данном диапазоне частот - неизбежно появлялись дропауты. Похоже, что все равно было - одна, две или три станции работают, и синхронная ли это сеть, или нет. По-моему, если нет благоприятных условий в ионосфере для распространения сигнала - вряд ли даже SFN поможет. Планирую продолжить наблюдения за работой SFN в следующие выходные. Послушайте в разделе DRM audio фрагменты передач радио Кувейт и "Немецкой волны" с битрейтом 11.6 kbps на частотах 9880 и 6140 кГц соответственно. Пропадания сигнала в первом фрагменте - это не дефекты записи, а те самые дропауты, хорошо, что на этот раз кратковременные. Сигнал такой, какой есть, ничего не сжимал дополнительно. Единственное, что, на мой взгляд, может оправдать подобные трансляции - их экспериментальный, тестовый характер. Иначе, зачем и кому они ТАКИЕ нужны. Стоило ли громоздить и наворачивать одно на другое дополнительные, сложно технически осуществляемые и дорогостоящие аналого-цифровые преобразования сигнала, если в результате имеем сигнал по звучанию хуже обычной АМ? На этой неделе в mwdx анонсировались трансляции из Норвегии на частоте 153 кГц. Пробовал принять, ничего похожего на цифровой сигнал не заметил. Уровень локальных помех, как всегда в последнее время на длинных волнах, был очень высоким. http://www.travelradio.lv (Владимир Казгунов, Лиепая, Латвия, open_dx) СПУТНИКОВОЕ ВЕЩАНИЕ У обычных радиостанций появился серьезный спутниковый конкурент. Когда в 2001 году компания XM Satellite Radio запускала свой первый спутник, скептики полагали, что будет непросто продать услугу, которую потребители привыкли получать бесплатно. Спутниковое радиовещание стало одним из самых капиталоемких и рискованных проектов последних лет. Однако с момента запуска прошло четыре года, радио существует и вызывает немалые потрясения в американском эфире. Свыше 5 млн американцев сейчас оплачивают прием радиосигнала, и за последние пять месяцев количество подписчиков увеличилось почти вдвое. Эксклюзивные контракты на миллионы долларов подписываются со звездами популярной музыки, такими как Eminem и 50 Cent, с известными радиоведущими, например со скандально знаменитым диджеем Говардом Стерном (Howard Stern), а также с обладателями прав на трансляции бейсбольных и футбольных матчей. Соглашения об оснащении новых автомобилей настроенными спутниковыми ресиверами также подписали GM, Honda, Ford, BMW и Daimler Chrysler. Переносные устройства, которые можно вынимать из приборной панели, использовать как Sony Walkman или подключать к домашней стереосистеме для приема программ со спутника, стали хитами продаж. Разрабатываются планы производства мобильных телефонов с функцией спутникового радиоприемника. Четыре года назад казалось, что спутниковое радио - это утопия. СВ- и FM-радиостанции годами передавали свои программы на обычные приемники бесплатно. В отличие от традиционного формата, при котором эфир транслировался через местный передатчик на окрестные районы, три спутника распространяют сигнал нового радио по всей стране. Спутниковые станции не могли предложить потребителю ничего уникального, кроме цифрового звука CD-качества и возможности проехать через все Штаты без потери сигнала и без рекламы. Американцы, пожалуй, проводят в автомобилях больше времени, чем какой-либо еще народ на земле. Однако счета за услуги мобильной связи, кабельное телевидение и другие виды развлечений и связи растут, и где гарантия, что люди захотят платить еще и за радио в машине? Прежде всего, придется потратиться на приобретение ресивера. Цена - от $100 до $1 тыс. Затем нужно внести месячную абонентскую плату в размере $13. Помимо названных сложностей, XM с самого начала столкнулась с проблемами технического свойства. Вскоре после запуска двух спутников Boeing 702 стоимостью $150 млн каждый начали отказывать панели солнечных батарей. Спутники должны были прослужить 15 лет, однако теперь даже восемь будут удачей. С тех пор XM запустила еще один аппарат. Мало того, вскоре у XM появился конкурент - Sirius Satellite Radio. Ему, впрочем, также пришлось столкнуться с техническими затруднениями. Например, нужно было что-то делать с зонами отсутствия приема, где сигнал из космоса блокировался небоскребами или горами. Эта проблема была решена при помощи наземных ретрансляторов, которые позволили передавать сигнал в обход препятствий. Однако передача все равно прерывается в туннелях и под мостами. Стоимость услуг XM и Sirius примерно одинакова. В рамках текущей рекламной кампании Sirius продает пожизненное право приема за $500. За эту же сумму можно слушать XM пять лет. Третьим участником азартной игры под названием спутниковое радио¦ стала WorldSpace, компания из Вашингтона, вещающая на Южную Америку, Западную Европу, Азию и Африку. Передачи WorldSpace идут на 20 языках, включая тайский, тамильский и суахили. В Великобритании единственным вещателем, предлагающим цифровое спутниковое радио, является компания BSkyB, обслуживающая 80 каналов. В этом году спутниковое вещание должно начать Global Radio из Люксембурга. Сигнал трех спутников охватит Восточную и Западную Европу, программы на 10 языках будут вестись по 150 каналам. Причиной неожиданного успеха спутникового радио в США стал нишевой маркетинг. Sirius предлагает 115 каналов, из них 65 музыкальных (без рекламы) и еще 50 новостных, разговорных и спортивных. У XM 68 музыкальных (также свободных от рекламы), 33 разговорных, новостных и спортивных каналов, плюс еще по 21 можно узнать ситуацию на дорогах и прогноз погоды. Обе компании транслируют BBC World Service (это единственная возможность получать программы Би-би-си на автомобильное радио в США). И XM, и Sirius планируют транслировать подкасты, как называют любительские радиопрограммы. Не имеет значения, какую аудиторию собирает тот или иной канал, важно общее количество подписчиков компании. На радиостанциях, вещающих через наземные передатчики, почти невозможно услышать классическую музыку. У Sirius и XM по три специализированных канала, причем один посвящен исключительно барочной музыке. XM предлагает трансляции всех бейсбольных матчей высшей лиги, а Sirius - все профессиональные матчи по американскому футболу. Такого не может обеспечить ни одна местная радиостанция. В отличие от эфирного вещания, использующего определенные частоты спектра, которые принадлежат государству, спутниковый сигнал является частной собственностью. Это означает, что вещание не регулируется Федеральной комиссией по связи (FCC). Сквернословы, подобные Говарду Стерну, могут отрываться на полную катушку. Мел Кармазин (Mel Karmazin), бывший вторым человеком в Viacom и обладающий обширным опытом работы на радио, в прошлом году решил выйти из тени Самнера Редстоуна (Sumner Redstone), расстался с Viacom и возглавил Sirius. Это событие считается поворотным моментом в истории спутникового радио. Переход стал чем-то вроде сертификата всеобщего признания. Как только стало известно о найме Кармазина, акции Sirius взлетели на 33%. Число абонентов с тех пор выросло вдвое. Одним из первых действий Кармазина стало заключение пятилетнего контракта со Стерном, по условиям которого ведущий будет получать $100 млн в год. Также подписаны контракты с Eminem и 50 Cent. Некоторые аналитики сравнивают спутниковое радио с кабельным и спутниковым телевидением, отобравшим существенную долю рынка у эфирного ТВ. Однако этот взлет может быть непродолжительным. Наземные американские радиостанции переходят с аналогового сигнала на цифру, что позволит им предложить качество такого же уровня. Американские радиослушатели могут посчитать, что бесплатный сигнал все же предпочтительнее. (www.media-online.ru, переслал Василий Гуляев, Астрахань) НОВОСТИ СМИ Эфирный передел. Романтика более не свойственна российскому рынку FM-радиостанций: захват территории сменяется разработкой ее недр. Радиостанции уже не воюют за слушателя, а окучивают имеющуюся аудиторию. Нынешний год в радиоотрасли начался бодро - идеолог и генеральный продюсер "Нашего радио" Михаил Козырев подал в отставку. Это событие стало громкой кодой к негромким процессам, происходившим в радиоэфире в 2004 году. За это время радиохолдинги в общих чертах закончили раздел территорий влияния, музыкальные и разговорные радиостанции составили более или менее определенное представление о том, как выглядит их слушатель и чего он от них ждет. Часть радиостанций ушла в небытие, передав свою частоту другим проектам. Уход Козырева знаменует собой конец времени бурь и переделов рынка. На смену интенсивному пути развития отрасли пришел экстенсивный - погоне за рейтингом радиостанции предпочитают борьбу за уже завоеванную аудиторию. Разговорчики в строю. Еще полтора года назад в FM-мире происходили бурные процессы: вокруг лакомых радиостанций плелись интриги, в профессиональную среду запускались разнообразные (как правило, вполне правдивые) слухи о перепродаже и перепрофилировании менее рейтинговых радиостанций, радиохолдинги довольно резко экспериментировали с форматами, а профессиональные кадры перетекали с частоты на частоту и со станции на станцию; ожидания и заявки были во многом важнее реальных дел. Ситуация, когда игроки рынка участвовали в розыгрыше частот только для того, чтобы затем их выгодно перепродавать, стала обычным делом. Прошедший год, конечно, тоже не был беден на громкие события, однако они как раз и были следствием общего успокоения ситуации. Так, скончалось радио "Он Лайн", чересчур смело ринувшееся покорять просторы разговорного радиожанра. Закрылась радиостанция "Ультра", где ставили в эфир "альтернативный" рок. Это событие вызвало бурную реакцию у слушателей - лишенная любимой станции молодежь митинговала под окнами дирекции холдинга "Ультра продакшн", принявшего решение о переименовании "Ультры" в Best FM и перепрофилировании станции с тяжелого рока на классику мировой поп-музыки. И в том и в другом случае речь шла о завершении уже начавшегося процесса: обе станции были открыты два-три года назад во время инвестиционного бума, когда все бросились на поиски новых слушателей. "Он Лайн" соблазнилась стабильным многолетним успехом "Эха Москвы", "Ультра" же попросту не хотела упустить шанс завоевать новую, весьма пеструю аудиторию: среди поклонников Radiohead и Limp Bizkit, по данным социологических опросов, на тот момент были не только подростки городских окраин, но и молодые преуспевающие менеджеры среднего звена, лакомый кусок любого рекламодателя. "Ультру" в конце концов погубил отток платежеспособной аудитории (любовь к "альтернативе" оказалась менее социально всеобъемлющей, нежели предполагалось), а с "Он Лайном" злую шутку сыграла общая стагнация на рынке разговорных радиостанций. Стагнация эта настолько сильна, что даже радио "Свобода", по определению не испытывающее никаких проблем с финансированием, предприняло неожиданную попытку переформатирования - с помощью бывшего "эховца" и основателя злополучного "Он Лайна" Сергея Корзуна. Борясь с имиджем кухонно-диссидентского радио, "Свобода" уволила нескольких старых "королей" эфира, сократила хронометраж тематических программ и значительно увеличила долю музыки в сетке вещания. Сейчас перед "Свободой" стоит сверхсложная задача - добиться выхода на FM-диапазон и начать конкурировать с коллегами с "Маяка-24" и "Эха Москвы". Конец романтики. Вряд ли "Свободе" удастся добиться успеха - попытки слишком резко сменить аудиторию, оккупировать часть чужой территории в нынешней ситуации, похоже, обречены на неудачу. Недаром в минувшем году основные успехи в радиомире были связаны с окучиванием уже завоеванных аудиторий. Все радиостанции с четко обозначенными стилистическими привязанностями не только обзавелись спецпроектами, но и расширили собственные форматы. Радио "Шансон" превратилось из "блатной" пугалки для эстетов в станцию с достаточно объемным форматом, в который включило как блатную и околоблатную песню, так и песни бардов всех мастей и поколений. "Ретро" из "бабушкиного" радио превратилось в своего рода проект для ностальгантов всех мастей и возрастов: теперь на этой частоте можно услышать что угодно - от Клавдии Шульженко до Билли Джоэла, от Эдиты Пьехи до Максима Леонидова. "Наше радио" вняло предупреждениям о том, что даже сверхлояльной молодежной аудитории скоро надоест слушать хиты поп-рока. В последний год перед уходом Михаила Козырева программная дирекция его станции расширила одиозный поп-рок-формат за счет нехитовых треков из альбомов классиков русского рока, музыкантов альтернативной песенной сцены. Эфир "Нашего" зазвучал по-другому; даже самые острые критики вынуждены были признать, что станция изменилась в лучшую сторону. "Наше радио" было не самой рейтинговой (последние несколько лет - 7-10-е места), но при этом едва ли не самой харизматичной радиостанцией, и харизма эта во многом базировалась на природном магнетизме Козырева, ставшего культовым "лицом" станции и настоящей поп-фигурой. Как ни парадоксально, именно это, по всей видимости, и стало причиной его отставки. Романтика нынче не в почете; она скорее вредит правильному позиционированию. Уход Козырева означает, что эра авторских проектов в нашей музыкальной радиосреде закончена и индивидуальности даже в рок-эфире больше не место. Без своего идеолога "Наше", руководимое толковыми, но совершенно неузнаваемыми менеджерами, вольется в шеренгу станций, балансирующих между разными музыкальными жанровыми субстанциями в поисках их идеального (то есть приносящего лояльного и платежеспособного слушателя) сочетания. Радио, созданное Козыревым шесть лет назад на пустом месте из горячего желания крутить русскую рок-музыку круглые сутки, наверняка станет теперь более функциональным и менее идеологичным, каким и должно быть радио, чтобы зарабатывать деньги. Козыревское "Наше" было последним "романтическим" радиопроектом - пусть и сравнительно удавшимся. Без него радиостанция явно повзрослеет, утратит подростковый максимализм, а заодно - свой особенный, ни с чем не сравнимый вкус и запах. Народ не безмолвствует. По единодушному мнению экспертов, вопрос рейтинга уже почти перестал быть ключевым для игроков радиорынка. Пример другим показало входящее в Русскую медиагруппу радио "Монте-Карло". Их слушает всего 2,8% от общего числа радиослушателей; однако, судя по опросам, эта небольшая группа состоит из наиболее платежеспособной публики, способной привлечь самых разных рекламодателей. Рейтинг закрывшейся "Ультры" был не так уж низок, однако после того, как основную массу ее слушателей начали составлять подростки, возникли трудности с получением рекламы: на рекламе одних только "гриндерсов" бизнеса не сделаешь. Это - всего лишь два примера из бесчисленного множества предпосылок, заставивших почти всех участников рынка перейти от гонки за рейтинговой цифирью к разработке ресурсов уже накопленной аудитории. После серии весьма символичных переформатирований и переименований (из рок-н-ролльного "Открытого радио" сделали радио с говорящим названием "Поп-са", "умное" радио "Он Лайн" из разговорного превратилось в музыкальное и стало радио "Диско", на место достаточно радикальной "Ультры" пришло расплывчатое Best FM) музыкальная критика забила тревогу: слишком уж явным казался глобальный дрейф общества от минимально приличного рок- и поп-вещания в сторону безголовой коммерческой попсы отечественного и зарубежного производства. Однако при внимательном взгляде на нынешнюю конъюнктуру музыкального вещания видно, что в почете у слушателя совсем не группа "Стрелки". По большому счету, и "Открытое радио" в прошлом году, и "Ультру" в уходящем сгубила слишком ярая приверженность чистоте жанра. Сейчас же - время расплывчатых и неэкстремальных форматов: чуть-чуть "ностальгии", чуть-чуть мелодичного рока, а перед невредной современной поп-песней (лучше зарубежной) не помешает и "пятиминутка классики". По этому рецепту уже который год удерживает свои позиции "Радио 7 на семи холмах", и примерно в этом же русле собирается двигаться новоявленное Best FM. То, что для этого "кукушонка" выбрана именно такая концепция вещания, весьма показательно - владельцам бывшей "Ультры" сейчас не с руки экспериментировать с бесперспективными и рискованными форматами. На ином поле собирается играть "Медиа-Холд" Игоря Крутого, владелец двух новых станций, в ближайшее время начинающих свое вещание: их рабочие названия "Смешное радио" и "Радио-дача". Первое, очевидно, будет стремиться не повторять неудач собратьев по разговорному радиожанру и сразу поставит на беспроигрышную карту; говорят, это будет радиовариант телепередачи "Аншлаг! Аншлаг!". Концепция второго, наоборот, слишком расплывчата - видимо, станция захочет стать таким же другом для многочисленных латифундистов шести соток, каким является "Авторадио" для тех, кто сидит за рулем. И в том и в другом случае совершенно очевидно, что на рынок выводятся станции, скажем так, отнюдь не "основного" формата - сейчас, во времена завершения великого передела радиопирога, соревноваться на уже перепаханном и поделенном поле "легкой музыки всех времен и народов" было бы самоубийством для их владельцев. Успех этих новых проектов сложно предсказуем: вопрос востребованности "неосновных" форматов в данный момент далек от ясности. На наших глазах рынок FM-вещания заканчивает период первоначального накопления слушательского "капитала". Весь радиобизнес сейчас пытается повторить "эффект 'Монте-Карло'" - захват территории сменяется разработкой ее недр. В ближайшее время, чтобы удержать завоеванного слушателя на своей частоте, радиостанции вынуждены будут стать пластичнее в подборе музыкального репертуара и изощреннее в общей верстке своего эфира; упрощенно говоря, только долбить по ушам слушателя теперь бесполезно - эти уши необходимо попеременно поглаживать, пощипывать и релаксирующе массировать. Вперед в ближайшем будущем вырвутся станции с наиболее размытой эфирной музыкальной политикой, не отходящей далеко от более или менее качественного мейнстрима - так что брезгливо-испуганный слушатель, уже порядком утомленный репертуаром радио "Поп-са" или "Динамит FM", в самое ближайшее время получит некоторую передышку. Упрямым же приверженцам жесткого формата история отечественного радио скоро приготовит вылет на маргинальную обочину - в том случае, если они не найдут в себе силы хотя бы попытаться снизить скорость и вписаться в новый, но вполне закономерный поворот истории развития своей отрасли. Оборотной стороной этого процесса станет превращение радио в фабрику поп-культурного фастфуда, в котором голодному до музыки слушателю будут предлагаться химически сбалансированные, но совершенно одинаковые гамбургеры. То, что к ним он сможет самостоятельно выбирать себе соусы, - не большое облегчение. (журнал "Эксперт", переслал Василий Гуляев, Астрахань). ======================================================================= Авторское право (copyright): Московский Информационный DX Бюллетень, 2005. Проект разработан в Информационно-издательском центре "Радио-Телевидение-Связь". Все вопросы по данному проекту направляйте по адресу: rts-center@mtu-net.ru. Перепечатка и использование материалов в эфире только с разрешения редколлегии. Без предварительного согласования разрешается использование материалов данного издания в некоммерческих целях: публикации, распространяемые бесплатно; радиостанции, имеющие статус некоммерческой организации. При использовании материалов из данного издания ссылка на него обязательна. Распространяется бесплатно по электронной почте, а также в Интернете - на сервере www.internews.ru/rts. Отказ от получения следующих номеров бюллетеня направляйте по адресу: gusev@itep.ru Общий тираж электронной рассылки: 533 экз.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: radio.midxb |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||