По-прежнему сообщаю вам о начале набора в нашу Школу консультантов, занятия начнутся в мае как только наберется группа.
Для вас наша Школа Интернет-Консультантов будет полезна, если вы хотите:
- начать представлять себя в сети, как профессионал; - ведете какие-то программы, консультации и нуждаетесь в поисках клиентов; - есть личные наработки, статьи, мысли, которыми хочется поделиться с миром; - вы готовы начать создавать личный сайт и вести рассылки; - вы
имеет желание помогать подросткам, женщинам, родителям в решении их жизненных задач; - вы обладаете специфическими и ценными знаниями и готовы делиться ими с широкой аудиторией; - вы желаете обучаться и обучать других; - вы имеете потребность в самореализации!
Этот проект создан на основе уникальной и, наверное, самой "вкусной" программы Парижской Школы Гештальта (Е PG) «Гештальт и Сексуальность». Ее автор, Бриджит Мартель, известна во всем мире благодаря своему бестселлеру «Сексуальность, Любовь и Гештальт».
Участие в программе позволит исследовать глубинные аспекты собственной сексуальности, особенности своего сексуального поведения, получить инструменты для работы с темой сексуальности у ваших клиентов.
Программа состоит из трех модулей по три дня.
Темы первого модуля:
·Цикл сексуального контакта и работа с его прерываниями.
·Агрессия и сексуальность
·Сексуальные фантазии и методы работы с ними.
Второй модуль:
·Понятие нормы и патологии в сексе.
·Вопросы сексуальной идентичности и сексуальной ориентации; гомосексуальность.
·сексуальная травма, инцест, насилие.
·Позиция психотерапевта в работе с сексуальностью. Деонтология. Психотерапевт и закон.
·Телесные аспекты сексуальности; работа с телом.
Третий модуль:
·Сексуальность как экзистенциальная данность.
·Парафилии, перверсии.
·Основные сексуальные проблемы и их сопровождение.
Приглашаем к участию студентов психологических факультетов, психологов, психотерапевтов, психиатров.
ВедущаяОксана Полторак.гештальт-терапевт, ассоциированный терапевт Московского Гештальт Института, врач.
Предварительная запись и собеседование обязательны:
Так, что же происходит на приеме у психотерапевта, когда он рассказал свою, часто невеселую, историю? Итак, пациент растерян... Все известные ему способы справиться с ситуацией он уже перепробовал. И, чаще всего, знает сам, как было бы нужно в ней вести. Но не может ... и с этого “знаю как, но не получается” и начинается психотерапия.
Причину своих трудностей и проблем многие пациенты видят в других людях. И, конечно, при таком подходе просят психотерапевта научить их более тонким манипуляциям в отношениях с другими, чтобы лучше контролировать их поведение. Причем хотят гарантий в том, что неизвестные психотерапевту люди начнут вести себя так, как ему (пациенту) надо. Ничем таким психотерапия не занимается. Да и просто нереально справиться с толпой родственников и знакомых, которую пациент мысленно “приводит”
с собой в кабинет. Реальность же заключается в том, что поведение другого человека может измениться только тогда, когда меняется наше собственное. Вот это желание изменений и является предметом встречи двух личностей - психотерапевта и его пациента.
Некоторое время терапии занимает “легенда” пациента - рассказ о том, что он уже знает о себе и как к этому относится. “Фасадные” сведения о себе, обычно, не содержат ничего нового для пациента, но сам этот период чрезвычайно важен для знакомства обеих сторон. Пациент очень внимателен к реакциям психотерапевта, он оценивает насколько подходит ему сидящий напротив человек, можно ли быть с ним открытым и откровенным...
Некоторые пациенты начинают и, не получив магической формулы от одного психотерапевта, прерывают лечение, переходя к следующему. Они остаются в убеждении, что психотерапевт не понимает их случай. Бывает и так, но гораздо чаще пациенты сознательно или бессознательно хотят до некоторой степени предписать психотерапевту, как их следует лечить. Как правило, такой рецепт не предполагает их собственной ответственности и собственных стараний в процессе лечения.
Между тем врач ждет от пациента выполнения трудной работы по возвращению переживаний. И тогда наступает реакция разочарования, поскольку пациент надеялся получить от врача нечто прямо противоположное - лучший способ избегания переживаний, боли, действий. Кажется даже абсурдом, что терапия предлагает испытать пациенту то, что он непременно старается избежать. И если пациент терпеливо преодолевает реакцию разочарования не прекращая терапии, он постепенно обретает ориентацию
в терапевтической ситуации. Работа по изменению себя начинает приобретать смысл и перспективу.
Выслушивая пациента психотерапевт тоже определяет свое отношение и свои чувства к нему. Несмотря на мифы о “сверхчеловечности” психотерапевта, он все же обычный человек и пациент может быть ему симпатичным и не очень (и в этом “не очень”, если разбираться, как и от чего, может быть корень проблем пациента с другими). В контакте с пациентом психотерапевту важно быть очень внимательным, не только к нему, но и к себе (да-да!), своим чувствам и желаниям. Это самый ценный ориентир
в том, что происходит в отношениях между ними. Самое лучшее, что может дать психотерапевт пациенту в начале знакомства - это поддержку его желанию разобраться в себе и измениться, а также передать собственное ощущение ценности происходящего. Постепенно между психотерапевтом и пациентом развиваются особые, не имеющие аналогов в обыденной жизни отношения.
Внутри этой встречи вскоре проявляется то, что происходит между ними “здесь и теперь”, на терапевтической сессии. И на эти отношения очень серьезно влияет история жизни пациента, его отношения с родителями - самыми важными людьми его детства, стереотипы поведения (это, когда знаю, как нужно, а делаю, как всегда), излюбленные чувства, которые он испытывает в стрессовых ситуациях. Многие из этих паттернов поведения (термин, обозначающее совокупность характеристик) являются неосознанными
и задача психотерапевта создать условия для их осознавания.
Не получив в детстве достаточно любви и принятия, пациент может косвенным образом требовать этого от других людей (и от психотерапевта тоже), причем достаточно умело манипулировать ими для достижения своей цели. Но суть в том, что он начинает полностью зависеть от реакции этих людей и обижаться на них, если не достигает желаемого. Близким такая зависимость бывает в тягость, многие ее не выдерживают, возникают конфликты. В основе такого поведения часто лежит страх и недоверие
- пациент может быть бессознательно убежден, что любви и поддержки окружающие ему не дадут или просто “не видеть”, что ее оказывают.
Итак, психотерапевт для пациента в символическом смысле, в той или иной степени - родитель. Пациент просит у него поддержки и совета, просит научить вести себя по-другому. Позиция его по отношению к психотерапевту отличается тем, что он воспринимает его как могущественного и авторитетного человека (какими когда-то были родители для ребенка) и “не замечает” того, что отличает его от родителей.
Своим поведением, репликами и вопросами пациент бессознательно изменяет ситуацию так, чтобы психотерапевт по своим реакциям не слишком отличался от одного из родителей. И тогда психотерапевт может почувствовать себя “строгим и рассерженным отцом” пациента или на время стать “отвергающей клиентку матерью”. В их взаимодействии может появиться конкуренция свойственная пациенту в обыденной жизни (а это уже отражение отношений со старшим братом), и стремление доказать терапевту,
что он не справится. Это явление в психотерапии называется трансфером или переносом ( этот термин пришел в гештальт-терапию из психоанализа).
Для чего же анализируется в психотерапевтической сессии трансфер? Появляется очень ценная возможность понять и “проработать” ранний опыт взаимодействия с людьми, имеющими фундаментальное значение для жизни человека(родителями). Совместное изучение этих отношений может очень много дать пациенту для своей жизни, особенно если в результате пациент начинает пользоваться большим набором поведенческих реакций. Трансфер оказывает помощь пациенту в понимании и принятии своих потребностей.
Это нормально и становится стимулом для разбора отношений, чувств, которые они вызывают, желаний пациента и прямых(!), а не косвенных, способов их удовлетворения. И, тогда, пациент может честно смириться с тем, что на прямую и открытую просьбу, он рискует получить прямой и открытый отказ. Или, наоборот, согревающее его, согласие. И... обрадоваться тому, что такой путь к исполнению желаний не портит отношений, а делает их теплыми и близкими.
В том случае, когда у пациента не было возможности в детстве увидеть своих родителей идеально красивыми, умными и достойными любви, он будет склонен приписывать качества идеала психотерапевту (а в жизни - другим людям), ждать от него похвалы. А затем, естественно, разочаровываться, сердиться (ведь люди так далеки от идеала) и требовать, чтобы они соответствовали его ожиданиям. И это тоже вызывает напряжение в отношениях с людьми и конфликты.
В подобном случае, принять поддержку или недовольство от реального, а не идеального человека будет означать для пациента, что со временем он и сам сможет поддерживать и любить других людей. А его связи с ними станут глубже. Перед психотерапевтом стоит нелегкая задача, не поддаваясь соблазну быть идеалом, предстать перед пациентом именно обычным, возможно несовершенным, но реальным человеком, с которым можно строить отношения по-иному. Опыт взаимоотношений между пациентом и
психотерапевтом играет большую роль в формировании зрелой личности. Такой человек начинает лучше понимать себя и других и становится более привлекательным для окружающих - супругов, друзей, сослуживцев.
Если у вас есть тема, которую вы хотели бы со мной обсудить, приходите на форум, создавайте тему в соответствующем разделе, и будем беседовать.