Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живи как хочется!

  Все выпуски  

Как формировать и управлять событиями жизни | Почему вы живете не так, как хотите?


Здравствуйте уважаемые подписчики,

Это Михаил Казанцев, новый автор и ведущий рассылки о том, как формировать и управлять событиями жизни.

Для меня всегда было особенно интересным то, каким образом человек может влиять на жизнь, и может ли? Этому была посвящена моя диссертация, это я исследую, общаясь со своими клиентами, это описываю в своих статьях.

В сегодняшней рассылке я продолжаю цикл статей о жизни, как ситуации и о том, как каждый из нас может управлять своей жизненной ситуацией. 

 Почему? Как найти причину, почему вы живете не так, как хотите.

Источник: блог Михаила Казанцева "Процветание. Новый взгляд" 

Почему? Почему вы живете не так, как хотите|Рисунки и инфографика Михаила Казанцева

Почему я здесь? Почему я так живу?

Понимание причин делает мир предсказуемым, понятным и, почему-то, субъективно намного более безопасным! Когда мы пытаемся понять, почему мы оказались в такой ситуации или как дошли до такой жизни, нас интересуют причины. Исследованию причин и посвящена эта статья.


Напомню, что это последняя статья цикла «Как изменить свою жизнь? Шесть «волшебных» вопросов о вашей жизни».

Первая статья цикла «Законы жизни. Вашей жизни. Как понять, что из себя представляет ваша жизнь?» позволяет вам исследовать вашу жизнь, как целое. Такой взгляд необычен и, одновременно, эффективен. Находясь в обыденных жизненных ситуациях, мы никогда не видим свою жизнь со стороны и не можем воспринять ее, как систему. Материалы, изложенные в первой статье цикла, позволяют увидеть основные законы, по которым ваша жизнь взаимодействует с вами, откликается на ваши усилия и мысли.

Вторая статья «Вопрос первый: «кто» и «что»?» позволяет провести своеобразную инвентаризацию людей, процессов и вещей, которые присутствуют в вашей жизни и оказывают на нее влияние. Двигаясь по пути понимания себя и своей жизни, ставя перед собой цели, невозможно обойтись без этого простого этапа.

Третья статья "Сколько? Визуальные инструменты для анализа жизненной ситуации. Как изобразить качественные данные?" поможет вам научиться по-новому относиться к своим эмоциональным состояниям, событиям, ситуациям с помощью простых подсчетов; визуализировать цели, задачи, идеи, изменения и процессы.

Четвертая статья "Ваш жизненный сценарий в пространстве и времени. Отвечаем на вопросы «где?» и «когда?» позволяет увидеть свои жизненные сценарии, понять как и за сколько времени ваши мечты превращаются в реальность, осознать свои особенности взаимоотношений со временем, которые не очевидны на первый взгляд. В итоге, это поможет вам найти новые ресурсы для изменений, развития и процветания.

Пятая статья учит задавать вопрос "Как?". Это ключевой вопрос для осознанности своих действий, алгоритма поступков, проявления чувств и выработки решений. Этот вопрос далеко не прост. Отвечая не него мы, фактически, строим алгоритм по которому наша ситуация, большая или маленькая, должна перейти из одного состояния в другое. Если наш алгоритм неточен, мы не получим желаемого.


Эта статья цикла посвящена ответу вопрос «почему».

У него непростая репутация.

Во первых – это же детский вопрос! Когда дети его задают, взрослые на первых этапах радуются. Затем устают. Потом раздражаются. Некоторые и стукнуть могут.

А дети, требуя от родителей ответа на бесконечные «почему», просто следуют неумолимому требованию своего мозга (или сознания? чёрт их разберёт...) объяснить всё, что происходит вокруг них. А что значит объяснить? Это значит - найти причинуПонимание причин делает мир предсказуемым, понятным и, почему-то, субъективно намного более безопасным!

Обратите внимание, все, что мы видим — это следствия. Они порождены какими-то причинами. И, в дальнейшем, являются причинами дальнейших последствий.

Для нашей удивительной мозгушки, очень важно найти причину. При этом, наблюдается забавный парадокс. То, что мы воспринимаем, как причину — часто всего лишь «ярлычок». Название, пустышка, не имеющая к реальным причинам никакого отношения. Лучше всего об этом написано в замечательных книжках: «Фрикономика» и «Суперфрикономика». Там иллюзорность обыденного взгляда на причины и следствия разобрана по косточкам с массой мозговскрывающих примеров.

Каждое явление, с которым мы сталкиваемся, порождено бесконечной цепочкой причин и следствий, восходящей к «большому взрыву» или, иными словами, к моменту появления нашей вселенной.

Но длинные цепочки причин нас пугают и банально не помещаются в оперативной памяти. Поэтому, мы, в обыденной жизни, предпочитаем коротенькие отрезки из одной-двух причин. Так проще. Но не факт, что эффективнее. Такие примитивные объяснения на самом деле ничего не объясняют. Они только успокаивают наш мозг, позволяя ему верить, что «всё понятно».

Кстати, вопрос «почему» очень сильно раздражает людей тогда, когда они не знают на него ответа. Это особенно ярко проявляется в ситуациях, когда этот вопрос задают относительно того, что считается общепринятым. Реакция на него, обычно, это бешеная агрессия, явная или скрытая.

Однако, у вопроса «почему» неоднозначная репутация еще и по другой причине. Его очень часто используют для того, чтобы вербально атаковать другого человека. Вспомните сакраментальное: «Почему ты не сделал уроки?» Любой ответ на этот вопрос делает тебя жертвой-недоумком.

Оппонент, задавая вопрос «почему», отнюдь не пытается найти причину проблем. В этом контексте вопрос «почему» содержит в себе изначальную ловушку.

  • Если Вы не можете озвучить ни одной причины — вы идиот, не видящий причинно-следственных связей.
  • Если вы в своем ответе приводите одну причину, вам всегда укажут, что она несущественная, и есть еще масса более значимых причин, о которых вы, как и положено идиоту, не подумали.
  • Если вы начнете перечислять несколько причин, то вас можно бесцеремонно прервать и сказать, что это всё отговорки! И вы не можете четко выделить главное.

Но хватит про «почему», давайте вернемся к своей жизни!

Почему вы оказались в такой ситуации? Ложные объяснения и псевдопричины. Как докопаться до сути?

Когда мы пытаемся понять, почему мы оказались в такой ситуации или как дошли до такой жизни, нас интересуют причины. Но мы:

  • Не очень хорошо умеем их искать,
  • Часто удовлетворяемся формальными, ничего не объясняющими причинами,
  • Просто боимся ответить на эти вопросы честно.

Давайте посмотрим как можно визуально ответить на вопрос о причинах. И, самое главное… что эти ответы могут дать вам?


Пример 1. Как Васе стать счастливым мужем счастливой жены?

Вот Вася, наш постоянный герой, задает себе вопрос: «Почему мы с Лизой так часто ссоримся»?

У него сразу же возникает ворох ответов:

  • Она дура.
  • Она такая же, как все женщины.
  • Она меня не любит и не понимает.
  • Мы не подходим друг другу…

Почему муж и жена ссорятся?|Рисунки и инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 1

Эти ответы не о причинах. Они о формальных причинах. Точнее даже о фальшивых псевдообъяснениях.

Эти ложные объяснения никак не могут помочь понять ситуацию и, тем более, изменить ее. Они предусматривают для Васи всего два варианта поведения:

  • Терпеть.
  • Сбежать.

Как не сбежать от жены?|Рисунки и инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 2

И ничего больше!

Но Вася хочет жить своей жизнью, при этом, не портя жизнь Лизы.

Для поиска причин таких ситуаций (особенно связанных с коммуникациями и взаимодействиями) существует масса техник. Вот одна из них:

1.    Описываете, а точнее рисуете процесс, причины которого неизвестны, в виде диаграммы (волшебный вопрос «как?»).

2.    Для каждого из шагов процесса, начиная с первого, отвечаете на вопросы:

  • Почему это происходит именно так?
  • В чем причина именно такого поведения и хода развития событий?
  • Какая ценность или убеждение определяют поведение и развитие событий?

3.    Записываете и зарисовываете ответы.

4.    Не останавливайтесь на причинах «первого порядка», попробуйте пройти дальше в поиске более глубоких причин. Для этого вы можете задать вопросы из пункта 2 к ответам, которые вы записали или зарисовали на третьем шаге.

5.    Выбираете наиболее существенные причины.

6.    Анализируете и принимаете решения об изменении поведения, отношения, контекста и т.п. на основании найденных ответов.

Стартер ситуации| Визуальные инструменты анализа ситуации|Рисунки и инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 3

Здесь очень важно найти «стартер» ситуации. Тот стимул, который ее запускает. Он, обычно «прячется» за этим «стартером».

Вот наш Вася честным образом нарисовал одну из типичных схем конфликта с Лизой и задал нужные вопросы. Вот некоторые фрагменты развития его рисунка:

Общий план конфликта|Рисунки
и инфографика Михаила Казанцева|


Рис. 4 Общий план конфликта.

Первый шаг к анализу ситуации|Рисунки и инфографика
Михаила Казанцева|

Рис. 5 Первый шаг в разборе начала ссоры

На рисунке 5 Вася отражает свои ответы на вопросы о причинах происходящего. Это самый первый шаг, но он уже позволяет увидеть, что ребята существуют в «параллельных мирах». Они, каждый по-своему, правы:

  • Вася, как и любой человек должен отдыхать. И он имеет на это полное право.
  • Лиза имеет право хотеть общаться со своим мужем, быть усталой и иметь любое настроение!

Но, скорее всего, они никогда толком этого не обсуждали. Подобно огромному большинству людей, они считают друг-друга телепатами, которые умеют читать мысли и желания партнера. И очень сильно раздражаются, когда этого не происходит.

Как только вы это понимаете, можно по новому интерпретировать происходящее. И сделать соответствующие выводы.

Второй шаг в анализе ситуации|Рисунки и
инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 6. Второй шаг разбора начала ссоры

После разбора каждого шага у Васи появилось новое понимание их ситуации и он смог не только поговорить с Лизой, но и найти, вместе с ней, конструктивные шаги к минимизации семейных ссор. Немного усилий – и вот он уже без пяти минут счастливый муж счастливой жены.


Пример 2. Почему женщины иногда так несчастны в браке?

Наша Лиза тоже задалась вопросом: «Почему я живу, чувствуя себя настолько несчастной»?

Но она подошла к процессу ответа на этот вопрос с другой стороны. Она использовала технику поиска причин с помощью Concept mapping.

Для ее использования вам необходимо пересмотреть все, что вы нарисовали на предыдущих этапах и ответить себе на вопрос: «Какие три или четыре качества, параметра, сферы или процесса моей жизни являются самыми главными, определяющими в настоящее время»?

Сначала Лиза посмотрела на свои картинки и подумала о том, что ее больше всего не устраивает в текущей жизненной ситуации.

Получилось, что она больше всего страдает от:

  • Негативного эмоционального фона,
  • Постоянного ощущения усталости и «загнанности»,
  • Потери контакта с Васей.
  • Потери ощущения себя личностью.

Лиза нарисовала схему, которая состоит из четырех точек, каждая из которых обозначает одну из причин (или симптомов?) ее страданий:

Схема причин и
их симптомов|Рисунки и инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 7

Затем она начала искать с чем (с каким явлением) связана ( или от чего зависит) каждая из причин страданий. Для этого она начала задавать вопрос «почему» к каждой из причин и записала ответы. Получилась следующая картина:

Вопрос почему, как ключ к пониманию себя|Рисунки и инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 8

Она продолжила задавать вопрос «почему» к полученным ответам и фиксировать это на бумаге. Схема стала больше и сложнее:

Вопрос почему|Второй уровень сложности|Рисунки и инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 9

Но увеличилась не только сложность картины. Повысилась ее информативность, а значит и ценность. Даже если прекратить задавать вопросы, то, глядя на рисунок, уже можно многое понять и еще больше предположить.

Во первых, точкой схождения многих ответов является «пиление Васи».

Взаимоотношения мужа и жены|Рисунки и инфографика Михаила Казанцева|

Рис.10

Это действие, которое выполняет Лиза. Она во многом его контролирует. И это стоит исследовать. Лизе можно подумать и ответить:

Для чего она это делает и какого эффекта она ожидает?

  • Почему «пиление» должно привести, по ее мнению, к желаемому результату?
  • Какой эффект она получает от «пиления» в реальности?
  • Довольна ли она этим эффектом?
  • Есть ли способы достичь нужного эффекта по другому?
  • Может ли она по своему желанию прекратить «пилить» Васю или это ей неподвластно?

Отвечая на эти вопросы можно найти ограничивающие убеждения, стереотипы, старые психологические травмы и т.п. С ними уже можно работать и менять свою жизнь всерьез.

Но и это еще не все, что есть на рисунке 9. Лиза может увидеть там ответы, которые отравляют ей жизнь, но, вполне возможно, не являются истиной.

Как из рисунки извлечь правду о себе?|Рисунки
и инфографика Михаила Казанцева|

Рис. 11

Вот к этим утверждениям (с рисунка выше) желательно приложить следующие вопросы:

  • Почему я так думаю?
  • Как я об этом узнала?
  • Какое поведение Васи подтверждает мое мнение, а какое нет?
  • Что об этом говорит Вася?
  • Могу ли я это как-то проверить?
  • Что я могу сделать, чтобы это изменить?

Если отвечать честно и спокойно, то многое можно прояснить. Чаще всего выясняется, что многие из таких высказываний – плод неуверенности в себе и собственных проекций. Это тоже прекрасно можно проработать и за счет этого здорово изменить свою жизненную ситуацию.

И это еще не конец! Если присмотреться к нижней части рисунка, можно заметить что…

Некоторые вещи, портящие жизнь, во многом зависят от вас|Рисунки и инфографика Михаила Казанцева|

Рис.12

Некоторые вещи, портящие жизнь, во многом зависят от самой Лизы. И, если она хочет стать счастливой женой, она может уделить им время и внимание, а не считать себя несчастной жертвой!


Попробуйте одну или обе техники, которые описаны выше на собственных примерах. Отвечая на вопрос «почему», вы можете найти:

  • Ценности, которые для вас важны, но не реализованы в жизни в настоящий момент.
  • Относительно объективные параметры, изменив сочетание которых, вы сможете сделать шаг к жизни, которая вам нравится.
  • Найти причины происходящего и способы повлиять на них.

Если вы не сможете с первого раза увидеть новые грани своей жизненной ситуации и ее причин, не расстраивайтесь. Отложите рисунки. Сделайте паузу. Можете показать их людям, которым доверяете и рассказать о том, что у вас получилось. Такое повествование само по себе может натолкнуть вас на новые открытия.

После перерыва вернитесь и посмотрите еще раз на то, что получилось.

  • Что рисунки говорят о вас и вашей жизни?
  • Какие мысли и чувства у вас возникают?
  • Хочется ли еще что-то изменить или улучшить?
  • Стало ли что-то более понятно?
  • Все ли вы на них отразили, что хотели?
  • Не забыли ли чего-то существенного?
  • Увидели ли вы новые возможности для новой жизни?

Мне будет очень приятно и интересно посмотреть на результаты вашего визуального моделирования жизни. Вы можете:

  • Публиковать их в комментариях к статье
  • Отправлять их мне на почту: info@mkazantsev.ru

Если у вас возникнут вопросы, интересные мысли или предложения, пожалуйста, напишите. Я с удовольствием их прочитаю и отвечу вам.

На этом цикл статей о жизни, как ситуации и визуальных методах ее изменения заканчивается. Надеюсь он был для вас интересным и, самое главное, полезным.

Я рассказал и показал лишь небольшую часть безбрежного арсенала визуальных инструментов с помощью которых можно начать по новому понимать свою жизнь и менять ее. Возможно, в будущем, я снова вернусь к этой теме и мы совершим новое путешествие в визуальнось по новым и интересным маршрутам.

Удачных вам ответов и истинных причин! 


В избранное