Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология богатства

  Все выпуски  

Река жизни 2013-12-03


ВСЁ О ЖИЗНИ

Прививка от манипуляций 1

О манипуляциях человеческим сознанием сегодня наслышан даже первоклассник. Что уж говорить о психологах, одна половина которых занята составлением учебных пособий для профессиональных манипуляторов, а вторая раздает практические советы по поводу того, как от них защититься. «Меня-то им точно вокруг пальца не обвести», — самодовольно утверждает просвещенный обыватель — перед тем как угодить на крючок очередного «торговца иллюзиями». И все же избежать столь незавидной участи можно. Логика и трезвомыслие в этом случае — лучшая прививка от манипуляций.

С манипуляторами — людьми, пытающимися вызвать у нас определенное чувство, и, отталкиваясь от этого, использовать нас в своих целях, — приходится встречаться практически ежедневно. Воздействие — будь то проникновенные призывы несущих слово Божие в массы новоявленных сектантов-миссионеров или сладкие увещевания забредшего в офис работника сферы сетевого маркетинга приобрести «самый стирающий в мире» стиральный порошок — происходит в завуалированной форме. Естественно, кто ж согласится, чтобы его сознание насиловали открыто! Задача же у такого воздействия вполне конкретная: направить мнения, побуждения и цели человека в нужное манипулятору русло. Чтобы впоследствии обрести над жертвой своих «упражнений» абсолютный контроль.


Осторожно: пересадка мыслей!

Чем большее значение мы придаем поселившейся в мозгу чужой идее, тем увереннее и быстрее она приживается и развивается. Незаметно для самих себя мы начинаем думать о вещах, вчера еще нам абсолютно безразличных. Вы не ловили себя на мысли, что не можете спокойно уснуть из-за чудо-сковородки из рекламного ролика? Что в аптеке ищете глазами разрекламированную по ТВ очередную панацею, оставляя без внимания давно известные и проверенные средства? А судьба соседки с 8-го этажа, несчастной в браке с алкоголиком, тронула вас настолько, что вы уже спешите отдать несчастной застенчиво выклянченную у вас взаймы некую сумму?

Диагноз ясен: техничным манипуляторам удалось заронить в вашу голову зерно навязчивой, вернее, навязанной, идеи. Чем сильнее вы ее «думаете», «вскармливаете» своей энергетикой, тем больше эта изначально чуждая, возможно, даже враждебная вам мысль видоизменяет черты своего нового «хозяина». Последний же, в свою очередь, делает то, чего от него и хотели.

Несколько лет назад мою подругу — девицу с модельной внешностью и университетским дипломом — угораздило выйти замуж. Именно угораздило: супруг, не удосужившийся и техникум окончить, доводил бедняжку до слез придирками и унижениями. И неповоротливая де, и бесхозяйственная, и с умственными способностями, увы, не сложилось... Несмотря на хилую комплекцию и общий комплекс неполноценности, данного представителя «сильной» половины человечества шутница-природа наделила талантом манипулятора: года через полтора от умницы-красавицы осталась бледная затравленная тень с перспективой развода и долгих месяцев общения с психоаналитиком...

Этим житейским примером подтверждается основной постулат манипулятивных психотехнологий: навязанная идея становится доминирующей и постепенно изменяет человека. «Автор» устанавливает прочный контроль над личностью того, в чье сознание он «имплантировал» мысль. Тем самым он присоединяет ее носителя к себе, как новый источник энергии. Так появляются зомби.


Слоган имиджу — брат и товарищ

Как утверждают авторитетные психологи, — в частности, Светлана Солонская, — в последние годы манипулятивным технологиям, построенным на особенностях человеческой психики, уделяется пристальное внимание. Высокоэффективные разработки из сферы психолингвистики, нейролингвистического программирования, эриксонианского гипноза вмешиваются в наше подсознание. Стандартный набор приемов, которыми пользуются манипуляторы-профессионалы, основан на психологии восприятия.

Взять хотя бы один из наиболее действенных способов «промывания мозгов» — так называемое «ассоциативное связывание». «Монтируя» рекламное или пропагандистское сообщение, манипуляторы тонко рассчитывают, какие именно ассоциации оно должно вызвать у ничего не подозревающего потребителя информации. На первый взгляд, отдельно взятые газетная статья или телепередача абсолютно нейтральны, однако введенные в них незаметные детали могут направить воображение аудитории в нужную сторону — вызвав определенные ассоциации. В результате имидж товара, услуги или кандидата в депутаты формируется на уровне бессознательного. Высший пилотаж в использовании «ассоциативного связывания» — умелая подача такого рода сообщений в определенном порядке: в силу инертности человеческого мышления впечатление, полученное от предыдущего информационого блока, накладывается на следующее за ним. «Обросший» дополнительными деталями имидж (позитивный или негативный — значения не имеет) закрепляется в умах целевой аудитории.

Специалисты давно подметили: человеку свойственно доверять телеэкрану больше, чем собственным глазам и ушам. Зачем выглядывать в окно и выходить на улицу — нам и без того все покажут и расскажут. Кое-кто даже погоду узнает исключительно из Интернета: будь на улице хоть проливной дождь, продвинутый «юзер» зонтик с собой не возьмет ни за что, если виртуальный барометр показывает «ясно». Именно благодаря устойчивой иллюзии «объективности» и «достоверности» представленного на экране изображения, телевидение обладает практически неограниченными возможностями для манипулирования массовым сознанием.

Ощущая себя полноправным соучастником событий, среднестатистический телезритель вряд ли догадывается о нюансах применения таких приемов, как монтаж, ракурс, план. Умелые телевизионщики способны при помощи тщательно отобранных деталей сформировать заданный имидж любому событию.

Что уж говорить о пресловутых рекламных слоганах! Кто из нас не повторял в уме, как мантру, въевшуюся в память навязчиво-нелепую скороговорку? Среди криэйтеров и копирайтеров порой встречаются истинные таланты: их яркие, зачастую рифмованные изречения улучшают восприятие и повышают запоминаемость рекламного мессиджа. Не беда, что о технических характеристиках и вкусовых качествах разрекламированного товара нам вряд ли что-нибудь известно: при использовании в его продвижении на рынок удачного слогана в мозгу отпечатывается не только и не столько особенность конкретного продукта, сколько его идеализированный и притягательный (хоть беги и покупай) образ.

 

 

 

Задать вопрос автору рассылки

Мы во ВКонтакте vk.com/apexnumen

Мы в ЖЖapex-numen.livejournal.com


В избранное