Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология богатства

  Все выпуски  

Зеленая волна успеха 19.11.10


ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА УСПЕХА

Выпуск 19.11.2010

Центр экологии человека "Зеленая волна"

 
Вопрос - Ответ

Правда ли, что сексуальное воздержание способствует творческому росту, а распутная жизнь губит любое творчество на корню?

А.

Вытесненная сексуальная энергетика способствует творчеству, но, как всякая другая зажатая энергетика, способствует агрессивному, циничному творчеству. Примером может служить авангард и т.п. Но раскрепощенный инстинкт служит источником чистого творчества. И чем более раскрепощена личность, тем больше творческий потенциал.

Статьи

Так, вплоть до ХХ века основным способом лечения было лечение катарсисом. Древние общества нуждались в стабильности, и поэтому всякое эффективное действие, будучи раз примененным, закреплялось как норма. Любое нарушение нормы считалось грехом. Совершивший грех человек утаивал его от других, иногда до такой степени, что тайна становилась тайной и от себя. Это «бессознательное» становилось источником болезни. Высвобождение бессознательного (катарсис), которое происходило либо в дни дозволения греха (дионисии, карнавалы, ритуальные дни в древних племенах), либо в исповеди, либо на приеме у врача, давало человеку облегчение. Недостаток катарсиса, по Юнгу, это возникающая привязанность у человека к этому методу, недолговечность выздоровления, невозможность освободить слишком глубокие содержания бессознательного.
Гениальность Фрейда, согласно Юнгу, состояла в том, что он сумел сделать лечение катарсисом более эффективным. Используя привязанность (трансфер), Фрейд сумел добраться до неосознаваемых пластов психики и сделать их осознанными так, что симптомы болезни уже не возвращались. Метод Фрейда Юнг сравнивал с хирургической операцией. Но вновь возникла ситуация, когда недостаток является продолжением достоинства. Фрейд проделывает операцию, но оставляет человека с огромной раной. Когда человек обнаруживает, что «самые чистые и самые святые воззрения покоятся на темных основах», он остается в растерянности, и это ведет его к новой болезни и отчаянию. Поэтому теперь, когда темные стороны психики открыты, человека нужно убедить, что есть свет.
Адлер, ученик Фрейда, начинает лечить отчаяние (названное «комплексом неполноценности»), и способом лечения оказывается убеждение, воспитание в человеке разумной силы противостоять обстоятельствам, воспитание в человеке навыков общения с другими. Казалось бы, дальше идти некуда, и три способа лечения (катарсис, разъяснение и воспитание) сделали свое дело: сделали человека нормальным. Однако Юнг предлагает свое видение дальнейшего: «быть нормальным человеком есть самое полезное и целесообразное, что можно придумать». Однако понятие «нормальный человек», как и понятие «адаптация», является ограниченным, предлагая нечто усредненное. Приспособление является желанной целью, например, для тех, кому тяжело дается умение ладить с миром, или же для тех, кто из-за своего невроза не в состоянии вести нормальное существование.
«Нормальный человек» - идеальная цель для неудачников, для всех тех, кто находится ниже общего уровня приспособленности. Однако для людей, которые способны на большее, чем средний человек, для людей, которым совсем не трудно добиться успеха, добиться более чем скромных достижений, для них идея или моральное принуждение ничем не отличаться от «нормальных» людей является, по сути, прокрустовым ложем, непереносимой смертельной скукой, бесплодным, безнадежным адом. Поэтому, наряду с тем, что существует немало невротиков, которые заболевают из-за невозможности стать нормальными, есть и такие, которые, напротив, больны потому, что они просто нормальные...
Достижение социальной адаптации не является стимулом для людей, которым она дается с детской легкостью. То, что для одних - освобождение, для других - тюрьма43. Юнг первым открыл то, что Франкл затем назовет «ноогенным неврозом», своего рода «горе от ума». Является ли претензия современного человека на индивидуальность обоснованной? Ведь на протяжении всей истории индивидуальность рассматривалась чуть ли не как отрицание нормы. С чего, собственно, начинались болезни? С нарушения нормы, с ненормального поведения, отсюда шло чувство вины. Затем требовался катарсис, затем - «хирургическая операция» психоанализа, затем - воспитания коммуникативных способностей и т. д.
Если присмотреться ко всему процессу повнимательнее, отмечает Юнг, то становится видно, что в каждом из известных способов лечения господствует одно - трансформация. Излечения не происходит без «другого»: без аналитика, воспитателя, исповедника. Излечение - это что-то вроде «химической реакции», где встречаются два вещества и в итоге ни одно не остается тем, чем было раньше. Но если это так, то в сущности люди не могут быть одинаковыми. При взаимодействии одного одинакового с другим есть слияние, но нет трансформации. Следовательно, представления о «социальной норме» - это что-то не согласующееся с сущностью человека. «Социальная норма» - историческое явление, нужное обществу на тех стадиях развития, когда любое нарушение текущего состояния могло привести к разрушению системы. Другой аргумент в защиту индивидуальности состоял в том, что человек всегда «грешил», т. е. нарушал нормы. С какой стати ему бы это приходилось делать, если норма - сущность?
Вывод, к которому приходит Юнг, состоит в том, что каждый человек имеет индивидуальную уникальную сущность. Однако он имеет ее не как данность, а как потенцию, которую еще нужно развить в процессе индивидуализации. Индивидуальность каждого человека, по Юнгу, связана с уникальным преломлением, уникальной констелляцией архетипов социального бессознательного в психике. Мир архетипов, общий для всего человечества, преломляется каждым народом и каждым человеком по-своему. Результаты этого преломления - мифы, религии, философии, искусство, фантазии, сновидения. Чтобы научиться «читать шифры» своего бессознательного, а значит и свою судьбу, необходимо освоить опыт всего человечества. Индивидуальностью нельзя стать без того, чтобы не освоить коллективное бессознательное, а это возникает не вопреки обществу, а на его основе.

Н. Г. Валенурова, О.А. Матвейчев

 

Задать вопрос автору расслылки

Блог "Зеленая волна"

 


В избранное